Почему все боеприпасы не стали вакуумными
Эффективность боеприпасов объемного взрыва стала очевидна почти сразу после начала их применения. Подрыв десяти галлонов (32 литра) распыленного ацетилена производил эффект равный взрыву 250 кг тротила. Почему же все современные боеприпасы не стали объемными?
Причина заключается в особенностях объемного взрыва. Объемно-детонирующие боеприпасы располагают всего лишь одним поражающим фактором – ударной волной. Ни кумулятивного, ни осколочного действия на цель они не производят.
Кроме того, способность разрушить преграду у них крайне мала, так как их взрыв относится к типу «горение». Однако в большинстве случаев необходим взрыв типа «детонация», который разрушает преграды на своем пути или отбрасывает их.
Для успешного применения объемно-детонирующих боеприпасов важны погодные условия, которые определяют успешность формирования облака газа. Нет смысла создавать объемные боеприпасы малого калибра: авиационные бомбы весом менее 100 кг и снаряды калибром менее 220 мм.
Кроме того, для объемного боеприпаса очень важна траектория поражения цели. Эффективнее всего они действуют при вертикальном поражении объекта. На замедленных кадрах взрыва объемного боеприпаса видно, что ударная волна формирует тороидальное облако, лучше всего, когда оно «стелется» по земле.
Расшифровка названия[править | править код]
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ
-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).
Типы бомб
Основного назначения
| Вспомогательные и специальные
|
Бомба на разделочном столе
Не следует понимать буквально эту фразу и подходить с ножовкой и болгаркой к случайно найденному боеприпасу, если у вас, совершенно случайно, в дедушкином сарае завалялась бетонобойная авиабомба, и вы непременно хотите знать ее устройство.
Классическая отечественная бетонобойная бомба в разрезе позволяет оценить толщину корпуса в головной, самой нагруженной части
Современный классический бетонобойный снаряд подразделяется на два основных типа: бомба свободного падения и боеприпас, оснащенный реактивным ускорителем.
На эшелоне больших высот
Использование боеприпасов свободного падения позволяет значительно упростить и удешевить конструкцию, за счет отказа от разгонного реактивного блока. Дело в том, что для придания достаточных качеств для проникания в грунт и пробития преград, снаряд бетонобойный должен обладать достаточной кинетической энергией.
Расплата за простоту – метание свободно падающих сейсмических бомб с больших высот
Кинетическая энергия это произведение массы снаряда на его скорость у поверхности земли. Для усредненного типа боеприпаса, скорость у земной поверхности должна быть близка к сверхзвуковой. Соответственно, высота бомбометания в условиях свободного падения боеприпаса должна составлять порядка 10000 метров, что очень критично для точности.
Более того, многие стратегические цели, например командные пункты, капониры для техники, укрытия для личного состава, ракетные пусковые шахты имеют очень небольшие размеры, а эффективность поражения часто обусловлена непосредственно прямым попаданием.
С парашютом со сверхнизких
Другая концепция применения, в котором выступают бетонобойные снаряды, предусматривает штурмовое бомбометание на низких скоростях со сверхмалых высот. Точность работы в таких условиях повышается, однако пропорционально возрастает риск поражения носителя ударной волной и осколками от детонации собственного боеприпаса.
Для этой цели в конструкцию дополнительно введен тормозной парашют, он снижает скорость сброшенного боеприпаса и одновременно стабилизирует угол вхождения последнего в эллипс цели, максимально приводя его к нормали.
В хвостовой части видно парашютную укладку, в боевой работе успешно выполняющую роль эффективного аэродинамического тормоза
Однако, как можно верно возразить, при падении скорости критично снижается показатель значения кинетической энергии, и как следствие — глубина проникаемости авиабомбы.
На представленном фото хорошо виден реактивный разгонный блок в задней части корпуса боеприпаса
Для приведения показателей скорости к номинальному достаточному значению в корпус бомбы встроен разгонный реактивный блок, который при кратковременном включении придает телу необходимый динамический импульс.
Разложим по полочкам
Классическая конструкция современной бетонобойной бомбы состоит из:
- Корпус, который изготовлен из высокопрочной высоколегированной стали с высоким индексом вязкости, что гарантирует его сохранность при динамическом ударе о препятствие с высокой энергией. Соотношение длины и диаметра корпуса сдвинуты в сторону длины, для придания изделию необходимых динамических и кинематических качеств.
- В передней части корпуса расположен наконечник из сплава высокой твердости, который обеспечивает образование проникающего канала в толще грунта. В некоторых конструкциях, в наконечнике обустроен кумулятивный блок, который так же выполняет роль по улучшению проникаемости боеприпаса сквозь преграды.
- На наружной части корпуса и его наконечника расположены аэродинамические элементы, обеспечивающие курсовую устойчивость и подруливание в условиях применения управляемого варианта.
- В задней части корпуса обустроен отсек тормозного парашюта.
В дополнении к тормозному парашюту в задней части корпуса на современных моделях бомб располагаются аэродинамические тормоза
- Кроме этого там же расположен пиропатрон отстрела парашюта и блок реактивного ускорителя с системой его интеллектуальной активации.
- Сзади расположен взрыватель с программируемым замедлителем, который устанавливается на срабатывание на заданной глубине.
- Передняя часть корпуса занята боевой частью с достаточным количеством высокоэффективного взрывчатого вещества. Часто фугасное и термобарическое действие боевой части усиливается дополнительным блоком, содержащим поражающие элементы, энергия которых сохраняется в радиусе до 100 м от эпицентра.
- Система наведения по лазерному лучу, которая требует тандемного использования источника и приемника излучения.
История
1. Артиллерийская граната. 2. Бомба. 3. Картечная граната. XVII—XIX вв.
В период до Первой мировой войны включительно бомбами назывались тяжёлые разрывные (по современной терминологии — фугасные и осколочно-фугасные) артиллерийские снаряды, предназначенные для стрельбы из мортир всех калибров (но не мортирок!), тяжёлых гаубиц и тяжёлых пушек, а также морских бомбических орудий (впрочем, последние вышли из употребления ещё в XIX веке). Бомба для гладкоствольного орудия представляла собой пустотелое ядро, начинённое порохом, с деревянной дистанционной трубкой, также начинённой порохом и вставлявшееся в отверстие — «очко»; вокруг отверстия были две скобы («уши»), за которые бомбу поднимали особыми крючками при заряжении. Вставлялась в ствол дистанционной трубкой вниз и воспламенялась от пороховых газов. В Российской империи бомбой считался гаубичный и пушечный разрывной снаряд весом 1 пуд (для гладкоствольного орудия, стреляющего круглыми ядрами, это округлённо соответствует калибру 196 мм.) и более (снаряды весом от 1 артиллерийского фунта до пуда назвались гранатами, а менее одного артиллерийского фунта — пулями) а также, как уже говорилось, мортирный снаряд любого веса (в русской артиллерии применялись мортиры калибром 1/4 пуда (120 мм), 1/2 пуда (152 мм), 1 пуд (196 мм), 2 пуда (245 мм.), 3 пуда (273 мм) и 5 пудов (333 мм). Бомбы были изобретены французом Бернаром Рено д’Элиснгаре, по прозвищу «Маленький Рено», и впервые применены в войне Франции с алжирскими пиратами для бомбардировки города Алжир (28 октября г.). В России они были впервые использованы в 1696 году при взятии турецкой крепости Азов. Для переноски крупных бомб использовалось специальное приспособление наподобие коромысла, получившее название «бомбонос».
В начале XX в. бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов лётчики. Кроме того, в первой половине XX в. в России/СССР и Германии бомбами назвали также надкалиберные боеприпасы к полевым бомбометам, а в России/СССР — иногда также и артиллерийские мины. Наконец, широко распространено применение термина «бомба» для обозначения самодельных взрывных устройств (как метательных, так и инженерных/закладываемых или применяемых в качестве мин-«сюрпризов»), использумемым партизанами и террористами — хотя правильнее назвать их ручными гранатами, минами и фугасами.
В начале XX веке бомбами назывались и некоторые разновидности резервуаров для хранения сжатого газа, в частности, для «веселящего газа» (закиси азота, применяемой для наркоза).
Самый громкий звук в воздушной среде
Строго говоря, уровень самого громкого звука в воздушной среде не может превысить 194 дБ. Громкость зависит от амплитуды волн и атмосферного давления воздуха. Явление с интенсивностью 194 дБ обладает давлением звукового излучения 101,325 кПа, что соответствует атмосферному давлению на уровне моря при 0° по Цельсию. По сути, 194 дБ — это когда волны создают полный вакуум между собой.
Все, что выше 194 дБ, технически уже не будет являться «звуком». При превышении этого порога избыточная энергия начнет искажать волну, что приведет к образованию ударной (взрывной) волны, а не звуковой. На таком уровне звук уже не проходит сквозь воздух, а толкает его перед собой.
Но мы не будем излишне педантичными. Все, что выше 194 дБ, тоже назовем «звуком». Просто имейте в виду, что так говорить не совсем правильно.
Стабилизатор вертикальной наводки
В нашей стране принято принижать наши танки и оборудование, которое на них установлено. Но порой, это оборудование, хоть и сделанное гораздо проще, чем за рубежом, бывает в разы эффективнее и надёжнее того, что сделали американцы или англичане. Так и случилось с этим изобретением. Впервые в танк стали устанавливать стабилизатор вертикальной наводки в нашей стране с 1938 года массово.
Было это ещё до второй мировой войны на танке т-26. Принцип работы прост до безобразия. После нажатия на спуск выстрел не производился сразу. Там была система синхронизации линии обзора наводчика и линии ствола пушки. И когда эти линии совмещались, тогда пушка и стреляла.
По каким-то причинам, дальше т-26 дело так и не пошло, возможно, что отказ от стабилизатора был вызван необходимостью срочно удешевить и ускорить сборку новых танков, а может, просто конструкторы враждовали и не хотели ставить у себя чужое изобретение. Официально говорится, что отказ был вызван тем, что слишком тяжело обучить работе с ним наводчиков. Странное объяснение, если учесть, что стабилизатор облегчал именно их работу. Но так или иначе, а повторно, в нашей стране этот стабилизатор пришёл на танки только уже после Великой отечественной войны.
Для сравнения, стабилизатор на танках шерман (американский массовый средний танк) был с приводом, который должен был ствол водить вместе с линией прицела. Но тут ключевое слово «должен был». На практике, эта схема была неэффективна и в реальности танк на ходу не мог стрелять прицельно, мощности приводов не хватало для противодействию раскачке. Поэтому, а также потому, что американским «супер» солдатам было тяжело справиться с управлением стабилизатора, от него отказывались и либо демонтировали либо отключали.
В свободном падении
Впервые авиационные бомбы применили итальянцы в Итало-турецкой войне 1911-1912 годов. С того времени до испытания в сентябре 2007 году самой мощной бомбы в мире, не считая ядерных, прошло около 100 лет. В России первые авиационные бомбы разработаны в 1909-1914 годах. Система авиационных бомб конструктора В.В. Орановского состояла из 4 осколочных авиационных бомб массой от 8 до 80 кг и фугасных авиационных бомб массой от 4 до 640 кг. В 1916 году система авиационных бомб дополнена зажигательной бомбой конструкции полковника А. Яковлева.
flickr.com/153452802@N02
Итальянский бомбардировщик Caproni Ca 3 времён Первой мировой войны.
В годы Великой Отечественной войны советские ВВС широко применяли ПТАБ-2,5-1,5 калибра – самую массовую авиационную бомбу СССР, ФАБ-100 – основную советскую авиабомбу и наиболее мощную и тяжёлую бомбу периода войны – ФАБ-5000. Носителем нового мощного боеприпаса стал бомбардировщик Пе-8.
29 апреля 1943 года первые серийные бомбы были сброшены на береговые укрепления Восточной Пруссии летчиками 45-й дивизии АДД с Пе-8 4М-30. Эффект от взрыва был близок к ожидаемому. В конце мая ФАБ-5000 была сброшена на сосредоточение германских войск в районе Могилёва, а в июле ФАБ-5000 применили в ходе начавшейся Курской битвы. Последние удары ФАБ-5000 приняли на себя уже форты крепости Кёнигсберг 7 апреля 1945 года.
Внушительной номенклатурой фугасных бомб в годы Второй мировой войны располагала американская авиация. В 1945 году в США была принята на вооружение тяжёлая 4000-фунтовая бомба М63. Вес её составлял 1758 кг, длина – 2096 мм, диаметр – 457 мм. Бомба содержала 147 кг пикрата аммония. Сброшенная с высоты 6100 метров М63 могла пробить горизонтальную броню толщиной до 305 мм. Это был наиболее крупный серийный авиационный боеприпас ВВС США, используемый в годы Второй мировой войны.
waralbum.ru
Подготовка бомбардировщика Пе-2 к вылету на полевом аэродроме Черноморского флота. На переднем плане видны фугасные авиабомбы ФАБ-100 и ФАБ-250, 1943 г.
Совершенствование авиационного оружия продолжилось и в послевоенное время. В конце 1940 годов на вооружение в СССР были приняты несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг, предназначавшиеся в основном для ударов по крупным морским и сухопутным целям. ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила. Затем «встали в боевой строй» фугасные бомбы больших калибров.
Тяжёлые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в Афганской войне – против сильно укреплённых огневых позиций моджахедов. Есть и такие сведения. Только за три месяца 1988 года бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Эффективность увеличивалась при сбросе бомб в небольшие ущелья, которые буквально «складывались» от удара такой мощности.
Разработка и применение
Кумулятивная авиабомба была разработана в СССР 1942 году в Центральном конструкторском бюро № 22, которое специализировалось на разработке взрывателей (на 2020 год это НИИ «Поиск» в Санкт-Петербурге). Вес первого образца составил 10 кг, впоследствии его сократили до 2,5 кг.
Бомба широко применялась советской авиацией в Великой Отечественной войне . Снаряжались в кассетах по 48 штук. Штурмовик Ил-2 брал по четыре таких контейнера. При сбрасывании ПТАБ, они накрывали площадь порядка 15 м × 200 м. Учитывая, что горизонтальное бронирование танков традиционно весьма слабо, вероятность поражения цели была высокой. Бронепробиваемость составляла от 60 мм при угле встречи 30° до 100 мм при 90°, что было вполне достаточно. Даже у T-VI «Тигр» первых серий толщина крыши корпуса и башни составляла всего около 25 мм, у Т-V «Пантера» — 16-18 мм. Взрыватель АД-А
(Индекс УВ ВВС —7-В-118 ), донный.
Первое боевое применение — 5 июля 1943 года на Курской дуге.
И. А. Ларионов в январе 1944 года был награждён за разработку бомбы и взрывателя к ней орденом Ленина, а в 1946 году — удостоен звания лауреата Сталинской премии.
Новая бомба быстро завоевала всеобщее признание и получила высокую оценку общевойсковых и авиационных командиров. Она оказалась эффективным средством поражения тяжелых немецких танков «тигр», «пантера», самоходных артиллерийских установок «фердинанд» и других объектов, имеющих броневую защиту, а также открыто расположенных складов боеприпасов, емкостей с горючим, автомобильного и железнодорожного транспорта.»
Новиков В. Н. «Накануне и в дни испытаний»
Малокалиберные противотанковые бомбы ПТАБ
В кратчайшие сроки — с декабря 1942 г. по апрель 1943 г. — противотанковые авиабомбы калибром 2,5 кг не только спроектировали и создали, но и испытали по полной программе. У боеприпасов, позже принятых на вооружение, корпуса и клепаные стабилизаторы перисто-цилиндрической формы изготавливали из листовой стали толщиной 0,6 мм. Для увеличения осколочного действия на цилиндрическую часть авиабомб дополнительно надевали стальную 1,5-мм рубашку. Сферическая головная часть корпуса боеприпаса была выполнена с радиусом, строго соответствовавшим оптимальному расстоянию для наиболее эффективного действия кумулятивного заряда.
Стабилизатор авиабомбы крепили с помощью специальной штампованной скобы корпусом донного взрывателя (при транспортировке эти функции выполняла пробка). Боевой заряд ПТАБ состоял из смесевого взрывчатого вещества ТГА, снаряженного через донное очко. Кроме того, в гнездо под взрывателем устанавливали дополнительный промежуточный детонатор в виде прессованной тетриловой шашки. Поскольку применяли ПТАБ, сбрасывая из кассет (главным образом, со штурмовиков) и бомбоотсеков, оснащать бугелями авиабомбы не требовалось.
На испытаниях установили, что авиабомбы конструкции ЦКБ-22 пробивают верхнее броневое покрытие немецких легких самоходных штурмовых орудий класса «Артштурм» толщиной 30-52 мм при встрече с преградой под углами 90, 45 и 30 к горизонту, а при меньших углах — только 30 мм. В большинстве случаев пробоины сопровождались отколом брони вокруг выходного отверстия.
В ходе испытаний на безотказность действия авиабомбами из кассет самолета Ил-4 бомбили одиночную наземную цель с высот 50-100 м на скорости 280 км/ч . Прямых попаданий не было, но все авиабомбы и их взрыватели действовали безотказно. На предыдущих испытаниях при прямом попадании в самоходку выломало угол брони размерами 200х300 мм и пробило отверстие 55х110 мм. И хотя габариты авиабомбы превышали допустимые на 1-4 мм, на основании результатов испытаний противотанковые кумулятивные авиабомбы ПТАБ-1,5 приняли на вооружение ВВС. В январе 1943 г. Научно-техническим журналом № 050 кумулятивной авиабомбе присвоили наименование ПТАБ-2,5-1,5 и индекс по ВВС — 7-Т-118.
По личному распоряжению И.В.Сталина, который был в курсе результатов испытаний, Государственный Комитет Обороны СССР принял этот боеприпас на вооружение, не дожидаясь оформления отчета по войсковым испытаниям, и распорядился начать его серийное производство. Рабочую документацию на изготовление авиабомбы и взрывателя разработали на заводах № 67 и 846 Наркомата боеприпасов. От народного комиссара боеприпасов Б.Л.Ванникова потребовали в срок до 15 мая изготовить 800 тысяч таких авиабомб с донными взрывателями АД-А. Снаряжали эти боеприпасы в Подмосковье на заводе № 12.
Этим же НТЖ донному взрывателю присвоили наименование АД-А, утвердив номер чертежа 3-01018 и индекс ВВС — 7-В-118. Для предохранения крыльчатки взрывателя от самопроизвольного свертывания на стабилизатор бомбы надевали специальный предохранитель из жестяной пластины квадратной формы с закрепленной на ней вилкой из двух проволочных усов, проходящих между лопастями. Встречным потоком воздуха его срывало после сбрасывания ПТАБ с самолета.
Сброс противотанковых авиабомб с кумулятивным эффектом (ПТАБ). Настоящий огненный дождь мог обрушить на врага даже легкий истребитель!
Бетонобойные авиабомбы
- Добавил: admin
- Просмотров: 5022
- Дата: 19-03-2011, 13:17
- Раздел: Авиация / Оружие / Бомбы
Бетонобойные авиабомбы |
Бетонобойные авиационные бомбы(БЕТАБ)предназначены для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту (фортификационные сооружения, ВПП и др.). Калибр 250-500 кг. Представляет собой фугасную авиационную бомбу с утолщенными стенками и более прочной головной частью (по американской классификации полубронебойная авиационная бомба). Для применения со штурмовых высот и обеспечения безопасности ЛА она комплектуется тормозным устройством (обычно парашютного типа) и разгонным ракетным двигателем, включаемым после уменьшения скорости падения авиационной бомбы до определенной величины в результате действия тормозного устройства.Разработка советских реактивных бронебойных и бетонобойных бомб была начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение же бронебойная бомба БРАБ-200 ДС и бетонобойная бомба БЕТАБ-150 ДС поступили уже в ходе Великой Отечественной войны. В 1940-х гг. их называли авиабомбами с дополнительными скоростями, отсюда и буквы ДС в названиях бомб. Боевые части обеих бомб представляли собой 203-мм артиллерийские снаряды (бронебойный и бетонобойный соответственно).Устройство бетонобойной бомбы БЕТАБ-150 ДС близко к устройству БРАБ-200 ДС. Длина бомбы 2097 мм. Полный вес бомбы 165 кг. Вес боевойчасти 101,6 кг. Боевая часть содержит 14,5 кг взрывчатого вещества и взрыватель РД.Ракетный заряд весом 17,2 кг сообщает бомбе дополнительную скорость 210 м/с. Срабатывание ракетного заряда подобно БРАБ-200 ДС происходит с помощью дистанционной трубки ТМ-4.Бомба БЕТАБ-150 ДС проникала в скальный массив из мрамора на глубину 1,65 м. При взрыве бомбы в грунте большой плотности образовывалась воронка диаметром 1,8 м и глубиной 2,48 м.В послевоенное время на вооружение была принята реактивная бетонобойная бомба БЕТАБ-500 ШП. Длина бомбы 2509 мм, диаметр 325 мм. Полный вес бомбы 424 кг. Боевая часть весом 350 кг содержала 77 кг взрывчатого вещества.БЕТАБ-500 ШП могла пробить броню толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности она образовывала воронку диаметром 4,5 м. При попадании бомбы во взлетно-посадочную полосу бетонное покрытие разрушалось на площади до 50 м2.В послевоенное время на вооружение была принята бетонобойная бомба свободного падения БЕТАБ-500. Полный вес бомбы 430 кг. Вес боевой части 380 кг. Длина бомбы 2107 мм. Диаметр бомбы 426 мм.
ТТХ | БЕТАБ-150 ДС | БЕТАБ-500У | БЕТАБ-500ШП |
Вес бомбы, кг | 165 | 510 | 424 |
Вес БЧ, кг | 101,6 | 45 | 350 |
Вес ВВ, кг | 14,5 | 77 | |
Диаметр, мм | ~210 | 450 | 325 |
Длина бомбы, мм | 2097 | 2480 | 2509 |
Взрыватель | РД |
Классификаторы | |
Назначение | Основное |
Тип | Бетонобойная авиационная бомба |
Управление | Неуправляемая |
Носители |
Модификации | |
Модель | Описание |
БЕТАБ-150ДС | Разработка начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение поступила в ходе Великой Отечественной войны. Боевая часть бомбы представляла собой 203-мм артиллерийский бетонобойный снаряд. |
БЕТАБ-500У | Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500У предназначена для поражения подземных складов ядерного оружия, боеприпасов и ГСМ, командных пунктов управления, узлов связи, железобетонных укрытий. рулежных дорожек, автострад, железобетонных укрытий самолетов. |
БЕТАБ-500ШП | Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500ШП предназначена для поражения ВПП аэродромов, рулежных дорожек, автострад, железобетонных укрытий самолетов. |
Похожие новостиПохожие роликиПохожие книги
АПЛ «Акула» Часть 1. | АПЛ «Акула» Часть 2 | Боевой железнодорожный рак |
Пробивная мощь
Бетонобойные снаряды широко применялись советскими артиллеристами во время зимней войны с Финляндией. Неудачные попытки прорыва линии Маннергейма, повлекшие за собой потери личного состава, вынудили командование принять решение об активном использовании артиллерии перед задействованием пехоты и бронетехники. В борьбе с железобетонными укреплениями на Карельском перешейке наибольшую эффективность показали 203-мм бетонобойные снаряды Б-4.
Эти гаубицы позволили уничтожить сотни дорогостоящих построек, за что получили от финнов название «кувалды Сталина».
Успех бетонобойных снарядов во время военных действий вдохновил советских инженеров и военных на дальнейшую разработку аналогичных боеприпасов.
Первая отечественная бетонобойная бомба БетАБ-150ДС создавалась на основе артиллерийского 203-миллиметрового снаряда. Вес ее боевой части превышал 100 килограмм, встроенный реактивный разгонный блок ускорял ее при приближении к цели. Максимальная глубина проникновения БетАБ-150 при попадании в горную породу превышала полтора метра, после взрыва формировалась воронка диаметром до двух метров.
Ракеты на самолётах
(под крылом ИЛ-2 наши ракеты)
Это покажется невероятным, но ракеты на самолётах впервые применили в СССР. Было это во время боёв на Халхин-Голе. Есть даже точная дата первого пуска — 20 августа 1939 года.
Первые ракеты были ещё недостаточно совершенными, была слишком маленькая точность и дальность. Но при этом, они показали себя очень грозным оружием. Было достаточно одного попадания, чтобы сбить истребитель. В особо удачных случаях и одного в бомбардировщик, но, как правило, на бомбардировщик уже надо было несколько.
Из особо важных плюсов была простота и высочайшая надёжность. Ракеты срабатывали всегда.
Позже, от ракет на новых истребителях отказывались и они нашли своё место только в штурмовиках (где уступали ПТАБ по эффективности) и для обороны бомбардировщиков. Для вторых, даже при неверной установке времени взрыва, создавалось облако осколков, которое могло остановить атаку истребителя.
Вопрос 17
25 ноября 1942 г. было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. К концу года первые французские лётчики прибыли в Иваново, где приступили к освоению истребителей Як-1. Весной 1943 г. эскадрилья, позднее развёрнутая в полк, была направлена на фронт, где приняла участие в боях на орловском направлении и в Курской битве. Осенью 1943 г. полк был выведен в Тулу, где вошёл в состав авиационных частей ПВО Москвы, а весной 1944 г. направлен на фронт, где французские лётчики участвовали в операции «Багратион» и в боях за Кёнигсберг. 20 июня 1945 г. полк на самолётах Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетел на родину. В честь какой французской провинции был назван этот легендарный авиационный полк?
- Гасконь
- Бургундия
- Прованс
- Нормандия