Авиационная пушка M61 Vulcan – второе рождение системы Гатлинга

Главные тактико-технические свойства Вулкана М61

  • Общая длина пушки – 1875 мм.
  • Длина ствола – 1524 мм.
  • Масса пушки М61 Vulcan – 120 кг, с комплектом системы подачи (без патронов) – 190 кг.
  • Скорострельность – 6000 выстр/мин. Были выпущены экземпляры с показателями скорости стрельбы – 4000 выстр/мин.
  • Исходная скорость калиберного/подкалиберного снарядов – 1030 / 1100 м/с.
  • Дульная мощность – 5,3 МВт.
  • Время выхода до наибольшего темпа стрельбы – 0,2 – 0,3 секунды.
  • Живучесть – около 50 тыщ выстрелов.

Скорострельная пушка-пулемет Вулкан М61, в текущее время установлена на истребителях – «Игл» (F-15), «Корсар» (F-104, A-7D, F-105D), «Томкэт» (F-14A, A-7Е), «Фантом» (F-4F).

Видео

Идея многоствольного скорострельного оружия возникла еще в XV веке и нашла свое воплощение в некоторых образцах того времени. При очевидном достоинстве такой тип пушек не прижился и являлся, скорее, экзотической иллюстрацией хода конструкторской мысли, чем реальной эффективной системой для стрельбы.

В XIX веке изобретатель Р. Гатлинг из Коннектикута, занимавшийся сельскохозяйственной техникой, а позже ставший врачом, получил патент на «револьверно-батарейное ружье». Он был добрым человеком и полагал, что, получив столь страшное оружие, человечество опомнится и, убоявшись многочисленных жертв, вовсе перестанет воевать.

Главное новшество в многоствольнике Гатлинга заключалось в использовании силы гравитации для автоматической подачи патронов и экстракции гильз. Наивный изобретатель и предположить не мог, что его детище станет прообразом суперскорострельного пулемета середины и второй половины XX века.

Развитие технической мысли после Корейской войны привело к появлению нового оружия для авиации. Стремительные скорости МиГов и «Сейбров» оставляли пилотам слишком мало времени для тщательного прицеливания, а количество пушек и пулеметов не могло быть очень большим. Скорострельность была ограничена тем фактом, что стволы перегревались. Выходом из этого инженерного тупика стал шестиствольный пулемет «Вулкан» М61, поспевший как раз к новой бойне, Вьетнамской войне.

С каждым десятилетием продолжительность боевого контакта между противниками сокращается. Тот, кто успел выпустить больше зарядов и начал стрелять первым, имеет больше шансов выжить. Механические устройства в такой обстановке просто не могут справиться, поэтому пулемет «Вулкан» оснащен электроприводом мощностью 26 kW, вращающим стволы, выпускающие 20-мм снаряды по очереди, а также электрическую систему воспламенения капсюлей. Такое решение позволяет вести огонь со скоростью до 2000 выстрелов в минуту, а в режиме «турбо» – 4200.

Пулемет «Вулкан» довольно массивен и предназначен в первую очередь для авиации, хотя может использоваться и в наземных системах ПВО. Первоначально он устанавливался на «Старфайтерах» фирмы “Локхид”, но в дальнейшем им стали оснащать штурмовики А-10. В качестве дополнительного артиллерийского контейнера его подвешивали и под фюзеляж Фантома F-4, после того как выяснилось, что при маневренном воздушном бое одними ракетами не обойтись. Вес 190 кг – не шутка, и это еще без боекомплекта, который при такой скорострельности требуется немалый, поэтому детские игрушки нерф-пулемет «Вулкан», стреляющие стрелами, с прообразом имеют мало общего.

В обслуживании это оружие относительно несложно, конструкция сделана максимально практично. Чтобы зарядить пулемет «Вулкан», нужно его снять, но сделать это просто. Проблемы возникали в 50-е годы, когда производились изыскательские работы. Большое количество снарядов создают мощную отдачу, следствием которой становились трудности с пилотированием.

В СССР к созданию многоствольного авиационного вооружения приступили на добрый десяток лет позже, чем в США. Ответом на пулемет «Вулкан» стали зенитные автоматические пушки 6К30ГШ, АК-630М-2 и другие образцы артиллерийских установок, обладающие высокой плотностью огня. Некоторые усовершенствования, касающиеся создания начального и рабочего вращающих моментов, обеспечивают определенные технические и эксплуатационные преимущества, однако в основе конструкции лежит все тот же принцип Гатлинга.

Работы по созданию многоствольного пулемета были начаты в 40-х годах ХХ века. Такой тип оружия, с высокими показателями скорострельности и большой плотностью огня, разрабатывался в качестве вооружения для реактивных тактических истребителей ВВС США.

Прообразом для создания первого образца шестиствольного М61 Vulcan послужил немецкий двенадцати ствольный авиапулемет Fokker-Leimberger, в основе конструкции которого заложена револьверно-батарейная схема Гатлинга . Пользуясь этой схемой была создана хорошо сбалансированная конструкция многоствольного пулемета с блоком вращающихся стволов, причем все нужные операции выполнялись за один оборот блока.

Вулкан М61 был разработан в 1949 году, а принят на вооружение ВВС Америки в 1956 году.
Первым самолетом в фюзеляж которого был вмонтирован шестиствольный пулемет М61 Vulcan, стал истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф».

История создания

Первые реактивные истребители ВВС США сохраняли комплекс вооружения, характерный для американских поршневых самолётов – батарею из шести пулемётов Браунинга калибра 12,7мм. Опыт войны, однако, показывал, что «пушечные» самолёты могут поражать врага с большей дальности. На тот момент единственной авиационной пушкой в США была лицензионная копия 20мм оружия HS.404, а её темп стрельбы был недостаточен для перспективных самолётов.

Одним из вариантов решения проблемы создания скорострельной автоматической пушки была револьверная схема. Другой вариант подразумевал возрождение, казалось бы, бесповоротно устаревшей системы Гатлинга. Хотя на перспективы развития своего детища указал ещё сам доктор Гатлинг, запатентовавший в 1893 году вариант пулемёта, у которого стволы вращались с помощью электромотора.

В то время найти источник электроэнергии, чтобы запитать оружие, можно было разве что на кораблях, но в середине 20 века проблемы это уже не представляло.

Калибр первоначально предполагалось увеличить незначительно – до 15мм. Считалось, что высокие начальная скорость и темп стрельбы обеспечат достаточную эффективность уже при таком калибре. Первые стрельбы с использованием 15мм прототипа «Вулкана» (под индексом Т45) прошли в 1949 году, причём был развит темп в 2500 выстрелов в минуту.

В 1950 году показатель вырос до 4000 выстрелов. Но тут изменилось задание – решили, что калибра 15мм будет уже недостаточно, и постановили его увеличить. К 1952-му подготовили Т171 и Т150 – пушки калибра 20 и 27мм соответственно. В итоге более сбалансированной признали 20мм пушку.

Первым самолётом, на котором появилась пушка Т171, позже переименованная в М61, стал F-104 «Старфайтер». И уже в ходе опытной эксплуатации выявилась ненадёжность питания. Звенья патронной ленты, выбрасываемые наружу, могли повредить самолёт, а подача выстрела в патронник сопровождалась отказами. Модернизированная пушка с беззвеньевой подачей выстрелов получила индекс М61А1 и нашла применение не только на истребителях.

Автоматическое устройство-часовой Nerf Vulcan

Студент из Германии Михельсон используя пользующуюся популярностью игрушечную пушку-бластер Nerf системы Vulcan сконструировал достаточно смешное, но очень полезное автоматическое устройство, отлично подходящее для защиты местности.

При помощи нескольких дополнительных приводов, обычный электроники и компьютерных программ, оружие-сторож Нерф умеет автоматом распознать, отследить цель, а потом и поразить ее. При всем этом обладатель орудия может находится в укрытии.

Ударно-спусковой механизм механизированного устройства Нерф Вулкан подключается к ноутбуку и аппаратно-программному средству (интегральная схема) Arduino Uno с процессорами. Его срабатывание происходит тогда, когда следящая и сканирующая местность вокруг веб-камера, фиксирует движение ненужного объекта. При всем этом веб-камера устанавливается на фронтальной панели ноутбука, а компьютерная программка настраивается на движение.

Идея многоствольного скорострельного оружия возникла еще в XV веке и нашла свое воплощение в некоторых образцах того времени. При очевидном достоинстве такой тип пушек не прижился и являлся, скорее, экзотической иллюстрацией хода конструкторской мысли, чем реальной эффективной системой для стрельбы.

В XIX веке изобретатель Р. Гатлинг из Коннектикута, занимавшийся сельскохозяйственной техникой, а позже ставший врачом, получил патент на «револьверно-батарейное ружье». Он был добрым человеком и полагал, что, получив столь страшное оружие, человечество опомнится и, убоявшись многочисленных жертв, вовсе перестанет воевать.

Главное новшество в многоствольнике Гатлинга заключалось в использовании силы гравитации для автоматической подачи патронов и экстракции гильз. Наивный изобретатель и предположить не мог, что его детище станет прообразом суперскорострельного пулемета середины и второй половины XX века.

Развитие технической мысли после Корейской войны привело к появлению нового оружия для авиации. Стремительные скорости МиГов и «Сейбров» оставляли пилотам слишком мало времени для тщательного прицеливания, а количество пушек и пулеметов не могло быть очень большим. Скорострельность была ограничена тем фактом, что стволы перегревались. Выходом из этого инженерного тупика стал шестиствольный пулемет «Вулкан» М61, поспевший как раз к новой бойне, Вьетнамской войне.

С каждым десятилетием продолжительность боевого контакта между противниками сокращается. Тот, кто успел выпустить больше зарядов и начал стрелять первым, имеет больше шансов выжить. Механические устройства в такой обстановке просто не могут справиться, поэтому пулемет «Вулкан» оснащен электроприводом мощностью 26 kW, вращающим стволы, выпускающие 20-мм снаряды по очереди, а также электрическую систему воспламенения капсюлей. Такое решение позволяет вести огонь со скоростью до 2000 выстрелов в минуту, а в режиме «турбо» – 4200.

Пулемет «Вулкан» довольно массивен и предназначен в первую очередь для авиации, хотя может использоваться и в наземных системах ПВО. Первоначально он устанавливался на «Старфайтерах» фирмы “Локхид”, но в дальнейшем им стали оснащать штурмовики А-10. В качестве дополнительного артиллерийского контейнера его подвешивали и под фюзеляж Фантома F-4, после того как выяснилось, что при маневренном воздушном бое одними ракетами не обойтись. Вес 190 кг – не шутка, и это еще без боекомплекта, который при такой скорострельности требуется немалый, поэтому детские игрушки нерф-пулемет «Вулкан», стреляющие стрелами, с прообразом имеют мало общего.

В обслуживании это оружие относительно несложно, конструкция сделана максимально практично. Чтобы зарядить пулемет «Вулкан», нужно его снять, но сделать это просто. Проблемы возникали в 50-е годы, когда производились изыскательские работы. Большое количество снарядов создают мощную отдачу, следствием которой становились трудности с пилотированием.

В СССР к созданию многоствольного авиационного вооружения приступили на добрый десяток лет позже, чем в США. Ответом на пулемет «Вулкан» стали зенитные автоматические пушки 6К30ГШ, АК-630М-2 и другие образцы артиллерийских установок, обладающие высокой плотностью огня. Некоторые усовершенствования, касающиеся создания начального и рабочего вращающих моментов, обеспечивают определенные технические и эксплуатационные преимущества, однако в основе конструкции лежит все тот же принцип Гатлинга.

Особенности конструкции пушки М61 Вулкан

М61 Vulcan – это шестиствольный авиационный пулемет (пушка) имеющий воздушное остывание ствола и боевое снаряжение патроном 20 х 102 мм с электрокапсюльным типом воспламенения.

custom_block(1, 80009778, 1555);

Система подачи боеприпасов в шестиствольный пулемет Vulcan без звеньевая, из цилиндрического магазина емкость которого 1000 патронов. Пулемет с магазином соединены 2-ух конвейерной подачей, при которой отстреленные гильзы ворачиваются назад в магазин при помощи возвратимого сборочного потока.

Конвейерные ленты располагаются в эластичных направляющих рукавах с общей длиной – 4,6 метров.

Весь массив патронов в магазине движется вдоль его оси, крутится же только выполненный в форме спирали центральный направляющий ротор, меж витками которого размещены боеприпасы. При стрельбе, из магазина синхронизировано извлекаются два патрона, а с обратной стороны в него помещаются две стрелянные гильзы, которые потом размещаются в конвейере.

Стреляющий механизм имеет внешнюю схему привода с мощностью 14,7 кВт.
Таковой тип привода не просит установки газового регулятора и не опасается осечек.

custom_block(1, 70988345, 1555);

Снаряжение патронов может быть: калиберным, осколочным, бронебойно-зажигательным, осколочно-зажигательным, подкалиберным.

Боеприпасы

Первоначально для пушки «Вулкан» были разработаны два типа снарядов – бронебойно-зажигательный М53 и осколочно-фугасный М56. Первый – простейшая стальная болванка с алюминиевым баллистическим наконечником, массой в 100 грамм. Зажигательный состав находится между стальным корпусом и алюминиевым наконечником. Начальная скорость – 1030 м/с. Осколочно-фугасный снаряд снаряжён 10 граммами взрывчатого вещества («композиция Б»), радиус поражения оценивается в 2 метра.

Для зенитных пушек был разработан снаряд М246. Он отличатся наличием самоликвидатора. С конца 1980 года начали распространяться «полубронебойные» снаряды типа PGU-28 или М940. Их отличие – корпус из термоупрочнённой стали и отсутствие взрывателя, как такового.

При попадании снаряда пушки в цель воспламеняется зажигательный состав, а от его вспышки детонирует разрывной заряд. За счёт замедленного действия этого процесса и прочного корпуса снаряд разрывается внутри цели. Бронепробиваемости – около 12 мм на дистанции в 500 метров.

Снаряд Мк.149 – подкалиберный, с отделяемым поддоном. Сердечник первоначально изготавливали из обеднённого урана. Позже для этой цели стали использовать карбид вольфрама. У снаряда Мк.244 масса сердечника увеличена.

Мясорубки для авиации

Похоже, что многоствольные системы на сухопутной технике переживают второе рождение. Началось всё с механических митральез имясорубок» Гатлинга, ставших предтечами пулемётов. Правда для постоянного огня специально обученный солдат должен был крутить ручку, чтобы блок стволов вращался.

Тот же Гатлинг соорудил электропривод, который стал востребованным лишь спустя более чем полвека — когда возникла потребность в оружии для реактивных истребителей, за считанные секунды выплёвывающем кучу смертельного свинца. Ведь огневой контакт скоростных машин длится мгновения, и нужно в один удар вложить всю силу, чтобы развалить врага в воздухе.

Вращающийся блок из шести стволов не давал оружию раскаляться до предела. Так появились американские 30-мм и 20-мм шестиствольные пушкиВулкан», а также семейство скорострельных пулемётов M134Миниган». Такое оружие получили в основном истребители, штурмовики, вертолёты иганшипы»(транспортные самолёты с большим набором вооружения для работы по земле).

Миниган» в дверном проёме вертолёта

Но такая скорострельная пушка не могла не заинтересовать тех, кто сам не летает и другим не даёт. Вскоре в войска пошла зенитная самоходная установка на базе БТР М113 с шестиствольной пушкойВулкан».

М163Вулкан» во Вьетнаме. У американских ЗСУ было не так много целей в воздухе, потому их чаще использовали для огневой поддержки пехоты

Самоходка М163Вулкан» состояла на вооружении до конца 80-х годов, но толковой замены, несмотря на все усилия, в военном ведомстве США ей так и не подобрали.

Американцы не оставляли попыток создать что-то зенитное, самоходное и сгатлингом». Например, ЗРПК LAV-AD c 25-мм пушкой GAU-12Эквалайзер» и восьмёркойстингеров». Он в небольшом количестве поступил на вооружение Корпуса морской пехоты США.

Во Вьетнаме популярностью пользовалисьминиганы» под винтовочный калибр. Их ставили на катера и забронированные грузовики, прозванныегантраками». Вроде этого:

Ощетинившийся стволами грузовик назвалиПандемониум»(дух, демон и столица Ада в поэме Джона МильтонаПотерянный Рай»). Видимо, не без намёка на его огневую мощь и то, что окружало американских солдат во Вьетнаме.

История

В конце Второй мировой войны США начали исследования в области создания более эффективного пушечного вооружения для реактивных истребителей. Из-за возросших скоростей полёта требовались более скорострельные пушки. В Германии были захвачены образцы револьверных одноствольных пушек (Mauser MG213C) имевшие большую скорострельность, которая тем не менее была ограничена системой подачи патронов, перегревом и износом ствола. ВВС США требовались более эффективные пушки, фирма General Electric Armament Division начала разработку многоствольной пушки по старой схеме Гатлинга. Оригинальная пушка Гатлинга не получила распространения из-за большой потребляемой мощности привода вращения блока стволов, однако реактивные истребители конца 1940-х годов располагали мощными электрическими и гидравлическими системами, что позволяло применить на них многоствольные пушки. Многоствольные пушки по сравнению с револьверными имеют меньшую скорострельность в расчёте на один ствол, но большую для всей пушечной установки.

ВВС США заключили контракт с фирмой General Electric в 1946 году для разработки в рамках проекта «Project Vulcan», шестиствольной пушки со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. В Европе после Второй мировой войны получили распространение 30 мм пушки с более мощными снарядами, в США было принято решение применять 20 мм пушки, имевшие меньшую массу, но большие скорострельность и дульную скорость. Первый прототип пушечной установки, T-171, был создан фирмой General Electric в 1949 году.

В -м году на вооружение ВВС США была принята авиационная пушка M61 Vulcan под 20 мм патрон 20×102 мм с электрокапсюльным воспламенением. M61 — шестиствольная пушка с гидравлическим приводом, имеющая два режима огня: 4000 и 6000 выстр/мин. При испытаниях сверхзвукового истребителя F-104 Starfighter был выявлен ряд затруднений и отказов, связанных с 20-мм пушечной установкой Т171 «Вулкан». Затруднения были вызваны задержками в системе звеньевой подачи патронов, и опасностью, представляемой отдельными звеньями. Для модернизированного варианта пушки М61А1 была разработана беззвеньевая система подачи патронов. Пушка М61А1 стала позднее стандартным вооружением американских истребителей.

Боеприпасы для пушки выпускаются на заводе Olin Ordnance в Сент-Питерсберге, Флорида.

В цель, но не сразу

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской , для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 килограммов.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 килограммов, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Технические характеристики

Сравним «Вулкан» с некоторыми его «современниками» – советской пушкой ГШ-23 и британской ADEN.

Британцы при разработке новой авиапушки сделали ставку на мощность отдельного снаряда. Сравнительно невысокий темп стрельбы компенсировали установкой нескольких орудий. Советская пушка уступает М61 в скорострельности и начальной скорости снаряда, но несколько превосходит по его массе.

В качестве основного оружия истребителей, в отличие от «Вулкана», конкуренты задержались недолго – поздние советские самолёты получили пушки калибра 30мм, а в Европе распространение получила пушка «Маузер» калибра 27мм. Интересно, что все три пушки выполнены по разным схемам. Система ADEN построена по револьверной схеме, а ГШ-23 использует схему Гаста, в которой один ствол перезаряжается в момент выстрела второго.

А ещё ей удалось продемонстрировать, что схема оружия с вращающимся блоком стволов вовсе не устарела и может на равных конкурировать с более современными разработками.

Добрый доктор

Ричард Гатлинг родился 12 сентября 1818 года в округе Хартфорд (штат Коннектикут) в семье фермера. С детства он увлекался изобретательством, помогая своему отцу чинить сельскохозяйственную технику. Свой первый патент (на сеялку) Ричард получил в возрасте 19 лет. Но, несмотря на свое увлечение, он решил стать врачом и в 1850 году закончил медицинский колледж в Цинциннати. Однако страсть к изобретательству победила. В 1850-х Гатлинг изобрел несколько механических сеялок и гребной винт новой системы, но самое известное изобретение сделал позже. 4 ноября 1862 года он получил патент за номером 36 836 на конструкцию, навсегда вписавшую его имя в историю оружия, — Revolving Battery Gun. Тем не менее автор смертоносного изобретения, как и положено врачу, питал к человечеству самые лучшие чувства. Сам Гатлинг писал об этом так: «Если бы мне удалось создать механическую систему стрельбы, которая благодаря своей скорострельности позволила бы одному человеку заменить на поле боя сотню стрелков, необходимость в больших армиях отпала бы, что привело бы к значительному уменьшению человеческих потерь». (После смерти Гатлинга журнал Scientific American опубликовал некролог, где были такие слова: «Этот человек не имел себе равных по доброте и сердечности. Ему казалось, что если война сделается еще более ужасной, то народы потеряют наконец охоту прибегать к оружию».)


Пулемет М134 калибра 7,62 мм Несмотря на развитие технологий и материалов, принцип действия пушки Гатлинга не претерпел изменений. Все тот же блок стволов раскручивается внешним приводом. Кстати, именно из-за того, что, в отличие от своих предков, современные «гатлинги» работают от электромотора (или другого двигателя), их использование в качестве оружия пехоты очень непрактично… У Терминатора же, видимо, всегда была при себе портативная дизельная электростанция.

Заслуга Гатлинга состояло вовсе не в том, что он первым сделал многоствольное оружие, — как уже было отмечено, многоствольные системы к тому времени уже не были новинкой. И не в том, что он расположил стволы «по-револьверному» (такая схема широко применялась в ручном огнестрельном оружии). Гатлинг сконструировал оригинальный механизм подачи патронов и выброса гильз. Блок из нескольких стволов проворачивался вокруг своей оси, под действием силы тяжести патрон из лотка поступал в ствол в верхней точке, затем с помощью ударника производился выстрел, при дальнейшем повороте из ствола в нижней точке опять-таки под действием силы тяжести производилась экстракция гильзы. Привод этого механизма был ручным, с помощью специальной рукоятки стрелок вращал блок стволов и производил стрельбу. Конечно, такая схема была еще не полностью автоматической, но она имела ряд преимуществ. Механическая перезарядка была на первых порах надежнее автоматической: оружие ранних конструкций постоянно заклинивало. Но даже эта простая механика обеспечивала довольно большой по тем временам темп стрельбы. Стволы перегревались и загрязнялись нагаром (что составляло значительную проблему, поскольку в то время широко использовался дымный порох) значительно медленнее одноствольного оружия.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий