П-20 Сокол

Сигналы для России и Польши

Поэтому продажа ракет JASSM Польше имеет не только, а может и не столько военное, сколько политическое значение. Например, США могли бы легко обойтись своими силами, перебросив американские самолеты-носители с ракетами JASSM, причем в куда большем количестве, на те же польские аэродромы.


Прежде всего, это политический сигнал для России, которым США в очередной раз демонстрируют, что Польша и вся Восточная Европа окончательно (по их мнению) вошли в сферу американского влияния и голос Америки здесь решающий.

Это и средство устрашения России. Хотя ракеты JASSM преподносятся в США и НАТО как средство сдерживания (deterrence) нашей страны, на самом деле этот термин правильно переводится как «сдерживание устрашением».

Это и политический жест, с помощью которого США демонстрируют Польше свое особое расположение (подобное оружие продается только ближайшим союзникам), тем самым позиционируя ее в качестве американского «троянского коня» в ЕС. Это и легкий способ удовлетворить амбиции Польши стать одной из самых значимых стран в НАТО и ее главным форпостом на востоке.

Понятно, что далеко не последнюю роль играет и желание американского ВПК получить самый большой «кусок пирога» от польской программы перевооружения, общая стоимость которой оценивается в $42 млрд.

Системы ПРО как ударное оружие — универсальные пусковые установки

Итак, сами ракеты класса “земля-воздух”, как мы выяснили, плохо подходят для поражения наземных целей. Но как на счет пусковых установок? Можно заметить, что на западе любят универсальное оружие. Не так давно мы рассказывали об американских РСЗО HIMARS. Эти же комплексы способны стрелять тактическими баллистическими ракетами ATACAMS, дальность которых достигает 300 км.

Подобная ситуация наблюдается и с некоторыми западными пусковыми установками систем ПРО. Они способны стрелять не только ракетами класса “земля-воздух”, но и ударными крылатыми ракетами. К примеру, крылатые ракеты наземного базирования способны запускать установки МК-41. Это одна из причин, по которым развертывание глобальной системы ПРО США беспокоит Москву и Пекин.

Крылатая ракета средней дальности П-120 “Малахит”

Комплекс был разработан научно-производственным объединением (НПО) Машиностроение (ОКБ-52) в 1963-1972 годах и представлял собой усовершенствованную модификацию комплекса П 70 «Аметист». При модернизации ракеты была улучшена система наведения, уменьшена высота полета, в 1.5 раза увеличена дальность стрельбы и обеспечена возможность пуска как с надводного положения, так и из-под воды.

ОТ «АМЕТИСТА» К «МАЛАХИТУ»

Первые крылатые ракеты, при всех своих достоинствах, могли стартовать только из надводного положения. Новые идеи дали возможность в конце 50-х годов прошлого века начать разработку крылатых ракет, которые можно было бы запускать из-под воды (такой проект в ОКБ-52 назвали «Аметист»). Во второй половине 60-х годов П-70 «Аметист» был принят на вооружение ВМФ СССР. На «Аметисте» использовался твердотопливный маршевый двигатель. Эта разработка на 10 лет опередила подобные разработки в странах Запада (первая крылатая ракета с подводным стартом «Гарпун» была принята на вооружение в США только в 1977 году).

Вслед за «Аметистом» коллектив НПО «Машиностроение» приступил к разработке ракеты П-120 «Малахит», способной стартовать как с подводной лодки в подводном положении, так и с надводного корабля. Одним из требований проекта было обеспечение возможности старта новой ракеты из пусковой установки комплекса П-70.

Читать: Танк Т-14 «Армата»

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Ракета П 120 была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло и внешне повторяла ракету П-70. Стартовая масса составляла 3180 кг. а осколочно-фугасная боевая часть – 840 кг. Принципиальным отличием «Малахита» от «Аметиста» стал стартовый агрегат, обеспечивающий возможность и подводного, и надводного старта. Он состоял из двух твердотопливных стартовых двигателей и двух двигателей подводного хода, которые дополнительно устанавливали на ракетах, запускаемых с подводной лодки.

Маршевый твердотопливный двигатель 4Д-85 был разработан КБ-2 авиазавода № 81 возглавляемого И. И. Картуковым. В неснаряженном состоянии он весил 627± 15 кг, а в снаряженном – 2776±25 кг. Тяга на разгонном режиме составляла 1200-1600 кгс а на маршевом участке – 600-950 кгс. Полное время работы маршевого двигателя составляло 385 с при температуре окружающей среды -2 °С и 360 с – при температуре +32 °С. Двигатель работал на топливе ЛТС-2КФ (вместо ЛТС-2КМ у ракеты П-70). Работы по созданию П-120 проводились под общим руководством генерального конструктора В. Н. Челомея. Комплекс П-120 «Малахит» был принят на вооружение 17 марта 1972 года. Серийное производство комплекса было развернуто на машиностроительном заводе № 47 в Оренбурге.

Читать: Ракеты «Томахок» (томагавк)

С конца 1975 года и до середины 1980 года проводилась модернизация Малахита, была повышена надежность работы бортовой системы управления, существенно увеличились чувствительность, помехозащищенность и избирательность головки самонаведения. Было сокращено время выработки команд в корабельной системе управления Дунай-1234, усовершенствована трехконтейнерная пусковая установка.

Несмотря на то что в 1991 -1995 годах подводные лодки типа 670М, оснащенные П-120 были исключены из состава ВМФ России, «Малахит» до сих пор находится на вооружении малых кораблей флота.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

10 августа 2008 года во время грузиноюгоосетинского конфликта группа российских кораблей с пятьюстами миротворцами и боевой техникой на борту вышла из порта Новороссийск в сторону порта Сухуми на побережье Абхазии. В 18:39 радиоразведка засекла группу из пяти грузинских катеров, которые вышли из порта Поти и пытались перехватить российский конвой.

Предупредительная стрельба ни к чему не привела, и тогда с расстояния в 25 км российский МРК Черноморского флота «Мираж» по приказу флагмана выпустил по одному из грузинских катеров две ракеты комплекса П-120. Подлетное время ракет до цели составило 1 мин. 20 секунд.

Читать: Ракета AGM-129

Грузинский сторожевой катер (предположительно «Георгий Торели») был последовательно поражен обеими ракетами и затонул. Еще один катер достала зенитная ракета Миража – Оса. Остальные катера противника прекратили сближение с конвоем и ушли в сторону своего побережья. Угроза обстрела российского десанта была предотвращена.

Высокоточное оружие

Начиная с наглых, ничем не обоснованных бомбежек сербской столицы Белграда, США, а также вдохновленные как американской мощью, так и безнаказанностью натовских союзников заокеанские агрессоры стали часто в целях устрашения применять так называемое высокоточное оружие. Это были бомбы с системами лазерного наведения и крылатые ракеты, ранее предназначавшиеся лишь для доставки противнику ядерных боеприпасов или в качестве эффективного средства перехвата стратегических собратьев в системах ПВО, ПРО.

Долгие годы англосаксонский мир через СМИ убеждал, что иметь такое высокотехнологичное, умное, при этом весьма дорогостоящее оружие могут только избранные – США и их верные вассалы. Учитывая, что широко, назойливо рекламировать, а тем более применять по инакомыслящим продукцию военно-промышленного комплекса в России исторически не принято. Казалось, что такого мощного избирательного оружия в войсках то ли не так много, то ли не так оно и нужно, компенсируясь другими ракетными системами доставки «тепла и света» в любую точку планеты.

Самые первые корабли на подводных крыльях

Один из первых аппаратов с подводными крыльями

Первые подводные крылья описаны в 1869 году французом Эммануэлем Дени Фарко в патенте:

Однако, несмотря на множество работ, реальный прототип судна был испытан во Франции только в 1887 году.

Первый русский патент подал граф де Ламбер в 1891 году: его судно должно было подниматься над водой крыльями с независимой регулировкой по бортам судна.

Прототип судна на подводных крыльях Энрико Форланини

Качественные результаты появились и вовсе только в 1906 году, когда итальянец Энрико Форланини на экспериментальном образце катера скорости 68 км/ч.

В том же году появилась первая теоретическая публикация американца Уилиама Мичхэма о движении судов с подобными аэродинамическими элементами.

Британский конструктор Торникрофт на рубеже веков также разработал серию уникальных моделей, но реализовать их смог только к концу Первой Мировой.

Опытный образец судна на подводных крыльях Александра Белла на испытаниях

Позже Александр Белл создал прототип судна, достигшего скорости 111 км/ч.

В СССР тема прорабатывалась инженерами ЦАГИ: они построили первый образец и разработали фундаментальную теорию движения на подводных крыльях.

Кроме того, исследованные эффекты «кавитации» и «суперкавитации» стали толчком к появлению не только «крылатых» кораблей, но и множества других гибридных способов движения самых разнообразных тел — от кораблей до артиллерийских снарядов.

Гребной винт в работе. Отчётливо видны кавитационные пузырьки воздуха

Тем не менее, ни один из проектов не стал прототипом серийного судна — большая их часть не вышла из этапа эскизного моделирования или состояния масштабной модели для проверки ходовых свойств в тестовых ваннах.

Применение ПВО по наземным целям

Наиболее распространенные в России и других странах СНГ системы ПВО дальнего действия — комплексы C-300 и С-400. Напомним, что ЗРК С-500 “Прометей”, который в настоящий момент является наиболее современной системой противовоздушной обороны, только недавно стал поступать на вооружение армии РФ.

Комплексы С-300 и С-400 способны наносить удары по наземным целям

В комплексах C-300 и С-400 предусмотрена возможность обстрела наземных неподвижных целей. Однако, следует понимать, что это оружие, в отличие от тех же ракет “Искандер”, предназначены для решения других задач, поэтому они не оптимизированы для поражения наземных целей. Что это значит?

Почему системой ПВО сложно поразить наземную цель

Одно из серьезных отличий ПВО от ракетных комплексов для поражения наземных целей — система наведения. Для стрельбы ракетами комплекса С-300 и С-400 вводятся координаты наземной цели и высота взрыва. Однако данные задаются не самой ракете, а станции наведения. В результате радиолокатор подсветки и наводки передает ракете определенные команды в режиме реального времени для выполнения тех или иных действий. В частности, по команде радиолокатора происходит подрыв боевой части.

Из всего вышесказанного следует, что удар по наземным целям возможен только при условии, что ракета вплоть до самого поражения цели будет находиться в зоне радиовидимости. Потому дальность стрельбы не превышает 25-30 км, не смотря на то, что сама ракета может преодолевать гораздо большие расстояния. Соответственно, в движущиеся наземные цели такая ракета попасть вообще не может.

Ракета вплоть до поражения цели должна оставаться в зоне радиовидимости

Надо сказать, что дальность поражения зависит также от расположения высоты антенны радиолокаторы и высоты подрыва боевой части. При этом, чем ниже высота подрыва, тем выше мощность поражения и, соответственно, меньше дальность стрельбы. Но, в любом случае, дорогостоящая система ПВО при ударах по наземным целям оказывается в зоне поражения артиллерией противника.

Ключ от ракет в кармане США

То, что Польша приобрела ракеты JASSM в пику России, в общем-то, и не скрывается. В нашумевшем докладе американского Атлантического совета «Вооружение для сдерживания: как Польша и НАТО должны противостоять возрождающейся России»
(19 июля 2016 г.) как раз предлагается, среди прочего, угрожать глубоким ударом по российской территории с применением крылатых ракет воздушного базирования JASSM и даже опубликовать список потенциальных целей, например, в Калининградской области.

Разумеется, это преподносится как возможный ответ на «российскую агрессию» против Польши, которая представляется авторам доклада (и не только им) столь же неотвратимой, как восход Солнца.

Но крылатые ракеты, на самом деле, более подходят для нанесения первого удара, а не для применения в качестве средства сдерживания.

Аэродромы в случае гипотетической агрессии подвергнутся ударам в первую очередь, и даже если не все самолеты и крылатые ракеты будут уничтожены, то с очень высокой вероятностью будут выведены из строя взлетно-посадочные полосы. Дежурить же в воздухе с крылатыми ракетами F-16 вряд ли смогут – это все же не стратегические бомбардировщики, к тому же, у Польши нет самолетов-заправщиков.

В этом смысле лучшим сдерживающим средством представляются высокомобильные наземные ракетные комплексы (типа того же «Искандера»), которые трудно засечь и накрыть первым ударом.

Предоставление мощного (в перспективе – стратегического) ударного оружия стране, у которой есть исторические обиды и комплексы по отношению к соседним государствам (не только к России) и чьи руководители далеко не всегда адекватно воспринимают реальность, является со стороны США не слишком дальновидным решением.

Заметим, кстати, что Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ) запрещает экспорт баллистических ракет с дальностью более 300 км. То есть такие ракеты считаются опасным оружием. На авиационные средства доставки РКРТ не распространяется, так что формально американцы ничего не нарушают. Но если следовать не букве, а духу РКРТ, то совершенно понятно, что малозаметные крылатые ракеты с дальностью полета 1000 км (а то и более) несут не меньшую угрозу, чем баллистические с дальностью 300 км.


Впрочем, США в определенной степени подстраховались от односторонних действий своего польского союзника, а тот с некоторым разочарованием уже обнаружил, что приобрел за немалые деньги «белого слона».

Дело в том, что для того чтобы применить ракеты JASSM Польше нужны средства дальней разведки. Как мы уже писали, ракеты JASSM запускаются далеко от цели, которую пилот F-16 не в состоянии наблюдать с помощью бортовых сенсоров.

Данные о целях загружаются на земле, и чтобы эти данные получать и регулярно обновлять, нужны разведывательные спутники. А их у Польши, как известно, сейчас нет. Для создания хотя бы двух таких спутников (даже с помощью зарубежного стратегического партнера) стране, по оценке
известного польского военного портала Defence24, понадобится от 6 до 12 лет. 

Поэтому в получении спутниковых данных Польша оказывается в зависимости от партнеров по НАТО. Она собирается получать радиолокационные изображения поверхности Земли со спутников итальянской системы Cosmo-SkyMed. А оптико-электронные данные должны поступать со спутника IAI OptSat-3000, построенного Израилем для Италии; но он еще не выведен на орбиту.

При этом, первая польская станция P-DUGS Polish Defence User Ground Segment для приема данных с спутников Cosmo-SkyMed, строящаяся в городе Бялобжеги севернее Варшавы, которая достигнет первоначальной оперативной готовности в этом году, выйдет на полную мощность только в 2020 г. После модернизации она сможет принимать также данные со спутника OptSat-3000 и с перспективных польских систем.

Кроме того, надо учитывать, что в ходе полета ракеты JASSM корректируются с помощью американской спутниковой навигационной сиcтемы GPS, точность выдаваемых координат которой зависит от доброй (или недоброй) воли американцев (именно поэтому, кстати, Россия создала свою глобальную навигационную систему ГЛОНАСС).

Таким образом, реальный «пусковой ключ» от польских ракет находится у США и других ее партнеров по НАТО, без которых они практически не могут быть использованы (что может быть и хорошо, учитывая достаточно агрессивные заявления и русофобию некоторых польских политических деятелей).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий