Ура и да здравствует
Итак, ранним утром 25 сентября «Корец», «Донбасс», «Лубны» и «Кременчуг» тихо-мирно подремывали у причалов мариупольского порта, когда с берега внезапно заметили идущий по Таганрогскому заливу катер. Русский катер.
По словам украинцев, это был один из патрульных «Мангустов» проекта 12150, принадлежавших Береговой охране Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Судя по всему, «Мангуст» имел задание визуально установить место стоянки прибывших вчера в Мариуполь кораблей ВМСУ.
Позади «Мангуста» маячил российский пограничный сторожевой корабль, и это добавляло в расклад сил при Мариуполе новые нотки.
Невыспавшиеся команды пары МБАКов с чертыханием завели дизеля и отдали швартовы. Несмотря на присвоенный проекту 58155 грозный шифр «Гюрза-М», двигался этот украинский «гадюшник» куда как медленнее, чем Рикки-Тикки-Тави… ой, простите, «Мангуст» под российским флагом.
О дальнейшем нам предлагается судить по выложенному украинцами в Сеть видео. Оно смонтировано из нескольких фрагментов, на которых маячит российский ПСКР, проносящийся перед ним «Мангуст» и направляющийся в сторону российских вымпелов, отчаянно буксующий в волнах украинский бронекатер. На смонтированный видеоряд наложен якобы радиоперехват переговоров ПСКРа и «Мангуста», из которого следует, что первый предостерегает второго от сближения с МБАКом.
К видео прилагается комментарий украинской стороны. Приведем его полностью.
В общем, да, опять она — российская провокация. Но мы как один! Все! Отстояли! Ура и да здравствует Пе-ре-мо-га!
От Москвы-реки до Тартуса
Головной «Раптор» был спущен на воду 15 августа 2013 года. На данный момент ОАО «ЛСЗ «Пелла» сдало Флоту уже 11 патрульных катеров проекта 03160, которые несут службу на Балтийском и Черных морях.
Любопытный нюанс. Черноморские «Рапторы» успели поучаствовать не только в охране мероприятий Олимпиады-2014 в Сочи, но и в патрулировании акватории сирийского порта Тартус, где находится 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России.
Еще один «Раптор» — П-344 — можно увидеть у причального комплекса-дебаркадера Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки. По всей видимости, данный «Раптор» используется как персональный разъездной катер Министра обороны России.
Стоит отметить, что победное шествие концепции шведского Stridsbåt 90 по постсоветскому пространству на «Рапторах» не закончилось. С явной оглядкой на шведский катер, концерн «Калашников» разработал прямого конкурента проекту 03160 — десантный катер проекта 02510 типа «БК-16». Украинцы тоже не пожелали оставаться в стороне от модных флотских веяний и объявили о начале проектирования на базе проекта CB 90 собственного десантно-штурмового катера под шифром «Кентавр».
Поскольку задача легкой транспортировки «Кентавра» на палубах и в твиндеках других кораблей перед украинскими разработчиками не ставилась, они сразу увеличили размеры своего катера настолько, чтобы он мог принять на борт не 20, а 32 десантника. И 5 членов экипажа. И 2 пулеметно-гранатометных модуля. И 2 блока с авиационными НУРСами. И морские мины. И, до кучи, решетчатые экраны для защиты от РПГ.
Водоизмещение «Кентавра» сразу «прыгнуло» до 54,5 тонн. В общем, украинское видение концепции небольшого скоростного малозаметного катера для патрулирования и спецопераций, с точки зрения военно-морских аналитиков, стало выглядеть довольно комично. Чего не скажешь о «Рапторах».
Плюсы и минусы
«Раптор» оборудован самыми современными средствами связи, обнаружения и навигации. Турбодизели позволяют катеру развивать скорость до 48 узлов. В то же время на малом ходу их работа за пределами машинного отделения практически не слышна, что дает «Раптору» возможность подкрадываться к цели почти бесшумно.
Для подъема катера на палубу корабля-носителя или на берег предусмотрены специальные рымы.
Личный состав катеров типа «Раптор» до начала службы в обязательном порядке проходит комплексную и многоуровневую подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге, а также непосредственно на предприятии-строителе.
Однако, при всех многочисленных плюсах «Раптора», есть у катера и минусы. Формирование алюминиевых корпусных конструкций оказалась делом достаточно трудоемким, что вынуждает выполнять его исключительно вручную. Также среди узлов и агрегатов катера присутствует заметное количество иностранных комплектующих. В условиях санкционной политики Запада это весьма актуализирует для производителя вопрос импортозамещения.
Понятно, что ничего не понятно
Из видео совершенно непонятно, где это все заснято. Но зрителю предлагается поверить в то, что российский «Мангуст» стремился прорваться прямо к «Корцу» и «Донбассу», которые, на минуточку, в этот момент стояли внутри ремонтного бассейна Мариупольского порта.
Еще раз уточним: по мнению украинской стороны, российский «Мангуст» вознамерился ворваться прямо в акваторию украинского порта. Вы в это верите? Вот и мы не верим.
Продолжим. Из видео совершенно неясно, в чем заключались «решительные активные действия» МБАков и чем закончилось медленное движение одного из них в сторону ПСКРа и «Мангуста». Которые, кстати, на фоне «дерзновенного подвига» этого самого МБАКа, и не подумали менять свои курсы. Вот это-то как раз на видео заметно.
Использованные в видео позывные не соответствуют таковым ни у кораблей КЧФ, ни у кораблей Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. Звуки, сопутствующие якобы радиопереговорам ПСКРа и «Мангуста», тоже не соответствуют звукам радиопереговоров с использованием корабельных радиостанций.
«Но «Мангуст» же находился в госводах Украины!» — немедленно напомнят нам из Киева. Простите, из чего это следует? На данный момент получается, что украинцы на своем видео от 25 сентября показали нам лишь галс МБАКа в сторону российского ПСКРа и «Мангуста», имевший место где-то в Азовском море. Всё.
Хотя, стоп. Украинцы упоминают еще об одной «провокации» с участием российского «Мангуста». Надо полагать, имеются в виду события 14 сентября, когда, опять же по словам украинцев, катер их «прикордонников» набрел у Должанской косы на катер российских пограничников. В ответ «Мангуст» якобы стал совершать опасные маневры, в ходе которых нарушил Международные правила предупреждения столкновений судов в море от 1972 года (МППСС-1972).
На представленном украинцами в качестве доказательства видео мы видим «Мангуст», который легко обгоняет катер «прикордонников». Что, в общем, не удивительно. Морская охрана Государственной пограничной службы Украины и ВМСУ располагают на Азовском море вымпелами, полный ход которых составляет в лучшем случае 28—30 узлов. Соответственно, экономичный ход этих единиц находится в диапазоне 11—13 узлов. В то же время разработанный Санкт-Петербургским Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» 28-тонный патрульный катер проекта 12150 «Мангуст» имеет экономичный ход 36 узлов, а полный — более 50-ти.
Так что, когда этот болид даже на экономходу, фигурально выражаясь, с медведем, балалайкой, пулеметом и гиканьем проносится мимо украинских «прикордонников», те, разумеется, немедленно начинают семафорить об «опасных маневрах на высокой скорости». Кому же понравится, что его обходят, как стоячего, и заставляют кувыркаться в чужой кильватерной струе?..
МППСС и детский лепет
Но, быть может, «Мангуст» действительно нарушил положения МППСС-1972? С просьбой прокомментировать этот момент Федеральное агентство новостей обратилось к Денису Тоскину, проходившему службу на Дважды Краснознаменном Балтийском флоте, а ныне — яхтенному капитану.
Тоскин отметил, что, судя по реакции экипажа «прикордонника», такие маневры российского катера для него не в диковинку. То есть непонятно, почему именно данный конкретный случай вызвал возмущение украинской стороны.
Далее наш собеседник отметил, что на втором отрезке видео «Мангуст» движется встречным параллельным курсом. На достаточном удалении, левым бортом к судну, с которого ведется съемка.
Таким образом, ничего из ряда вон выходящего в маневрировании «Мангуста» не наблюдается.
Проанализировал яхтенный капитан и украинскую видеосъемку от 25 сентября. По мнению Тоскина, хоть что-то приблизительно похожее на нарушение российской стороной правил МППСС-72 можно заметить только в последнем фрагменте видео.
Это правило гласит: «Когда два судна с механическими двигателями идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом оно должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу».
Но дистанция, на которой «Мангуст» пересекал курс МБАКа, по словам собеседника ФАН, была все же слишком большой для того, чтобы возникла опасность столкновения.
Словом, об опасном маневрировании российского катера ни 14 сентября, ни 25-го говорить не приходится.
Опасная черта все ближе
Пора подвести итог. Украинская сторона бездоказательно использует термин «провокация» применительно к действиям российской стороны на Черном и Азовском морях. Это не более чем еще одно средство давления на Москву в рамках продолжающейся с 2014 года украино-российской конфронтации. Конфронтации, которая на Азовском море была изрядно «подогрета» пиратским захватом в марте 2018 года украинскими пограничниками российского сейнера «Норд».
В ответ Россия резко ужесточила режим досмотра судов, следующих в украинские порты Азовского моря, что самым негативным образом сказалось на грузообороте Бердянского и Мариупольского портов. В этих условиях, вместо того, чтобы освободить «Норд» и его экипаж, Киев взял курс на дальнейшее обострение ситуации.
В частности, на Азовское море были переброшены два МБАКа, а в Бердянске было решено развернуть базу ВМСУ, ради чего, собственно, и был затеян достопамятный переход «Корца» и «Донбасса».
Вопреки мнению собственного замминистра иностранных дел Украины Елены Зеркаль, Киев дал понять, что готов к денонсации договора с Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Это, в свою очередь, может создать предпосылки к тому, что Керченский пролив окажется полностью закрытым для украинских судов.
Ближе к вечеру 25 сентября появилось сообщение о том, что 27 сентября на американской базе в Балтиморе в присутствии президента Украины Петра Порошенко наконец-то состоится передача ВМСУ двух списанных американских патрульных катеров типа «Айленд» (Island): USCGC Cushing (WPB-1321) и USCGC Drummond (WPB-1323). Таким образом, через некоторое время ВМСУ получат хоть и не особо существенное, но пополнение…
Правда, как показывает практика, время получения «Айлендов» может оказаться куда более продолжительным, чем это видится в Киеве. Например, 30 сентября 2016 года в Балтиморе береговой охране Грузии были переданы два «Айленда» — Jefferson Island (WPB 1340) и Staten Island (WPB 1345). Новые владельцы переименовали катера в «Очамчиру» и «Диоскурию» и… И оба грузинских «Айленда» до сих пор не «догребли» до Черного моря, застряв за океаном.
Но вернемся к Азову.
Тем же вечером стало известно, что в рамках проводимых учений 4-й армии ВВС и ПВО Россия с 24 по 29 сентября закрывает весьма обширный район Азовского моря. Понятно, что это вызвано, в первую очередь, нуждами Минобороны РФ. Но и явно сопутствующую данному мероприятию роль предостережения Киеву тоже со счетов сбрасывать не стоит.
Ситуация на Азовском море чем дальше, тем больше приближается к черте, за которой мнимые «провокации» могут превратиться в реальные боестолкновения. С учетом подавляющего военного превосходства России, понятно, в чью пользу они закончатся. Тем не менее, пересечения этой красной линии очень хотелось бы избежать.
Есть ли на это надежда? С учетом того, что Украина продолжает удерживать «Норд» и его экипаж, это пока вопрос открытый.
Кругом одни «провокации»
Безусловными звездами телеэкранов в минувшие дни стали украинские корабли, впервые в истории ВМСУ совершившие проход под Крымским мостом.
Переход из Одессы в Мариуполь, стартовавший еще 20 сентября, дался личному составу ВМСУ непросто. Не так-то легко оказалось старенькому буксиру на трех узлах тащить еще более древний и лишенный возможности дать ход «Донбасс» вокруг Крыма.
В то время как экипажи кораблей были заняты несением вахт, прикомандированный к «Корцу» и «Донбассу» отряд военной прокуратуры Южного региона Украины откровенно бездельничал. Военюристам была поставлена задача «фиксировать соблюдения РФ Конвенции ООН и международных соглашений», а также документировать «возможную противоправную деятельность со стороны представителей оккупационных войск во время прохода Керченского пролива».
Однако время шло, а ожидаемых провокаций со стороны «клятого агрессора» все как-то не случалось. Обидно! Опять же — возвращаться без перемоги не хотелось.
Поэтому ее пришлось выдумать. Доблестные представители военной прокуратуры Украины начали записывать в противоправные действия все, что им попадалось на глаза. Российский разведывательный корабль «Приазовье» в международных водах «повис на хвосте» у украинских кораблей? Це провокация. Российский истребитель пролетел? Двойная провокация. Русские потребовали взять лоцмана для прохода Керчь-Еникальским каналом? Провокация повышенной неописуемости. Доказательства? Вот три любительские фотографии, а в остальном джентльменам положено верить на слово!..
Затем случилась жуткая ночь в Азовском море. У буксира вышла из строя главная энергетическая установка, и какое-то время, пока ее не починили, «Корец» и «Донбасс» дрейфовали неизвестно куда с ненулевым шансом оказаться выброшенными на русский берег. Словом, когда корабли ВМСУ ошвартовались наконец-то в Мариуполе, команды буксира и поисково-спасательного судна восприняли это как чудо. Реакция военюристов на завершение похода осталась неизвестной, поскольку их укачало еще в Черном море.
Устали не только экипажи «Корца» и «Донбасса». Изрядно вымотались за ночь с 24 на 25 сентября и команды двух малых бронированных артиллерийских катеров (МБАК) проекта 58155 «Лубны» и «Кременчуг», вышедших из Бердянска навстречу буксиру и поисково-спасательному судну. После того как МБАКи в ночной темноте сумели отыскать «Корец» и «Донбасс», а затем сопроводить их до Мариуполя, команды бронекатеров тоже с большим удовольствием сыграли себе отбой и упали в койки.
Зубастый малыш
Корпус «Раптора» с целью облегчения конструкции выполнен из алюминиевого сплава, за счет чего его вес составляет всего 8 тонн. При этом прочностные характеристики корпуса весьма высоки: «Раптор» способен действовать в открытом море при волнении до 5 баллов.
В носовой части корпуса имеется откидывающаяся аппарель для высадки/приема десанта. Позади первого отсека, часто именуемого экипажем «форпик», находится возвышенный над палубой ходовой пост. В нем располагаются рабочие места командира катера и рулевого-сигнальщика, отвечающего также за вооружение катера.
Основное вооружение катера располагается за ходовым постом и представляет собой разработанный ОАО «НПО «Карат» дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Последний включает в себя гиростабилизируемый оптико-электронный модуль и крупнокалиберный танковый 14,5-мм пулемет КПВТ.
«Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, автоматически просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учетом поправки на внешние факторы. Среди типовых функций системы управления огнем модуля имеется и т.н. «предупредительный огонь». Это когда выбравший данную функцию оператор захватывает цель, а электроника сама рассчитывает угол поворота пулемета, при котором очередь не заденет цель, но аккуратно ляжет поперек ее курса.
Дальность обнаружения боевым модулем целей составляет 3 км, прицельная дальность стрельбы — 2 км. При этом дальность полета 14,5-мм пули с высокой убойной силой составляет 8 км. На дистанции в 500 метров боеприпасы КПВТ способны насквозь прошить 32-мм броню. При попадании в типовую обшивку самолета пули 12,5-мм пулемета создают пробоины диаметром до 400 мм.
В случае необходимости, вместо КПВТ боевой модуль может быть укомплектован автоматическим гранатометом.
Живучий и бронированный
«Раптор» способен принять на борт взвод морской пехоты, спецназа или боевых пловцов со всем положенным ему по штату вооружением. Позади ходового поста и под боевым модулем «Управа-Корд» находится большой десантный отсек. В нем побортно расположены 20 амортизирующих кресел со страховочными ремнями. Кресла имеют механизм индивидуальной настройки под массу своего «пользователя».
За десантным отсеком находится кормовой отсек катера, представляющий собой машинное отделение с двумя мощными турбодизелями, механизмом сцепления и водометами. Последние придают «Раптору» феноменальную маневренность, позволяя разворачиваться буквально на «пятке». Во время выхода в море за работой двигательной установки катера следит третий член экипажа — моторист.
Отсеки катера разделяются водонепроницаемыми переборками. В случае поступления забортной воды в один отсек это дает возможность избежать затопления остальных. Над машинным отделением катера имеется платформа, огражденная бронированным фальшбортом. Здесь, в случае необходимости, на вертлюжных установках побортно может устанавливаться пара 7,62-мм пулеметов «Печенег».
Кстати, о броне. Композитные панели, способные выдержать попадание 7,62-мм пуль, прикрывают не только пулеметную платформу катера, но и ходовой пост с десантным отсеком. Стекло в иллюминаторах катера также пулестойкое — толщиной в 39 мм.
Ждет ли нас новая Цусима
Российские программы военного судостроения буксуют, зато устраиваются дорогостоящие военно-морские шоу
Каждый декабрь подводятся итоги года. Не обходит стороной этот обычай и Министерство обороны. Однако на сей раз военное ведомство начало подводить итоги 7 ноября. Могло показаться, что открытое заседание коллегии МО РФ, на котором оценивались результаты пятилетки 2012-2017 годов, приурочили к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Но это ошибочное впечатление. На самом деле повод имелся другой. Пять лет назад – 6 ноября 2012 года – Сергей Кужугетович Шойгу возглавил оборонное ведомство страны.
Малый патрульный корабль
Границы между странами существуют не только на суше, но и на воде. На земле имеется множество способов проведения четких границ и возведения длинных проволочных заборов, но в морской зоне произвести защиту тем же способом весьма проблематично. Во времена первой мировой войны подводные корабли стали угрозой морским границам различных стран, и для защиты территории было решено создать лодки надводного класса, предназначенные в том числе и для борьбы с подводными лодками.
Патрульный катер Мангуст
Характеристики и вооружение
Первой страной, которая начала проектирование и строительство патрульных кораблей является Великобритания. Именно в 1915 году создается первый патрульная лодка весом 600 тонн, с ускорением 23 узла, вооруженная торпедными механизмами, выстреливающими в глубину бомбами. Также в ее арсенал входили пулеметы калибром 102 мм и 40 мм, принадлежащие к типу «Р». С наступлением 17 года прошлого столетия в российском флоте начинается строительство четыре различных патрульные судов, имеющие следующую конструкцию:
- Вес измерялся от 350 до 530 тонн;
- Скорость хода равняется 15 узлам;
- Вооружены пушками от 75 до 102 мм;
Американцы подхватывают эту идею и в 18 году прошлого века выпускает серию лодок относящихся к типу «Игл», с реализуемой скоростью 18 узлов и весом в 500 тонн.
Катер Мираж проект 1431
Производство
С наступлением второй мировой войны в 1943 году патрульные катера начинают дальнейшее свое развитие и совершенствование. США передает в арендуемое пользование СССР 76 катеров большого типа и 60 лодок малого, первые принадлежали к классу БО-2 и БУ-1, вторые к МО-1. Советская фирма «Элко» смогла улучшить данные катера и уменьшить их вес всего до 126 тонн, а скорость удержать на отметке в 26 узлов. Данная конструкция считалась не идеальной, и было предложено ее изменить, а именно вместо торпедных аппаратов установить в корме и на боку пушки размером 40 мм. Но в ходе боев у Новой Гвинеи выяснилось, что установка является не надежной, а скорость стрельбы торпед слишком медленной. В связи с эти было принято решение заменить торпедные установи на более скорострельные и старые модели, с механическим, а не автоматическим приводом.
По окончанию второй мировой войны вооруженные катера имели следующие характеристики:
- Вооружение – пушка 40, 37 и 20 мм, пулемет – 4 шт. по 12 мм;
- Водоизмещение увеличилось до 600 тонн, из них одна треть уходила на вооружение и боеприпасы, а также за счет установки радаров;
- Скорость хода составляла 30 узлов, при этом топливо уходило 11,5 тыс. литров;
- Экипаж состоял преимущественно из 16 человек с запасом еды и воды до 5 дней плаванья.
По заказу НКВД в конце 30 годов появляются малые патрульные катера весом 56 тонн и скоростью в 25 узлов, вооруженной глубинными бомбами и двумя пулеметами калибром в 45 мм.
Патрульный катер Соболь
В 80 годах конструкторское бюро «Алмаз» создается пограничные сторожевой корабль с обозначение «10412» со скоростью хода выше 30 узлов, водоизмещением более 350 тонн. Вооружен катер был 30 мм автоматической шестиствольной пушкой и двумя гранатометами.
Следующий этап усовершенствования произошел в США, во времена вьетнамской войны, где в первую очередь конструкторы решили уменьшить вес, в результате чего увеличилась скорость хода и маневренность. У нас же дальнейшее развитие патрульный катер не получил, основные силы были направлены на выпуск малых боевых кораблей, предназначенной для охраны водной территории.
С приходом нового века были выпущены ряд патрульных катеров:
- «Мангуст» – используется спецслужбами, а также в таможенных целях, выполнен из алюминиево-магниевого сплава, скорость хода 50 узлов;
- «Соболь» – пограничная цель использования, состоящий из алюминиевого сплава, имеет артиллерийско-ракетную и пулеметную установку;
- «Мираж» – охрана экономической зоны, водоизмещение более 120 тонн, скорость хода 50 узлов.
На сегодняшний день, данные патрульные катера используются на территории восточной береговой линии. Они выполняют функцию дозорной службы, ведут борьбу с торпедными катерами, охраняют рыболовецкую прибрежную зону, а также используются в военно-морских силах.