Представители проекта
Название | б/н | Верфь | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Василий Быков | 368 | АО Зеленодольский ССЗ | 161 | 26.02.2014 | 28.08.2017 | 20.12.2018 | ЧФ | В строю |
Дмитрий Рогачёв | 375 | АО Зеленодольский ССЗ | 162 | 25.07.2014 | 08.04.2018 | 11.06.2019 | ЧФ | В строю |
Павел Державин | 363 | АО Зеленодольский ССЗ(ООО ССЗ «Залив» г. Керчь) | 163 | 18.02.2016 | 21.02.2019 | 12.2020 | ЧФ | Заводские ходовые испытания |
Сергей Котов | АО Зеленодольский ССЗ(ООО ССЗ «Залив» г. Керчь) | 164 | 08.05.2016 | 09.2020 | 12.2021 | ЧФ | Строится. Сформирован корпус. | |
Виктор Великий | АО Зеленодольский ССЗ | 165 | 25.11.2016 | 04.2021 | 12.2022 | ЧФ | Строится | |
Николай Сипягин | АО Зеленодольский ССЗ | 166 | 13.01.2018 | 04.2022 | 12.2023 | ЧФ | Строится |
Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ Жёлтый — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный — списан, утилизирован или потерян
Первый корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года. Спущен на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года отбуксирован по внутренним водным путям на завод «Залив» в Керчь для достройки. 25 марта 2018 года вышел из Керчи в Новороссийск на государственные испытания, стартовавшие в мае 2018 года.. 20 декабря 2018 года головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» вошел в состав Черноморского флота.
Второй корабль серии «Дмитрий Рогачёв» вошёл в состав флота в июне 2019 года, после завершения государственных испытаний.
Третий патрульный корабль проекта 22160 «Павел Державин» 20 апреля 2020 года отбуксирован из Керчи в Новороссийск для прохождения заводских ходовых и государственных испытаний, принятие на вооружение ожидается до конца 2020 года.
Общие сведения
Корабли проекта 22160 предназначены для охраны территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, для оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, обеспечения охраны для кораблей при морских переходах, а также охраны военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения нападения различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах.
Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350
Примечания
- (рус.) (неопр.) ?. www.severnoe.com. Акционерное общество «Северное Проектно-Конструкторское Бюро». Дата обращения 4 августа 2018.
- (англ.). blackseafleet-21.com. Дата обращения 28 ноября 2018.
- .
- (рус.) (неопр.) ?. lenta.ru. lenta.ru (6 апреля 2014). Дата обращения 4 августа 2018.
- ↑ Сергей Птичкин. (рус.) (неопр.) ?. rg.ru. «Русское оружие» (2 июля 2017). Дата обращения 4 августа 2018.
- Дмитрий Сергеев. (рус.) (неопр.) ?. ТРК «Звезда» (18 января 2018). — Первая реализация на флоте модульной концепции морского вооружения. Дата обращения 23 августа 2018.
- . Морской ВПК. Дата обращения 9 декабря 2018.
- . ФлотПром. Дата обращения 28 ноября 2018.
- ↑ . www.balancer.ru. Дата обращения 28 ноября 2018.
- . ФлотПром. Дата обращения 28 ноября 2018.
- (рус.) (неопр.) ?. ria.ru. РИА «Новости» (26 марта 2018). Дата обращения 4 августа 2018.
- ↑ АО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД им. А. М. ГОРЬКОГО». (недоступная ссылка). Дата обращения 23 мая 2019.
Вооружение
Основное вооружение
Характеристики АК-630 | |||
---|---|---|---|
ТТХ | Значение | ТТХ | Значение |
Скорострельность, выстр.\мин | 4000-5000 | Боевой расчет, чел. | 1 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 1030 | Масса установки, кг | 3800 |
Дальность стрельбы, м | 4000 | Ресурс установки, выстр. | 8000 |
Углы | от −12° до +88° | Углы | 360° |
Скорость ВН, °/с | 50 | Скорость ГН, °/с | 70 |
Корабли проекта 22460 оснащены скорострельной шестиствольной 30-мм автоматической пушкой АК-630М. Разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения, установка серийно выпускается предприятием «Туламашзавод». Пушка спроектирована для вооружения кораблей. Она может уничтожать противокорабельные ракеты, самолёты, вертолёты, , также эффективно поражать маломерные надводные цели и плавающие мины. Также пушка применяется для поражения сухопутных объектов: живой силы противника, укреплённых огневых точек.
Начальная скорость снаряда составляет 875 м/с, охлаждение стволов жидкостное, автономное. Разрабатывался проект 22460 и с возможностью размещения одной пушки А-220М, калибра 57 мм. При необходимости судостроители смогут выпустить корабль проекта 22460 в комплектации с пушкой А-220М вместо АК-630.
Дополнительное вооружение
В качестве дополнительного вооружения на патрульных кораблях проекта 22460 размещены два пулемёта «Корд» на одиночных станках по бокам боевой рубки. При необходимости экипаж может вооружаться переносными ракетно-зенитными комплексами «Игла». На корабле предусмотрено размещение четырёх противокорабельных ракет Х-35, однако в базовой комплектации они не устанавливаются.
Авиационное вооружение
Корабли проекта 22460 оснащены вертолётной площадкой, на которой может базироваться палубный вертолёт. С 2015 года холдинг «Вертолеты России» занимается модернизацией вертолёта Ка-226Т. Техническое задание предусматривает переоснащение вертолёта в палубный вариант. Одним из требований к вертолёту является наличие складывающихся лопастей винта.
Рассматривается возможность размещения на вертолёте крепежей для установки на них вооружения калибром до 7,62 мм, планируется оснастить экипажи вертолётов очками ночного видения.
На кораблях проекта 22460 не предусмотрено ангара для хранения вертолётов, винтокрылые машины будут базироваться на открытой вертолётной площадке.
Базовая модель вертолёта Ка-226, является развитием вертолёта Ка-26 и создана в 1996 году. Получив сертификат, модель серийно выпускается с 2003 года. Вертолёт Ка-226Т оснащён двигателем производства Франции – Arrius 2G. Данная модель вертолёта сертифицирована в 2010 году, дата начала производства неизвестна.
Тестовая модель Ка-226Т
Зеркальная антенна РЛС «Наяда»
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА КА-226 (КА-226Т) | |||
---|---|---|---|
Макс. взлетная масса, кг | 3400 | Размеры вертолета: | |
Двигатель (кол-во, тип, марка) | 2 х Allison 250-C20R/2 или Arrius 2G | Длина, м | 8,1 |
Взлетная мощность, л.с. | 2 × 460 или 2 × 670 | Высота, м | 4,19 |
Экипаж | 1 | Ширина, м | 3,25 |
Нагрузка в транспортной кабине, кг | 1046-1500 | Диаметр несущего винта, м | 13,0 |
Нагрузка на подвеске, кг | 1300-1500 | ||
Макс. скорость, км/ч | 220 | ||
Крейсерская скорость, км/ч | 197 | ||
Статический потолок, м | 2000 | ||
Продолжительность полёта, ч | 4,5 | ||
Дальность полёта, км | 600 | ||
Практический потолок, м | 5000 |
В случае необходимости, для выполнения различных задач, на корабле может базироваться БПЛА.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
- Электронная противопожарная система SP-520M
- «Наяда»
- Радар «Балтика-М»
- Система радиоразведки
- Средства радиоэлектронной борьбы
История создания
Проектирование
При проектировании нового пограничного сторожевого корабля разработчики руководствовались Концепцией развития корабельного состава пограничных органов федеральной службы безопасности. Целью проектировщиков стало создание многофункционального корабля с хорошей автономностью, дальностью плавания, с достойными скоростными характеристиками и обитаемостью.
Корабль предназначался для охраны государственных морских границ, а также для противодействия пиратству и терроризму. Судостроительная фирма заключила договор с компанией «Транзас» на изготовление и монтаж навигационно-тактического комплекса «Тримс-22460» на сторожевом корабле «Изумруд» проекта 22460. Проектом предусмотрено размещение на борту вертолёта, системы автоматизации корабля и современных средств связи и навигации.
Описание конструкции
Генеральный директор ПКБ «Северное» В. Спиридопуло в 2008 году отметил, что корабли проекта 22460 отличаются от предшественников своими мореходными качествами. Сторожевик может выходить в море при волнении в 6 баллов, при этом не особо теряя в маневренности.
Корпус
Корабли проекта 22460 имеют новую форму корпуса, улучшенную мореходность. На спокойной воде патрульный корабль развивает скорость 30 узлов. Сторожевик имеет повышенную степень скрытности, относительно предыдущих серий кораблей береговой охраны. Для увеличения живучести в конструкции корабля имеется двойное дно и двойные борта.
Энергетическая установка и ходовые качества
Дизель-генератор ДГА-300
До 2015 года сторожевые корабли проекта 22460 оснащались дизельными двигателями производства Германии, однако в связи с политическими событиями 2014-2015 годов поставки двигателей прекратились и судостроителям пришлось искать альтернативные варианты для устранения дефицита двигателей для новых кораблей. Выходом стало заключение контракта с производителем подобных двигателей в Китайской Народной Республике. К ноябрю 2015 года контракт был подписан. Главный конструктор ПКБ «Северное» Алексей Наумов отметил, что китайские двигатели производятся по германской лицензии с соблюдением всех технологий.
В качестве главной энергетической установки до 2015 года использовалось четыре дизельных двигателя MTU 16V4000M73L, производства фирмы MTU Friedrichshafen, каждый мощностью 3860 л.с. Суммарная мощность установки составляла 15 440 л.с. После 2015 года на корабли проекта 22460 устанавливаются дизельные двигателя китайского производства CHD622V20, суммарной мощности 15 776 л.с. Движение корабля производится при помощи двух винтов. Заявленная максимальная скорость корабля составляет 30 узлов, однако в различных источниках встречаются и меньшие показатели максимальной скорости.
Для производства электричества на корабле используется два 300-кВт дизель-генератора DGA-300-VA1-MPS, а также два 60-кВт дизель-генератора DGA-60-VA2-MPS.
Экипаж и обитаемость
Экипаж корабля составляет 24 человека. Корабль имеет бассейн и сауну. Корабли проекта 22460 оборудуются опреснительной установкой.