пр.21631 Буян-М

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 9 января 2023.
  2. . Дата обращения: 21 августа 2018.
  3. . Дата обращения: 1 апреля 2019.
  4. . Дата обращения: 1 апреля 2019.
  5. . FlotProm (16 декабря 2014). Дата обращения: 20 сентября 2015.
  6. . Дата обращения: 12 октября 2016.
  7. . Дата обращения: 9 января 2023.
  8. . Lenta.ru (7 октября 2015). Дата обращения: 7 октября 2015.
  9. . Дата обращения: 7 октября 2015.
  10. . www.volgo-balt.ru. Дата обращения: 5 ноября 2016.
  11. . army-news.ru. Дата обращения: 18 ноября 2017.
  12. . argumenti.ru. Дата обращения: 5 ноября 2016.
  13. . mirznanii.com. Дата обращения: 18 ноября 2017.
  14. . Дата обращения: 24 ноября 2017.
  15. . Подмосковье сегодня. Дата обращения: 27 августа 2020.
  16. . TACC. Дата обращения: 29 декабря 2022.
  17. . Дата обращения: 23 февраля 2018.
  18. . Дата обращения: 13 июля 2018.
  19. . ВЗГЛЯД.РУ. Дата обращения: 11 января 2022.

Мал «Грайворон», да дорог

Новый малый ракетный корабль «Грайворон», построенный на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького, после швартовных испытаний и проверки работы основных общекорабельных систем и главной энергетической установки, завершающей отделки жилых и служебных помещений проходит плановые ходовые испытания в Чёрном море. Корабль был заложен в 2015 году, а своё название получил в честь старинного города в Белгородской области.

После прибытия на Чёрное море малый ракетный корабль «Грайворон» прошёл первичную электромагнитную обработку, в ходе которой было осуществлено уменьшение намагниченности корпуса корабля путём использования стенда безобмоточного размагничивания, и приступил к реализации испытательных мероприятий.

Фото автора
Курс – на морской полигон.

Как пояснил командир корабля капитан 3 ранга Глеб Козаков, экипаж МРК «Грайворон» совместно со специалистами судостроительного завода в настоящее время проверяет работу энергетических установок в различных режимах эксплуатации, рулевого управления, вспомогательных механизмов, средств связи, навигации и других систем корабельного оборудования, а также мореходные характеристики корабля. Испытания проводятся по технологическим таблицам штатным экипажем совместно с заводской сдаточной командой с целью проверки основных тактико-технических параметров корабля, всех его устройств, механизмов и оборудования на соответствие заданным техническим условиям. В море экипаж проводит коммутацию, настройку и согласование аппаратуры систем управления кораблём. Впоследствии, на этапе государственных испытаний, основные усилия будут сосредоточены на проверке согласованной работы системы управления всеми видами корабельного оружия при получении целеуказания и во время выполнения испытательных боевых стрельб в морском полигоне.

По завершении мероприятия судостроители совместно с экипажем проведут ревизию систем, устройств и механизмов и продолжат подготовку корабля к следующему этапу плана государственных испытаний.

Фото автора
Испытание артустановки.
Фото автора
7 ЗРК «Гибка Р».

– «Грайворон» – многоцелевой корабль, оснащённый самыми современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения, – не без командирской гордости говорит о своём заведовании капитан 3 ранга Глеб Козаков. – Под стать «железу» и экипаж МРК – большинство специалистов имеет высшее, средне-техническое и средне-специальное профессиональное образование. Военная служба на море – их осознанный жизненный выбор.

В корабельном строю

Представитель Зеленодольского судостроительного завода Яков Кушнир считает, что особенности конструкции и комплектации позволяют придать кораблю уникальные динамику, манёвренность и ударную силу.

– Это тот самый случай, когда мал золотник, да дорог, – поясняет он. – Что говорить, кораблей такой модификации, способных, при относительно скромном водоизмещении нести на борту столь солидный набор вооружения, нет в составе военных флотов стран НАТО. «Буяны-М» показали и высокую мореходность, и мощь своего вооружения.

Фото автора
Стартовая ячейка «Калибра».

Старшие черноморские братья «Грайворона» – МРК «Вышний Волочёк», «Орехово-Зуево» и «Ингушетия» уже проявили свои лучшие корабельные качества в дальних морских походах и динамике боевой учёбы. К примеру, «Вышний Волочёк» под командованием капитана 2 ранга Дмитрия Сухаря дважды выполнял задачи боевой службы в Средиземном море. В ходе масштабных флотских учений успешно провёл стрельбу ракетным комплексом «Калибр-НК» по надводной цели в Чёрном море. Экипаж этого МРК продемонстрировал отличные мореходные и тактико-технические возможности своего корабля при выполнении задач по сопровождению и слежению за кораблями США в черноморских водах. Отличились корабли серии «Буян-М» и в ходе активной фазы недавних СКШУ «Кавказ-2020» на Каспии и в Чёрном море. Так что и МРК «Грайворон» в ближайшей перспективе наверняка ждут новые серьёзные испытания уже боевой службой в корабельном черноморском строю.

Корабли проекта

НаименованиеИзготовительЗаложенВ строюФлотСостояние
Мытищи567 ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное)25124.12.201529.07.201717.12.2018 БФВ строю
Советск577ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное)25224.12.201524.11.201712.10.2019БФВ строю
Одинцово584ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное)25329.07.201605.05.2018 12.2020БФЗаводские ходовые испытания
КозельскОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия)25410.05.201609.10.2019 12.2020 ЧФСпущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
ОхотскОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия)25517.03.201729.10.2019 07.2021ЧФСпущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
ВихрьОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия)25619.12.201713.11.2019 12.2021ЧФСпущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
Буря578ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное)25724.12.201623.10.2018 12.2020 СФСпущен на воду
Циклон АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь80126.07.2016 2020 12.2020ЧФСтроится. Сформирован корпус
АскольдАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь)80218.11.2016 2020 07.2021ЧФСтроится. Сформирован корпус
АмурАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь)80330.07.2017 2021 12.2021ЧФСтроится. Сформирован корпус.
ТучаАО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск)80426.02.2019 2022 07.2022СФСтроится
ТайфунАО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск)80511.09.2019 2022 10.2022СФСтроится
РжевПАО «Амурский судостроительный завод»20101.07.2019 2022 07.2023 ТОФСтроится
УдомляПАО «Амурский судостроительный завод»20201.07.2019 2022 12.2023ТОФСтроится
Павловск ПАО «Амурский судостроительный завод»203 05.2020 2023 12.2024ТОФГотовится к закладке
УссурийскПАО «Амурский судостроительный завод»20426.12.2019 2023 07.2024ТОФСтроится
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) 2020 2022 12.2023ТОФПодписан контракт
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) 2020 2022 12.2023ТОФПодписан контракт

Корабли

ИмяСтроителиПоложилЗапущенВведен в эксплуатациюФлотПоложение дел
Пр.21630
Астрахань ССЗ Алмаз , Санкт-Петербург30 января 2004 г.7 октября 2005 г.1 сентября 2006 г. КаспийскийАктивный
ВолгодонскССЗ Алмаз, Санкт-Петербург25 февраля 2005 г.6 мая 201128 декабря 2011 г.КаспийскийАктивный
МахачкалаССЗ Алмаз, Санкт-Петербург24 марта 2006 г.27 апреля 2012 г.4 декабря 2012 г.КаспийскийАктивный
Пр.21631
Град Свияжск Зеленодольский ССЗ27 августа 2010 г.9 марта 2013 г.27 июля 2014 г.КаспийскийАктивный
УгличЗеленодольский ССЗ22 июля 2011 г.10 апреля 2013 г.27 июля 2014 г.КаспийскийАктивный
Великий УстюгЗеленодольский ССЗ27 августа 2011 г.21 мая 201419 декабря 2014 г.КаспийскийАктивный
Зеленый ДолЗеленодольский ССЗ29 августа 2012 г.2 апреля 2015 г.12 декабря 2015 г. БалтийскийАктивный
СерпуховЗеленодольский ССЗ25 января 2013 г.3 апреля 2015 г.12 декабря 2015 г.БалтийскийАктивный
Вышний ВолочёкЗеленодольский ССЗ29 августа 2013 г.22 августа 2016 г.1 июня 2018 г. Черное мореАктивный
Орехово-ЗуевоЗеленодольский ССЗ29 мая 2014 г.19 июн 201810 декабря 2018 г.Черное мореАктивный
ИнгушетияЗеленодольский ССЗ29 августа 2014 г.11 июн 201928 декабря 2019 г.Черное мореАктивный
ГрайворонЗеленодольский ССЗ10 апреля 2015 г.Апрель 2020 г.30 января 2021 г.Черное мореАктивный
ГрадЗеленодольский ССЗ24 апреля 2017 г.17 сентября 2021 г. 2022 г.Черное море или БалтикаОтделка
Наро-ФоминскЗеленодольский ССЗ23 февраля 2018 г. первый квартал 2022 года 2022 г.Черное мореВ разработке
СтавропольЗеленодольский ССЗ12 июля 2018 г. 2023 г.Черное мореВ разработке

Конструкция

Общий вид корабля

Общие характеристики

Полное водоизмещение – 949 тонн.

Длина – 74,1 м, ширина – 11 м, высота над ватерлинией – 6,57 м, осадка – 2,6 м.

Имеется частичное бронирование (орудийных башен, ходовой рубки и иллюминаторов).

Силовая установка

Четыре дизельных двигателя и два водомётных движителя. Мощность каждого из двигателей составляет 4350 л.с., или 3,2 МВт.

Первоначально проектом предусматривалась установка шестнадцатицилиндровых двигателей MTU 16V4000M90 компании MTU Friedrichshafen (Германия), однако из-за введения санкций против России поставка этих двигателей была отменена. Поэтому их заменили на четырёхтактные дизели с аккумуляторной топливной системой и турбонаддувом CHD622V20STC компании HND (КНР).

В дальнейшем, в соответствии с программой импортозамещения, на корабли планируется ставить аналогичные двигатели отечественного производства, изготовленные Коломенским заводом и Санкт-Петербургским предприятием “Звезда”.

Экипаж

Общая численность – 52 человека (офицеров, мичманов и матросов). Однако, учитывая высокую степень автоматизации, считается, что для управления кораблём и его боевыми системами достаточно экипажа в 29-36 человек.

Оценка проекта

Небольшая ширина, высота и осадка корабля позволяют ему вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского Водного Пути. Благодаря размерам корабль может войти и в Каспийское море.

Корабли относятся к классу «река-море», поэтому способны передвигаться по рекам, озерам, лиманам и мелководным заливам. МРК «Буян-М» способны передвигаться по Волго-Донскому, Московскому, Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому каналам. Это позволяет им оперативно перебазироваться, например, из Черного моря в Балтийское по внутренним водным артериям страны, находясь в относительной безопасности.

Класс корабля «река-море» предопределяет действия поблизости от берега или даже из рек, что объясняет сниженную мореходность и ослабленное ПВО корабля, так как корабль может находиться под прикрытием таких береговых систем, как С-400 и ей подобным. Такие относительно небольшие корабли, перемещаясь внутри страны по речным путям, могут пользоваться прикрытием ПВО страны, сухопутных войск, фронтовой авиации ВКС РФ. Переброска их по речным путям позволяет сильно сократить время выведения на оперативный театр боевых действий, тогда как перебазирование из Черного моря в Балтийское через Гибралтар и Ла-Манш занимает в несколько раз большее время и в военное время становится опасным.

Существенным моментом являлось то, что Договор об ликвидации ракет средней и малой дальности, действовавший во время разработки и закладки кораблей, запрещал наземное базирование крылатых ракет, аналогичных «Калибр» с дальностью в 2500 км, но не морское, в то время как корабль-носитель таких ракет — сравнительно недорог и пользуется преимуществом ведения огня из акваторий, где ему не угрожает флот вероятного противника, а действия авиации противника частично скованы береговой ПВО.

Главными недостатками малых ракетных кораблей проекта 21631 являются слабая ПВО (представлена ЗАК АК-630М-2 и двумя ЗРК «Гибка» с ЗУР малой дальности, использующимися также в ПЗРК), ограниченная автономность (дальность 2 500 миль) и недостаточная мореходность, делающая практически невозможным применение их при шторме свыше 5 баллов, что не критично при условии применения их в сублиторальной зоне, поблизости от береговых баз ВМФ, под прикрытием береговых ракетных комплексов.

Узнают по паспорту

Морские мины нового образца могут устанавливаться в группе или отдельно друг от друга. Электроника с помощью специального алгоритма, который определяет тип плавсредства, позволяет отличать «своих» от «чужих». Для идентификации целей в программное обеспечение закладывают акустические портреты кораблей противоборствующих сторон.

Эти своеобразные «паспорта» помогают с высокой долей вероятности понять, какое плавсредство находится в зоне поражения. В итоге свое будет передвигаться по минному полю в полной безопасности, а вражеское тут же атаковано и уничтожено.

Кроме того, в ВМФ сейчас разрабатывают концепцию применения минных полей. Благодаря появлению «умных» боеприпасов МРК будут устанавливать интеллектуальные заграждения. Теперь в заданном районе противокорабельные мины могут в автоматическом режиме «выстроиться» в боевой порядок. Для этого они оборудованы специальными датчиками, с помощью которых командный блок управления может связать их в единую цепь. Такой подход позволит грамотно распределить цели между боеприпасами, выбрав наиболее ценные.

Буян_3

Малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М» «Серпухов» у причала в Севастополе

Фото: ТАСС/Алексей Павлишак

В данном случае каждому заряду может быть поставлена определенная задача. Например, уничтожать только десантные корабли, которые перевозят боевую технику, и не подрывать пустые. При групповой атаке они смогут проигнорировать небольшие тральщики, которые идут первыми и ищут мины, но взорвать более крупные плавсредства огневой поддержки. В качестве носителей таких мин могут также выступать подводные лодки, морская, тактическая и стратегическая авиация.

Создание новых мин и внедрение современных технологий значительно повысят боевые возможности флота в борьбе с кораблями и субмаринами противника, считает бывший командир подводной лодки К-241 Северного флота, контр-адмирал, Герой России Всеволод Хмыров.

— Мины являются одним из самых опасных видов оружия. Они угрожают как надводным, так и подводным кораблям. Во время Великой Отечественной войны немцы практически заперли Балтийский флот в Кронштадте, превратив акваторию вокруг него в «суп с клецками», — рассказал он «Известиям». — И опасность, исходящая от мин, только растет. Новые боеприпасы получают более совершенные системы подрыва, их оснащают магнитными и акустическими взрывателями, а также теми, что работают на иных физических принципах.

Буян_4

Малый ракетный корабль проекта 21623 «Буян-М» «Углич» на учениях корабельных ударных групп Каспийской флотилии ВМФ РФ

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Изменился и горизонт забрасывания. В частности, мины можно устанавливать с помощью самолетов. Но самое главное, они фактически превратились в торпеды, которые сами находят цель, отметил эксперт.

Сейчас минное оружие активно развивается. ВМС США недавно провели модернизацию боеприпаса Мк.65. Идет работа по совершенствованию авиационных мин семейства QuickStrike. На них установлена система наведения и коррекции курса по сигналу GPS, что позволяет сбрасывать боеприпасы с большой высоты и на удалении в десятки километров от цели. Точное количество морских мин в арсенале ВМС США официально никогда не разглашалось. Но, по различным оценкам, этот показатель может доходить до 10 тыс. штук.

Проект 21631 «Буян-М» — малый ракетный корабль

Проект 21631 был спроектирован предприятием «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструкто­ра Я.Е. Кушнира на базе проекта 21630 типа «Буян», научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО. Корабль был спроектирован с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на не­значительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги, что было обеспечено использованием водометных движителей. По требованиям тактико-технического задания была задана такая дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.

Тендер на строительство кораблей проекта 21631 был выигран Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького 17 мая 2010 года, а уже 28 мая был подписан контракт на строительство кораблей данной серии. Первый корабль проекта «Град Свияжск» был заложен 27 августа 2010. Сдача корабля назначена на 2013 год. Второй корабль проекта 21631 должен пополнить состав Черноморского флота – должны заложить в этом году. Всего планируется строительство 5-ти кораблей проекта 21631.

Назначение:

это корабль класса «река-море», его задача — охрана и защита экономической зоны государства. В отличие от своего прототипа — малого артиллерийского корабля проекта 21630 — МРК имеет более чем в полтора раза большее водоизмещение (949 т) и вооружён вертикальной пусковой установкой комплекса 3Р-14УКСК на 8 противокорабельных ракет, которая позволяет наносить удары высокоточными крылатыми ракетами как по морским, так и по наземным целям.

Базовые ТТХ

Водоизмещение, т — 949, Длина, м — 74,1, Ширина, м – 11, Высота на миделе, м — 6,57, Осадка, м — 2,6, Винты — водомётный движитель, Максимальная скорость хода, узл. — 25, Дальность плавания, миль — до 1500 , Автономность плавания, сут. — 10, Экипаж, чел. — 29-36, Вооружение: Ударное — 1х8 Калибр или 1х8 Оникс, Пулемётно-артиллерийское – 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм пулемётная установка, 3х1 7,62-мм пулемётная установка, Зенитное — 2х6 30-мм ЗАК Дуэт (АК 630-М2), Зенитное ракетное вооружение — 2х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».


Макет пусковой установки 3М-47 «Гибка» на МАКС-200.

Помимо ракетного и пушечного вооружения корабль получит средства радиоэлектронного противодействия. На экспортные корабли серии «Торнадо» предлагается установить комплекс выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет. Однако для корабля ВМФ РФ этого недостаточно. Видимо, «Свияжск» оснастят и комплексом радиоэлектронного противодействия ТК-25. В экспортной версии он обеспечивает автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа в условиях сложной электромагнитной обстановки, автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех, автоматизированное решение задач РЭП, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО корабля. Корабль имеет четыре 16-ти цилиндровых двигателя компании MTU Friedrichshafen.


Опытный образец установки АК-630М1-2 Дуэт.

Описание катера

Корпус

Артиллерийский катер проекта 1204. Москва. 2017. Сильно увеличивается

Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.

Деление на отсеки:

  1.  — Форпик (от 0-го до 4-го шпангоутов);
  2.  — Кубрик мичманов (4-й — 9-й шпангоуты);
  3.  — Носовой артиллерийский отсек (9-й — 12-й шпангоуты);
  4.  — Кубрик команды (12-й — 17-й шпангоуты);
  5.  — Командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоуты);
  6.  — Кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоуты);
  7.  — Отсек поста управления двигателями (ПУД) (25—29 ½ шпангоуты);
  8.  — Моторный отсек (генераторное и моторное отделения (29½—33 и 33—41 шпангоуты));
  9.  — Кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоуты);
  10.  — Камбуз (44—48 шпангоуты);
  11.  — Ахтерпик (48 шпангоут — транец).

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.

Главные двигатели – дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л.с. (ресурс до переборки 600 ч.).

Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.

На АКА 1204 система дистанционного управления дизельными установками «Орион».

Охлаждение двигателей забортной водой. А у АКА 1204 на р. Амударье оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.

Радиоэлектронное оборудование

На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».

Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).

Навигационное и штурманское вооружение

На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM». Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу откидными замками крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем. Срок службы прожектора 6 лет.

Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2» , предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13» , и магнитного компаса «КТ-М3м».

Радиосвязь

Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».

Обитаемость

Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыты вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.

Автономность

На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности .

Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль .

Примечания

  1. [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=127938 Каспийская флотилия получит новые ракетные корабли]
  2. 123 [www.navy.ru/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=54006 Стал известен внешний вид малого ракетного корабля проекта 21631]
  3. [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=135909 Минобороны и ОСК согласовали контракт на строительство трех МРК проекта 21631 «Буян-М»]
  4. 12Алексей Никольский . [www.vedomosti.ru/politics/news/1089659/v_rossii_zalozheny_tri_korablya_za_nedelyu В России заложены три корабля за неделю] // vedomosti.ru (Проверено 27 августа 2010)
  5. [eurasian-defence.ru/node/31504 В СОСТАВ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ВОЙДЕТ 6 МАЛЫХ РАКЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ ТИПА ”БУЯН-2” | Центр военно-политических исследований]
  6. [flotprom.ru/2015/191505/ На Зеленодольском заводе заложили очередной ракетный корабль]
  7. [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=83673 Заложен новый МРК для Каспийской флотилии]
  8. [flotprom.ru/2014/Санкции1/ Несмотря на заявления Рособоронэкспорта MTU прекратил поставки корабельных двигателей в Россию publisher=FlotProm] (16.12.2014). Проверено 20 сентября 2015.
  9. 12 [svpressa.ru/war21/news/136506/ «Грачонок» и «Буян» получат российские двигатели вместо немецких] // СВпресса, 20 ноября 2015
  10. [vpk.name/news/142947_vmf_rf_poluchit_10_mrk_buyanm_s_raketami_kalibr.html ВМФ РФ получит 10 МРК «Буян-М» с ракетами «Калибр»]
  11. [huntsmanblog.ru/tri-novyx-mrk-buyan-m-zakazalo-minoborony/ Три новых МРК «Буян-М» заказало Минобороны]
  12. [flotprom.ru/2016/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0184/ Малые ракетные корабли «Буян-М» получат новую РЛС]
  13. 29 декабря 2014 года, по иску Генеральной прокуратуры, Верховный суд РФ признал организацию «Исламское государство Ирака и Леванта» террористической международной организацией и запретил её деятельность в России
  14. [lenta.ru/articles/2015/10/07/caliber/ Главный калибр]. Lenta.ru (7 октября 2020 года). Проверено 7 октября 2020.
  15. [www.kommersant.ru/doc/2826759 «Исламское государство» накрыли с моря]
  16. [function.mil.ru/news_page/country/ Пуск крылатых ракет «Калибр» по объектам «Джебхат ан-Нусра» в Сирии из акватории Средиземного моря]
  17. 12 [flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=168373 Каспийская флотилия готовится праздновать День ВМФ. 17.7.2014]
  18. [flot.com/2014/179684/«Великий Устюг» вошёл в состав Каспийской флотилии]
  19. 12 [news.rambler.ru/politics/32210030/ В состав Черноморского флота вошли два вооруженных «Калибром» корабля]
  20. [so-l.ru/news/show/spushen_na_vodu_mrk_vishniy_volochek_proekta_21631 Спущен на воду МРК «Вышний Волочек» проекта 21631 «Буян-М»]
  21. [flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=166475 Замминистра обороны посетил Зеленодольский судостроительный завод. 30.5.2014]
  22. [www.zdship.ru/press-center/news-events/1275/ Пресс-релиз по случаю закладки восьмого из серии малого ракетного корабля проекта 21631]
  23. [flotprom.ru/2015/191505/ На Зеленодольском заводе заложили очередной ракетный корабль]. Центральный военно-морской портал (10 апреля 2015).
  24. [ria.ru/defense_safety/20160922/1477630879.html Первый малый ракетный корабль «Буян-М» начнут строить в 2020 году]
  25. [ria.ru/defense_safety/20160907/1476295916.html Стоимость контракта на постройку корветов «Буян-М» составила 27 млрд рублей]
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий