Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж55 РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (СССР)
МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (индекс ГРАУ – 15Ж55 для подвижного комплекса и 15Ж65 для стационарного, код по договору СНВ – РС-12М2) – межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная на базе МБР РТ-2ПМ «Тополь». Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс – обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и КБ «Южное».
Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться жидкостным ракетным двигателем на перспективном монотопливе ПРОНИТ. Для подвижного комплекса в МИТ разрабатывалась двигательная установка на твердом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного – из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования.В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле КБ «Южное» прекратило свое участие в работах по комплексу). Указом президента РФ от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения – с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. Система управления разрабатывалась в НПЦ автоматики и приборостроения, боевой блок – во ВНИИЭФ. МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» имеет три ступени с твердотопливными маршевыми двигателями. Ступени выполнены из композитов путем намотки типа кокон. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решетчатые аэродинамические рули отсутствуют).
Двигатель 1-й ступени имеет тягу 100 тонн и время работы 60 секунд. Масса ступени 26 тонн, ее длина 8,5 метра.Двигатель 2-й ступени имеет тягу 50 тонн и время работы 64 секунды. Масса ступени 13 тонн, ее длина 6 метров.Двигатель 3-й ступени имеет тягу 25 тонн и время работы 56 секунд. Масса ступени 6 тонн, ее длина 3,1 метра.Метод старта – минометный для обоих вариантов.
Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 килотонн. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Предельная дальность стрельбы – 11 тысяч километров. Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведен из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырех успешных пусков, было начато серийное производство этих ракет.
25 декабря 1997 года на опытно-боевое дежурство были поставлены первые две МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Первые ракеты размещались в модифицированных шахтах, использовавшихся для ракет УР-100Н. В шахтном варианте базирования МБР была принята на вооружение летом 2000 года, после чего на летные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной пусковой установки был осуществлен 27 сентября 2000 года. Достоверных сведений о дате принятия МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» на вооружение нет. В связи с прекращением действия договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, в МИТ проводились работы по оснащению «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является МБР РС-24 «Ярс».
В 2011 году Министерство обороны РФ отказалось от дальнейших закупок ракетных комплексов «Тополь-М» в пользу дальнейшего развертывания МБР РС-24 «Ярс». По состоянию на конец 2012 года на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования.
Технические характеристики 15Ж55 РТ-2ПМ2 «Тополь-М»Стартовая масса, т 47,2Масса полезной нагрузки, т 1.2Тип головной части – моноблочная головная часть с ядерным боезарядомМощность ядерного боезаряда, Мт 0,55Максимальная дальность стрельбы, км 11 000#ввссссрроссииснг
Технические характеристики
Характеристики приведенные в таблице 1 даны при температуре окружающего воздуха +20 °С и номинальном напряжении 24 В. Допускаются отклонения ± 10 %.
Таблица 1 – Технические характеристики подогревателя
Параметры | Подогреватель «Прамотроник 16ЖД24» |
---|---|
Напряжение питания, В | 24 |
Применяемое топливо | Дизельное топливо по ГОСТ 305 (В зависимости от температуры окружающего воздуха) |
Теплоноситель | Тосол, антифриз |
Теплопроизводительность на режимах:
|
Расход топлива л/час на режимах:
- полный
- средний
- малый
* Потребляемая мощность, Вт не более, на режимах:
- полный
- средний
- малый
Рабочая температура ºС:
- минимальная
- максимальная
Режим запуска
Ручной
* Потребляемая мощность указана без учета мощности электронасоса (помпы).
Королёв и его команда
Главные конструкторы Советской ракетной программой занималась группа инженеров НИИ-88, которую возглавил С.П. Королёв. Его ближайшие помощники – В.П. Глушко, В.И. Кузнецов, В.П. Бармин и Н.А. Пилюгин отвечали за создание основных систем будущих ракетных комплексов. В дальнейшем они стали генеральными конструкторами ведущих КБ, и поныне составляющих ядро отечественной ракетно-космической отрасли.
Старт первой баллистической ракеты
Первая отечественная боевая баллистическая ракета Р-1 — это модифицированная версия немецкой трофейной ФАУ-2, фрагменты которой были вывезены из Германии в конце войны. В октябре 1948 года состоялись первые пуски. Советский Союз стал ракетной державой.
Чудо-оружие
Закрыв тему «орбитальных боеголовок», советские военные переключились на боеголовки обычные — возникли идеи насчет того, как сделать их более точными и менее уязвимыми перед американскими средствами ПРО.
Длительное время эти работы были покрыты мраком тайны и домыслов. Поэтому заявление, сделанное российским президентом Владимиром Путиным 18 февраля 2004 года на прессконференции в Плесецке по случаю завершения крупномасштабного учения «Безопасность2004», прозвучало как гром среди ясного неба и повергло наших западных «партнеров» в состояние, описываемое в медицине как шоковое.
Дело в том, что Путин произнес неожиданную фразу: мол, со временем на вооружение ВС России поступят «новейшие технические комплексы, которые в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью, высокой точностью и возможностью глубокого маневра по высоте и курсу». А потом добавил, словно сделал «контрольный выстрел в голову»: в его сообщении нет-де случайных слов, каждое из них имеет значение!
Лишь позднее первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Юрий Балуевский сообщил, что во время учений были произведены пуски двух МБР — «Тополь-М» и РС-18. Вот на последней-то и стоял «экспериментальный аппарат», который «может обходить региональные системы ПРО, обходить определенные средства, которые могут его контролировать, и, по большому счету, аппарат может решать задачи по преодолению систем ПРО, в том числе и перспективных».
Получается, что вместо типовой головной части, которая летит по неизменяемой баллистической траектории, у нас создается некое устройство, способное менять и направление, и высоту полета. По словам наших военачальников, такая система будет поставлена на вооружение до 2010 года.
Скорее всего, такой аппарат снабжается прямоточными воздушно-реактивными двигателями особой конструкции, которые и позволяют головной части маневрировать в атмосфере на гиперзвуковых скоростях. Говоря словами главы нашего государства, это очень «серьезные комплексы, которые не являются ответом на систему ПРО, но для которых что есть система ПРО, что нет системы ПРО — безразлично».
Так что МБР не просто не уходят в запас или отставку, а, наоборот, — продолжают совершенствоваться, обретают «вторую молодость».
Владимир Щербаков | Иллюстрации Михаила Дмитриева
Конструкционные особенности ракеты «Сатана»
Р-36М — это двухступенчатые ракеты, применяющие последовательные разделения ступеней. Баки с горючим и окислителем отделены при помощи совмещенного промежуточного днища. Бортовую кабельную сеть, и трубы пневмогидравлику проложили вдоль корпуса и закрыли их с помощью кожуха. Двигатель первой ступени располагает четырьмя автономными однокамерными ЖРД, с имеющейся турбонасосной подачей топлива по замкнутому циклу. Управление ракетой в полете происходит командами системой управления. Двигатель второй ступени содержит в себе наличие однокамерного маршевого и четырехкамерного рулевого ЖРД.
Также предусмотрено совершение пусков даже в обстановке применения ядерного оружия неприятелем возле позиции местоположения ракет. «Сатана» обладает темным теплозащитным покрытием. Им облегчается преодоление радиационных пылевых облаков, образовавшихся в результате применения ядерного оружия. Специальными датчиками, измеряемыми гамма- и нейтронные излучения при преодолении ядерного «гриба», регистрируется он и отключается система управления, причем при функционирующих двигателях. На выходе из зоны опасности автоматикой включается система управления и корректируется траектория полета. Собственно эти МБР обладали особо мощным боевым оснащением и комплексом преодоления ПРО.
Как бы там ни было, но до сей поры баллистическая ракета «Сатана» все еще остается непревзойденным и довольно-таки грозным российским оружием.
Гарантийные обязательства
1. Гарантийный срок эксплуатации подогревателя соответствует гарантийному сроку автомобиля; 2. В течение гарантийного срока неисправности, возникшие по вине изготовителя, устраняются персоналом уполномоченных сервисных центров с поставкой требуемых запасных частей за счет изготовителя. 3. Изготовитель не принимает претензии на некомплектные подогреватели, подогреватели с механическими повреждениями и с нарушением гарантийной пломбы. 4. Настоящая гарантия не распространяется на дефекты, возникшие в результате:
- форс-мажорных обстоятельств (удара молнии, пожара, затопления, недопустимых колебаний напряжения, ДТП);
- несоблюдения правил эксплуатации, предусмотренных руководством по эксплуатации.
Что такое баллистическая ракета
Много вопросов возникает в отношении отличий баллистических и крылатых ракет. Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что отличия сводятся к траектории полета.
Как это часто бывает, особенности кроются в названии. Так и название крылатой ракеты говорит само за себя. Большую часть пути крылатая ракета держится в воздухе за счет крыльев, представляя из себя по сути самолет. Наличие крыльев обеспечивает ей очень высокую маневренность, позволяющую не только менять траекторию движения, отклоняясь от средств ПВО, но даже лететь на высоте нескольких метров от земли, огибая рельеф. Так ракета и вовсе сможет остаться незамеченной для ПВО.
Это не самолет, а крылатая ракета.
Этот тип ракет имеет меньшую, в сравнении с баллистических, скорость, которая обусловлена, в том числе, более высоким лобовым сопротивлением. Тем не менее, они подразделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.
Первые развивают скорость, близкую к скорости звука, но не превышают ее. Примером таких ракет может быть знаменитая американская крылатая ракета ”Томагавк”. Сверхзвуковые ракеты могут развивать скорость до 2,5-3 скоростей звука, а гиперзвуковые, над которыми сейчас работает очень много стран, должны набирать 5-6 скоростей звука.
Еще один пример крылатой ракеты.
Баллистические ракеты летают немного иначе. Они имеют баллистическую траекторию и большую часть своего пути находятся в неуправляемом полете. Грубо говоря, это похоже на то, что ракету просто бросили в противника, как камень. Конечно, есть точный расчет и системы наведения, но именно такой относительно простой способ позволяет нести очень большой заряд, размер и вес которого существенно превышают то, что возьмет ”на борт” крылатая ракета.
Первые научные труды и теоретические работы, связанные с баллистическими ракетами, описаны еще в 1896 году К.Э. Циолковским. Он описал такой тип летательных аппаратов и вывел зависимость между многими компонентами ракеты и ее полета. Формула Циолковского до сих пор составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет.
Во многом именно этому человеку мы обязаны не только военными, но и мирными ракетами. К.Э. Циолковский.
Умение правильно прицелиться
Но все же главной «изюминкой» новых ракет стала система наведения. Инерциальная система при всей своей надежности и помехозащищенности не «ловит» отклонения от курса из-за ухода гироскопов и бокового сноса ракеты. На больших дальностях отклонение реальной траектории от заданной получается немалое. У новых американских КР оно составило 900 м на каждый час полета, а полет на максимальную дальность занимает 2,53 часа. Для компенсации накапливающейся ошибки добавили корреляционную систему с коррекцией по рельефу местности благо к тому времени спутники радиолокационной разведки позволяли создать подробную базу трехмерных изображений поверхности Земли. Так работает система наведения TERCOM той же «Томахоук». На заложенной в программе траектории выбираются несколько участков коррекции, оцифрованное радиолокационное изображение их рельефа закладывается в память бортовой ЦВМ при подготовке к пуску. После пуска с помощью стартового ускорителя (при наземном или морском базировании) или сброса с самолета ракета запускает маршевый двигатель и следует к цели по заданной траектории на высоте 60100 м (может снизиться и до 30 м), обходя препятствия и ранее выявленные сильные группировки ПВО и меняя курс каждые 100200 км. По достижении участка коррекции бортовой радиовысотомер СВЧ диапазона «ощупывает» подстилающую поверхность и получает радиолокационную карту рельефа. Карта оцифровывается, ЦВМ сравнивает полученный «слепок» с эталонным и по выявленным ошибкам выдает команды на корректирование траектории. В результате ракета выводится в район цели с точностью, недостижимой для предыдущих поколений. Круговое вероятное отклонение, то есть радиус круга, в который ракета попадает с вероятностью 0,5, не превышает 100 м. При ядерной БЧ этого вполне достаточно. На тех же основах работает, скажем, и система наведения ракеты Х-55 с высотой полета 40110 м ее инерциальная система сопряжена с доплеровским измерителем скорости и сноса и системой коррекции по рельефу местности.
Семейство стратегических крылатых ракет, принятых в СССР, в целом подобно американскому. Однако с того же 1976 года НПО «Машиностроение» разрабатывало на основании несколько иных требований ракету «Метеорит» сверхзвуковую, с дальностью пуска до 5 000 км и универсального (воздушного, морского и наземного) базирования. Кроме прочих новшеств предполагалось оснащать ее устройством ионизации набегающего потока воздуха для формирования плазменного шлейфа. Последний должен был снижать сопротивление движению и резко уменьшить радиолокационную заметность ракеты технология, не реализованная в серии и поныне, однако до сих пор актуальная. Но работы по «Метеориту» свернули к концу 1980-х годов.
После подписания в 1987 году Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности развитие вооружений переориентировалось на «обычные» войны. В СССР и США началась модернизация стратегических КР с заменой ядерных боевых частей «обычными». Последние требовали большей точности системы наведения. И причиной американского «миролюбия» была уверенность в технологическом превосходстве и обеспечении большей точности попаданий своих ракет, а также большей эффективности обычных боевых частей. Так, американская пассивная оптико-электронная головка самонаведения системы DSMAC обеспечивала круговое вероятное отклонение не более 2030 м. Впрочем, оптический коррелятор по эталонному изображению местности получила и модификация советской ракеты Х-55 Х-55ОК. У американской «Томахоук» появились модификации BGM-109C с унитарной полубронебойной фугасной боевой частью для удара по защищенным объектам и BGM-109D с кассетной боевой частью для ударов по скоплениям войск, аэродромам и т.п. Правда, уменьшалась дальность пуска обычные боевые части больше весили и занимали больше места, чем ядерные. Скажем, у «Томахоук» максимальная дальность пуска составила 1 600 км, у неядерной КР воздушного базирования AGM-86С 1 100 км. Тем не менее переделку части ядерных ракет в «обычные» американцы периодически возобновляли по мере расходования последних. Что до наземных «Томахоук» BGM-109G, то их, согласно Договору, ликвидировали.
Стратегическая крылатая ракета Х-555, Россия, 2000 г. Класс «воздухземля»
Граниту — 30 лет
В условиях начавшегося послевоенного противостояния основная угроза нашей стране исходила со стороны Мирового океана. И если на суше наша страна в военном отношении не уступала США, их союзникам по НАТО и другим военным блокам, то на море их превосходство было абсолютным. Так, в 1968 году был заложен первый американский атомный ударный авианосец нового поколения CVN 68 «Нимиц» – родоначальник большой серии кораблей этого класса. По сравнению со своими предшественниками «Нимиц» имел более высокую живучесть и повышенную ударную мощь. Новые перехватчики взаимодействовали с палубными самолетами ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения), которые обладали способностью одновременно сопровождать несколько десятков самолетов и крылатых ракет, летящих на различных высотах (в том числе и предельно малых), на дальности до 300 км и наводить на них истребители-перехватчики. Рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосного соединения ВМС США значительно расширился, достигнув 450-500км. В результате «противоавианосные» возможности советских ПЛАРК проекта 675 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание нового, значительно более мощного и «дальнобойного» ракетного комплекса с подводным стартом, обеспечивающего нанесение маскированных ударов из-под воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей. Так, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 539-186 от 10.07.1969 года началась разработка противокорабельного ракетного комплекса «Гранит» дальнего действия для вооружения новых атомных ракетных подводных лодок и ракетных крейсеров.
Суть разработки заключалась в создании мощной группировки ударных атомных подводных лодок со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами большой дальности. Именно такой «машиной» стала созданная коллективом НПО машиностроения ракета «Гранит». По замыслу конструкторского коллектива ракета может применяться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок. Но не только высокие летные характеристики и защищенная от радиоэлектронного противодействия головка самонаведения позволяют ракете «Гранит» устойчиво сохранять свои уникальные боевые возможности. Главное достоинство ракеты – реализация оригинальных способов наведения на цель. В ней воплотился богатый опыт НПО машиностроения по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля одной ракетой или залпом против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все непревзойденные тактические возможности российского оружия
Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ракеты заложены электронные данные по современным классам кораблей
К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней – конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе. Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. После пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. После длительных и всесторонних испытаний, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686-214 от 19.07.1983 года комплекс «Гранит» был принят на вооружение атомных подводных лодок нового поколения пр.949, 949А, тяжелых атомных ракетных крейсеров пр.1144,1144.2 и тяжелых авианесущих крейсеров пр.1143.5. Сегодня в ОАО «ВПК «НПО машиностроения» реализуется программа поддержки высокой эффективности ракеты «Гранит» на протяжении всего срока ее службы. Реализованные в конструкции ракеты «Гранит» технические решения уже легли в основу концепции создания нового типа противокорабельных ракет.
Константин ДАНИЛОВ, Главный конструктор по направлению
ТОП-5 самых мощных ядерных ракет в мире
М51
Франция на сегодняшний день является третьей по ядерному арсеналу страной. Впереди только США и Россия. Французская межконтинентальная баллистическая ракета M-51
представляет собой самое грозное оружие в распоряжении этой страны.
M-51. Фото из открытых источников
Дальность полета ракеты составляет 10 000 километров. Она поступила в распоряжении стратегических сил Франции в 2010 году. Ее размещают на субмаринах класса Triomphant
. На таких подводных лодках имеются 16 пусковых шахт для M51. Головная часть каждой ракеты оснащена четырьмя термоядерными блоками по 300 килотонн или шесть блоков по 100 кт.
МБР оснащена большим количеством систем, усложняющих ее перехват вражескими средствами противовоздушной обороны. Ее высокая точность попадания не оставит противникам ни единого шанса. Точность попадания – 200 метров. Стартовая масса равна 56 тоннам.
UGM-133A Трайдент II
Данная межконтинентальная баллистическая ракета создана в США. Она обладает дальностью 11 300 километров. Она базируется на субмаринах класса Огайо. Впервые ее пуск был совершен в 1987 году.
Конструкторы наделили ее продвинутым блоком управления и наведения, что обеспечивает впечатляющую максимальную точность попадания – 90 метров. Высокая дальность поражения целей и вместе с морским базированием, делает ее настоящим смертоносным орудием. Восемь термоядерных блоков по 475 килотонны каждый могут с легкостью стереть с лица земли несколько целей противника. Стартовая масса- 59 тонн.
DongFeng 5A
На третьем месте расположилась самая дальнобойная китайская ракета. Она способна поражать цели на расстоянии 13 000 километров. Ее изначально разрабатывали для уничтожения стратегических целей на территории США. О поступлении этой ракеты на дежурство стало известно в 1993 году. Для осуществления управления межконтинентальной баллистической ракетой используется бортовой компьютер и инерциальная система наведения.
Головная часть разделяется, что дает возможность нанести непоправимый урон нескольким важным целям на вражеской территории. Средняя точность ракеты равна 1000 метрам. Однако согласно некоторым данным она в два раза выше – 500 метров. Стартовая масса DongFeng 5A
равна 183 тоннам. В боевое оснащение МБР входит шесть ядерных блоков индивидуального наведения. Каждый из них имеет мощность в 350 килотонн.
Примечателен тот факт, что на сегодняшний день в распоряжении Китая находится 36 таких ракет. 13 из них направлены на США.
Р-29РМУ2 Синева
На втором месте расположилась российская МБР третьего поколения. Она встала на дежурство в 2007 году. «Синева» способна уничтожать цели на расстоянии в 11500 километров, что дает возможность ликвидировать практически любого врага.
При этом такие межконтинентальные баллистические ракеты базируются на подводных лодках. Таким образом, они могут «достать» любую вражескую цель на Земле. Головную часть оснастили несколькими ядерными боеголовками индивидуального наведения. Управления полетом МБР происходит при помощи ГЛОНАСС. Запуск ракеты можно осуществлять с глубины 55 метров. Стартовая масса Р-29РМУ2 Синева
составляет 40 тонн. Точность попадания равна 500 метрам. В боевое оснащение входит десять ядерных блоков индивидуального наведения. Каждый из них обладает мощностью 100 килотонн.
P-36M (СС-18 Сатана)
Первое место получила самая мощная ракета не только в России, а и в мире. Созданная еще в советские времена P-36M
обладает фантастической дальностью поражения цели – 16000 километров. Ее десять термоядерных блоков могут превратить в горстку пепла 10 индивидуальных целей.
Благодаря эффективной системе преодоления противоракетной обороны не даст возможности противникам помешать ей достигнуть цели. Время готовности «Сатаны» лишь немного превышает минуту. Это значит, что всего через минуту после начала подготовки ракеты, она может вылететь из шахты и сравнять с землей любого агрессора, который решил посягнуть на целостность страны. Именно она в свое время поставила жирную точку в гонке вооружений между Москвой и Вашингтоном.
Американские военные называли эту МБР не иначе как «оружие судного дня». Точность попадания P-36M равна 220 метрам. Стартовая масса составляет 211 тонн. Боевое оснащение состоит из десяти термоядерных блоков, по 800 килотонн мощности каждый.
Р-36М «Сатана»
0 Разработчик: КБ «Южное» Длина: 33, 65 м Диаметр: 3 м Стартовый вес: 208 300 кг Дальность полета: 16000 км Советский стратегический ракетный комплекс третьего поколения, с тяжёлой двухступенчатой жидкостной, ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой 15А14 для размещения в шахтной пусковой установке 15П714 повышенной защищённости типа ОС.
×
«Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали американцы. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана.
Ни одна система ПРО неспособна была противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 16 тысяч метров. После создания Р-36М, Советский Союз мог не беспокоится «гонки вооружений».
Однако в 1980-ые «Сатана» был модифицирован, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 — Р-36М2 «Воевода», против которой ничего сделать не могут сделать и современные американские ПРО.
«Баллистики» против «Бури»
В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.
В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.
Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.
Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.
Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.
Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.