Р-11 – 8А61, Р-11М – 8К11 – SS-1B SCUD-A

История

Первые советские управляемые жидкостные ракеты, разработанные на основе немецкой А-4 (Фау-2) стали поступать на вооружение с начала 1950-х годов. Они имели существенный недостаток — в качестве окислителя у них использовался жидкий кислород. С одной стороны, это не позволяло поддерживать готовность ракеты к пуску продолжительное время (вследствие испарения кислорода и необходимости постоянной его дозаправки); а с другой стороны, ставило в зависимость стартовые подразделения от кислорододобывающих заводов, что сковывало их мобильность и повышало уязвимость.

Кроме того, весьма ненадёжным был и сам процесс запуска «спиртовых» ракет: так как компоненты топлива (спирт и жидкий кислород) не являются самовоспламеняющимися, то для запуска двигателя необходимо вводить в сопло специальное «зажигающее устройство» (деревянную конструкцию с магниевой лентой), при поджиге которого производится пролив из двигателя спирта и кислорода.

Поэтому, в 1950 году согласно постановлению правительства были начаты научно-исследовательские работы по теме «Н2» с целью изучения возможностей создания баллистических управляемых ракет большой дальности на высококипящих компонентах топлива. При этом были использованы немецкие наработки по ракете «Вассерфаль» (Wasserfall).

Использование энергоёмких компонентов ракетного топлива (основное горючее — светлые нефтепродукты, окислитель — «меланж» на основе концентрированной азотной кислоты, пусковое горючее, самовоспламеняющееся при контакте с окислителем, «продукт Самин» — аналог немецкой жидкости «Тонка») и вытеснительного (давлением сжатого газа) способа подачи компонентов топлива в жидкостный ракетный двигатель позволило значительно сократить массо-габаритные характеристики новой ракеты и её стоимость, а также значительно увеличить время нахождения ракеты в высших степенях готовности.

Ракета Р-11, разработанная по результатам этих исследований, обеспечивала такую же дальность стрельбы, что и Р-1, но имела в 2,5 раза меньшую стартовую массу (однако при этом пришлось снизить и вес боевой части).

Эксплуатация

Принципы боевого применения, а также система подготовки и обслуживания ракет Р-11 практически мало отличались от Р-1 и Р-2. Соответственно сходной была и штатная структура стартовых и технических подразделений.

В первых ракетных формированиях основной тактической единицей был отдельный ракетный (инженерный) дивизион (ордн). По три ракетных дивизиона (в некоторых соединениях — два или четыре) входили в состав ракетных соединений — инженерных бригад РВГК (ранее — бригад особого назначения РВГК). После передачи части таких формирований в состав РВиА Сухопутных войск СССР, с 1958—1959 годов эти соединения стали называть ракетными бригадами (рбр).

Каждый ордн в своем составе имел батарею управления, три стартовые батареи, техническую и парковую батареи, а также подразделения обеспечения, необходимые для ведения самостоятельного хозяйства.

В 1956—1957 годах 233-я инженерная бригада РВГК (в последующем 233-я рбр), дислоцированная в г. Клинцы (в 1958 г. передислоцирована в ГСВГ) была перевооружена с Р-1 на Р-11. В сентябре 1957 года с 15-м ордн из состава 233-й бригады было проведено опытное тактическое учение с пусками 9 боевых ракет (учения проводились на фоне армейской наступательной операции). Учения показали, что дивизион очень громоздок (более 152 крупногабаритных машин), имеет малую манёвренность и подвижность, на марше растягивается в очень длинную, плохо управляемую колонну. Тогда и встал вопрос о нецелесообразности иметь в дивизионе техническую и парковую батареи (в последующем, в 1959 году, часть их функций была передана в специально сформированную техническую батарею бригады, а в дивизионе остался только ракетно-технический взвод).

После передачи 77-й, 90-й и 233-й инженерных бригад РВГК, имевших на вооружении Р-11, в состав сухопутных войск, Директивой ГШ ВС предписывалось в военных округах и группах войск с 1958 года начать поэтапное формирование армейских и фронтовых ракетных бригад. К тому времени на вооружение уже стала поступать ракета Р-11М (8К11), и перевооружённые и вновь формируемые ракетные бригады получили статус ракетно-ядерных формирований в составе сухопутных войск.

Individual evidence

  1. Zaloga Steven, Laurier Jim & Ray Lee: Scud Ballistic Missile Launch Systems 1955-2005 . 2006. p. 4.
  2. ↑ Schmucker Robert & Schiller Markus: Missile Threat 2.0: Technical and Political Basics . 2015. p. 278.
  3. ^ Zaloga Steven, Laurier Jim & Ray Lee: Scud Ballistic Missile Launch Systems 1955-2005 . 2006. p. 7.
  4. ↑ Duncan Lenox: Jane’s Strategic Weapon Systems, Edition 2001. 2001. pp. 131-134.
  5. ^
  6. ^ Schmucker Robert & Schiller Markus: Missile Threat 2.0: Technical and Political Basics . 2015. p. 281.
  7. Schmucker Robert & Schiller Markus: Missile Threat 2.0: Technical and Political Basics . 2015. p. 280.
  8. Zaloga Steven, Laurier Jim & Ray Lee: Scud Ballistic Missile Launch Systems 1955-2005 . 2006. p. 5.
  9. ↑ Podvig: Russian Strategic Nuclear Forces . 2004. pp. 309-312.
  10. Zaloga Steven, Laurier Jim & Ray Lee: Scud Ballistic Missile Launch Systems 1955-2005 . 2006. p. 10.
  11. Zaloga Steven, Laurier Jim & Ray Lee: Scud Ballistic Missile Launch Systems 1955-2005 . 2006. p. 9.
  12. Schmucker Robert & Schiller Markus: Missile Threat 2.0: Technical and Political Basics . 2015. p. 284.

На вооружении

  •  СССР

    • 233-я инженерная бригада РВГК — сформирована в период июль-ноябрь 1954 года в г. Клинцы, Брянской области в составе 4-х дивизионов (два дивизиона с Р-1 (8А11) и два с БМД-20), в период с марта по июль 1959 выполняла пуски Р-11 и Р-11М на 4 ГЦП;
    • 77-я инженерная бригада РВГК, сформирована в июле 1953 года в с. Капустин Яр, 16 октября 1953 года передислоцирована в п. Новые Белокоровичи Житомирской области (Прикарпатский военный округ). На Р-11 бригада перевооружена в 1955 году, в августе 1958 года 77 ибр была передана из подчинения заместителя Министра обороны СССР по специальному вооружению и ракетной технике в состав Сухопутных войск и передислоцирована в ГСВГ. Бригада стала именоваться 23-й ракетной бригадой. Выполнила на 4 ГЦП 5 пусков в августе и 2 пуска в октябре 1959 года. В начале 1960-х годов 23 рбр перевооружена на ракетный комплекс с гусеничной ПУ 2П19 и ракетой 8К14. Дислоцировалась в г. Кёнигсбрюк;
    • 90-я инженерная бригада РВГК, проводила пуски Р-11 и Р-11М на 4 ГЦП в марте-июле 1959 года;
    • 199-я гвардейская ракетная бригада (сформирована в 1960 году на базе 199-й инженерной бригады), в период с марта по июль 1959 года, как 199 ибр, проводила пуски на 4 ГЦП;
    • 159-я ракетная бригада (сформирована в 1958 году на территории 233-й инженерной бригады в г. Клинцы без получения техники, после чего передислоцирована в г. Тахиа-Таш Туркестанского военного округа, где в 1959 году третий дивизион получил на вооружение Р-11М. В том же году бригада без третьего дивизиона была вновь передислоцирована в г. Кировоград Киевского военного округа и в 1960 году была полностью доукомплектована техникой ракетного комплекса Р-11М. В 1963 году бригада перевооружена на Р-17 и вновь сформирован третий дивизион)
    • 153-я инженерная бригада, в период с сентября по декабрь 1959 года выполнила 19 пусков на 4 ГЦП;
    • 164-я инженерная бригада, в декабре 1959 года выполнила 4 пуска на 4 ГЦП;
    • 106-я ракетная бригада; 403 ордн из её состава совместно с контрольной группой 60-го учебного ракетного центра Сухопутных войск в период с 4 по 11 октября 1968 года выполнил десять пусков ракеты 8К11 в в/ч 03080 в Приозёрске (с целью испытаний огневого комплекса системы С-200)
  •  Венгрия, состоял на вооружении 5-й отдельной ракетной бригады (MN 1480) «Тапольца» (венг. Tapolca) сформированной в 1963 году — в том числе в 1970-е годы (в середине 1970-х гг. перевооружена на РК 9К72)
  •  ГДР, состоял на вооружении:

    • 5-й ракетной бригады «Bruno Leuschner» (Демен)
    • 3-й ракетной бригады «Otto Schwab» (Таутенхайн);
  •  ПНР, состоял на вооружении:

    • 3-й Варшавской оперативно-тактической ракетной бригады (Бедруско  (польск.) (рус.)
    • 2-й Померанской оперативно-тактической ракетной бригады (г. Хощно)
    • 18-й Померанской оперативно-тактической ракетной бригады (г. Болеславец)
    • 32-й Померанской оперативно-тактической ракетной бригады (г. Ожиш)
  •  Румыния, состоял на вооружении:

    • 32-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Текуч)
    • 37-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Инеу)
  •  Чехословакия, состоял на вооружении:

    • 311-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Йинце  (англ.) (рус.)
    • 321-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Рокицани)
    • 331-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Йичин)
  •  Болгария, состоял на вооружении:

    • 46-й ракетной (артиллерийской технической) бригады (г. Самоков) — в 1975 году бригада была первооружена на комплекс 9К72
    • 56-й ракетной бригады (Марино-Поле) — расформирована в 1989 г.
    • 66-й ракетной бригады (Ямбол) — в 1975 году бригада первооружена на комплекс 9К72

Модификации

Р-11М

Верхняя часть Р-11М, военно-исторический музей Самары

Р-11М (Индекс ГРАУ — 8К11, по классификации МО США и НАТО — SS-1b Scud-A) — вариант Р-11 модернизированный в части возможности установки на ракету головной части в ядерном снаряжении.

Зависимость времени полёта ракеты 8К11 и характеристик рассеяния от дальности
Дальность, кмВремя полёта ракеты, сек.Среднее отклонение
в продольном направлении, кмв боковом направлении, км
601940,40,3
742060,40,3
1002250,50,4
1502590,60,5
2002910,60,6

Из-за своих массо-габаритных характеристик ядерные заряды, производимых в СССР в то время, не могли быть использованы в фугасной боевой части ракеты Р-11. Поэтому, масса разработанной для ракеты 8К11 ядерной боевой части 3Н10 составила 950 кг, вследствие чего уменьшилась максимальная дальность ракеты до 150 км.

В боевой части 3Н10 был использован заряд имплозивного типа на основе конструкции заряда РДС-4 с применением в качестве ядерного горючего только урана-235. Для инициирования цепной реакции использовался внешний импульсный нейтронный источник. Боевые части 3Н10 оснащались зарядами различной мощности: 10, 20 и 40 килотонн.

В сентябре 1961 года на Новой Земле в рамках учения «Волга» проводились пуски ракет со штатными боевыми частями в ядерном снаряжении.

10 сентября 1961 года мощность взрыва составила 12 кт (что было выше рассчитанной), а 13 сентября 1961 года мощность взрыва составила только 6 кт (ниже рассчитанной), однако, заряд был взорван на заданной высоте и все мишени были уничтожены, а боевое поле получило высокую степень заражения, фоновые значения радиации восстановились только к 1977 году.

Основные весовые и габаритные данные ракеты 8К11
ПараметрЗначение
Длина ракеты от опорных пят до вершины наконечника головной части10 344 мм
Диаметр ракеты880 мм
Размах стабилизаторов1800 мм
Вес незаправленной ракеты1990,1 кг
Вес заправленной ракеты при температуре +15 °С5409,6 кг
Вес топлива и воздуха3419,4 кг

Р-11ФМ

Р-11ФМ в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи

Р-11ФМ (индекс — 8А61ФМ) — морская модификация ракеты Р-11 для надводного пуска с подводных лодок, имевшая максимальную дальность 250 км и принятая на вооружение ВМФ. Разрабатывалась СКБ-385 В. П. Макеева.

Р-11МУ

Р-11МУ (индекс ГРАУ — 8К12) — проект усовершенствованной ракеты Р-11М разрабатывавшийся СКБ-385 по постановлению правительства вышедшему весной 1957 года. При разработке планировалось переработать КД на ракету с учётом накопленных к этому времени опыта серийного изготовления и предложений по улучшению технологичности изготовления, а также внедрить в бортовую систему управления дублирование электрических цепей и ряда элементов. Остальные элементы конструкции ракеты, а также наземное оборудование планировалось без изменения заимствовать от Р-11М.

В июне 1957 года В. П. Макеев назначил ведущим конструктором по Р-11МУ Ю. Бобрышева. В процессе работ по проекту, ввиду увеличения массы дублированной СУ, встал вопрос по обеспечению заданной дальности стрельбы в 150 км. В результате поиска решения этой проблемы, было решено установить ЖРД с турбонасосным агрегатом (ТНА), обладающий более высокой удельной тягой. В результате поиска такого двигателя в ноябре 1957 года, конструкторами было решено использовать ЖРД С3.42 разработки ОКБ-3 Д. Д. Севрука, обеспечивающим, по расчётам, дальность стрельбы до 240 км.

В декабре 1957 года предложения конструкторов СКБ-385 по новой ракете были одобрены В. П. Макеевым. После проработки компоновки, пневмогидравлической схемы новой ракеты и проведения основных расчётов, в январе 1958 года, после посещения ОКБ-1 Макеевым с группой конструкторов СКБ-385, было получено одобрение С. П. Королёва.

1 апреля 1958 года, после согласования вопросов по новой ракете с ГАУ, было подписано постановление ЦК КПСС и правительства № 378—181 о разработке в СКБ-385 новой ракеты Р-17 с дальностью стрельбы от 50 до 240 км. Работы по проекту Р-11МУ были прекращены.

Р-11А

На базе Р-11 была создана геофизическая ракета Р-11А пуски которой осуществлялись на Новой Земле по программе Международного геофизического года в 1958 году.

Ракета Р-11ФМ

Работы по использованию баллистических ракет дальнего действия в качестве вооружения кораблей Военно-Морского Флота решили
начать с оснащения ими дизельной подводной лодки (ПЛ), главным конструктором которой был Н.Н. Исанин. Необходимо было
переоборудовать выбранную ПЛ для размещения на ней специально доработанной в ОКБ-1 ракеты типа Р-11, которая получила
название Р-11ФМ и стала первой боевой ракетой, приспособленной для запуска из пусковых установок ПЛ.
В качестве основного приняли вариант пуска ракет Р-11ФМ из надводного положения ПЛ, для чего нужно было поднять
специальную пусковую установку с полностью заправленной ракетой из шахты ПЛ до уровня боевой рубки и удерживать
ее там в вертикальном положении до пуска.

Основные характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(азотная кислота АК-20И, керосин Т-1,
смесь ТГ-02, газ ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

150

5440

967

3393

8260

Принятый вариант позволял обойтись без коренной переделки
конструкции ПЛ и ограничиться только доработкой на верфи
мест, связанных со спецификой размещения ракеты на ПЛ. Требовались
также серьезные изменения в бортовой части системы управления
ракеты (прием исходных данных на пуск из навигационной системы
ПЛ).
При испытаниях на полигоне намечались пуски с неподвижного,
а затем со специального качающего стенда. Основная цель
этих испытаний состояла в отработке системы крепления ракеты
Р-11ФМ с подвижными захватами.
Результаты проведенных на полигоне испытаний позволяли сделать
вывод о возможности морских испытаний ракеты Р-11ФМ совместно
с ПЛ.

Первый успешный пуск ракеты Р-11ФМ с ПЛ Б-67 под командованием капитана 2-го ранга Ф.И. Козлова выполнен в Белом море 16
сентября 1955 года в 17 час 32 мин.
Затем провели эксплуатационные испытания комплекса: “ПЛ – ракета Р-11ФМ” на Северном флоте
в августе – октябре 1956 года. Подводной лодкой Б-67 командовал И.И. Гуляев. На морских испытаниях на борту подводных лодок
находился С.П. Королев.
Программой намечался отстрел ракет, имеющих различные сроки хранения. После длительных испытаний прошли три успешных пуска
ракет: первый – 12 сентября 1956 года после 37 суток хранения ракеты Р-11ФМ на ПЛ и два пуска 3 октября 1956 года после
82 и 47 суток хранения.
Последний этап испытаний проводился в марте – мае 1958 года. На заключительный пуск ракеты с ПЛ пригласили заместителя
Главнокомандующего ВМФ адмирала П.Е. Владимирского, Главного маршала артиллерии М.И. Неделина, также командующих флотами
и флотилиями, которые наблюдали пуск ракеты с корабля, идущего параллельным курсом с ПЛ. Ракета Р-11ФМ принята на вооружение ВМФ 20 февраля 1959 года.
С 1955 года начались исследования по подводному старту ракеты. Эти работы поручили ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Е.В.
Чарнко). В октябре 1956 года начались эксперименты на Черном море. Первый старт ракеты-макета Р-11ФМ, оснащенной РДТТ вместо
ЖРД, из-под воды был проведен 26 декабря 1956 года с глубины 30 м из стартовой шахты, установленной на погруженной платформе.
В 1955 году техническую документацию на ракету Р-11ФМ передали в СКБ-385, а оснастку и материальную часть – на завод 385
для серийного производства ракет Р-11ФМ. По инициативе С.П. Королева 11 марта 1955 года Главным конструктором ОКБ-385
был назначен В.П. Макеев, ранее работавший ведущим конструктором ракеты Р-11.

Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус»

Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К-14 (Р-17) предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника. Дальнейшая модернизация ракет Р-11М показали нецелесообразность использования вытеснительной системы подачи топлива для повышения удельной тяги двигателя. Малый запас тяги двигателя не позволял повышать запас компонентов ракетного топлива (а значит и общую массу ракеты), при этом дальнейшее повышение давления в баках также было невозможным из-за достижения предельного значения.

Наилучшим вариантом решения проблемы было использование двигателя с турбонасосной системой подачи топлива. Кроме того, турбонасосный агрегат обеспечивал лучшую «управляемость» двигателя (за счет точной регулировки тяги), а значит, появилась реальная возможность повысить точность ракеты по дальности.

К 1957 году в ОКБ-3 НИИ-88 главного конструктора Д.Д. Севрука был разработан ЖРД с ТНА С3.42, который мог быть использован в ракетах с габаритами Р-11, при этом гарантировал достижение максимальной дальности около 240 км.

По предложению инициативной группы главным конструктором СКБ-385 В.П. Макеевым было принято решение подготовить до 10 января 1958 г. проектный чертеж компоновки, пневмогидравлическую схему и основные расчеты новой ракеты. В ОКБ-1

С.П. Королев поддержал этот проект, благодаря чему эта идея также нашла поддержку и в Главном артиллерийском управлении (ГАУ). Постановлением ЦК КПСС и правительства№ 378 -18 1 от 1 апреля 1958 г. СКБ-385 поручалась разработка ракеты Р-17 (с турбонасосной системой подачи топлива) с дальностью стрельбы от 50 до 240 км.

Новой ракете Р-17 в ГАУ был присвоен индекс 8К14. Ведущий конструктор — Ю. Бобрышев. Ведущим по изделию от МО назначен подполковник А.В. Титов, а по системе управления подполковник П.В. Захаров. Для ускорения процесса разработки комплекса массогабаритные характеристики новой ракеты были выбраны близкими к Р-11М. Таким образом, обеспечивалась возможность частично использовать в составе нового комплекса агрегаты наземного оборудования от ракеты 8К11.

Несмотря на внешнюю схожесть Р-17 с Р-11М,

конструктивно эти ракеты имеют мало общего: фактически была полностью изменена компоновочная схема, разработана более совершенная система управления, использована принципиально иная пневмогидравлическая система, метод заправки компонентами ракетного топлива и прочее.

В процессе работы над ракетой Р-17 в ОКБ-5

(во главе с главным конструктором А.М. Исаевым) был разработан новый двигатель с улучшенными характеристиками. Благодаря более высокой тяге нового двигателя удалось повысить максимальную дальность ракеты.

Первый испытательный пуск ракеты Р-17 состоялся на полигоне Капустин Яр 12 декабря 1959 года.

На первом этапе разработки опытные образцы ракет изготавливались на Златоустовском машиностроительном заводе, однако на втором этапе летных испытаний изготовление изделий (а впоследствии и серийное производство) было передано на Воткинский механический завод (№ 385), который уже выпускал Р-11М (8К11).

На начальном этапе разработки ядерной боевой части предполагалось использовать в корпусе 8Ф14 заряд мощностью 5 килотонн (боевая часть 407А14), аналогичный тому, что использовался в авиабомбе 407Н, которая разрабатывалась в то же время. Однако впоследствии был разработан более мощный заряд (10 кт) с лучшими массогабаритными характеристиками и на вооружение была принята боевая часть 269А в том же корпусе (8Ф14).

Для транспортировки и запуска ракет было разработано гусеничное шасси 2П19 на базе ИСУ-152, внешне похожее на стартовый агрегат 2У218 ракеты Р-11М.

Четыре гусеничных стартовых агрегата 2П19 с ракетами Р-17 приняли участие в военном параде по Красной площади 7 ноября 1961 года.

24 марта 1962 года постановлением Совмина СССР ракета Р-17 была принята на вооружение Советской Армии.

Литература

Задача особой государственной важности : Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.) : сб. док. / сост.: В

И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М. : РОССПЭН, 2010. — 1207 с. — ISBN 978-5-8243-1430-4.

Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1918-2002 / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2003. — 544 с. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-0949-4.

Постников А. Г. Титов А. А. Первая оперативно-тактическая ракета Сухопутных войск: история создания и принятия на вооружение. // Военно-исторический журнал. — 2021. — № 11. — С.54—63.

definition – Р-11ФМ

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Р-11ФМ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Р-11ФМ
Общие сведения
Страна СССР
Индекс8А61ФМ
НазначениеБРПЛ
РазработчикГРЦ
Основные характеристики
Количество ступеней1
Длина10,3 м
Диаметр88 см
Стартовая масса5500 кг
Забрасываемый вес975 кг
Вид топливакеросин
Дальность полета150 км
Тип головной частиядерная, неотделяемая
Количество боевых блоков1
Мощность заряда10 кт
Система управленияинерциальная
Способ базирования611АВ
История запусков
Состояниеснята с вооружения в 1967
Принята на вооружение1959

Р-11ФМ (индекс 8А61ФМ) — первая советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках (БРПЛ) проектов и .Разработана в ОКБ-1.

История создания

5 января 1954 года было проведено техническое совещание Главных конструкторов ракетного комплекса подводной лодки и стенда для отработки морского старта. А 26 января принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением».

Ракета Р-11ФМ разработана под руководством С. П. Королёва на базе ракеты Р-11. Пуск ракеты предполагался из надводного положения, для запуска требовалось поднять полностью заправленную ракету из шахты и удерживать ее там до старта.

Испытательные пуски проводились на полигоне Капустин Яр. Первые три пуска были выполнены в сентябре-октябре 1954 года с неподвижного стенда, имитирующего внешние обводы подводной лодки.

Следующие 11 пусков были выполнены с качающегося стенда в мае-июле 1955 года. На стенде имитировались бортовая качка (до 12°) и рыскание по курсу (до 4°) — параметры соответствовали шторму в 4 балла.Девять ракет достигли цели.

Пусковой комплекс Д-1 (С1.1372) был разработан в отделе № 7 ОКБ-1. Пусковая установка обеспечивала подъем ракеты на верхний срез шахты и её удержание при качке и во время старта. В комплекс пусковой установки входили устройство горизонтальной амортизации, поворотный пусковой стол для грубого наведения по азимуту от 0 до 180°

11 сентября 1955 года первая подводная лодка с баллистическими ракетами Б-67 была принята в состав ВМФ. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября на борт была загружена ракета. В 17:32 16 сентября 1955 года в Белом море был проведен первый успешный запуск баллистической ракеты Р-11ФМ с экспериментальной подводной лодки Б-67 (проект 611В) Северного флота под командованием капитана II ранга Ф. И. Козлова. Во время запуска (а также двух последовавших в октябре 1956 года) главный конструктор С. П. Королев находился на борту подводной лодки.Королёв считал своё личное присутствие необходимым, чтобы почувствовать ограниченное пространство, динамику перехода из надводного положения в подводное и обратно, поведение на волне и другие особенности подводного плавания.

В 1955 году документация на ракеты Р-11, Р-11М и Р11-ФМ, дальнейшая разработка и постановка на серийное производство были переданы в СКБ-385, а 11 марта 1955 года, по рекомендации С. П. Королева, главным конструктором СКБ-385 был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.

Государственные испытания

В 1957 году был завершен выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ и стартовый комплекс, согласованы вопросы размещения на подводных лодках проектов АВ-611 и 629, проведены летно-конструкторские испытания серийной ракеты с качающегося стенда (4 пуска). Председателем госкомиссии был Г. М. Табаков, техническим руководителем — В. П. Макеев.

Затем последовали государственные летные испытания. Председатель госкомиссии был назначен командующий Северным флотом вице-адмирал А. Е. Орел, а техническим руководителем — В. П. Макеев. Были выполнены 5 пусков с подводной лодки проекта АВ-611. 20 февраля 1959 года по результатам испытаний ракета была принята на вооружение.

Эксплуатация

Всего с 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 — из-за ошибок личного состава, 3 — по причинам отказа систем ракет, 8 — причины определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.

Носители

Основная статья: Подводные лодки проекта 611

В боевой состав ВМФ были введены пять дизельных подводных лодок проекта 611АВ с ракетами Р-11ФМ. Главный конструктор — Н. Н. Исанин. Это была первая морская группировка системы стратегического вооружения.

Файл:Agm119 penguin.gifЭто незавершённая статья о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Сравнительная характеристика

Баллистические ракеты 1-го поколения

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения
Наименование ракетыР-1Р-2Р-5МР-11МР-7АР-9А Р-12 и Р-12У Р-14 и Р-14У Р-16У
Конструкторское бюроОКБ-1 КБ «Южное»
Генеральный конструкторС. П. КоролёвС. П. Королёв, М. К. ЯнгельС. П. КоролёвМ. К. Янгель
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. ХаритонКБ-11, С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструкторКБ-11, Ю. Б. ХаритонКБ-11, Е. А. Негин
Начало разработки10.03.194714.04.194810.04.195413.02.195302.07.195813.05.195913.08.195502.07.195830.05.1960
Начало испытаний10.10.194825.09.194920.01.195530.12.195524.12.195909.04.196122.06.195706.06.196010.10.1961
Дата принятия на вооружение28.11.195027.11.195121.06.19561.04.195812.09.196021.07.196504.03.1959–09.01.196424.04.1961–09.01.196415.07.1963
Год постановки на боевое дежурство первого комплексане ставились10.05.1956переданы в СВ в 195801.01.196014.12.196415.05.196001.01.196205.02.1963
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении36629572101202
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса196619681976198919831977
Максимальная дальность, км27060012001709000-9500 — тяжёлый блок; 12000-14000, 17000 — лёгкий блок12500-160002080450011000–13000
Стартовая масса, т13,420,429,15,427680,447,186,3146,6
Масса полезной нагрузки, кг10001500135060037001650–2095163021001475–2175
Длина ракеты, м14,617,720,7510,531,424,322,124,434,3
Максимальный диаметр, м1,651,651,650,8811,22,681,652,43,0
Тип головной частинеядерная, неотделяемая моноблочная, неядерная, отделяемая моноблочная, ядерная
Количество и мощность боевых блоков, Мт1×0,31×51×51×2,31×2,31×5
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб.30405140
Источник информации: Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Р-11 и Р-17

Тактико-технические характеристики
Р-11Р-11МР-17Р-17М? (9К77)

«Эль Хуссейн»

Р-17ВТО(9К72-1)«Эль Аббас»
Страна
Индекс ГРАУ8А618К118К149М778К14-1Ф
Код НАТОSS-1ASS-1B Scud ASS-1C Scud BSS-1D Scud CSS-1E Scud D?
Длина, м10,42410,511,16412,29
Диаметр, м0,880,880,880,880,880,88
Взлётная масса, кг5350540058625900
Полезная нагрузка, кг690950989735?1017485?
Двигательная установкаОдноступенчатая, жидкостная
Дальность стрельбы, км270150300550235850?
КВО, м30003000450?50?

R-17 “Scud C”

The ‘Scud C’ is believed to be an improved version of the SS-1C ‘Scud B’. It is 11.25 m in length, 0.88 m in diameter, and has a launch weight of 6,400 kg. The missile has a range of 550 km with a payload of 600 kg. This payload is capable of holding a single separating high explosive warhead with an accuracy of 700 m CEP. The missile is believed to use an inertial guidance system and a single-stage liquid propellant engine.

The ‘Scud C’ is a tactical system designed for general bombardment. Without a nuclear payload, there is no way to compensate for the poor accuracy of the system. The high explosive warhead would be capable of inflicting large amounts of damage to a facility, but the only way to ensure a successful hit would be to launch en masse.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий