Корабли [ править ]
Курсивом указаны оценки
Имя | Верфь No. | Строители | Положил | Запущен | Введен в эксплуатацию | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Мытищи ( бывш.Ураган ) | 251 | Верфь Пелла | 24 декабря 2015 | 29 июля 2017 | 17 декабря 2018 | Балтийский | Активный |
Советск (бывш. Тайфун ) | 252 | Верфь Пелла | 24 декабря 2015 | 24 ноября 2017 | 12 октября 2019 | Балтийский | Активный |
Козельск (экс- Шторм ) | 254 | Подробнее Верфь | 10 мая 2016 | 9 октября 2019 | осень 2021 | Балтийский | Запущен |
Циклон | 801 | Залив ССЗ | 26 июля 2016 г. | 24 июля 2020 | 2021 год? | Черное море | Запущен |
Одинцово (бывш. Шквал ) | 253 | Верфь Пелла | 29 июля 2016 | 5 мая 2018 | 21 ноября 2020 г. | Балтийский | Активный |
Аскольд (бывший Муссон ) | 802 | Залив ССЗ | 18 ноября 2016 г. | 2021 | Черное море | В разработке | |
Буря | 257 | Верфь Пелла | 24 декабря 2016 г. | 23 октября 2018 | 2021 год? | Балтийский | Запущен |
Охотск | 255 | Подробнее Верфь | 17 марта 2017 | 29 октября 2019 | 2021 год? | Черное море | Запущен |
Амур (бывший Пассат ) | 803 | Залив ССЗ | 30 июля 2017 г. | 2021 | Черное море | В разработке | |
Вихрь | 256 | Подробнее Верфь | 19 декабря 2017 | 13 ноября 2019 | 2021 г. | Черное море | Запущен |
Туча | 804 | Зеленодольский ССЗ | 26 февраля 2019 | 2022 | Балтийский | В разработке | |
Ржев | 201 | Амурский ССЗ | 1 июля 2019 г. | 2023 | Тихоокеанский регион | В разработке | |
Удомля | 202 | Амурский ССЗ | 1 июля 2019 г. | 2023 | Тихоокеанский регион | В разработке | |
Тайфун | 805 | Зеленодольский ССЗ | 11 сентября 2019 | Октябрь 2022 г. | Балтийский | Идёт строительство | |
Уссурийск | 204 | Амурский ССЗ | 26 декабря 2019 | 2024 | Тихоокеанский регион | В разработке | |
Павловск | 203 | Амурский ССЗ | 29 июля 2020 | 2024 | Тихоокеанский регион | В разработке | |
? | Восточная верфь | Тихоокеанский регион | Отменено | ||||
? | Восточная верфь | Тихоокеанский регион | Отменено |
Боевые возможности МРК проекта 22800 Каракурт
Основное вооружение МРК 22800 – противокорабельное – в основе мощный ракетный комплекс «Калибр-НК» для уничтожения надводных и наземных целей с расстояния 0,1 – 5 тыс. км., в перспективе, с 2025-го года, основными противокорабельными ракетами станут гиперзвуковые «Цирконы», скоростью 8 Маха. В радиусе «мёртвой зоны» ракет применяется скорострельная крупнокалиберная артиллерийско-зенитная установка АУ А-190, защиту с воздуха обеспечивает ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ с радиусом поражения 40 км, а также турельная установка 3М47 и АК-630. В отличие от корветов 22380 и фрегатов 22350 в составе вооружения сторожевых МРК 22800 нет гибких гидроакустических антенн для обнаружения подлодок, а также и средств их уничтожения, бомбомётных установок и торпедных аппаратов. У своих границ можно лишь держать оборону, чтобы победить, необходимо наступать к чужим берегам, ходить в моря противника – МРК РФ это позволяет, его можно включать в ударную группу в качестве сторожевого.
О проекте
В первую очередь нам стоит разобраться с тем, что представляет собой проект 22800 «Каракурт». Такую шифровку будут носить малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли малого водоизмещения, которые будут функционировать в ближней морской зоне. По некоторым классификациям такие корабли описываются как «малые корветы». Они предназначены для того, чтобы вести боевые действия в ближней морской зоне, а также на реках, так что им приписывается условный класс «море-река»
Также «Каракурты» будут выполнять определенные задачи и в мирное время, так что сложно переоценить важность данного начинания. И именно поэтому сейчас вы узнаете все важнейшие детали, касающиеся проекта 22800 «Каракурт»: начиная от истории его возникновения и заканчивая обзором текущих работ
«Калиброносные байдарки»
Практически одновременно с «калибризацией» флота российскому военному руководству пришлось решать еще одну задачу. Ситуация на Черном и Средиземном морях после воссоединения Крыма с Россией настойчиво требовала экстренного усиления Черноморского флота. Причем в первую очередь, ударными единицами.
Поскольку физически ускорить ввод в строй предназначенных для пополнения КЧФ фрегатов проекта 11356 и дизель-электрических подводных лодок проекта 636 не представлялось возможным, Минобороны пошло на неожиданный шаг. Исходно создававшиеся для Каспийской флотилии МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» решено было отправить на Черное море.
Конечно, это являлось паллиативным решением. «Буяны-М» были спроектированы для действий в закрытой акватории Каспийского моря. Они имели габаритные ограничения, вызванные необходимостью вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского водного пути.
В общем, МРК проекта 21631, с их водометными движителями, пониженными мореходностью и автономностью, для действий в Черном и, тем более, Средиземном море подходили не особо. Но то обстоятельство, что каждый из «Буянов-М» мог нести 8 дозвуковых «Калибров» или сверхзвуковых «Ониксов», продолжительное время в глазах военных искупало вышеперечисленные недостатки. Тем более что ударный потенциал данных МРК равнялся таковому у фрегатов проекта 11356, вчетверо (!) превосходящих «Буяны-М» по своему водоизмещению.
К осени 2016 года Министерству обороны РФ стало понятно, что дальнейшее присутствие МРК проекта 21631 в составе Черноморского флота перестает себя оправдывать. Черноморский регион уже достаточно плотно контролировался наземной группировкой и авиацией ВС РФ, базирующимися в Крыму. Одновременно КЧФ начал получать фрегаты и подводные лодки, т.е. новые «калиброносцы» с куда лучшей, чем у «Буянов-М», мореходностью и автономностью.
По этой причине «Серпухов» и «Зеленый Дол» были отправлены на Балтику, более подходившую «Буянам-М» по условиям базирования и эксплуатации. Это избавило «калиброносные байдарки», как за глаза называли на Черном море МРК проекта 21631, от службы «на грани подвига».
Актуальную для всего отечественного ВМФ проблему скорейшего пополнения корабельного состава новыми «калиброносцами» с более приемлемыми показателями автономности и мореходности, чем у «Буянов-М», теперь должны были решить уже находившиеся в постройке МРК проекта 22800.
Чтобы понять, откуда эти корабли взялись, нам придется мысленно вернуться лет на 16 назад.
Корабли проекта
Корабли постройки ОАО «Пелла»
№ | Название | Бортовой № | Заводской № | Закладка | Спуск на воду | Передача заказчику | Место службы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | «Мытищи» | 567 | 251 | 24.12.2015 | 29.07.2017 | 17.12. 2018 | БФ | В строю |
2 | «Советск» | 577 | 252 | 24.12.2015 | 24.11.2017 | 12.10.2019 | БФ | В строю |
3 | «Одинцово» | 584 | 253 | 29.07.2016 | 05.05.2018 | 21.11.2020 | БФ | В строю |
4 | «Козельск» | 254 | 10.05.2016 | 09.10.2019 | БФ | Достраивается на плаву | ||
5 | «Охотск» | 255 | 17.03.2017 | 29.10.2019 | БФ | Достраивается на плаву | ||
6 | «Вихрь» | 256 | 19.12.2017 | 13.11.2019 | БФ | Достраивается на плаву | ||
7 | «Буря» | 578 | 257 | 24.12.2016 | 23.10.2018 | 2023 | БФ | Государственные испытания |
Корабли постройки АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»
№ | Название | Бортовой № | Заводской № | Закладка | Спуск на воду | Передача заказчику | Место службы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 | «Циклон» | 633 | 801 | 26.07.2016 | 24.07.2020 | 12.2022 | ЧФ | Фактический строитель ООО «СЗ „Залив“». В строю |
9 | «Аскольд» | 802 | 18.11.2016 | 21.09.2021 | 2023 | ЧФ | Фактический строитель ООО «СЗ „Залив“» Заводские ходовые испытания | |
10 | «Амур» | 803 | 30.07.2017 | 2023 | 12.2023 | ЧФ | Фактический строитель ООО «СЗ „Залив“». Готовится к спуску на воду | |
11 | «Туча» | 804 | 26.02.2019 | 12.2022 | 12.2023 | ЧФ или БФ | Достраивается на плаву, готовится к швартовным испытаниям | |
12 | «Тайфун» | 805 | 11.09.2019 | 2023 | 12.2024 | ЧФ или БФ | Готовится к спуску на воду |
Корабли постройки ПАО «Амурский судостроительный завод»
№ | Название | Бортовой № | Заводской № | Закладка | Спуск на воду | Передача заказчику | Место службы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
13 | «Ржев» | 201 | 01.07.2019 | 2023 | 2024 | ТОФ | Готовится к спуску на воду | |
14 | «Удомля» | 202 | 01.07.2019 | 07.2023 | 2024 | ТОФ | Строится. Сформирован корпус | |
15 | «Павловск» | 203 | 29.07.2020 | 2024 | 2024 | ТОФ | Строится | |
16 | «Уссурийск» | 204 | 26.12.2019 | 2024 | 2024 | ТОФ | Строится |
Корабли постройки АО «Восточная верфь»
№ | Название | Бортовой № | Заводской № | Закладка | Спуск на воду | Передача заказчику | Место службы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
17 | ТОФ | Контракт, предположительно, расторгнут | ||||||
18 | ТОФ | Контракт, предположительно, расторгнут |
Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован без спуска на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный — списан, утилизирован или потерян
Конструкция
Корабль оснащён интегрированной мачтой с размещёнными на ней двумя неподвижными фазированными антенными решётками многофункционального радиолокационного комплекса «Минерал-М».
Корабли серии 22800 должны обладать, по сравнению с представителями МРК другого российского проекта 21631, лучшей мореходностью, так как изначально предназначены для использования на открытых морских театрах.
Силовая установка
Главная энергетическая установка дизель-электрическая, производства петербургского завода ПАО «Звезда». ГЭУ состоит 3-х главных сдвоенных через главную передачу (редуктор) звездообразных дизельных двигателя по 112 цилиндров (2 × 56) М507Д-1 по 8000 л.с., а выработку электроэнергии обеспечивают 3 дизель-генератора ДГА-315-1 по 315 кВт.
Вооружение
Вооружение кораблей проекта 22800 включает в себя комплексы ударного и противовоздушного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи.
- Ракетное
Основой ударного ракетного вооружения являются ракеты семейства «Калибр-НК» (КРБД и ПКР). Восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) 3С14 расположены, как и на кораблях проекта 21631, в задней части надстройки — за ходовой рубкой, но в отличие от них, размещаются поперёк, а не вдоль диаметральной плоскости корабля. УКСК 3С14 также способен производить пуск ракет «Оникс», а в перспективе «Циркон». Корабельная система управления стрельбой (КСУС) — 3Р14Н-22800.
- Артиллерийское
По предварительным данным из разных источников, артиллерийское вооружение кораблей проекта должно было включать или 100 мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку А-190 и ЗАК 3М89 «Палаш» или 76 мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку АК-176 и две 30 мм шестиствольные артиллерийские системы АК-306 или 57 мм артиллерийскую установку А-220М и две 30 мм установки АК-630. Фактически на первых двух кораблях установлены:
- одна 76,2 мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА исполнение 1 («стелс»)
- две шестиствольные 30 мм установки АК-630М
- две 12,7 мм пулемётные установки «Корд»
- Противовоздушное
Первоначально противовоздушную оборону корабля планировалось обеспечивать за счёт боевых возможностей ЗРАК «Палаш». Фактически первые два представителя проекта не несут специализированного противовоздушного вооружения, вместо которого используются две АУ АК-630М. Начиная с третьего корабля взамен последних на МРК устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «». Все МРК также вооружены ПЗРК типа «Игла-С» или «Верба» (боекомплект 8 ЗУР).
- Противолодочное
«Каракурты» не несут противолодочного вооружения. Для борьбы с подводными диверсантами корабли комплектуются гранатомётом ДП-64 (индекс 97У), обнаружение противника осуществляется опускаемой ГАС МГ-757.
- Радиотехническое
Радиотехническое вооружение включает в себя: РЛС «Позитив-МК» (на первых двух), РЛК «Минерал-М» (на первых двух — с двумя плоскими ФАР, на остальных — со стандартной антенной), 4 ФАР 1РС-3 комплекса «Панцирь-М» (начиная с третьего корпуса), артиллерийская РЛС МР-123-02 «Багира», навигационная РЛС МР-231, АМКОИ «Трасса», БИУС «Сигма». Также имеются штатные средства РЭБ — комплекс радиотехнического подавления МП-405-1 и комплекс постановки пассивных помех КТ-216 (в составе четырёх ПУ).
Примечания
- ↑ 12345Вадим Иванов. Минобороны заключит контракт на шесть МРК «Каракурт» в 2020 году (рус.).tvzvezda.ru . ТРК ВС РФ «Завезда» (5 мая 2018). Проверено 4 августа 2018.
- ↑ 12345678 Состоялась торжественная церемония спуска на воду головного малого ракетного корабля проекта 22800 «Ураган», стр. № 251 (рус.).www.pellaship.ru . ОАО «Пелла» (29 июля 2017). Проверено 31 июля 2020.
- ↑ 12 «Каракуртов» прикроют «Панцирем» (рус.).flotprom.ru . Flotprom. Проверено 31 июля 2020.
- ↑ 1234Герман Костринский. «Каракурты» размажут по верфям (рус.).www.kommersant.ru . Коммерсант.ru (30 июля 2017). Проверено 31 июля 2020.
- Дмитрий Григорьев. «Ураган» и «Тайфун» придут на флот через два года (рус.). RG.ru (23.12.2015). Проверено 11 марта 2020.
- ↑ 12 В России завершается разработка новейшего корвета проекта 22800 (рус.). РИА Новости (11.08.2015). Проверено 11 марта 2020.
- ↑ 12345678Юрий Макаров, Александр Мозговой. Через тернии… к здравому смыслу (рус.). Национальная оборона, №1, январь 2020. Проверено 1 августа 2020.
- ↑ 12Юрий Иванов. В России завершается разработка новейшего корвета проекта 22800 (рус.). Оружие России (12.08.2015). Проверено 1 августа 2020.
- ↑ 12 Минобороны заявило, что ОПК «немножко сорвал» срок сдачи двух фрегатов (рус.). РИА Новости (24.12.2015). Проверено 11 марта 2016.
- Состоялась торжественная церемония спуска на воду третьего серийного малого ракетного корабля проекта 22800 «Буря». 23.10.2018
- Состоялась торжественная церемония спуска на воду второго серийного малого ракетного корабля проекта 22800 «Шквал», стр. № 253 (рус.), ОАО «Пелла» (5 мая 2018).
- https://iz.ru/767554/aleksei-ramm-aleksandr-kruglov/nastroilis-na-pozitiv-voennye-korabli-poluchat-sovremennye-rlk
- Осуществлена торжественная закладка двух малых ракетных кораблей проекта 22800 стр. № 251 «Ураган» и стр. № 252 «Тайфун». (рус.). pellaship.ru (24.12.2015). Проверено 11 марта 2020.
- https://government.consultant.ru/documents/3713544
- В Ленинградской области заложили четвертый ракетный корабль типа «Каракурт»
- «Говорят, замминистра обороны Юрий Борисов сильно любит завод имени Горького…»
- Предприятие «Пелла» построит 18 малых ракетных кораблей до 2022 года
- Головной «Каракурт» сдадут флоту в 2020 году
- ↑ 1234567 ГОДОВОЙ ОТЧЕТ Акционерного общества «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» за 2020 год.www.e-disclosure.ru . Центр раскрытия корпоративной информации. Проверено 31 июля 2017.
- ВМФ получит головной корабль проекта 22800 в 2020 году (рус.). ria.ru . РИА Новости (22 августа 2017). Проверено 31 октября 2020.
- Начаты государственные испытания головного малого ракетного корабля проекта 22800 «Ураган», зав. № 251
- Состоялась торжественная церемония спуска на воду первого серийного малого ракетного корабля проекта 22800 «Тайфун», стр. № 252 (рус.), Пелла (25.11.2017).
- Форумы Balancer’а / Image view — ШКВАЛ 15.jpg — (рус.). www.wrk.ru. Проверено 4 мая 2020.
- ↑ 12 Состоялась торжественная церемония спуска на воду второго серийного малого ракетного корабля проекта 22800 «Шквал», стр. № 253 (рус.).pellaship.ru . Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“» (5 мая 2018). Проверено 6 мая 2020.
- В Ленобласти заложили малый ракетный корабль «Шквал» для ВМФ (рус.). ria.ru . РИА Новости. Проверено 23 апреля 2020.
- В Феодосии судостроители торжественно заложили малый ракетный корабль нового поколения «Шторм»
- В Феодосии заложили малый ракетный корабль проекта «Каракурт» (рус.), РИА Новости . Проверено 17 марта 2020.
- Малый ракетный корабль «Вихрь» заложили для ВМФ России в Феодосии
- Состоится торжественная церемония спуска на воду малого ракетного корабля проекта 22800 «Буря»
- Явление «Панциря-М», ВПК.name . Проверено 3 мая 2020.
- ↑ 1234Алексей Заквасин. В чем уникальность новейших ракетных кораблей России проекта 22800 «Каракурт» (vpk-news.ru).vpk-news.ru . «Военно-промышленный курьер» (11 июля 2017). Проверено 6 августа 2020.
- ↑ 123 АО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД им. А. М. ГОРЬКОГО». БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ. 2020. Пояснительная записка (сопутствующая информация) к годовой бухгалтерской отчетности. www.e-disclosure.ru. Проверено 3 августа 2020.
- Зеленодольский завод построит пять малых ракетных кораблей до 2020 года. Lenta.ru. Проверено 31 июля 2020.
- Продолжаем «буянить»: Зеленодольск получил заказ на корабли
- ↑ 123456 Минобороны в 2020 году закажет шесть кораблей проекта 22800 для Тихоокеанского флота (рус.),ТАСС . Проверено 6 мая 2020.
- ↑ 123456789101112 Дальневосточные верфи построят для Минобороны шесть «Каракуртов» (рус.),ТАСС . Проверено 31 августа 2020.
«Все новейшие достижения»
«Буря» была построена на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла». Данный корабль станет четвёртым МРК проекта 22800 «Каракурт». Ранее были приняты на вооружение «Мытищи», «Советск» и «Одинцово». Все они вошли в состав Балтийского флота.
Кроме того, уже спущены на воду и находятся на разном этапе готовности МРК «Козельск», «Охотск», «Вихрь», «Циклон» и «Аскольд».
Всего запланировано построить 18 кораблей данного типа. Кроме Балтфлота, они пополнят также Черноморский и Тихоокеанский флоты.
- Малый ракетный корабль «Советск» проекта 22800 на стратегических учениях в Военной гавани Балтийска
- РИА Новости
Помимо завода «Пелла», «Каракурты» строятся также на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане, Амурском судостроительном заводе в Хабаровском крае, заводах «Море» и «Залив» в Крыму.
Проект 22800 был разработан в центральном конструкторском бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Он пришёл на смену советским ракетным катерам проектов 1234 «Овод» и 1241 «Молния».
По сравнению с предшественниками на «Каракурте» были улучшены мореходность и обитаемость. Были также решены проблемы, связанные с большим углом наклона валов: на «Оводах» большой угол наклона вызывал вибрацию и дополнительное сопротивление движению.
Как отмечается на сайте ЦКБ, «Каракурты» являются кораблями нового поколения, которые вобрали в себя «все новейшие достижения в области высокоточного оружия, средств самообороны, ПВО и военного кораблестроения».
«Корабль предназначен для поражения критически важных объектов противника в береговой зоне; для уничтожения боевых надводных кораблей, судов и катеров противника самостоятельно и во взаимодействии с другими силами», — отмечается на сайте ЦКБ «Алмаз».
Кроме того, «Каракурты» могут применяться для уничтожения искусственных стационарных и плавучих объектов и отражения воздушных ударов.
Также по теме
«Обеспечивают запрет доступа»: как комплексы «Бал» и «Бастион» защищают прибрежную зону России
Вооружённые силы России провели учения с использованием береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион». В ходе манёвров были…
Водоизмещение МРК проекта 22800 в различных вариантах может достигать от 860 до 900 т.
Дальность плавания «Каракуртов» составляет около 2,8 тыс. миль (примерно 4,5 тыс. км), скорость — до 35 узлов (65 км/ч). Численность экипажа — 39 человек.
В качестве силовой установки на МРК используются три дизельных двигателя М-507Д-1. При этом возможна и другая компоновка: два дизеля М-507Д-1 и одна газовая турбина М70ФРУ.
«Каракурты» вооружены восемью крылатыми ракетами «Калибр» или же аналогичным количеством противокорабельных ракет «Яхонт».
Помимо этого, на данные корабли устанавливаются усовершенствованные артиллерийские установки АК-176МА, у которых за счёт применения электрических приводов повышена точность стрельбы. Также в арсенал корабля входят две морские тумбовые пулемётные установки калибра 14,5 мм.
От воздушных угроз «Каракурты» прикрывают комплексы «Панцирь-МЕ» и «Игла-С». Также на корабль могут устанавливаться зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Каштан-М» и «Пальма».
От «Скорпиона» до «Буянов»
Желание получить современные мореходные МРК, сконструированные по методике «дешево и сердито», позволяющие за достаточно короткие сроки создать действующие под «зонтиком» береговой ПВО ударные корабельные группировки, стало посещать флотское командование еще в «лихие девяностые». Это явилось отправной точкой для появления в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» в начале «двухтысячных» идеи постройки серии ракетно-артиллерийских катеров проекта 12300 (шифр «Скорпион»).
Имея полное водоизмещение всего в 465 тонн, «Скорпионы» должны были нести 100-мм универсальную артустановку А-190Э со скорострельностью 80 выстрелов в минуту, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1», а главное — 4 противокорабельные ракеты «Яхонт» вертикального старта с дальностью стрельбы 300 км и массой боевой части 200 кг.
Предсерийный «Скорпион» заложили 5 июня 2001 года в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел». Изначально планировалось сдать катер заказчику уже в 2005 году, но… Сначала достройку «Скорпиона» притормозил недостаток финансирования, а позже военные и вовсе потеряли к детищу «Алмаза» интерес. Объяснялось это тем, что «Скорпион» был «узко заточен» под действия лишь против надводных целей.
В то же время Опытное конструкторское бюро «Новатор» имени Люльева Л. В. уже успешно заканчивало работу над созданием ракетного комплекса «Калибр». Широкая ракетная номенклатура «Калибра» позволяла поражать не только надводные, но и наземные цели.
При этом из того же универсального корабельного стрельбового комплекса можно было осуществлять запуск и сверхзвуковых противокорабельных ракет, являвшихся главным убойным «козырем» малютки-«Скорпиона». Стоит отметить, что дальность пуска «Калибров» превышала 500 км, что де-факто нарушало условия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Но поскольку «Калибры» декларировались как ракеты морского, а не сухопутного базирования, де-юре они РСМД не нарушали.
В общем, военному руководству захотелось получить нечто более универсальное и дальнобойное, чем «Скорпион», пусть и по большей цене. Как результат, первенец проекта 12300 так и остался недостроенным, ибо в него «Калибр» никак не влезал! Зато у Зеленодольского проектно-конструкторское бюро имелся как опыт создания первого в России ракетного корабля с «Калибрами», «Татарстана» проекта 11661К, так и строившиеся 500-тонные малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян»), спроектированные для каспийской акватории.
В отличие от «Скорпиона», переделать под «Калибры» «Буяны» с попутным увеличением тоннажа кораблей почти вдвое оказалось заметно проще. Что «зеленодольцы» с благословения государства и сделали, получив на выходе уже знакомые нам «Буяны-М».
Форсированная по срокам постройка столь компактных, но обладавших высоким ударным потенциалом боевых кораблей вызвала у аналитиков массу вопросов. Последние исчезли лишь 7 октября 2015 года, когда, как уже говорилось, 3 «Буяна-М» и «Татарстан» отстрелялись из акватории Каспия по целям в Сирии «Калибрами».
Но, при всех имеющихся у проекта 21631 плюсах, в ходе эксплуатации «Буянов-М» на Черном море у зеленодольских МРК обнаружились и минусы, перечисленные нами в начале статьи.
История проекта 22800
Проектирование МРК 22800 начато спустя 5 лет после разработки МРК 22361. По сути, является модернизацией только что созданной боевой единицы. У обоих проектов одни и те же предшественники, советские корабли проектов 1234, 12341, 12347 и созданный на их базе речной проект 2001-го года 12300 «Скорпион» с вертикальным пуском ракет. В СССР было построено по этим проектам 48 кораблей и ещё столько противолодочных, к началу 1990-х все были в строю, сегодня 13 МРК + «Бора» и «Самум», отнесенные по характеристикам во 2-й ранг, двухкорпусные катамараны со скоростью 45 узлов, проекта 1239 «Сивуч». Отдельную историю затаил пока в себе сгоревший на стоянке в 1992-м сверхскоростной МРК-5 проекта 1240 «Ураган» (на подводных крыльях, скорость 57 уз.), со временем тоже может повлиять на модернизацию 22800-го. Умами и усилием многих людей за 12 лет создан новый тип кораблей, недорогих, быстро строящихся, «насекомые» вооружены тем же классом ракет, что и 1-й ранг. Это означало, что копеечная надводная единица запросто способна потопить авианосец или эсминец НАТО.
Начиналось так. В 1959 году, ещё на заводе №5 «Алмаз», ныне «Пелла», был построен ракетный катер 183-Р «Комар» с противокорабельным комплексом П-15. С 1959 по 1965 гг. было построено 112 надводных единиц. Слишком малы были размеры катера 25,5х6,2 м, чтобы также эффективно выполнять боевые задачи, как и корабли 2-го и 1-го ранга, да и противостоять агрессорам желательно как можно подальше от своих берегов. В это же время, с 1958-го, тактико-техническое задание (ТТЗ) для создания кораблей-ракетоносцев передано сразу трём ленинградским КБ, ЦКБ-5 (Алмаз), ЦКБ-53 (Северное), МАЦКБ-340 (КБСМ). С 1958-го года по 1968-й, выдающимся ракетостроителем Челомеем, впервые в мире создаётся ПКР П-70 для стрельбы ракетами из подводного положения, вначале только для проектов лодок 670, с 1960-го разрабатывалась уже надводная версия П-25, с нетоксичным и не пожароопасным топливом, с хорошей головкой самонаведения на цель (ГСН). С появлением во флоте в 1970-м году первого МРК проекта 1234 «Овод», водоизмещением 600 т, размеров 59х11 м, расклад сил между СССР и НАТО изменился качественно.
Первый МРК 22800, головной, с собственным именем «Ураган», уже в строю ВМФ РФ, пока единственный. Был заложен на стапеле «Ленинградского судостроительного завода «Пелла» в Санкт-Петербурге 12.12.2015. Названия этих кораблей напоминают о силе стихийного ветра и моря. Строительство идёт быстрыми темпами и на разных верфях. Второй корабль Тайфун строился там же, Балтийский или Северный флот пополнят ещё 4 корабля, заложены на «Зеленодольском заводе им. Горького». Сразу 6 кораблей для Черноморского флота строятся на площадке «Алмаз» в Феодосии, столько же, сколько и на «Амурском судостроительном заводе», укрепляющем Тихоокеанский флот.
Силовая установка
Одной из самых ярких отличительных черт, имеющихся у проекта МРК «Каракурт» 22800, является его силовая установка. На различных кораблях можно найти разные двигатели, если сравнивать с наиболее близкой моделью, о которой в статье было упомянуто уже не раз, то у нее устанавливается исключительно дизельный двигатель. Что касается «Каракурта», то в данном случае двигатель является дизель-электрическим, что является внушительным шагом вперед во всех аспектах, в том числе в дальности и автономности плавания (по последнему параметру «Каракурт» превосходит «Буян» на целых пять суток). Двигатель нового поколения проекта 22800 «Каракурт» производится на отечественном и может стать универсальным для кораблей похожего типа в ближайшем будущем.
Внешние ссылки [ править ]
- Корветы проекта 22800 типа “Каракурт”
- Проект 22800 – Полный список кораблей
Советские и российские корабельные классы после 1945 года | |
---|---|
Авианосцы |
|
Линейные крейсеры |
|
Крейсеры |
|
Разрушители |
|
Фрегаты |
|
Корветы |
|
P / M / T лодки |
|
Тральщики |
|
Десантные корабли |
|
Шпионские корабли |
|
Ремесла на воздушной подушке |
|
Патрульные ледоколы |
|
Другие суда |
|
|
Дальнейшие планы
Как вы прекрасно понимаете, все не ограничится четырьмя кораблями: планируется производство гораздо большего количества корветов в рамках данного грандиозного проекта. Ранее речь шла о том, что всего будет 18 кораблей этого типа, но сейчас пока что такая информация не подтверждается. На сегодняшний день, по общим подсчетам, кроме четырех кораблей, находящихся на стадии производства, будет изготовлено еще восемь штук. На три из них заказ уже получил завод «Пелла», который уже занят производством сразу трех «Каракуртов»
Однако стоит принять во внимание тот факт, что завод «Море» был выкуплен «Пеллой», поэтому велика вероятность того, что часть этих заказов (может, и все три) будет передана заводу в Феодосии. Но что с оставшимися пятью судами? На них 3 августа 2016 года получил заказ Зеленодольский судостроительный завод имени А. М
Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет
М. Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет.