Подводные лодки проекта 949А – одиссея «Антея»

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

Литература и источники информации

  • Апальков Ю.В Подводные лодки Советского флота 1945-1991 г.г. Том 1. — Моркнига, 2009. — ISBN 978-5-903080-55-7
  • Ильин В., Колесников А. Подводные лодки России. — Астрель, 2006. — ISBN 5-271-14736-3
  • В. Демьяновский, А. Котлобовский Подводный щит СССР. — Майор, 2003.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_949_%C2%AB%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%C2%BB
  • https://deepstorm.ru/
  • https://militaryrussia.ru/blog/topic-609.html
  • https://topwar.ru/19696-atomnye-podvodnye-lodki-s-krylatymi-raketami-proekt-949-granit-oscar-i-class.html

Характеристики

Ниже представлены характеристики АПЛ проекта 949А:

  • водоизмещение надв., м. куб. – 12500;
  • водоизмещение подв., м. куб. – 22500;
  • энергетическая установка — 2 × ОК-650 (с мощностью 2 х 190 Мв);
  • надводная скорость, узлов – 15;
  • подводная скорость, узлов – 32;
  • макс. глубина погружения, м – 600;
  • автономность, суток – 120;
  • экипаж, чел. – 94;
  • вооружение — 24 ПКР «Гранит», ТА 650 мм — 4 шт., ТА 533 мм — 4 шт.

Будущее

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

Строительство

В 1982—1996 годах построено 11 кораблей из 18 запланированных, одна лодка потеряна, К-329 достраивают по проекту 09852, остальные разобраны на стапеле или отменены.

Представители проекта

Цвета таблицы: Белый  — не достроена или утилизирована не спущенной на воду Зелёный  — действующая в составе ВМФ России Синий  — находится в ремонте или на модернизации Красный  — списана, утилизирована или потеряна

Название Зав. №Заложена Спущена В строюФлотСостояниеПримечания
К-148 «Краснодар»61722.07.198203.03.198530.09.1986Несла службу на СФ, утилизирована в 2014 году
К-173 «Красноярск»61804.08.198327.03.198631.12.1986Несла службу на ТОФ, утилизирована в 2016 году
К-132 «Иркутск»61908.05.198529.12.198730.12.1988ТОФРемонт и модернизацияПроходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года
К-119 «Воронеж»63625.02.198616.12.198829.12.1989СФВ строюВ 2011 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-410 «Смоленск»63709.12.198620.01.199022.12.1990СФВ строюВ 2014 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-442 «Челябинск»63821.05.198718.06.199028.12.1990ТОФРемонт и модернизацияПроходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года
К-456 «Тверь»64909.02.198828.06.199118.08.1992ТОФВ строюДо 20.06.1996 «Касатка», до 28.01.2011 «Вилючинск».
К-266 «Орёл»65019.01.198922.05.199230.12.1992СФВ строюВ 2017 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-186 «Омск»65113.07.198910.05.199315.12.199310.12.1993ТОФВ строю29 июня 2019 года передана после ремонта Тихоокеанскому флоту
К-141 «Курск»66222.03.199016.05.199420.01.199530.12.1994Несла службу на СФ, 12.08.2000 погибла со всем экипажем в Баренцевом море, к 2002 году поднята и к 2004 году утилизирована.
К-150 «Томск»66327.08.199120.07.199630.12.1996ТОФВ строюВ 2014 году окончен ремонт на ДВЗ «Звезда»
К-329 «Белгород»66424.07.199220.12.201223.04.2019 12.2020СФШвартовные испытанияДостраивается по специальному проекту. Станет носителем ПЛАСН проекта «Посейдон»
К-135 «Волгоград»67502.09.1993Не достраивалисьВ 1998 году снята с производства и была законсервирована.В 2012 году разобрана на металл.
К-160 «Барнаул»676н/дГотовность на 2002 год составляла 49 %.В 2012 году разобрана на металл.
К-?677н/дЗакладывались по проекту 949У
К-?678н/д
К-?679н/д
К-?не закладывалась

Главное

13 мая 2020 года

Huntington Ingalls Industries передала ВМС США эсминец DDG-119 «Дэлберт Д.Блэк»

Командование ВМС США объявило приемке после завершения испытаний построенного на предприятии Ingalls Shipbuilding компании Huntington Ingalls Industries (HII) эсминца УРО (DDG-119) «Дэлберт Д.Блэк» класса «Арли Берк».

12 мая 2020 года

В Японию доставлены первые конвертопланы MV-22B «Оспри»

На авиабазу КМП США «Ивакуни» в префектуре Ямагути на острове Хонсю доставлены первые 2 из 17 заказанных Силами самообороны Японии конвертоплана MV-22B «Оспри».

8 мая 2020 года

В австралийском подразделении Boeing состоялась выкатка первого БЛА Loyal Wingman

Компания Boeing 5 мая объявила о состоявшейся в ее подразделении Boeing Australia выкатке первого опытного образца перспективного БЛА Loyal Wingman, разработанного для ВВС Австралии.

7 мая 2020 года

В Египет прибыла третья ДЭПЛ класса «Тип-209/1400mod»

Минобороны Египта 6 мая сообщило о прибытии на военно-морскую базу «Рас эль-Тин» (Александрия) третьей из четырех заказанных ДЭПЛ класса «Тип-209/1400mod».

6 мая 2020 года

Austal построит шесть патрульных кораблей класса «Кейп» для ВМС Австралии

Компания Austal Limited (Austal) объявила о подписании ее подразделением Austal Australia контракта на строительство шести усовершенствованных патрульных кораблей класса «Кейп» (Cape) для ВМС Австралии.

30 апреля 2020 года

Компания Saab передала ВВС ОАЭ первый самолет ДРЛОиУ «ГлобалАй»

Шведская компания Saab 29 апреля объявила о передаче ВВС ОАЭ первого самолета ДРЛОиУ «ГлобалАй» (GlobalEye). После завершения церемонии на предприятии в Линчепинге самолет выполнил перелет в Абу-Даби.

29 апреля 2020 года

ВВС Франции получили 17-й самолет ВТА A-400M «Атлас»

Генеральная дирекция по вооружениям (DGA) Министерства вооруженных сил Франции 27 апреля объявила, что 17-й самолет ВТА А-400М «Атлас», предназначенный для ВВС страны, 24 апреля приземлился на авиабазе «Орлеан-Бриси».

28 апреля 2020 года

ВМС США приняли последний истребитель F/A-18 E/F «Супер Хорнет» версии Block-2

Командование ВМС США объявило о приемке последнего многоцелевого истребителя F/A-18E/F «Супер Хорнет» версии Block-2, выпускавшихся с 2005 года.

27 апреля 2020 года

ВМС США приняли на вооружение эсминец (DDG-1000) «Зумвальт»

Командование ВМС США 24 апреля объявило о вводе в боевой состав флота головного эсминца нового поколения (DDG-1000) «Зумвальт» после завершения активации его основных боевых систем.

24 апреля 2020 года

ВМС Чили приняли фрегаты класса «Аделаида» из состава ВМС Австралии

В Сиднее состоялась церемония поднятия чилийского флага на фрегатах ПВО FFG-11 «Капитан Прат» (ранее FFG-06 «Ньюкасл») и FFG-14 «Альмиранте Латорре» (ранее FFG-05 «Мельбурн»), приобретенных Чили из состава ВМС Австралии.

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95 , была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий