Атомные подводные лодки АПЛ проекта 945 типа «Барракуда» и 945А «Кондор»

Применение на учениях и на боевом дежурстве

К сожалению, информации об использовании подводных лодок проекта 945 в составе советских военно-морских сил очень мало. Известно лишь, что головной корабль этой серии, К-239 «Карп», начиная с момента своего вступления на боевую службу (а это произошло 21 сентября 1984 года), на протяжении последующих четырех с половиной лет эксплуатировался в усиленном режиме. Это дополнительное испытание позволило подтвердить все заявленные характеристики субмарины.

На страницы западных СМИ новая лодка попала еще до принятия на вооружение, летом 1984 года, когда К-239 удалось каким-то образом сфотографировать. Американские эксперты оценили советскую субмарину очень высоко, хотя достоверных сведений о ней они тогда еще не имели.

Одна из первых иностранных фотографий АПЛ «Карп». Сделана 1 ноября 1984-го года с норвежского разведывательного самолета

Впоследствии, рассказывая про опыт эксплуатации «Барракуд», вице-адмирал М.В. Моцак, занимавший в 2000 году пост начальника штаба Северного флота, отметил, что оборудование этих подводных лодок позволяло уверенно устанавливать контакт с противником и фиксировать все его перемещения. Российские  субмарины при этом оставались незамеченными. Моцак, в частности, сказал, что одна только К-239 в 1995 году обеспечила слежение за американскими подводниками в течение вчетверо более продолжительного времени, чем все надводные корабли.

Самый известный инцидент с участием субмарины проекта 945 произошел в феврале 1992 года, во время учений. Находясь в пределах российских территориальных вод, близ острова Кильдин, подводная лодка К-276 «Краб» (впоследствии переименована в Б-276 «Кострома») протаранила американскую АПЛ SSN-689 Baton Rouge. Эта многоцелевая субмарина типа «Лос-Анджелес» пыталась, оставаясь незамеченной, следить за ходом маневров.

Результат столкновения для американских моряков оказался довольно печальным – на лодке вспыхнул пожар, последствия которого в конце концов привели к списанию боевого корабля. На «Крабе» была повреждена рубка, восстановить которую удалось уже летом того же 1992 года. Оценка этого происшествия едва ли может быть однозначной – противники ухитрились не увидеть друг друга, что не говорит в чью-либо пользу. «Смертельные» повреждения американской АПЛ стали, таким образом, результатом случайности.

Разборка поврежденной SSN-689 Baton Rouge после её списания

Сегодня обе подводные лодки проекта 945 выведены из состава флота и отправлены в ремонтные мастерские. Но едва ли им суждено вернуться в строй – денег на проведение модернизации нет. Та же судьба, к сожалению, может постигнуть и две субмарины проекта 945А.

Достоинства и недостатки

Основным преимуществом как «Барракуды», так и «Кондора» является их скрытность. Достигнута она в первую очередь за счет снижения уровня шума, создаваемого механизмами подводной лодки. Кроме того, большое значение имеет и «размагничивание», обеспеченное использованием титановых сплавов. Состав комплекса вооружения также неплох, особенно на лодках проекта 945А.

Динамические характеристики превосходны и никаких нареканий не вызывают. Главный минус обоих проектов – это очень высокая стоимость изготовления титанового корпуса. Именно этот фактор сделал АПЛ «Щука-Б», которые очень близки по своей конструкции к «Барракудам»,  куда более многочисленными – ведь они сделаны из сравнительно дешевой стали.

АПЛ «Кострома» проекта 945 на своей последней стоянке

Кроме того, бортовое электронное оборудование лодок проектов 945 и 945А сегодня выглядит уже устаревшим. Его бы следовало заменить еще в начале «нулевых», а сейчас перспективы дальнейшей модернизации выглядят довольно туманно, если не полностью безнадежно.

Автор статьи:

Федоров Дмитрий

Конструкция

Корпус

Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме — веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.

Силовая установка

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л. с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура. На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Вооружение

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата. Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад», противолодочные ракеты «Ветер», имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Радиоэлектронное оборудование

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза. Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Модификации

945А «Кондор»

Основная статья: Подводные лодки проекта 945А «Кондор»

Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.

945Б «Марс»

Основная статья: Марс (подводная лодка)

Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР, строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.

Модернизация

Планируется модернизировать оба корабля на ЦС «Звёздочка» по проекту 945М:

  • замена ядерного топлива;
  • замена всего электрооборудования;
  • проверка и ремонт механических частей кораблей;
  • при необходимости будет выполнен и ремонт реакторов;

будут установлены новые:

  • ГАС;
  • БИУС,
  • радары,
  • навигационные системы ГЛОНАСС/GPS;
  • системы вооружения:

На плаву: получит ли российский флот атомные подлодки

Какие изменения претерпела новая госпрограмма вооружения ВМФ

По сообщению ТАСС, в ходе форума “Армия-2019”, открывшегося в подмосковной Кубинке, планируется подписание контракта на постройку в рамках госпрограммы вооружений на 2018–2027 годы еще четырех атомных подводных лодок для ВМФ России. В числе заказанных субмарин будут два “стратега” — подводных ракетоносца проекта 955А “Борей-А” — и два многоцелевых подводных крейсера с крылатыми ракетами проекта 885М “Ясень-М”. Их строительство должно начаться в ближайшие годы, однако сдача этих кораблей флоту предполагается уже после 2027 года. “Известия” разбирались в последствиях данного контракта.

Технические характеристики

Многие, в том числе и такие важные для субмарин параметры, как шумность и сила создаваемого корпусом магнитного поля, остаются для «Барракуд» и «Кондоров» засекреченными. Открыты лишь наиболее обобщенные характеристики.

АПЛ проекта 945АПЛ проекта 945А
Надводное водоизмещение5 940 тонн6 470 тонн
Подводное водоизмещение9 600 тонн10 400 тонн
Надводная скорость12,1 узла19 узлов
Подводная скорость35,15 узла35 узлов
Рабочая глубина480 м520 м
Предельная глубина550 м600 м
Длина корпуса107,16110,5 м
Ширина12,28 м12,2 м
Осадка9,628,8 м
Состав экипажа31 офицер, 30 мичманов28 мичманов и 31 офицер

Автономность плавания этих подводных лодок достигает ста суток.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий