Немецкий танк Pz.Kpfw.V «Пантера»: история создания, технические характеристики, вооружение, боевое применение

Ходовая часть танка «Пантера»

Ходовая часть танка с «шахматным» расположением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с иными техническими решениями. С другой стороны, такая конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу. Так, для замены одного катка из внутреннего ряда требовалось демонтировать от трети до половины внешних катков. На каждый борт танка приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески использовались двойные торсионы, передняя и задняя пара катков снабжалась гидравлическими амортизаторами. Ведущие катки — передние, со съёмными венцами, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, каждая из 86 стальных траков. Траки литые, шаг трака 153 мм, ширина 660 мм.

Проекты САУ на базе «Пантеры»

  • Шасси «Пантеры» предполагалось использовать для целого ряда боевых машин с различным артиллерийским вооружением, однако все эти проекты остались лишь на бумаге, ниже перечислены некоторые из них:
  • Самоходная 105-мм гаубица на шасси танка VK 3002 фирмы MAN, рабочее название Grille 15;
  • САУ, вооружённая 128-мм противотанковой пушкой Pak 44 L/55 — Grille 12;
  • САУ, вооружённая 150-мм тяжёлой полевой гаубицей sFH 18/4 фирмы «Рейнметалл» — Gerät 811;
  • САУ, вооружённая 150-мм тяжёлой полевой гаубицей sFH 43 фирмы «Рейнметалл» — Gerät 5-1530;
  • САУ, вооружённая 128-мм пушкой К-43 фирмы «Рейнметалл» — Gerät 5-1213;
  • Cамоходная бронированная установка для запуска неуправляемых реактивных снарядов калибра 105 мм фирмы «Шкода» — 10,5-cm. Škoda Panzerwerfer 44.

Работа танковой комиссии, требования Гудериана к новой машине.

Первые же бои Восточного фронта подтвердили не соответствие боевых возможностей немецких танков, требованиям современного боя, проявившееся в ходе предыдущих военных компаний. На этот раз, нужда в качественно новой машине стала особенно нетерпимой.

Для ознакомления с положением дел в танковых войсках, получения информации, осмотра захваченных танков противника в Германии была сформирована особая комиссия из представителей военных и оборонки, занимавшихся проектированием и производством БТТ и вооружения. В середине ноября сорок первого года комиссия прибыла в танковую армию Гудериана.

В своем обращении к ее членам Гудериан акцентировал  внимание на следующих моментах:

  • бронирование и вооружение советских танков превосходит немецкое, превосходство, над танками противника имевшее место в ходе предыдущих компаний ныне утрачено;
  • сокращение числа немецких танков, на фоне роста числа танков противника. Следствие как боевых потерь, так недостатков в материально-техническом снабжении;
  • необходимость создания новой машины способной, способной восстановить утраченное превосходство.

Коснувшись трудностей эксплуатации танков данном театре военных действий, он отметил следующие особенности:

  • большое количество маршей проходит по грунтовым дорогам в условиях сильной запыленности летом и сильной распутицы осенью. Что приводит к быстрому износу двигателей и плохой проходимостью осенью. Требуется как улучшение воздушных фильтров, так и уменьшение удельного давления на грунт у новых танков;
  • высокий снежный и покров и низкие температуры приводит к дополнительным трудностям;
  • отмечены случаи смерзания гусениц;
  • необходимо резко увеличить проходимость танковых войск в целом.

Относительно технического и количественного состава вверенной ему танковой армии он сообщил следующее:

  • из танков, имевшихся на начало войны 30% списано, 20% в ремонте и 25% отремонтировать невозможно из-за отсутствия запчастей;
  • из имевшихся автомашин и бронетранспортеров строю находятся соответственно 50 и 75%;
  • поставки, как самих танков, так и запасных частей неудовлетворительны.

К положительным качествам советских боевых машин он отнес прежде всего как адекватную толщину брони, так и расположение ее под углом, высокие скорости движения- превосходящие Pz. Kpwf III и IV. Наиболее существенные недостатки – отсутствие командирской башенки и радиосвязи в большинстве танков, что доставляет огромные трудности управлении и координации группами танков.

Основные требования к новому танку, по мнению Гудериана, были таковы:

адекватное бронирование и вооружение;
широкие гусеницы, мощный двигатель, улучшенная подвеска;
возможно более высокий показатель удельной мощности;
особое внимание уделить эффективности радиаторов и воздушных фильтров;
необходимо значительно улучшить тактическую маневренность.

Все меры по улучшению боевых свойств существующих машин и выпуску танка нового типа не должны привести к падению темпов производства. В качестве временной меры допустимо ограничится орудием с большей пробиваемостью и иметь в каждом батальоне по нескольку таких танков либо даже противотанковых пушек, что бы личный состав вновь поверил в превосходство своего оружия.

Как мы видим, с позиции нашего времени, “быстрый Гейнц” рассуждал весьма здраво. Однако если часть его предложений и была формально воплощена в жизнь, то общая концепция вышла едва ли не противоположной.

Модификации

  • Pz.Kpfw.V Panther Ausf. D1 – первые двадцать серийных машин. Никогда не участвовали в боях – на них готовили экипажи в тылу. У машин был двигатель HL 210 P45 и лобовая броня 60 мм;
  • Ausf. D2 – первая серийная модификация, очень похожая на D1. Была усилена лобовая броня, командирская башня и дульный тормоз приобрели «пантеровский» вид;
  • Ausf. А – модификация с новой башней, без амбразур и небольших люков, с более удобным прицелом и привычной шаровой установкой курсового пулемета. Часто машины оснащали фальшбортами;
  • Ausf. G – самая массовая модификация, производилась с весны 1944 года, с усиленным бронированием. Некоторым «Пантерам» поставили маску орудия с «юбкой», чтобы башню не заклинивало от попаданий снарядов противника;
  • Ausf. F – последняя модификация, была разработана осенью 1944. Должна была быть еще более защищенной, но до конца войны выпустили только несколько корпусов и башен и ни одного прототипа не собрали.

Осенью 1943 года начали разрабатывать вторую «Пантеру», на которую бы поставили 88-мм пушку, как на Королевском тигре, и новую башню, то есть своеобразный облегченный второй Тигр. Но подходящего двигателя для машины так и не подобрали.

Башня Ausf. FИзображение прототипа Panther II

Описание конструкции.

Танк Pz.Kpfw I – разведывательная машина легкого класса, имевшая двух членов экипажа. По своей конструкции разделена на два отделения – боевое и моторное.

Корпус.

Бронекорпус танка Pz.Kpfw I – сварной из цементированных катанных стальных бронелистов, закрепленных несущей стальной конструкции. Толщина брони танков Pz.Kpfw I Ausf. A -14,5 – 15 мм. У Ausf. C и Ausf. H, а также KlPzBfWg 3 KI В, лобовая часть усилена дополнительной накладной броней . По левой стороне бронекорпуса устроен посадочный люк.

Переднюю часть корпуса занимал отсек управления, место водителя пребывало слева по борту сразу за трансмиссией. Управление танком осуществлялось рычагами. Правее сиденья расположили рычаг стояночного тормоза и рукоятку переключения передач.

Машина оснащена полным комплектом приборов контроля работы двигателя, часами и компасом. Приборы размешены на специальном щитке справа от места водителя. В лобовой части бронекорпуса и в его бортах имеются приборы наблюдения. Впереди бронекорпуса устроен большой люк прямоугольной формы обеспечивающий доступ к трансмиссии. Правее трансмиссии установлена радиостанция Fug-5. Сиденье водителя собрано из стальных труб, перетянутую тканью.

Средняя часть корпуса занята боевым отделением, с вооружением в виде 2-ух пулеметов MG-13 с боекомплектом. Здесь устроено место обитания командира, который по совместительству стрелок из пулемета.

В корме бронекорпуса устроено моторное отделение, отделенное от БО противопожарной перегородкой с круглым люком в ней. В бронекрыше моторного отделения сделаны вентиляционные отверстия, в корме (танки Ausf. A) – два отверстия выпуска воздуха из моторного отделения.

На танках Ausf. B воздухозаборники и отверстия для сброса воздуха обустроены по правому борту. На крыльях танков Pz.Kpfw I Ausf. A монтировались глушители выхлопной системы двигателя, на танках Pz.Kpfw I Ausf. B глушитель и дымопусковая аппаратура монтировались на корме бронекорпуса. Дымопусковая аппаратура активизировалась электроимпульсами, подаваемыми из боевого отделения.

Башни

Башня кругового движения поставлена на кольце диаметром 911 мм. Башня смещена вправо от оси корпуса. И еще в лобовой детали башни сделано два обсервационных отверстия. И установлены два прицела для двух пулеметов. Сверху башня закрыта крышей, в котором есть одностворчатый люк.

На танке Pz.Kpfw I Ausf. F установлено четыре телескопических наблюдательных приборов. В задней стенке танковой башни имеется два обсервационных отверстия. Разворот башни осуществляется мускульными усилиями командира-стрелка-пулеметчика. Устройства поворота башни и нацеливания пулеметов по вертикали установлены в левой части.Высота башни 360 мм, высота башни от днища корпуса – 1212 мм, длина – 914 мм.

Машины на базе танка «Пантера»

  • Ягдпантера – тяжелая САУ, истребитель танков. Была разработана после успеха Фердинанда на Курской дуге как новая САУ на более мобильном шасси от «Пантеры». Одна из лучших САУ того времени, с хорошим бронированием и огневой мощью;
  • Bergepanther – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо башни на нее ставилась открытая платформа, лебедка и кран. Имелся пулемет для обороны. Также считалась лучшей БРЭМ Второй мировой.

Jagdpanther

Несколько машин на базе «Пантеры» так и осталось на стадии проекта или прототипа:

  • Panzerbeobachtungswagen Panther – танк артиллерийских наблюдателей – вместо пушки ставился деревянный макет. У машины было несколько перископов и стереоскопический дальномер. Было построено либо один экземпляр, либо 41 машина, точных данных нет;
  • Существовало несколько проектов САУ на шасси «Пантеры», но все они не стали даже прототипами, и остались только на бумаге;
  • Также было несколько проектов Зенитных самоходных установок на базе «Пантеры». Многие отклонили, но в 1944 году наконец приняли проект ЗСУ Flakpanzer «Coelian». Построили только макет, прототип так и не изготовили.

Flakpanzer «Coelian», макет

История создания

Когда в начале Второй мировой немцы столкнулись с советскими Т-34, они испытали настоящее потрясение – этот танк превосходил всю бронетехнику Германии того времени. Поэтому уже в 1941 году было решено начать разработку нового немецкого среднего танка. Вообще работы над такой машиной велись еще с 1938 года, но Т-34 их очень сильно подстегнул.

В ноябре 1941 года компаниям MAN и Daimler-Benz выдали техническое задание на новую боевую машину массой 35 тонн, двигателем 600-700 лошадиных сил и броневой защитой 40 мм. Новому танку сразу присвоили имя «Пантера». А немного раньше начали разрабатывать новое танковое орудие 75 мм, для пробития брони 140 мм на дистанции километр.

Немецкие конструкторы внимательно изучили трофейные образцы танков противников, особенно Т-34, и уже весной обе фирмы представили свои прототипы. Танк от Daimler-Benz оказался слишком похож на Т-34, но в целом понравился Гитлеру. У танка от фирмы MAN была более традиционная для немцев компоновка и вешний вид. Кстати, обе фирмы от подвески Кристи, которая использовалась в Т-34, отказались из-за ее архаичности.

Чтобы выбрать из двух вариантов была собрана специальная «Пантер-комиссия». В мае она после многочисленных испытаний и обсуждений все-таки постановила, что танк от компании MAN больше подходит немецкой армии.

У немцев танк считался средним потому, что тяжелыми были машины с орудиями калибром больше 75 мм. При этом готовая машина получилась весом 44 тонны, что по всем остальным классификациям делало ее тяжелым танком.

В конце 1942 года построили две опытные машины. В ходе эксплуатации были выявлены различные недостатки, которые исправляли буквально на ходу. И уже в январе 1943 года с конвейера сошла первая серийная машина Pz.Kpfw.V Panther. Кстати, просто «Пантерой» танк стали называть только в начале 1944 – ранее для его обозначения всегда использовали индекс Pz.Kpfw.V.

Пантера Ausf. D1, первая модификация

Модификация D2 (нем. Ausführung D2)

Запущенные в валовое производство «Пантеры» получили индекс Ausf D2. На пушке был установлен более эффективный двухкамерный дульный тормоз, что позволило сместить командира ближе к орудию и убрать прилив командирской башенки. На танке монтировались двигатель HL230P30 и КПП «Майбах» АК 7-200. Курсовой пулемёт размещался в лобовом листе корпуса в бугельной установке. Танки Ausf D2 оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF-12. Боекомплект пушки и пулемётов состоял из 79 выстрелов и 5100 патронов соответственно.

С осени 1943 года начался выпуск модификации Ausf A. На танке устанавливалась новая башня (такая же ставилась и на поздние машины модификации Ausf D2). В новой башне были упразденны лючки Verstandigungsoeffnung (один из переводов — «Люк для связи с пехотой») и амбразуры для стрельбы из пистолетов. Танки этой модификации оснащались более простым монокулярным прицелом TZF-12А, а также командирской башенкой, унифицированной с танком «Тигр». Изменения коснулись и корпуса: малоэффективную бугельную установку курсового пулемёта заменили на более традиционную шаровую. Несколько «Пантер» Ausf А были в опытном порядке оборудованы инфракрасными приборами ночного видения.

В марте 1944 года в серию пошла самая массовая модификация танка «Пантера». Версия Ausf G имела более простой и технологичный корпус, из лобового листа была удалена люк-пробка механика-водителя, угол наклона бортов уменьшен до 30° к нормали, а их толщина доведена до 50 мм. На поздних машинах этой модификации была изменена форма маски орудия для предотвращения рикошетов снарядов в крышу корпуса. Боекомплект пушки увеличен до 82 выстрелов.

С осени 1944 года планировалось начать производство новой модификации танка Ausf F. Данная модификация отличалась более мощным бронированием корпуса (лоб 120 мм, борта 60 мм), а также новой конструкцией башни. Разработанная фирмой «Даймлер-Бенц» башня SchmallTurm 605 (Тесная башня) имела несколько меньшие размеры по сравнению со стандартной, что позволило усилить лобовое бронирование до 120 мм при угле наклона 20° к нормали. Борта новой башни имели толщину 60 мм и угол наклона 25°, толщина маски пушки достигала 150 мм.

До конца войны не появилось ни одного законченного прототипа, хотя были произведены 8 корпусов и 2 башни.

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 ausf. A

В июле тридцать четвертого года шасси I A LaS Krupp прибыли в 3 учебные части Kraftlehrkommando «Zossen», в сентябре подразделения получили первые танки. Месяцем позднее название Kraftlehrkommando «Zossen» изменено на 1-й танковый полк. Аналогичное подразделение переименовано в 1- танковый полк. Аналогичное подразделение, в Орлруфе, стало ядром 2-го танкового полка.

Годом позднее, в 1935 г., после открытою отказа Гитлера от соблюдения ограничений Версальского договора, информация о наличии в германской армии 2х полков танков была официально подтверждена. Уже летом машины обоих полков участвовали в крупных учениях под Мюнхеном.

Тогда же аббревиатура I A LaS Krupp было изменено на Panzerkampwagen I (MG) Sd. Kfz. 101 Ausf A (танк тина I с пулеметами, модель А) и обновлена система обозначения бронетехники. Танки классифицировались, по массе и вооружению – Panzerkampwagen I, II… Модификации танков одного типа обозначались буквами – Ausf. А, В… Для упрощения организационного процесса была введена система нумерации, позволявшая определять тип и функциональное предназначение боевых машин.

Любой, знакомый с обозначениями немецкой бронетехники и танков эпохи Второй мировой войны, в состоянии оценить и подивиться простоте, краткости и оригинальности германского подхода к наименованию бронетехники.

Танки Pz.Kpfw I., машины на его основе обозначались в системе нумерации от Sd.Kfz 101 до Sd.Kfz 120 командирские танки Sd.Kfz 165. 

В сентябре 1936 г. 41 танк Pz.Kpfw I Ausf А направлен в Испанию в вместе с легионом «Кондор». Через год, в 1937 г. один танк продали Венгрии, в 1937 г. – 12 танков в Китай (информация о продаже танков Китаю точно не подтверждается). Всего изготовлено 444 ганка Pz.Kpfw I Ausf. А, в том числе 339 машин построила фирма Хеншель и 128 фирма МАХ. Один танк Pz.Kpfw I Ausf. А в экспериментальных целях оснастили дизельным двигателем Крупп М-601 мощностью 66 л.с., машина получила обозначение IА LaS IА.

Дебютант с южного фаса

Средний танк Pz.Kpfw.Panther Ausf.D стал немецким ответом на Т-34. Его производство началось в январе 1943 года. Впрочем, разработка его началась задолго до знакомства немцев с «тридцатьчетвёркой», ещё в 1938 году.

Постепенно боевая масса проектируемой машины, которой предстояло сменить Pz.Kpfw.III, росла. Сначала предполагалось, что она «впишется» в 20-тонный весовой класс. Осенью 1941 года, несмотря на сопротивление рейхсминистра вооружений Тодта, планка была поднята до 30 тонн. Впрочем, и она оказалась условной: уже в марте 1942 года, когда рассматривались проекты VK 30.02(D) и VK 30.02(MAN), боевая масса будущей «Пантеры» составляла 35 тонн. А построенный в металле опытный образец VK 30.02(MAN) оказался ещё тяжелее.

Из-за того, что требования к защите лобовой части корпуса и башни изменились, к декабрю 1942 года боевая масса нового танка оценивалась в 43,4 тонны. Практически же боевая масса Pz.Kpfw.Panther Ausf.G составила 44,8 тонны, то есть была на уровне тяжёлых танков. «Пантера» получилась в 2 раза тяжелее Pz.Kpfw.III.

Pz.Kpfw.Panther Ausf.D из состава дивизии «Гроссдойчланд», потерянные в районе Карачева. Август 1943 года. Машина на заднем плане, судя по всему, подорвалась на мине, танк на переднем плане подорвали сами танкисты

Увеличение массы без существенной переделки ходовой части и моторно-трансмиссионной группы не прошло бесследно. Создав по-настоящему передовой танк, конструкторское бюро MAN одновременно наделило его массой врождённых недостатков. Виной тому стали ужесточившиеся требования к усилению защиты. Шасси «Пантеры» практически полностью исчерпало резервы для модернизации ещё до начала её серийного производства. В начале 1943 года эта проблема не выглядела актуальной, но позже оказалось, что ни увеличения толщины брони, ни существенного усиления вооружения шасси «Пантеры» не выдержит.

Перегрузка шасси существенно повлияла на его надёжность. Частые поломки стали головной болью немецких инженеров и танкистов. Увеличить надёжность до приемлемого уровня удалось к осени 1943 года, но и позже проблемы периодически давали о себе знать.

Эта машина была захвачена почти целой. Судя по всему, у танка сломался либо двигатель, либо коробка передач, и, попытавшись эвакуировать, немцы его бросили

Боевой дебют Pz.Kpfw.Panther Ausf.D состоялся на южном фасе Курской дуги. Проблемы с надёжностью «Пантеры» здесь наложились на хорошо организованную оборону Красной армии. К началу немецкого наступления в 10-й танковой бригаде находилось 200 Pz.Kpfw.Panther Ausf.D, к 8 утра 5 июля 1943 года 16 машин вышло из строя. После двух дней боёв в строю осталось менее четверти машин, а к вечеру 7 июля в бригаде имелось всего 7 боеспособных танков. В дальнейшем боевая численность «Пантер» в соединении колебалась в пределах 25–45 машин.

Отчасти тяжёлые потери были связаны с неправильным применением танков. У «Пантеры» был очень крепкий лоб, но её борта не были проблемой для снарядов орудий калибра 76 мм и выше. Pz.Kpfw.Panther сильно страдали от флангового огня. Зафиксированы случаи поражения этих танков и более лёгкими орудиями: в одном из боёв ближе к вечеру 5 июля 7 лёгких танков М3л американского производства смогли подбить 5 «Пантер», потеряв при этом всего 2 машины. Много новых немецких танков было потеряно и по техническим причинам. Наименее надёжными узлами оказались двигатель и ходовая часть. К 21 июля из 200 танков 10-й танковой бригады боеспособным оставался 41. 85 требовали ремонта, 16 были отправлены для капитального ремонта, ещё 58 «Пантер» было потеряно безвозвратно.

При всём при этом «Пантеры» нанесли серьёзные потери 1-й танковой армии генерал-лейтенанта М.Е. Катукова. Следует заметить, что большое количество повреждений ходовой части немецких танков объясняется в первую очередь хорошей работой советских сапёров. Провалом боевой дебют немецких средних танков называть не стоит. Даже в «сыром» виде Pz.Kpfw.Panther Ausf.D показал себя грозной боевой машиной, при благоприятных условиях способной нанести серьёзный урон своему противнику.

Прототипы и проекты

Panzerbeobachtungswagen Panther — танк передовых артиллерийских наблюдателей. На машине отсутствовала пушка, вместо неё в невращающейся башне устанавливался деревянный макет. Вооружение состояло из установленного в маске пулемёта MG34. Танк оснащался перископом командира кругового вращения TSR 1, широкоугольного перископа TSR 2, который мог подниматься на высоту до 430 мм над башней, двух танковых перископов TBF 2, и горизонтально-базового стереоскопического дальномера. Экипаж состоял из командира, наблюдателя, водителя и радиста. По одним источникам был построен единственный экземпляр, по другим — серия в 41 машину.

Силовая установка

Немецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.

Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива – 100 л – 100 км (Ausf. A) либо 125 л – 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме – ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы – 12 л.с.

Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.

Шасси

Шасси танка включает четыре опорных катка 530×80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B – пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190×85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.

Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670×140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец – сзади.Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы – 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.

Вооружение

Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.

Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 – 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов – 3 Kl В.

Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG – 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.

Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства

Пулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения – 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.

Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.

Танк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 Ausf. B

Эксплуатация танков в армии Pz.Kpfw I Ausf B показала важность внесения в конструкцию необходимых улучшений. Главным недостатком танков первой модели являлась нехватка мощности двигателя Крупп М-305 – всего 57 л.с

Как вариант, рассматривалась возможность установки дизеля Крупп, но испытания выявили неадекватность и этого мотора. Единственным вариантом улучшения подвижности п проходимости танка представлялась замена двигателя Крупп М-305 двигателем Майбах NL-38 TRKM в 100 л.с. Заодно с мотором заменили трансмиссию. Новая силовая установка имела большие габаритные размеры из-за чего потребовалось удлинить двигательное отделение на 400 мм. перепроектировать его крышу и корму.

Увеличение размеров корпуса повлекло внесение изменений в конструкцию шасси – добавлены пара опорных катков и один ролик, изменен способ фиксации связующей балки опорных катков и ленивца.

Танки Pz.Kpfw I Ausf.выпускали Хеншель и Крупп-Грузон (Магдебург), в 1936 г. к серийному выпуску подключились заводы МАХ в Нюрнберге и Вегманн в Касселе. Серийное производство завершено в середине 1937 г., но фирма Вегманн выпускала танки Ausf. B до конца 1938 г. 

Капитальный ремонт танков обоих первых модификаций выполнялся заводами -производителями и, после аннексии Германией Богемии и Моравии (так называемой Чехии), заводами Ceskomorawska-Kolben-Danek (немцы переименовали в BMM) в Праге, Шкода в Пильзене.Танки Pz.Kpfw I могли перевозить на большие расстояния грузовые автомобили, оснащенные рампами для заезда танков в кузова. Также для перевозки танков применялись трейлеры грузоподъемностью 8 и 22 т.

Боевое применение танка «Пантера»

     
По штату 1944 года танковая дивизия вермахта
должна была иметь танковый полк двухбатальонного состава. Первый батальон был вооружен танками
Pz Kpfw V «Пантера», второй – танками
Pz Kpfw IV.
В состав танкового батальона входили четыре роты по 17 танков в каждой. В штабе – 8 танков. Всего
в танковом батальоне «Пантер» по штату полагалось иметь 76 танков. В состав батальона входили
также саперный взвод, взвод ПВО, с лета 1944 г. вооруженный самоходными 37-мм ЗСУ «Мёбельваген»
или 20-мм четырехствольными ЗСУ «Вирбельвинд» и техническая рота, укомплектованная БРЭМ и
различными автомашинами. В действительности в танковых батальонах вермахта насчитывалось в
среднем по 51-54 «Пантеры», а в войсках СС – 61-64 танка. «Пантеры» поступили на вооружение не
всех танковых дивизий вермахта. В некоторых танковых полках оба батальона имели только
Pz Kpfw IV.

     
К концу войны «Пантеры» в танковых дивизиях составляли более половины всех танков.
Еще больше танков «Пантера» насчитывалось в танковых дивизиях и частях, участвовавших
в последних контрударах в Восточной Пруссии и Венгрии.  Перед началом
Арденнской операции
в группе армий «Б» насчитывалось около 450 «Пантер». Ни американцы, ни англичане не смогли
противопоставить «Пантере» равноценный танк.

     
На базе танка Pz Kpfw V «Пантера» выпускались истребитель танков
«Ягдпантер»
(392 единицы) и БРЭМ «Бергепантер» (339 машин с июня 1943 г. по март
1945 г.).

Организационно-штатная структура

  • Высшее руководство Вермахта и Министерства Вооружений предполагало, что танки «Пантера» должны были заменить собой PzKpfw III и PzKpfw IV и стать основным танком Панцерваффе. Однако возможности производства не могли удовлетворить потребности танковых войск, танк оказался сложным в производстве, цена его оказалась также выше планируемой. Поэтому было принято компромиссное решение: перевооружить на «Пантеры» только один батальон каждого танкового полка, одновременно наращивая производство PzKpfw IV. В состав батальона по штату входили:
  • 8 штабных танков (3 во взводе связи и 5 в разведывательном взводе)
  • 4 роты по 22 «Пантеры» (в роте 2 командирских танка и 4 взвода по 5 линейных машин). В дальнейшем численность рот несколько раз сокращалась сначала до 17 машин, потом до 14, и к весне 1945 года в ротах насчитывалось по 10 танков (штаты танковых рот вермахта K.St.N. 1177 Ausf.A, K.St.N. 1177 Ausf.B и K.St.N. 1177а).
  • взвод ПВО, вооружённый зенитными танками Möbelwagen, Wirbelwind или Ostwind
  • сапёрный взвод
  • техническая рота

Всего батальон по штату должен был иметь 96 танков, но на практике организация частей редко соотвествовала штатной, в армейских частях батальон насчитывал 51—54 «Пантеры», в войсках SS их было несколько больше — 61—64 танка.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий