Как появились малые артиллерийские корабли нового поколения
Идея строить для крупных речных магистралей и для крупных озер новые боевые корабли, способные решать самые разные оперативно-тактические задачи, не нова. В современных условиях Российский Военно-Морской Флот вынужден думать об обеспечении защиты водных путей в прибрежной морской зоне. Каспийское море, являясь самым крупным закрытым морем на планете, играет огромную роль в оборонной стратегии Российской Федерации. На этом морском театре Россия граничит сразу с четырьмя государствами, каждое из которых обладает своими боевыми судами. Причина такого повышенного внимания к этому региону чисто экономическая. Здесь сосредоточены огромные запасы нефти и газа, ведется активный рыбный промысел. Все это вынуждает Россию иметь на Каспии крупные военные соединения, включающие военные суда, части морской пехоты и авиации.
Созданная в 1931 году Каспийская военная флотилия представляла собой довольно внушительную силу. В ее составе сначала были бронекатера и канонерские лодки. Позже, уже в послевоенное время, основное боевое ядро флотилии составляли артиллерийские катера типа «Шмель» и «Гриф». В 80-е годы состав соединения боевых кораблей на Каспии пополнился ракетными катерами проекта 12411. С окончанием советского периода остро встал вопрос о повышении боеспособности военно-морских сил России в этом регионе. Выбор пал на военные малые артиллерийские корабли, суда класса «река-море», которые по своим размерам и габаритам могут быть построены на судостроительных предприятиях Нижнего Новгорода и Татарстана.
Малые артиллерийские корабли или МАК проекта 21630 представляют собой универсальные боевые суда, способные одновременно выполнять боевые задачи, как на крупных реках, так и в прибрежной морской зоне. Такой класс судов был разработан в Советском Союзе еще в середине 60-х годов, позволив быстро организовать речное судоходство на крупных водных магистралях. Корабли имели достаточно хорошую мореходность и осадку, позволяющие ходить речными путями, пользоваться системами речных каналов и выходить в открытое море. Конструкторы военных судов решили использовать этот опыт для постройки военных кораблей подобного класса, для которых основным местом дислокации станет Волжский речной бассейн и Каспийское море.
Новые корабли должны будут решать следующий круг задач:
- обеспечение бесперебойного речного и морского судоходства в указанных районах, контроль водного пространства крупных рек, озер и прибрежной экономической зоны;
- ведение патрулирования указанных акваторий;
- содействие сухопутным войскам при проведении десантных операций и огневое прикрытие войск на флангах;
- участие в десантных мероприятиях, подавление возможных очагов сопротивления на море и на суше.
Задачу по созданию кораблей нового класса поручили Зеленодольскому конструкторскому бюро, находящемуся в городе Зеленодольск, республика Татарстан. В основу проекта легли многолетний опыт в проектировании малых боевых судов, многолетние гидрологические наблюдения за акваторией Каспийского моря и Волжской речной системы. Военные моряки предъявили к конструкторам кораблей целый ряд требований, среди которых особо стоит отметить следующие:
- новые военные корабли должны обладать хорошей мореходность, быть способными выдерживать волнение на море силой до 5-6 балов;
- обязательно наличие малой осадки, позволяющей кораблям без проблем ходить по Волге в ее нижнем и в среднем течении;
- корабли должны иметь увеличенную автономность и большую дальность хода;
- вооружение кораблей должно отвечать современным требованиям ведения морской войны.
Работа над проектом началась в середине 90-х годов, когда флотское хозяйство России переживало острый экономический кризис. Флоту срочно требовались новые суда, поэтому работы над проектом велись в ускоренном режиме. Спустя несколько лет на столе в Главном Военно-Морском Штабе лежал готовый проект малого артиллерийского корабля проекта 21630 типа «Буян». С военно-технической точки зрения, новое судно больше напоминало корвет, поэтому неудивительно, что в западной классификации новые российские корабли были сразу причислены к классу корветов, получив шифр «Buyan class corvette».
Корабли
Имя | Строители | Положил | Запущен | Введен в эксплуатацию | Флот | Положение дел |
---|---|---|---|---|---|---|
Пр.21630 | ||||||
Астрахань | ССЗ Алмаз , Санкт-Петербург | 30 января 2004 г. | 7 октября 2005 г. | 1 сентября 2006 г. | Каспийский | Активный |
Волгодонск | ССЗ Алмаз, Санкт-Петербург | 25 февраля 2005 г. | 6 мая 2011 | 28 декабря 2011 г. | Каспийский | Активный |
Махачкала | ССЗ Алмаз, Санкт-Петербург | 24 марта 2006 г. | 27 апреля 2012 г. | 4 декабря 2012 г. | Каспийский | Активный |
Пр.21631 | ||||||
Град Свияжск | Зеленодольский ССЗ | 27 августа 2010 г. | 9 марта 2013 г. | 27 июля 2014 г. | Каспийский | Активный |
Углич | Зеленодольский ССЗ | 22 июля 2011 г. | 10 апреля 2013 г. | 27 июля 2014 г. | Каспийский | Активный |
Великий Устюг | Зеленодольский ССЗ | 27 августа 2011 г. | 21 мая 2014 | 19 декабря 2014 г. | Каспийский | Активный |
Зеленый Дол | Зеленодольский ССЗ | 29 августа 2012 г. | 2 апреля 2015 г. | 12 декабря 2015 г. | Балтийский | Активный |
Серпухов | Зеленодольский ССЗ | 25 января 2013 г. | 3 апреля 2015 г. | 12 декабря 2015 г. | Балтийский | Активный |
Вышний Волочёк | Зеленодольский ССЗ | 29 августа 2013 г. | 22 августа 2016 г. | 1 июня 2018 г. | Черное море | Активный |
Орехово-Зуево | Зеленодольский ССЗ | 29 мая 2014 г. | 19 июн 2018 | 10 декабря 2018 г. | Черное море | Активный |
Ингушетия | Зеленодольский ССЗ | 29 августа 2014 г. | 11 июн 2019 | 28 декабря 2019 г. | Черное море | Активный |
Грайворон | Зеленодольский ССЗ | 10 апреля 2015 г. | Апрель 2020 г. | 30 января 2021 г. | Черное море | Активный |
Град | Зеленодольский ССЗ | 24 апреля 2017 г. | 17 сентября 2021 г. | 2022 г. | Черное море или Балтика | Отделка |
Наро-Фоминск | Зеленодольский ССЗ | 23 февраля 2018 г. | первый квартал 2022 года | 2022 г. | Черное море | В разработке |
Ставрополь | Зеленодольский ССЗ | 12 июля 2018 г. | 2023 г. | Черное море | В разработке |
Ссылки и источники информации
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-21631/
- https://ria.ru/20160314/1389589685.html
- https://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2018/0723/152524776/print.shtml
- https://army-news.ru/2011/03/korabl-buyan-21631/
- https://topwar.ru/101672-malyy-raketnyy-korabl-uglich.html
- https://baltnews.lt/vilnius_news/20190709/1019284818/Russia-korabli-izmenenie-buyan.html
- https://newsland.com/community/5234/content/malyi-raketnyi-korabl-ingushetiia-proekta-21631-otveden-na-chernoe-more/6852928
- https://flotprom.ru/2016/Оборонка184/
- Buyan Class Corvettes (Project 21630/21631)
- https://bastion-karpenko.narod.ru/21631.html
- https://flot.com/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=53875
- https://e-news.su/mnenie-i-analitika/309802-kakoy-flot-stroit-rossiya-i-dlya-chego.html
- https://iz.ru/959503/2019-12-28/osnashchennyi-kalibrami-korabl-ingushetiia-priniali-v-sostav-chernomorskogo-flota
- https://tass.ru/armiya-i-opk/5979716
- https://lenta.ru/news/2015/10/07/3m14/
- https://www.kommersant.ru/doc/2826759
- https://www.burevestnik.com/products/a190.html
- https://pvo.guns.ru/naval/roy.htm
- https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m14e/3m14e.shtml
- https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m54e1/3m54e1.shtml
- https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1871/77237/
- https://roe.ru/catalog/voenno-morskoy-flot/korabelnye-radioelektronnye-sistemy/pozitiv-me1-2/
- https://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2013/0225/154010177/detail.shtml
Лодки
Фамилия | Проект | Военно-морская база | Строительство | Запуск | Ввод в эксплуатацию | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Астрахань | 21630 Буян | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | 30 января 2004 г. | 7 октября 2005 г. | 1 – го сентября 2006 | Каспийская флотилия | Активный |
Волгодонск | 21630 Буян | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | 25 февраля 2005 г. | 6 мая 2011 г. | 28 декабря 2011 г. | Каспийская флотилия | Активный |
Махачкала | 21630 Буян | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | 24 марта 2006 г. | 27 апреля 2012 г. | 4 декабря 2012 г. | Каспийская флотилия | Активный |
Град Свияжск | 21631 Буян-М | Зеленодольск | 27 августа 2010 г. | 9 марта 2013 г. | 27 июля 2014 г. | Каспийская флотилия | Активный |
Углич | 21631 Буян-М | Зеленодольск | 22 июля 2011 г. | 10 апреля 2013 г. | 27 июля 2014 г. | Каспийская флотилия | Активный |
Великий Устюг | 21631 Буян-М | Зеленодольск | 27 августа 2011 г. | 21 мая 2014 г. | 19 декабря 2014 г. | Каспийская флотилия | Активный |
Зеленый Дол | 21631 Буян-М | Зеленодольск | 29 августа 2012 г. | 2 апреля 2015 г. | 12 декабря 2015 г. | Балтийский флот | Активный |
Серпухов | 21631 Буян-М | Зеленодольск | 25 января 2013 г. | 3 апреля 2015 г. | 12 декабря 2015 г. | Балтийский флот | Активный |
Вышний Волочек | 21631 Буян-М | Зеленодольск | 29 августа 2013 г. | 22 августа 2016 г. | 2017 г. | Балтийский флот | Запущен |
Орехово-Зуево | 21631 Буян-М | Зеленодольск | 29 мая 2014 г. | 2017 г. | |||
Ингушетия | 21631 Буян-М | Зеленодольск | 29 августа 2014 г. | 2017 г. | |||
Грайворон | 21631 Буян-М | Зеленодольск | 10 апреля 2015 г. | 2018 г. |
Оценка проекта
Небольшая ширина, высота и осадка корабля позволяют ему вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского Водного Пути. Благодаря размерам корабль может войти и в Каспийское море.
Корабли относятся к классу «река-море», поэтому способны передвигаться по рекам, озерам, лиманам и мелководным заливам. МРК «Буян-М» способны передвигаться по Волго-Донскому, Московскому, Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому каналам. Это позволяет им оперативно перебазироваться, например, из Черного моря в Балтийское по внутренним водным артериям страны, находясь в относительной безопасности.
Класс корабля «река-море» предопределяет действия поблизости от берега или даже из рек, что объясняет сниженную мореходность и ослабленное ПВО корабля, так как корабль может находиться под прикрытием таких береговых систем, как С-400 и ей подобным. Такие относительно небольшие корабли, перемещаясь внутри страны по речным путям, могут пользоваться прикрытием ПВО страны, сухопутных войск, фронтовой авиации ВКС РФ. Переброска их по речным путям позволяет сильно сократить время выведения на оперативный театр боевых действий, тогда как перебазирование из Черного моря в Балтийское через Гибралтар и Ла-Манш занимает в несколько раз большее время и в военное время становится опасным.
Существенным моментом являлось то, что Договор об ликвидации ракет средней и малой дальности, действовавший во время разработки и закладки кораблей, запрещал наземное базирование крылатых ракет, аналогичных «Калибр» с дальностью в 2500 км, но не морское, в то время как корабль-носитель таких ракет — сравнительно недорог и пользуется преимуществом ведения огня из акваторий, где ему не угрожает флот вероятного противника, а действия авиации противника частично скованы береговой ПВО.
Главными недостатками малых ракетных кораблей проекта 21631 являются слабая ПВО (представлена ЗАК АК-630М-2 и двумя ЗРК «Гибка» с ЗУР малой дальности, использующимися также в ПЗРК), ограниченная автономность (дальность 2 500 миль) и недостаточная мореходность, делающая практически невозможным применение их при шторме свыше 5 баллов, что не критично при условии применения их в сублиторальной зоне, поблизости от береговых баз ВМФ, под прикрытием береговых ракетных комплексов.
Как появились малые артиллерийские корабли нового поколения
Идея строить для крупных речных магистралей и для крупных озер новые боевые корабли, способные решать самые разные оперативно-тактические задачи, не нова. В современных условиях Российский Военно-Морской Флот вынужден думать об обеспечении защиты водных путей в прибрежной морской зоне. Каспийское море, являясь самым крупным закрытым морем на планете, играет огромную роль в оборонной стратегии Российской Федерации. На этом морском театре Россия граничит сразу с четырьмя государствами, каждое из которых обладает своими боевыми судами. Причина такого повышенного внимания к этому региону чисто экономическая. Здесь сосредоточены огромные запасы нефти и газа, ведется активный рыбный промысел. Все это вынуждает Россию иметь на Каспии крупные военные соединения, включающие военные суда, части морской пехоты и авиации.
Созданная в 1931 году Каспийская военная флотилия представляла собой довольно внушительную силу. В ее составе сначала были бронекатера и канонерские лодки. Позже, уже в послевоенное время, основное боевое ядро флотилии составляли артиллерийские катера типа «Шмель» и «Гриф». В 80-е годы состав соединения боевых кораблей на Каспии пополнился ракетными катерами проекта 12411. С окончанием советского периода остро встал вопрос о повышении боеспособности военно-морских сил России в этом регионе. Выбор пал на военные малые артиллерийские корабли, суда класса «река-море», которые по своим размерам и габаритам могут быть построены на судостроительных предприятиях Нижнего Новгорода и Татарстана.
Малые артиллерийские корабли или МАК проекта 21630 представляют собой универсальные боевые суда, способные одновременно выполнять боевые задачи, как на крупных реках, так и в прибрежной морской зоне. Такой класс судов был разработан в Советском Союзе еще в середине 60-х годов, позволив быстро организовать речное судоходство на крупных водных магистралях. Корабли имели достаточно хорошую мореходность и осадку, позволяющие ходить речными путями, пользоваться системами речных каналов и выходить в открытое море. Конструкторы военных судов решили использовать этот опыт для постройки военных кораблей подобного класса, для которых основным местом дислокации станет Волжский речной бассейн и Каспийское море.
Новые корабли должны будут решать следующий круг задач:
- обеспечение бесперебойного речного и морского судоходства в указанных районах, контроль водного пространства крупных рек, озер и прибрежной экономической зоны;
- ведение патрулирования указанных акваторий;
- содействие сухопутным войскам при проведении десантных операций и огневое прикрытие войск на флангах;
- участие в десантных мероприятиях, подавление возможных очагов сопротивления на море и на суше.
Задачу по созданию кораблей нового класса поручили Зеленодольскому конструкторскому бюро, находящемуся в городе Зеленодольск, республика Татарстан. В основу проекта легли многолетний опыт в проектировании малых боевых судов, многолетние гидрологические наблюдения за акваторией Каспийского моря и Волжской речной системы. Военные моряки предъявили к конструкторам кораблей целый ряд требований, среди которых особо стоит отметить следующие:
- новые военные корабли должны обладать хорошей мореходность, быть способными выдерживать волнение на море силой до 5-6 балов;
- обязательно наличие малой осадки, позволяющей кораблям без проблем ходить по Волге в ее нижнем и в среднем течении;
- корабли должны иметь увеличенную автономность и большую дальность хода;
- вооружение кораблей должно отвечать современным требованиям ведения морской войны.
Работа над проектом началась в середине 90-х годов, когда флотское хозяйство России переживало острый экономический кризис. Флоту срочно требовались новые суда, поэтому работы над проектом велись в ускоренном режиме. Спустя несколько лет на столе в Главном Военно-Морском Штабе лежал готовый проект малого артиллерийского корабля проекта 21630 типа «Буян». С военно-технической точки зрения, новое судно больше напоминало корвет, поэтому неудивительно, что в западной классификации новые российские корабли были сразу причислены к классу корветов, получив шифр «Buyan class corvette».
Описание конструкции артиллерийского катера
Прочный корпус АКА проекта 1204 выполнен из гладкопалубной стали, в районе двигателей, в подводной части, произведено тоннельное образование. Артиллерийский катер разделен на следующие отсеки:
- Отсек основного корпуса судна – форпик;
- Жилое помещение для экипажа корабля – кубрик;
- Пространство в корпусе, ограниченное по длине поперечными переборками, а по ширине бортами – носовой артиллерийский отсек;
- Два помещение для времяпровождения команды – кубрик экипажа;
- Отсек с радиорубкой командирский
- Отсек поста управления двигателями;
- Генераторное и моторное отделение;
- Кормовой отсек;
- Помещение, специально оборудованное для приготовления пищи – камбуз;
- Крайний кормовой отсек на судне – ахтерпик.
Вьетнамский артиллерийский корабль У артиллерийского катера было забронирована ходовая рубка, палуба в районе моторного отделения и поста управления, борта и барбет башни, где осуществлялось нахождение боезапаса. Энергетическая конструкция имела установку из двух двигателей мощностью по 1200 лошадиных сил. Электрическая система состояла из двух автоматизированных генераторов, мощностью по 25 кВт и напряжением тока в 380 ват. Автономная система охлаждения двигателя осуществлялось с помощью забортовой воды. На катере было установлено освещение в виде прожектора серии К-35-3ТМ. Гиромагнитный компас служил штурманским вооружением. На судне представлены два вида радиосвязи:
- УКВ-радиостанция Р-619-1 Графит;
- КВ-радиостанция Р-617 Аргон-Фтор-К.
Катер мог находится до 7 дней на воде, и имеет при этом запас топлива до 5 тонн. Уходить в плаванье артиллерийский катер мог на 320 миль при ходе в 10 узлов. Помещения, в которых находилась команда изолированы от моторного отделения и располагались в носовой части корпуса. В них была вмонтирована искусственная вентиляция.
АКА проекта 1204
Вооруженные
В корме судна был спроектированы рельсы, где размещались 14 морских гальваноударных и донных мин. При планировании ракетного вооружения, решили установить пусковую установку с 17 направляющими, располагающимися в два ряда. В первом ряду размещалось 8 направляющих, а в верхнем на одну больше. Подъёмным механизмом осуществлялась зарядка и наведение на цель, но огромным минусом данной установки являлось то, что ведение стрельбы по заданным целям могло происходить только с неподвижного катера. Управление ракетным вооружением осуществлялось вручную. В качестве зенитного вооружения служил пулемет с широким углом возвышения и круговым обстрелом, впоследствии было принято решение заменит на артиллерийскую двуствольную установку 25 мм. В форме усеченного конуса на катере располагалась танковая башня ПТ-76Б, которая была сконструирована из листовой брони и предназначалась для обстрела вражеских надводных целей. Также артиллерийский катер оснащен 76-мм пушкой Д-56ТС с дульным тормозом, скорострельность которого составляет 7 выстрелов в минуту. На катере расположены следующие участки брони:
- Броневой пояс;
- Рубка;
- Моторное отделение на палубе;
- Пост управления двигателями;
- Барбет башни и ЗПУ.
Ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион»
Всего было произведено 118 артиллерийских катеров, из них 62 катера были использованы погранвойсками КГБ СССР и 56 Военно-Морской Флотом СССР. При эксплуатации было внесены небольшие изменения в бронировании судна, а также добавлены два боекомплекта ракет ПЗРК Стрела-2М. На сегодняшний день в пользовании военно-морского флота и МЧФПС России, осталось всего 16 катеров данного типа.
Конструкция
Корабль оснащён интегрированной мачтой с размещёнными на ней двумя неподвижными фазированными антенными решётками многофункционального радиолокационного комплекса «Минерал-М».
Корабли серии 22800 должны обладать, по сравнению с представителями МРК другого российского проекта 21631, лучшей мореходностью, так как изначально предназначены для использования на открытых морских театрах.
Силовая установка
Главная энергетическая установка — дизель-электрическая, производства завода «Звезда». В состав ГЭУ входит 3 главных двигателя М-507Д-1, выработку электроэнергии обеспечивают 3 дизель-генератора ДГАС-315.
Вооружение
Вооружение кораблей проекта 22800 включает в себя комплексы ударного и противовоздушного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи.
- Ракетное
Основой ударного ракетного вооружения являются ракеты семейства «Калибр-НК» (КРБД и ПКР). Восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) 3С14 расположены, как и на кораблях проекта 21631, в задней части надстройки — за ходовой рубкой, но в отличие от них, размещается поперёк, а не вдоль диаметральной плоскости корабля. УКСК 3С14 также способен производить пуск ракет «Оникс», а в перспективе «Циркон». Корабельная система управления стрельбой (КСУС) — 3Р14Н-22800.
- Артиллерийское
По предварительным данным из разных источников артиллерийское вооружение кораблей проекта должно было включать или 100-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку А-190 и ЗРАК «Палаш» или 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку АК-176 и две 30-мм артиллерийские системы АК-306, или 57-мм артиллерийскую установку А-220М и две 30-мм установки АК-630. Фактически на первых двух кораблях установлены:
- одна 76,2-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА исп. 1 («стелс»)
- две шестиствольные 30-мм установки АК-630М
- две 12,7 мм пулемётные установки «Корд»
- Противовоздушное
Первоначально противовоздушную оборону корабля планировалось обеспечивать за счёт боевых возможностей ЗРАК «Палаш». Фактически первые два представителя проекта не несут специализированного противовоздушного вооружения, вместо которого используются две АУ АК-630М. Начиная с третьего корабля взамен последних на МРК устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс . Все МРК также вооружены ПЗРК типа «Игла-С», «Верба» (боекомплект 8 ЗУР).
- Противолодочное
«Каракурты» не несут противолодочного вооружения. Для борьбы с подводными диверсантами корабли комплектуются гранатометом ДП-64 (индекс 97У), обнаружение противника осуществляется опускаемой ГАС МГ-757.
- Радиотехническое
Радиотехническое вооружение включает в себя: РЛС «Позитив-МК» (на первых двух), РЛК «Минерал-М» (на первых двух — с двумя плоскими ФАР, на остальных — со стандартной антенной), 4 ФАР 1РС-3 комплекса «Панцирь-МЕ» (начиная с третьего корпуса), артиллерийская РЛС МР-123-02 «Багира», навигационная РЛС МР-231, АМКОИ «Трасса», БИУС «Сигма». Также имеются штатные средства РЭБ — комплекс радиотехнического подавления МП-405-1 и комплекс постановки пассивных помех КТ-216 (в составе 4-х ПУ).
Строительство кораблей МРК Буян М проекта 21631
Малые военные корабли для нужд отечественного военно-морского флота, сначала в Советском Союзе, а позже и в России, строили на двух предприятиях, питерском «Алмазе» и Зеленодольском Судостроительном заводе. Эти два предприятия обладают огромным опытом строительства малых военных судов, которые и сегодня стоят на оснащении военных флотов и флотилий. В настоящее время заводские мощности Зеленодольской верфи работают на полную мощность. К пяти имеющимся в составе флота военных кораблей в течение последующих трех лет планируется добавить сразу четыре новых судна. Девятый корабль проекта 21631 «Грайворон» заложен совсем недавно, в апреле 2020 года. Имеется информация о том, что еще один десятый МРК «Град» заложен весной 2020 году. Ввод обоих кораблей планируется в 2020 году.
Новый проект 21631 представляет собой концептуально новое техническое решение. Ракетный корабль «Град Свияжск», положивший начало новой успешной серии военных кораблей, имеет водоизмещение под 1000 тонн. Конструкция корабля выполнена с применением технологии «стелс», а комплекс бортового вооружения существенно увеличен. Судно спроектировано с учетом климатических и гидрографических особенностей Каспийского моря и системы реки Волга. При этом особый акцент в создании судов уделяется мореходным качествам кораблей. У МРК типа «Буян-М» увеличена дальность плавания. Экипаж корабля остался на прежнем уровне — 30-36 человек. Сохранилась и автономность судна — 10 суток.
История строительства
Корвет «Астрахань» в Астрахани, 2009 год
Корвет «Волгодонск» на параде в Астрахани, 2012 год
Головной корабль проекта 21630 «Астрахань» был заложен 30 января 2004 года в Санкт-Петербурге на судоверфи ОАО «Алмаз».
Он вооружён 100 мм АУ А190-1, двумя 30 мм АУ АК-306, двумя пулемётными установками МПТУ калибра 14,5 мм, пусковой установкой зенитных ракет 3М-47 «Гибка» и одной пусковой установкой «Град-М». ГЭУ состоит из 2-х главных сдвоенных через главную передачу (редуктор) звездообразных дизельных двигателя по 112 цилиндров (2 × 56) М507 «Звезда» по 10 000 л.с..
Корабль спущен на воду 7 октября 2005 года и прошёл всесторонние испытания, по итогам которых установка «Гибка» принята на вооружение. Вступил в строй 1 сентября 2006 года.
25 февраля 2005 года заложен второй корабль проекта «Волгодонск» (ранее — «Каспийск»), который спущен на воду 6 мая, а вступил в строй 20 декабря 2011 года. В июле 2012 года «Волгодонск» включён в состав Каспийской флотилии.
Корвет «Махачкала» в акватории Невы в Санкт-Петербурге, 2013 год
24 марта 2006 года был заложен третий корабль под названием «Махачкала»; спущен на воду 27 апреля, а вступил в строй 4 декабря 2012 года.
Конструкция
Общий вид корабля
Общие характеристики
Полное водоизмещение – 949 тонн.
Длина – 74,1 м, ширина – 11 м, высота над ватерлинией – 6,57 м, осадка – 2,6 м.
Имеется частичное бронирование (орудийных башен, ходовой рубки и иллюминаторов).
Силовая установка
Четыре дизельных двигателя и два водомётных движителя. Мощность каждого из двигателей составляет 4350 л.с., или 3,2 МВт.
Первоначально проектом предусматривалась установка шестнадцатицилиндровых двигателей MTU 16V4000M90
компании MTU Friedrichshafen (Германия), однако из-за введения санкций против России поставка этих двигателей была отменена. Поэтому их заменили на четырёхтактные дизели с аккумуляторной топливной системой и турбонаддувомCHD622V20STC компании HND (КНР).
В дальнейшем, в соответствии с программой импортозамещения, на корабли планируется ставить аналогичные двигатели отечественного производства, изготовленные Коломенским заводом и Санкт-Петербургским предприятием “Звезда”.
Экипаж
Общая численность – 52 человека (офицеров, мичманов и матросов). Однако, учитывая высокую степень автоматизации, считается, что для управления кораблём и его боевыми системами достаточно экипажа в 29-36 человек.
MR-231 navigation radar
radartutorial.eu
Navigation radar MP-231 with a wavelength of 3 meters provides automatic support of at least 50 goals and tracks relative and true motion purposes with the change of time of their duration. MP-231 may interact with many different devices connected, including hardware and state identification purposes. Navigation radar MP-231 automatically detects the target in the buffer zone and indicates them.
Radar MP-231 can apply the electronic card on the radar screen, and adjust the view of the image and graphic information regarding water and soil. The secondary field of MP-231 screen can zoom in on the selected image area from the individual displaying it. On the radar screen reproduces such information about a ship, such as: course, speed, current time, the geographical coordinates and the depth under the keel. MP-231 mounted in the vessel a bridging system.
Navigation radar MP-231 meets the requirements of the Russian Maritime Register of Shipping and IMO.
Specifications:
– The wavelength of 3 cm
– Obmetaniya antenna diameter of 3 m; 2.5 m; 1.6. m
– The size of the LCD monitor 19 ‘
– Transmission Power 10 kW
– Scale range up to 96 miles
– The average sea buoy (without corner reflector) – ESR = 10 m, h = 2,5 m – 4,0 nm
– The minimum detection range with a probability of 0.8 at height of installation 7 m – maximum 20 m
– Stability detection of objects at motion provided beamwidth vertical 25 °
– Resolution station capacity in the direction with a probability 0,8 °; 1,2 °; 2 °
– Range resolution with a probability of 0.8 of not more than 25 m
– Maximum permissible error of measurement of electronic directions -0.3 °
– Maximum permissible error of electronic media ranging – 10m / 0.5% of span
Source cirspb.ru
Проект 21631 «Буян-М» — малый ракетный корабль
Проект 21631 был спроектирован предприятием «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я.Е. Кушнира на базе проекта 21630 типа «Буян», научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО. Корабль был спроектирован с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги, что было обеспечено использованием водометных движителей. По требованиям тактико-технического задания была задана такая дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.
Тендер на строительство кораблей проекта 21631 был выигран Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького 17 мая 2010 года, а уже 28 мая был подписан контракт на строительство кораблей данной серии. Первый корабль проекта «Град Свияжск» был заложен 27 августа 2010. Сдача корабля назначена на 2013 год. Второй корабль проекта 21631 должен пополнить состав Черноморского флота – должны заложить в этом году. Всего планируется строительство 5-ти кораблей проекта 21631.
Назначение:
это корабль класса «река-море», его задача — охрана и защита экономической зоны государства. В отличие от своего прототипа — малого артиллерийского корабля проекта 21630 — МРК имеет более чем в полтора раза большее водоизмещение (949 т) и вооружён вертикальной пусковой установкой комплекса 3Р-14УКСК на 8 противокорабельных ракет, которая позволяет наносить удары высокоточными крылатыми ракетами как по морским, так и по наземным целям.
Базовые ТТХ
Водоизмещение, т — 949, Длина, м — 74,1, Ширина, м – 11, Высота на миделе, м — 6,57, Осадка, м — 2,6, Винты — водомётный движитель, Максимальная скорость хода, узл. — 25, Дальность плавания, миль — до 1500 , Автономность плавания, сут. — 10, Экипаж, чел. — 29-36, Вооружение: Ударное — 1х8 Калибр или 1х8 Оникс, Пулемётно-артиллерийское – 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм пулемётная установка, 3х1 7,62-мм пулемётная установка, Зенитное — 2х6 30-мм ЗАК Дуэт (АК 630-М2), Зенитное ракетное вооружение — 2х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».
Макет пусковой установки 3М-47 «Гибка» на МАКС-200.
Помимо ракетного и пушечного вооружения корабль получит средства радиоэлектронного противодействия. На экспортные корабли серии «Торнадо» предлагается установить комплекс выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет. Однако для корабля ВМФ РФ этого недостаточно. Видимо, «Свияжск» оснастят и комплексом радиоэлектронного противодействия ТК-25. В экспортной версии он обеспечивает автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа в условиях сложной электромагнитной обстановки, автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех, автоматизированное решение задач РЭП, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО корабля. Корабль имеет четыре 16-ти цилиндровых двигателя компании MTU Friedrichshafen.
Опытный образец установки АК-630М1-2 Дуэт.