Вспомогательные суда проекта 20180
Суда проектов 20180, 20180ТВ и 20183 имеют специальные обводы корпуса и усиленную конструкцию с ледовой защитой. Благодаря этому вспомогательные суда семейства 20180 менее требовательны к условиям работы по сравнению с кораблями предыдущих проектов. Так же корабли семейства оснащаются дизель-электрической пропульсивной установкой «Шорх» KL6538В-AS06 по 3265 л. с. каждый, 4 дизель-генератора по 1680 кВт и 2 дизель-генератора по 1080 кВт. Движителем являются два винта фиксированного шага на ВРК, 2 носовых подруливающих устройства. Скорость полного хода составляет до 14 узлов, экономического 9 узлов. На кораблях оборудована посадочная площадка для одного вертолёта.
пр. 20180 — спасательное буксирное судно
Базовый проект предназначен для поисково-спасательных работ, обеспечения испытаний морского вооружения и техники. Также суда могут проводить поиск, обследование затонувших объектов. Для этих целей на корабле размещаются глубоководный аппарат типа «Консул» или СГА проекта 18271 «Бестер», для наблюдения за подводными объектами корабль оснащен дистанционно-управляемыми необитаемыми подводными аппаратами «Тайгер» и «Куантум». Суда имеют водоизмещение 5500 тонн, классическую компоновку корпуса длиной 96 метров и максимальной шириной 17,9 метров с выраженным баком и поднимающейся над ним надстройкой с вертолётной площадкой. Наибольшая осадка корабля составляет 9,3 метра. Экипаж корабля составляет до 70 человек. Суда оснащены оборудованием для буксировки других судов (кораблей) и тремя грузовыми кранами. Два кормовых крана, грузоподъёмностью по 80 тонн и высотой подъёма стрел от 4,5 до 19 метров, осуществляют спуск и подъём спасательных аппаратов или погрузочно-разгрузочные работы, обеспечивают подъём затонувших, плавающих или донных объектов, в том числе крупногабаритных.
пр. 20180ТВ и пр. 20183ТВ — морской транспорт вооружений
На основе базового проекта 20180 был разработан морской транспорт вооружений 20180ТВ (20181) способный двигаться во льдах (Arc-5). Главной задачей данных судов является снабжение вооружением кораблей и обеспечение спасательных и глубоководных работ. Суда проекта также как и суда проекта 20180 имеют классическую компоновку корпуса. Базовая длина судна была увеличена до 107,6 метра, при сохранении максимальной ширины в 17,9 метров. Водоизмещение возросло до 6300 тонн. Установлен один кран грузоподъёмностью 90 тонн[источник не указан 1087 дней
], буксировочное оборудование отсутствует. Перед надстройкой имеется бак небольшого размера. Экипаж — 60 чел. Также данные суда оснащаются новейшими системами и оборудованием, в том числе системой ГЛОНАСС. Особенностью судов является движительная система, при которой Главный дизельный двигатель вырабатывает электричество, передаваемое на электродвигатели, вращающие винты. В результате применения электродвигателей суда обладают большей маневренностью и могут удерживать заданный курс при значительном волнении.
пр. 20183 — океанографическое исследовательское судно
С целью импортозамещения на базе проекта 20180ТВ был разработан новый проект 20183ТВ с оборудованием и генераторами российского производства. Корабли проекта 20183 имеют такие же размеры, как и корабли проекта 20180. Главным визуальным отличием является бак, выполненный в закрытом виде без отдельной палубы. Обшивка бака доходит до самой надстройки и соединяется с её нижней стенкой. На этих судах устанавливаются два крана разной грузоподъёмности. Водоизмещение 5400 тонн. Экипажи кораблей составляют порядка 65 человек. Благодаря применению универсального оборудования корабли имеют широкие возможности для выполнения различных задач вспомогательного толка и могут перевозить грузы во внутренних объемах корпуса, а также способны производить погрузку и разгрузку собственными силами.
Секретный разведчик «Академик Александров» подойдет к Трампу в районе Аляски
Информация об этом важном событии в жизни ВМФ России появилась лишь через месяц после того, как оно произошло. Да и то информация была отнюдь не официальной: о торжественной передаче флоту в Северодвинске океанографического исследовательского судна (ОИС) «Академик Александров» проекта 20183, состоявшейся в начале марта, сообщил российский производитель кранового оборудования ЗАО «СММ»
Подчеркиваем — не , где судно построили, не ЦМКБ «Алмаз», где оно спроектировано, не представители ВМФ, для кого оно построено, а компания, спроектировавшая и установившая высокотехнологичные судовые краны.
Правда, в церемонии от флота принимали участие не просто представители ВМФ, а офицеры Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны. А это сверхсекретное ведомство чрезвычайно не любит огласки. Так, спуск на воду носителя ядерного беспилотника «Посейнон» — АПЛ «Белгород» — проходил ночью.
Так что «Академик Александров» — это судно секретное. И хоть некоторые его технические характеристики не являются тайной, но о составе, предназначении и возможностях специального оборудования можно только гадать.
Надо сказать, что сейчас в России не строят боевые корабли, которые способны работать за пределами ближней морской зоны. А ОИС «Академик Александров» относится к судам океанской зоны. Оно может работать и в арктических и антарктических широтах, зимой преодолевая 80-сантиметровые льды, а летом — метровые.
Комплексная автоматизация и интеграция средств управления
Комплексная автоматизация в ХХ в. оказала определяющее влияние на развитие всех технических систем кораблей и судов. Ее особенностью в нашей стране является то, что начало данного этапа было директивно задано (обычно его связывают с решением о начале создания атомной подводной лодки проекта 705, судьба которого широко обсуждается в литературных источниках ). Особую историю имеет создание комплексных систем управления техническими средствами (КСУ ТС), которое с самого начала их проектирования по настоящее время осуществлялось и осуществляется НПО «АВРОРА».
В соответствии с традициями, заложенными комплексной автоматизацией, под определение ТС попало все корабельное оборудование, предназначенное для обеспечения хода, маневрирования корабля и стабилизации его положения в пространстве, выработки и распределения всех видов энергии, создания условий обитаемости и жизнеобеспечения экипажа и условий для нормального функционирования оборудования и аппаратуры, а также для обеспечения борьбы за живучесть корабля. Далее все ТС оказались поделенными на функциональные комплексы (например, уже упоминавшийся комплекс технических средств ЭЭС, предназначенный для решения задач выработки и распределения электроэнергии). В ходе комплексной автоматизации аналогичными системами управления, поставляемыми в составе КСУ, был оснащен функционально полный ряд ТС кораблей и судов. Сами КСУ ТС образовали новый класс корабельных потребителей — электронную нагрузку, для которой в составе КСУ ТС были созданы и успешно эксплуатировались корабельные системы электропитания.
Служебные суда специального назначения
Служебные суда специального назначения это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся:
- научно-исследовательские суда (экспедиционные) суда используемые для исследования водных масс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. Научно-исследовательские суда (НИС), как правило, строятся по специальному проекту.
- гидрографические (обстановочные) суда обеспечивают безопасный проход судами отмелей и прочих препятствий за счёт правильной расстановки знаков навигационной обстановки, которой предшествует изучение рельефа морского дна, течений, господствующих ветров, физических и химических свойств воды.
- учебные суда служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.
вспомогательные суда
К вспомогательным судам относят: буксиры, перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят плавучие пристани и дебаркадеры.
Буксиры, относящиеся к классу вспомогательных судов не имеют принципиальных отличий от транспортных буксиров. Их разделяют на морские и рейдовые, портовые и для внутренних водоемов.
Буксиры, особенно портовые, отличаются малой длиной, обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и большой остойчивостью.