Основной боевой танк Т-72 (Россия)

Двигатель ОБТ Т-90 “Владимир”

Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателеммодели В-84МС жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л.с. при 2000 об/мин.

На Т-90 поздних выпусков, Т-90А,С устанавливается двигатель модели В-92С2, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л.с. при 2000 об/мин.

На новой модификации танка Т-90М установлен форсированный V-образный двигатель под индексом В-92С2Ф (он же В-93) мощностью 1130 л.с. Также прорабатывается вариант установки нового Х-образного дизеля В-99 (развитие серии 2В) мощностью 1200-1400 л. с.

Технические характеристики двигателей для ОБТ Т-90

ХарактеристикаДвигатель
Модель двигателяВ-92С2В-92С2Ф (В-93)
Тип двигателя4-х тактный, Ѵ-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом
Система смесеобразованияНепосредственный впрыск топлива
Мощность двигателя, кВт (л.с.)736 (1000)831 (1130)
Запас по крутящему моменту, %25
Частота вращения, с-1 (об/мин)33,3 (2000)
Диаметр цилиндра, мм150
Ход поршня, главный (прицепной), мм180(186,7)
Рабочий объем, л38,88
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч), (минимальный)212 (156)215(158)
Ресурс, час12001000
Масса, кг10201100
Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг)0,72 (0,98)0,78 (1,07)
Максимальный крутящий момент, Н.м (кг.м)3920 (400)4521(461)
Минимальная температура холодного пуска-20°С
Рабочая температура окружающего воздухаот – 50 °С до +50 °С
Относительная влажность воздуха98% при 20 °С
Высота над уровнем моря, мдо 3000

Ходовая часть и двигатель Т-72Б3

У рассматриваемой модели были заменены гусеничные траки. По сравнению с предшественником, новый танк получил ходовые элементы с параллельным шарниром, служащим для повышения эксплуатационных показателей и увеличения ресурса движения. Трансмиссионный узел остался идентичным образцу Т-72.

Обновленный вариант оснащен более мощным многотопливным силовым агрегатом. Его мощность достигает 1130 конских сил. Мотор позволяет машине развивать скорость до шестидесяти километров в час по пересеченной местности, 70 км/ч – по шоссе. Полной заправки топливных баков хватает для преодоления пути в полтысячи километров. Танку вполне по силам водные преграды до 2,8 метра.

Платформа, двигатель, подвеска

К танкам четвертого поколения предъявляются особые требования, они как раз и определили концепцию разработки Т-14 «Армата».

  1. Необитаемая башня (НеоБаш) с зарядкой и перезарядкой снарядов, происходящими в автоматическом режиме.
  2. Изолированная от боеприпасов бронированная капсула экипажа, повышающая его выживаемость.
  3. Передача определенной части функций под управление компьютера или автоматизированной системы (частично роботизированная машина).

Разработчики оставили поле деятельности для создания танка пятого поколения, то есть, полностью роботизированной машины, которая может управляться без экипажа. Как было указано выше, платформа «Армата» от Уралвагонзавода унифицирована для сборки не только танка Т-14, но и самоходной артиллерийской установки.

Двигатель Т-14 Армата на всех одноименных платформах одинаковый. Он имеет следующие тактико-технические характеристики:

  • Тип двигателя – Х-образный, двенадцатицилиндровый, с турбонаддувом, дизельный;
  • Максимальная мощность – переменная, от 1200 до 1500 л.с.;
  • Максимальная скорость – 90 км/ч;
  • Запас хода – 500 км;
  • Место установки на платформе – спереди, сзади, посередине.

Активная подвеска Армата, благодаря системе автоматического подрессоривания, позволяет танку преодолевать бездорожье, не снижая скорости. Амплитуда раскачивания снижена в два раза. Это сыграло положительную роль в повышении точности выстрела. Оптимальная скорость танка для ведения боевых действия составляет около 30 км/ч. Платформа снабжена полуавтоматической коробкой передач. 8 передач из 16 предназначены для движения вперед, а остальные – для движения назад.

Ключевым элементом автоматизированной системы «цифровой борт» является боевая информационно-управляющая система (БИУС). Она же является «мозгом» всего танка, так как управляет всеми функциями до того момента, пока кто-либо из членов экипажа не перейдет на ручное управление оборудованием. Под управлением БИУС могут находиться:

  • Система активной защиты;
  • Система поиска целей;
  • Активная подвеска;
  • Двигатель.

Регулярно информационно-управляющая система диагностирует все подчиненные ей системы и информирует экипаж о выявленных неисправностях. В некоторых случаях БИУС дает экипажу голосовые команды. Разработчики утверждают, что от машины пятого поколения Армату отделяет лишь отсутствие искусственного интеллекта.

Технические характеристики Т-72

Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что советская машина имела вес на 20 тонн меньше. Кроме того, на «англичанине» применялась нарезная пушка калибром 120 мм, неспособная к пуску ракет. Да и распространенность Challenger (построено всего 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.

 Т-72Challenger 1M1 Abrams
Длина корпуса, мм66707925
Длина общая (с развернутой вперед башней), мм9530115009766
Ширина по экранам, мм346035203653
Высота, мм219024902400
Боевая масса, кг410006200054400
Максимальная скорость движения по шоссе, км/час505672
Запас хода по шоссе, км700400480
Высота преодолеваемой стенки, м0,850,91,24
Ширина преодолеваемого рва, м2,82,82,74

Американский Abrams, оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости движения, уступая по дальности хода. На версии М1 применялась 105 мм нарезная пушка, уступавшая по характеристикам советской гладкоствольной. Позднее стало устанавливаться 120 мм гладкоствольное орудие, уравнявшее шансы соперников. Большим плюсом американских машин является система кондиционирования воздуха в боевых отделениях, снижающая утомляемость экипажей на маршах.

Этому способствуют многочисленные программы модернизации, которые позволяют повышать характеристики машины. Более того, существуют доработанные версии танка, предлагаемые для экспорта в страны НАТО.

Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащаемый 120 мм гладкоствольным орудием КБМ-2. И эта разработка далеко не единична. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 продержится в боевом строю еще не один десяток лет.

Положительные моменты

Ради объективности стоит отметить и плюсы рассматриваемой боевой машины:

  1. В общей комплектации остался прицел ТПД-К1, который оснастили защитой от лазерной атаки. Это позволяет при повреждении одного наводящего узла воспользоваться его аналогом.
  2. За местом наводчика смонтировали крайне необходимые приборы (датчики температуры, направления ветра, скорости воздушного потока).
  3. Возможность установки дополнительного вооружения, включая самые современные снаряды.
  4. Более мощный силовой агрегат.

Основной боевой танк Т-72 проигрывает модернизированному «собрату» по многим параметрам, однако и обновленный экземпляр показал себя не в лучшем свете.

Зарубежные

Экспортные модификации, в том числе и разработанные иностранными компаниями:

  • Т-72АГ оснащен двигателем 6ТД, изменены ДЗ и МТО, используются основные составляющие танков Т-80УД и Т-84;
  • Т-72-120 — модификация, экспортируемая в страны НАТО, обеспечена пушкой КБМ-2 (120 мм), пулемет (12,7 мм) с ду.
  • Т-72МП — разработан совместно с чешскими и французскими конструкторами. Установлен комплекс прицелов со стабилизацией, панорамный прицел.
  • Т-72Е — построен на бронетанковом заводе в Харькове. Оснащен мотором 5ТДФЕ, кондиционером, ДЗ типа «Нож» и автономной силовой установкой ЭА-10. Заменена трансмиссия;
  • Т-72УА1 — модернизирован ремонтно-механическим заводом в городе Киев. Мотор 5ТДФМА-1, ДЗ типа «Нож», вспомогательный двигатель ЭА-10-2. В конструкции использованы элементы ходовой Т-80.
  • Т-72УА4 — новое прицельно-наблюдательное оснащение, установлена система противодействия «Варта».
  • Т-72АМТ — изменена командирская система наблюдения, добавлен прибор ночного видения (с ЭОП 3 поколения), прицельное устройство 1К13-49 «Неман», изменены элементы ходовой и ДЗ. Дополнения: зенитный пулемет с ДУ, радиосвязь «Либидь-К-2РБ». Машина оснащена мотором В-84-1.
  • T-72БМЭ — изменения проводились в Белоруссии.
  • Т-72 «Витязь» — прицел многоканального типа «Сосна-У», с двухплоскостной стабилизацией.
  • Т-72KZ — вариант разрабатывался израильскими и казахскими конструкторами. Изменены ДЗ и СУО.
  • Т-72KZ «Шыгыс» — совместная работа Украины, Казахстана и Израиля. Огневая управляющая система типа «TISAS», оснащенная прицелами с тепловизорами. Увеличена ДЗ, новое оборудование для навигации. Гусеницы снабжены накладками для передвижения по асфальту.
  • Т-72 Aslan — модернизация произведена в Израиле. Оснащен компьютеризированным устройством СУО, навигацией GPS, системой «свой — чужой», тепловизорными приборами и навесной ДЗ.
  • Т-72 T 21 — совместная французско-словацкая работа. Изменены: башня и основное орудие.
  • Т-72М4 CZ — чешская модель, мотор CV-12, трансмиссия XTG 4II-6. Обеспечена новой ДЗ (DYNA-72) и комплексом управления огнем (TURMS-T).
  • T-72M4 CZ-W — командирский танк для Чехии.
  • T-72 Vruboun — чешский вариант. Установка мотора V-84, зенитного пулемета с ДУ.
  • PT-91 Twardy — экспортная модель для Польши.
  • PT-72U — польский вариант, дополнительно оснащен новыми электронными системами, кондиционером и решетчатыми экранами для защиты. Зенитный пулемет с ДУ.
  • M-84 — вариант для Югославии. Обеспечен новыми прицельными устройствами (DNNS-2 и DNKS-2), защитой DRHT, устройством управления огнем (SUV-M84) и приборами связи.
  • M-84АВ1 — сербская модель.
  • M-84A4 Snajper, М-95 Дегман, M-84D — изменения производились в Хорватии.
  • TR-125 — румынский вариант. Изменена ходовая и МТО. Увеличилась масса до 50 тонн.
  • T-72SIM-1 — совместная работа грузинских и израильских инженеров. Обеспечен радиосвязью FALCON, навигацией GPS, способом опознавания «свой — чужой», тепловизорами и новой ДЗ.
  • Tank EX — модель для Индии, оснащена новой башней.

Танк Т-72 Aslan

Параметры технического плана

Боевая машина Т-72Б3, характеристики которой превосходят по многим аспектам предшественника, обладает следующими основными показателями:

  • состав экипажа – три человека (командир, механик и стрелок);
  • масса в боевом состоянии – сорок шесть тонн;
  • основная пушка (калибр/марка) – 125 мм/2А45-6М5;
  • мощность силовой установки составляет 840 лошадиных сил;
  • длина корпуса (с пушкой и без) – 9,53/6,86 м;
  • запас хода – не менее пятисот километров;
  • высота машины – 2,22 м;
  • просвет дорожный – 49 сантиметров.

Также стоит отметить, что агрегат Т-72Б3, скорость которого по максимуму составляет до семидесяти километров в час, оборудован новейшими системами прицеливания, радиосвязи и пожаротушения.

Дополнительное оснащение

ТТХ Т-72б3 включают в себя дополнительные системы, а именно:

  1. Модернизированное устройство для тушения пожаров «Иней». Оно позволяет автоматически определять и гасить участки возгорания в боевой и моторной части машины. Система имеет двукратное действие, включает себя четыре резервуара с хладагентом, определяет очаги возгорания при помощи оптических и термических индикаторов.
  2. Возможность вооружения улучшенными снарядами, а также зенитной установкой, которая лишена дистанционного управления.
  3. Водительское окошко закрывается бронированной шторой, которую открыть можно только снаружи. В бою это большой минус.

Далее рассмотрим объективные плюсы и минусы рассматриваемой боевой машины.

Основной боевой танк Т-72Б3 (объект 184-3)

ОБТ T-72 – самая старая модель из трех рассматриваемых
боевых танков России. Во времена расцвета в советские и российские ВС
планировалось поставить до 9 тыс. этих машин в разных версиях. Между тем,
определенную часть вывели из эксплуатации и утилизировали или перевели на
хранение. Можно предположить, что в настоящее время в использовании остаются
около 1900 машин. Для этого танка уже в 2010 г. приняли решение о большой
программе повышения боевых возможностей (KWS)
до версии Т-72Б3 (модель 2013 г). По причинам стоимости, переоснащение является
относительно ограниченным – возможно, модернизировано около 400 машин.

Танк Т-72Б3

Направления модернизации

На Т-72Б3 предприняты повышения характеристик во всех
классических областях (огневая мощь, мобильность, защита и управляемость).
Огневая мощь улучшена за счет установки самой современной версии 125 мм
гладкоствольной пушки (2 A46 M5). У этого орудия максимальное давление газа
поднялось с 5100 до 6500 бар.

Кроме того, в версии Т-72Б3 используется модифицированный
автомат заряжания, который позволяет подавать подкалиберный снаряд с
сердечником длиной 695 мм. В результате Т-72Б3 способен применять новые снаряды
3 БМ 59 (“Свинец-1”, вольфрамовый тяжелый металлический сердечник) и
3 БМ 60 (“Свинец-2”, сердечник из обедненного урана). Согласно
российским источникам, эти снаряды способны пробить от 600 мм до 2,0 м
однородной брони (RHA).

Из основного орудия Т-72Б3 также возможен пуск управляемой
ракеты с лазерным наведением 9М119М “Инвар” (принадлежащий системе
9К119 “Рефлекс”) с дальностью до 5000 м.

Выстрел с управляемой ракетой 9М119М “Инвар”

Для увеличения дальности стрельбы Т-72Б3 получил новую систему
управления огнем (СУО), компоненты которой в основном идентичны СУО
“КАЛИНА” ОБТ  Т-14. К ним
относятся новый цифровой вычислитель и автомат сопровождения цели. Ключевым
элементом новой СУО является новый прицел “Сосна-У” от белорусской
компании “Пеленг”. В прицеле установлен тепловизор CATHERINE-FC производства
французской компании Thales.

Зенитный 12,7 мм пулемет командира может обслуживаться
изнутри башни. Машина также оборудована российской системой позиционирования
“ГЛОНАСС”.

Первые экземпляры ОБТ T-72Б3 получили новую гусеницу со
сменными траками. Вместе с тем, согласно имеющейся до сих пор информации,
машины остались оборудованы предыдущим двигателем В-84-1 (617 кВт / 838 л.с.).
Предположительно, по причинам стоимости модели T-72Б3 2013г. получили еще
старую систему реактивной брони “Контакт 5”. В системе электронно-оптической
активной защиты “Штора-1” отказались от двух ИК источников помех
слева и справа от основного орудия. Причины до сих пор неясны.

Версия Т-72Б3М

Примерно через три года после начала программы модернизации финансовая
ситуация, по-видимому, улучшилась. По этой причине в 2016 г. была поставлена
переработанная версия под обозначением Т-72Б3М (модель 2016 г.), или Т-72Б4. Первые
машины поступили в 2018 г.

Боевой танк Т-72Б3М/Б4

Данная модель получила очередной раз доработанную пушку
2A46M 5-01 и улучшенную бортовую электронику. Вероятно, теперь командир должен был
бы получить мощный перископ круглого обзора. Однако, из-за нехватки места этот
прибор не удалось установить перед командирским люком. Поэтому в этой версии
смотровая головка панорамного перископа смонтирована на крыше башни, между
командирским и люком наводчика. Такое решение значительно увеличивает силуэт
машины и представляется менее удачным.

С точки зрения подвижности на этой версии установлен двигатель
W 92 S2F (830 кВт / 1128 л.с.) и автоматическая коробка передач  АПП-172. При этом, речь идет о тех же
компонентах привода, что и у танка Т-72МС (экспортная версия). Аналогично
частично использован более мощный комплекс динамической защиты
“Реликт”. Согласно российским источникам, этот комплекс снижает показатель
бронепробиваемости  кумулятивного заряда
примерно на 600 мм (RHA). В
результате улучшения защищенности боевой вес танка Т-72Б3М увеличился до 46,5
т.

В итоге версия Т-72Б3M/Б4 демонстрирует значительное увеличение боевой мощи. По слухам,
программа повышения боевой ценности охватит несколько тысяч боевых машин. В
результате в ближайшие 10-15 лет сухопутные войска России получат в свое
распоряжение очень мощное базовое оснащение в лице мощных боевых танков.

Тем не менее, сохранение старой сборки указывает и на
ограничения: намеренно высокая плотность монтажа боевых танков России и
небольшие объемы корпуса и башни сдерживают возможности комплексной
модернизации.

В завершение

На вопрос о том, сколько танков Т-72Б3 у России, ответить сложно, поскольку военные секреты редко открываются полностью. Можно предположить, что таких машин не очень много. Это связано с изначальным предназначением машины в виде экспериментального новшества. Судя по специфике производства и учитывая мнение экспертов, рассматриваемая модификация служит скорее переходной моделью между устаревшими образцами и будущими разработками. Это необходимо для того, чтобы усилить броневую мощь вооруженных сил, при этом не растрачивая финансовые средства.

Хочется верить, что выпуск новой модификации не за горами. Если она будет оснащена всеми инновационными разработками, которых в России немало, а также вберет все лучшее от предшественников, то наверняка станет одной из боеспособных в мире. К сожалению, финансовая сторона, как это часто бывает, играет превалирующую роль. Несмотря на это, отечественная военная техника с каждым годом становится совершеннее. Российские танки мало чем уступают, а во многом и превосходят зарубежные аналоги. Все-таки недаром отечественное вооружение – одно из самых грозных в мире.

Параметры технического плана

Боевая машина Т-72Б3, характеристики которой превосходят по многим аспектам предшественника, обладает следующими основными показателями:

  • состав экипажа – три человека (командир, механик и стрелок);
  • масса в боевом состоянии – сорок шесть тонн;
  • основная пушка (калибр/марка) – 125 мм/2А45-6М5;
  • мощность силовой установки составляет 840 лошадиных сил;
  • длина корпуса (с пушкой и без) – 9,53/6,86 м;
  • запас хода – не менее пятисот километров;
  • высота машины – 2,22 м;
  • просвет дорожный – 49 сантиметров.

Также стоит отметить, что агрегат Т-72Б3, скорость которого по максимуму составляет до семидесяти километров в час, оборудован новейшими системами прицеливания, радиосвязи и пожаротушения.

Модификации

Т-72 — одна из немногих бронемашин, имеющих огромное количество модификационных вариантов.

  • Объекты 172, 172-2М, 172МН, 172МД, 172МП, 177,179, 186 — являются опытными образцами.
  • Т-72 — базовая модель.
  • Т-72К «Урал-К» — вариант для командира.
  • Т-72А (Объект 172М-1) увеличена бронезащита башни и ВЛД, модернизированы: основное орудие, устройства наведения и ходовая.
  • Т-72АК (Объект 176К) — командирская модернизация, дополнительные навигационные приборы и автономная батарея.
  • Т-72М — экспортная модель, изменена броня и боекомплект.
  • Т-72М1 — ВЛД и башня обеспечены дополнительной бронезащитой.
  • Т-72М1М — экспортная вариация, дополнена смешанной динамической защитой (ДЗ).
  • Т-72АВ — добавлена навесная ДЗ типа «Контакт».
  • Т-72Б — доукомплектован управляемой системой «Свирь», ДЗ «Контакт», мотор В-84 и ПУ 2А46М. Модифицирована защита башни.
  • Т-72БК — командирский вариант, обеспечен дополнительными приборами для навигации.
  • Т-72Б1 — новое устройство ночного видения ТПН-3-49.
  • Т-72Б1К — дополнительная навигация для командира.
  • Т-72С — модель для экспорта, снижено количество ДЗ, изменение боекомплекта.
  • Т-72БА, Т-72БА1 — установка стабилизации «Жасмин», повышение противоминной защиты, изменение элементов ходовой и замена мотора (В-84МС, В-92С2).
  • Т-72Б2 — замена орудия (2А46М5), приборов для увеличения точности огня, тепловизоров и электромагнитной защиты, наличие дополнительного двигателя.Т-72Б3 — замена мотора (В-84-1), установка радиостанции «Акведук» и комплексной защиты от оружия массового поражения. Модернизирована ходовая. В более поздней модели — автоматизированная коробка передач, цифровой монитор, изменена система наблюдения. Поставлен комплекс модульной ДЗ «Реликт» и стабилизатор вооружения 2Э58.

Танк Т-72К

Подвижность

В движение ОБТ приводил привычный для СССР многотопливный дизельный двигатель. На первых модификациях был установлен 12 цилиндровый В-84-1 с жидкостным охлаждением и наддувом. Его мощность достигала 840 л.с. при 2000 об/мин.

Свой момент он передавал на механическую коробку передач с гидроприводом, имеющую семь ступеней хода вперёд и одну назад. Так же она обеспечивала поворот танка.

Ходовая часть Т-64 была признана неудачной, поэтому на Т-72 она состояла из 6 опорных катков большого диаметра, 3 поддерживающих маленького, направляющего колеса спереди и ведущего сзади.

Т-72 отличался неплохой подвижностью на любой местности и развивал 60 км/час при езде по шоссе и 35 км/час при езде по пересечённой местности.

Топливная система имела четыре внутренних бака в забронированном объёме и пять наружных топливных бака, расположенных на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков достигала 705 литров, тогда как наружных — 495 литров. Кроме этого, на затяжных маршах можно было подключать два дополнительных бака, крепящихся на корме и имеющих объем до 500 литров. Всё это давало дальность хода 500 километров, а с установленными внешними баками до 700 километров.

Современная модификация Т-72Б3 с мощным новым двигателем обладает отличной подвижностью, позволяющей завоёвывать первые места на танковых марафонах.

Трансмиссия боевого танка Т-90

Коробки передач планетарные с гидроуправлением. Трансмиссия обеспечивает 7 передач вперед и одну назад. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Привод управления коробками передач гидравлический с механическим приводом золотников. Привод тормоза механический, но при этом обеспечивающий эффективное торможение и остановку машины, удержание её даже на крутых подъёмах и спусках.

Технические характеристики трансмиссии Т-90

  • Трансмиссия, тип – механическая планетарная
  • Коробка передач, тип – две бортовые планетарные
  • Число передач, вперед/назад – 7/1
  • Передаточные отношения по передачам – I – 8,713; II – 4,40; III – 3,485; IV – 2,787; V – 2,027; VI – 1,467; VII – 1,0; З.Х. – 14,3
  • Механизм поворота, тип – бездифференциальный
  • Минимальный расчетный радиус поворота, м – 2,79
  • Основной тормоз, тип – дисковый, работающий в масле
  • Масса трансмиссии, кг – 1870
  • Бортовой редуктор, тип – планетарный
  • Система управления движением, тип – гидравлическая

Пески пустыни

Впервые Т-72 «понюхали пороху» в Ливане, в 1982 году. В бою сошлись сирийские и израильские вооруженные силы — охваченный гражданской войной Ливан стал площадкой для встречи старых врагов.

Фокус интереса исследователей сошелся на противостоянии «семьдесятдвоек» и «Меркав», которые тоже впервые приняли участие в боевых действиях. Симпатизанты каждого танка могут найти множество примеров сокрушительных побед одного над другим, и наоборот. Но все это будут фантазии: в реальности Т-72 и «Меркавы» в боях не встречались.

Интересно, что потери новейших танков были следствием одного и того же фактора — противотанковых ракет. Из 12 утраченных сирийцами Т-72 большая часть была поражена в одной удачной засаде из ПТУР «Тоу». Что больше говорит, скорее, об умелом их применении сирийцами, чем о качествах самого танка.

В остальном же крепкая, хоть и не неуязвимая (таких не бывает), лобовая броня новых танков оказалась серьезным аргументом. Хотя экспортный вариант, конечно, был хуже — у танков, состоявших на вооружении СССР, башня была крепче.

Иракские Т-72

Иракские Т-72

Следующим более-менее крупным конфликтом для Т-72 стала подзабытая ирано-иракская война. Там самым грозным противником для «семьдесятдвоек» были уже не «Меркавы», а купленные иранцами британские «Чифтены». Только, в отличие от Ливана, с ними встречаться Т-72 пришлось, и взаимные потери в таких схватках были серьезными.

Потом иракским Т-72 пришлось встретиться уже с американскими «Абрамсами» в двух иракско-американских войнах. Тут ситуация была неутешительная — иракских танкистов ждал разгром. Дело, конечно, обуславливается полным превосходством американцев в высокотехнологичных средствах ведения войны: большинство Т-72 были уничтожены с воздуха. Не стоит забывать и о том, что экспортные модификации «семьдесятдвоек» сильно уступали последним на тот момент вариантам «Абрамсов».

Это интересно: Сын Сталина Василий

Немного истории

Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 — нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.

В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.

Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.

Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.

Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».

В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.

Особенности компоновки боевого танка, схема конструкции

Бронирование, активная защита

Защита танка Т-14 обеспечивается многослойной броней, комплексом динамической защиты «Малахит» и комплексом активной защиты «Афганит». Такая тройная защита танка обеспечивает его высокую живучесть, защищает экипаж от поражающих факторов любого вида боеприпасов.

Комплекс активной защиты «Афганит» обеспечивает перехват различных боеприпасов на подлете к танку. Оптические радары засекают подлетающий к танку боезаряд, а пеленгаторы засекают места его запуска. Под броней танка находятся поражающие элементы, которые уничтожают вражеские боеприпасы на подлете к танку. С помощью системы «Афганит» блокируется лазерное наведение противника, производится постановка дымовой завесы, нарушается работа РЛС врага. Активная защита предусматривает автоматический разворот башни для остановки вражеского снаряда наиболее бронированной зоной с одновременным ответным уничтожением огневой точки противника.

Вторая ступень защиты танка «Армата» — комплекс встроенной динамической защиты «Малахит». Конструкторы до конца не раскрывают всех секретов комплекса. Различные российские и западные специалисты предполагают, что принцип действия «Малахита» заключается в том, что модули, закрепленные на корпусе танка, подрываются при приближении боеприпасов. При этом модуль выкидывает бронепластину навстречу боеприпасу, вызываю упреждающую детонацию.

Последняя ступень защиты, это непосредственно броня танка. Лобовая броня танка выдерживает попадание противотанковых ракет калибром до 150 мм и попадание бронебойных подкалиберных снарядов калибром до 120 мм. Отсеки танка разделены между собой бронированными перегородками. Экипаж танка располагается в бронекапсуле в носовой части корпуса.

Танк «Армата» снабжен противоминной защитой днища и устройством для обнаружения и подрыва мин на расстоянии.

Двигатель и трансмиссия, запас хода

На танке Т-14 установлена общая для платформы «Армата» силовая установка. Активная подвеска танка также общая для всей техники на платформе «Армата». Особенности и характеристики двигателя:

  • дизельный,
  • Х-образный,
  • 12-цилиндровый.
  • мощность от 1200 до 1500 л. с.
  • Ресурс работы — около 10 000 часов.

Подвеска танка активная, что обеспечивает плавный ход на неровной местности, и соответственно повышается точность стрельбы и уменьшается время необходимое для захвата цели.

Коробка передач автоматическая, с возможностью переключения в ручной режим. 16 передач, 8 в переднем направлении и 8 в заднем.

Средства наблюдения, связи и навигации

Основным средством наблюдения танка Т-14 «Армата» является радиолокационный комплекс, включающий в себя 4-х секционный радар и синхронизированные с ним камеры, работающие в различных диапазонах. Радар способен одновременно обнаруживать и вести до 40 наземных до 25 воздушных целей на расстоянии до 100 км.

Для ведения ближней разведке танк оснащен беспилотным летательным аппаратом «Птеродактиль». БПЛА связан с Т-14 кабелем по которому передаётся изображение. Длина кабеля до 100 метров. Диаметр обзора «Птеродактиля» до 10 км.

Помимо радара танк «Армата» оборудован 6 камерами кругового обзора, которые расположены на башне танка и способны давать обзор на 360. Камеры имеют автономное питание, работают независимо от радара и способны функционировать в условиях применения противником методов радио электронной борьбы (РЭБ).

В качестве основной системы связи и навигации на Т-14 используется единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). Это уникальная инновационная система связи и навигации, не имеющая аналогов в мире. ЕСУ ТЗ разработано концерном «Созвездие» .Данная система являться самым крупным в мире программным военным комплексом. Она обеспечивает одновременную связь со всеми машинами тактической группы на поле боя. Дополнительно танк Т-14 «Армата» оснащен радиостанцией Р-168 комплекса «Акведук».

Технологии невидимости

Для затруднения обнаружение противником, в танке Т-14 «Армата» широко применяются следующие технологии невидимости (стелс-средства):

  • Башня и платформа танка имеют особое расположение, что делает машину менее радиозаметной;
  • На танке имеется система искажения магнитного поля;
  • Система смешивания выхлопных газов с окружающим воздухом, а также специальное покрытие корпуса значительно позволяет снизить теплозаметность танка.

Маскирующие средства танка совмещены с комплексом защитной системы «Афганит».

Автомат заряжания для 57-мм пушки БМПТ-72А

Рис.11. Автомат заряжания БМПТ-72А

На рисунке 11 представлен один из возможных вариантов автомата заряжания для 57-мм выстрелов. Одним из главных ограничений при моделировании автомата заряжания является высота боевого отделения Т-72 (если посмотреть на фотографии ПТ-76Б с БМ «Буревестник» – его башня выше стандартной башни ПТ-76 с 76-мм пушкой), так как казенная часть пушки С-60 довольно габаритная и необходимо предусмотреть ее нормальное опускание вниз при максимальном угле возвышения пушки. Синим цветом показан ориентатор выстрелов – он жестко закреплен в башне и обеспечивает транспортировку выстрела к пушке в любом ее вертикальном положении. Учитывая увеличенное количество операций заряжания пушки, ее скорострельность, предположительно, снизится до 100 выстрелов в минуту.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий