Названия русских кораблей петровских времен

Использование

Б-34 на переднем плане, вдали 85-мм орудие 90-К

Орудия Б-34 устанавливались на 2 балтийских и 2 черноморских крейсерах проектов 26 и 26-бис, послевоенных сторожевых кораблях (проектов 29, 42, 50), плавбазах проекта 310, канонерской лодке Амурской флотилии «Красная Звезда» и других кораблях и батареях береговой обороны (в том числе двухорудийная батарея № 668 на кронштадтском форте «Князь Меньшиков»).

Хотя формально универсальных орудий на вооружении советского военно-морского флота (ВМФ СССР) и не было, но в качестве универсальных использовались и формально зенитные 100-мм установки Б-34, которые устанавливались и как установки главного калибра для стрельбы и по надводным и береговым целям и на береговых и плавучих артиллерийских и зенитных батареях и других, в основном мобилизованных, судах. Например в Ладожской флотилии, выполнявшей важнейшую задачу обеспечения снабжения осажденного Ленинграда, из крупных кораблей к осени 1941 года было 6 переоборудованных канонерских лодок с установками 34-К и Б-34 главного калибра и 2 сторожевых корабля специальной постройки.

Недаром в некоторых источниках эти установки именуют только универсальными.

Из боевых кораблей основных классов специальной постройки к началу Великой Отечественной войны этими универсальными установками вооружены только 4 крейсера — 2 на Балтийском флоте и 2 на Черноморском. Они применяли 100-мм орудия в основном как зенитные.

В общем из выпущенных до июня 1941 года 42 100-мм Б-34, только 24 100-мм Б-34 на 4 балтийских и черноморских крейсерах — около 55 %, остальные 18 — около 45 %, установлены на береговых батареях и небольших кораблях, в основном мобилизованных, как орудия гпавного калибра. Из указанных установок автоматизированные системы управления артиллерийским огнем (СУАО) имели только крейсера, остальные имели ручную СУАО типа Гейслера, где поправки вычислялись по таблицам и данные на орудия передавались по телефонным проводам, как и на дооборудованных гражданских судах.

Четвертый ранг

К данному классу относятся двухдечные линкоры, количество пушек у которых варьируется в пределах от 44 до 60 штук. По размерам корабли четвертого ранга считаются самыми маленькими и с водоизмещением не более 500 т. Прибрежная морская зона стала местом для использования этих судов. В данную классификацию вошли боевые и десантные катера.

Первые корабли уничтожают морскую технику противника, вторые – осуществляют выгрузку десанта и вооружения на берег. В данной категории имеются специальные тральщики для рейдов в акваториях. С 2000 г. на Балтийском флоте используются ракетные катера «Р-2» и «Р-32».

Примечания

  1. Головной корабль серии строился после смерти Петра I, но точно по пропорциям, разработанным под руководством Петра в «Табели о корабельных пропорциях» 1723 года на основе петровской же разработки 64-пушечного корабля «Ингерманланд» и результатов опытов, специально проведённых для устранения его отдельных небольших недостатков.
  2. Анна Иоанновна, возобновив строительство флота, всё же не сумела организовать достаточное количество учений и полноценное снабжение, в результате чего к началу войны корабельный флот подошёл в удручающем состоянии и всю тяжесть войны, по сути, вынес гребной флот. Победы при этом удалось добиться во многом благодаря тому, что в шведском флоте имелись те же проблемы, возможно даже в более крупных масштабах. Высокотехнологичный и жутко дорогой 110-пушечный корабль, по-видимому, просто побоялись без крайней нужды доверять вести в бой далеко от базы слабо обученному экипажу.
  3. Выполнили строительство «Новгорода»
  4. Повторная сборка Новгорода и строительство «Вице-адмирала Попова»
  5. Следует также отметить, что «поповки» стали, по-видимому, единственными действительно боеспособными плавсредствами, построенными по концепции малого корабля с 1-2 огромными орудиями, поскольку их аналоги из-за низкой скорострельности больших орудий и присущей маленьким кораблям сильной качки в реальном бою никуда попасть не могли, что и продемонстрировали, в частности, три даже куда более крупных японских крейсера типа «Мацусима» так ни в кого и не попавшие из орудий главного калибра за две войны с Китаем и Россией. Круглые же броненосцы адмирала Попова даже в относительно свежую погоду стояли в воде практически не качаясь, что давало возможность вести достаточно меткую стрельбу.
  6. Ранее добросовестно работавший крупнейший в России частный машиностроительный завод Берда при изготовлении силовой установки броненосца допустил явный брак во многих местах, что вскоре привело к смене собственника из-за отказа государства оплачивать некачественную работу. За отсутствием в стране других аналогичных заводов доведение механизмов до ума после относительной нормализации международных отношений вслед за Русско-турецкой войной 1877—1878 годов поручили англичанам.

  Российский военно-морской флот

Корабли и суда  Надводные корабли • Подводные лодки • Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»
История  Мифы о русско-японской войне • Оборонительная операция в Заполярье и Карелии 1941 года • Ленинградская оборонительная операция 1941 года • Раздел Черноморского флота
В культуре Музыка и песни
См. также Российское судостроение

Первый военно-морской поход

Восточнославянские племена, являющиеся предками братских по крови и культуре великорусских, украинских и белорусских народов, в древности расселились на огромных просторах Восточной Европы, между Балтийским и Черным морями.


Первый военно-морской поход древних славян

Византийские писатели уделяли большое внимание славянам, среди которых выделили антов как наиболее многочисленное и сильное славянское племя. Письменные и археологические источники указывают на то, что анты VI в

уже имели личную собственность, строили города, развивали сельское хозяйство. И в своем социальном развитии, и в области культуры анты стояли на высоком уровне.

Владея долгое время морским побережьем от Дуная до Дона, восточные славяне — анты приобрели значительный опыт мореплавания.

Суровые условия жизни, постоянная борьба с многочисленными врагами — готами, аварами, Византией — развили у славян прекрасные боевые качества. По общему свидетельству византийских писателей, это были сильные и мужественные люди, легко переносившие трудности и невзгоды, жару и холод, грозные в нападении и мужественные в защите. Гордые сознанием независимости, славяне упорно защищали свои дома и семьи.

Византийские авторы особо отмечают умение славян воевать на воде — на реках, озерах и морях.

В IV-VII вв. Славянские народы с севера и северо-востока наступают на Византию, перемещаясь в пределах империи «Ромеи» несколькими потоками. Славяне совершают длительные и трудные плавания по Черному, Средиземному, Адриатическому, Эгейскому морям. Вероятно, наиболее активное участие в этих морских походах принимали анты, атаковавшие Византию со стороны Черного и Дуная.


Походы славян в море

О жизни славян, особенно восточных, в VII-VIII вв. сохранилось очень мало информации. Между тем именно в этот период произошли важные изменения в социальной и политической жизни славянских народов. Вместо хрупких племенных союзов образовалось несколько крупных славянских государств: Болгария, Сербия, Чехия, Моравия, Польша. К концу VIII — началу IX в. следует также включить возникновение Восточно-славянского государства Руси с центром в Киеве на Днепре.

Алексей «Тишайший»

История не сохранила до наших дней описание морских побед стольника Ивана Грозного на Балтийском море. Тем не менее, спустя сто лет, после появления русских кораблей в водах северного моря они оставались его бесспорными хозяевами.

Весной 1656 года Алексей Михайлович Романов отдал распоряжение освободить от шведов часть Балтийского побережья от устья Невы до Риги. Выполнить этот приказ русские моряки могли, лишь имея военные корабли ничем не уступающие шведскому флоту, считающемуся лучшим в мире. Примечательно, что напутствуя русских моряков, Патриарх Никон нисколько не сомневался в их абсолютной победе. В разговоре с морским воеводой Петром Потемкиным он отметил: «Итти за Свейский (шведский) рубеж, на Варяжское море, на Стекольну (Стокгольм) и дале».

Этими словами, Никон, фактически предложил Потемкину взять штурмом столицу одного из самых могущественных в военном отношении государств тех лет. Очевидно, у него были все основания верить, что русский флот сможет справиться с поставленной задачей. Практически так оно и вышло. 22 июля 1656 года тысячный корпус Петра Потемкина вышел в Финский залив.

Удача сопутствовала русским морякам. После непродолжительного сражения, потопив шведскую галеру, русские войска овладели островом Котлин. Отчитываясь о выполнение боевого задания, Потемкин писал царю: «Полукорабель (галеру) взяли и свейских людей побили, и капитана Ирека Далсфира, и наряд (пушки), и знамёна взяли, а на Котлине-острове латышанские деревни высекли и выжгли».

К сожалению, развития данная военная операция не получила: из Москвы пришел приказ отступить. Тем не менее, в свете приведенных фактов, становится совершенно очевидно, что русский флот, действительно существовал в допетровские времена. Кроме того он был достаточно современным и имел возможность одерживать яркие победы над флотилиями крупнейших морских держав тех лет.

« Землетрясения в Москве: как это было?

Первенец флота

Применение вновь полученным знаниям нашлось довольно скоро. В 1702 – 1703 годах началось строительство кораблей защиты порта и торговых путей на Балтике: строили их на реках Сясь и Свирь. Сясьская верфь оказалась не очень успешной — подбор мастеров-кораблестроителей оставлял желать лучшего. А вот на Олонецкой верфи, названной по имени уезда и расположенной на Свири (ныне — Лодейное Поле) дела пошли очень удачно. Всего за пять месяцев, начиная работу буквально «в чистом поле» и создавая верфь «на ходу», построили первые 10 судов. Самым большим был 28 пушечный фрегат «Штандарт», который и стал флагманом нового Балтийского флота.

Название «Штандарт» символизирует обретение Россией этого нового торгового пути через Балтийское море: в 1703 году царь Петр изменил свой штандарт, добавив к картам трех российских морей четвертую – карту Балтики. Был сделан новый штандарт, и в его честь назвали первый корабль Балтийского флота.

Корабли были заложены 24 марта 1703 года, спущены на воду 22 августа, а уже 8 сентября того же года эскадра поставила паруса для перехода через Ладогу в только что основанный город – Санкт-Петербург.

Руководили работами голландские и английские мастера, и русские подмастерья из учившихся во время Великого Посольства. Чертежи многих из новых судов составлял собственноручно Царь Петр. И доверял строить по своим проектам только проверенным мастерам, таким, как голландец Выбе Геренс. До начала работ на Олонецкой верфи «Выбей» зарекомендовал себя как талантливый кораблестроитель: в Воронеже и Архангельске он строил 38-пушечный корабль, две 8-пушечные яхты и даже корабль на 68 пушек. Ему и было поручено строить «царский» корабль, названный позднее «Штандарт».

Цели и задачи ВМФ

Основными целями, которые на сегодняшний день возложены на ВМФ являются:

  1. Обеспечение безопасности суверенитета страны на водных просторах, то есть готовность отразить вооруженное нападение.
  2. Обеспечение поддержки сухопутных войск артиллерийским огнем. На современных российских кораблях установлены такие пушки, которые по своей мощности не уступают полевой артиллерии.
  3. Создание безопасного прохода для торговых кораблей и их деятельности. Сегодня распространены морские нападения на суда. Для того чтобы при возникновении угрозы захвата корабля морскими разбойниками была возможность их освободить, и существуют отдельные подразделения ВМФ.
  4. Сдерживание других государств от мысли о нападении на Россию. До тех пор, пока в Российской Федерации имеются самые современные вооруженные корабли, значительно превосходящие по огневой мощи аналогичные суда других государств, ни одна страна не решит нападать на более сильного врага. Кроме этого, боевые корабли России находятся во всех морских пространствах, принадлежащих российскому суверенитету. Это позволяет контролировать все корабельные маневры других стран. Российская Федерация граничит на морских просторах с территориями многих других стран — США, Японией, Польшей, Литвой, Финляндией и др. В случае возникновения угрозы нанесения удара с одной из них Россия может нанести удар на опережение.
  5. Участие в международных учениях позволяет Российской Федерации демонстрировать свою мощь на мировой арене.

Об авианосцах

Суда, относящиеся к первому рангу, представлены атомными подводными лодками и крупными надводными кораблями: авианосцами, противолодочными, ракетными, тяжелыми и легкими крейсерами и линкорами. В таких вопросах, как церемониальные процедуры, снабжение и комплектование, кораблям первого ранга отведено старшинство. Если классифицировать суда, то первое место за авианосцами, которые являются самыми крупными надводными кораблями особого назначения. Их ударную силу составляет транспортируемая палубная авиация. Воздушное прикрытие, высадка десанта в тыл противника и нанесение ударов с воздуха по вражеским суднам – основная задача авиационной группы – вертолетов и самолетов.

Иван Грозный

Можно долго перечислять успехи российских моряков в допетровскую эпоху, среди которых встречались, по-настоящему, впечатляющие победы. Одна из них относится к 1559 году. В это время Иван Грозный взял Казань и разгромил Астраханское ханство. Наступила очередь Крыма, находившегося под покровительством турецкого султана Сулеймана Великолепного.

В середине XVI века его армия и флот считались бесспорными хозяевами Черного моря. Однако русский царь придерживался на этот счет иного мнения. По его приказу стольник Данила Адашев построил в устье Днепра корабельные верфи. На них опытными плотниками в короткий срок была изготовлена флотилия боевых кораблей, внешне напоминавших европейские фрегаты.

Каждое судно могло передвигаться, как под парусом, так и на веслах, вмещая на своем борту до пятидесяти человек команды. Выйдя в море, русские корабли дали бой турецкой эскадре и выиграли его. Около десяти турецких кораблей было потоплено, а два захвачено в плен.

Три недели русский десант, хозяйничал в Крыму, освобождая русских заложников, взятых татарами в рабство. Казалось еще не много и с Крымским ханством будет покончено раз и навсегда, но Иван Грозный отозвал восьмитысячный корпус Адашева, перебросив его на Балтийское море.

Оперативно-стратегическими объединениями

Оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России являются:

Балтийский флот со штабом в Калининграде. Корабельный состав: 3 дизельные подводные лодки, 2 эсминца, 3 корвета, 2 сторожевых корабля, 4 малых ракетных корабля, 7 малых противолодочных кораблей, 7 ракетных катеров, 5 базовых тральщиков, 14 рейдовых тральщиков, 4 больших десантных корабля, 2 малых десантных корабля на ВП, 6 десантных катеров. Итого: подводные лодки – 3, надводные корабли – 56.

  • Северный флот со штабом в Североморске. Корабельный состав: 10 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 3 атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, 14 многоцелевых атомных подводных лодок, 9 атомных подводных лодок спецназначения, 1 дизельная подводная лодка спецназначения, 6 дизельных подводных лодок, 1 тяжелый авианесущий крейсер, 2 тяжелых атомных ракетных крейсера, 1 ракетный крейсер, 5 БПК, 1 эсминец, 3 малых ракетных корабля, 1 артиллерийский катер, 6 малых противолодочных кораблей, 4 морских тральщика, 6 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера. Итого: подводные лодки – 43, надводные корабли – 39.
  • Черноморский флот со штабом в Севастополе. Корабельный состав: 2 дизельные подводные лодки, 1 ракетный крейсер, 2 БПК, 3 СКР, 7 МПК, 4 МРК, 5 ракетных катеров, 7 морских тральщиков, 2 базовых тральщика, 2 рейдовых тральщика, 7 больших десантных кораблей, 2 десантных катера. Итого: подводные лодки – 2, надводные корабли – 41.
  • Тихоокеанский флот со штабом во Владивостоке. Корабельный состав: 3 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, 5 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 5 многоцелевых атомных подводных лодок, 8 дизельных подводных лодок, 1 тяжелый атомный ракетный крейсер, 1 ракетный крейсер, 4 больших противолодочных корабля, 3 эсминца, 8 малых противолодочных кораблей, 4 малых ракетных корабля, 11 ракетных катеров, 2 морских тральщика, 7 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера. Итого: подводные лодки – 21, надводные корабли – 50.
  • Каспийская флотилия со штабом в Астрахани. Корабельный состав: 2 сторожевых корабля, 4 малых артиллерийских корабля, 5 ракетных катеров, 5 артиллерийских катеров, 2 базовых тральщика, 5 рейдовых тральщиков, 7 десантных катеров. Итого: надводные корабли – 28.

Северный и Тихоокеанский флоты являются полноценными океанскими флотами. Их корабли могут проводить все виды военно-морских операций в дальней океанской зоне. Только эти два флота ВМФ России располагают ПЛА и ПЛАРБ. Также здесь сосредоточены все российские ракетные крейсера кроме флагмана Черноморского флота РКР «Москва».

Строительство флота на Балтийском море

Особое значение для дальнейшей истории России имел построенный в рамках военной реформы Петра I балтийский флот. В 1702–1704 годах шло строительство галер на реках Луга и Сясь вблизи театра боевых действий Северной войны со Швецией.

В 1703 году был основан Санкт-Петербург, и он же стал главной базой балтийского флота до 1723 года, то есть до переноса в Кронштадт. В 1721 году война со Швецией завершилась подписанием Ништадтского мирного договора, и новые базы военно-морского флота разместились в портовых городах на присоединённых территориях — Выборг, Ревель, Рига.

На момент смерти императора Петра I, то есть к началу 1725 года, русский флот состоял из 130 парусных судов. В это число входили:

  • линейные корабли — 36;
  • фрегаты — 9;
  • брандеры — 5;
  • шнявы — 3;
  • вспомогательные суда — 77.

Помимо этого, был создан и гребной флот в составе 396 судов, в том числе:

  • галер и скампавей — 253.
  • бригантин — 143.

Высшим органом управления флотом стала созданная в 1718 году Адмиралтейств-коллегия. В 1720 году был составлен морской устав. Первым адмиралом флота стал Фёдор Апраксин. Первые военные победы русского флота относятся к 1714 и 1720 годам, разгром шведов под Гангутом и Гренгамом.

Судоверфи к концу царствования Петра I были в следующих городах: Воронеж, Казань, Архангельск, Олонец, Астрахань, Санкт-Петербург. Всего в Российской империи было 24 верфи. Офицеры военно-морского флота набирались из числа дворян, а матросы, наоборот, из простонародья, как и рекруты. Служба была пожизненной. Местом обучения офицеров стала Навигационная школа основанная в Москве в 1701 году.

Рис. 3. Гангутская битва.

Что мы узнали?

Кратко о рождении российского военно-морского флота можно сказать, что это было важным событием в эпоху петровских реформ. К 1725 году русский флот был сильнейшим на Балтийском море. Интересную информацию для детей об этом событии можно оформить в виде доклада или реферата.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Ассиметричные меры

Нынешний российский флот, конечно же, уступает по мощи советскому. Мы не располагаем сегодня таким количеством подводных лодок и надводных кораблей, которые позволяли Советскому Союзу не сильно уступать на море США и с большим отрывом опережать флоты всех других стран. Например, англичане и китайцы имеют в строю атомные авианосцы и современные эсминцы. У нас ничего подобного нет.

Но кричать «всё пропало» точно не стоит. Россия и сегодня является одной из двух держав, располагающих морскими силами ядерного сдерживания, несравнимыми по мощи с аналогичными силами прочих членов ядерного клуба. А кроме того, наша страна является пока единственной, имеющей на вооружении гиперзвуковые носители ядерных зарядов.

Такими ассиметричными мерами Россия поддерживает баланс сил на море, а наш флот по-прежнему надежно защищает морские рубежи Отечества. Мы твердо верим в то, что никогда враг не сможет безнаказанно угрожать нашей Отчизне со стороны моря. Российский военно-морской флот, официально рожденный постановлением Боярской думы 326 лет назад, — надежная тому гарантия!

Флот после смерти Петра I

Со смертью Петра I состояние кораблестроения ухудшились. В 1726 году был заложен лишь один 54-пушечный корабль, а в 1727-1730 годах не был заложен ни один корабль.

В 1727 году боеспособный состав корабельного флота насчитывал 15 линейных кораблей и 4 фрегата.

К концу 1731 года в корабельном флоте числились 36 линейных кораблей, 12 фрегатов и 2 шнявы, однако полную боеспособность имели лишь 30 % от числа линейных кораблей, ещё 20 % могли действовать в Балтийском море в благоприятное время года. Всего в море можно было вывести восемь линейных кораблей и пять — в ближнее плавание. Из строя выбыли корабли крупных рангов — 70, 80, 90-пушечные. Боеспособными оставались лишь один 100-пушечный корабль, пять 66-пушечных и семь 56—62-пушечных.

Удовлетворительным оставалось состояние галерного флота, в котором было 120 галер. Вице-адмирал П. Сиверв В 1726 году предложил ввести мирный штат галерного флота, что в 1728 году было реализовано. Постоянно содержалось на плаву 90 галер, также хранились леса, приготовленные для быстрой сборки еще 30.

В царствование Петра II снизилась боевая подготовка экипажей. В апреле 1728 года царь на заседании Верховного тайного совета приказал, чтобы в море выходили лишь четыре фрегата и два флейта, а пять фрегатов были готовы к крейсированию. Остальные корабли для «сбережения казны» оставались в портах. Состояние казны и нерегулярное жалование привели к оттоку офицеров, вызвав падение дисциплины среди матросов.

«Петр Великий»

Является тяжелым атомным ракетным крейсером. Как утверждают специалисты, этот военный корабль России считается самым большим из всех неавианесущих ударных судов в мире. Способен в одиночку уничтожить группу вражеских авианосцев. Крейсер создан по проекту «Орлан» 1144. Сегодня является единственным находящимся на плаву кораблем данного проекта.

Местом строительства «Петра Великого» стал Балтийский завод. Для мореходных испытаний военный корабль России был готов в 1989 году. После тестирования судно в течение 9 лет еще дорабатывалось, после чего было окончательно готово к эксплуатации. Кораблем пройдено 140 тыс. миль. «Петр Великий» является флагманом Северного флота ВМФ Российской Федерации. Приписан в Североморском порту. Ширина корабля составляет 28,5 м, общая длина – 251 м. Крейсер с полным водоизмещением 25860 т. «Петр Великий» оборудован двумя ядерными реакторами, мощность которых достигает до 300 Мегаватт, двумя котлами, турбинами и газотурбогенераторами. Как утверждают специалисты, вырабатываемой ими энергии достаточно для города с населением около 200 тыс. человек. Крейсер движется со скоростью не более 32 морских узлов, обладает неограниченной дальностью плаванья. В экипаже корабля 727 человек. Автономно военный корабль России может плавать в течение 60 дней.

«Петр Великий» вооружен противовоздушным ракетным комплексом С-300 Ф «Риф» с 96-ю ракетами, для которых предусмотрен вертикальный запуск, пусковыми установками СМ-233 в количестве 20 штук. Вражеские цели, расположенные на расстоянии до 700 тыс. м, поражаются с помощью крылатых ракет «Гранит» П-700. Кроме того, военный корабль оборудован артиллерийской установкой АК-130, противовоздушной системой «Кортик», запас ракет которой составляет 128 единиц и реактивными установками бомбометания РБУ-1000 и РБУ-1200 «Смерч-3». Противостоять атакам противника под водой, российское судно может с помощью двух противолодочных ракетно-торпедных комплексов «Водопад» и одного противоторпедного комплекса «Удав-1М». На борту корабля базируются противолодочные вертолеты «Ка-27» в количестве трех единиц.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий