Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы

Авианесущие крейсера проекта 1143

  • страна: Россия
  • длина: 306,45 м
  • ширина: 71,96 м
  • водоизмещение: 59 100 т (полное)
  • экипаж: 1980 человек

Уточним: под определением «проект 1143» скрывается несколько подтипов авианесущих кораблей. Четыре из них («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку») могли использовать штурмовики с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. В дальнейшем на базе проекта 1143 был построен корабль проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов», а также еще два авианесущих крейсера («Варяг» и «Ульяновск»), получивших расширенную взлетную палубу и возможность использовать самолеты с обычным взлетом и посадкой, такие как Су-33. Судьба всех этих кораблей сложилась по-разному. «Адмирал Кузнецов» стал единственным российским авианосцем. А вот «Варяг» превратился в китайский «Ляонин». Корабль «Баку» прошел модернизацию и пополнил ряды ВМС Индии под именем «Викрамадитья». «Ульяновск» так и не был достроен, хотя концептуально был самым совершенным из всей серии: он имел паровую катапульту и в теории мог использовать самолеты ДРЛОиУ.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» / Bastion-karpenko

Атомный крейсер проекта 1144 «Орлан»

  • страна: Россия
  • длина: 250 м
  • ширина: 28,5 м
  • водоизмещение: 25 860 т (полное)
  • экипаж: 1035 человек

«Петр Великий» – именно такое гордое имя носит единственный на сегодняшний день тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» (всего было построено четыре таких корабля). Проект 1144 во всех смыслах знаковый. Сейчас «Петр Великий» является крупнейшим военным кораблем в мире, не считая авианосцев. Но крейсер знаменит не только своими размерами. В открытом бою он превосходит любой неавианесущий корабль. Крылатые ракеты П-700 «Гранит» дальностью до 625 км несут угрозу даже авианосцам (хотя, если быть честными, и сам корабль из-за размеров представляет собой удобную мишень). Вскоре «Петр Великий» может получить новые гиперзвуковые ракеты «Циркон», став таким образом еще опасней.


«Петр Великий» / Interpolit

Литература и источники информации

Ссылки

  • https://www.globalsecurity.org/military/world/europe/mistral-program.htm
  • https://netmarine.net/bat/tcd/mistral/index.htm
  • https://www.dw.de/russia-agrees-to-landmark-purchase-of-two-warships-from-france/a-14735429
  • https://www.strategypage.com/htmw/htamph/articles/20070529.aspx
  • https://www.defensenews.com/article/20120205/DEFFEAT05/302050004/Our-View-Mistral-Amphib-Goldmine-Good-Ideas?odyssey=nav
  • https://ftp.rta.nato.int/public/PubFullText/RTO/MP/RTO-MP-109/MP-109-18.pdf
  • https://aviationweek.typepad.com/ares/2007/05/aboard_the_mist.html
  • https://www.nato.int/docu/logi-en/1997/lo-1610.htm
  • https://www.theguardian.com/world/2011/may/23/apache-helicopters-libya-britain
  • https://lignesdedefense.blogs.ouest-france.fr/archive/2010/12/29/le-dixmude-a-quitte-la-cale-profonde-pour-le-bassin-c.html
  • https://www.globalsecurity.org/wmd/library/news/russia/2011/russia-110617-rianovosti01.htm
  • https://www.clicanoo.re/?page=archive.consulter&id_article=437941
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Mistral-class_amphibious_assault_ship
  • https://bastion-karpenko.narod.ru
  • https://ria.ru/infografika/20141204/1036550365.html
  • https://ria.ru/world/20150101/1041122185.html
  • https://ria.ru/trend/Mistral_contract_05062014/
  • https://voenteh.com/korabli/korabelnaya-zenitnaya-artilleriya/sparennaya-30-mm-korabelnaya-au-firmy-breda.html
  • https://vpk.name/library/f/mistral.html

Авианосец «Шарль де Голль»

  • страна: Франция
  • длина: 261,5 м
  • ширина: 64,36 м
  • водоизмещение: 42 000 тонн (полное)
  • экипаж: 1200 человек

Это единственный атомный авианосец ВМС Франции: власти хотели заложить еще один, однако от этой идеи отказались, учитывая огромную стоимость боевого корабля. В любом случае перед нами крупнейший европейский авианосец. Основа мощи этого корабля – истребители поколения 4++ Rafale M. Всего же он может нести до 40 летательных аппаратов. По своему боевому потенциалу «Шарль де Голль» проигрывает американским авианосцам (они крупнее по размерам и могут нести большее число крылатых машин). Однако и «Шарль де Голль» тоже не раз доказывал свою боеспособность, в частности во время операции в Сирии. Британские авианосцы типа «Куин Элизабет» вскоре потеснят «Шарля де Голля»: когда они будут введены в эксплуатацию, то станут самым большими в Европе боевыми кораблями.

Авианосец «Шарль де Голль» / ZN

Универсальные десантные корабли

Универсальный десантный корабль (УДК) по своему боевому потенциалу соответствует среднему авианосцу. Сегодня затраты на строительство, укомплектование и эксплуатацию делают контракт на поставку такого корабля сопоставимым с контрактами на постройку полноценных авианосцев.

В России контракт на строительство для России УДК типа «Мистраль» осуществляется французскими компаниями DCNS и STX. Его стоимость — 1,12 млрд евро (около 1,52 млрд дол.).

В соответствии с подписанным контрактом, при строительстве 2 УДК типа «Мистраль» сборка 12 блоков кормовой части корпуса каждого из десантных кораблей производится в России.

На УДК будут базироваться вертолёты российского производства, основу которых составят Ка-52 «Аллигатор», рассматривается также возможность размещения вертолётов Ка-27М и Ка-226.

Первый УДК «Владивосток» будет поставлен ВМФ РФ в 2014 году, второй — «Севастополь» — в конце 2015 года.

Спуск на воду кормовой части первого российского десантно-вертолётного корабля-дока (ДВКД) типа «Мистраль» — «Владивосток». Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

Подробней о проекте «Мистраль» читайте в справке >>

«Москва» и «Ленинград»: как СССР создавал «убийц американских подлодок»

В Советском Союзе в начале 1960-х годов началась разработка противолодочного крейсера-вертолетоносца, предназначенного для борьбы с атомными подводными лодками вероятного противника.

Первенцем проекта 1123 стал вошедший в строй в 1967 году противолодочный крейсер (ПКР) «Москва», несший на своем борту 14 вертолетов Ка-25, оснащенных бомбовым и торпедным вооружением. Второй вертолетоносец проекта, получивший название «Ленинград», вступил в строй в 1969 году.

Строительство третьего, модернизированного вертолетоносца «Киев» было отменено. Вместо него был построен тяжелый авианесущий крейсер, получивший такое же имя.

Вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград» несли службу в составе Черноморского флота. В начале 1990-х «Ленинград» должен был встать на капитальный ремонт, однако ввиду резкого сокращения финансирования корабль был просто списан. В 1995 году его продали на металлолом в Индию.

«Москву» постигла аналогичная участь. Ирония судьбы в том, что первый отечественный вертолетоносец отправили на металлолом в год 300-летия российского флота.

Наш УДК имеет лишь отдалённое сходство с французским аналогом

Российский проект тяжелее и мощнее относительно французского вертолётоносца. У «Прибоя» проекта 23900 полётная палуба шире на 15 метров, а осадка корпуса глубже на метр.

Кроме того, француз слабо защищён и не способен выдержать прямого боестолкновения. Именно поэтому Париж использует такие корабли и как командный пункт, и как военный госпиталь. Российский же УДК гораздо ближе по функционалу к ещё тому – советскому – проекту восьмидесятых годов прошлого века.

Не подходит французский вертолётоносец российскому ВМФ  и по базовым критериям: у него только одно машинное отделение, а у наших боевых кораблей их должно быть раздельных два, что обеспечивает живучесть боевой единицы при огневом контакте с противником. У француза не изолированы топливные резервуары, при поражении которых огонь может перекинуться на критически важные узлы и механизмы.

defense.gouv.fr
Французский «Мистраль» вооружён намного слабее российского УДК по многим базовым критериям.

Кроме того, гребные винты «Мистраля» смонтированы на поворотных винторулевых колонках с электрическим приводом, которые обеспечивают этому плавсредству сверхманёвренность. Наша промышленность не производит электрических колонок такой мощности. Соответственно, и схема главной энергетической установки у российского УДК будет другой – скорее всего, дизель-газотурбинной.

Модернизации и переоборудования

Замена оружия на кораблях для РФ

ENS Anwar El Sadat

Переоборудование для ВМФ России

По требованию российской стороны конструкция вертолетоносцев было доработана. В частности, состав сплавов стали для корпусов кораблей был изменен до ледового класса, что позволило бы применять их в северных широтах. Увеличена высота боевых кораблей для размещения российских вертолётов типа Ка-28 и Ка-52К. Все системы и устройства на борту корабля русифицировались. На вертолётоносцы установлено российское и французское оборудование управления и связи. Часть такого оборудования была установлена на корабль на верфи в Сен-Назере, часть — на одной из российских верфей. Кроме того, в Сен-Назере корабль получил российские системы управления огнём.

В конструкции кораблей предусмотрены места для установки дополнительного вооружения: средств противовоздушной обороны, скорострельного артиллерийского вооружения и крупнокалиберных автоматических установок для отражения нападений с моря. Это позволит применять вертолётоносцы в открытом море при меньшем количестве надводных кораблей охранения.

По данным DCNS, на российских Mistral 30-мм Breda-Mauser были заменены на артиллерийские установки АК-630 калибра 30-мм в носовой части по правому борту и в кормовой части корабля по левому борту. Две Simbad заменены на две РЗК 3М47 «Гибка».

Для «Владивостока» во Франции построены 4 десантных катера нового поколения . Катера типа CTM NG лучше приспособлены к действиям в условиях сильной качки, а их скорость составляет до 20 узлов (в 2 раза больше, чем у CTM). Воздушную поддержку операций морской пехоты или сил специального назначения должны были обеспечивать российские вертолёты Ка-52К, палубный вариант известного боевого вертолета.

Вместо устаревшей французской системы спутниковой связи Syracuse установили отечественную систему «Центавр». Помимо традиционных для российского ВМФ приёмников и передатчиков КВ- и УКВ-связи на «Владивостоке» планировалось установить изделие Р-794-1, которое входит в состав модернизированной системы спутниковой связи «Центавр».

28 сентября 2012 года с российской стороной был заключён контракт на производство для российских УДК типа Mistral оптронной поисково-прицельной системы Vampir NG . Система работает в двух режимах: «океанский» режим для дальнего наблюдения в открытом море и «прибрежный» режим для прибрежных акваторий.

Замена вооружений на УДК типа Mistral для ВМФ России
Вооружение на УДК типа Mistral Вооружение для ВМФ России
Ракетное вооружение
2 (2×2) ПУ ЗРК Simbad с 16 ракетами Mistral 2 ПУ 3М47 «Гибка» с ракетами «Игла»
2 боевых модуля 3Р89 «Палаш» (по другим источникам ЗРАК «Пальма») с двумя (2х4) ПУ 9М340 «Сосна-Р»
Универсальное/артиллерийское вооружение
2 АУ 30-мм/82 Breda-Mauser АУ 57-мм А-220М
2 АУ 20-мм/90 F2
4 пулемета 12,7-мм/90 M2HB Browning 4 пулемета 12,7-мм
2 шестиствольных пулемета 7,6-мм/90 M134 Minigun 2 шестиствольных пулемета АК-630М
Авиационное вооружение
8 десантных вертолётов NH90 и 8 штурмовых вертолётов Tigre или 35 лёгких вертолётов8 ударных вертолетов Ка-52К и 8 транспортно-десантных вертолетов Ка-29 или 35 лёгких вертолётов

Переоборудование для ВМФ Египта

Франция присоединилась к США и странам Евросоюза, которые ввели санкции на экономическое и военно-техническое сотрудничество с Россией, контракт был аннулирован. После отказа Франции передавать вертолетоносцы России, российская сторона демонтировала аппаратуру, которая предназначалась для использования ВМС России. Российское связное оборудование было заменено египетским.

Обсуждалась возможность изготовления в России другого комплекта оборудования специально для ВМС Египта. Египетская военная делегация провела переговоры с «Рособоронэкспортом», в которых заявила о своем желании установить российское радиоэлектронное вооружение, в том числе средства радиоэлектронной борьбы. Кроме того, ВМС Египта закупили российские вертолеты Ка-52 морской версии.

Вертолетоносцы Австралии: «Канимбла»

«Канимбла» и «Манура» – два универсальных десантных корабля ВМС Австралии типа «Канимбла». Страна-производитель является Соединенные Штаты Америки. Во время эксплуатации в Соединенных Штатах были типом «Ньюпорт». ВМС Австралии купила эти корабли в 1994-ом. В 1996-ом году были перестроены из танко-десантных кораблей в вертолетоносцы. В 2010-ом году было выявлено множество неисправностей, в связи с чем оба корабля были списаны в 2011-ом.

УДК «Канимбла» имели возможность перевозки до 450 солдат морской пехоты, до 4 вертолетов, 2 десантных судна дислокации и до 40 единиц бронированной техники (включая танки).

«Канимбла» имел радиоэлектронное вооружение класса «SRBOC», радиолокационное вооружение класса «Kelvin Highes», зенитная артиллерия класса «Фаланкс» и пулеметы 12,7мм, ракетное вооружение класса «RBS-70».

Боевое судно имело 8 450 тонн максимального водоизмещение, 168 м длины, 21 м ширины, 16 500 л.с. мощности, 20 узлов максимальной скорости (оптимальная 15 узлов), 14 000 морских миль дальноходности на оптимальной скорости. Экипаж корабля состоял из 210 человек.

История создания

В октябре 2004 года на судоверфи во французском Бресте состоялся спуск на воду новейшего корабля типа “Мистраль” (“Mistral”). Внешне он похож на традиционные танкодесантные корабли-доки, но на самом деле обладает намного большим потенциалом. Поэтому не случайно французские адмиралы выделили его в отдельный класс – десантно-командный корабль (в зарубежных источниках используется термин “force projection & command vessel” или ВРС).

Причем данные операции осуществлялись и в ходе военных конфликтов, и в рамках так называемых гуманитарных операций, например, ликвидации последствий масштабных природных катаклизмов. Предполагались, что перспективный корабль будет иметь большую вместимость личного состава и военной техники, способность принимать на борт и выпускать малые транспортно-десантные катера на воздушной подушке, обеспечивать постоянное базирование боевых и транспортных вертолетов, иметь стационарный госпиталь и т.п.

В итоге французская компания DCN создала достаточно уникальный превосходящий предыдущие аналоги типов “Сирокко” и “Фудре” корабль, головной корпус которого получил наименование “Мистраль” (Mistral). Правда, в остальных странах его продолжают классифицировать как обычный транспортно-десантный корабль-вертолетоносец (LHD), но это, скорее всего, от обычной зависти, так как даже американские универсальные десантные корабли-доки обладают меньшим боевым потенциалом и более узким кругом возможностей по сравнению с французским новичком.

С этим надо что-то делать

Такое положение вещей продержалось более полутысячи лет, вплоть до Первой мировой, когда войска начали высаживать уже в совсем промышленных масштабах. И лишь обломы «владычицы морей» в ходе десантной операции в Дарданеллах заставили задуматься о создании специализированных десантно-высадочных средств. В Англии это привело к появлению в 1915 году десантных лихтеров типа X, или «чёрных жуков», — 135-тонных самоходных барж.

В том же году на Черноморском флоте не только скопировали британские лихтеры, но и придумали знаменитые «эльпидифоры» — десантные суда специальной постройки водоизмещением уже 1300 тонн. Они могли перевезти и, благодаря особому устройству, «напрямую» высадить на берег до 1000 солдат, плюс обеспечить им артподдержку. Однако с русским десантом в Босфоре не срослось, так что все суда в итоге перестроили в корабли других типов.


Британские штурмовые десантные катера-плоскодонки LCA (Landing Craft Assault) могли взять на борт 36 бойцов

Через десяток лет британцы сделали выбор в пользу небольших плоскодонных корыт-плашкоутов, снабжённых, как и лихтеры типа Х, откидной аппарелью в носу. В 1926 году был разработан «танкодесантный» катер MLC для техники до десяти тонн, а в 1938-м на вооружение приняли «штурмовой» LCA, перевозивший взвод пехоты. Однако к началу Второй мировой в Англии построили лишь девять единиц первого типа и 18 второго. Как говорится — не о чём.

Лишь прорвавшись летом 1940 года к Ла-Маншу, немецкие генералы начали наконец чесать репу на предмет: «а на чём мы, собственно, будем этот противотанковый ров форсировать?». Результатом стали лихорадочно разработанные, но очень удачные 230-тонные быстроходные десантные баржи MFP и катамараны «Зибель». До Англии эти суда так и не добрались, зато попортили немало крови нашим на Чёрном и Балтийском морях — и даже на Ладоге. Да и союзникам с ними пришлось столкнуться.


Немецкая быстроходная десантная баржа MFP (Marinefährprahm) тип D грузоподъёмностью до 140 тонн

Результаты проекта

В сухом остатке следует признать, что несколько спорная идея контракта с «Мистралями» в результате себя полностью оправдала, хоть и не таким образом, как изначально предполагалось. Россия по контракту фактически получила следующее:

  • Значительную часть рабочей и всю эксплуатационную документацию на корабль соответствующего класса.
  • Переданные технологии.
  • Опыт строительства соответствующего класса кораблей Балтийским заводом.
  • Военных моряков, подготовленных к службе на универсальных десантных кораблях.
  • Подготовленные места базирования крупных кораблей во Владивостоке.
  • Морской ударный вертолёт Ка-52К «Катран».
  • Перспективы экспорта Ка-52К совместно с «Мистралями» в третьи страны.
  • Были предметно исследованы вопросы размещения отечественных вертолётов и десантных катеров на универсальных десантных кораблях.
  • Фактическое унижение Франции со стороны США и Еврокомиссии, что ещё долго вспоминали гордые французы.
  • Подмоченную репутацию одного из основных конкурентов на мировом рынке вооружений.
  • Острый повод для критики врагов России во Франции и Евросоюзе их внутриполитическими противниками.
  • Денежную компенсацию за основную часть из затрат на всё перечисленное выше.
  • Деньги за продажу Египту вертолётов корабельного базирования Ка-52К, разработанных Россией под «Мистрали», которые в итоге достались Египту.

В минусах можно указать некоторые репутационные потери от самого факта закупки кораблей за рубежом, а также отсутствие самих кораблей этого класса в составе российского военно-морского флота до середины 2020-х годов. Однако они, очевидно, не перевешивают положительные моменты, перечисленные выше.

История создания

Предшественники

Основная статья: Универсальные десантные корабли типа Foudre

Десантные корабли-доки типа Foudre представляют собой серию из двух кораблей. Первый корабль вошел в состав флота ВМС Франции в 1990 году, второй – в 1998 году. Корабли типа Foudre предназначались для переброски механизированного батальона сил быстрого реагирования Франции. Могут также использоваться в качестве транспортов снабжения.

Предпосылки к созданию

В 1997 году DCNS начала исследование для создания многоцелевого десантного корабля. В это же время, французская доктрина десантных операций должна была обновить и увеличить десантную флотилию ВМС Франции, которая в то время состояла из двух кораблей типа Foudre и двух типа Ouragan.

Перед DCNS стояла задача увеличить количество перевозимой живой силы и наземной техники одновременно с приоритетом господства в воздухе. Для проектирования были выбраны следующие ориентиры – 1400 морских пехотинцев, 280 единиц наземной техники и 30 вертолётов, которые должны вести боевые действия в течение десяти дней с глубиной фронта в 100 км. Эта сила должна иметь возможность вмешаться в любом месте в 5000 км от французской метрополии.

Проектирование

Финальная концепция Mistral

Схема Mistral

Французские кораблестроители всегда нетривиально подходили к решению задач, которые перед ними ставили военные. BIP (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») задумывался как модульная, масштабируемая конструкция, которая могла бы быть доступна различным странам Европейского союза и создаваться сообща. Однако различные политические события, связанные с трудоустройством и перераспределением контрактов, привели к тому, что проект BIP вернулся в сугубо французское производство.

В 1997 году появилась серия проектов кораблей под общим названием NTCD, созданных по отложенному проекту ядерного вертолётоносца PH 75. Крупнейшим из них был BIP-19, который позже стал основой кораблей типа Mistral. Главные размерения BIP-19: длина – 190 м, ширина – 26,5 м, осадка 6,5 метров и водоизмещение 19 000 т. DCN на основе версии BIP-19 спроектировали ещё три меньших корабля с общей шириной 23 метров: BIP-13 (13000 т, 151 м), BIP-10 (10000 т, 125 м) и BIP-8 (8000 т, 102 м). BIP-8 напоминал итальянский десантный транспорт типа San Giorgio, но включал ангар для вертолётов.

На этапе проектирования, концепция NTCD предусматривала четыре подъёмника для вертолётов по левому и правому борту, один в центре и один перед надстройкой. Позже количество подъемников уменьшилось до двух и изменилось расположение: главный подъемник в кормовой части судна первоначально располагался по правому борту, но затем был перемещен в центр, а вспомогательный подъемник расположили за островной надстройкой.

Концептуальные чертежи и описания сделанные DCN, одним из двух судостроителей, участвующих в проекте, демонстрировали различное оборудование, используемое на авианосцах, включая рампу-трамплин для STOBAR («короткий взлёт» с трамплина и посадка с помощью аэрофинишера), позволяющий использовать самолёты AV-8B Harrier II и F-35 Lightning II-B, 4 или 5 площадок для взлёта/посадки вертолётов, включая одну усиленную, способную принимать вертолёты типов V-22 Osprey или CH-53E Super Stallion, а также мокрый док для судов на воздушной подушке LCAC или десантных катеров типа Sabre. После рассмотрения сенатом Франции концептуальных проектов сенаторы сочли самолёты STOBAR излишним и было принято решение изменить конструкцию.

На выставке Euronaval компания DCN представила проект перспективного десантного корабля. Планировалась серия судов, основанных на концепции BIP-19 . Основу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – шесть тяжёлых вертолётов различного типа и восемь , которые могли использовать для взлёта носовой трамплин. Кроме того, на корабле имелась кормовая док-камера на два 95-тонных типа LCAC или на четыре типа LCM меньшего водоизмещения (последние еще часто называют «десантная баржа»).

После получения одобрения от Комиссии по государственным закупкам , контракт на постройку судов был заключён 22 декабря 2000 года и в конце июля 2001 года отдан компаниям Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l’Atlantique.

Критика контракта

Контракт на закупку кораблей подвергался мощной критике сразу по нескольким причинам, основные из которых можно свести к следующим тезисам, краткие ответы на которые приведены здесь же:

России корабли такого типа не нужны, потому что она не проводит колониальную политику

Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку они простаивают без заказов

Этот проект непригоден для нашего климата и т. п.

Проект был доработан под отечественные требования, получив, в частности, ледовый класс за счёт замены материала корпуса и более высокие ангары для вертолётов соосной схемы, применяющихся в отечественном флоте и имеющих на море значительные преимущества.

Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку так безопаснее, пусть они и дольше будут его делать

Безусловно, иметь только отечественные комплектующие всегда безопаснее. Однако первые два корабля, как сообщалось, должны были базироваться во Владивостоке, что было совершенно не удивительно в связи с развивающейся гонкой вооружений в регионе и обострением территориальных споров со стороны Японии. И, хотя представители Объединённой судостроительной корпорации неоднократно осуждали заказ проекта за рубежом, беспристрастный взгляд на состояние отрасли, все ещё переживающей последствия 1990-х годов показывает, что корабли совершенно новых проектов пока строятся достаточно медленно. Учитывая напряжённую обстановку на Дальнем Востоке, не хотелось бы в этой ситуации повторить опыт русско-японской войны 1904—1905 годов, когда затягивание с вводом в строй боевых единиц флота в связи с полным переводом оборонного заказа на отечественные верфи обернулось в результате катастрофическими потерями. Использование помощи Франции позволило сократить сроки проектирования и строительства кораблей с примерно минимум 10 до 3-х лет, что, в силу известной ситуации вокруг Курильских островов, могло быть очень важным. Также, в связи с известными тенденциями в международной политике, данные корабли могли бы активно использоваться в войне с террористическими и пиратскими организациями зачастую вольготно себя чувствующими в отдельных государствах Ближнего Востока и Африки.

Универсальный десантный корабль «Владивосток» типа «Мистраль» в Сен-Назере (Франция) в декабре 2014 года

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий