Киев и Минск – тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2
Иногда получались довольно причудливые гибриды. Таким гибридом был и заложенный в 1970 г. головной корабль проекта 1143 «Кречет», под названием «Киев». Первоначально корабль классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», но с июля 1975 г. значился уже как «тяжелый авианесущий крейсер».
Сама идея «тяжелого авианесущего крейсера» была прекрасной — обладая мощным противолодочным и артиллерийским вооружением, корабль мог бы эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а располагая собственным авиакрылом из самолетов с вертикальным взлетом-посадкой, не менее эффективно, мог обеспечивать воздушное прикрытие группировки советских кораблей в любой точке океана.
Однако прекрасную идею подвела техника. Доступные флоту самолеты вертикального взлета — Як-38, были очень ограничены в боевых возможностях. Небольшая скорость, скромное вооружение, отсутствие РЛС — всё это не позволяло использовать их как полноценные истребители. А в качестве легкого штурмовика атаковать в современном морском бою надводный корабль, означало бы гарантированную потерю самолета. Вся надежда была на перспективу — на полноценные истребители вертикального взлета Як-141, однако перспектива эта была отнюдь не близкой — в середине 1970-х от Як-141 было готово только название.При этом, использовать тот же «Киев» в качестве противолодочного корабля, было бы слишком расточительно — те же упомянутые выше БПК проекта 1134Б несли практически такой же комплект вооружения, но при этом уступали водоизмещением «Кречетам» почти в пять раз.
ТАКР «Минск» — заложен 28.12.1972 на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 30.09.1975 г., в строю с 27.09.1978 г.. списан 30.06.1993 г.
Рисунок тяжелого авианесущего крейсера «Киев»
Таким образом, первые «Кречеты» проекта 1143 представляли собой довольно странные боевые корабли: несущие слишком мало летательных аппаратов для своего водоизмещения, они, тем не менее, были излишне перегруженные другими боевыми системами. Всё это было бы вполне терпимо, если бы не другие недостатки:
Размеры надстройки затрудняли полеты летательных аппаратов, высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом снижало боевую живучесть корабля, угловая палуба при сильном волнении заливалась водой. Но главной проблемой была не рациональная система обогрева помещений, из-за чего постоянно образующийся конденсат разрушал внутренние конструкции корабля. Чтобы как-то бороться с этой напастью силовая установка тяжелого авианесущего крейсера «Киев» вынуждена была «молотить» круглосуточно, что естественно серьезно снижало её ресурс.
ТАКР «Новороссийск» — заложен 30.09.1975 г. на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 26.12.1978 г., в строю с 14.08.1982 г., списан 30.06.1993 г.
Moscow River (Project 1123 Kondor) History
By the 1960s, the range of the Polaris submarine-launched missile was known to the Soviet Union, and it was clear that Western SSBNs would have to be launched in the Eastern Mediterranean to hit the Russian heartland. In response to a planned Western attack, Moskva was designed to fight alongside the Black Sea Fleet. She was deployed with a powerful force of anti-submarine and anti-submarine helicopters to find and destroy any SSBNs that threatened the Soviet homeland. Thus, the two inland waters, the Black Sea, controlled by the Soviet Union, and the Mediterranean, controlled by the U.S.
Navy and its Western allies, became a sort of stalemate.
Moskva and her sister ship Leningrad were the first aircraft carriers of the Soviet Navy to be launched. They are not true aircraft carriers because they do not have the capability to launch fixed-wing aircraft.
With only helicopters on board, a Soviet convoy was needed to protect the carrier from any surface threats. The design is comparable to that of Joan of Arc in France and Vittorio Veneto in Italy.
All are equipped with dual-purpose naval weapons in the forward part of the ship and use the stern as an aviation launch and recovery space.
Moscow’s weapons include anti-aircraft and anti-aircraft weapons. Two SA-N-3 Goblet SAM launchers with a range of 30 km/18. 6 mile range and can hold a total of 48 surface-to-air missiles. Additional layoffs include assigning a director to each starting crew. There is also a dual SUW-N-1 launcher capable of firing either a 450mm torpedo or a FRAS-1 projectile with a 5kt nuclear warhead with a range of 24km/14km.
9 miles. The disadvantage of firing this weapon is the short range, and the enemy will be within range. A pair of RBU-6000 ASW mortars and a set of torpedo tubes were eventually removed.
For self-defense, Moskva has two twin 57mm guns and a variable depth stern sonar that works with helicopter sensors to hunt submarines. The helicopter is equipped with diving sonar.
The ships were laid at Nikolayev South Shipyard No. 444. The Moskva was launched in 1965 and entered service two years later. The second ship in this class was Leningrad, which was commissioned in 1968. No additional ships were built due to poor handling in rough seas.
Both were traditionally powered and scrapped in the 1990s.