Поиск

Палица, или что общего у Геркулеса и ОМОНовца

Бумеранг

Кроме обыкновенных палиц, необходимо упомянуть еще и о палицах метательных — бумерангах. Изогнутые метательные дубинки появилось примерно в одно время с дротиками, и в отдаленные эпохи были очень широко распространены на Земле. Бумеранги присутствуют в числе находок эпохи мезолита на всех континентах. В частности, “классические” бумеранги — точная копия оружия австралийских аборигенов — обнаружены в торфяниках Голландии.

Около 10 тысяч лет назад бумеранги стали быстро вытесняться луком и стрелами. В результате до XIX века они сохранились только в Австралии. Кроме того, у некоторых племен Африки и у североамериканских индейцев сохранились иные версии метательной дубинки. Индейцы называли свою модель томагавком (обычно его ассоциируют лишь с метательным топором, но это неверно — томагавк делался и в виде легкой булавы).

Бумеранги бывали разные.

Ирокезы носили томагавки вместе с луками. Австралийские же охотники дополняли бумеранг копьеметалкой. Необходимость, кроме бумеранга, носить еще какое-то оружие была связана с его незначительной убойной силой. Деревянной дубинкой весом 500-700 граммов можно было пришибить птицу или мелкого зверя, но на крупных животных она не производила должного впечатления.

Другой вопрос, что обосновавшаяся в мире игры “Dark Sun” раса разумных насекомых три-кринов каким-то образом наловчилась делать бумеранги из камня… Ну, так то ж в “Dark Sun”. В нашем прозаическом мире каменный бумеранг сразу разбился бы.

Били метательные дубинки слабо. Зато плоский бумеранг летел на расстояние до 150 метров, а томагавк — на 70-80 метров. На расстоянии свыше 30 метров даже томагавк был значительно опаснее легкой стрелы с костяным наконечником. Кроме того, метательные палицы вращались в полете и поражали большую площадь.

В военных же целях бумеранг использовался только в древнем Египте. Да и то не долго. Отказ египтян от использования этого оружия, по всей вероятности, был связан с недостаточной убойной силой бумерангов.

Я вернусь!

Австралийские бумеранги.

Относительно склонности бумерангов возвращаться после броска уже давно ведется оживленная полемика. Причем последнее время бумерангам в этой способности чаще всего отказывают. И напрасно. Всякий бумеранг летит по дуге. И степень кривизны траектории зависит от его формы. Австралийские охотники, действительно, чаще всего делали свои бумеранги асимметричными: так, чтобы их путь в воздухе представлял собой окружность диаметром около 50 метров.

Правда, делали это австралийцы не затем, чтобы оружие возвращалось. Большая кривизна траектории уменьшала дальность полета снаряда, но позволяла поразить дичь с неожиданного направления. Например, сзади.

Дубина forever

Палицы, цепы, чеканы и буздыханы широко использовались
кавалерией. Только в 16-17 веках они оказались вытеснены саблями и палашами из
дешевой и гибкой доменной стали. С этой поры ударно-дробящее оружие (если не считать
таковым ружейный приклад) потеряло значение на войне. Зато прочно и, по всей видимости,
надолго обосновалось в полиции.

Выбор полицейскими в качестве холодного оружия именно дубинки
понятен. С одной стороны, дубинка достаточно удобна и эффективна. Во всяком случае,
дает своему владельцу преимущество против оппонента вооруженного ножом или кастетом.
С другой же стороны, убить или покалечить человека дубинкой достаточно сложно.
По крайней мере, если не ставить перед собой такой цели.

Тонфа
и ее резиновая наследница.

Дубинки
играли настолько важную роль в опасной и трудной службе стражей порядка, что в
20 веке даже подверглись усовершенствованиям. Казалось бы, что можно усовершенствовать
в оружии прослужившим 5 миллионов лет? Оказывается, можно.

Современная полицейская дубинка с дополнительной рукояткой
представляет собой уменьшенную копию древнекитайской “тонфы” или “костыля”. Дополнительная
рукоятка дает возможность наносить более многообразные удары.

Боевой шест

Гэндальф
с дрыном.

Посох — не только неотъемлемый атрибут фэнтезийного мага, но
и нередко сосредоточение его колдовской силы. Исчерпав же возможности заклинаний,
маги использовали посохи в качестве дубин. Ну, так принято считать…

Техника боя с шестом отнюдь не была прерогативой восточных
монахов. Напротив, в средние века ею владели все — от крестьян до рыцарей.
Причем первые в качестве шестов обычно использовали оглобли и колья, а вторые
— древки копий. Естественно, в арсенал приемов копейщика входили не только
колющие удары, но и удары древком. А ведь древко иногда оковывалось железом…

В новое время посохи “усохли” до скромного размера тростей.
Зато нередко в них стали скрываться стилеты либо свинцовая начинка. Так,
Пушкин, например, носил трость весом 8 кг. Свинцовая же трость российского
борца Ивана Поддубного весила целых 32 кг. Геракл отдыхает…

Оружие вождя

Уникальной чертой палицы является ее внеклассовость. С одной стороны, дубина традиционно выступала в качестве “оружия пролетариата”. С другой же стороны, такие символы власти, как гетманские булавы, скипетры и императорские жезлы, представляли собой те же самые дубинки — только богато разукрашенные.

А это палица какого-то земного владыки.

Почему именно дубина оказалась наиболее популярным оружием народной войны, понять легко. Но как случилось, что она стала еще и символом верховной власти?

Отношение к палице как к атрибуту правителя сложилось в очень давние времена — еще 10-15 тысяч лет назад. Конфликты между племенами охотников и собирателей в большинстве случаев были практически бескровными. Племя, со стороны которого к вечеру оказывалось больше раненых, признавало себя побежденным. Или не признавало. В этом случае спорный вопрос решался поединком вождей, которые уже бились насмерть.

Сражались они палицами. Такой выбор оружия был обусловлен тем, что распространенные в то время легкие щиты из прутьев и кожи легко выдерживали удары копья с костяным наконечником. Но от удара дубины гибкий щит не спасал.

Так палица стала первым оружием, предназначенным специально для войны, а не охоты. Позже, когда в моду вошли жесткие деревянные щиты, в ближнем бою стали использоваться топоры.

Славянский бог Перун сражается с львом. И где он нашел его в наших-то широтах…

В эпоху мезолита и неолита форма палиц была очень разнообразной. Египтяне и ливийцы предпочитали простые колотушки длиной всего около 60 см со сферической головкой из твердого дерева. В Южной Америке и Африке встречались ассегаи длиной 120 см с широким остроконечным деревянным “клинком” в одну или даже две трети длины. Ассегаями можно было как бить, так и колоть. В Азии широко были распространены палицы со сферическим каменным навершием. Американские же и полинезийские племена использовали “вороны” с одним или несколькими длинными направленными вперед деревянными шипами.

Иногда к изготовлению палиц применяли микролитическую (от греческого “микролит” — “мелкий камень”) технику. Так, макан представлял собой доску из твердого дерева, в края которой вклеивались осколки кремня или обсидиана, либо акульи или крокодильи зубы. Существовали как прямые маканы длиной до 100 см, так и более короткие варианты, имеющие форму весла, широкой капли или вытянутого овала.

Намного позже в христианской Европе палица снова приобрела особый статус, став излюбленным оружием духовного сословия. Католицизм запрещал служителям церкви проливать кровь, и вместо мечей и топоров священники вынуждены были орудовать палицами.

Ослоп

Геркулес опирается на свою мега- дубину.

Палица, как правило, тяжелым оружием не была. Для меча или топора увеличение веса означало и более высокую пробивную силу. Но палица пробивной силой не обладала в принципе. Для того же, чтобы успешно дробить человеческие кости, слишком уж большой вес и не требовался.

Тем не менее, существовали и гигантские двуручные палицы. Такие, как, например, дубина Геракла, которая, судя по некоторым изображениям, весила не менее 20 кг. Или почти такие: во всяком случае, сохранились как цельнодеревянные, так и цельнометаллические ослопы весом до 12 кг!

Ослопы, несомненно, были самым тяжелым холодным оружием. Даже двуручные мечи весили “всего” 4-8 кг. Но с мечом понятно — а палицу-то зачем делать настолько массивной, если на ее пробивной способности вес никак не сказывался?

Ну, щит, в который пришелся удар ослопа, может быть, и оставался цел… Так прямо целиком и улетал. Вместе со своим владельцем. Удар ослопа гарантировано сбивал врага с ног.

В исторических романах

Не фэнтези единым… Вот, например, в замечательном романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» можно повстречать немало описанного нами оружия. Разбойничий атаман Перстень, как и положено ему по чину, вооружен чеканом, крестьянский здоровяк Митька — ослопом, а сам князь и боярин Морозов — шестоперами. Кстати, одного из разбойников там зовут Шестопером…

В романе Н. С. Николаевского «Ермак» тоже можно увидеть чекан у Ермака, а у его соратников — пернач, брус и клевец.

А вот в романах из зарубежной истории с ними похуже — и это полностью соответствует правде жизни. Правда, в «Айвенго» встречается палица, но роль ей отведена незавидная: «острый меч храмовника разрубил ее, как тростинку, и обрушился на голову ее владельца». Видать, хиловаты палицы в старой Англии… Правда, не исключено, что дубина отца Тука была по сути своей ослопом.

Наименование

В настоящее время скала носит название «Палица Геркулеса». В прошлом её называли «Палица Крака», «Соколя-Скала» и «Чарчя-скала», каждое из которых связано с определённой легендой.

  • Палица Кра́ка. Наименование было связано с легендарным краковским князем Краком, который убил дракона своей палицей, а потом поставил её в Ойцовской (отцовской) долине в напоминание врагам, желавшим захватить Краков.
  • Соко́ля-Ска́ла (Соколиная Скала). В башне замка Пескова-Скала находился в заключении крепостной из близлежащего села. Этот крепостной был обвинён в том, что не мог работать из-за травмы ноги. Мужчина просил охранников отпустить его из темницы, потому что его семья находилась в большой нужде. Охранник поставил крестьянину условие — принести ему птенца из соколиного гнезда, которое находилось на вершине скалы возле замка. Через несколько дней, когда заключённый потерял всякую надежду исполнить условие, в камеру прилетели несколько десятков соколов и, схватив своими лапами мужчину, перенесли его к соколиному гнезду на скале, после чего мужчина смог взять птенца. Соколы перенесли крепостного обратно в камеру замка и удивлённый охранник был вынужден и исполнить своё обещание выпустить отца семейства.
  • Ча́рчя-Ска́ла (Чёртова Скала) или «Скала Твардовского». Наименование связано с героем польских сказок и легенд паном Твардовским. Во время правления последних представителей княжеского рода Пястов жил некий человек по имени «пан Твардовский», который, чтобы приобрести сверхъестественные способности, вступил в сделку с дьяволом. Одним из условий, которое выставил дьяволу Твардовский было перенести огромную скалу в Долину Прондник и установить её на узкой вершине.

Клевец

Если у чекана еще вытянуть рабочую часть, создав длинный клюв наподобие кирки, получится клевец (иногда его так и называют — «боевая кирка»).

Клевец.

Это — страшное оружие, против которого не помогают почти никакие доспехи. Большая масса, рубящий замах и острый клюв… Он не только пробивает защиту, но и наносит при этом страшные раны.

Однако клевец растерял многие замечательные свойства своей родни. И в первую очередь — его может заклинить, как в щите, так и в теле врага. Более того — он запросто может соскользнуть.

Зато он не слишком тяжел — бывали клевцы весом всего в килограмм и даже меньше. Кроме того, встречалась такая экзотика, как метательный клевец — нечто вроде индейского томагавка.

Иногда клевец относят к топорам. Но рубящие удары им невозможны, а потому едва ли такое определение правомерно. Эффект клевца представляет собой нечто среднее между ударным и колющим — его не особенно точат, но клин намного уже, чем у того же чекана.

Булава

Она же — насека. Головка ее — шарообразная либо грушевидная: латинское слово bulla и означает шарик (сравните с английским bullet — пуля). На ней могут быть выступы, но если это — длинные шипы, то и название оружию уже другое — моргенштерн.

Древнеегипетская булава.

Впервые она, по-видимому, появилась в Египте, причем еще в Древнем Царстве. Римляне знают булаву примерно со II века нашей эры. Однако массово ее ввели в обиход арабы: в их краях в ходу были легкие доспехи, против которых она работала превосходно. Особенно мощно булавы показали себя при завоевании Персии, славной своей кольчужной кавалерией. Неплохо помогали и в войнах с Византией.

У арабов булаву позаимствовали обитатели степи (хазары, печенеги, половцы), африканские народы (у них она состояла на вооружении вплоть до европейской колонизации), возможно — индийцы, а впоследствии, через крестоносцев — европейцы.

Правда, в Европе булаву знали и раньше, во времена франков, но потом она временно исчезла, сохранившись только у северян-викингов. От кого переняла это свое любимейшее оружие Русь — неизвестно, может, от степняков, а может, от варягов.

По мере утяжеления доспехов булава понемногу заменяется на пернач, чекан и моргенштерн. Но вот украинцы, основным противником которых долгое время были турки, применяли ее в неизмененном виде довольно долго. Именно булава стала знаком гетманской власти.

Это интересно: многие считают, что и не только гетманской, полагая, что булава — прообраз скипетра. Они отчасти правы, но только отчасти: исходно скипетр произошел от пастырского посоха, однако некоторые народы придали ему вид, более похожий на булаву. Скипетр российский, подаренный Борису Годунову Рудольфом II, тоже по сути своей жезл, хотя на гербе все больше и больше начинает напоминать булаву или пернач.

Мифология

Геракл

Геркулес – это, конечно, Геракл, просто в латинской транскрипции. А именно, сражающийся с драконом в одиннадцатом подвиге. Это – по его положению на небе. Но Гигин ссылаясь на Эсхила, на его “Прометея прикованного”, доносит до нас версию, что это иллюстрация сражения с Геракла лигурийцами в десятом подвиге. Порази меня Зевс, в “Прометее прикованном” нет такого сюжета! Но версия – есть, и Грейвс ее подтверждает.

По этой легенде Геракл, гнавший похищенных коров Гериона мимо Лигурийского мыса, подвергся нападению местных жители-лигурийцы. Воевали они по-советски: числом, а не умением, да так, что у Геракла кончились стрелы. Тогда Зевс наслал каменную тучу, высыпавшуюся на землю дождем булыжников. Геракл, встав на одно колено, начал собирать эти камни и метать их во врагов – и так победил!

Геракл, как известно, участвовал в походе аргонавтов, хотя довольно быстро вышел из игры. Некоторые античные историки считали, что с созвездием возникла путаница, и на самом деле на небо попал не Геракл, а какой-то другой аргонавт. Не известно какой. Так считает Паниассий, поэт 500 гг. до н.э. и дядя Геродота. Причины этого суждения покрыты мраком веков.

Коленопреклоненный

Есть старинная традиция, по которой созвездие Геркулес именуется “Коленопреклоненный”. Арат отказывается судить о соседе Медведиц:

Манилий, автор I века, тоже затрудняется и ничтоже сумняшись, пишет, что Коленопреклоненный один только и знает, почему застыл в этой позе, но другие авторы, соблазненные простором для трактовок, дают варианты – кто во что горазд.

Например, по расположению рядом созвездия Лира, это поэт Орфей, служитель нового сакрального культа, или другой поэт – Тамирид, ослепленный музами и разбивший свою лиру о камни.

Или Ликаон, или один из его пятидесяти сыновей Кефей. Оба претендуют на роль отца Каллисто, оплакивающего свою превращенную в созвездие дочь.

Или прикованный к скале Прометей.

Или Тесей, поднимающий скалу, под которой хранятся меч и сандалии его отца Эгея. Или уронивший (и поднимающий) Северную Корону. Или Лиру?.. Гигин, вон, цитирует Анакреонта:

Витрувий, хоть и архитектор по специальности, но писавший и астрономические / астрологические заметки, считает, что в созвездии запечатлен кентавр Несс. Почему кентавр? почему Несс? Ну, впрочем, последнее, возможно, связано с тем, что судьба этого невоздержанного кентавра была связана с судьбой Геракла. Я, однако, не нашел этого упоминания у Витрувия.

Дальше: Нис, царь Мегары, обладатель пурпурной пряди волос, делавшей его неуязвимым. Коварно предан собственной дочерью, срезавшей тую прядь, чтобы отдать ее врагу отца Миносу вместе с собственной невинностью. Каким образом ассоциируется с созвездием совершенно неясно.

Думаете всё? Нет! Меликерт, сын Ино, с которым обезумевшая мать прыгнула в море. Превращен в морское божество – Палемона. Геракла тоже звали Палемоном до того, как он получил свое прозвище. Из-за этой путаницы некоторые считают, что на небе – Меликерт. Ага, как бы не так!

Другая путаница – финикийский бог Мелькарт, которого отождествляли с Гераклом.

Буздыхан

Усовершенствование классической булавы — шар усыпан не слишком длинными, но внушительными остриями. Эта картинка нам всем хорошо знакома, потому что в играх и на иллюстрациях к фэнтези булаву чаще всего рисуют именно так.

Однако буздыхан был широко популярен только на Руси, у монголов и некоторых других сопредельных народов, в Европе его почти не встречалось. Наши же предки его знали и ценили; не случайно он дал название одному из ударов в технике русского кулачного боя.

Буздыхан.

В Средней Азии некоторое время бытовала двуручная разновидность буздыхана — гердан. Это — один из самых тяжелых видов холодного оружия в истории, и не диво, что герданы не слишком широко распространились. Удар им страшен, но длина слишком мала, и гердан, в отличие от ослопа, не создает вокруг своего владельца «круга безопасности».

Боевой топор

Топор также служил богатырям верою и правдою с незапамятных времен, но пешим. Был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Характерная черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии. Ученые выдвигал разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.

Многие Гераклы

Многообразие мифов о Геракле и наличие сходных героев у других народов привело античных филологов к предположению, что несколько людей носили это имя. Римский ученый Варрон насчитывает 24 Геракла, Иоанн Лид — 7. Согласно Птолемею Гефестиону, в культовом гимне фиванцев Геракла называли сыном Зевса и Геры.

Согласно речи Котты, Гераклов было шесть:

  1. Сын первого Зевса и Лисифои, состязался с Аполлоном за треножник,
  2. Египетский, рожден Нилом, сочинил фригийские книги.
  3. Из дигитов Иды, ему приносят жертвы на Косе.
  4. Сын Зевса и Астерии, почитаемый на Тире.
  5. В Индии, он же Бел.
  6. Сын Зевса третьего и Алкмены.
  • Геркулес, древнеиталийское божество, в Древнем Риме достаточно быстро отождествился с Гераклом.
  • Греки отождествляли Геракла с финикийским Мелькартом.
  • Родство с вавилонским Гильгамешем
  • Кельты почитали его как покровителя письменности и искусства бардов. Они придерживались традиции, согласно которой Геракл был — идейский Дактиль, которого они звали Огмий.

Копьё

В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.

Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.

Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.

Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.

Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии – «шишка», «набалдашник».

Культ Геракла

Игры Гераклеи, празднества в честь Геракла в Сикионе, Фивах и др.; состояли в шутках и забавах. Учреждённые в поминовение его смерти, они устраивались во второй день месяца метагейтниона.

Марафонские жители утверждали, что именно у них Геракл впервые стал почитаться богом.

В Фокиде было святилище Геракла Женоненавистника, жрец которого в течение года не должен спать с женщиной.

По Овидию день рождения Геракла праздновался в день зимнего солнцеворота, как и дни рождения Зевса, Аполлона и других календарных богов. По Феокриту Гераклу было десять месяцев, когда солнце покидало двенадцатое созвездие Зодиака, то есть Алкмена родила его в день весеннего равноденствия, когда италийцы, вавилоняне и другие народы праздновали Новый год: «Зевса осветил чертог, где происходили роды». Четвёртый день месяца посвящался Гераклу как основателю Олимпийских игр — ему принадлежал каждый четвёртый год.

  • Храм в Феспиях (где имел место эпизод с 50 феспийскими царевнами). Служительница — жрица-девственница.
  • Святилище Геракла Связывателя Коней в Фивах.

В Гераклее Минойской чеканили монету, посвящённую культу Геракла, с его изображением.

Почитание Геракла было распространено по всей Македонии, цари которой считались его потомками.

Геракл широко почитался в Херсонесе Таврическом. В Скифии мифологическая традиция превратила его в предка местных царей.

«Геракл-лучник». Статуя с фронтона храма Афины в Эгине

В фэнтези

У героев фэнтези оружие этого типа — третье по популярности после меча и топора, хотя отечественная фэнтези, в полном соответствии с национальной традицией, ставит их заметно выше западной. Булаву любят вручать герою из простонародья, этакому здоровяку с простодушной ухмылкой. Молот в бой обычно несет гном — для этой нации молоты лишь немногим уступают в популярности топорам.

Кроме того, это — традиционное оружие богослужителей: «Мы, монахи, люди божии, нам кровь проливать не след… Сие же — дубье: вещь бескровная, а оттого богоугодная». Есть и еще одна причина для такого предпочтения: ведь традиционный противник святого отца в фэнтези — нежить, а считается, и не без оснований, что против лишенного плоти скелета булава намного эффективней меча. D&D-традиция описывает mace of disruption, особую булаву, наносящую нежити колоссальные повреждения; ее можно встретить в доброй дюжине романов по «Забытым королевствам» и другим D&D-мирам.

Warhammer

Разумеется, мир, названный в честь «героя» нашего обзора, хочется упомянуть первым. Молот у него даже в логотипе. И это — типичное оружие из разряда «не бывает»: очень затейливый и явно созданный специально для боя молот, но заканчивающийся плоской колотушкой. Кому и зачем такое надо — вообразить трудно.

Внутри мира, впрочем, встретить такой молот не слишком легко. Оригинал принадлежал пророку, а ныне — богу Сигмару, и его, говорят, можно было еще и метать. Нынче он (или копия, тут священники не всегда сходятся) пребывает во владении Императора. Кроме того, рыцари ордена Белого Волка (как ни странно — единственного не поклоняющегося Сигмару) носят в качестве стандартной экипировки кавалерийские боевые молоты, очень похожие на тот, что на эмблеме.

Молот Хараса

Знаменитый молот из Кринна, принадлежавший гномьему королю Харасу — одна из самых могучих вещей в Кринне, причем не только в качестве оружия — им же надлежит отковывать Копья, dragonlances. Раз так, я готов простить ему совершенно небоевую форму с плоской рабочей частью. Впрочем, по другую сторону у него шип типа клевца, быть может, на самом деле дерутся им…

Сделан молот из загадочного прозрачного материала — быть может, того же, что и не менее знаменитый голубой хрустальный жезл жрицы по имени Золотая Луна.

А черный жрец Верминаард в том же произведении носит булаву по имени «Приносящая ночь», которая ослепляет врага своим ударом.

Современная культура

Геракл в кинематографе

Обложка комиксов

  • Подвиги Геракла (). В главной роли — Стив Ривз.
  • Геракл Освобожденный или Подвиги Геракла: Геракл и царица Лидии (1959). В главной роли — Стив Ривз.
  • В фильме «Геркулес в Нью-Йорке» (1970) Геркулес послан в современность. В главной роли — Арнольд Шварценеггер.
  • Геркулес (). «Приключения Геркулеса» (1985). В главной роли — Лу Ферриньо.
  • Советский мюзикл Весёлая хроника опасного путешествия, 1986 (в роли Геракла — Роман Рцхиладзе).
  • Связанные телесериалы «Удивительные странствия Геракла» (1995—1999) и «Зена — королева воинов» (1995—2001). В роли Геракла — Кевин Сорбо.
  • Диснеевский полнометражный мультфильм «Геркулес» 1997 года и мультсериал на его основе.
  • «Мифы», серия «Подвиги Геракла» (). Режиссёр — Сергей Овчаров.
  • «Геракл» (). В главной роли — Пол Телфер.
  • Гераклом зовут олицетворение Греции из аниме Хеталия и страны Оси.
  • В графической новелле/аниме Fate/stay night Геракл появляется в качестве слуги класса «Берсеркер».
  • В фильме «Война богов: Бессмертные» () Геракл является одним из олимпийских богов. Играет его Стив Байерс.
  • Геракл: Начало легенды (). В главной роли — Келлан Латс.
  • Геракл (2014). В главной роли — Дуэйн Джонсон.

Геракл в компьютерных играх

  • 1997 — Herc’s Adventures
  • 2009 — Rise of the Argonauts
  • 2010 — God of War III
  • 1997 — Hercules
  • 2013—2015 — 12 подвигов геракла (серия игр)
  • 2015 — Боги Арены (Мобильная Игра)

История[ | код]

Скала «Фортепян» и стоящая на ней «Палица Геркулеса»

Палица Геркулеса располагается в нижней части террасы скалы под наименованием «Фортепиано». Высота Палицы Геркулеса составляет 25 метров. Скала представляет собой характерный элемент ландшафта долины Прондник. Образовалась в результате действия карстовых водяных потоков и состоит из известняка, устойчивого к атмосферным воздействиям.

Впервые на вершину скалы поднялся скалолаз Леон Витек из Катовице в 1933 году. В память об этом на вершине скалы установлено небольшое железное распятие.

Около скалы проходит пеший туристический маршрут, заканчивающийся в городе Ойцув.

Геракл в искусстве

Геракл в литературе

  • Ему посвящены XV гимн Гомера и XII орфический гимн.
  • Действующее лицо трагедий Эсхила «Прометей освобождаемый», сатировской драмы «Вестники» (фр.109 Радт, о вестниках Эргина), пьес Софокла: сатировских драм «Геракл-младенец» (фр.223a-b Радт), «Геракл на Тенаре, или Кербер» (фр. 327а Радт), трагедий «Геракл» (фр.225—227 Радт), «Трахинянки», «Филоктет» (как божество); трагедий Еврипида «Авга», «Алкестида», «Геракл» («Геракл безумный»), комедий Аристофана «Птицы» и «Лягушки» (как бог), комедии Эпихарма «Геракл у Фола», трагедий Тимесифея, Астидаманта Младшего, Диогена, Ликофрона и неизвестного автора «Геракл», трагедии Спинфара «Сожженный Геракл», неизвестного автора «Геракл на Эте», трагедий Сенеки «Геркулес в безумье» и «Геркулес на Эте».
  • О Геракле и кентаврах говорилось в комедиях Эпихарма, Тимокла, Линкея Самосского, Никохара, Офелиона, Феогнета.
  • Ж. Ротру. «Смерть Геракла».
  • Ж. Ф. Мармонтель. «Смерть Геракла».
  • П. Метастазио.
  • Ф. Ведекинд. Драма «Геракл» (—).
  • Лайош Мештерхази. «Загадка Прометея».
  • Ф. Дюрренматт.
  • Генри Лайон Олди. «Герой должен быть один», «Одиссей, сын Лаэрта».
  • В.С. Тублин. «Золотые яблоки Гесперид».

Геракл в живописи

  • Антонио Поллайоло. «Геркулес и Антей», «Геркулес и гидра» (1478). Уффици.
  • Лукас Кранах старший. «Геркулес и Омфала». (1537).
  • Аннибале Карраччи. «Выбор Геракла» (ок. 1596).
  • Паоло Веронезе. «Выбор Геркулеса» (ок. 1580).
  • Гвидо Рени. «Геркулес и Лернейская гидра» (1620). Лувр.
  • Тинторетто. «Происхождение Млечного пути».
  • Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». ГМИИ им. А. С. Пушкина.
  • Помпео Батони. «Геркулес на перекрестке». (1765) Эрмитаж.
  • Томас Гарт Бентон, «Achelous and Hercules» (1947). Smithsonian American Art Museu.
  • Сальвадор Дали. «Hercules Lifts the Skin of the Sea and Stops Venus for an Instant from Waking Love» (1963).
  • Николаус Кнюпфер. «Геракл отнимает пояс у Ипполиты». Эрмитаж.

Геракл в скульптуре

Статуэтка Геракла в музее афинской Агоры

Геркулес с Бычьего форума (II в. до н. э.)

  • «Геракл-лучник» с фронтона храма Афины в Эгине.
  • «12 подвигов Геракла». Метопы храма Зевса Олимпийского (ок. 470—455 до н. э.).
  • Лисипп. «Геркулес Фарнезский». (Др. рим. копия с греч. оригинала). Неаполь.
  • «Геракл Капитолийский».
  • «Геракл и младенец Телеф» (1—2 в. н. э.). Лувр.
  • г. Евпатория «скульптура отдыхающего Геракла» установлен в 2003 г.
  • «Борьба Геракла со львом» (2—3 в. н. э.).
  • «Геркулес борется с Ахелоем». Лувр.
  • Антонио Поллайоло. Бронза «Геркулес и Антей» (ок. 1470).
  • Бардинелли. «Геркулес и Какус». (1525—34). Piazza della Signoria, Флоренция.
  • Джованни да Болонья. «Геркулес, несущий эфисиманского вепря».
  • Алессандро Альгарди. Бронза «Геркулес и Гидра».
  • Джамболонья. Бронзы «Геркулес и Антей», «Геркулес и Несс», Rijksmuseum, Амстердам. Мрамор «Геркулес и кентавр», Loggia dei Lanzi, Флоренция (1660).
  • Канова. «Геракл и Лик».
  • Уильям Броди (англ.)русск.. «Геркулес и небесный свод» (1850).
  • Эмиль Антуан Бурдель. «Геракл, стреляющий в стимфалийских птиц» (1909).
  • Рудольф Тегнер. «Геркулес и гидра», «Геркулес и вепрь» (1918—19).
  • Аполлоний. «Бельведерский торс», Ватиканский музей.
  • Россия, Санкт-Петербург, Александровский сад (1833).
  • «Битва Геракла с Немейским львом». Эрмитаж.

Геракл в музыке

  • И. С. Бах. Кантата (драма в музыке) «Геркулес на распутье». 1733
  • П. Ф. Кавалли. Опера «Влюблённый Геракл».
  • Д. С. Бортнянский. Опера «Alcide al bivio».
  • Ж. Б. Люлли. Опера «Алкестида, или Триумф Алкида».
  • П. Кайзер. Опера «Свадьба Геракла и Гебы».
  • А. Вивальди. Опера «Геракл на Термодонте».
  • Н. Порпора. Опера «Свадьба Геракла и Гебы».
  • К. В. Глюк. Опера «Свадьба Геракла и Гебы».
  • Г. Ф. Гендель. Оратории «Геракл» и «Выбор Геракла».
  • К. Сен-Санс. Симфонические поэмы «Прялка Омфалы», «Юность Геракла» и опера «Деянира».
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий