Арктический “Бастион”: Россия закрыла Севморпуть
Дмитрий Литовкин — о том, как защищены российские интересы в Арктике
Сверхзвуковые крылатые ракеты “Оникс”, ракетный комплекс “Кинжал”, в перспективе – гиперзвуковые “Цирконы”, зенитные ракетные системы Тор-М2ДТ и С-400, боевые патрульные ледоколы и самые современные станции предупреждения о ракетном нападении – это вооружение группировки российских войск в Арктике, которая, как отчиталось Минобороны, за последний месяц была еще более усилена. Тем самым был полностью замкнут контроль над Северным морским путем – стратегическим для страны транспортным маршрутом, протянувшимся вдоль берегов Чукотки, полуострова Таймыр, архипелага Новая Земля и Кольского полуострова.
Строительство
Контракт на постройку до 2020 года первых двух кораблей проекта 23550 был заключён между Минобороны России и АО «Адмиралтейские верфи» 4 мая 2016 года. Корабли будут строиться в интересах Военно-морского флота Российской Федерации. На церемонии спуска на воду 25 октября 2019 года головного корабля «Иван Папанин», генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков заявил, что для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России будут построены ещё два корабля проекта 23550, при этом Александр Бузаков уточнил, что строить корабли будет «Выборгский судостроительный завод».
Первый корабль, получивший название «Иван Папанин» в честь И.Д.Папанина, был заложен 19 апреля 2017 года, передача флоту запланирована на 2023 год. На 13 сентября 2017 года его готовность составляла 15 %. 25 октября 2019 года корабль «Иван Папанин» был спущен на воду.
Второй корабль, получивший название «Николай Зубов» в честь Н.Н.Зубова, заложен 27 ноября 2019 года.
По данным СМИ на 27 января 2020 года «Выборгский судостроительный завод» может получить заказ на строительство двух патрульных ледоколов проекта 23550, верфь готовится подписать контракт с заказчиком в марте 2020 года, закладка первого корабля намечена на лето 2020 года, а сдача на 2024 год. Стоимость контракта составит около 18 млрд рублей. При этом заказчиком ледоколов будет не ВМФ России,как по первым 2 кораблям проекта 23550,а Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России.
Конструкция
Полное водоизмещение корабля по проекту — 9000 тонн. Длина наибольшая 115 метра, наибольшая ширина 20 метров. Осадка габаритная 7 метров. Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд максимальной толщиной до 1,7 метра, непрерывным ходом до 1,0 метра. Экипаж составляют 60 человек, также на кораблях может разместиться дополнительный экипаж из 50 человек. На борту будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», которые рассчитаны для преследования нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий, и вертолёт типа Ка-27 в ангаре. Также в составе корабля будет базироваться судно на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».
ГЭУ и движитель
На данном проекте реализована концепция единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) с системой электродвижения (СЭД). Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага обеспечивает собственный ход судна во всех режимах эксплуатации.
Для кораблей, построенных по данному проекту, специалистами концерна «Русэлпром» разработаны, изготовлены и поставлены судовые комплекты главных и вспомогательных дизель-генераторов, системы управления возбуждением, гребные электродвигатели и преобразователи, в качестве электропривода гребного винта и для регулирования оборотов. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля построена на основе четырёх дизель-генераторов 28-9ДГ «Коломенского завода» мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.
Вооружение
- 1 × 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА.
- 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К» (по 4 КР типа 3М-54, 3М-14 «Калибр») или 2 контейнерные пусковые установки (по 4 ПКР «Уран» Х-35У).
Специальное оборудование
Специальное оборудование представлено буксирной лебедкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъемностью 28 тонн каждая.