пр.10200 Халзан

Модификации

  • Эскизный пр. 10200 вариант 1 (1977 г.) — вариант вертолетоносца с перспективными системами вооружений;
  • Эскизный пр. 10200 вариант 2 (1977 г.) — вариант вертолетоносца — мобилизационного пере­оборудо­вания ролкера пр. 1609;
  • Эскизный пр. 10200 вариант 3 (1977 г.) — вариант вертолетоносца — мобилизационного пере­оборудо­вания ролкера пр. 1609;
  • Эскизный пр. 10200 вариант 4 (1977 г.) — вариант вертолетоносца с существующими системами вооружений.
  • Технический пр. 10200 (1980 г.) — противолодочный вертолетоносец разработки ЦКБ «Черно­мор­судпроект».
  • пр. 10200 в корпусе пр. 1143 (1980 г.) — альтернативный проект противолодочного вертолетоносца в корпусе ТАКР пр.1143 Невского ПКБ.
  • пр. 10200М (1980 г.) — альтернативный проект противолодочного — десантного вертолетоносца — в корпусе ТАКР пр.1143 Невского ПКБ. Проект признан неэффективным по сравнению с ТАКР пр.11434 по боевой устойчивости при решении задач ПЛО.

Схемы общего расположения контейнеровоза-ролкера пр. 1609 и вертолетоносца пр. 10200 «Халзан» (на оригинальном рисунке опечатка в номере проекта). (Васильев А.М., Противолодочный вертолетоносец проекта 10200 «Халзан». // Гангут. №47 / 2008 г.).

Проекции вертолетоносца пр.10200 «Халзан» (рисунок — С.А.Богатов, 2003 г., Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., «Гангут», 2003 г.)

История проекта

В —1974 годах организациями ВМФ и промышленности с участием ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова была выполнена научно-исследовательская работа, посвященная обоснованию построения комплексной противолодочной системы (КПЛС). Для обеспечения функционирования КПЛС, в число намечаемых к созданию сил и средств в научно-исследовательской работе, было предложено включить вспомогательные вертолётоносцы — носители противолодочных вертолётов.

Предполагалось, что такие корабли должны будут обеспечивать широкое участие вертолётов в освещении подводной обстановки, поиске подводных лодок, слежении за ними в мирное время и их уничтожении с началом боевых действий.

Эта идея нашла воплощение в подготовленном в 1977 году тактико-техническом задании ВМФ на разработку проекта 10200 (шифр «Халзан») противолодочного вертолётоносца на базе быстроходного крупнотоннажного судна с горизонтальной грузообработкой (ролкера) проекта 1609 типа «Капитан Смирнов».

Разработка проекта 10200 была поручена ЦКБ «Черноморсудпроект» (г. Николаев). Главным конструктором был назначен Ю. Т. Каменецкий. Эскизный проект был завершен в конце 1977 года. В нём были рассмотрены несколько вариантов: 2 из них предусматривали создание кораблей, обеспечивающих базирование 28-30 вертолётов и оснащённых перспективными или существующими комплексами вооружения, а два других являлись мобилизационными вариантами переоборудования уже построенных судов, с возможностью базирования до 12 вертолётов. Полное водоизмещение корабля во всех проектах составляло 30000 тонн. В результате, был утвержден вариант проекта с 30 вертолётами типа Ка-27, с доработкой по снижению уровня физических полей, в том числе акустического, а также внедрение улучшений по остойчивости и непотопляемости. Кроме того, в целях повышения боевой устойчивости было рекомендовано предусмотреть в проекте резервы на обеспечение базирования перспективных истребителей вертикального взлёта и посадки Як-41. По проекту было дано положительное заключение 1-м институтом ВМФ.

Конструкция

Подразумевалось, что корабли серии будут иметь авианосную архитектуру: свободную полётную палубу, со сдвинутой к правому борту надстройкой, в которой также находился верхний ангар вмещающий 6 вертолётов. В подпалубном ангаре, обслуживаемом двумя подъёмниками — до 22 вертолётов.

Поскольку в 1980-е годы велось активное строительство авианесущих крейсеров проекта , и единственный стапель на котором мог быть построен «Халзан» был занят, то было принято решение строить «Халзан» только при наличие второго свободного стапеля на ЧСЗ. Таким образом проект 10200 «Халзан» был сначала отсрочен, а потом и вовсе закрыт, уступив место авианесущим крейсерам проекта .

Теория. Как работают подводные крылья

Принцип работы подводных крыльев

Суда на подводных крыльях стали продолжением так называемых глиссирующих кораблей или глиссеров: малогабаритных лодок, катеров и даже в досках для сёрфинга.

Подводные крылья стали логичным развитием идеи: они заставляют корабль приподниматься при достижении определённой скорости, снижая сопротивление воды и улучшая динамику движения.

Самолёт буквально «взлетает» в толще воды, используя её подъёмную силу.

Схема судна на подводных крыльях

На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно.

Уменьшается площадь контакта с водой, сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.

Крейсерская скорость достигает 100 км/ч, а для ряда военных судов — даже 180 км/ч. Примерно в 2-5 раз быстрее обычных кораблей.

При больших скоростях крыло «закипает» из-за резкого понижения давления перед ним. Возникает эффект «кавитации», которую используют суда с воздушной каверной.

Корабли обеспечения

Военные-морские базы и порты, находящиеся на берегу при нынешних средствах поражения не способны быть устойчивой системой базирования флота. Более приспособленной к современным условиям можно считать систему подвижного базирования. В следствии с новой структурой военно-морских сил возникли корабли обеспечения, использующиеся для материально-технического обеспечения флота.

Основной задачей таких кораблей является обеспечение ударно-боевых судов, находящихся в открытом море, необходимыми средствами и оборудованием. К таким кораблям можно относить:

  • плавучие базы, направлены на обеспечение кораблей оружием и боеприпасами, запасными частями, горючим, водой, электроэнергией и прочим. Существует базы, занимающиеся обслуживанием:
    1. подводных лодок
    2. эскадренных миноносцев
    3. противоминных кораблей
    4. торпедных катеров
  • ремонтные средства, предназначены для ремонта систем корабля. Таких как вооружение, приборы управления стрельбой, двигателя, механизмы и элементы корпуса. Состоят из плавучих мастерских и плавучих доков;
  • суда снабжения, занимаются сопровождением боевых кораблей и снабжением их необходимыми ресурсами. Корабли снабжения можно разделить на универсальные корабли снабжения, эскадренные танкеры снабжения, эскадренные сухогрузные корабли снабжения и специализированные корабли снабжения;
  • исследовательские корабли и аппараты, занимаются отработкой и испытанием новых корабельных техник и систем вооружения
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, можно разделить на спасательные корабли подводных лодок, надводные спасательные корабли, противопожарные суда и судоподъемные средства;
  • специальные корабли, испытывающие оружия обеспечения космических систем. Представляют собой мишени учебно-тренировочных стрельб по передвигающейся цели. Мишень может быть буксируемой и самоходной, управляемой по радио. Для последней также требуется корабль-водитель.;
  • учебные корабли, служат для тренировок личного состава судов и учебных отрядов.

Также обеспечением военно-морских баз и кораблей флота занимаются базовые плавучие средства ВМС, каждая из них выполняет определённую функцию: транспортировка ресурсов, снабжение кораблей топливом и водой, прокалывание льдов для передвижения судов и другие. К ним относятся ледоколы, буксиры, самоходные и несамоходные баржи, танкеры, водолеи и прочие виды плавучих установок.

Конструкция

Подразумевалось, что корабли серии будут иметь авианосную архитектуру: свободную полётную палубу, со сдвинутой к правому борту надстройкой, в которой также находился верхний ангар вмещающий 6 вертолётов. В подпалубном ангаре, обслуживаемом двумя подъёмниками — до 22 вертолётов.

Поскольку в 1980-е годы велось активное строительство авианесущих крейсеров проекта 1143, и единственный стапель на котором мог быть построен «Халзан» был занят, то было принято решение строить «Халзан» только при наличие второго свободного стапеля на ЧСЗ. Таким образом проект 10200 «Халзан» был сначала отсрочен, а потом и вовсе закрыт, уступив место авианесущим крейсерам проекта 1143.

Двигательная установка

— газотурбинная ЭУ с теплоутилизационным контуром (газотурбинные реверсивные всережимные агрегаты ГГТА М25 с утилизационным контуром) мощностью 2×25 000 л.с. Два винта фиксированного шага. Электрогенератор мощностью 12 000 кВт.

Длина — 228,3 м

Длина по ватерлинии — 211 м

Ширина — 40,3 м

Ширина по ватерлинии — 30 м

Осадка — 8.9 м

Высота борта на миделе — 21 м

Водоизмещение порожнее — 22250 т

Водоизмещение стандартное — 24000 т

Водоизмещение полное:

— 30 000 т (эскизный проект)

— 31 000 т

Скорость хода экономическая — 18 уз

Скорость хода полная — 25-27 уз

Дальность хода — 12 000 миль на скорости 18 уз

Стоимость строительства контейнеровоза-ролкера пр. 1609 — 30 млн. руб (1977 г.)

Стоимость строительства противолодочного вертолетоносца согласно выводам НИР «Аргус» — 80-100 млн. руб (ориентировочная, 1977 г.)

Стоимость строительства противолодочного вертолетоносца пр. 10200 согласно эскизным проектам — 125-137 млн. руб (конец 1977 г.)

Стоимость строительства вертолетоносца пр. 10200 согласно техпроекту — 170 млн.руб (1978 г.)

Примечания

  1. Длина приведена по габаритам полётной палубы, по ватерлинии она составляет 211 м.
  2. Ширина корабля приведена по габаритам полётной палубы, по ватерлинии она составляет 30 м.
  3. Приведён один из возможных вариантов авиагруппы.
  4. Халзан – вид орла, обитающего в степях южной Украины. В данном случае использован как условное обозначение проекта.
  5. Общая мощность агрегата МТ-25 складывалась из 19200 л. с., развиваемых газовой турбиной, и 5800 л. с., которые обеспечивала паровая турбина утилизационного контура. Всего получалось 19200+5800=25000 л. с.
  6. Идея утилизационного контура состоит в использовании тепла отработанных газов ГТД для нагрева парового котла, пар от которого мог вращать вспомогательную паровую турбину – мощность которой может расходоваться на вращение как ходовых винтов, так и турбогенераторов для обеспечения судна электроэнергией.
  7. То есть энергоустановка расходовала 175 граммов топлива на создание 1 л. с. мощности.

Самые большие флоты в мире на 2023 год

Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.

Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет

Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.

1. ВМС США

По состоянию на начало 2023 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».

Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США

В составе ВМС США:

  • авианосцы типа «Nimitz» — 10;
  • авианосец «Джеральд Р. Форд» — 1;
  • миноносцы эскадры УРО — 69;
  • ракетные крейсеры «Тикондерога» — 22;
  • патрульные и иные суда — 31;
  • подводные лодки — 71 и другие.

Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.

Гюйс военного флота США

2. ВМС КНР

Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:

  • Северный;
  • Южный;
  • Восточный.

Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста

Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:

  • дизельных подводных лодок;
  • ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
  • десантных кораблей.

Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане

Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.

3. ВМФ Россия

Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.

Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире

Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.

Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.

4. Морские силы самообороны Японии

Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:

  • учебная;
  • эскортная;
  • подводная;
  • авиационная.

Новый японский эсминец типа «Ширануи»

Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.

В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.

5. ВМС Индии

Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:

  • авианосец — 1;
  • дизельные подводные лодки — 13;
  • фрегаты — 14;
  • легкий авианосец — 1;
  • эсминцы — 11 и так далее.

В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск — 58350 человек.

Новый индийский корвет «Килтан»

В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.

Вооружение

Зенитное вооружение

Основу зенитного вооружения корабля должны были составить новейшие зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) «Кинжал» с ракетами вертикального старта. Не нуждаясь в наведении пусковой установки по горизонту и углу места, новый комплекс отличался меньшим временем реакции по сравнению с прежними типами ЗРК, к тому же отсутствие громоздкой качающейся части с направляющими давало возможность вместить в те же объёмы и площади больше пусковых установок. Компоновка комплекса позволила разместить их непосредственно под полётной палубой: небольшая высота закрывающих шахты крышек не создавала помех для полётов.

Шесть пусковых установок были сгруппированы в кормовой части позади надстройки, ещё шесть – по левому борту на спонсоне. Наведение ракет должны были обеспечивать два антенных поста на надстройке. Дальность обнаружения цели в автоматическом режиме составляла 45 км, число одновременно обстреливаемых целей — 4, время реакции — 8 секунд. Сами ракеты комплекса «Кинжал» модели 9М330 – твёрдотопливные, унифицированные с ракетой комплекса ПВО сухопутных войск «Тор-М1», и способны поражать цели на дальности от 1,5 до 12 километров от корабля. После старта ракеты каждая пусковая установка перезаряжается за 3 секунды.

Ракеты были дополнены шестиствольными 30-мм автоматами АК-630 с автоматическим наведением. Из восьми башенных 30-мм установок четыре располагались побортно на кормовых спонсонах, две на малом спонсоне по левому борту, и ещё две по правому борту на островной надстройке.

Авиационное вооружение

Вертолёт Ка-27ПЛ в полёте

Согласно проекту, авиагруппа корабля в противолодочном варианте должна была составлять 28-30 вертолётов. Корабельные вертолёты Ка-25 к тому времени производились серийно и были вполне освоены; для вертолётоносцев проекта 10200 предполагался новый тип – более совершенные и тяжёлые по сравнению с Ка-25 вертолёты Ка-27. Ко времени технического проектирования «Халзанов» эти вертолёты уже завершали испытания перед своим принятием на вооружение. Наиболее вероятно, что при комплектовании реальной авиагруппы помимо противолодочных Ка-27ПЛ были бы включены в её состав и два поисково-спасательных Ка-27ПС: последние обеспечивали бы спасение экипажей терпящих бедствие кораблей или других вертолётов.

В десантном варианте «Халзан» должен был нести 14 десантно-боевых вертолётов Ка-29, а также шесть штурмовиков вертикального взлёта Як-38 для поддержки десанта с воздуха.

Храниться летательные аппараты должны были в ангарах – основном, подпалубном, и дополнительном в надстройке; общая площадь ангаров составляла 1900 м2. Подпалубный ангар с полётной палубой связывали два вертолётоподъёмника размерами 13х4,25 м. Запас авиационного топлива на борту должен был составить 2100 т.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Радиоэлектронное оборудование корабля по проекту должно было обеспечить навигацию в сложных погодных условиях, обнаружение надводного и воздушного противника, радиоэлектронное противодействие, связь и управление в воздухе корабельными летательными аппаратами. Для этих задач на вертолётоносце проекта 10200 предусматривались:

  • навигационная РЛС «Вайгач»;
  • РЛС дальнего обнаружения «Фрегат-МА»;
  • РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат»;
  • радиотехнический комплекс управления воздушным движением и посадкой «Реакция»;
  • средства связи, радиоразведки и постановки помех.

Помимо электронных средств, для защиты корабля предназначались также две 140-мм спаренных установки для постановки помех ЗИФ-121 с системой управления «Терция».

Объединять все эти средства и вооружение корабля в единый комплекс должна была БИУС «Лесоруб», аналогичная установленной на строящемся ТАКР «Баку».

День моряка-надводника

Дату 30 октября в качестве дня для чествования надводников учредил главком Военно-морского флота Российской Федерации в 1996-м. Приурочена эта дата к решению Боярской думы в 1696 году, звучавшем так: «Морским судам быть».

Существует также и Международный день моряка-надводника, в который во всем мире поздравляют моряков гражданских судов, но он приурочен к 25 июня. Основан он был позже, чем российский День моряка-надводника — в 2010-м. Так что русские моряки отмечают профессиональный праздник в соответствии со старыми традициями.

Надводный флот Российской Федерации — это ее мощь и гордость. Один из самых впечатляющих в мире, он имеет богатую историю и морские традиции. Сейчас надводный флот РФ постоянно пополняется новыми разработками российских конструкторов. Свою эффективность надводный флот России доказал в борьбе с пиратами: в ООН ему дали высочайшую оценку.

Как известно, сильный флот — это гарант безопасности государства, что было доказано еще Петром Первым. Надводный флот России прочно стережет ее рубежи. Пограничные корабли в этот день тоже торжественно выстраиваются, поднимая в небо государственный флаг. Так что безопасность России — в надежных руках моряков-надводников.

Второе поколение «крылатых кораблей» Алексеева

В 1964 году ЦКБ Алексеева разработало газотурбоход «Буревестник»: при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч, перевозя до 150 человек.

Единственный экземпляр, несмотря на статус, эксплуатировался по маршруту Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький, а после — Ярославль — Горький. Более быстрого способа перемещаться по стране тогда ещё не придумали.

История судна завершилась только в 1993 году, когда его сдали на металлолом. И это вопреки более сложному управлению, чем у большинства СПК.

Более крупным был только «Спутник», который спустили на воду в 1961: длина составляла 47 метров, а пассажировместимость — 300 человек! Увы, авария заставила снять его с эксплуатации.

Между тем, его морской вариант под названием «Вихрь» должен был уметь «летать» при шторме в 8 баллов. Но корпус из авиационного алюминия, а так же невероятная прожорливость двигателей поставили точку.

Наработки по этим типам легли в основу проекта «Восход», сменившего к началу 70-х годов устаревшие «Ракеты» и «Метеоры».

Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и другие).

Основным заказчиком в двухтысячных стала нидерландская фирма-оператор общественного транспорта Connexxion. Нидерланды вывели из эксплуатации последний «Метеор» в 2004 году, а «Восходы» — в 2014.

Венгрия, Болгария, Китай, Египет, Чехия, Греция, Вьетнам, Марокко и Румыния ещё эксплуатируют оставшиеся суда.

Советская классификация[3][править]

  • Линейные корабли
  • Авианосцы
  • Крейсера Тяжелые крейсера Тяжелые авианесущие крейсера
  • Тяжелые атомные ракетные крейсера

Легкие крейсера
Крейсера-вертолетоносцы
Ракетные крейсера
Противолодочные крейсера
Эсминцы

  • Лидеры

Большие эсминцы
Противолодочные корабли

  • Большие противолодочные корабли

Малые противолодочные корабли
Охотники Большие охотники
Малые охотники
Морские охотники
Ракетные корабли

  • Большие ракетные корабли

Малые ракетные корабли Малые ракетные корабли на подводных крыльях
Ракетные корабли на воздушной подушке
Артиллерийские корабли
Сторожевые корабли
Мониторы

  • Морские мониторы

Речные мониторы Большие мониторы
Средние мониторы
Малые мониторы
Озёрные мониторы
Шхерные мониторы
Канонерские лодки

  • Мореходные канонерские лодки

Речные канонерские лодки Бронированные башенные корабли
Речные канонерские лодки ПВО
Малые канонерские лодки
Плавучие батареи
Минно-тральные корабли

  • Минные заградители

Тральщики Эскадренные тральщики
Базовые тральщики
Рейдовые тральщики
Десантные корабли

  • Большие десантные корабли

Средние десантные корабли
Малые десантные корабли Малые десантные корабли
на воздушной подушке
Корабли огневой поддержки десанта
Десантные катера Десантные катера на воздушной подушке
Десантные боты
Боевые катера

  • Торпедные катера Торпедные катера на подводных крыльях
  • Ракетные катера Ракетные катера на подводных крыльях

Сторожевые катера

Патрульные катера
Катера-дымозавесчики
Катера ПВО
Бронекатера Большие бронекатера
Малые бронекатера
Морские бронекатера
Речные бронекатера
Озёрные бронекатера
Шхерные бронекатера
Бронекатера ПВО
Вспомогательные суда

  • Гидрографические суда

Океанографические суда
Опытовые суда
Суда снабжения Танкеры снабжения
Ледокольные суда снабжения
Суда атомного технологического обслуживания
Ледоколы

  • Линейные ледоколы

Портовые ледоколы
Спасательные суда

  • Буксиры-спасатели

Судоподъемные суда
Суда-носители глубоководных спасательных аппаратов
Суда-мишени
Торпедоловы
Водоумягчительные суда
Килекторные суда
Суда контроля физических полей
Суда измерительного комплекса
Суда размагничивания
Суда энергетического обеспечения
Водолазные боты
Плавбазы
Плавмастерские
Плавказармы
Плавучие электростанции
Плавучие отопительные станции
Плавучие покрасочные станции
Блокшивы
Дноуглубительные суда
Плавкраны
Плавучие доки

  • Большие плавучие доки

Средние плавучие доки
Малые плавучие доки
Транспортные плавучие доки
Баржи

  • Морские баржи Морские артиллерийские баржи

Морские ракетные баржи
Морские минно-торпедные баржи
Морские сухогрузные баржи
Морские рефрижераторные баржи
Морские водоналивные баржи
Морские нефтеналивные баржи
Морские судоподъемные баржи
Рейдовые баржи

  • Рейдовые артиллерийско-минно-торпедные баржи

Рейдовые сухогрузные баржи
Рейдовые нефтеналивные баржи
Рейдовые мусороотвозные баржи
Рейдовые грунтоотвозные баржи
Катера

  • Cанитарные катера

Водолазные катера
Противопожарные катера
Разъездные катера
Экологические катера
Гидрографические катера
Катера-заправщики
Подводные лодки

  • Дизельные подводные лодки Дизельные подводные лодки с баллистическими ракетами

Дизельные подводные лодки с крылатыми ракетами
Атомные подводные лодки

  • Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами

Атомные ракетные подводные крейсера Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами
Опытные атомные подводные лодки

И ещё теория. Какие подводные крылья бывают?

Частично погруженное крыло

Существует два типа подводных крыльев:

  • частично погружённое — U-образное
  • полностью погружённое — в форме перевёрнутого Т

Частично погруженные крылья во время движения на полной скорости находятся на границе между водой и воздухом, поднимая корпус над водой.

Современное полнопогруженное крыло

Погруженные крылья появились недавно: хотя они снижают качку до нуля, им требуется постоянная коррекция и управление, что удалось реализовать только благодаря современным компьютерам.

Их используют гибридные суда, сочетающие обычный корпус, не использующий глиссирование, и подводные крылья для снижения качки в движении.

История этой конструкции насчитывает много лет, много важных вех и открытий. Почти каждая связана с русским авиаконструктором Ростиславом Алексеевым и его КБ.

Литература и источники информации

Литература

Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X

Бабич В. В. Город Святого Николая и его авианосцы. — Николаев: Атолл, 2007. — 672 с. — ISBN 966-8147-82-0

Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. — «Арсенал-коллекция». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2007. — 240 с. — ISBN 978-5-699-20954-5

Ссылки

Справка и подборка изображений проектов отечественных авианосцев на сайте paralay.com

Справка о вертолётоносце проекта 10200 на сайте military.tomsk.ru

Справка о кораблях проекта 10200 на сайте bastion-karpenko.ru

Страница «Википедии» о вертолётоносце проекта 10200

Статья о судне-прототипе – ролкере проекта 1609 «Атлантика»

Статья об особенностях газотурбинных установок советских гражданских судов, в том числе ролкеров проекта 1609 «Атлантика»

Миноносец

Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды

Эскадренный миноносец

Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.

В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.

Эсминец УРО

В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО

Куда пропали корабли на подводных крыльях?

Военные катера на подводных крыльях списаны большинством эксплуатантов и не планируются к реализации вновь. Однако, заменить пассажирские суда оказалось нечем.

Единичные прогулочные экземпляры в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, плавающие по паре часов в день, вызывают только недоумение и раздражение: когда-то автор еженедельно плавал на судах этого типа между поволжскими городами.

Гибель речного пароходства в постперестроечное время сократило количество, но для удалённых регионов ничего лучше не придумали: в Сибири не только эксплуатируются советские суда второго поколения, но и появляются новые.

Обновлённое пассажирское судно проекта 23160 «Комета 120М» на 120 человек было заложено в августе 2013 года. К сожалению, спущенный в 2017 корабль стал единственным в серии: сказалось отсутствие импортных двигателей.

В 2015 году на седьмом Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева показало проект модернизированного быстроходного ракетно-артиллерийского катера на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА».

Разработанный в инициативном порядке «стелс»-катер с новым корпусом и оборудованием очень понравился военным. Но в серию так и не пошёл.

В конце сентября 2017 года в Чкаловске спущено на воду спроектированное в СПК имени Алексеева малое судно проекта «Валдай 45Р» вместимостью 45 человек. До 2020 года было создано ещё 4 судна этого типа.

В линейке проектов судов на подводных крыльях, разработанных ЦКБ им. Алексеева, есть газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров.

В 2019 года был заложен первый модернизированный «Метеор 120Р» проекта 03580, который должен не только заменить старые «Метеоры», но и освоить брошенные маршруты.

Кроме того, конструкторские бюро в России предлагают проекты и малых, и больших СПК (вплоть до 320 тонн водоизмещения для скоростей выше 70 узлов), в том числе для трансокеанских маршрутов.

Самый большой торговый флот

Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.

Панама

Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.

Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира

Либерия

Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно

Либерия — одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага»

В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии

Китай

Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.

Китаю принадлежит крупнейший в мире танкер-рудовоз

Япония

После 2010 г. отмечен рост грузоперевозок Японии. Количество кораблей под флагом страны возросло с 673 до 2070 единиц. Основной маршрут пролегает в Тихом океане.

Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries

Сингапур

Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре — удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.

Порт Сингапура

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий