Лётно-технические характеристики
P-51 Mustang в трёх проекциях
Приведены характеристики модификации P-51D.
Источник данных: Ильин, 1996, стр. 24; Loftin, 1985; Котельников, 2010, стр. 55-61.
- Технические характеристики
- Экипаж: 1 (пилот)
- Длина: 9,83 м
- Размах крыла: 11,27 м
- Высота: 4,16 м
- Площадь крыла: 21,83 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 5,86
- Масса пустого: 3466 кг
- Нормальная взлётная масса: 4585 кг
- Максимальная взлётная масса: 5493 кг
- Объём топливных баков: 1000 л
- Силовая установка: 1 × 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения Packard V-1650-7
- Мощность двигателей: 1 × 1450 л. с. (1 × 1066 кВт (взлётная))
- Воздушный винт: четырёхлопастной «Hamilton Std.»
- Диаметр винта: 3,4 м
- Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0163
- Эквивалентная площадь сопротивления: 0,35 м²
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на уровне моря 600 км/ч
- на высоте: 704 км/ч
- Крейсерская скорость: 580 км/ч
- Скорость сваливания: 160 км/ч
- Практическая дальность: 1520 км (на 550 м)
- Перегоночная дальность: 3700 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 12 741 м
- Скороподъёмность: 17,7 м/с
- Нагрузка на крыло: 212 кг/м²
- Тяговооружённость: 238 Вт/кг
- Длина разбега: 396 м
- Аэродинамическое качество: 14,6
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 6 × 12,7 мм пулемётов M2 в крыле, ближние к фюзеляжу по 400 патр., остальные по 270 патр.
- Неуправляемые ракеты:
- 6 × ракет M8 в трубчатых направляющих M10 или M14 или M15
- 10 × 127 мм ракет HVAR (вместе с ПТБ – 6 ракет)
- Бомбы: 2 × до 454 кг под крылом
- Подвесные топливные баки: 2 × 284 л или 409 л под крылом
В компьютерных играх
- Наиболее проработанный Мустанг с полностью функциональной кабиной можно увидеть в Digital Combat Simulator, более простые реализации самолета в серии игр «Ил-2 штурмовик» и Strike Fighters 2 Israel.
- В игре «War Thunder» имеется возможность исследовать и приобрести этот истребитель.
- В игре «Simple Planes» один из изначально доступных самолетов.
- Один из истребителей американской Eighth Air Force в игре «Secret Weapon of the Luftwaffe».
- Также присутствует в различных модификациях в игре «War Wings».
- В игре «Grand Theft Auto: San Andreas» этот самолёт известен под названием «Rustler».
Эксплуатация
Во время Второй мировой войны, с 1942 года, «Мустанги» начали активно использоваться в Королевских ВВС Великобритании. Они патрулировали над Ла-Маншем и вылетали на штурмовку наземных целей в северной Франции.
Первый воздушный бой «Мустанг» провёл 27 июля 1942 над Дьепом. В этом вылете был атакован парой FW-190 и потерян первый «Мустанг», которым управлял американский пилот-доброволец Холлис Хиллис из 414-й эскадрильи Королевских ВВС. 19 августа 1942 года Р-51А вместе со «Спитфайрами» прикрывали зону высадки десанта во время операции «Юбилей» — высадки британских войск в порт Дьеп, где он довольно неплохо показал себя в боях (в Дьепе пилоты P-51 сбили два немецких самолёта, при этом 11 «Мустангов» было потеряно).
С начала 1944 года «Мустанги» начали использоваться как самолёты-разведчики и истребители прикрытия для дальних бомбардировщиков, наносивших удары по территории Германии. Возможность установки дополнительных топливных баков и улучшенные высотные характеристики делали их лучшими истребителями эскорта того времени. Используя топливо из подвесных баков, «Мустанг» мог сопровождать бомбардировщики, взлетавшие с баз Восточной Англии, для нанесения ударов по Берлину и другим германским городам. В небе над Берлином «Мустанг» сбрасывал подвесные баки для увеличения скорости и имел ещё достаточно топлива во внутренних баках для 15-и минут воздушного боя на полном газе и последующего возвращения на базу.
Появление в небе над Германией «Мустангов» сильно ухудшило ситуацию для ПВО Третьего рейха, поскольку с этого момента немецким истребителям приходилось бороться с американскими истребителями, связывавшими их атаками при взлете, наборе высоты и попытках перехвата соединений союзной бомбардировочной авиации. 4 марта 1944 года P-51 прикрывали первый налёт американской авиации на Берлин, при этом 23 «Мустанга» были сбиты немецкими истребителями.
В этом же качестве «Мустанги» применялись и на Тихом океане против Японии. Большие потери были понесены в «чёрную пятницу» 1 июня 1945 года: из 148 «Мустангов», отправившихся в налёт на Осаку, 27 были потеряны (все — из-за технических неполадок или плохой погоды), 1 пилот погиб и ещё 24 пропали без вести, при этом был сбит только 1 японский самолёт.
Сбитый в ходе Суэцкого кризиса израильский «Мустанг»
Общие боевые потери «Мустангов» на Европейском ТВД составили 2520 машин. Среди пилотов люфтваффе наиболее успешными борцами с «Мустангами» были Вильгельм Штейнман (12 сбитых), Гейнрих Бартелс (11), Хайнц Бэр (10), Франц Шалль (10), Вильгельм Хоффманн (10). Семь сбитых «Мустангов» имел на своём счету Эрих Хартманн, самый результативный немецкий лётчик-истребитель.
После войны наиболее активно P-51 использовались в ходе войны в Корее. Понесли тяжёлые потери, согласно официальному американскому документу «USAF Statistical Digest FY1953» в войне ВВС США потеряли 356 обычных «Мустангов» и 22 «двойных» (332 F-51, 24 RF-51 и 22 F-82, погибло около 300 пилотов), из которых было потеряно в бою 300 F-51, 22 RF-51 и 11 F-82, потеряно в инцидентах 32 F-51, 2 RF-51 и 11 F-82. 28 «Мустангов» было сбито советскими истребителями МиГ-15 и 12 китайскими МиГ-15, ещё советские «МиГи» сбили два двойных «Мустанга»и китайские «МиГи» один. ВВС ЮАР в войне использовала 94 F-51 в составе 2-й эскадрильи. Эскадрилья в ходе войны была практически полностью уничтожена, потеряв 74 «Мустанга» и 42 лётчика. ВВС Южной Кореи в ходе войны потеряли больше половины F-51, их потери составили 68 машин. ВВС Австралии использовали F-51 в составе 77-й эскадрильи, из которых около 20 было потеряно. Таким образом в ходе войны было потеряно около 500 истребителей F-51.
P-51 использовались в ВВС Израиля. 29 ноября 1956 года израильская армия при поддержке самолётов P-51 вторглась на территорию синайского полуострова. За 9 дней вторжения «Мустанги» совершили 184 боевых вылета, 9 было сбито, 2 пилота погибло и 1 попал в плен.
Впоследствии большое число «Мустангов» перешло в гражданское пользование для участия в авиационных шоу и различных соревнованиях.
16 сентября 2011 года во время одного такого шоу в американском штате Невада самолёт Р-51 Мустанг рухнул на толпу наблюдавших за соревнованиями зрителей, в результате чего 9 человек погибли и несколько десятков получили ранения.
Основные модификации P-51 «Mustang»:
«Мустанг» Mk.l — двигатель V-1710-39 (1150 л.с). Вооружение — 4 12,7-мм пулемета (2 синхронных фюзеляжных и 2 крыльевых; боекомплект по 400 патронов), 4 7,7-мм крыльевых пулемета (по 500 патронов). Изготовлено 620 самолетов.
Р-51 — вооружен 4 20-мм крыльевыми пушками «Испано» Mk.ll. В сентябре 1941 г. заказано 150 машин для поставки Великобритании по ленд-лизу (британское обозначение «Мустанг» Mk.lA). Часть самолетов передана ВВС Армии США и переоборудованы в фоторазведчики F-6B.
Р-51А — двигатель V-1710-81 (1200 л.с). Вооружение — 4 12,7-мм крыльевых пулемета (боекомплект 350 патронов на ствол для внутренних и 280 — для внешних); возможна подвеска двух 227-кг бомб. С февраля 1943 г. изготовлено 310, из них 50 передано Великобритании («Мустанг» Mk.ll). 35 самолетов, оборудованных АФА К-24, обозначались F-6B.
Р-51В — двигатель «Паккард» V-1650-3 (1400 л.с). Вооружение аналогично Р-51 А. С серии Р-51В-5 установлен дополнительный фюзеляжный топливный бак, с Р-51В-10 — двигатель V-1650-7 (1450 л.с). С мая 1943 г. выпущено 1988 машин. 71 самолет, переоборудованный в разведчик, обозначался F-6C. 274 самолета, поставленных Великобритании, обозначались «Мустанг» Mk.NI.
Р-51 С — аналог Р-51 В производства нового завода в Далласе. С серии Р-51С-5 устанавливался двигатель V-1650-7. Начиная с августа 1943 г. выпущено 1750 самолетов, 20 из них переоборудовано в разведчики F-6C. Поставлявшиеся Великобритании машины (626 единиц) обозначались «Мустанг» Mk.NI.
P-51D — применен каплевидный фонарь, усилено шасси. Двигатель V-1650-7. Вооружение — 6 12,7-мм крыльевых пулеметов (боекомплект 400 патронов на ствол у внутренней пары и по 270 — у остальных); допускался демонтаж внешней пары пулеметов, при этом боекомплект для оставшихся составлял 400 патронов на ствол. С серии P-51D-25 предусмотрена подвеска 6 127-мм НАР HVAR (10, если не подвешивались подкрыльевые ПТБ). Изготовлено 7956 машин (6502 заводом в Инглвуде и 1454 — в Далласе), из них 280 поставлено Великобритании («Мустанг» Mk.IV) и 136 переоборудовано в разведчики F-6D.
Р-51К — отличался от Р-51D типом винта (фирмы «Эйрпродактс» вместо «Гамильтон Стандарт»). Завод в Далласе выпустил 1337 машин, из них 594 поставлено Великобритании («Мустанг» Mk.lVA) и 163 переоборудовано в разведчики F-6D.
Р-51Н — двигатель V-1650-9 с системой впрыска водно-спиртовой смеси (мощность на чрезвычайном режиме 2200 л.с). С февраля 1945 г. на заводе в Инглвуде выпущено 555 машин. Планировавшийся выпуск заводом в Далласе варианта Р-51М (с двигателем V-1650-9A без системы впрыска) отменен в связи с окончанием войны — построена только 1 машина.
Серийно не строились модификации XP-51F (облегченный вариант с V-1650-3), XP-51G (с британским мотором «Мерлин» 145М) и XP-51J (с двигателем V-1710-119).
История[править]
Самолёт был разработан и произведен компанией North American по заказу правительства Великобритании в кратчайшие сроки. Первый прототип NA-73X поднялся в воздух 26 октября 1940 года, спустя всего лишь 117 дней с момента размещения заказа на его производство.
Ранние модификации самолёта снабжались двигателем Allison V-1710, обеспечивавшим прекрасные характеристики при полёте на низкой высоте, но совершенно непригодном для полётов на высотах выше 4600 метров.
В апреле 1942 года, по результатам тестов британских испытателей высотные характеристики истребителя были признаны неудовлетворительными, и встал вопрос о его замене другой моделью. Но эксперты были настолько впечатлены его маневренностью и скоростью на низкой высоте, что решили пригласить специалистов из компании Rolls-Royce для дальнейших консультаций. В результате этого сотрудничества самолёт стал, в дальнейшем, оснащаться двигателем Rolls-Royce Merlin и его американским аналогом Packard V-1650. Замена двигателя позволила значительно улучшить высотные характеристики истребителя, сохранив все его преимущества при полётах на низкой высоте.
Боевое использование P-51 «Мустанг»
В Королевских ВВС первой в феврале 1942 г. «Мустанги» получила 26-я АЭ, а к середине года на таких машинах летало уже 11 эскадрилий. Первый боевой вылет состоялся 10 мая 1942 г., когда «Мустанги» штурмовали цели на территории Франции, а 19 августа самолеты этого типа впервые участвовали в воздушном бою, обеспечивая рейд на Дьепп. Самолеты «Мустанг» Mk.l и IA использовались Королевскими ВВС до 1944 г., причем только в качестве штурмовиков и разведчиков. В декабре 1943 г. первые «Мустанг» Mk.HIполучила 65-я АЭ. Всего же такими машинами вооружили около 30 АЭ, включая 3 канадские и 3 польские, действовавшие в составе Королевских ВВС. «Мустанг» III применялись для сопровождения бомбардировщиков, а также для перехвата крылатых ракет V-1. В таких же амплуа служили и «Мустанги» Mk.IV. В частности, к 5 сентября 1944 г. эти самолеты сбили 232 V-1. Британские «Мустанги» применялись, главным образом, над Западной Европой. На Средиземноморском ТВД их применение было весьма ограниченным. Примерно 600 «Мустангов» после окончания войны в Европе планировалось перебросить в Бирму, но большинство из них не успело попасть по месту назначения до капитуляции Японии. После окончания Второй мировой войны «Мустанги» в Великобритании быстро сняли с вооружения.
В ВВС Армии США в бою впервые применила «Мустанги» в апреле 1943 г. 154-я разведывательная АЭ, вооруженная Р-51 и F-6A и действовавшая в Северной Африке. Самолеты Р-51А применялись, главным образом, в Бирме в 1-й, 23-й и 311-й ИАГ. Машины Р-51 В/С на Европейском ТВД появились в октябре 1943 г. — первыми здесь их получила 354-я ИАГ. В Великобритании дислоцировалось 11 авиагрупп с такими «Мустангами», ещё 4 базировались в Италии. Главной их задачей стало сопровождение бомбардировщиков. В Бирме истребителями Р-51 В/С начиная с сентября 1943 г. вооружили три группы.
С марта 1944 г. в Европе появились самолеты Р-51D. Первыми их получила 55-я группа. Новая модификация оказалась идеальным истребителем сопровождения, обладающим большой дальностью полета, высокой скоростью и скороподъемностью, а также большой огневой мощью. С момента высадки союзников в Нормандии «Мустанги» стали одним из основных средств непосредственной авиационной поддержки, выступая в роли истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков. Кроме того, они успешно применялись и для перехвата реактивных истребителей Me-262. В Великобритании P-51D/K получили 14 авиагрупп, в Италии — 4. На Тихоокеанском ТВД P-51D/K дебютировали в конце 1944 г. Помимо сопровождения бомбардировщиков В-29, они применялись для штурмовки наземных целей на Филиппинах и Тайване, а с момента захвата о. Иводзима и обустройства там аэродромов — и на Японских островах.
В послевоенный период «Мустанги», начиная с мая 1946 г., передавались в состав ВВС Национальной гвардии. В 1948 г. обозначения Р-51 и F-6 были заменены, соответственно, на F-51 и RF-51. Американские F-51D широко применялись во время войны в Корее -главным образом, как истребители-бомбардировщики. Последние «Мустанги» были сняты с вооружения ВВС Национальной гвардии в 1957 г.
ВВС Свободной Франции использовали «Мустанги», главным образом, в варианте разведчиков — с января 1945 г. на F-6C/D летала эскадрилья GR 2/33.
На Тихоокеанском ТВД «Мустанги» получили Королевские австралийские ВВС — помимо упомянутых выше машин местной сборки, непосредственно из США поступило 214 P-51D и 84 Р-51 К. Но вооруженные ими части достигли боеготовности лишь по окончанию боевых действий, хотя и участвовали в оккупации Японии. 77-я АЭ в 1950-1951 гг. летала на «Мустангах» в Корее.
30 P-51D в 1945 г. получила Новая Зеландия, но в боевых действиях они не участвовали, прослужив до 1950 г. 100 P-51D незадолго до окончания войны получила Канада. Партия самолетов этой модификации была передана и ВВС Южно-Африканского союза — в 1950-1953 гг. на P-51D воевала в Корее 2-я АЭ.
Китай в 1943-1944 гг. получил 100 Р-51 В/С, а в 1946 г. — 100 P-51D. Самолеты применялись в гражданской войне, а после 1949 г. некоторое время оставались на вооружении и в КНР, и на Тайване.
В первые послевоенные годы крупные партии P-51D получили Швеция, Швейцария, Италия. Также машины этого типа поставлялись Нидерландам (для службы в Ост-Индии) Израилю, Южной Корее, Индонезии, Кубе, Доминиканской Республике, Боливии, Гватемале, Никарагуа, Уругваю, Гаити. В большинстве стран «третьего мира» эти самолеты служили до конца 60-х гг.
Литература
- Ильин В. и др. Истребитель Норт Америкэн «Мустанг». — М.: Техниформ, июль 1996. — 32 с. — (Крылья – дайджест лучших публикаций об авиации. Вып. 5). — 2000 экз.
- Котельников В. Р. Истребитель «Мустанг». «Воздушный кадиллак». — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, Эксмо, 2010. — 128 с. — (Война и мы. Авиаколлекция). — ISBN 978-5-699-41773-5.
- Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
- Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
- P-51 Mustang. — Т. 1. — (Война в воздухе № 39).
- P-51 Mustang. — Т. 2. — (Война в воздухе № 40).
- P-51 Mustang. Техническое описание и боевое применение. — (Война в воздухе № 89).
- Р-51 «Мустанг». — (Война в воздухе № 124).
Маленькая предыстория
Одной из моих самых первых моделей, еще задолго до приобретения аэрографа – была древняя P39 аэрокобра непонятного происхождения, ибо сохранилась с еще юношеских времен увлечения этим хобби моего папы. Мной было собрано и успешно подпорчено кривыми клешнями – около 4 змеюг и даже ту, что есть сейчас в полностью собранном состоянии – ждет та же участь, мне она не нравится, соберу ее заново.
Вот, кстати, пара злополучных кобр.
И с тех пор я сильно заинтересовался замечательной серией американских самолетов, начиная с кобры и грезил собрать потрясающе грациозный и мощный мустанг. Но всегда мне с ним не везло. Когда я в первый раз пришел в магазин и гордо попросил дать мне этого грациозного зверя – был очень разочарован, ибо версии P51D не было, а ушел я с P51В. Прошло время и я опять пришел за ним, получил своего друга замечательной фирмы Airfix. И, как обычно бывает, отложил все это дело в долгий ящик, то время поджимало, то нужного настроя не было, то тамиевское серебро не показалось мне достойным мустанга.
Вот как выглядит коробка компании AirFix. Литников я не покажу, но все в очень хорошем качестве, что меня очень порадовало. Очень аккуратный пластик, никакого облоя, продуманная конструкция. (Передаю пламенный привет фирме A-model от моего уже лысого напильника).
Поначалу я не заметил как внутри отделана приборная панель, не заметил и декали, а потому с дурости присобачил все к физюляжу, предварительно дунув акановским Olive Drab. Хотел сделать из фольги ремни, как видел у одного замечательного моделиста, но, увы, пока не хватило навыка, сделать это сколь либо похожим на ремни, а не на запасы докторской колбасы.
Один винт, я загадил, смешав его с не тем растворителем вместо ацетона. В итоге получил идеально глянцевый винт. В очередной раз снимаю шляпу перед трудом компании Airfix, ибо винтов было два, под разные года выпуска.
Склеил фюзеляж, крылья и приспособил бумажку под винт, дабы не загадить при покраске корпуса. Ан нет. Отвалился винт раньше времени, в итоге он и не крутится. Печально, но как уж есть. Обычно образуются ниши между фюзеляжем и крыльями, но тут этого не произошло на удивление и шпаклевать было попросту нечего.
Собственно покраска корпуса и еще одна причина отсрочки в сборе модели – краска. Уж очень хорошо ложится, замечательно блестит, но открыла все мои косяки при подготовке, а именно царапины от шкурки. В следующий раз куплю нулевку и сделаю это лучше. Сделал вариант с опущенными элеронами, опять привет AirFix за два варианта, очень классно, причем сделали двумя наборами деталей.
Окраска ниш шасси в песочный акановский цвет, но надо бы на тон поярче.
Окраска кончиков оперения в желтый, тоже акановский.
Создание маски и еще один слой матового черного акана. И отдых с немецким “другом”.
Добавляем декали и крепим фонарь. Очень классно сделали возможность открытой кабины. В кончике фонаря – маленький зубчик, а в фюзеляже паз, вдоль которого зубчик двигается. Фонарь очень хороший, а главное реально прозрачный.
Вооружаем зверя.
Вот он рядом с громадным твин мустангом, вроде нововским, если кто-то помнит такую фирму.
Ну и вот как-то так я собрал один из желаемых самолетов. Жду критики, первая работа, выложенная на данном ресурсе:)