Х-101/Х-102
Разработчик: МКБ «Радуга»
Длина: 7,45 м
Диаметр: 742 мм
Размах крыла: 3 м
Стартовый вес: 2200-2400
Дальность полета: 5000-5500 км
Стратегическая крылатая ракета нового поколения. Её корпус представляет собой низкоплан, однако имеет сплющенное поперечное сечение и боковые поверхности. Боевая часть ракеты весом в 400 кг может поражать сразу 2 цели на расстоянии 100 км друг от друга. Первая цель будет поражена боеприпасом, спускающимся на парашюте, а вторая непосредственно при попадании ракеты.При дальности полета на 5000 км показатель кругового вероятного отклонения (КВО) составляет всего 5-6 метров, а при дальности 10 000 км не превышает 10 м.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Топ 7 опаснейших ракет российского производства!!!.
- Военное и военно-техническое сотрудничество Беларуси со странами Чёрной Африки (Часть 3)
- Нужна ли нам противотанковая артиллерия? Часть2.
Основное отличие новой ракеты
Все проектные, опытно-конструкторские работы и изготовление нового оружия были поручены государственному центру им. Макеева, который располагается в г. Миассе (Челябинская область). Конструкторы не ограничиваются модернизацией «Сатаны», несмотря на то, что она хорошо себя проявила, и сразу решили выбрать непростой путь первопроходцев. Основная задача заключалась в том, чтобы создать боле легкий и компактный образец. Таким образом, и был задуман «Сармат» – ракета, показатели которой должны были существенно превосходить характеристики ранее стоявших на вооружении российских РВСН. Главный показатель любого баллистического снаряда заключается в его энерговооруженности, то есть отношение веса к силе, приводящей его в движение. В этой сфере и намечался существенный прорыв. «Сатана» – тяжелая 210-тонная ракета, тогда как масса «Сармат» в два раза меньше.
Жидкое топливо
Большая часть веса ракеты приходится на горючее, которое находится в ступенях. Все стратегические носители делятся на 3 главные категории:
- Тяжелые до 200 т весом (на данный момент больших пока нет).
- Средние – от 51 до 100 т.
- Легкие, весом до 50 т.
Такая градация объясняется и дальность полета: чем больше будет топлива, тем соответственно продолжительнее будет радиус действия. Например, американские «Минитмены» весят 35 т и относятся к категории легких. Относительно небольшой вес – это огромное преимущество, ведь подобные ракеты нуждаются в менее объемных шахтах, их проще прятать и перевозить. Но в то же время они почти все являются твердотопливными. И это дает огромное количество преимуществ: увеличивается срок хранения, не применяются высокотоксичные компоненты, обслуживание получается дешевле. Но проблема в том, что энергонасыщенность твердого топлива будет ниже по сравнению с жидким. Поэтому «Сармат» представляет собой ракету с жидким топливом. Пока о силовой установке ничего не известно, разве то, что ее энерговооруженность не имеет равных.
Устройство и ТТХ характеристики
Ракета «Сармат» применяет двигатель, который был создан на базе надежного двигателя НПО «Энергомаш» РД-264. По заявлению генерал-полковника С. Каракаева, главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, ракета использует шахтную систему базирования и может находиться в готовых шахтных пусковых установках. Комплекс осуществляет минометный пуск, пороховой аккумулятор давление в результате чего выбрасывает ракету из шахты на высоте 20-30 м, после чего автоматически задействует двигатель ракеты.
По первым эскизам ракеты большинство экспертов считало ее двухступенчатой. После размещения официального фото ракеты некоторые источники предположили, что ракета может быть и трехступенчатой, как классические ракеты-носители, которые выносят спутники на орбиту.
Жидкостные ракетные двигатели ступеней были «утоплены» в бак с горючим, тогда как топливные баки – несущие с совмещенными разделительными днищами. В ракете будут применяться надежные и проверенные двигатели от Р-36М, такие как РД-264 в их усовершенствованной модификации РС-99, испытание которых эффективно завершено.
Эксперт Командного военного института ракетных войск КНР Чу Фухай, считает, что будет создано две модификации ракет с различным запасом топлива для поражения целей в Западной Европе и США. Изначальный вес ракеты с целью в США – 150-200 т, дальность полета – 16 000 км, полезная нагрузка составляет 5 т. Дальность ракеты, направленной на западноевропейские страны – 9000 – 10 000 км, стартовый вес – 100 – 120 т, максимально забрасываемый вес – 10 т.
Одна ракета, по мнению экспертов, несет от 10 до 15 боеголовок (все зависит от их мощности). При доставке 10 боеголовок, мощность их составляет 750 Кт каждая. Также некоторые эксперты считают, что используются обычные боеголовки, если будут применяться маневрирующие гиперзвуковые боеголовки Ю-71, то их будет три штуки, и каждая будет весить около 1 т.
Ракета «Сармат» – не первая ракета, у которой столь разняться показатели дальности и загрузки в различных вариантах, поскольку такие показатели – связанные. Сделанные практически по одной технологии Р-36 и Р-36 орб с одним весом 180 т имеют дальности в зависимости от массы загружаемых боеголовок 10 000 км, 15 000 км и вариант «орбитальной бомбардировки».
Кроме того стоит учитывать, что помимо боеголовок, по утверждению конструкторов, существенный лимит массы будет отведен для традиционных комплексов преодоления ПРО, таких, как ложные цели. В том случае, если классические ложные цели такие как надувные имитаторы боеголовок, уголковые, пружинистые и дополнительные отражатели – имеют большой вес, то при вхождении в атмосферу имитирующие боеголовки – это квазитяжелые ложные цели, и хотя они легче боеголовок, все равно их вес довольно существенный, поскольку представляют ракету с теплозащитой, плазмогенератором, доразгонным двигателем и модулем РЭБ для свечения, имитации траектории и ЭПР боеголовки.
Устройство и тактико-технические характеристики боевого блока
По информации издания «Известия», этот боевой блок может иметь такие тактико-технические характеристики:
- максимальная скорость полета в атмосфере – 15М (при показателе средней скорости – в интервале – 5-7 километров в секунду);
- изделия работает на высоте около 100 км (это верхняя граница атмосферы планеты Земля);
- боевой блок производит маневры в атмосфере при снижении для преодоления ПРО.
«Баллистики» против «Бури»
В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.
В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.
Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.
Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.
Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.
Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.
Способы защиты
Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) предназначена для обнаружения запуска ракет противником и расчета времени и места их подлета. Она позволяет вовремя привести в боевую готовность свои МБР и нанести ответный удар.
В СПРН входят: группировка искусственных спутников Земли, которая отслеживает старт МБР; радиолокационные станции дальнего обнаружения; загоризонтные радиолокационные станции. Данной системой обладают Россия и Америка.
Стратегическая ПРО подразумевает перехват МБР противника специальной баллистической противоракетой с осколочной или ядерной боевой частью.
К концу 20-го века территориальная ПРО не создана (имеет объектовый характер).
Свое развитие система получила после выхода США из договора по ограничению ПРО в 2001 году. Была разработана противоракета GBI и ее облегченная версия PLV. Районы размещения – Калифорния, Аляска, Восточная Европа. Моделирование с перехватом GBI одиночной неманеврирующей ГЧ дало 98% шанс уничтожения.
По мнению зарубежных и российских специалистов использование ГЧ с боевыми блоками индивидуального наведения и современной системой ложных целей делает американскую противоракетную оборону бесполезной. Так из расчетов следует, что вероятность преодоления ПРОракетой «Тополь-М» — 99%.
Ракета Р-17 (8К14) «Скад-В» ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус»
Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года. Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты известная в СССР как Р-11 и 8К11, а на западе SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена.
Ракета Р-17 (8К14) («Скад-В») — видео пуска сирийской ракеты
Дальность ракеты Р-11 на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км. В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР -как Р-17 (8К14) ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы стремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметил гидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году ракета Р-17 составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».
ШПУ ракеты УР-100Н УТТХ
В дальнейшем появилась система Р-17М (9М77) (SS-1D «Скад-С») с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км. Р-11ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре-октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, потри пусковые установки, стремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.
«Скад-А» и «Скад-В» были экспортированы в страны Варшавского договора, Египет, Сирию, Ливию, Ирак и Южный Йемен, Ливия. В 1986 году в ответ на предпринятые США атаки Ливия выпустила по объектам ВМС США в Италии две ракеты «Скад В». Однако ракеты в цель не попали. 17 января 1991 года Ирак вы пустил по Тель-Авиву «Скад-В» Саддам Хусейн применил эти ракеты в ответ на развернувшуюся военную кампанию против захвата Кувейта. Хотя ракеты были снаряжены обычными зарядами, израильтяне опасались, что Ирак, который уже применял химическое оружие в ходе войны с Ираном, не использует что-нибудь еще более ужасное.
Впервые Ирак использовал «Скад-В» в войне с Ираном для ударов по Тегерану. В 1991 году за первую ночь войны в Персидском заливе в Израиле взорвались восемь ракет «Скад». Кроме того, в первую ночь Ирак произвел ракетные атаки и по Саудовской Аравии. К концу воины было выпущено 86 иракских ракет «Скад» (40 по Израилю и 46 по Саудовской Аравии). В ходе войны было уничтожено небольшое количество иракских ракет «Скад», таким образом, они все еще остаются потенциальным оружием массового поражения.
Тактико-технические характеристики ракеты Р-17 (8К14) («Скад-В»)
Длина | 11,25 м |
Диаметр | 0,88 м |
Масса | 5900 кг |
Масса заряда | 985 кг |
Виды зарядов | атомный 50 кТ, осколочно- фугасный, химический и учебный |
Минимальная дальность | 80 км |
Максимальная дальность | 180 км с атомным зарядом; 300 км с осколочно-фугасным или химическим зарядом |
Точность (КВО) | 450 м на дальности 180 км, уменьшается с увеличением дальности |
Пусковая платформа | колесная транспортно-пусковая установка МАЗ-543П 8х8 |
Вид топлива | жидкое |
Р-17 (8К14) («Скад-В») фото
Конструкция
Эскиз Р-16
Ракета Р-16 была выполнена по «тандемной» схеме, с последовательным разделением ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством четырёх разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом. Топливные баки несущей конструкции. Баки первой ступени и бак горючего второй ступени — панельной конструкции из алюминиево-магниевого сплава с поперечным и продольным силовым набором из шпангоутов и стрингеров, а бак окислителя второй ступени — из листового материала обработанного химическим фрезерованием (как на Р-14). Для обеспечения устойчивого режима работы ЖРД все баки имели наддув. При этом бак окислителя первой ступени наддувался в полёте встречным скоростным напором воздуха, второй ступени — воздухом, а баки горючего обеих ступеней — сжатым азотом из шаровых баллонов. Пять шаровых баллонов со сжатым азотом для наддува бака горючего первой ступени размещались в приборном отсеке первой ступени, между баками окислителя и горючего.
Двигательная установка состояла из маршевого и рулевого двигателей, укреплённых на одной раме. Маршевый двигатель был собран из трёх одинаковых двухкамерных блоков и имел суммарную тягу на земле 227 т. Рулевой двигатель имел четыре поворотные камеры сгорания и развивал тягу на земле 29 т. Система подачи топлива во всех двигателях — турбонасосная с питанием турбин продуктами сгорания основного топлива.
Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости, соответствовавшей заданной дальности полёта, имела аналогичную конструкцию, но была выполнена короче и в меньшем диаметре. Её двигательная установка (ДУ) во многом была заимствована от первой ступени, что удешевляло производство, но в качестве маршевого двигателя устанавливался только один блок. Он развивал тягу в вакууме 90 т. Рулевой двигатель отличался от аналогичного двигателя первой ступени меньшими размерами и тягой (5 т). Все ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И (раствор тетраоксида диазота в азотной кислоте) и горючем — несимметричном диметилгидразине (НДМГ).
Р-16 имела защищённую автономную инерциальную систему управления. Она включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй ступенях. Круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность 12 000 км составило около 2700 м. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости стрельбы.
Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От массы и соответственно мощности головной части зависела максимальная дальность полёта, колебавшаяся в пределах от 11 000 до 13 000 км.
Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН СССР. Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после её установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Чтобы его сократить, были введены четыре степени технической готовности, характеризовавшиеся определённым временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности Р-16 могла стартовать через 30 минут.
Ракетный двигатель и быстрый старт
Пороховой или твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ) экономил время на старте: ракету не требовалось заправлять перед запуском. Но жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) делал ракету дешевле и забрасывал ее дальше, чем РДТТ с той же массой топлива. Появление жидкостных ракет с ампульным хранением топлива позволило сократить время запуска МБР с ЖРД до 3–5 мин – как у ракет с РДТТ. Горючее и окислитель стали хранить в герметичных баках-«ампулах», которые заправляли на заводе-изготовителе МБР. Сейчас используются как РДТТ, так и ЖРД с ампульным хранением.
В 1960-е гг. начали применять минометный старт: МБР, подобно мине, выбрасывали пороховым аккумулятором давления (ПАД) – зарядом, заложенным в транспортно-пусковой контейнер. Ракета стартовала, не тратя топлива, и лишь в полете запускала свои двигатели – это позволило сократить количество топлива на борту, сделав ракету легче.
Испытания
Изготовление нового технического образца всегда подразумевает серьезный риск, но в случае успеха он полностью оправдывается.
Работа над этим проектом началась в 2009 году. КБ, после 2-х летних изысканий наконец-то приступило к испытаниям.
Вначале осени 2011 года окрестности космодрома Капустин ЯР пострадали от мощного взрыва. Ракета «Сармат», на которую возлагались серьезные надежды, через несколько минут после старта, рухнула на землю. Все дальнейшие пуски тоже, к сожалению, оказались неудачными.
Только через год произошел успешный запуск. В этот раз эксперты учли базовые показатели баллистики. Испытания показали, что жидкостная ракета «Сармат» способна преодолеть больше 11 000 км, при этом нести боевое отделение весом 4350 кг. Весной 2014 года Ю.Борисов (замминистр обороны) объявил о том, что все работы о разработки нового стратегического комплекса проходят плавно, по четко запланированному графику. Он считает, что новая ракета «Сармат» не будет иметь ограничений в направлении боевого использования, сможет поражать цели по траекториям, которые проходят через оба полюса планет
Это крайне важно, поскольку защищенные системы NATO не рассчитаны на подобную универсальность
Ядерный удар: русская «Синева» против американского Trident
Военный эксперт Михаил Тимошенко сравнил возможности баллистических ракет морского базирования с ядерными боеголовками – российской и американской Trident. Эксперт напомнил, что ракеты «Синева» стоят на вооружении подводных лодок проекта 667БРДМ класса «Дельфин», у американцев ракетами Trident оснащены подводные ракетоносцы типа «Огайо».
«Синева» имеет жидкостной двигатель, с его помощью можно решать сложные задачи управления и маневрирования. Ракета на жидком топливе обладает заведомо лучшими характеристиками, чем твердотопливная, это физика, и тут ничего не сделаешь», – убежден эксперт.
По оценке Михаила Тимошенко, российскую ракету можно назвать уникальной по своим характеристикам, – «Синева» весит порядка 40 тонн, а Trident – 60. При этом дальность действия «Синевы» выше, чем у американского аналога.
«Американская ракета без нагрузки улетала на 11300 километров, наша ракета с полной штатной нагрузкой – 4 блока, летела на 11500 километров, вот вам разница между конструкцией той и другой машины», – рассказал Тимошенко.
Эксперт также убежден, что точность обеих ракет примерно одинаковая, несмотря на многочисленные данные открытых источников, сообщающие обратное.
«Про Trident американцы пишут, что у него точность попадания 90-120 метров, на самом деле у «Синевы» она такое же, просто мы стандартно занижаем свою точность в открытых источниках, а американцы стандартно завышают. Им нужно перед конгрессом заявлять о своей эффективности», – пояснил Тимошенко.
Преимущество российской ракете дает и возможность полета по настильной траектории, чего нет у американской модели.
«Настильная траектория – когда ракета сразу ложится на боевую траекторию. Блоки разгоняются параллельно поверхности земли, что укорачивает время полета почти в два раза и у противника не остается времени время на перехват», – отметил военный эксперт.
По данным Тимошенко, на вооружении российского ВМФ менее десятка подводных лодок, оснащенных «Синевой», – этого количества достаточно, чтобы в случае начала конфликта нанести противнику невосполнимый ущерб, атаковав его даже прямо от пирса.
«При ответном залпе мы получаем запуск порядка 400 боевых блоков. Этого хватит, чтобы точечно уничтожить города, заводы военно-промышленных комплекса, и порты вероятного противника», – подвел итог Михаил Тимошенко. (http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201412060924-21cf.htm#)
Просмотров: 5363
Ядерный чемоданчик
Владение МБР с ядерными боеголовками налагает большую ответственность – надо исключить возможность случайного пуска ракет и начала атомной войны. Для этого были придуманы особые коды, хранящиеся в «ядерном чемоданчике». В СССР/России «ядерный чемоданчик» – это система «Чегет». Разослать коды по стартовым комплексам может только президент. На местах эти коды введут в «мозг» МБР, и два оператора смогут запустить ракету, выполняя операции параллельно, «в два ключа».
Но первый удар противника может уничтожить и президента, и «чемоданчик». Поэтому для дублирования «Чегета» в середине 1980-х гг. создали систему управления «Периметр». Ее включают в угрожаемый период, но «Периметр» не сработает, пока будет получать «удерживающие» сигналы из пункта управления Стратегическими ядерными силами. В случае отсутствия сигнала и ответа на запрос «Периметр» без участия человека запустит «управляющую» ракету, и она подаст команду на старт всем пусковым установкам страны. Включенный «Периметр» подобен зажатой в руке гранате с выдернутой чекой. Пока гранату не выпустят, взрыва не будет, но если держащий гранату человек будет убит – взрыв неизбежен. Поэтому на Западе «Периметр» называют «мертвая рука». «Периметр» сделал ответный удар неотвратимым, и это отбивало у противника желание напасть с применением ракетно-ядерного оружия.
Поделиться ссылкой
Особенности конструкции
Специально для новой ракеты КБ «Энергомаш» спроектировало двигатель РД-264, состоящий из 4-х ракетных установок РД-263 с одной камерой. Он устанавливался на первую ступень «Сатаны». Вторая ступень оснащалась однокамерным маршевым двигателем РД-0228, созданным специалистами КБ Химической автоматики, руководитель А. Конопатов.
Дальнейшее производство велось на Южмаше г. Днепропетровск. Дополнительно имеется четырехкамерный рулевой двигатель. Двигательные установки работают на несимметричном диметилгидразине с азотным тетраксидном окислителем. Промежуточный поддон разделяет бак с горючим и емкость с окислителем.
Ступени разделяются по принципу газодинамики – срабатывают разрывные болты, соединяющие части ракеты, выбрасываются газы наддува топливных баков через предназначенные для этого окна.
По корпусу проведена, защищенная кожухом, сеть кабелей и пневмогидравлическая система.
За точность стрельбы отвечает цифровая вычислительная система, установленная на борту «Сатаны». Боевое оснащение отличается повышенной надежностью, точностью попадания, ядерной безопасностью при хранении, пожаробезопасностью, стойкостью к различным видам излучений.
В случае применения потенциальными противниками ядерного удара по району базирования Р-36М, теплозащитное покрытие поможет преодолеть зараженную зону, а гамма-нейтронные датчики выключат силовую установку, но двигатели останутся в рабочем состоянии. Ракета продолжит движение вне опасной зоны и поразит намеченную ранее цель. Таким образом, «Сатана» малоуязвима для ядерных сил неприятеля и систем противоракетной обороны.
Конструкторские решения улучшили такую характеристику, как точность стрельбы в три раза по сравнению с ранее созданной Р-36. Время подготовки к пуску сократилось практически в 4 раза. Защита пусковой установки была улучшена в 30 раз.
Новая «Сатана»
К исходу второго десятилетия 21 века баллистическая ракета «Сармат» заменит «Воеводу» – «Сатану», которая выполняет задачу гаранта возмездия. В соответствие времена количество РС-20В превышало 3 сотни, сейчас их 52. На всех из них установлено 10 боевых частей, итого 520 боеголовок (по 750 килотонн тротилового эквивалента) – это почти третья часть всего морского и наземного стратегического оборонного потенциала.
Вес «Воеводы» – больше 200 тонн. Ядерный потенциал РФ обновляется, в 2015 году РВСН получат 500 новых комплектов других видов, но им придется производит другие задачи. Как правило, это мобильные установки, которые дежурят в оперативных районах.
«Сатана» страшна 2 своими важными возможностями: огромной разрушительной силой и способностью быстрого прохождения рубежей ПРО. Каждый такой носитель может превратить целый мегаполис с окрестностями и промышленный район в реактивную пустыню. Предполагается, что ракета «Сармат» заменит мощный в мире носитель приблизительно в момент его достижения 30-ти летнего возраста, что для МБР весьма почетно.
Р-16 (8К64) — межконтинентальная баллистическая ракета
Ракета Р-16 представляла собой первую межконтинентальную ракету на хранимом жидком топливе. Продолжая свою линию, ОКБ-586 в конце 50-х —начале 60-х годов разработало двухступенчатую ракету, которая выгодно отличалась от первой МБР Р-7 по всем боевым, эксплуатационным и стоимостным показателям. Постановление «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (8К64)» было принято Советом Министров СССР 17 декабря 1956 г. Головным разработчиком было определено ОКБ-586. Летно-конструкторские испытания должны были начаться в июне 1961 г.
Р-16 представляла собой двухступенчатую ракету с поперечным делением ступеней и моноблочной головной частью. Двигательная установка первой ступени включала маршевый ЖРД, состоявший из трех двухкамерных двигателей (аналогичных ЖРД, использовавшимся на ракете Р-14) и четырехкамерного рулевого двигателя. Поворотные камеры сгорания рулевого двигателя размещались на внешней поверхности под обтекателями, которые также выполняли роль аэродинамических стабилизаторов. На второй ступени был установлен один двухкамерный ЖРД, отличающийся от двигателей первой ступени большей длиной сопла, и четырехкамерный рулевой ЖРД. Для Р-16 разрабатывались три варианта головной части, имевшие разные тротиловые эквиваленты и массы и предназначавшиеся для стрельбы на разные дальности. Все головные части имели форму конуса, затупленного по полусфере. Разведение ГЧ и второй ступени после отделения осуществлялось за счет торможения ступени специальными твердотопливными ракетными двигателями.
Ракета запускалась со стационарного наземного стартового комплекса «Шексна-Н», в состав которого входили два открытых стартовых устройства, командный пункт и хранилище топлива.
Огневые стендовые испытания первой и второй ступеней Р-16 начались в августе 1960 г. Летные испытания проходили на 5-м НИИП (Байконур). Первый пуск в рамках ЛКИ должен был состояться 24 октября 1960 г. Однако при повторной подготовке к пуску после неудавшейся накануне попытки, в ходе проведения работ на заправленной ракете произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени. В результате возникшего пожара погибло около 100 человек.
Летные испытания были возобновлены 2 февраля 1961 г. и проходили до конца 1961 г. В том же году первый ракетный полк с ракетами Р-16 был поставлен на боевое дежурство, а ракета Р-16 принята на вооружение.
В мае 1960 г. одновременно с началом работ по созданию унифицированных ракет Р-12У и Р-14У, была начата работа по созданию ракеты Р-16У и шахтного стартового комплекса «Шексна-В». Комплекс «Шексна-В» включал в себя три ШПУ расположенные в линию на расстоянии 60 метров друг от друга,4 подземный командный пункт и хранилище топлива. Шахтные пусковые установки были выполнены по принципу «двойного стакана» и имели глубину 45.6 м, внутренний диаметр 8.3 м и внутренний диаметр пускового стакана 4.64 м.а
Летные испытания ракеты Р-16У в варианте наземного старта проходили с 10 октября 1961 г. по февраль 1962 г. Летные испытания шахтного варианта начались в январе 1962 г. Первый пуск ракеты из ШПУ состоялся 13 июля 1962 г.а Ракета Р-16У в варианте наземного базирования была принята на вооружение 15 июня 1963 г. а в варианте шахтного базирования — 15 июля 1963 г. (одновременно с Р-12У и Р-14У).
Первые три полка с ракетным комплексом Р-16 наземного базирования заступили на боевое дежурство 1 ноября 1961 г. первый полк с комплексом Р-16У шахтного типа —5 февраля 1963 г.
С 1961 по 1965 г. было развернуто 186 открытых и шахтных пусковых установок ракет Р-16 и Р-16У (большей частью открытых). Ракеты Р-16 и Р-16У были сняты с вооружения в 1976 г.
Тактико-технические характеристики ракеты Р-16
Организация-разработчик | ОКБ-586 |
Изготовитель | завод № 586 (г. Днепропетровск) |
Летные испытания | 24 октября 1960 г.-декабрь 1961 г. |
Постановка на дежурство | 1 ноября 1961 г. |
Принята на вооружение | 20 октября 1961 г. |
Количество ступеней | 2 |
Топливо | хранимое жидкое |
Тип пусковой установки | Р-16 наземная ПУ;Р-16У наземная ПУ, шахтная ПУ «Шексна» с газодинамическим стартом |
Количество и мощность боевых блоков | 1 х5 Мт; два варианта-1хЗ Мт или 1хб MTd |
Масса головной части / забрасываемый вес | 1475-2175 кг |
Максимальная дальность | 11000-13000 км |
Система управления | автономная инерциальная |
Точность | КВО 2.7 км; ПО 10 км (соотв. КВО 4.3 км) |
Стартовая масса | 140.6 т |
Масса топлива | 130т |
Окислитель | АК-27И |
Горючее | НДМГ |
Тяга ДУ (ур. моря/вакуум) | 2554 / 3040 кН (первая ступень),751.5 / 949 кН (вторая ступень) |
Удельный импульс (ур. моря/вакуум) | 2420 / 2840 м/с (первая ступень), 2370 / 2870 м/с (вторая ступень) |
Время подготовки к пуску | от нескольких часов до нескольких десятков минут в зависимости от степени готовности |