Многоцелевой вертолет-амфибия Ми-14

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Приглядимся к нему

Первый полет состоялся 6 сентября 2010 года во Франции. 12 мая 2011 года X3 достиг скорости 430 км/ч. 7 июня 2013 года гибридный вертолёт Eurocopter X3 совершил прорыв в истории авиации разогнавшись до 255 узлов, тем самым побив мировой рекорд по скорости горизонтального полёта вертолётов. (472 км/ч) (Википедия).   Крейсерская скорость , км/ч  410  (airwar.ru)

“Это вертолет, – говорит инженер-испытатель Доминик Фурнье, – но как только он взлетает, он приобретает характеристики летательного аппарата с крыльями”.

«Также Л.Бертлинг, глава компании Eurocopter, говорит, что X3, возможно, будет не самым быстрым вертолетом, поскольку модель Sikorsky X2 демонстрирует более высокую скорость, но он уверен, что продукт Eurocopter будет более рентабельным».

К настоящему времени «Airbus Helicopters испытал макет нового высокоскоростного вертолета. …Предполагаемая скорость воздушного судна составит до 410 км/ч. (1 июня 2016 ATO.ru).

«Пропеллер громче песню пой, неся распластанные крылья» (из песни)

Думаю, что конструкторам МВЗ, если у них все-таки появится желание проектировать вертолет по такой схеме (схема-то наша), то на первых порах не следует гнаться за крейсерской скоростью в 410к/ч. а остановиться на скорости 340-360к/ч, поскольку можно будет использовать серийные несущие винты и второе – отпадет необходимость в изменении оборотов Н.В. для такой скорости!

Но в МВЗ есть и другой, давно припасенный им вариант скоростного винтокрыла поперечной схемы от Марата Николаевича Тищенко

«В 1973 г. был выполнен проект такой машины взлетной массой до 11,5 т, оснащенной двумя двигателями ТВЗ-117Ф мощностью 2800л.с. каждый, двумя несущими винтами диаметром 10,3 м и толкающим пропеллером. Опытное производство построило соответствующий макет, в отделах ОКБ прорабатывались агрегаты и системы. Максимальная скорость машины планировалась 380-420 км/ч.»

Он может оказаться даже предпочтительнее одновинтового в-та, потому что у него будут катапультируемые кресла летчиков, т.е. безопаснее. К тому же при современной БРЭО можно сократить экипаж до одного летчика – дело-то идет к беспилотным летательным аппаратам и на штурмовике Су-25 выполняют задания в той же Сирии по одному летчику и работают с ювелирной точностью. Больше того: «На данный момент отечественные авиастроители рассматривают возможность глубокой модернизации истребителя-бомбардировщика Су-34, с целью создания на его базе одноместного штурмовика, способного существенно повысить обороноспособность российской армии. (В России может появиться неуязвимый штурмовик АвиаПро)».

Наш гениальный конструктор Сергей Викторович Михеев в этом вопросе видел дальше других, поэтому соперники и применили против «Черной акулы» запрещенные приемы, чтобы снять его с вооружения. Получилось: сегодня вместо лучшего в мире ударного Ка-50 у нас на вооружении посредственные Ми-28Н., а «США без лишнего шума перебрасывают спецназ к границам России» (источник Правда.ру).

По двигателям. В «Климове» сказали, что как только будет заказ, то двигатели для скоростных вертолетов будут готовы уже через год: ВК-2500М. Они легче и мощнее, совершенно новые двигатели, а от ВК-2500 у них осталось только названье, поэтому есть надежда, что на сей раз Генеральный МВЗ и «Вертолеты России» Н. Павленко от мифической скорости Ми-Х1 в «520к/ч» перейдет к реальным скоростям современных вертолетов.

А в КБ «Камов» проекты таких вертолетов давно готовы и ждут достойного финансирования.

Чтобы не поняли меня превратно, напомню про финансирование вертолета Ка-52 «Аллигатор», который доказал свои феноменальные возможности в реальных боевых действиях против танков боевиков в Сирии: «На выполнение работ по Ка-52 “Аллигатор” камовцы запросили на 2004 год 120 миллионов рублей – получили 8 миллионов. Милевцы, получили 145 миллионов рублей на доработку Ми-28Н, практически, как и просили. Надо полагать, что денег нет только на вертолеты ОКБ Камова» (POLIT.ru. /2005/05/05).

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

04 мая 1960 мая Главнокомандующим ВВС были утверждены тактико-технические требования к самолёту Ил-38: тактический радиус действия – 2 200 км, продолжительность патрулирования в районе поиска на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой 5 850 кг – не менее 3 часов, минимально допустимая индикаторная скорость полёта – 350 км/ч.

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское. «Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

3 ноября 1971 года состоялось присуждение званий лауреатов Государственной премии за достижения в области точной механики и оптики – за дальний противолодочный самолёт Ил-38 – С.В. Ильюшину, А.И. Жуковскому, Д.И. Коклину, Я.А. Кутепову, А.В. Шапошникову.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н. Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности. С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный самолёт может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок с применением расширенной, по сравнению с базовым Ил-38, номенклатуры вооружений, радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.

  • 29.12.2016 Выполнена серийная модернизация очередной партии противолодочных самолётов Ил-38Н
  • 19.01.2019 В «Ильюшине» назвали приоритеты 2021 года
  • 10.03.2016 Штурмовик Ил-2 — к очередной годовщине первого полёта первого серийного образца
  • 28.01.2021 История одного боевого вылета бомбардировщика Ил-4 в ходе Белостокской наступательной операции

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Ил-38Ил-38Н

Вертолеты России

Несмотря на все кризисы, наша вертолетная отрасль по-прежнему развивается, пусть не такими темпами, как хотелось бы, но, главное, отмечается тенденция поступательного движения. Объемы продаж вертолетов в известных корпорациях нашей страны постоянно увеличиваются. Успешно продолжаются внедрение и реализация многих программ по продаже новой и модернизации уже существующей воздушной техники. Для эффективного развития отрасли в будущем требуется постоянное наращивание заказов при господдержке.

Многие холдинги имеют огромный потенциал для развития, поскольку отечественное вертолетостроение является одним из лидирующих в мире. Многие научные и конструктивные решения российских и советских конструкторов до сих пор используют за рубежом. Наши Ми-8, Ми-12 можно встретить в любой стане. Они пользуются невероятной популярностью вот уже не один десяток лет.

Безусловно, еще далеко не все удалось реализовать. Перед нами стоят серьезные задачи по реформированию отрасли, которое должно повлечь за собой финансовые и производственные показатели

Важно, чтобы российский эксплуатант воздушной техники имел возможность купить тот вертолет, который ему нужен. Нам нужно расширить присутствие на мировом вертолетном рынке. Чтобы добиться этой цели, нужно преодолеть технический отрыв от лидирующих мировых авиакорпораций, в первую очередь в части оснащения отрасли современным оборудованием

Чтобы добиться этой цели, нужно преодолеть технический отрыв от лидирующих мировых авиакорпораций, в первую очередь в части оснащения отрасли современным оборудованием.

Реконструкция российского вертолетостроения является давно накипевшей и требующей решения проблемой. Последующая деятельность в условиях современной рыночной экономики при сохранении структуры плановой системы сильно усложняется, но все же заметны явные улучшения.

Конструкция

Кабина пилота Ми-24Д

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой обогрева и вентиляции, для предотвращения попадания заражённого воз­духа и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронеперегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.

Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут разместиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размеще­ния оборудования и ниш уборки главных ног шасси.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён не только вперед на 4,5°, но и вправо на 2,5°, чтобы обеспечить устойчивость при поступательном прямолинейном полёте.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

Модификации

Ми-14ГП Кабина Ми-14ПЛ

Название моделиКраткие характеристики, отличия.
В-14Опытный образец.
Ми-14БТБуксировщик минных тралов.
Ми-14ГПГрузопассажирская версия.
Ми-14П24-местная пассажирская версия.
Ми-14ПЖ «Элиминатор»Противопожарный вертолёт на базе Ми-14БТ.
Ми-14ПЛВоенный противолодочный вертолёт.
Ми-14ПЛММодернизированный Ми-14ПЛ.
Ми-14ПЛЭ (также имеет обозначениеМи-14Э )Экспортная версия Ми-14ПЛ.
Ми-14PWПольская версия Ми-14ПЛ.
Ми-14ПСПоисково-спасательный вертолёт.
Ми-14ПСММодернизированный вариант поисково-спасательной версии вертолета.

Модификации вертолёта:

  • В-14 (В-8Г) — прототип с двигателями ТВ2-117 (позже заменены на ТВ3-117М). В 1967-1971 годах изготовлено 6 вертолётов (переоборудованы из серийных Ми-8Т).
  • В-14ПС — прототип поисково-спасательного вертолёта. Переоборудован в 1974 году из серийного Ми-14ПЛ.
  • В-14Р — летающая лаборатория для испытаний ГАС «Рось-В».
  • В-14Э — экспортный вариант. Отличался составом оборудования.


Поисково-спасательный вертолет-амфибия Ми-14 (Польша)

  • Ми-14БТ — буксировщик минных тралов. Отличался отсутствием противолодочного оборудования и вооружения, системой буксировки в задней части грузовой кабины, тралами дистанционного управления, дополнительными иллюминаторами в хвостовой части фюзеляжа. Разработан в 1973 году. Принят на вооружение в 1979 году.
  • Ми-14ГП — грузо-пасажирский вертолет. Разработан в 1981 году. В 1995 переоборудован 1 вертолёт для авиа.
  • Ми-14ПЖ «Елиминатор» — пожарный вертолет. Разработан в 1993 году совместно с германской на базе Ми-14БТ.
  • Ми-14ПЛ — противолодочный вертолет. Принят на вооружение 11 мая 1976 года.
  • Ми-14ПЛ — опытный носитель противокорабельных ракет. Разработан в конце 70-х годов для Сирии.
  • Ми-14ПЛМ — модернизированный противолодочный вертолет. Отличался поисково-прицельным комплексом «Осьминог». В состав вооружения включены торпеды «Орлан» и «Колибри». Разработан в 1973-1975 годах. Выпускался с 1979 года.
  • Ми-14ПС — поисково-спасательный вертолет. Отличался отсутствием поисково-прицельного оборудования и вооружения, составом радиооборудования, наличием боковой лебёдки СЛГ-300 и 20 сбрасываемых спасательных плотов. Принят на вооружение в 1979 году.


Грузо-пассажирский вертолет-амфибия Ми-14ГП

Другие знаки

Эмблема сил ВКС и флаг отделений ВКС (новый) – не единственное, что заслуживает внимание среди профессиональной геральдики. Интересны также петлички рядовых ВКС, погоны новых ВКС, преобразованные из старых погонов ВВС

Шеврон зависит от положения военнослужащего. У командования на темно-синем поле нарисованы крылья, зенитная установка и скипетр. Нашивка является нарукавной. Рядовые получают шевроны с упрощенным логотипом. Форма шеврона – неправильная симметричная, в виде скругленной перевернутой трапеции с фигурными элементами наверху. Служащие низкого ранга носят круглые нашивки или прямоугольные. Старые вариации содержали крупные флаги РФ, однако теперь от них отказываются в пользу вариантов с более тонким дизайном.

Погоны ВКС – темно-синие с яркой синей полосой (такой значок заимствован у ВВС). В зависимости от ранга военнослужащего на погонах изображается разное количество золотых звезд. Петличные нашивки – прямоугольные, с темно-синим полем и голубой окантовкой, по центру расположена золотая малая эмблема подразделения.

Узнай: Какими медалями награждают военнослужащих армии России

Форменные головные уборы выпускаются в тех же цветах (темно-синий, голубой) с содержанием малой эмблемы. На парадных фуражках сверху есть крылья со звездой, по центру – золотая звезда на красном поле. Береты никаких знаков не содержат.

Медаль за заслуги в военной службе разработана, как и остальные символы, в 2015 году и принята 1 августа. Она латунная, с разноцветной колодкой (из оранжевых, желтых, голубых и черных полос). Черные полоски – самые тонкие, вместе с оранжевыми они представляют собой отсылку к георгиевской ленте, а желтые и голубые линии – символика ВКС. Сама медаль чуть больше монеты номиналом 5 рублей. Выдается после 20 лет службы при наличии других наград за хорошую военную службу. Второй раз не присуждается. Расположение – слева на груди. В комплекте с наградой идет бланк и чехол для хранения. На всех парадных мероприятиях награжденные обязаны носить медаль.

Истребители

Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2021 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2021 года планируется поставка 98 истребителей.

Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2021 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.

Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2021 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.

Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2021 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.

Узнай: Можно ли взять академический отпуск для службы в армии

Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2021 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».

Постройка и эксплуатация многоцелевого вертолета Ми-14

В качестве силовой установки будущего вертолета Ми-14 было решено применить новые двигатели ТВ3-117 ОКБ С.П.Изотова, имевшие большую мощность по сравнению с ТВ2-117. Новая силовая установка позволяла создать один поисково-ударный вертолёт вместо комплекса из двух.

В сентябре 1966 года руководству ВМФ были предъявлены 2 аванпроекта В-14: с ТВ2-117 в ударном и поисковом вариантах и с ТВ3-117 в едином поисково-ударном варианте. Предпочтение было отдано последнему. Его эскизный проект был утверждён в октябре и конструкторы преступили к рабочему проектированию. Была усилена трансмиссия и с помощью ОКБ Изотова создан новый главный редуктор ВР-14. Шасси впервые в отечественном вертолётостроении было выполнено убирающимся.

В декабре 1966 года на казанском филиале ОКБ был построен макет, состоявший из фюзеляжа серийного Ми-8 и металлического макета лодки. В 1967 году началось изготовление прототипа. Из-за задержек с доводкой двигателей на нём было решено установить старые ТВ2-117. 1 августа 1967 года лётчик-испытатель Ю.С.Швачко впервые поднял В-14 в небо. В 1968 году начались совместные Государственные испытания, которые проходили в Подмосковье и Феодосии.

Чертеж вертолета-амфибии Ми-14

Для ускорения испытаний решением МО СССР для переоборудования в амфибии были переданы ещё 2 Ми-8. На них впервые был установлен поисково-прицельный комплекс «Кальмар». Один из них вскоре потерпел аварию и вместо него в В-14 был переоборудован четвёртый Ми-8. На нём в 1969 году отрабатывался комплекс вооружения. В конце 1969 года на первом прототипе установили двигатели ТВ3-117М. В 1971 году в Казани были переоборудованы в В-14 ещё 2 Ми-8 и оснащены двигателями ТВ3-117М, редуктором ВР-14, ВСУ АИ-9В, усиленной трансмиссией. Из-за работ, связанных с доводкой главного редуктора, испытания затянулись до декабря 1974 года.

Серийное производство Ми-14 было организовано в конце 1973 года на заводе №387 в Казани. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 мая 1976 года вертолёт принят на вооружение под обозначением противолодочный вертолет Ми-14ПЛ (соответсвующий приказ МО СССР подписан 25 июня 1976 года). За создание Ми-14 группе работников МВЗ присуждена Государственная премия СССР.

Военный вертолет-амфибия Ми-14 с противолодочным оборудованием

В 1973-1986 годах изготовлено 273 вертолёта Ми-14 различных модификаций. С 1977 года поставлялся на экспорт в Болгарию, Вьетнам, ГДР, КНДР, Кубу, Ливию, Польшу, Сирию и Югославию. После распада СССР часть вертолётов досталась Украине. В 1995 году все Ми-14 исключены из состава флота России и выведены в резерв. Прототип В-14 хранится в музее Казанского вертолётного завода, серийный Ми-14 — в музее авиации в Киеве.

В настоящее время, есть сведения, что производство модернизированных Ми-14 будет возобновлено в ближайшее время. Подтверждений этих слухов на данный момент нет.

Противопожарный вариант

Пожарный вертолет Ми-14ПЖ «Элиминатор»

Одним направлением в конверсии Ми-14 стало создание его противопожарных вариантов. Первый такой вертолет, получивший обозначение Ми-14ПЖ «Элиминатор», разработала в 1993 г. германо-российская фирма «Аэротек» при участии МВЗ. При переоборудовании использовали тральщик, на котором вместо военного оборудования установили бак емкостью 4000 л и систему забора воды, позволявшую производить заправку на висении из источника глубиной не менее 0,3 м и заполнять бак за 1,5-2 мин. На борту вертолета установлен авиационный комплекс тушения наземных пожаров (АКТНП). Отличается от вертолетов аналогичного назначения более удобной и безопасной эксплуатацией, как самого летательного аппарата, так и непосредственно пожарного оборудования при значительно улучшенной эффективности при работе по тушению пожаров.

Способен одновременно с тушением пожара выполнять работы по доставке и вывозу грузов на внешней подвеске, спасению людей из зоны бедствия и доставке до 20-ти человек пожарных расчетов на объект пожара. Противопожарное оборудование состоит из установленных внутри грузовой кабины баков для воды, подвешенной снаружи насосной станции для набора воды и дополнительного бака с системой подачи пенообразующей жидкости. Для обеспечения порционного слива баки разделены на левую и правую группы с независимым сливом из каждой группы. Вертолет может забирать с помощью подвесной системы заправки воду при приводнении или на режиме висения, а затем освобождаться от нее над пожаром путем раскрытия герметичных створок бомболюка.

Сброс воды предусмотрен в двух вариантах: в ударном (залповом) он происходит не более чем за 3 с, в управляемом – за 15 с. Вертолет может применяться днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с неподготовленных площадок, в т.ч. высокогорных (до высоты 2000 м над уровнем моря). В 1994-96 гг. из Ми-14БТ и ПЛ было переделано 9 вертолетов. Ми-14ПЖ применяли для борьбы с пожарами в Испании и Португалии.

Аварии и катастрофы

  • в 2000 году в Чечне потерян Ми-24, экипаж погиб.
  • 16 августа 2001 года в Чечне сбит Ми-24.
  • 3 февраля 2002 года в Чечне потерян 1 Ми-24.
  • 20 марта 2003 года разбилось 2 Ми-24, пилоты погибли.
  • 8 мая 2003 года на Украине упал Ми-24,пилот мертв.
  • 3 августа 2003 года в Чечне упал Ми-24, через сутки был уничтожен.
  • 26 августа 2003 года на аэродроме Черниговка произошло столкновение двух вертолетов Ми-24В 319-го ОВП, в результате катастрофы погибли 6 человек
  • 19 ноября 2003 года в Чечне в 5 м над аэродромом Ханкалы упал Ми-24, жертв нет.
  • 25 августа 2007 года в Амурской области разбился Ми-24.
  • 3 февраля 2009 года в 11:45 в 18 километрах от аэродрома Пугачев Саратовской области в ходе выполнения плановых полетов потерпел катастрофу вертолёт Ми-24, принадлежащий Сызранскому Высшему военному авиационному училищу летчиков. Как сообщил помощник главкома ВВС РФ, вертолет сгорел, экипаж погиб. Причиной аварии послужило разрушение редуктора и лопастей, вертолет был произведен в 1987, прошел капремонт в 2007 и налетал всего 400 из 500 назначенных часов.
  • 13 июля 2010 года около 12.00 в горах Ботлихского района Дагестана упал и полностью сгорел военный вертолет Ми-24. Летчики успели покинуть машину и позже были подобраны.
  • 29 ноября 2011 года в 19:45 по местному времени на аэродроме под Пружанами Брестской области Беларуси разбился вертолёт Ми-24 ВВС и войск ПВО Беларуси. Авиакатастрофа произошла в Брестской области во время плановых учебно-тренировочных полетов. Вертолёт рухнул при заходе на посадку в районе аэродрома. Погибли все члены экипажа — командир экипажа майор Олег Кохно, борттехник капитан Валерий Бобко, летчик лейтенант Денис Глущенко.
  • 26 августа 2011 года, потерпел крушение боевой вертолет Ми-24 в Приморском крае. Катастрофа произошла в 19:16 по местному времени (12:16 мск) рядом с населенным пунктом Меркушевка недалеко от посёлка Черниговка. В результате аварии погиб один человек. Остальным двум членам экипажа удалось спастись
  • 12 августа 2012 года три боевых вертолета Ми-24 армии Уганды разбились на территории Кении.
  • 8 сентября 2012 года — вертолёт Ми-35 разбился горно-лесистой местности в 20 километрах севернее Ботлиха. Все четверо человек находившиеся на борту погибли.

На вооружении

Ми-14 был принят на вооружение в 1976 году и поступил на вооружение следующих частей авиации ВМФ СССР: 555-го отдельного противолодочного вертолётного полка (ОПЛВП), 745-й ОПЛВП , 872-й ОПЛВП (пос. Кача под Севастополем), 51-ю ОПЛВ эскадрилью и 710-ю ОПЛВ эскадрилью (Курильские острова), 830-й ОПЛВП (Североморск) и 169-го смешанного авиационного полка (Камрань). До 1991 года на экспорт в Болгарию, Вьетнам, Польшу, Кубу, КНДР, Ливию, Сирию, ГДР, Югославию и Йемен было поставлено около 150 Ми-14. Некоторое количество Ми-14 было реэкспортировано впоследствии в Эфиопию.

Состоит на вооружении

  • Грузия — 2 Ми-14, по состоянию на 2015 год;
  • Йемен — 2 Ми-14, по состоянию на 2013 год;
  • Коморы — 2 Ми-14, по состоянию на 2013 год. Поставлены с Украины. Участвовали в операции на острове Ндзуани в 2008 году.
  • Куба — 5 Ми-14 на хранении, по состоянию на 2021 год.
  • Ливия — более 1 Ми-14, по состоянию на 2021 год, используются как транспортные вертолёты. В 1981 была приобретена партия из 16 вертолётов Ми-14Э. Позже закуплена ещё одна партия из 16 Ми-14Э;
  • Польша — 10 Ми-14, по состоянию на 2015 год . Авиация ВМС Польши получила 12 Ми-14Э и 5 Ми-14ПС в 1982-85 годах. Они вошли в состав базирующейся в Дарлове 29-й эскадры (соответствует эскадрилье), входившей тогда в 16-й вертолётный полк, который в настоящее время переформирован во 2-й авиадивизион;
  • Республика Конго — 1 Ми-14, эксплуатируется в ВМС РК с 2019 года.
  • Россия — 20 Ми-14 и 40 Ми-14ПС, по состоянию на 2021 год
  • Сирия — 6 Ми-14, по состоянию на 2021 год.
  • Украина — 4 Ми-14 ПС/ПЛ, по состоянию на 2021 год.

Состоял на вооружении

  • СССР — стоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году;
  • Россия — Ми-14ПЛ был снят с вооружения авиации ВМФ России в 1996 году, а Ми-14ПС — в 2004 году;
  • Болгария — в 1979–1980 годах Болгария получила из СССР 6 Ми-14ПЛ, один из которых разбился в январе 1986 года. В 1990 году было приобретено ещё 3 подержанных Ми-14ПЛ. В 1983 году на вооружение отдельной вертолётной эскадрильи поступило 2 вертолёта-тральщика Ми-14БТ, один из них был списан в 1985 году, со второго сняли тральное оборудование, после чего вертолёт использовался как транспортный. К 2001 году пригодными к полётам осталось четыре Ми-14ПЛ, два из которых прошли ремонт в 2000 году, с целью продления ресурса до 2007—2008. В настоящий момент ожидается замена Ми-14ПЛ на недавно приобретённые AS.565MB Panther, которые будут поставлены в 2010—2011 годах. В 2013 году полностью сняты с вооружения;
  • Вьетнам
  • ГДР — Фольксмарине (ВМС ГДР) в 1979 году получили 9 Ми-14Э и 6 Ми-14БТ. Они поступили на вооружение морской вертолётной эскадры MHG-18 «Курт Бартель», базировавшейся на аэродроме Паров. Так как со времён второй мировой войны в водах Балтики сохранилось немало мин, то немецким Ми-14БТ регулярно приходилось заниматься их тралением. После объединения Германии Вооружённые силы бывшей ГДР прекратили своё существование. На базе MHG-18 была создана новая группа, вошедшая в состав Бундесмарине. Непродолжительное время все шесть Ми-14БТ продолжали использоваться в качестве транспортных и поисково-спасательных, а один Ми-14Э — как учебно-тренировочный. Остальные вертолёты были законсервированы. 20 декабря 1991 г. эксплуатация Ми-14 в Бундесмарине прекратилась. Два вертолёта немцы продали в США, где они прошли тщательные испытания. Ещё 9 машин в 1993 году приобрела , а остальные 3 были переданы музеям;
  • КНДР
  • Куба
  • Югославия — в 1980 году приняты на вооружение, закуплено 4 шт. Ми-14ПЛ. 28 апреля 1999 года последние три Ми-14ПЛ были уничтожены на аэродроме во время бомбардировок НАТО.
  • Эфиопия
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий