пр.09787 – DELTA-IV STRETCH

Основные цели АПЛ проекта 945

Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям. СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло. Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.

Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями  проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971.

Дорогое «упрощение»

В настоящее время серийно выпускается ЗРС С-300В4, которая позволяет решать задачи борьбы с БРСД с дальностью до 2500, а в перспективе – до 3000–3500 километров. Кроме того, она способна поражать все типы аэродинамических целей на дальности до 380–400 километров в зависимости от типов целей, включая выполненные по технологии «Стелс», минимальная ЭОП которых составляет 0,01 квадратных метра.

Рассматривается возможность модернизации, в том числе для обеспечения эффективной борьбы с БРСД, имеющими дальность старта до 5000 километров. Представляется необходимым очень внимательно подойти к этому вопросу, чтобы эффективно решить задачи борьбы с перспективными БРСД и другим гиперзвуковым ВТО нового поколения на длительное время с минимальными финансовыми и временными затратами.

Уже сейчас понятно, что в ходе модернизации системы ряда С-300В были допущены определенные неоправданные решения, снизившие ее потенциальные возможности. Так, при проектировании ЗРС С-300ВМ «Антей-2500» пошли по пути упрощения ее состава, исключив тяжелую пусковую и легкую пускозаряжающую установки, ранее входившие в состав С-300В. Это, по мнению разработчика, позволяет снизить стоимость системы. При этом предполагалось, что «упрощенный» состав позволит сохранить основные боевые характеристики по огневой производительности и готовности к отражению МРАУ. В результате в системе С-300В4 на пусковых установках размещаются легкие зенитные управляемые ракеты, а тяжелые ЗУР, являющиеся квинтэссенцией системы, только на пускозаряжающих.

Однако при решении задач ПРО располагаемое системой С-300В4 время, то есть от момента обнаружения ГЧ БРСД до ее уничтожения ЗУР на дальней границе зоны поражения, исчисляется десятками секунд (45–50), которых достаточно лишь при наличии пусковой установки, оснащенной необходимым типом ракет, находящейся в режиме «боевого ожидания» и автоматически управляемой с многоканальной станции наведения ракет (МСНР). Так и было в ЗРС С-300В, но не стало в С-З00ВМ, а затем и в С-300В4.

Результаты научно-исследовательских учений да и госиспытаний ЗРС С-300ВМ показали, что использование пускозаряжающих установок с тяжелыми ракетами для борьбы с БРСД крайне сложно, а перезаряжание легких пусковых установок в процессе ведения боевых действий маловероятно. Да и какая же это полноценная пускозаряжающая установка, если у нее на борту один тип ракет, а перезаряжать она должна пусковые установки с другим типом? Это скорее дорогостоящая крановая установка.

Очевидно, необходимо возвратиться к составу боевых средств, отработанному в системе С-300В: иметь тяжелые пусковые и пускозаряжающие установки и легкие пусковые и пускозаряжающие установки, что расширит боевые возможности системы, но фактически не скажется на критерии «эффективность-стоимость».

Кроме этого, в ходе модернизации ЗРС С-300В4 крайне необходимо усовершенствовать систему распознавания целей, в первую очередь головных частей БРСД в заатмосферной области. Сегодня пути решения этой задачи просматриваются, необходимо серьезно работать в данном направлении.

Есть и ряд других проблем специфического характера, о которых пока преждевременно говорить в открытой печати.

Глубоко убежден, что для качественного их решения должен быть привлечен не только научно-технический потенциал ОПК, но и военная наука. Это позволило бы принципиально по-новому рассмотреть проблемы организации и создания системы нестратегической ПРО, борьбы с воздушно-космическими средствами, в том числе заатмосферного перехвата ГЧ, а также с другими типами современного и перспективного гиперзвукового оружия.

Александр Лузан,генерал-лейтенант в отставке, бывший председатель госкомиссии по испытаниям ЗРС С-300ВМ, доктор технических наук

Переоснащение

В настоящее время идет переоснащение частей армейской авиации на новые и модернизированные вертолеты. В течение 2015 г. в войска поступило 158 новых или отремонтированных на предприятиях оборонно-промышленного комплекса машин.

С 2015 г. российские военные получают новую модификацию Ми-8 для работы в условиях Арктики – Ми-8АМТШ-ВА. В апреле 2016 г. Минобороны РФ заключило контракты на поставку до конца 2018 г. тяжелых транспортных вертолетов Ми-26 и первой серийной партии учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ.

12 октября 2016 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов присутствовал при выполнении первого испытательного полета ударного вертолета Ми-28НМ и выразил уверенность в том, что эта модернизированная машина значительно повысит боеспособность армейской авиации

Перспективы развития

До принятия решения об отказе от ракеты, возможное будущее развитие ракет-носителей семейства Дельта IV включало в себя добавление дополнительных боковых твердотопливных ускорителей для повышения показателей полезной нагрузки, использование двигателей первой и второй ступеней с большей тягой, применение более легких материалов и увеличение числа унифицированных блоков CBC до шести штук. Эти модификации могли в принципе увеличить массу доставляемого на опорную орбиту груза до 60-100 тонн. В зависимости от характера принятых изменений в конце программы модернизации к 2020 году, процентная доля полезной нагрузки (для НОО) от стартовой массы ракеты-носителя могла достичь 5-5.5 % и превысить значение данного показателя 4,24 % у керосино-кислородной ракеты-носителя Зенит-3SLБ, которая является лучшей ракетой-носителем по этому показателю на 2009 год.

NASA первоначально имело планы по использованию ракеты-носителя Дельта IV Heavy для одноразового пилотируемого корабля CEV (Crew Exploration Vehicle) в программе Созвездие, который предполагается использовать вместо космического челнока. Но с изменением CEV от концепций планера с крыльями или несущего крыла к концепции спускаемой капсулы (Орион) и с переходом на ракету-носитель на основе твердотопливного ускорителя челнока, единственный компонент, который будет заимствован от Дельта IV будет водородно/кислородный двигатель RS-68.

Программа модернизации ракеты-носителя Дельта IV Heavy, нацеленная на использование более эффективных двигателей RS-68A, была рассчитана на период до 2011 года. Первый полет с новыми двигателями был выполнен 29 июня 2012. Результатом стало 13 % увеличение выводимой полезной нагрузки на ГПО. Новый двигатель RS-68A также планируется использовать на всех модификациях ракеты-носителя Дельта IV к 2015 году, обеспечиваемая им тяга 106 % должна привести к 7-11 % увеличению полезной нагрузки, выводимой на ГПО. Хотя здесь следует отметить, что большая тяга возможно потребует структурных изменений и использование двигателей при текущих 102 % тяги обеспечит меньшее улучшение показателей, но потребует меньше модификаций.

Другое возможное обновление семейства ракеты-носителя Дельта IV состояло в создании новых вариантов путём добавления дополнительных твердотопливных ускорителей. Одна такая модификация, Medium+ (4,4), могла бы использовать четыре ускорителя GEM-60, что теоретически обеспечило бы полезную нагрузку на ГПО 7 500 кг и 14 800 кг на низкой опорной орбите. Данный вариант является наиболее простым для реализации и возможен в пределах 36 месяцев от первого заказа. Две другие версии, Medium+ (5,6) и Medium+ (5,8), можно получить добавлением двух и четырёх твердотопливных ускорителей GEM-60 соответственно к модификации Medium+ (5,4). Это должно существенно увеличить массу полезной нагрузки до 9 200 кг на ГПО для Medium+ (5,8), но потребует значительной модификации в виде дополнительных точек крепления на первой ступени и изменений, направленных на учёт увеличенных нагрузок на конструкцию во время полета. Скорее всего, это потребует также изменений стартовой площадки и инфраструктуры. Версии Medium+ (5,6) и Medium+ (5,8) могут быть доступны в пределах 48 месяцев со времени первого заказа.

Indo Defence 2016

Оборонная выставка Indo Defence 2016 пройдет в индонезийской Джакарте 2-5 ноября. Россия представит более 400 экспонатов от 21 организации. Об этом сообщили в пресс-службе Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), передает ТАСС.

Площадь российской экспозиции – 456 квадратных метров. Продукцию военного назначения (405 экспонатов) представит 21 организация. В частности, российские компании покажут модели многоцелевого истребителя Су-35, боевого вертолета Ка-52, танка Т-90С и боевой машины пехоты БМП-3М, зенитного ракетного комплекса «Бук-М2Э», неатомной подводной лодки проекта 636 и фрегата проекта 11356.

Подводные лодки

Атомные ПЛ

Атомные ПЛ

С баллистическими ракетами

Проект 667БДР

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 “Рязань”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 “Петропавловск-Камчатский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 “Подольск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 “Святой Георгий Победоносец”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 “Зеленоград”

Проект 667БДРМ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 “Верхотурье”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 “Екатеринбург”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 “Карелия”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 “Брянск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 “Новомосковск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 “Тула”

Проект 941

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Дмитрий Донской”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 “Архангельск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 “Северсталь”

Проект 955

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Юрий Долгорукий”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Александр Невский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Владимир Мономах”

Проект 955А

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Владимир”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Олег”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Генералиссимус Суворов”

С крылатыми ракетами

Атомный ракетный подводный крейсер “Казань”Атомный ракетный подводный крейсер “Новосибирск”Атомный ракетный подводный крейсер “Красноярск”

Проект 949А

Атомная подводная лодка К-119 “Воронеж”Атомная подводная лодка К-266 “Орел”Атомная подводная лодка К-410 “Смоленск”Атомная подводная лодка К-456 “Тверь”Атомная подводная лодка К-132 “Иркутск”Атомная подводная лодка К-186 “Омск”Атомная подводная лодка К-150 “Томск”Атомная подводная лодка К-442 “Челябинск”

С ракетно-торпедным вооружением

Проект 671РТМК

Атомная подводная лодка “Даниил Московский”Атомная подводная лодка “Тамбов”Атомная подводная лодка Б-138 “Обнинск”Атомная подводная лодка Б-388 “Петрозаводск”

Проект 971

Атомная подводная лодка К-157 “Вепрь”Атомная подводная лодка К-295 “Самара”Атомная подводная лодка К-317 “Пантера”Атомная подводная лодка К-461 “Волк”Атомная подводная лодка К-331 “Магадан”Атомная подводная лодка К-328 “Леопард”Атомная подводная лодка К-154 “Тигр”Атомная подводная лодка К-419 “Кузбасс”Атомная подводная лодка К-263 “Барнаул”Атомная подводная лодка К-391 “Братск”Атомная подводная лодка К-322 “Кашалот”

Атомная подводная лодка К-335 “Гепард”

АС-31

Атомные подводные лодки специального назначения

КС-129 “Оренбург”

Дизельные ПЛ

Проект 877

Дизельная подводная лодка Б-187 “Комсомольск-на-Амуре”Дизельная подводная лодка Б-394 “Нурлат”Дизельная подводная лодка Б-445 “Святой Николай Чудотворец”Дизельная подводная лодка Б-459 “Владикавказ”Дизельная подводная лодка Б-402 “Вологда”Дизельная подводная лодка Б-190 “Краснокаменск”Дизельная подводная лодка Б-177 “Липецк”Дизельная подводная лодка Б-471 “Магнитогорск”Дизельная подводная лодка Б-345 “Могоча”Дизельная подводная лодка Б-401 “Новосибирск”Дизельная подводная лодка Б-260 “Чита”Дизельная подводная лодка Б-808 “Ярославль”Дизельная подводная лодка Б-806 “Дмитров”Дизельная подводная лодка Б-227 “Выборг”Дизельная подводная лодка Б-494 “Усть-Большерецк”Дизельная подводная лодка Б-464 “Усть-Камчатск”

Проект 677 “Лада”

Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 “Санкт-Петербург”Дизель-электрическая подводная лодка “Кронштадт”

Проект 636.3

Дизель-электрическая подводная лодка “Новороссийск”Дизель-электрическая подводная лодка “Ростов-на-Дону”Дизель-электрическая подводная лодка “Старый Оскол”Дизель-электрическая подводная лодка “Краснодар”Дизель-электрическая подводная лодка “Великий Новгород”Дизель-электрическая подводная лодка “Колпино”Дизель-электрическая подводная лодка “Петропавловск-Камчатский”Дизель-электрическая подводная лодка “Волхов”Дизель-электрическая подводная лодка “Магадан”Дизель-электрическая подводная лодка “Уфа”

История создания дизельных подводных лодок Проекта 644

Первые крылатые ракеты для первых ракетных подводных лодок

К началу 1950-х г.г. в СССР, как и в США велись активные работы по созданию крылатых ракет для вооружения подводных лодок. Общий недостаток и советских и американских ракет того периода заключался в большом количестве предстартовых операций.

Ракету перед стартом надо было тщательно подготовить — выкатить из ангара, разложить крылья, и только после этого запускать — притом, строго из надводного положения. Учитывая, что дальнобойность ракет того времени редко достигала даже полутысячи километров, подводная лодка с подобным вооружением становилась фактически «одноразовой»: если бы её не утопила авиация ещё в момент подготовки к стрельбе, то уж точно не дали бы уйти эсминцы противника.

Как раз в то же время в Советском Союзе был совершен качественный прорыв в деле конструирования ракетного вооружения. Конструкторское бюро Владимира Николаевича Челомея предложило совершенно новую идею. Ракета прямо на заводе «упаковывалась» в специальный контейнер и в дальнейшем не извлекалась из него ни на хранении, ни в боевом походе. Контейнер был для неё и защитным «чехлом» и «ангаром» и стартовой площадкой.

Советская крылатая ракета комплекса П-5

Старт ракеты происходил при помощи пороховых ускорителей а крылья автоматически раскрывались уже в полёте. В качестве носителя ракеты должны были использоваться переоборудованные торпедные дизельные подводные лодки проекта 613.

Так появилась первая в истории отечественного ракетостроения крылатая ракета П-5.

Подводные ракетоносцы проекта 644

Несмотря на новый принцип, крылатая ракета П-5 сохранила и ряд «плохих» черт предшественников, в частности, её запуск был возможен только из надводного положения, а дальность стрельбы составляла около 300 км. Однако, такие преимущества как компактность ракетного комплекса П-5 и выигрыш во времени подготовки запуска ракеты, явно перевешивали все недостатки.

Дизельная подводная лодка проекта 644, поворотные контейнеры крылатых ракет П-5 хорошо видны за рубкой

Испытания крылатой ракеты П-5 проводились на опытовой подводной лодки проекта 613 с индексом С-146 и были успешно завершены к 1959 году. А уже к концу 1960 года в составе ВМФ СССР таких лодок было шесть. Все они были переоборудованы из лодок проекта 613, и получили новый шифр: Проект 644.

Подводная лодка К-64 (БС-64) «Подмосковье» проекта 667БДРМ «Дельфин» ВМС России

АПЛ «Подмосковье» после завершения ремонта АПЛ «Подмосковье» вышла на ходовые испытания АПЛ «Подмосковье», церемония выхода из эллинга

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-64 «Подмосковье» стал третьим в серии из семи подводных крейсеров проекта 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV в терминологии НАТО) и относится ко второму поколению атомных подводных лодок. Головным является К-51 «Верхотурье» (введен в строй 29 декабря 1984 года), вторым — К-84 «Екатеринбург» (введен в строй 30 декабря 1985 года).

Проект 667-БДРМ был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».

РПКСН «Подмосковье» под именем К-64, строительный номер 381, был заложен 18 декабря 1982 года на стапелях «Северного машиностроительного предприятия» в городе Северодвинске. Спущен на воду 02 февраля 1986 года. Вступил в строй 23 декабря 1986 года. 24 февраля 1987 года вошёл в состав 13-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота.

Бортовые номера: 815 (1990 год), 855 (1992 год). Порт приписки Гаджиево.

Основные характеристики: Водоизмещение надводное 11740 тонн, подводное 18200 тонн. Длина наибольшая по КВЛ 167,4 метра, ширина корпуса наибольшая 11,7 метра, средняя осадка по КВЛ 8,8 метра. Скорость надводная 14 узлов, подводная 24 узла. Рабочая глубина погружения от 320 до 400 метров. Предельная глубина погружения от 550 до 650 метров. Автономность плавания от 80 до 90 суток. Экипаж составляет 140 человек.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение: 4 носовых аппарата 533 мм; 4 торпеды в аппаратах, 8 на стеллажах.

ПВО: ПЗРК.

В 1999 году корабль был выведен из состава флота и отправлен на ЦС «Звездочка» с целью прохождения среднего ремонта и переоборудования по проекту 09787 для выполнения специальных задач в интересах ГУГИ МО России. Тактический номер К-64 изменен на БС-64, лодке было присвоено имя «Подмосковье».

По состоянию на 2002 год из лодки вырезаны ракетные отсеки, планируется установка блока специальных отсеков с оборудованием и жилыми помещениями, взятого от подводной лодки БС-411 «Оренбург», проекта 09774, которая применялась как носитель атомных глубоководных аппаратов.

Находится на переоборудовании в цехе № 15 ЦС «Звёздочка».

11 августа 2020 года состоялась торжественная церемония вывода из эллинга.

22 октября 2020 года корабль покинул заводскую акваторию и вышел в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний. По сообщению от 26 декабря передана Военно-морскому флоту России после завершения ремонта, который проводился .

Боевое применение

Летом 2007 года в г. Электросталь Московской области на более дежурство поступил первый дивизион, оборудованный ЗРС С-400 «Триумф». В 2009 году прибавился еще и второй дивизион, который вместе с первым составил 606-й гвардейский зенитный ракетный пол (16 ПУ).

Зимой 2016 года в Электростали сформировали новый ракетный полк ЗРС С-400, которым был заменен 606-й зенитно-ракетный полк 4-й дивизии ПВО.

Осенью 2015 года представитель Воздушно-космических войск России сообщил, что ЗРК из Подмосковья был переброшен военно-транспортной авиацией РФ в Сирию в течение суток.

Весной 2011 года на дежурство заступил второй полк, оборудованный ЗРС С-400 – 210-й Краснознаменный зенитный ракетный пол в поселении Дмитров (2 дивизиона по 8 пусковых установок в каждом).

Зимой 2014 года было сформировано всего пять полков ЗРС С-400: в Подмосковье, на Тихоокеанском и Балтийском флотах, а также в Южном военном округе. В состав каждого пока относилось 2 дивизиона ЗРС С-400 и в каждом по 8 пусковых установок.

Осенью 2015 года, после того как Турцией был сбит российский самолет, ЗРС С-400 была установлена в Сирии на российской авиационной базе «Хмеймим» в Латакии. Переброска была выполнена на военно-транспортных самолетах АН-124 «Руслан», взятых на одном из подмосковных полков.

7 апреля 2017 года по Сирии были выпущены американские крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк» не были поражены системой С-400. Проведение операции спровоцировала негативную реакцию у официальных лиц Российской Федерации. Обозреватели National Interest полностью согласны с тем, что С-400 не использовался после предупрежения о ракетном обстреле со стороны США, поскольку обе ядерные сверхдержавы боялись по ошибке вступить в военную конфронтацию.

Вторая часть обозревателей выделяют общую проблему низколетящих целей. Дело в том, что без ассистированию самолета ДРЛО, такого, как А-50, а также наземные комплексы ПВО, даже не применительно к С-400, не способны наносить удар низколетящим военным объектам за пределами радиогоризонта, который составляет десятки километров с учетом использования вышек для РЛС. Специальные низковысотные обнаружители могут самостоятельно создавать зоны обнаружения на сверхмалых высотах на большй дальности, включая загоризонтные РЛС, РЛС на аэростатах, удаленные НВО вокруг центра, НВО с воздушным базированием (перехватчик МиГ-31 с 80-х гг. спосбен на самостоятельный преехват, вертолеты). Для прикрытия района около 2000 км2, защищаемого С-400, достаточно собственной зоны, но недостаточно для прикрытия удаленных объектов от дислокации С-400, если только ракета не управляется посредством данных радара самолета ДРЛО, зона защиты от низколетящих целей на сверхмалых высотах – в 10 раз больше. Противодействием мощной атаке крылатый ракетам является региональная система ПВО с массовым применением рассредоточенных ЗРК ближнего радиуса действия как «Тор» и «Бук», которые создавая множество зон ПВО радиусом нескольких десятков километров против низколетящей целей могут перекрыть полет для них на целой стране. Причем мобильность этих компонентов, в частности «Тора» на бронированной платформе, может вести огонь в движении и не имеющего координат GPS для поражения, делает такое ПВО сложноузявимым для удара крылатыми ракетами по другим самим. Развертывание таких комплексов, вероятно и запланировано в Сирии в качестве ответных мер от МО РФ, по мнению экспертов. Но принципиальным техническим решением, нивелирующим значение низкого полета крылатых ракет, является уже готовая интеграция С-400 с самолетами раннего предупреждения А-50/50У в режиме целеуказания и командования, где полученное предупреждение от самолета ДРЛО показывает рассредоточенным системам зенитно-ракетного комплекса разобрать секторы обстрела.

Основные характеристики

  • Скорость цели максимальная, км/с – 4,8
  • Дальность обнаружения, км – 600

Границы зоны прикрытия по дальности, км:

  • максимум – 400
  • минимум – 2.

Границы зоны прикрытия по высоте от аэродинамических целей (км):

  • максимум – до 30 (ракетой 40Н6Е) / до 27 (ракетами 48Н6ДМ)/ до 35 (ракетами 9М96М)
  • минимум – 0,005

Границы зоны прикрытия по дальности от всех доступных баллистических ракет, км

  • максимум – 60
  • минимум – 5.
  • Обстреливаемых одновременно целей максимум – 80 (10 целей каждый ЗРК, всего до 8 ЗРК под общим управлением) (до 2012 г. — 36 (6 ЗРК по 6 целей))
  • Наводимых на цели ракет максимум – 160 (20 ракет каждый ЗРК, всего до 8 ЗРК под общим управлением)
  • Готовность, минут – 0,6 из режима ожидания / развёрнутый на местности 3
  • Непрерывной работы часов – 10 000

Срок службы, лет:

  • компонентов – минимум 20.
  • ракет – 15.

Сборка ракеты-носителя

Дельта IV Heavy внутри мобильной башни обслуживания (MST).

После того как выполнено множество проверок, ракета-носитель с помощью мобильной башни перемещается горизонтально к стартовому столу, где устанавливается вертикально установщиком внутри мобильной башни обслуживания (Mobile Service Tower). На этом этапе присоединяются твердотопливные ускорители , если в них есть необходимость. После дополнительных проверок, полезная нагрузка, закрытая в головном обтекателе, транспортируется из ангара горизонтальной сборки к стартовой площадке и с помощью крана мобильной башни присоединяется к ракете-носителю. После этого ракета-носитель готова к запуску.

Дельта II (пр.667БД Мурена-М) 4 лодки

Подводная лодка класса Delta II
Обзор класса
Имя:Дельта II класса
Строители:Северодвинск
Операторы:Советский Союз
Предшествует:Дельта I класса
Преемник:Дельта III класс
Завершено:4
В отставке:4
Общие характеристики
Смещение:
  • Всплыл: 9350 тонн
  • Под водой: 10 500 тонн
Длина:155 м (508 футов 6 дюймов)
Луч:12 м (39 футов 4 дюйма)
Проект:9 м (29 футов 6 дюймов)
Движение:2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины, приводящие в действие 2 вала каждый, мощностью 41 МВт (55 000 л.с.)
Скорость:
  • Всплыл: 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч)
  • Под водой: 24 узла (44 км / ч; 28 миль / ч)
Ассортимент:Без ограничений, кроме продуктов питания
Дополнение:130
Вооружение:
  • Пусковые трубы Д-9Д для 16 БРПЛ Р-29Д
  • 4 × 533-мм (21 дюйм) торпедные аппараты
  • 2 × 400 мм (16 дюймов) торпедных аппарата

В Подводная лодка класса Delta II был большим баллистическая ракета подводная лодка предназначен для устранения недостатков подводной лодки класса Delta I. Конструкция по сути была такой же, однако субмарина была удлинена в четвертом и пятом отсеках на 16 метров (52 фута), чтобы можно было установить еще четыре ракетных аппарата. Новый тип Delta также получил дополнительные меры по снижению шума, включая паровые турбины установлен на амортизаторах, все трубы и гидравлическая система отделены от корпуса резиновыми изоляционными материалами, а также специальная гидроакустическое покрытие наносится на корпус.[нужна цитата ]

По сообщению НАТО, Delta II указывает на эту подводную лодку как на визуально различимый новый класс. Советское обозначение, 667BD Мурена-М указывает, что эта подводная лодка является улучшенной Delta I.

Было построено всего четыре подводных лодки этого класса, очевидно, в пользу постройки следующего класса, Delta III, и все Delta II были выведены из строя к 1996 году.

Послевоенные дизель-электрические подводные лодки

По окончании Второй мировой войны развитие подводных лодок происходило под сильным влиянием достижений германского флота. Германский Кригсмарине успел разработать весьма эффективные подводные аппараты, но, к счастью для союзников, поставить их на вооружение и использовать по назначению уже не удалось.

Боевая субмарина проекта 877 (тип «Варшавянка») ВМФ России

Советские конструкторы на базе германской подводной лодки серии XXI разработали лодку проекта 613 водоизмещением 1350 т. Ее энергетическая установка состояла из двух дизелей и электродвигателей. Вооружение включало 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата. Под водой лодка развивала скорость хода до 13,1 узла, в надводном положении — до 18,3 узла. Командование ВМФ СССР планировало построить сразу 340 таких лодок. С 1950 по 1957 г. удалось изготовить 215 единиц, что стало рекордной цифрой серийного выпуска подводных лодок в отечественном кораблестроении.

Примерно тогда же в Советском Союзе была разработана более крупная лодка проекта 641. Эта субмарина водоизмещением 1950 т имела на вооружении сразу 10 торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых) калибра 533 мм. Боезапас составлял 22 торпеды или 32 мины. Всего было построено 75 таких подводных кораблей.

Советская подлодка проекта 641

Новые германские лодки проекта 212 оснащаются гибридной двигательной установкой. Под водой используются аккумуляторные батареи, а для плавания в надводном положении — традиционный дизель-генератор. Лодка имеет водоизмещение 1830 т. Под водой она может идти со скоростью до 20 узлов, скорость надводного хода — 14,2 узла. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.

Высоким спросом на мировых рынках вооружений пользуются советские/российские подводные лодки проекта 877 «Варшавянка» и аналогичные им лодки проектов 636 и 677.

Подводная лодка проекта 613 советских ВМС

По проекту 877 изготовлено около 50 лодок. Они имеют водоизмещение 3950 т и оснащены энергетической установкой мощностью 3750 л. с. Скорость подводного хода достигает 17 узлов, надводного — 10 узлов. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.

Следует отметить, что наряду с традиционным торпедным вооружением многие современные дизель-электрические подводные лодки имеют и ракетное вооружение, причем крылатые и противокорабельные ракеты запускаются из стандартных торпедных аппаратов.

Подводная лодка номер U-31 проекта 212 ВМФ Германии

С 1990 по 2003 г. было построено 6 дизель-электрических подводных лодок типа «Коллинз» — единственных типов подводных лодок ВМФ Австралии. Эти субмарины водоизмещением 3353 т — настоящие гиганты среди дизель-электрических «одноклассниц». Их вооружение составляет 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом 22 торпеды. Вместо торпед могут использоваться ракеты «Гарпун» (боезапас 22 ракеты) или мины (44 штуки).

Таким образом, в течение полувека подводная лодка превратилась из плавсредства, способного лишь на непродолжительное время уходить под воду, в совершенный боевой корабль. Такое судно способно длительное время находиться под водой, перемещаться с высокой скоростью и поражать цели не только в море, но и на суше.

Субмарина типа «Коллинз» ВМФ Австралии

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий