Современные танки
После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.
Первым послевоенным массовым танком нового образца стал Т-54 вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах Т-55. Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.
После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название Т-62.
Родоначальником классических основных танков стал Т-64. Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).
Следующие серийные модели Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95 стали воплощением человеческого гения, не изменяясь в классическом понимании, но изменения в «начинке» делало их совершенно разными, и в тоже время похожими.
Тактико-технические характеристики танка Вездеход
Экипаж, чел.: 1Производитель: Российская империя Мастерские в РигеГоды разработки: 1914—1915Годы производства: 1915Годы эксплуатации: Не принят на вооружениеКоличество выпущенных, шт.: 1 опытный
Вес танка Вездеход
– 3,5 тонн
Размеры танка Вездеход
– Длина корпуса, мм: 3600- Ширина корпуса, мм: 2000- Высота, мм: 1500
Вооружение танка Вездеход
– Пулемет: 1×7,62-мм
Двигатель танка Вездеход
– Тип двигателя: «Volt», карбюраторный, 2-цилиндровый, жидкостного охлаждения- Мощность двигателя, л. с.: 10
Похожее
Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк “Черный орел” Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) – немецкий танк
Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель
Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение
Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель
Тип 10 – японский танк
Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Первый русский танк “Вездеход” Пороховщикова (1915 г.)
Тип 99 – китайский танк
Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)
Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение
Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Тип 95 “Ха-Го” ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня
История изобретения
Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.
Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.
Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.
В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.
Первый советский танк
Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.
Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.
В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.
До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.
Описание конструкции[править]
Длина машины составляла 3,6 метра, ширина — 2 метра, высота (без башни) — 1,5 метра, окончательный вес предполагался равным 3,5 — 4,0 тоннам, экипаж — 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч.. Танк Пороховщикова «Вездеход» покинул стены мастерских 18 мая 1915 года, успешно прошел испытания в июне 1915 г.
В конструкции этого танка уже были предусмотрены все основные элементы современных боевых машин — броневой корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель. Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. По хорошей дороге «Вездеход» должен был двигаться на заднем (ведущем) барабане и колесах, а на рыхлом грунте ложиться на гусеничную ленту. Такая схема, при относительной простоте, обладала одним глобальным недостатком — фактически «Вездеход» мог двигаться только по прямой, поскольку поворот направляющих колес влево-вправо мог привести к их полной поломке.
Корпус и бронированиеправить
Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая гусеничная лента. Натяжение ленты регулировалось с помощью натяжного приспособления и натяжного барабана.
Самой интересной разработкой Пороховщикова были форма корпуса и конструкция брони: её сделали многослойной. Тем не менее, зимой 1916 г. военные прекратили финансирование работ. А танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов XX века. Также существует версия того, что чертежи Пороховщикова были использованы британскими инженерами для своих разработок.
Весной 1915 года Пороховщиков предложил броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Котельное железо отжигалось «по способу, составляющему секрет изобретателя», а в качестве прокладки «после громадного числа опытов» он выбрал сушеную и прессованную морскую траву. Особо подчеркивал автор дешевизну «железной брони», возможность гнуть и варить её.
Бронирование состояло из лицевого цементированного 2-мм стального листа, амортизирующей прокладки из волос и водорослей, и еще одного стального листа с суммарной толщиной 8 мм.
Вооружениеправить
«Вездеход» планировалось оснастить круглой башней с радиусом поворота 360 град. В башне установить 7,62-мм пулемёт Максима.
Двигатель и трансмиссияправить
Вращение на ведущий барабан ходовой части передавалось через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя мощностью 10 л.с. Удельное давление на грунт должно было составлять всего около 0,05 кг/см.кв. По бокам от гусеницы помещались две колонки с небольшими колесами, которыми водитель управлял с помощью штурвала — таким образом осуществлялся разворот всего корпуса.
Управление машиной осуществлялось с помощью размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес. В танке Пороховщикова для поворота впервые были применены бортовые фрикционы — механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков; на некоторых машинах они сохранились и до сих пор.
Ходовая частьправить
Конструкция «Вездехода» была необычна. Сварной каркас опирался на одну широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четырех барабанах, причем передний барабан был заметно приподнят над опорной поверхностью. Пятый барабан прижимал гусеницу сверху. Задний барабан был ведущим.
Танки 30-40 годов – болезнь подражания
Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.
Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.
Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.
Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.
Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».
За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.
Танки второй мировой
Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.
В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».
В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.
Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.
Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)
Первый русский танк “Вездеход” Пороховщикова (1915 г.)
Вездеход — вездеходная машина, разработанная конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым в России в 1914—1915 годах. В связанных с этой машиной разработках А. А. Пороховщиков рассматривал также возможность установки на неё бронирования и вооружения, из-за чего в советской и современной российской литературе «Вездеход» часто рассматривается, как один из первых русских проектов танка (танкетки).
Эту бронированную боевую машину принято считать первым русским танком. А. А. Пороховщиков придумал свое изобретение и отнес свой проект в Ставку Верховного главнокомандующего русской армией в 1914 году. В начале 1915 г. опытный образец боевой гусеничной машины «Вездеход» Пороховщикова был построен. Танк представлял собой одногусеничный, относительно нетяжелый агрегат. Броневая защита данной боевой машины была многослойна, хотя толщина брони составляла всего 8 мм и состояла из лицевого стального цементированного листа, амортизирующей прокладки из морской травы и волос и еще одного стального листа.
К стальной раме прикреплялись четыре пустотелых барабана: три опорных и один направляющий. Так выглядела несущая конструкция данной бронированной машины. От направляющего барабана отходили оси, которые входили в особые прорези стальной рамы, где они закреплялись с помощью двух винтов. Натяжка гусеницы регулировалась движением этого барабана вдоль прорезей. Верхняя часть гусеницы образовывалась за счет дополнительного натяжного барабана. Специальный фальшборт прикрывал ходовую часть гусеничного механизма. Кроме того, по бокам передней части танка были расположены два колеса, за счет которых танк мог поворачиваться. Эти колеса соединялись со штурвалом с помощью системы тяг и поворотных вилок.
Недостаток одногусеничного «Вездехода» заключался в непрочности резиновой ленты гусеничного механизма. Хотя сама гусеница была широка и позволяла танку совершать маневренные действия в условиях боя. За счет такой гусеницы бронемашина Пороховщикова не оседала днищем на препятствие, а преодолевала его. Новаторство этой боевой бронемашины состояло в использовании изобретателем некоторых механизмов автомобиля—особого движителя, планетарной коробки передач и рулевого управления. Автомобильный мотор в 20 л. с. служил силовой установкой данной бронемашины и находился в передней части рамы. Через карданный вал и механическую планетарную коробку передач на ведущий барабан поступал крутящий момент.
Танк Пороховщикова был оснащен одним или двумя пулеметами, которые находились наверху боевой машины, в ее цилиндрической башне. Внутри танка, в его средней части, на двух смежных сидениях должны были находиться два человека — водитель боевой машины и командир-пулеметчик.
В июне 1915 г. прошли испытания «Вездехода», в результате которых выявились неплохие разгонные качества и маневренность танка, его высокая скорость, хорошая проходимость даже в условиях канавы и глубокого песка. Но, несмотря на увеличение скоростных характеристик «Вездехода» Пороховщикова, к концу 1915 г. проект «заморозили», прекратив финансирование дальнейших работ по усовершенствованию этой бронемашины. Хотя сам Пороховщиков к началу 1917 г. усовершенствовал свой проект, дав ему условное название «Вездеход-2». Этот танк уже содержал 4 пулемета. Причем некоторые из этих пулеметов должны были располагаться в башне, которая имела особую конструкцию, которая позволяла каждому пулемету независимо друг от друга делать наводку на обстреливаемую им цель. Но, к сожалению, автомобильный комитет ГВТУ посчитал, что данная машина недостаточно совершенна, поэтому денег на ее доработку тоже не дали.
Тактико-технические характеристики танка Вездеход
Экипаж, чел.: 1Производитель: Российская империя Мастерские в РигеГоды разработки: 1914—1915Годы производства: 1915Годы эксплуатации: Не принят на вооружениеКоличество выпущенных, шт.: 1 опытный
Вес танка Вездеход
— 3,5 тонн
Размеры танка Вездеход
— Длина корпуса, мм: 3600— Ширина корпуса, мм: 2000— Высота, мм: 1500
Вооружение танка Вездеход
— Пулемет: 1×7,62-мм
Двигатель танка Вездеход
— Тип двигателя: «Volt», карбюраторный, 2-цилиндровый, жидкостного охлаждения— Мощность двигателя, л. с.: 10
Боевое применение
После того как в конце 1916 года машина была показана военным, она их полностью удовлетворила. Тем более что первые танки уже были применены на Сомме и проявили себя в высшей степени удачно. После чего русское военное руководство задумалось о том, что неплохо бы было иметь такой вид боевых машин. Таким образом, танк Пороховщикова оказался для российской армии очень кстати. Был сразу дан заказ Пороховщикову на выпуск 100 танков. Производство их было развёрнуто на заводе Пороховщикова в Петрограде.
К февралю 1917 года было построено 20 машин. Когда грянула революция, танки получили своё первое боевое крещение, что прискорбно, не против врагов России, а против своего народа. В ходе мятежа в Петрограде все 20 танков выехали на улицы города и участвовали в его подавлении.
К началу летнего наступления на германском фронте 1917 года в войска поступило 63 машины, которые были собраны в броневой полк. Большего количества машин Пороховщиков выпустить не смог по причинам перебоев с поставкой силовых агрегатов. Но даже этого количества танков хватило для взламывания германского фронта и развития наступления на Запад.
После сверхудачного боевого опыта применения танков, военное министерство разместило заказ на изготовление сразу 1000 боевых машин. А их производство, кроме завода Пороховщикова, было размещено ещё на заводе Руссо-Балт.
В 1917 году Пороховщиков подготовил пушечную модификацию своей машины. В достаточно просторной башне была размещена 47 мм пушка Гочкиса.
47 мм пушка Гочкиса
Первый русский танк был размером с «Запорожец»
Пионерами мирового танкостроения считаются англичане и немцы, которые начали активно использовать танкетки в в боевых действиях. Затем англичане построили тяжелые «Марки», а немцы «K-Wagen», который больше походил на ползущую крепость, чем на танк в современном понимании этого слова. Повоевать он так и не успел, оба экземпляра были уничтожены, а вот те же A7V успели показать себя в бою на заключительном этапе Первой мировой войны.
Но мало, кто знает, что первый танк разработал в Российской Империи конструктор с говорящей фамилией Александр Пороховщиков. Называлась машина «Вездеход», а так как автор проекта предусматривал установку на нем брони и вооружения, принято считать, что это и был первый танк. По другой версии, это все же Mark I, так как он был первым применен в боевых действиях.
Но самая идея появилась в России. Как писал сам Пороховщиков, глядя на солдат, перебегавших цепью, он подумал – невеселая штука бежать в атаку под пулеметами врага. Поэтому не лучше ли послать на штурм окопов не беззащитных людей, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами.
Будучи мастером Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге, Пороховщиков в 1914 году обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением создать боевую гусеничную машину для движения по бездорожью. Параллельно он «закинул удочку» в Особый комитет по усилению флота.
Шла Первая мировая война, и подобные инициативы приветствовались. В начале 1915 года проект утвердили и на постройку «Вездехода» было выделено 9660 рублей 72 копейки.
Строить опытный образец начали в Рижских авторемонтных мастерских , и уже в мае Пороховщиков испытал «Вездеход». Скорость была огромной по тем временам – 25 км/час, а в 1916 году танк и вовсе разогнался до 42 км/час.
Однако были обнаружены и существенные недостатки: машина плохо поворачивала, приходилось даже пользоваться шестом, а гусеница часто соскакивала с барабанов.
Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колесно-гусеничной. По дорогам «Вездеход» двигался на колесах и заднем барабане гусеницы, а когда на его пути встречалось препятствие ложился на гусеницу и «переползал» через него. Танк стал водонепроницаемым, но особого внимания заслуживала броня – комбинация из упругих и жестких слоев металла. Подобная конструкция будет использоваться только через полвека. Есть мнение, что англичане даже пользовались чертежами российского конструктора, когда проектировали свои танки.
На тот момент Пороховщиков опередил мировое танкостроение как минимум на несколько лет, однако зимой 1916 года военные прекратили финансирование проекта и потребовали деньги, потраченные на машину назад. Без малого, 18 тыс. рублей.
Но конструктор снова нашел, чем удивить военных, представив «Вездеход-2», вооруженный четырьмя пулеметами «Максим».
К сожалению, его «разнесли» из-за целого ряда конструкторских недочетов. Например, работа трех пулеметчиков одновременно по одному борту была невозможна ввиду недостаточного радиуса рубки, где был установлен «Максим». Танк уступал колесным машинам на дороге, что в общем, неудивительно. Машину было нужно дорабатывать. Но грянула революция, и поднимать заново танкостроение в СССР пришлось уже большевикам.