Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли

Конструктивные особенности

Конструкция корабля проекта 1135 имеет полубачную архитектуру с высокими надводными бортами, что обеспечивает стабильное положение судна при сильном волнении. Корпус выполнен из стали и имеет двойное дно с водонепроницаемым переборками, образующими тринадцать независимых отсеков.

Надстройка выполнена в виде трех блоков, позволяющих выполнять поставленные задачи в различных неблагоприятных условиях, в том числе и в случае применения оружия массового поражения. Стандартное водоизмещение 2835 тонн, полное водоизмещение – 3200 тонн, осадка судна – 4,51 метра. В целях максимального сокращения нагрузки судна конструкторы отказались от размещения на нем вертолетов, но компоновка надстроек предусматривает возможность размещения на нем вертолетов наземного базирования, но входящих в группу противолодочной борьбы.

Энергетическая установка имеет два вала, на каждый из них работает по две турбины: маршевая, мощностью 6 тыс. л.с. и форсажная – 18 тыс. л.с. Конструкция турбин позволяет использовать любую из турбин на два вала одновременно, что значительно повышает экономичность использования жвигателей. Максимальная скорость хода до 30 узлов в час. На данной скорости дальность плавания составляет до 630 миль.

Важно отметить, что конструкторы уделили большое внимание снижению акустических шумов, что очень важно для противолодочных кораблей. Все механизмы главной энергетической установки выполнены на подвесных платформах с системой двухкаскадной амортизации и устройством вибродемпфирующего слоя. Все это, вместе с малошумными гребными винтами, сделало корабли проекта «Буревестник» лучшими в СССР надводными кораблями по уровню акустических показателей

Все это, вместе с малошумными гребными винтами, сделало корабли проекта «Буревестник» лучшими в СССР надводными кораблями по уровню акустических показателей.

История службы

Корабли проекта 1135 оставили свой след в истории:

  • На СКР «Сторожевой» в 1975 году состоялся бунт, призывающий к новой коммунистической революции. См. Восстание на «Сторожевом».
  • СКР «Беззаветный» в 1988 году производил навал на американский крейсер «Йорктаун», вытесняя его из территориальных вод СССР.

На 2012 год в составе ВМФ России оставались несколько кораблей проектов 1135 и 1135М. Дальнейшей эволюцией сторожевых кораблей проекта 1135 стал проект фрегатов типа «Тальвар» (или проект 1135.6), построенных для ВМС Индии на ОАО «Балтийский .

На сегодняшний день (2013 год) идёт реализация программы по строительству трёх кораблей проекта 1135.7 (усовершенствованная версия экспортного 1135.6 для Индийских ВМС) для Черноморского флота ВС России, так же есть планы по строительству дополнительных двух единиц для Балтийского флота ВС России. Фрегаты проекта 1135.7 должны быть унифицированы с фрегатами проекта 22350 по оборудованию и основным комплексам вооружения, что сведёт различия между ними к минимуму.

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек в одной УВП 3С14, универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установку А-190, УВП 3С90М1 (содержащая 24 9М317М), две шестиствольные скорострельные 30-мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000.

УКСК 3С14

Вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356 и 21631, имеет усеченные возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, то есть не позволяет размещение ПКР Оникс, в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов , и 1144.2М.

Точная дальность полёта ракет семейства Калибр в неэкспортном варианте до сих пор официально не озвучена. По сообщениям в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные и наземные цели на дальностях до 375 км и 2600 км соответственно. В боевой обстановке комплекс Калибр применялся кораблями Каспийской флотилии для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии на дальностях до 1500 км.

Артиллерийский комплекс

Артиллерийская установка А-190 на корвете «Стерегущий»

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

УВП 3С90М1 и ЗУР 9М317М

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет 9М317М). Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

По требованию предыдущего главкома ВМФ, состав ПВО кораблей неоднократно пересматривался.

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630М, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМФ Индии вооружались ЗРАК «Каштан»,а последующие три вооружены АК-630М.

Противолодочное оружие

РБУ-6000

2 спаренных 533мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2М») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение

Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

Примечания

  1. По одним данным, первоначально противолодочное вооружение БПК состояло из ПЛРК «Метель», заменённые на ПЛРК «Раструб-Б» в процессе модернизации (см. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. — С. 89.), по другим данным с 1970 по 1981 года контейнеры ПЛУР пустовали, корабли ходили без основного оружия. Этот факт, однако, удавалось скрыть от разведок НАТО. см.: Sea Warfare. Chris Bishop, ed. Orbis publishing Ltd., 1999, p.37.
  2. Warships International Fleet Review. 2004, vol.4, p.2-3, 18.
  3. Новый облик ВМФ России: курс на унификацию и стандартизацию – www.flot.com/nowadays/concept/reforms/newlook
  4. Сторожевик «Неукротимый» выведен из состава Балтийского флота – 1 Июля 2009 – СКР “Задорный” – zadornij.ucoz.ru/news/2009-07-01-10
  5. 123 30.06.11 МВМС-2011. Объединенная судостроительная корпорация пополнит ВМФ России тремя фрегатами проекта 11356 – Военный паритет – www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/11401/
  6. Фрегаты для Черноморского флота все же будут заложены еще в этом году – flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=60278. www.flot.com (2010-14-12).
  7. 1234 На заводе «Янтарь» началось строительство корабля для ВМФ России – kaliningrad.ru/news/item/12885-na-zavode-yantar-zalozhili-novyj-storozhevoj-korabl-admiral-essen
  8. Ошибка цитированияНеверный тег ; для сносок не указан текст

Начало проекта 1135 «Буревестник»

Как уже было отмечено выше, новые сторожевые корабли, которым было присвоено название – проект 1135 «Буревестник», проектировались на Северном ПКБ (ЦКБ-35, г. Ленинград). Тактико-технические характеристики сторожевого корабля (сокращенно СКР) должны были обеспечивать противовоздушную и противокорабельную оборону кораблей и транспортов в ближней зоне моря, гарантированно уничтожать самолеты противника и крылатые ракеты на низких высотах. ТТЗ на разработку новой серии кораблей руководство Военно-морского флота СССР выдало в 1964 году.

Строительство предполагалось вести в 3 местах, а именно в Калининграде (прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»), Керчи (завод «Залив»), Ленинграде (завод «Северная верфь»). Количество кораблей проекта 1135 закладывалось для перекрытия потребностей всех четырех флотов СССР.

История службы

Корабли проекта 1135 оставили свой след в истории:

  • На СКР «Сторожевой» в 1975 году состоялся бунт, призывающий к новой коммунистической революции.
  • СКР «Беззаветный» в 1988 году производил навал на американский крейсер «Йорктаун», вытесняя его из территориальных вод СССР.

На 2012 год в составе ВМФ России оставались несколько кораблей проектов 1135 и 1135М. Дальнейшей эволюцией сторожевых кораблей проекта 1135 стал проект фрегатов проекта 11356 типа «Тальвар», построенных для ВМС Индии на ОАО «Балтийский завод» и ОАО «ПСЗ „Янтарь“».

На 2013 год идёт реализация программы по строительству трёх кораблей проекта 1135.7 (усовершенствованная версия экспортного 11356 для Индийских ВМС) для Черноморского флота ВС России, есть планы по строительству дополнительных двух единиц для Балтийского флота ВС России. Фрегаты проекта 11357 должны быть унифицированы с фрегатов проекта 22350 по оборудованию и основным комплексам вооружения, что сведёт различия между ними к минимуму.

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков

Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

В целом, если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — фрегаты ПВО (радиус зоны обороны до 70 км) с ограниченными ударными возможностями. По большинству параметров (кроме цены) фрегаты 11356, задуманные как переходное, временное и «бюджетное» решение, значительно уступают фрегатам пр. 22350,а в чем-то, и даже корветам пр. 20380/20385.

Современная история проекта

В период 1999-2013 гг. по проекту 1135.6 для военно-морских сил Индии построено 6 фрегатов «Тальвар».

С 2010 года в интересах ВМФ РФ реализуется программа по спуску на воду обновленного проекта 1135.6 (1135.7). Это глубокая модернизация сторожевого корабля проекта 1135. При его изготовлении применяются технологии малой заметности. Оснастка осуществлена на современной элементной базе. Вооружение – передовые и чрезвычайно эффективные системы.

В настоящее время ССЗ «Янтарь» имеет заказ на строительство 6 кораблей, а именно: сторожевой корабль «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», адмирал «Корнилов». Первые три введены в эксплуатацию. Остальные находятся в стадии строительства и ходовых испытаний.

Из этой группы сторожевой корабль «Адмирал Эссен», базирующийся на Черном море, известен тем, что во время выполнения задач в Средиземном море неоднократно осуществлял пуски КР «Калибр» по боевикам ИГИЛ в Сирии.

История проектирования[править | править код]

Навал «Беззаветного» на крейсер США Йорктаун

Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС» (затем «Орел»), морские части погранвойск, 1 марта 1987 года

Проект 1135 был разработан в 1964—1966 годах в Северном проектно-конструкторском бюро. В соответствии с техзаданием, руководство ВМФ ВС СССР планировало получить большой противолодочный корабль II ранга — океанский корабль на базе проектов 1134-А и 1134-Б, но с существенно уменьшенным водоизмещением. Новый проект должен был решать широкий круг задач по противолодочной и противовоздушной обороне соединений кораблей, быть способным проводить конвои через районы локальных боевых действий.

Уменьшение водоизмещения привело к отказу от вертолёта, гидроакустическое оснащение было идентичным проекту 1134-Б, но недостаточным для стрельбы ракетами главного калибра на полную дальность, поэтому предполагалось действие кораблей поисково-ударными парами.

Первоначально основным вооружением корабля был ракето-торпедный комплекс «Метель», предназначенный для уничтожения подводных лодок. При модернизациях он заменялся на «Раструб-Б», способный поражать также и надводные цели.

Модернизации проекта

В середине 1980-ых годов проект 1135 претерпел ряд изменений, которые коснулись систем вооружения. Модернизированные корабли выпускались как проект 1135М Главное новшество противолодочный комплекс «Метель» был заменен на комплекс «Раструб». Новая система позволяла атаковать не только подводные лодки, но и надводные суда. Причем ракета могла быть как оружием поражения, так и средством доставки торпеды. В первом случае уничтожается надводная цель связкой ракета-торпеда, во втором ракета служит средством доставки торпеды, которая погружается на необходимую глубину и уничтожает подводную цель.

Заинтересованному вниманию предлагается «Фрегат проекта 11358».

Проект в основном использует технические решения корвета проекта 20380:

  • Переход на современную противоторпедную защиту (пусковые установки противоторпедной защиты «Пакет-НК»)
  • ЗРК «Редут» – 3 модуля по 8 ячеек (всего 24 ячейки)
  • Размещение РЛС целеуказания (4 неподвижные ФАР) за радиопрозрачным обтекателем опоры РЛС общего обнаружения
  • Новую конструкцию фок-мачты и грот-мачты
  • УКСК – 3 модуля по 8 ячеек (всего 24 ячейки)
  • ПВО ближнего действия на основе предположений о проекте 11356М

Проект 11351
Водоизмещение стандартное:3180
Водоизмещение полное:3670
Длина наибольшая:123
Ширина наибольшая:14,2
Вооружение фрегата проекта 11351
наименованиемасса, т.кол-вовсего, т.
АУ АК-100 35,701 35,70
ЗРК Оса-МА: пусковая установка 3С90Э 6,851 6,85
ЗРК Оса-МА: 20 ракет 9М33 0,1320 2,56
РБУ-6000: пусковая установка 3,101 3,10
РБУ-6000: боекомплект РГБ 0,1296 11,52
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом 3,812 7,63
СУАО «Вымпел-А» 9,001 9,00?
Два четырёхтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11351 10,802 21,60
боезапас 8 противолодочных торпед СЭТ-65Э 1,748 13,90
111,86
Проект 11356
Водоизмещение стандартное:3350105%
Водоизмещение полное:3860105%
Длина наибольшая:124,8
Ширина наибольшая:15,2
Вооружение фрегата проекта 11356
наименованиемасса, т.кол-вовсего, т.
АУ А190 15,001 15,00
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1)151 15,00
УКСК: Противокорабельная «БраМос»3
УКСК: Противокорабельная3М-14Э2,38 18,40
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э1,77
УКСК: противолодочная 91РЭ12,1
УКСК: противолодочная 91РТЭ21,2
ЗРК Штиль: пусковая установка 3С90Э 30,001 30,00
ЗРК Штиль: 24 ракеты 9М317Э 0,7224 17,16
РБУ-6000: пусковая установка 3,101 3,10
РБУ-6000: боекомплект РГБ 0,1248 5,76
ЗРАК «Кортик»: боевой модуль с боекомплектом 12,002 24,00
ЗРАК «Кортик»: командный модуль 9,001 9,00
Два двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11356 5,402 10,80
Боезапас 16 противолодочных торпед СЭТ-65Э 1,744 6,95
155,17  139%
Вооружение фрегата проекта 11356М
наименованиемасса, т.кол-вовсего, т.
АУ А190 15,001 15,00
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1)151 15,00
УКСК: Противокорабельная «БраМос»38 24,00
УКСК: Противокорабельная3М-14Э2,3
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э1,77
УКСК: противолодочная 91РЭ12,1
УКСК: противолодочная 91РТЭ21,2
ЗРК Штиль: пусковая установка 3С90Э 30,001 30,00
ЗРК Штиль: 24 ракеты 9М317Э 0,7224 17,16
РБУ-6000: пусковая установка 3,101 3,10
РБУ-6000: боекомплект РГБ 0,1248 5,76
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом 3,812 7,63
Barak-1 (8 ракет +ВПУ) 2,502 5,00
ЗРАК «Кортик»: командный модуль 9,001 9,00
Два двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11356 5,402 10,80
Боезапас 16 противолодочных торпед СЭТ-65Э 1,744 6,95
149,40 134%
Вооружение по проекту 11358
наименованиемасса, т.кол-вовсего, т.
АУ А190151 15,00
ЗРК «Редут»:ПУ на 8 ЗУР63 18,00?
ЗРК «Редут»: ЗУР 9М96Е0,3320 6,60
ЗРК «Редут»: ЗУР 9М1000,1116 1,76?
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1)143 42,00
УКСК: Противокорабельная «БраМос»38 24,00
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э1,778 14,16
УКСК: противолодочная 91РЭ12,14 8,40
УКСК: противолодочная 91РТЭ21,24 4,80
Два четырехтрубных торпедных аппарата Пакет-НК32 6,00?
8 торпед М-15 или МТТ0,48 3,20
ПУ ЗРК БД1,34 5,20
ракета ближнего действия0,1116 1,76
РЛС ЗРК БД51 5,00
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом 3,812 7,63
163,51 105%
Превышение массы нового вооружения над проектом 11356    8,34

превышение массы сравнимо с превышением от переворужения 8 ракет «3М-14Э» на «БраМос».

сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135

 

 
Технические характеристики сторожевого корабля проекта 1135 шифр «Буревестник»:
Водоизмещение – 3200 тонн;
Длина – 123 м;
Ширина – 14,2 м;
Осадка – 4,28 м;
Скорость – 32 узла;
Дальность плавания – 4600 миль;
Автономность – 30 суток;
Экипаж – 180 человек;
Вооружение:
Пусковая установка ракето-торпед «Метель» – 1х4;
Зенитно-ракетный комплекс «Оса» – 2х2;
Артиллерийский комплекс АК-726 – 2х2;
Реактивно бомбовая установка РБУ-6000 – 2х12;
Торпедные аппараты – 2х4, боекомплект 16 мин;
Система постановки помех – 4х16 пусковых установок;
 
Хотелось бы обратить ваше внимание на универсальный противолодочный ракетный комплекс «Метель». В его контейнерах размещены четыре самонаводящиеся ракето-торпеды, которые были созданы специально для сторожевых кораблей проекта 1135 и до сих пор являются его тайной

Каждая из них имеет 100 кг фугасного взрывчатого вещества или ядерный боезаряд. На расстоянии 50 км она может достать атомный подводный крейсер класса «Огайо» с глубины 500 м или поразить авианосец. Данная ракето-торпеда не имеет аналогов в мире. Например, по дальности стрельбы она в 5 раз превосходит американскую систему ASROC, так как способна получать данные от цели от других кораблей, авиации и береговых станций.
 

Сторожевые корабли проекта «Буревестник» строились серией из 32 единиц. Во второй половине 70-х они были во всех противолодочных соединениях и стали самыми ходовыми кораблями советского флота. Дальность их плавания 4600 миль впервые превзошла радиус поражения ракет подлодок НАТО. Отныне экипажи субмарин перестали чувствовать себя безнаказанными в районах боевого патрулирования. Чтобы уклоняться от атак сторожевых кораблей проекта 1135, американские подводники срочно изменили тактику действий. Одним из наиболее эффективных приемов стал так называемый «прыжок дельфина» – стремительное выпрыгивание субмарины на поверхность воды. Это резкое аварийное всплытие подлодки одновременно с выдачей полного хода.
 
Во второй половине 70-х ВМС США переклассифицировали все 24 ударных авианосца в многоцелевые. Каждый из плавучих аэродромов нес 144 тонн атомных бомб и 4000 тонн обычных боеприпасов. Чтобы срывать удары палубной авиации советскому ВМФ требовались новые средства поражения авианосцев. В Северном ПКБ была проведена первая модернизация СКР типа «Буревестник», в результате проект получил номер 1135М. На замену полуавтоматическим пушкам калибра 76,2 мм пришел новый комплекс АКА-100, с скорострельностью 60 выстрелов в минуту, созданный в Ленинградском ПКБ «Арсенал». Вместо «Метели» конструкторы Дублинского КБ «Радуга» предложили новый комплекс «Раструб». В отличие от «Метели», «Раструб» может поражать не только подлодки, но и надводные корабли. Ноу-хау комплекса состоит в том, что торпеду к цели доставляет ракета. В расчетной точке по сигналу корабельной станции торпеда отделяется и приводняется на парашюте. Погрузившись на заданную глубину, она «рисует» акустический силуэт субмарины системой наведения. Захватив подлодку, торпеда устремляется к ней и поражает ее. Задача поражения надводных кораблей была решена установкой радиолокационной системы самонаведения. Авианосцы и крейсеры противника, ракета может поражать без отделения торпеды двойным ударом.
 
Во время Англо-Аргентинского конфликта был затоплен британский эсминец «Шеффилд». В момент подлета ракеты на корабле во избежание взаимных радиопомех были отключены станции наблюдения, что привело к «ослеплению» надводного корабля. Эта информация подтолкнула командование советского флота к серьезным выводам. Стало ясно, что для эффективной борьбы с противником необходимо срочно усилить совместимость радиоэлектронных средств установленных на сторожевом корабле проекта 1135. Среди фрегатов «Буревестник» не имеет себе равных не только по насыщенности вооружения, но и радиоэлектронными средствами. Для борьбы с крылатыми ракетами противника впервые на СКР был применен комплекс постановки ложных помех.
 

2. История строительства

Всего было построено 32 корабля: 21 — по проекту 1135, 11 — по модернизированному проекту 1135М. Кроме этого, проект 1135 стал основой для проектирования сторожевого корабля проекта 11351.

В 2000-х годах по проекту 11356 было построено три фрегата типа «Тальвар» для ВМС Индии, ещё три строятся с планируемыми сроками сдачи в 2011—2012 годах, с 2010 года реализуется программа по строительству 3 кораблей обновлённого проекта 11356М для ВМФ России. Основными отличиями проекта 11356М от своего экспортного аналога является вооружение, выполненное в отечественном исполнении и обновлённые элементы технологии малозаметности.

Киев и Минск — тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2

Иногда получались довольно причудливые гибриды. Таким гибридом был и заложенный в 1970 г. головной корабль проекта 1143 «Кречет», под названием «Киев». Первоначаль­но корабль классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», но с июля 1975 г. значился уже как «тяжелый авианесущий крейсер».

Сама идея «тяжелого авианесущего крейсера» была прекрасной — обладая мощным противолодочным и артиллерийским вооружением, корабль мог бы эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а располагая собственным авиакрылом из самолетов с вертикальным взлетом-посадкой, не менее эффективно, мог обеспечивать воздушное прикрытие группировки советских кораблей в любой точке океана.

Однако прекрасную идею подвела техника. Доступные флоту самолеты вертикального взлета — Як-38, были очень ограничены в боевых возможностях. Небольшая скорость, скромное вооружение, отсутствие РЛС — всё это не позволяло использовать их как полноценные истребители. А в качестве легкого штурмовика атаковать в современном морском бою надводный корабль, означало бы гарантированную потерю самолета. Вся надежда была на перспективу — на полноценные истребители вертикального взлета Як-141, однако перспектива эта была отнюдь не близкой — в середине 1970-х от Як-141 было готово только название.При этом, использовать тот же «Киев» в качестве противолодочного корабля, было бы слишком расточительно — те же упомянутые выше БПК проекта 1134Б несли практически такой же комплект вооружения, но при этом уступали водоизмещением «Кречетам» почти в пять раз.

ТАКР «Минск» — заложен 28.12.1972 на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 30.09.1975 г., в строю с 27.09.1978 г.. списан 30.06.1993 г.

Рисунок тяжелого авианесущего крейсера «Киев»

Таким образом, первые «Кречеты» проекта 1143 представляли собой довольно странные боевые корабли: несущие слишком мало летательных аппаратов для своего водоизмещения, они, тем не менее, были излишне перегруженные другими боевыми системами. Всё это было бы вполне терпимо, если бы не другие недостатки:

Размеры надстройки затрудняли полеты летательных аппаратов, высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом снижало боевую живучесть корабля, угловая палуба при сильном волнении заливалась водой. Но главной проблемой была не рациональная система обогрева помещений, из-за чего постоянно образующийся конденсат разрушал внутренние конструкции корабля. Чтобы как-то бороться с этой напастью силовая установка тяжелого авианесущего крейсера «Киев» вынуждена была «молотить» круглосуточно, что естественно серьезно снижало её ресурс.

ТАКР «Новороссийск» — заложен 30.09.1975 г. на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 26.12.1978 г., в строю с 14.08.1982 г., списан 30.06.1993 г.

История проектирования

Проект 1135 начал разрабатываться в период с 1964 по 1966 год. Руководство работами осуществляло Северное проектно-конструкторское бюро. Новому кораблю нарезался широкий спектр задач наряду с сопровождением конвоев через сложные районы, в которых ведутся боевые действия, решением задач по борьбе с подводными лодками противника и обеспечением противовоздушной обороны конвоев и соединений кораблей.

В связи с тем, что водоизмещение должно быть меньше по сравнению с проектами 1134 (большой противолодочный корабль), вертолеты на этих кораблях не предусматривались. Однако предполагалось оснастить их современными ракетными комплексами, способными поражать не только подводные лодки, но и надводные цели.

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея Принт, 2005. — Т. 3 : Противолодочные корабли, Ч. 1 : Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — 120, с., л. ил. : цв. ил. — ISBN 5-8172-0094-5.
  • Апальков Ю. В. Противолодочные корабли : . — М. : Моркнига, 2010. — С. 147. — 307, с., л. ил. : цв. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Firepower : Sea Warfare : / Horace Beck ; Chris Bishop (ed.). — Orbis Publishing Ltd. — 1999. — ISBN 0-7858-1087-0. — ISBN 978-0785810872.

Примечания

  1. По одним данным, первоначально противолодочное вооружение БПК состояло из ПЛРК «Метель», заменённые на ПЛРК «Раструб-Б» в процессе модернизации (см. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. — С. 89.), по другим данным с 1970 по 1981 года контейнеры ПЛУР пустовали, корабли ходили без основного оружия. Этот факт, однако, удавалось скрыть от разведок НАТО. см.: Sea Warfare. Chris Bishop, ed. Orbis publishing Ltd., 1999, p.37.
  2. Warships International Fleet Review. 2004, vol.4, p.2-3, 18.
  3. Новый облик ВМФ России: курс на унификацию и стандартизацию – www.flot.com/nowadays/concept/reforms/newlook
  4. Сторожевик «Неукротимый» выведен из состава Балтийского флота – 1 Июля 2009 – СКР “Задорный” – zadornij.ucoz.ru/news/2009-07-01-10
  5. 123 30.06.11 МВМС-2011. Объединенная судостроительная корпорация пополнит ВМФ России тремя фрегатами проекта 11356 – Военный паритет – www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/11401/
  6. Фрегаты для Черноморского флота все же будут заложены еще в этом году – flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=60278. www.flot.com (2010-14-12).
  7. 1234 На заводе «Янтарь» началось строительство корабля для ВМФ России – kaliningrad.ru/news/item/12885-na-zavode-yantar-zalozhili-novyj-storozhevoj-korabl-admiral-essen
  8. Ошибка цитированияНеверный тег ; для сносок не указан текст
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий