Новейший фрегат «Дагестан» разбился о новороссийскую базу
Главное ноу-хау российских кораблестроителей оказалось бессильно перед ударом о бетон
Сторожевой корабль (фрегат) проекта 11661К «Гепард-3.9», получивший название «Дагестан», разбился во время шторма, вызванного специфическим новороссийским ветром бора. Сдаточная команда из Каспийской флотилии не сориентировалась в бурных водах Черного моря и не успела отойти на безопасное расстояние от недостроенной военной базы. В результате уникальный «невидимый» корпус корабля серьезно пострадал. Сейчас решают, нужно ли возвращать «Дагестан» на завод или справятся и местные ремонтники.
Представители проекта
Всего на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького было заложено восемь кораблей. Первый и единственный заложенный по проекту 11660 достроен не был, после распада СССР корабль был разобран в 1993 году. Для ВМС России построены два корабля по скорректированному проекту 11661К: «Татарстан» и «Дагестан», сейчас оба корабля входят в состав Каспийской флотилии ВМФ России. Строительство корабля (зав. № 953), заложенного по проекту 11661 остановлено в 1995 году, корпус законсервирован. На экспорт корабли предлагаются в противолодочной комплектации по проекту 11661Э. В частности, с ВМС Вьетнама были заключены два контракта (в 2006 году и в 2011 году) на 4 корабля, получившие общее обозначение «Гепард 3.9».
Цвета таблицы:
- Зелёный — действующий в составе ВМФ РФ
- Жёлтый — действующий в составе иностранных ВМС
- Красный — списан, утилизирован или потерян
Проект 11660/11661
Название | б/н | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Ястреб» | — | 901 | 1990 | — | — | — | Отменен | Разобран на стапеле в 1993 году |
«Буревестник» | — | 953 | 1990 | — | — | — | Отменен | Разобран на стапеле в 2012 году |
Проект 11661К
Название | б/н | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Татарстан» | 691 | 951 | 05.05. | 01.07. | 31.08. | ККФл. | В строю | |
«Дагестан» | 693 | 952 | 05.05. | 01.04. | 28.11. | ККФл | В строю | До 2002 года — СКР-201. |
Проект 11661Э
Название | б/н | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Đinh Tiên Hoàng | 011 | 954 | 10.07. | 12.12. | 05.03. | ВМС Вьетнама | В строю | |
Lý Thái Tổ | 012 | 955 | 27.11. | 16.03. | 25.07. | ВМС Вьетнама | В строю | |
Trần Hưng Đạo | 015 | 956 | 24.09. | 27.04. | 06.02. | ВМС Вьетнама | В строю | |
Quang Trung | 016 | 957 | 24.09. | 26.05. | 06.02. | ВМС Вьетнама | В строю |
По данным на 21 декабря 2017 года, Россия успешно поставила во Вьетнам четыре корвета проекта 11661 «Гепард-3.9».
пр.12441 Гром / Новик – NOVIK
ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)пр.12440 / пр.12441 “Гром” – NOVIK”Новик”пр.12441У”Бородино” |
Сторожевой корабль. Разработка начата в 1982 г. ПКБ “Алмаз” (г.Санкт-Петербург), главный конструктор – Л.В.Ельский, позже – В.Борисов. Проект СКР пр.12440 “Гром” прибрежной зоны с расширенными ударными возможностями создавался в конкуренции с СКР пр.11660 “Гепард” Зеленодольского ПКБ. По первоначальному замыслу СКр пр.12440 был развитием СКР пр.11660, создававшегося на экспорт для ВМС Индии. Технический проект пр.12440 утвержден в 1991 г. В 1994 г. завершена корректировка проекта и он окончательно принят к строительству как пр.12441 “Гром”. Головной корабль проекта “Новик” (заводской №1900, внесен в списки флота 16.07.1997 г.) заложен 26.07.1997 г. на ССЗ “Янтарь” (г.Калининград). К строительству планировались еще два корабля проекта – “Рюрик” и “Пересвет” – они не были заложены. Сдача флоту головного корабля планировалась в начале XXI века, но к концу 1990-х годов в связи с изменением подходов руководства ВМФ к вопросам строительства Флота строительство было прекращено. Готовность корабля на 2000 г. оценивалась не более, чем в 20%. В 2001 г. начата проработка возможности достраивания корабля по измененному проекту со сдачей флоту в 2008 г. В 2007 г. принято решение о достройке корабля по пр.12441У в качестве учебного корабля под названием “Бородино”. Судя по всему работы на корабле так и не начаты либо ведутся по новейшим малозаметным технологиям.
Предположительно настоящий вид СКР пр.11441 “Гром” (http://forums.airbase.ru).
Ждет ли нас новая Цусима
Российские программы военного судостроения буксуют, зато устраиваются дорогостоящие военно-морские шоу
Каждый декабрь подводятся итоги года. Не обходит стороной этот обычай и Министерство обороны. Однако на сей раз военное ведомство начало подводить итоги 7 ноября. Могло показаться, что открытое заседание коллегии МО РФ, на котором оценивались результаты пятилетки 2012-2017 годов, приурочили к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Но это ошибочное впечатление. На самом деле повод имелся другой. Пять лет назад – 6 ноября 2012 года – Сергей Кужугетович Шойгу возглавил оборонное ведомство страны.
Русский “Каракурт” – убийца “Орли Берков”
Когда 7 октября 2015 года три малых ракетных корабля (МРК) проекта 21631 “Буян-М” и ракетный корабль проекта 11661К нанесли из Каспийского моря удар 26 крылатыми ракетами “Калибр-НК” по 11 целям террористов, расположенным примерно в 1500 км от места, где находилась российская корабельная группа, всем стало предельно ясно: малые ракетные корабли, которые Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков называл “пистолетом у виска империализма”, не только не потеряли свою актуальность, на что указывали многие эксперты, но, вооруженные новым ракетным комплексом, напротив, вышли на совершенно новый уровень, обретя способность решать задачи стратегического характера.
«Сушки» против «Рапторов»
Американская разведка заявила об ослаблении «Исламского государства», с которым сражаются две коалиции во главе с Россией и США. Судить о реальных успехах обеих коалиций пока сложно, но можно сопоставить их боевые возможности. У российских военных и контингента США в составе коалиции в Сирии общий объявленный противник: запрещенное в России «Исламское государство». «Мы будем подавлять и в конце концов уничтожим силы «Исламского государства» с помощью постоянных массированных авиаударов», — сформулировал в сентябре 2014 года задачи операции американский президент Барак Обама.
Зеленодольские «Гепарды» допрыгнут до Вьетнама вопреки Украине
Татарстанские корабелы больше не будут вести бизнес с николаевскими двигателестроителями
Выполнение зеленодольцами контракта по строительству фрегатов для Вьетнама могло быть сильно осложнено, если бы азиаты не надавили на Украину. Об этом сегодня на церемонии спуска на воду первого из данных сторожевиков узнал корреспондент «БИЗНЕС Online». По нашим сведениям, военные СРВ одобрили доработанный проект третьей пары фрегатов «Гепард». На сегодняшнем мероприятии немало говорили о дружбе между нашими странами, однако эксперты предупреждают, что в спину татарстанцам дышат конкуренты.
Проектированием универсальных десантных кораблей для ВМФ России займется Зеленодольское ПКБ
Как сообщает татарстанский деловой ресурс “БИЗНЕС Online” в материале Тимура Латыпова “Мистрали” по-зеленодольски: Иван Егоров станет главным по вертолетоносцам? Судостроительной корпорации “Ак Барс” прочат не только строительство, но и проектирование универсальных десантных кораблей”, проектирование вертолетоносцев – едва ли не самой скандальной темы российского кораблестроения последних лет – с высокой степенью вероятности отдадут Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗПКБ). Эта информация уже наделала шума в кораблестроительных кругах: почему ЗПКБ, а не признанные крупные бюро? В обоснованности “десантных” амбиций зеленодольцев разбирался “БИЗНЕС Online”.
«Надо, чтобы под рукой было чем ударить в случае провокаций с турецкой стороны»
Техника Татарстана в Сирии: зачем в Тартусе корабли из Зеленодольска, а в Хмеймим — самолеты с Борисоглебского?
После ударов, которые наносили по ДАИШ созданные в Зеленодольске корабли, а также построенные в Казани бомбардировщики-ракетоносцы, пошла вторая волна сирийской «экспансии» техники от предприятий Татарстана. Теперь это не дистанционное, а прямое знакомство. 17 февраля в Тартус прибыл малый ракетный корабль «Зеленый Дол», а двумя днями ранее на аэродром Хмеймим из Казани перелетел разведчик Ту-214Р. Для чего они там нужны, при помощи экспертов выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
Строительство
В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.
Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан». Корабль вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.
Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошёл в состав ВМФ России.
Поставки на экспорт
По заказу Вьетнама было построено два корабля. Они были заложены по экспортному проекту 11661Э («Гепард 3.9») в 2007 году, спущены на воду 12 декабря 2009 года и 16 марта 2010 года соответственно. Первый из них отправлен заказчику осенью 2010 года и 5 марта 2011 года на нем был поднят военно-морской флаг Вьетнама, корабль получил наименование «Динь Тьен Хоанг» (вьетн. «Đinh Tiên Hoàng»). Второй корабль под названием «Ли Тхай То» (вьетн. «Lý Thái Tổ») поступил на вооружение ВМС Вьетнама в 2011 году.
В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из двух единиц в противолодочной версии. В первых числах июля 2013 года стало известно, что начало строительства второй пары вьетнамских «Гепардов», ранее запланированное вначале на июнь 2013, потом на июль 2013, отложено на сентябрь 2013.
Закладка второй пары корветов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама состоялась 24 сентября 2013 года.
На начало 2016 года дата передачи сторожевых кораблей передвинута на более поздний срок в связи с тем, что Украина судовые двигатели. Скорее всего, будущие «Гепарды» будут оснащены немецкими дизелями MTU-8000, взамен украинских. Ранее Германия обязалась поставить, по меньшей мере, два дизеля для оснащения ракетных кораблей BPS-500 (МПК проекта 12412, доработанные Вьетнамом до класса МРК — их строительство во Вьетнаме отложено «по субъективным и объективным причинам»). Сообщается, что вторая пара «Гепардов» будет иметь больше возможностей для ведения противолодочной войны и, таким образом, превратятся в универсальные боевые единицы.
Тем не менее, один из «Гепардов» был замечен 17 августа 2016 года в акватории речного порта Тольятти, что даёт повод предполагать либо о ходе его испытаний, либо об отправке заказчику через Волго-Донской канал в указанный период времени.
Переговоры о покупке третьей пары кораблей этого класса всё ещё ведутся, и контракт официально не подписан.
Примечания
- ↑
- (недоступная ссылка). arms-expo.ru.
- The Military Balance 2018. стр. 196
- ↑ Пресс-служба Южного военного округа. . Министерство обороны РФ (23 июля 2012). Дата обращения 24 июля 2012.
- . «Независимое военное обозрение» (29 октября 2008).
- Василий Исаков. . Социальная сеть «» (17 августа 2016). Дата обращения 19 августа 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июня 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 8 октября 2015.
- Алексей Угаров. (рус.) (неопр.) ?. Армия и ОПК. ТАСС (25 апреля 2016). Дата обращения 8 марта 2017.
- Пресс-центр Зеленодольского завода им. А.М. Горького. (рус.) (неопр.) ?. ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» (27 апреля 2016). Дата обращения 8 марта 2017.
Конструкция
Корабль проекта 11661Э (Гепард 3.9) для ВМС Вьетнама (зав. № 954) у стенки Кронштадтского морского ордена Ленина завода (КМОЛЗ)
Корпус и надстройка
Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).
Вооружение
Корабли имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У). Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблём ВМФ России, вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет, способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км.
Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас — 152 выстрела) и две 30мм автоматизированные артиллерийские установки АК-630М с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На РК «Дагестан» также установлены две 14,5мм морские тумбовые пулемётные установки (МТПУ).
Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а также на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На РК «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен ЗРАК «Палаш»), а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация — «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.
В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолётом корабельного базирования Ка-27.
Радиотехническое вооружение
РК «Татарстан» на параде в честь Дня ВМФ в Астрахани, 2012 год
В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнём артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На РК «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М». Для управления стрельбой РБУ на кораблях проектов 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях проекта 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырёх ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».
На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменён на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Также установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли проекта 11661Э оснащены аналогичным, установленным на РК «Дагестан», оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по характеристикам.
В ходе модернизации на РК «Татарстан» установлена новая радиолокационная станция «Галс», которая позволяет значительно повысить характеристики и боевые возможности радиотехнических средств по обнаружению воздушных и надводных целей. Кроме того, на этом корабле заменены на современное оборудование системы обнаружения целей и слежения за надводной обстановкой, системы постановки помех, средства радиоэлектронной борьбы.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л.с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29000 л.с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.
История разработки
В начале 1980-х годов появилась необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Он должен был стать заменой кораблям проекта 1124. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевых кораблей проекта 11540, которые в окончательном варианте должны были встать на замену более крупных сторожевых кораблей проекта 1135. За разработку корабля взялось Зеленодольское ПКБ во главе с главным конструктором Ю. А. Никольским, а затем В. Н. Кашкиным.
Из-за требования ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции, увеличилось водоизмещение корабля до 2000 тонн, что стало близким к кораблям конкурирующего проекта 12441. Те отличались более мощными противокорабельными ракетами и наличием вертолётной площадки.