Дополнительное оснащение
ТТХ Т-72б3 включают в себя дополнительные системы, а именно:
- Модернизированное устройство для тушения пожаров «Иней». Оно позволяет автоматически определять и гасить участки возгорания в боевой и моторной части машины. Система имеет двукратное действие, включает себя четыре резервуара с хладагентом, определяет очаги возгорания при помощи оптических и термических индикаторов.
- Возможность вооружения улучшенными снарядами, а также зенитной установкой, которая лишена дистанционного управления.
- Водительское окошко закрывается бронированной шторой, которую открыть можно только снаружи. В бою это большой минус.
Далее рассмотрим объективные плюсы и минусы рассматриваемой боевой машины.
Производство и модификации
ОБТ производился в Индии, Ираке, Польше и Чехословакии во времена СССР, а, после его распада, в Индии, Иране и Польше, чем и заслужил свою известность.
Более того, было произведено огромное количество модификаций в различных странах, начиная от довольно привычных , вроде установки своего оборудования, заканчивая оригинальными вроде индийского Tank EX, представляющего из себя башню от Арджун на шасси Т-72.
Т-72 Урал был создан в 1973 году и представлял из себя простой Т-72.
Т-72А первая значительно изменённая версия, была выпущена в 1979 году и имела новые системы наведения и наблюдения, пушку 2А46М вместо 2А26М2, системы защиты экипажа, дымовые гранатомёты, сплошные противокумулятивные экраны на бортах и двигатель В-46-6.
Т-72АВ и Т-72Б были выпущены в 1985 году, первая из них получила навесную динамическую защиту, а вторая модификация комплекс управляемого вооружения.
Т-72БА появились в результате модернизации и доведения до уровня современных ОБТ поступивших для ремонта в 1999 году Т-72Б на УралВагонЗавод. Они получили встроенную динамическую защиту, систему управления огнём с датчиком ветра и новые двигатель с трансмиссией.
Т-72Б3 это самая последняя версия, начавшая поставляться в 2011 году на вооружение армии России, имеющая новые систему управления огнём, ДЗ Контакт-5, двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с, ходовую, автомат заряжания и боеприпасы. С 2014 года на неё устанавливается другой двигатель, мощностью 1130 л.с., что ещё больше подняло подвижность.
ОБТ использовался более чем в 40 армиях, начиная от времени своего производства, заканчивая современностью. В наше время он весьма распространён, а то, что российский основной боевой танк Т-90 является по сути его глубокой модификацией, говорит о многом.
Сколько танков в России?
Конечно же точное количество боевой техники является военной тайной. Тем более количество вышедших из строя и переданных в войска из оборонных предприятий в течение последнего года (читай — СВО). Но подсчитать количество боевых единиц на основе открытых источников. Цифры где-то разнятся, но в общем погрешность не такая большая. Так, британское издание INEWS указывает цифру в 13 300 боевых машин. А вот известный агрегатор военных рейтингов GLOBALFIREPOWER рассказывает о 12 420 танках.
Интересный расчет произвел пользователь Живого журнала (Livejournal) altyn73. В своем материале он приводит цифру в 2685 единиц.
Видимо здесь не учитываются танки, находящиеся на хранении, то есть в воинских частях кадра. Во всем известной Википедии приводятся уже совершенно другие цифры. Посмотрите данную информацию в таблице.
Модификация танка | Количество |
---|---|
Т-90М | 67 |
Т-90 Т-90А | ~350 |
Т-80У, БВ | 310 |
Т-80БВМ | 170 |
Т-72Б3 обр. 2016 | 530 |
Т-72Б3 | 850 |
Т-72Б, БА | 650 |
ВСЕГО: | 2927 |
В этом варианте указано 2927 танков. Количество машин на хранении не раскрыто.
В итоге можно варьировать следующими цифрами: всего около 12 000-13 500 танков в Армии России. Из них в боевых подразделениях 2500-3000 единиц. Напоминаю, все расчеты взяты из открытых источников и, естественно, могут отличаться от реальных цифр.
Т-72Б (1985 год)
В 1985 году на вооружение приняли следующую модернизацию танка — Т-72Б. Новая модификация сильно отличалась от предыдущих. Т-72Б получил более мощный мотор В-84 мощностью 840 л.с., орудие-пусковую установку 2А46М и КУВ 9К120 «Свирь» с ПТУР 9М119. Защищенность танка значительно возросла: Т-72Б получил новый наполнитель брони в виде «отражающих листов», был увеличен габарит брони башни, танк оснастили противокумулятивной навесной ДЗ «Контакт-1».
В отличии от Т-72АВ, ДЗ на башню крепилась без придания ей рационального угла (вероятно для того, чтобы перекрыть как можно большую поверхность башни), что позволяет легко отличить две эти модификации.
Важным отличием стало то, что на Т-72Б наконец появилась СУО 1А40. Вместо ТПН-3-49 наводчик получил новый прицел 1К13, с помощью которого также осуществлялось управление ПТУР. Прицел очень легко отличить по наличию автоматически открывающейся крышки (к слову, Т-72Б — единственная версия Т-72, где крышка прицела не прикручена болтами).
Оптика и прицел
На вопрос: “Танк боевой Т-72Б3 – что это за зверь?” – можно ответить по-разному. Имеются и у него слабые места. Например, разработчики оснастили машину допотопным комбинированным перископическим прицелом, который не изменился с 1991 года. Его характеристики оставляют желать лучшего.
Об этом свидетельствует тот факт, что уже на первых полевых испытаниях были зафиксированы травмы глаз у членов экипажа. Связано это с тем, что, если при выстреле вовремя не убрать голову от прицела, то кратковременная контузия наводчику обеспечена, поскольку система имеет большую отдачу. К плюсам ТКН-ЗМК можно отнести возможность перестраиваться в автоматическом режиме, в зависимости от положения башни. При этом загорается индикатор «командир», который свидетельствует о том, что прицеливание переходит под управление старшего по званию члена экипажа.
Здесь снова возникает дилемма. Если ночью наводчик будет наблюдать цель на дистанции до трех с половиной километров, то командир сможет координировать действия лишь на пять сотен метров. В аспекте наводки и видимости, особенно в ночное время, модернизированный Т-72Б3 – не самый лучший пример для подражания.
Подвижность
В движение ОБТ приводил привычный для СССР многотопливный дизельный двигатель. На первых модификациях был установлен 12 цилиндровый В-84-1 с жидкостным охлаждением и наддувом. Его мощность достигала 840 л.с. при 2000 об/мин.
Свой момент он передавал на механическую коробку передач с гидроприводом, имеющую семь ступеней хода вперёд и одну назад. Так же она обеспечивала поворот танка.
Ходовая часть Т-64 была признана неудачной, поэтому на Т-72 она состояла из 6 опорных катков большого диаметра, 3 поддерживающих маленького, направляющего колеса спереди и ведущего сзади.
Т-72 отличался неплохой подвижностью на любой местности и развивал 60 км/час при езде по шоссе и 35 км/час при езде по пересечённой местности.
Топливная система имела четыре внутренних бака в забронированном объёме и пять наружных топливных бака, расположенных на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков достигала 705 литров, тогда как наружных — 495 литров. Кроме этого, на затяжных маршах можно было подключать два дополнительных бака, крепящихся на корме и имеющих объем до 500 литров. Всё это давало дальность хода 500 километров, а с установленными внешними баками до 700 километров.
Современная модификация Т-72Б3 с мощным новым двигателем обладает отличной подвижностью, позволяющей завоёвывать первые места на танковых марафонах.
Пески пустыни
Впервые Т-72 «понюхали пороху» в Ливане, в 1982 году. В бою сошлись сирийские и израильские вооруженные силы — охваченный гражданской войной Ливан стал площадкой для встречи старых врагов.
Фокус интереса исследователей сошелся на противостоянии «семьдесятдвоек» и «Меркав», которые тоже впервые приняли участие в боевых действиях. Симпатизанты каждого танка могут найти множество примеров сокрушительных побед одного над другим, и наоборот. Но все это будут фантазии: в реальности Т-72 и «Меркавы» в боях не встречались.
Интересно, что потери новейших танков были следствием одного и того же фактора — противотанковых ракет. Из 12 утраченных сирийцами Т-72 большая часть была поражена в одной удачной засаде из ПТУР «Тоу». Что больше говорит, скорее, об умелом их применении сирийцами, чем о качествах самого танка.
В остальном же крепкая, хоть и не неуязвимая (таких не бывает), лобовая броня новых танков оказалась серьезным аргументом. Хотя экспортный вариант, конечно, был хуже — у танков, состоявших на вооружении СССР, башня была крепче.
Иракские Т-72
Иракские Т-72
Следующим более-менее крупным конфликтом для Т-72 стала подзабытая ирано-иракская война. Там самым грозным противником для «семьдесятдвоек» были уже не «Меркавы», а купленные иранцами британские «Чифтены». Только, в отличие от Ливана, с ними встречаться Т-72 пришлось, и взаимные потери в таких схватках были серьезными.
Потом иракским Т-72 пришлось встретиться уже с американскими «Абрамсами» в двух иракско-американских войнах. Тут ситуация была неутешительная — иракских танкистов ждал разгром. Дело, конечно, обуславливается полным превосходством американцев в высокотехнологичных средствах ведения войны: большинство Т-72 были уничтожены с воздуха. Не стоит забывать и о том, что экспортные модификации «семьдесятдвоек» сильно уступали последним на тот момент вариантам «Абрамсов».
Это интересно: Сын Сталина Василий
Модификации
Т-72 — одна из немногих бронемашин, имеющих огромное количество модификационных вариантов.
- Объекты 172, 172-2М, 172МН, 172МД, 172МП, 177,179, 186 — являются опытными образцами.
- Т-72 — базовая модель.
- Т-72К «Урал-К» — вариант для командира.
- Т-72А (Объект 172М-1) увеличена бронезащита башни и ВЛД, модернизированы: основное орудие, устройства наведения и ходовая.
- Т-72АК (Объект 176К) — командирская модернизация, дополнительные навигационные приборы и автономная батарея.
- Т-72М — экспортная модель, изменена броня и боекомплект.
- Т-72М1 — ВЛД и башня обеспечены дополнительной бронезащитой.
- Т-72М1М — экспортная вариация, дополнена смешанной динамической защитой (ДЗ).
- Т-72АВ — добавлена навесная ДЗ типа «Контакт».
- Т-72Б — доукомплектован управляемой системой «Свирь», ДЗ «Контакт», мотор В-84 и ПУ 2А46М. Модифицирована защита башни.
- Т-72БК — командирский вариант, обеспечен дополнительными приборами для навигации.
- Т-72Б1 — новое устройство ночного видения ТПН-3-49.
- Т-72Б1К — дополнительная навигация для командира.
- Т-72С — модель для экспорта, снижено количество ДЗ, изменение боекомплекта.
- Т-72БА, Т-72БА1 — установка стабилизации «Жасмин», повышение противоминной защиты, изменение элементов ходовой и замена мотора (В-84МС, В-92С2).
- Т-72Б2 — замена орудия (2А46М5), приборов для увеличения точности огня, тепловизоров и электромагнитной защиты, наличие дополнительного двигателя.Т-72Б3 — замена мотора (В-84-1), установка радиостанции «Акведук» и комплексной защиты от оружия массового поражения. Модернизирована ходовая. В более поздней модели — автоматизированная коробка передач, цифровой монитор, изменена система наблюдения. Поставлен комплекс модульной ДЗ «Реликт» и стабилизатор вооружения 2Э58.
Танк Т-72К
Нелегкая участь легких танков
В начале войны основную массу советских танков составляли легкие машины, самыми распространенными среди которых были различные модификации танка сопровождения пехоты Т-26 и маневренные колесно-гусеничные танки серии БТ. Советские легкие танки разных лет, машины на их шасси и послевоенная воздушно-десантная бронетехника расположены в павильоне № 3.
Главной особенностью танков БТ («быстроходный танк»), выпускавшихся на Харьковском заводе им. Коминтерна, была способность двигаться по дорогам на колесном ходу со снятыми гусеницами, а потом за полчаса устанавливать гусеничный ход перед началом боя. Идея такой ходовой части была разработана американцем Уолтером Кристи, поэтому танки БТ назывались еще «танками типа Кристи». Но эти машины не были предназначены для войны «на дорогах» (хотя в последнее время в литературе нередко встречаются подобные утверждения). Колесный ход использовался только при оперативных перебросках для сохранения ходовой части и дорожного полотна. Развитие колесно-гусеничных танков фактически прекратилось в 1939 году после того, как был создан гусеничный танк А-32 предшественник Т-34. Индивидуальную подвеску «типа Кристи» конструкторы сохранили, а чуть позже использовали и при разработке гусеничного Т-34.
Большинство БТ было потеряно в первые месяцы войны, но уцелевшие машины продолжали воевать на советско-германском фронте еще в 1944 году, а последний раз БТ участвовали в боях в августе 1945 года с японскими войсками.
В тяжелых условиях начала войны, когда основные танкостроительные предприятия эвакуировались на восток, а другие заводы еще только осваивали выпуск средних и тяжелых машин, роль легких танков, использующих автомобильные агрегаты, трудно было переоценить. Одним из них был легкий плавающий танк Т-40. Чтобы увеличить выпуск Т-40, его производили и в «сухопутном» варианте. Одновременно под руководством Николая Александровича Астрова на заводе № 37 на его основе разработали танк Т-60 с усиленным бронированием и 20-мм пушкой. Танки, созданные для разведки, вынужденно использовались для поддержки атак пехоты. Вооружение и бронирование Т-60 было недостаточно мощным. Поэтому на легкий танк Т-70, созданный под руководством Астрова уже на Горьковском автозаводе в 1942 году, установили 45-мм пушку, а толщину лобовой брони довели до 40 мм. Т-70 получил также оригинальную силовую установку из последовательно спаренных двигателей. Боевую эффективность Т-70 снижали несколько существенных особенностей: командир в одноместной башне был одновременно и наводчиком, и заряжающим, а карбюраторная силовая установка у правого борта повышала уязвимость и пожароопасность танка. Однако Т-70 выполнил свою задачу поддерживал боеспособность танковых подразделений до насыщения их танками Т-34 и оказался, таким образом, вторым по массовости советским танком, служившим в действующей армии.
Применение в боевых условиях
С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:
- Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
- Ливанская война 1982 г;
- Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
- Война в заливе 1990-91 гг;
- Августовский путч 1991 в СССР;
- Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
- Боснийская война 1992-95 гг;
- Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
- Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
- Конфликт в Косово 1998-99 гг;
- Иракская война 2003 г;
- операция в Беслане 2004 г;
- Война в Южной Осетии 2008 г;
- Гражданская война в Ливии 2011 г;
- Пограничный конфликт в Судане 2012 г.
Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.
Чеченские войны
Активно участвовали Т-72 и в боевых действиях на Кавказе — причем еще и до «официального» начала Первой чеченской. Они играли главную роль в организованной спецслужбами авантюре — попытке штурма Грозного в ноябре 1994 года. Ставка делалась на танки с российскими экипажами и пехоту чеченской оппозиции дудаевскому режиму. Причем Т-72 были и у дудаевцев. Штурм, увы, оказался неудачным — из четырех десятков танков было потеряно от половины до трех четвертей.
Затем случился печально известный «новогодний штурм» 31 декабря того же года. Русским мешали последствия «крушения империи»: не хватало обученных экипажей, пехоты прикрытия, топливо разворовывалось и разбавлялось, в бой вводились «семьдесятдвойки» ранних модификаций. А противник успел получить боевой опыт на бушевавшей уже несколько лет чеченской гражданской войне. Кроме того, некоторые отряды (как, например, басаевцы) успели поучаствовать в других локальных конфликтах — например, в Абхазии или том же Карабахе.
Все это стоило потерь, но даже в таких тяжелейших условиях Т-72 могли успешно выживать и наносить тактические поражения противнику. Так, носившийся как угорелый танк лейтенанта Цымбалюка из состава попавшей в самое пекло Майкопской бригады смог подавить десяток гранатометчиков и остаться целым — несмотря на семь следов от попадания противотанковых гранат.
Т-72 с минным тралом в Чечне. Пожалуй, самое брутальное фото этого танка в принципе
Т-72 с минным тралом в Чечне. Пожалуй, самое брутальное фото этого танка в принципе
Когда в бой шли имеющие динамическую броню танки последних на тот момент модификаций, уничтожить их было еще сложнее. Они могли выдерживать до четырех попаданий управляемыми ракетами «Фагот». Несмотря на повреждения второстепенных элементов танка и легкие ранения экипажа, Т-72 продолжал сражаться.
Во Вторую чеченскую потери «семьдесятдвоек» заметно снизились. Причиной тому, опять-таки, были не свойства самих танков, а улучшение организации в войсках, учет богатого боевого опыта прошлой войны и некоторое выравнивание обстановки в самой России. Все эти факторы приводили к более тесному взаимодействию танков с другими родами войск, что уже не позволяло безнаказанно ловить в засады грозные, при правильном применении, Т-72.
Т-72 народной милиции ЛНР, совместные с ДНР учения под Донецком, осень 2017 года
Т-72 народной милиции ЛНР, совместные с ДНР учения под Донецком, осень 2017 года
Т-72А (1979 год)
Первой модификацией серийного Т-72 стал Т-72А. Танк получил комбинированное бронирование башни, орудие 2А26 было заменено на «классическое» 2А46, внесен ряд небольших изменений и доработок. Самым характерным внешним отличием стали дымовые гранатометы системы 902Б, установленные в лобовой части башни. Но как уже говорилось ранее, самый верный способ определить модель Т-72 — рассмотреть прицелы наводчика.
Во первых, «окно» прицела-дальномера ТПД-К1 заметно шире, чем у ТПД-2-49
Во-вторых, обратите внимание на крышку ТПН-3-49 — в отличии от ТПН-1, тут болты утоплены, также на крышке имеются два штампованных кружка (назначение которых мне неизвестно). Также ТПН-3-49 имеет небольшую фару с ИК-фильтром, которая на раннем Т-72 отсутствует
У этой модификации отсутствует оптический дальномер.
Предназначение и система защиты
Т-72Б3 предназначен для выполнения различных боевых операций. Среди них:
- ликвидация бронированной техники противника;
- уничтожение личного вражеского состава;
- разрушение различного типа укреплений и огневых точек;
- сопровождение и поддержка сухопутных войск при наступлении и в обороне.
Поставленную боевую задачу машина может выполнять в любое время суток, независимо от погодных условий.
Тип брони рассматриваемой модификации обеспечивает надежную защиту экипажа. Корпус и башня изготовлены из комплексной катаной стали, в состоянии противостоять большинству бронебойных и подкалиберных снарядов, а также любым видам бронебойных пуль.
От кумулятивного поражения танк защищает специальный комплекс «Контакт-5». На башне имеется восемь гранатометов «Туча», а также может монтироваться система «Штора», защищающая от противотанковых ракет лазерного наведения.