Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju.87 «Штука»

Литература

  • Fritz X. Zobel. Deutsche Sturzkampfbomber Ju 87 in Einsatz // Waffen-Arsenal. — 1995. — № 1995.
  • Deutsche Sturzkampfflugzeuge Ju 87, Ju 88 // Waffen-Arsenal. — № 133.
  • Shigeru Nohara, Masatsugo Shiwaku. Junkers Ju87D/G Stuka. — Dai Nippon Kaiga Co. Ltd, 1994. — (Aero Detail). — ISBN 4499226341.
  • Ju87 Stuka. — Squadron/Signal publications, 1986. — (Aircraft In Action).
  • Heinz J. Nowarra & Edward T.Maloney. Junkers Ju-87 Stuka. — Aero Publishers, 1966. — (Aero Series).
  • Matthew Willis. JUNKERS JU 87 STUKA. — MMPBooks, 2008. — (MMP: Yellow). — ISBN 978-8389450494.
  • Nick Beale. Ghost Bombers. The Moonlight War of NSG 9. — Classic Publications, 2001. — ISBN 1903223156.
  • John Weal. Junkers Ju87 Over The Mediterranean. — del Prado, 1999. — (Aircraft Of The Aces). — ISBN 8483722089.
  • Bily M., Velek M. Junkers Ju87A Stuka. — MBI, 1991. — (Letadla). — ISBN 8483722089.
  • Warpaint Junkers Ju 87 Stuka. — Hall Park Books, 2000. — (Warpaint Series).

Боевое применение

Тимур Фрунзе сбивает Ju-87

Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании. В 1936—1937 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона «Кондор». В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года лётчики «Кондора» пересели на Ju 87 B.

Stuka использовалась в авангарде немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года, являясь ключевым элементом немецкого блицкрига. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф. Нойберт сбил польский истребитель PZL P.11, пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким. После этого Ju 87 успешно применялся во время вторжения в Норвегию, Голландию и Францию.

Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью. Слабое оборонительное вооружение делало её лёгкой добычей вражеских истребителей. Во время Битвы за Британию немцы осознали, что для успешного использования «Штук» предварительно должно быть достигнуто превосходство в воздухе. Из-за слишком больших потерь применение этих самолётов в битве за Британию было приостановлено.

После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту. В средиземноморье самолёт успешно использовался против кораблей. Ju 87 также использовался в югославской операции и греческой операции. Кроме того бомбардировщики Ju 87 поддерживали танковые удары африканского корпуса в северной Африке.

Ярким примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей является случай, когда 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своём P-40 «Tomahawk».

В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на завершающих стадиях войны. Так, старший лейтенант Горовец в одном бою сбил девять бомбардировщиков.

В последние месяцы войны Ju 87 был заменён на штурмовые варианты Fw-190A.

Процедура пикирования

Junkers Ju 87 G-2 в музее RAF в Хэндоне

Находясь на 4600 метрах, пилот отыскивает цель бомбометания через наблюдательное окно в полу кабины. После выпуска аэродинамических тормозов и убавления газа он переворачивал самолёт на 180 градусов и переходил в пикирование под углом 60—90 градусов. Для контроля угла пикирования относительно горизонта на остеклении фонаря кабины была нанесена градусная сетка.

Когда самолёт приближался к земле, загоралась лампочка на контактном альтиметре (обычно, на высоте 450 метров). Пилот сбрасывал бомбы нажатием кнопки на ручке управления, тут же включался механизм автоматического выхода из пикирования. Захват, находившийся под фюзеляжем, отводил бомбу от воздушного винта, и самолёт начинал выравниваться с перегрузкой до 6 g.

Когда нос «Штуки» оказывался выше горизонта, воздушные тормоза убирались, дроссель открывался и шаг винта устанавливался на набор высоты. Пилот брал управление и возвращался к нормальному полёту. Оставшиеся бомбы под консолями крыла могли быть использованы на другие цели.[источник не указан 2311 дней]

Итальянские пилоты при атаке английских кораблей на Средиземном море выработали другой метод: пикирование проводилось под умеренными углами — 40-50 градусов — но без использования воздушных тормозов, вследствие чего скорость постоянно росла, что затрудняло ведение зенитного огня.

Основные модификации Юнкерс Ju-87 Stuka:

Ju 87 V1 — прототип; двигатель Rolls-Royce Kestrel V (640 л.с); имел разнесенное хвостовое оперение (1 экз.);

Ju 87 V2, V3 — прототипы; двигатель Jumo 210Аа (610 л.с); имели однокилевое хвостовое оперение (2 экз.);

Ju 87 V4 — прототип; увеличено вертикальное оперение; вооружение: 1 пулемет MG 17 в правом крыле (1 экз.);

Ju 87А-0 — предсерийный; двигатель Jumo 210Са (640 л.с); установлено упрощенное крыло (10 экз.);

Ju 87А-1 — начальная серия; как А-0; вооружение: 1 пулемет MG 17 в правой консоли крыла и 1 пулемет MG 15 в кабине;

Ju 87A-2 — улучшенный A-1; двигатель Jumo 210Da (680 л.с.) с турбонагнетателем; было модернизировано радиооборудование ;

Ju 87 V6 — двигатель Jumo 211А (1000 л.с); одна конверсия А-1;

Ju 87 V7 — прототип; изменен фонарь; увеличено вертикальное хвостовое оперение; имел шасси в обтекателях (1 экз.);

Ju 87В-0 — предсерийный; как V7 (10 экз.);

Ju 87В-1 — предсерийный; установлен форсированный двигатель Jumo 211Da (1200 л.с); модифицирован фюзеляж и обтекатели шасси; установлен прицел Revi 12CI; модернизировано радиооборудование; имел дополнительный пулемет MG 17 в левой консоли крыла; бомбовая нагрузка — 700 кг; заводы Weser и Junkers;

Ju 87B-1/U2 — заводская модификация; конверсия В-1; улучшено радиооборудование;

Ju 87В-2 — улучшенный В-1; модернизирован радиатор; установлен новый трехлопастный воздушный винт; бомбовая нагрузка — 1000 кг; некоторые самолеты исполнены в тропическом варианте (B-2tp); завод Weser;

Ju 87B-2/U2, U3, U4 — заводские модификации В-2; улучшено радиооборудование (U2); установлено дополнительное вооружение (U3) и лыжное шасси (U4);

Ju 87С-0 — предсерийный; версия палубного пикирующего бомбардировщика; корабельная модификация Ju 87В; установлены катапультная лебедка, тормозной крюк и складывающееся крыло;

Ju 87С-1 — серийный; недостроен; переоборудован в В-2;

Ju 87 V21/25 — прототипы;

Ju 87D-1 — версия пикирующего бомбардировщика и самолета непосредственной поддержки; улучшенный В-2; двигатель Jumo 211J-1 (1400 л.с); переделана моторама и фонарь кабины; увеличено вертикальное хвостовое оперение; усилено бронирование; увеличен запас топлива; вооружение: 2 пулемета MG 17 (к.) и 2 пулемета MG 17 (или MG 81) (к.э.); некоторые самолеты выполнены в тропическом варианте (D-1tp);

Ju 87D-2 — модификация D-1; усилен фюзеляж; установлен крюк для буксировки планеров;

Ju 87D-3 — как D-1; версия штурмовика; усилено бронирование; в ночном варианте устанавливались пламягасители;

Ju 87D-4 — предполагаемая серия бомбардировщика-торпедоносца; подвешивалась торпеда LTF 56 или LTF 5W калибра 533 мм; конверсия D-1 и D-3;

Ju 87D-5 — версия самолета непосредственной поддержки (штурмовика); увеличен размах крыла; не имел тормозных щитков; усилено бронирование кабины; 2 -пулемета MG 17 (к.) заменены на пушки MG 151/20;

Ju 87D-7 — версия ночного штурмовика; модификация D-3, 4, 5; двигатель Jumo 211Р (1500 л.с); 2 пулемета MG 17 (к.) заменены на пушки MG 151/20; установлено оборудование для ночных полетов и пламя-гасители;

Ju 87D-8 — как D-7; дневная версия; конверсия D-5. Все Ju 87D произведены на заводах Junkers и Weser;

Ju 87Е — палубная версия; корабельная модификация Ju 87D; только проект;

Ju 87F — переконструированный Ju 87D; увеличен размах крыла; двигатель Jumo 213 (1750 л.с); только проект;

Ju 87G-1, G-2 — конверсия D-1, D-5; противотанковая версия; вооружение: 2 х 37-мм пушки ВК 3,7 (Flak 18) (к.г.);

Ju 87Н-1, 3, 5, 7, 8 — версия учебно-тренировочного самолета с двойным управлением; конверсия D-1, 3, 5, 7, 8 соответственно; модифицирована задняя часть кабины; без вооружения и бомбодержателей;

Ju 87R-1 — версия дальнего противокорабельного бомбардировщика; модификация В-2; имел дополнительный топливный запас в подкрыльевых топливных баках; бомбовая нагрузка — 250 кг;

Ju 87R-2, 3, 4 — модификация R-1; имели небольшие изменения оборудования;

Ju 187 — модификация Ju 87F; двигатель Jumo 213А (1776 л.с); имел убирающееся шасси; модифицировано крыло; только проект. Всего произведено — 5709 экз. всех модификаций.

История создания

В апреле 1934 года отдел лётной техники управления вооружений сухопутных войск объявил конкурс на создание пикирующего бомбардировщика (SturzKampfFlugzeug). В конкурсе участвовали компании Heinkel c He 118, Arado c Ar 81, Blohm + Voss c На-137 и Junkers c Ju 87. После проведения сравнительных испытаний в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине Ju 87 был объявлен победителем.

В августе 1934 г. американская «Стандарт Ойл» приобрела в Германии 730 тыс. акров земли и построила крупные нефтеперерабатывающие заводы, которые снабжали нацистов нефтью. Тогда же в Германию из США было доставлено тайно самое современное оборудование для авиационных заводов, на котором начнётся производство немецких самолетов.

От американских фирм «Пратт и Уитни», «Дуглас», «Бендикс Авиэйшн» Германия получила большое количество военных патентов, и по американским технологиям строился «Юнкерс-87».

Конструктором машины был Герман Польман (Hermann Pohlmann). Первый полёт в 1935 году. Первое боевое применение — в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Всего было построено более 6500 Ju 87.

Модули

  • Таблица
  • Дерево

Двигатель

УровеньДвигательМощность двигателя, л.с. / ТягаТипМасса, кгСтоимость,
VI Jumo 211 F1340водяного охлаждения62754100
VII Jumo 211 P1500водяного охлаждения63860300
VII NAME_MODULE_JUMO-211P_SPEC_TOP_JU-87G_11500водяного охлаждения63860300

Конструкция

УровеньКонструкцияЖивучестьМасса, кгСтоимость,
IV Ju 87 D-5550582628000
V Ju 87 G-2600473246500

Крыльевое вооружение

УровеньПулемётКалибрНачальная скорость снаряда, м/сУронСкорострельность, выстр/минМасса, кгСтоимость,
VI 20-мм MG-151/20 (1941) (К)201360904209035950
VI WEAPON_NAME_G37MM-BK-37-P_SPEC_TOP_JU-87G_1378002404518047000

Турель

УровеньТурельКалибрПулемётУронСкорострельность, выстр/минМасса, кгСтоимость,
V 7,92-мм MG-81 Z13.215630541400
V 7,92-мм MG-81 Z13.215630541400

Двигатель

VI

ДвигательJumo 211 Da

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с.1200
Типводяного охлаждения
Масса, кг605

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

VI

Jumo 211 Da

VI7400

ДвигательJumo 211 F

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с.1340
Типводяного охлаждения
Масса, кг627
Стоимость:
Стоимость исследования7400
Стоимость покупки54100

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka, Junkers Ju 88 P

VI7400

Jumo 211 F

VII9700

ДвигательJumo 211 P

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с.1500
Типводяного охлаждения
Масса, кг638
Стоимость:
Стоимость исследования9700
Стоимость покупки60300

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

VII9700

Jumo 211 P

VII

ДвигательNAME_MODULE_JUMO-211P_SPEC_TOP_JU-87G_1

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с.1500
Типводяного охлаждения
Масса, кг638

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

VII

NAME_MODULE_JUMO-211P_SPEC_TOP_JU-87G_1

Конструкция

IV

КонструкцияJu 87 D-5

Характеристики:
Живучесть550
Масса, кг5826

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

IV

Ju 87 D-5

V3200

КонструкцияJu 87 G-2

Характеристики:
Живучесть600
Масса, кг4732
Стоимость:
Стоимость исследования3200
Стоимость покупки46500

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

V3200

Ju 87 G-2

V

Конструкция

Характеристики:
Живучесть600
Масса, кг4732

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

V

Крыльевое вооружение

VI

Пулемёт20-мм MG-151/20 (1941) (К)

Характеристики:
Калибр20
Начальная скорость снаряда, м/с1360
Урон90
Скорострельность, выстр/мин420
Масса, кг90

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka, Focke-Wulf Fw 190 A-5

VI

2×20-мм MG-151/20 (1941) (К)

VI7300

Пулемёт37-мм BK 3.7 (П)

Характеристики:
Калибр37
Начальная скорость снаряда, м/с800
Урон240
Скорострельность, выстр/мин45
Масса, кг180
Стоимость:
Стоимость исследования7300
Стоимость покупки47000

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka, Henschel Hs 129 B, Junkers Ju 88 P

VI7300

2×37-мм BK 3.7 (П)

VI

ПулемётWEAPON_NAME_G37MM-BK-37-P_SPEC_TOP_JU-87G_1

Характеристики:
Калибр37
Начальная скорость снаряда, м/с800
Урон240
Скорострельность, выстр/мин45
Масса, кг180
Стоимость:
Стоимость покупки47000

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

VI

2xWEAPON_NAME_G37MM-BK-37-P_SPEC_TOP_JU-87G_1

VIJu 88 P →

Турель

IV

Турель7,92-мм MG-81

Характеристики:
Калибр13.2
Пулемёт1
Урон32
Скорострельность, выстр/мин30
Масса, кг5

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

IV

7,92-мм MG-81

V

Турель7,92-мм MG-81 Z

Характеристики:
Калибр13.2
Пулемёт1
Урон56
Скорострельность, выстр/мин30
Масса, кг5

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

V

7,92-мм MG-81 Z

V2715

Турель7,92-мм MG-81 Z

Характеристики:
Калибр13.2
Пулемёт1
Урон56
Скорострельность, выстр/мин30
Масса, кг5
Стоимость:
Стоимость исследования2715
Стоимость покупки41400

Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka

V2715

7,92-мм MG-81 Z

Вооружение отсутствует

Вооружение отсутствует

Вооружение отсутствует

Премиумный самолет Подарочный самолет

Комплектация

В стандартной компоновке автомат М16 содержит приспособления для чистки оружия, которые размещаются в прикладке. В правой части ствольной коробки имеется «досылатель» затвора. Последний используется в тех случаях, когда недостаточно энергии, которая обеспечивается ходом возвратной пружины.

М16 – автомат, который может комплектоваться подствольным гранатометом калибра 40 мм. Современные модификации образца также содержат металлические направляющие для установки различного рода оптики.

В модификации М16А2 представлен отражатель, который открывает возможность для ведения стрельбы как с правого, так и левого плеча.

В битве под Курском

Первое крупное использования немецких противотанковых самолетов произошло в битве под Курском. В начале июля 1943 г. противотанковые эскадрильи на восточном фронте смогли использовать более 5100 машин «Хеншель Hs 129» (Henschel Hs 129B), «Юнкерс Ю-87G» и «Мессершмитт Bf 110G» (Messerschmitt Bf 110G). Однако, основной удар танковых бомбардировщиков по-прежнему ложился на плечи «Штук», которые атаковали бомбами.

Штурмовик СС Вильгельм РОЕС (Wilhelm ROES) пережил наступление на Курск в качестве радиста для связи с самолетами на командном танке лейбштандарта «Адольф Гитлер»:

13 июля 1943 года командование 9 армии севернее Курска также подтвердило то, что В.Роес пережил на юге:

Советские танки, пораженные пикированием

Под дружественным огнем

Время от времени войска могли на себе почувствовать, что значит быть целью атаки «Штуки». Так, Рудольф фон Риббентроп (Rudolf von Ribbentrop) командир  танковой роты лейбштандарта:

Риббентроп и его люди слегка отстали. Другим же повезло меньше. 13 июля 1943 г. Георг ЛУТТЕР (Georg LUTTER) военнослужащий противотанкового подразделения, стал свидетелем того, как Ю-87 «Штука» непреднамеренно атаковала их позицию:

Наземная команда на полевом аэродроме у «Штуки». 1942 г.

Основные модификации Юнкерс Ju-87 Stuka:

Ju 87 V1 — прототип; двигатель Rolls-Royce Kestrel V (640 л.с); имел разнесенное хвостовое оперение (1 экз.);

Ju 87 V2, V3 — прототипы; двигатель Jumo 210Аа (610 л.с); имели однокилевое хвостовое оперение (2 экз.);

Ju 87 V4 — прототип; увеличено вертикальное оперение; вооружение: 1 пулемет MG 17 в правом крыле (1 экз.);

Ju 87А-0 — предсерийный; двигатель Jumo 210Са (640 л.с); установлено упрощенное крыло (10 экз.);

Ju 87А-1 — начальная серия; как А-0; вооружение: 1 пулемет MG 17 в правой консоли крыла и 1 пулемет MG 15 в кабине;

Ju 87A-2 — улучшенный A-1; двигатель Jumo 210Da (680 л.с.) с турбонагнетателем; было модернизировано радиооборудование ;

Ju 87 V6 — двигатель Jumo 211А (1000 л.с); одна конверсия А-1;

Ju 87 V7 — прототип; изменен фонарь; увеличено вертикальное хвостовое оперение; имел шасси в обтекателях (1 экз.);

Ju 87В-0 — предсерийный; как V7 (10 экз.);

Ju 87В-1 — предсерийный; установлен форсированный двигатель Jumo 211Da (1200 л.с); модифицирован фюзеляж и обтекатели шасси; установлен прицел Revi 12CI; модернизировано радиооборудование; имел дополнительный пулемет MG 17 в левой консоли крыла; бомбовая нагрузка — 700 кг; заводы Weser и Junkers;

Ju 87B-1/U2 — заводская модификация; конверсия В-1; улучшено радиооборудование;

Ju 87В-2 — улучшенный В-1; модернизирован радиатор; установлен новый трехлопастный воздушный винт; бомбовая нагрузка — 1000 кг; некоторые самолеты исполнены в тропическом варианте (B-2tp); завод Weser;

Ju 87B-2/U2, U3, U4 — заводские модификации В-2; улучшено радиооборудование (U2); установлено дополнительное вооружение (U3) и лыжное шасси (U4);

Ju 87С-0 — предсерийный; версия палубного пикирующего бомбардировщика; корабельная модификация Ju 87В; установлены катапультная лебедка, тормозной крюк и складывающееся крыло;

Ju 87С-1 — серийный; недостроен; переоборудован в В-2;

Ju 87 V21/25 — прототипы;

Ju 87D-1 — версия пикирующего бомбардировщика и самолета непосредственной поддержки; улучшенный В-2; двигатель Jumo 211J-1 (1400 л.с); переделана моторама и фонарь кабины; увеличено вертикальное хвостовое оперение; усилено бронирование; увеличен запас топлива; вооружение: 2 пулемета MG 17 (к.) и 2 пулемета MG 17 (или MG 81) (к.э.); некоторые самолеты выполнены в тропическом варианте (D-1tp);

Ju 87D-2 — модификация D-1; усилен фюзеляж; установлен крюк для буксировки планеров;

Ju 87D-3 — как D-1; версия штурмовика; усилено бронирование; в ночном варианте устанавливались пламягасители;

Ju 87D-4 — предполагаемая серия бомбардировщика-торпедоносца; подвешивалась торпеда LTF 56 или LTF 5W калибра 533 мм; конверсия D-1 и D-3;

Ju 87D-5 — версия самолета непосредственной поддержки (штурмовика); увеличен размах крыла; не имел тормозных щитков; усилено бронирование кабины; 2 -пулемета MG 17 (к.) заменены на пушки MG 151/20;

Ju 87D-7 — версия ночного штурмовика; модификация D-3, 4, 5; двигатель Jumo 211Р (1500 л.с); 2 пулемета MG 17 (к.) заменены на пушки MG 151/20; установлено оборудование для ночных полетов и пламя-гасители;

Ju 87D-8 — как D-7; дневная версия; конверсия D-5. Все Ju 87D произведены на заводах Junkers и Weser;

Ju 87Е — палубная версия; корабельная модификация Ju 87D; только проект;

Ju 87F — переконструированный Ju 87D; увеличен размах крыла; двигатель Jumo 213 (1750 л.с); только проект;

Ju 87G-1, G-2 — конверсия D-1, D-5; противотанковая версия; вооружение: 2 х 37-мм пушки ВК 3,7 (Flak 18) (к.г.);

Ju 87Н-1, 3, 5, 7, 8 — версия учебно-тренировочного самолета с двойным управлением; конверсия D-1, 3, 5, 7, 8 соответственно; модифицирована задняя часть кабины; без вооружения и бомбодержателей;

Ju 87R-1 — версия дальнего противокорабельного бомбардировщика; модификация В-2; имел дополнительный топливный запас в подкрыльевых топливных баках; бомбовая нагрузка — 250 кг;

Ju 87R-2, 3, 4 — модификация R-1; имели небольшие изменения оборудования;

Ju 187 — модификация Ju 87F; двигатель Jumo 213А (1776 л.с); имел убирающееся шасси; модифицировано крыло; только проект. Всего произведено — 5709 экз. всех модификаций.

Боевое применение

Тимур Фрунзе сбивает Ju-87

Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании. В 1936—1937 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона «Кондор». В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года лётчики «Кондора» пересели на Ju 87 B.

Stuka использовалась в авангарде немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года, являясь ключевым элементом немецкого блицкрига. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф. Нойберт сбил польский истребитель PZL P.11, пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким. После этого Ju 87 успешно применялся во время вторжения в Норвегию, Голландию и Францию.

Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью. Слабое оборонительное вооружение делало её лёгкой добычей вражеских истребителей. Во время Битвы за Британию немцы осознали, что для успешного использования «Штук» предварительно должно быть достигнуто превосходство в воздухе. В частности, 18 августа 1940 года в одном бою британские «Харрикейны» сбили 16 пикирующих бомбардировщиков, при этом сами британцы в этом бою потеряли на земле от ударов «Юнкерсов» не менее 22 самолётов уничтоженными и более 30 повреждёнными. Из-за слишком больших потерь применение этих самолётов в битве за Британию было приостановлено.

После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту. На Средиземном море самолёт успешно использовался против кораблей. Ju 87 также использовался в югославской операции и греческой операции. 22 мая 1941 во время боёв за Крит, «Юнкерсы» потопили английский крейсер HMS Gloucester, погибло почти 700 британских моряков. Кроме того, бомбардировщики Ju 87 поддерживали танковые удары африканского корпуса в северной Африке.

Ярким примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей является случай, когда 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своём P-40 «Tomahawk».

В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на завершающих стадиях войны. Так, старший лейтенант Горовец в одном бою сбил девять бомбардировщиков[источник не указан 91 день] (эта версия основана на свидетельстве не названных наземных подразделений, наблюдавших бой одинокого советского самолёта с группой немецких и затем обнаруживших обломки девяти немецких самолётов (не уточняется, девяти Ju-87 или девяти самолётов разных типов; также неясно, были они сбиты в одном бою или в разных) на ограниченном участке земли, из-за чего и возникла версия, что все они сбиты Горовцом[источник не указан 91 день].

В последние месяцы войны Ju 87 был заменён на штурмовые варианты Fw-190A.

Последним заметным участим пикировщиков данного типа было их использование в ходе подавления Варшавского восстания в августе-сентябре 1944 г., где они использовались в условиях практического отсутствия противодействия ПВО.

Процедура пикирования

Junkers Ju 87 G-2 в музее RAF в Хэндоне

Итальянские пилоты при атаке английских кораблей на Средиземном море выработали другой метод: пикирование проводилось под умеренными углами — 40-50 градусов — но без использования воздушных тормозов, вследствие чего скорость постоянно росла, что затрудняло ведение зенитного огня.

В заключении

Уже весной 1943 г. стало ясно, что у классической Ю-87
«Штука» в долгосрочной перспективе нет будущего из-за ее низкой
скорости. Генерал-фельдмаршал Эрхард МИЛЬХ (Erhard MILCH), генеральный инспектор люфтваффе, 6
апреля 1943 г. выразился так:

Руководство ВВС отказалось от разработки модели-преемника,
потому что для строительства новой конструкции потребовались бы годы. Таким
образом, модель Ю-87 оставалась на службе до конца войны.

Подводя итог, можно сказать, что «Штука» была
гораздо более эффективна при борьбе с танками, чем это часто считается в наши
дни. Это относится как к бомбовым версиям «Юнкерс Ю-87», так и к
«пушечным». 26 июля 1943 г. советский маршал Николай ВОРОНОВ докладывал Сталину:

Эта оценка вытекала в первую очередь из-за «Штук», которых особенно боялись из-за их высокой точности.

Боевое применение[править]

Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании. В 1936 – 1937 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона “Кондор”. В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года лётчики “Кондора” пересели на Ju 87 B.

Stuka использовалась в авангарде немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года, являясь ключевым элементом немецкого блицкрига. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф. Нойберт сбил польский истребитель PZL P.11, пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким. После этого Ju 87 успешно применялся во время вторжения в Норвегию, Голландию и Францию.

Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, “Штука” обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью. Слабое оборонительное вооружение делало её лёгкой добычей вражеских истребителей. Во время Битвы за Британию немцы узнали, что прежде, чем могут быть использованы штурмующие самолёты, должно быть достигнуто превосходство в воздухе. Из-за слишком больших потерь применение этих самолётов в битве за Британию было приостановлено.

После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту. В средиземноморье самолёт успешно использовался против кораблей. Ju 87 также использовался в югославской операции и греческой операции. Кроме того бомбардировщики Ju 87 поддерживали танковые удары африканского корпуса в северной Африке.

Ярким примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей является случай, когда 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своём P-40 “Tomahawk”.

В больших количествах “Штуки” применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС, подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на завершающих стадиях войны. Так, старший лейтенант Горовец в одном бою сбил 9 бомбардировщиков.

В последние месяцы войны Ju 87 был заменён на штурмовые варианты Fw-190A.

Процедура пикированияправить

Находясь на 4600 метрах, пилот отыскивает цель бомбометания через наблюдательное окно в полу кабины. После выпуска аэродинамических тормозов и убавления газа он переворачивал самолёт на 180 градусов и переходил в пикирование под углом 60 – 90 градусов. Для контроля угла пикирования относительно горизонта на остеклении фонаря кабины была нанесена градусная сетка.

Когда самолёт приближался к земле, загоралась лампочка на контактном альтиметре (обычно, на высоте 450 метров). Пилот сбрасывал бомбы нажатием кнопки на ручке управления, тут же включался механизм автоматического выхода из пикирования. Захват, находившийся под фюзеляжем, отводил бомбу от воздушного винта, и самолёт начинал выравниваться с перегрузкой до 6 g.

Когда нос “Штуки” оказывался выше горизонта, воздушные тормоза убирались, дроссель открывался и шаг винта устанавливался на набор высоты. Пилот брал управление и возвращался к нормальному полёту. Оставшиеся бомбы под консолями крыла могли быть использованы на другие цели.

Конструкция

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей. Например, автоматические воздушные тормоза под обеими консолями крыла для обеспечения вывода самолёта из пикирования, даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирена, называемая «иерихонской трубой» и применявшаяся до 1943 года. Она приводилась в действие потоком набегавшего воздуха и производила вой во время пикирования, помогая пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости), а также оказывая психологическое воздействие на противника. Так же сирена была необходима для того, чтобы в случае отказа автоматики вывода из пикирования пилот не забыл убрать воздушные тормоза при выводе самолёта из пикирования, так как полет и набор высоты с выпущенными тормозами невозможен. Хвостовое оперение представляло собой однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера. Внутренние триммеры служили лётчику для облегчения управления самолётом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и, в целом, всего самолёта были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты.

Неубираемые шасси позволяли взлетать с импровизированных аэродромов, расположенных близко к линии фронта, и быстро оказывать поддержку наступающим наземным силам вермахта.

В заключении

Уже весной 1943 г. стало ясно, что у классической Ю-87
“Штука” в долгосрочной перспективе нет будущего из-за ее низкой
скорости. Генерал-фельдмаршал Эрхард МИЛЬХ (Erhard MILCH), генеральный инспектор люфтваффе, 6
апреля 1943 г. выразился так:

Руководство ВВС отказалось от разработки модели-преемника,
потому что для строительства новой конструкции потребовались бы годы. Таким
образом, модель Ю-87 оставалась на службе до конца войны.

Подводя итог, можно сказать, что “Штука” была
гораздо более эффективна при борьбе с танками, чем это часто считается в наши
дни. Это относится как к бомбовым версиям “Юнкерс Ю-87”, так и к
«пушечным». 26 июля 1943 г. советский маршал Николай ВОРОНОВ докладывал Сталину:

Эта оценка вытекала в первую очередь из-за “Штук”, которых особенно боялись из-за их высокой точности.

Описание конструкции

Схема Junkers Ju.87C

Фюзеляж

Фюзеляж цельнометаллический и овальный в сечении. Отличием от Ju.87B-1 являлось наличие кронштейнов для катапульты, которые устанавливались снизу фюзеляжа. В хвосте находилась надувная лодка и комплект морского спасательного снаряжения. Кабина пилотов находится посередине фюзеляжа. Фонарь кабины состоит из четырёх частей: переднего козырька, сдвижной части фонаря у летчика, неподвижной части между летчиком и бортстрелком и сдвижной части у бортстрелка.

Крыло и оперение

Крыло цельнометаллическое. Крыло выполнено по схеме «обратная чайка» с характерной W-образной формой. Отличием от Ju.87B-1 являлось уменьшение размаха крыла до 13,19 м. На версии Ju.87C-0 консоли крыла складывались вручную. На версии Ju.87C-1 хотели установить гидравлическую систему складывания консолей. Основное отличие заключалось в том, что в консолях надувных баллонов, увеличивающих плавучесть при аварийной посадке. Оперение однокилевое.

Шасси

Шасси неубирающиеся, классической конструкции. Стойки шасси накрывались съемными обтекателями и были взаимозаменяемы. Амортизация стоек – масляно-пневматическая. Размеры основных колес – 840×300 мм. В случае экстренной посадки на воду шасси имели возможность отстрела. Для посадки на авианосец использовался гак.

Силовая установка

Силовая установка состояла из V-образного двигателя жидкостного охлаждения Junkers Jumo-211Da мощностью 1200 л.с. Для увеличения дальности предусмотрели 300-л подвесные баки и 48-л маслобак.

Вооружение

Самолёты Ju.87C имели точно такое же вооружение как и сухопутные Ju.87B:

  • два 7,92-мм пулемета MG 17 (в крыльях).
  • один 7,92-мм пулемет MG 15 (на подвижной установке назад).

Также все самолёты имела подфюзеляжные держатели для 300-литровых баков, одной бомбы SC 500 весом 500-кг или 4 бомб SC 50 весом по 50-кг каждая и одной бомбы SC 250 весом 250 кг..

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий