Служба
В октябре 2016 года судно вело деятельность в Восточной части Средиземного моря в районе Сирийского побережья в месте расположения подводных линий связи.
В марте 2017 года стало известно, что с помощью подводных беспилотных аппаратов и океанографического исследовательского судна «Янтарь» были обнаружены и обследованы палубные истребители Су-33 и МиГ-29КР, потерянные 14 ноября и 5 декабря 2016 года в летных происшествиях в Средиземном море. АГА смогли снять с летательных аппаратов часть бортового оборудования.
В ноябре 2017 года принято решение о направлении судна для оказания помощи в поиске пропавшей в Атлантическом океане аргентинской подводной лодки «Сан Хуан».
В апреле 2020 года судно пришло на Прибалтийском судостроительном завод «Янтарь». Ремонт ведется в рамках семилетних гарантийных обязательств. В частности, до конца июня 2020 года планируется выполнить ряд трубопроводных и корпусных работ.
Описание
Разработчиком проекта 22010 является АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Суда предназначены для исследования толщи Мирового океана и его дна. Для этого на борту имеются специальные глубоководные обитаемые и автономные необитаемые подводные аппараты, которые в состоянии погружаться на глубину до 6 тысяч метров. Также океанографические суда могут использоваться в спасательных целях — оборудование позволяет вести поиск затонувших объектов на морском и океанском дне. Суда имеют оснащённую площадку для одного вертолёта.
Основным специальным снаряжением судов проекта 22010 являются обитаемые автономные глубоководные аппараты (АГА). Могут использоваться АГА двух типов: проекта 16810 «Русь» и проекта 16811 «Консул». Сообщается, что ОИС «Янтарь» может одновременно нести и обеспечивать использование двух аппаратов. Автономные глубоководные аппараты «Русь» и «Консул» в состоянии опускаться на глубину до 6000 метров и 6270 метров соответственно. Ресурс аппаратов — до 500 погружений на глубину более 4000 метров и 1000 погружений на глубину до 4000 метров. Назначение аппаратов «Русь» и «Консул»: видеосъёмка и классификация объектов, расположенных на морском дне; проведение подводных технических работ при помощи манипуляторного устройства; обследование подводных объектов и сооружений; доставка на грунт или подъём на поверхность различных предметов массой до 200 кг.
В качестве движителя установлены две винто-рулевые колонки (ВРК) с приводом от электродвигателей. Каждая ВРК способна вращаться на 360 градусов, что обеспечивает удержание ОИС — даже в сильный шторм судно может находится практически без смещения от заданной точки. Управление ВРК осуществляется электронной системой.
Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» передано ГУГИ
23 мая 2015 года в Калининграде был подписан приёмный акт океанографического исследовательского судна (ОИС) «Янтарь» проекта 22010, построенного на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде для Главного управления глубоководных исследования (ГУГИ) Министерства обороны России. На судне был торжественно поднят Военно-морской флаг России, и, как ожидается в ближайшее время «Янтарь» совершит переход на Северный флот.
Судно Янтарь проекта 22010 передано ГУГИ
Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010, построенное на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» для Главного управления глубоководных исследования (ГУГИ) Министерства обороны России, после подписания приемного акта и поднятия Военно-морского флага. Калининград, 23.05.2015 (с) Виталий Невар / newkaliningrad.ru
Проект 22010 (шифр «Крюйс») был разработан ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Полное водоизмещение океанографического судна составляет 5230 тонн, длина — 108,1 метра, ширина — 17,2 метра. Контракт на его строительство был подписан с ГУГИ в феврале 2009 года. Судно«Янтарь»(заводской номер 01602) было заложено 8 июля 2010 года, в день 65-летия завода «Янтарь», и названо его именем. Из эллинга цеха № 178 завода корпус судна был выведен 31 мая 2012 года. Церемония спуска судна на воду (фактически вывода в спусковой плавучий док) состоялась 5 декабря 2012 года, а фактический спуск на воду из дока — 14 декабря 2012 года.19 июня 2014 года на судне были начаты швартовные испытания, 10 ноября 2014 года оно совершило переход из Калиниграда в Балтийск для проведения испытаний, а 13 ноября 2014 года впервые вышло в море на заводские ходовые испытания. Официально государственные испытания «Янтаря» были завершены 9 апреля 2015 года, однако, как сообщается, с августа по октябрь 2015 года судно совершит поход в Атлантический океан с целью завершения испытаний технических средств.
Следует отметить, что фактически «Янтарь» был сдан ВМФ примерно с годичным опозданием по отношению к контрактному сроку.
Выступая на церемонии подписания приемного акта океанографического исследовательского судна «Янтарь», начальник ГУГИ вице-адмирал Алексей Буриличев заявил: «Последние океанографические суда построены в конце 80-х годов. За это время появилось много новой техники, на «Янтаре» установлен уникальный научно-исследовательский бортовой комплекс, который позволяет снимать параметры среды океана как на ходу, так и на «стопе». Таких комплексов больше нигде нет».
Буриличев отметил, что на борту ОИС «Янтарь» будут базироваться два глубоководных аппарата — «Русь» и«Консул», построенные на заводе «Адмиралтейские верфи». Аппараты находятся в одном из цехов завода «Янтарь», их готовят к испытаниям. Океанографическое судно «Янтарь» будет нести службу в Атлантическом океане, оно приписано к Северному флоту. По словам Буриличева, в планах Министерства обороны построить еще одно такое судно для работы в Тихом океане.
«Вне всякого сомнения, будет учтен опыт строительства, будут внесены какие-то изменения, которые улучшат характеристики последующего судна, и уже у нас есть рабочее название судна «Алмаз», чтобы не обижался проектант. Логично было бы строить его на «Янтаре» — здесь сформирована команда, понятна кооперация, необходимая оснастка», — сказал Буриличев.
«Заявку на строительство такого судна подали на 2016 год. В конце 2015 года, когда будет утвержден бюджет на следующий год, станут понятны сроки начала работ. Главный вопрос сейчас в финансовом обеспечении нового заказа. Хотелось бы не останавливаться, пока не растерян темп строительства первого уникального океанографического судна «Янтарь», — сказал Буриличев.Напомним, что, как сообщал в начале года наш блог, по данным закупок ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» на этом предприятии уже ведется строительство очередного судна, упомянутого в документации как «заказ 01603». Вероятнее всего, это второе океанографическое судно проекта 22010 для Главного управления глубоководных исследований.
Во время церемонии подписания приемного акта и поднятия Военно-морского флага на океанографическом исследовательском судне «Янтарь» проекта 22010, построенном на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» для Главного управления глубоководных исследования (ГУГИ) Министерства обороны России. Калининград, 23.05.2015 (с) Виталий Невар / newkaliningrad.ru
http://bmpd.livejournal.com/1313174.html