История службы
Войдя в состав флота, несколько последующих компаний «Буг» провёл в составе Практической эскадры. Команда тренировалась проводить минные постановки в различных условиях. В 1897 году, в момент резкого обострения отношений с Турцией, корабль впервые принял на борт полный запас боевых мин. Однако конфликта удалось избежать.
15 ноября 1905 года команда «Буга» приняла участие в Севастопольском восстании матросов. Подняв красный флаг, минный транспорт попытался выйти из Южной бухты, и присоединиться к восставшим кораблям – крейсеру «Очаков», канонерской лодке «Уралец», эскадренным миноносцам «Заветный», «Зоркий», учебному кораблю «Днестр». Однако выйти из бухты ему не удалось, и под угрозой обстрела – а на корабле находилось около 300 боевых мин – команда открыла кингстоны и затопила «Буг». При взрыве корабля серьезные повреждения получили бы корабли, находящиеся в бухте, портовые сооружения Севастопольского морского завода, и центральная часть Севастополя. «Буг» погрузился по верхний срез дымовой трубы.
В 1906 году были начаты судоподъёмные работы. Корпус смогли оторвать от грунта (а он в Севастопольских бухтах покрыт толстым слоем донного ила), и поставить на ровный киль. И только в 1907 году, используя понтоны, корабль подняли и поставили в док. Восстановительные работы продолжались до 1909 года. После ремонта «Буг» до 1915 года использовался как гидрографическое судно.
С августа 1915 года, вновь получив вооружение, корабль стал посыльным судном, а затем был включен в состав дивизиона сетевых заградителей.
В 1917 году «Буг» был поставлен на прикол в Севастополе. Захватывался как немецкими, так и английскими войсками, которые не проявили к нему никакого интереса. Но уже в 1919 году его включили в состав Вооруженных Сил Юга России в роли вспомогательного крейсера.
Гибель
12 ноября 1920г. «Буг» находился на траверзе Ак-Мечети (современный посёлок Черноморское на северо-западе Крыма). В условиях штормовой погоды, из-за навигационной ошибки, корабль выскочил на каменную гряду и затонул. В 1923г. его подняли, но восстановление признали нецелесообразным, и 4 июля 1924г. «Буг» был разделан на металлолом.
Командиры
Командиры минного транспорта «Буг» | ||||
---|---|---|---|---|
№ п/п | Звание | Имя, фамилия | Фото | Период командования |
1 | М. И. Славочинский | до 15 ноября 1905 года | ||
2 | капитан 2 ранга | М. В. Бурнаховский | с ноября 1906 года по 1907 год | |
3 | М. В. Ионов | с ноября 1907 по август 1908 года | ||
4 | В. В. Вилькен | 1920 |
Описание конструкции
Корпус
Работа моряков на помпе Даунтона
Корпус разделялся на 15 изолированных отсеков. Десять водонепроницаемых переборок доходили до жилой палубы. В средней части корпуса, на протяжении 36 метров было двойное дно. Для мин заграждения предназначались четыре трюма – три в носовой части и один в кормовой, за машинным отделением. В связи с возможностью использования парусного вооружения корабль имел “клиперной” формы форштевень с бушпритом.
Энергетическая установка и ходовые качества
Продольный разрез парового насоса поршневого типа Вортингтона
Силовая установка минного транспорта состояла из двух паровых машин тройного расширения, которые питали паром четыре котла, с общей поверхностью нагрева 423,6 кв.м.. Котлы могли работать как на естественной тяге, так и на искусственной, в форсированном режиме. Развиваемая скорость составляла соответственно 13.11 и 14.2 узла.
Вспомогательное оборудование
Водоотливная система состояла из двух центробежных помп Гвина, трёх помп Даунтона, двух паровых донок Вортингтона.
«Амур» в Великой Отечественной войне
К лету в Таллине сложилась тяжелая обстановка с размещением личного состава подводных лодок и малых надводных кораблей, в связи с чем было принято решение перевести в новую главную базу Балтийского флота и «Амур». В середине июня на нём провели необходимый ремонт. В 10 ч 25 мин 21 июня 1941 года ледокол «Трувор» повел «Амур» на буксире в Таллин. 22 июня утром они прибыли на таллиннский рейд, места у причала сразу не нашлось, пришлось встать на якорь. На следующий день «Амур» был поставлен к борту линейного корабля «Октябрьская революция». Лишь неделю спустя, появилась возможность ввести его в Каботажную гавань и поставить там на швартовы.
К его борту швартовались подводные лодки, катера, буксиры. На нём размещались и подводники и катерники, и морские пехотинцы, подразделения тыла, береговые помещения которых были разрушены в ходе боевых действий. Трюмы использовались как временные склады различного военного имущества.
В августе авиационная бомба попала в машинное отделение. Чтобы корабль не достался врагам, его затопили ночью 28 августа на входе в гавань.
Полузатопленный корпус довольно продолжительное время преграждал вход в гавань крупнотоннажным кораблям и судам. Лишь к зиме германская аварийно-спасательная служба, использовав плавучесть уцелевших отсеков, смогла несколько приподнять корпус над грунтом и оттащить его в сторону. Подняли «Амур» в 1951 году и сдали на слом. Разборка производилась на полуострове Пальясар.
Постройка и испытания
Разрез корпуса минного транспорта «Буг»
Сборка корпуса началась в январе 1891 года, киль, штевни и все 106 шпангоутов были установлены уже к 10 марта. В апреле из-за разразившейся эпидемии гриппа работы замедлились, срок сдачи по договору продлили на 2 месяца. 18 мая 1891 года «Буг» зачислили в списки судов Черноморского флота. Корпус был сформирован уже в начале лета, со 2 июля приступили к проверкам на водонепроницаемость. 21 августа установили закладную доску и спустили «Буг» на воду. 20 ноября 1891г. корабль предъявили к сдаче. На мерной миле «Буг» показал среднюю скорость 13.11 узлов, мощность машин составила 1510 л.с. На искуственной тяге средняя скорость стала уже 14.2 узла, а мощность возросла до 1932 л.с. 26 ноября комиссия подписала документы о завершении испытаний. По условиям контракта, 6 декабря под командованием шведского капитана «Буг» отправился в Чёрное море, и через 19 дней в полной исправности прибыл в Севастополь. В состав действующих судов Черноморского флота корабль вошел 2 января 1892г.
Минные заградители типа «Амур»
Минные транспорты типа “Амур”
“Амур” 07.1906 / 29.06.1907 / 10.1909 “Енисей” 06.1905 / 18.07.1906 / 11.1909
Постройка была предусмотрена судостроительной программой 1898 года “для нужд Дальнего Востока”. Заказаны на кредиты, выделенные после начала русско-японской войны для пополнения убыли в корабельном составе эскадры Тихого океана. Достраивались по судостроительной программе “распределение ассигнований на судостроение” на 1907-1911 гг. По конструкции повторяли предыдущие МЗ с аналогичными названиями, погибшие в 1905г. Имели повышенную прочность корпуса, иной состав артиллерийского и минного вооружения. Могли снабжать КР и М, минами и торпедами. К моменту вступления в строй морально устарели, из-за небольшой скорости хода и малой миновместимости.
Длина 91 метр Ширина 14 метров Осадка 4,4 метра Водоизмещение cтандартное 2926 т. Механизмы 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. – 4500 инд л.с. (сумм. контр.); 5306 инд. л.с. Скорость хода: максимальная 16,92 уз, экономическая 12 уз Запас топлива, уголь: нормальный 580 т, усиленный 650 т Дальность плавания 1500 м (16 узл.); 3200 м (12 узл.) Вооружение: 5 – 120-мм/45 (Дальность стрельбы – 55 кбт: 5 выстрелов/мин; 150 у.п.); 2 – 75-мм/50 (Дальность стрельбы – 40 кбт; 8 выстрелов/мин): 8 – 7,62-мм пулеметов, 320 мин заграждения образца 1908 года.; 3 прожектора по 75 см. Радиотелеграф 1 станция, 2 кВт (Мор. вед. 1912 г.) – 250 миль Экипаж: 12 офицеров / 10 кондукторов / 290 нижних чинов
“Амур” Заложен на Балтийском заводе, Санкт-Петербург. Входил в состав Отряда заградителей БФ. До 27.09.1907г классифицировался как минный транспорт. В период 1-ой MB участвовал в активных и оборонительных минных постановках. На минах, выставленных кораблем подорвались: германские п/х “Konigsberg” и “Bavaria”; ТЩК “T-47” и “Т-51”. С 7.08.1918 г. находился на долговременном хранении и использовался в качестве блокшива. С 19.04.1930 г по 8.07.1933г находясь в распоряжении Осоавиахима, использовался как УС. Во время ВОВ обеспечивал базирование ПЛ в Таллине. Затонул 28.08.1941 г. у входа в гавань Таллина после повреждений, полученных в результате налета германской авиации. После ВОВ был поднят АСС КБФ и в 1951 г. на п-ве Пальясар разобран на металл.
“Енисей” Заложен на Балтийском заводе, Санкт-Петербург. Входил в Отряд заградителей БФ. До 27.09.1907г классифицировался как минный транспорт. В период 1-ой MB участвовал в активных и оборонительных минных постановках. 22.05.1915 г в 10 милях от о. Оденсхольм был торпедирован германской ПЛ “U-26”. Погибло 298 человек.
тральщики
Россия является родиной не только минного оружия и заградителей, но и тральщиков. Тральщик, как правило, корабль мелкосидящий, небольшого водоизмещения. Он предназначен для обнаружения и уничтожения заграждений и банок.
Во время Великой Отечественной войны корабли этого класса подразделялись на быстроходные или эскадренные, базовые и рейдовые.
Эскадренные тральщики самые крупные корабли этого типа. На сегодняшний день это уже исторические корабли. Они обладали большим водоизмещением, хорошей мореходностью и относительно большой скоростью, сопровождали соединения кораблей и проводили их через минные поля. Среди первых тральщиков специальной постройки были военные корабли типа «Взрыв».
эскадренный (морской) тральщик
Базовые тральщики имеют меньшее водоизмещение, небольшую скорость и несколько худшую мореходность. Их основная задача – противоминная оборона баз, контроль фарватеров, проводка отдельных судов и кораблей и т. д.
базовый тральщик
Рейдовые тральщики небольшие маневренные корабли, обеспечивающие безопасное передвижение плавучих средств, судов и кораблей на рейдах и в гаванях. Самыми малыми среди них были катерные тральщики, переоборудованные из разъездных и учебных катеров типа КМ, Р и Я.
рейдовый тральщик
Одним из первых гвардейских кораблей в Великую Отечественную войну стал быстроходный тральщик Т-205 «Гафель». Многие офицеры, старшины и матросы с тральщиков за мужество и отвагу, проявленные при тралении мин, удостоены высоких правительственных наград, а особо отличившимся присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них – командир дивизиона катерных тральщиков Ф. Е. Пахольчук, командир дивизиона базовых тральщиков Г. Я. Оводовский, командиры катерных тральщиков Г. М. Давиденко, И Я Ларин и другие.
Тральщики бывают с контактными или механическими тралами – устройствами для отделения мин от якорей, и неконтактными – для взрыва донных магнитных, акустических и других мин. Для постановки и уборки тралов эти военные корабли на корме имеют специальные лебедки и краны. Вооружены большие тральщики одной или двумя универсальными пушками калибра от 45 до 100 мм, а малые – одним или двумя пулеметами.
Учебное судно
В 1929 г. Ленинградская организация ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) обратилась к народному комиссару по военным и морским делам с просьбой о выделении в её распоряжение одного корабля для создания на нём учебной военно-морской станции. Нарком дал указания командованию Балтийского флота. Наиболее подходящим для этих целей признали «Амур». Ремонт возложили на Кронштадтский пароходный завод. В мае 1930 г. буксиры притащили его к заводскому причалу. Через восемь месяцев корабль передали Ленинградскому совету ОСОАВИАХИМА. 21 июля 1930 г. отремонтированный и переоборудованный в учебное судно «Амур» занял место у набережной Красного Флота в Ленинграде, а 1 августа на нём подняли флаг судов допризывной подготовки. На корабле оборудовали учебные кабинеты, установили в качестве наглядных пособий два орудия с английской подводной лодки «L-55» и итальянского миноносца «Carlo Alberto Racchia».
Весной 1938 г. бывший заградитель возвратили Балтийскому флоту, где он использовался как плавбаза подводных лодок. «Амур» отбуксировали на завод, произвели необходимый ремонт и некоторое переоборудование помещений. В начале лета он уже находился в бригаде подводных лодок в Ораниенбауме. На него базировались разные лодки, но большей частью он обеспечивал 14-й дивизион, в основном состоявший из лодок типа «Щ». Пушки с «Амура» сняли после прихода в Ораниенбаум и установили перед входом в штаб соединения охраны водного района.
Проектирование и постройка минных транспортов программы 1895 г.
Кораблестроительной программой 1895 г. предусматривалась постройка двух минных транспортов водоизмещением не менее 2000 т (по 450-500 мин). В отличие от “Буга” и “Дуная” предназначались они не только для оборонительных, но и для активных минных постановок у берегов противника. По своей сути проектируемые корабли являлись минными заградителями, но в связи с отсутствием такого класса в русском флоте их официально назвали “минными транспортами”; в документах того времени встречаются и “минные заградители”, и “заграждатели”.
15 сентября 1897 г. председатель МТК вице-адмирал К.П. Пилкин представил доклад Управляющему морским министерством вице-адмиралу П.П. Тыртову, в котором писал: “Результаты заседаний смешанных комиссий Морского и Военного ведомств по вопросам о минной обороне наших прибрежий, убеждают, что задачу минной обороны от Военного ведомства, по самой сущности ее организации и по той матчасти, какую предположено иметь в распоряжении сухопутных минеров, составляет исключительно оборона ближайших подступов к приморским крепостям и проходов к ним.
Морское ведомство предполагало приспособить для Балтийского моря транспорты “Африка”, “Азия”, “Красная горка”, и в последнее время транспорты “Бакан” и “Европа”.
Но малый ход, полная неприспособленность как минных заградителей, отсутствие самого способа разработки пользования ими и прямое их назначение как портовых транспортов, в случае военных действий – (поэтому) является настоятельная потребность теперь же приступить к постройке минных заградителей, по образцу имеемых в Черном море, где значение их вполне оценено.
В Тихом океане имеется минный транспорт “Алеут”, также неприспособленный для быстрой постановки заграждений из более или менее значительного числа мин – это не есть заградитель, а минный транспорт…
… при самых смелых расчетах однако, активный флот Тихого океана достигнет желаемого состава не ранее 10-15 лет, и в настоящую минуту для прибрежий Тихого океана даже более чем для Балтийского моря, необходимы минные заградители, которые могут быть изготовлены в полтора года со дня заказа. Удовлетворяя всем требованиям для пассивной обороны, минные заградители представляют надежное подспорие и для обороны активной; они непременно должны обладать большим ходом (15-16 узлов) и водоизмещением, позволяющим им свободное плавание в водах Тихого океана при неблагоприятных условиях.
МТК представляет о настоятельной необходимости заказать минный транспорт типа Vulcun – Fudre и 4 заградителя – два для Балтийского моря и два для Тихого океана на это внести в смету 1899 года необходимую сумму. Заградители должны вмещать по 450500 мин, причем первые два должны иметь не более 1200-1500 т, а вторые не менее 2000 т. Для быстрой и успешной постройки этих судов желательно было бы заказывать минный транспорт в Англии, а заградители в Швеции заводу АО “Мотала”.
12 ноября 1897 г. Управляющий морским министерством утвердил предложение МТК о закладке “минного заграждателя” на открытом эллинге Балтийского завода после спуска эскадренного броненосца “Пересвет”; постройка предполагалась экстренной – закладка весной и спуск на воду осенью 1898 г. Постройка минного транспорта носителя миноносок и заградителей для Балтики была отложена.
25 ноября 1897 г. Управляющий Балтийским заводом С.К. Ратник представил докладную записку, на которой Управляющий морским министерством наложил резолюцию: “Заграждатель для эскадры Тихого океана проектировать на 17-18 узлов, ограничив по возможности водоизмещение, не превышая 2500 т”.
Требования МТК к новым кораблям были следующими:
1. Углубление не должно превосходить 4,57-4,88 м.
2. Возможно большая скорость.
3. Запас 500 мин с якорями разместить в трюме удобно для подачи наверх и для осмотра их в погребах.
4. Офицерские каюты распределить не ниже жилой палубы, как-то на “Буге” и “Дунае”.
Тральщики
СССР является родиной не только минного оружия и заградителей, но и тральщиков. Тральщик, как правило, корабль мелкосидящий, небольшого водоизмещения. Он предназначен для обнаружения и уничтожения заграждений и банок. Во время Второй мировой войны корабли этого класса подразделялись на быстроходные или эскадренные, базовые и рейдовые.
Эскадренные тральщики самые крупные корабли этого типа. На сегодняшний день это уже исторические корабли. Они обладали большим водоизмещением, хорошей мореходностью и относительно большой скоростью, сопровождали соединения кораблей и проводили их через минные поля. Среди первых тральщиков специальной постройки были военные корабли типа «Взрыв».
Эскадренный (морской) тральщик
Базовые тральщики имеют меньшее водоизмещение, небольшую скорость и несколько худшую мореходность. Их основная задача — противоминная оборона баз, контроль фарватеров, проводка отдельных судов и кораблей и т. д.
Базовый тральщик
Рейдовые тральщики небольшие маневренные корабли, обеспечивающие безопасное передвижение плавучих средств, судов и кораблей на рейдах и в гаванях. Самыми малыми среди них были катерные тральщики, переоборудованные из разъездных и учебных катеров типа КМ, Р и Я.
Рейдовый тральщик
Одним из первых гвардейских кораблей в период Второй мировой войны стал быстроходный тральщик Т-205 «Гафель». Многие офицеры, старшины и матросы с тральщиков за мужество и отвагу, проявленные при тралении мин, удостоены высоких правительственных наград, а особо отличившимся присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них — командир дивизиона катерных тральщиков Ф.Е. Пахольчук, командир дивизиона базовых тральщиков Г.Я. Оводовский, командиры катерных тральщиков Г.М. Давиденко, И.Я. Ларин и другие.
Тральщики бывают с контактными или механическими тралами — устройствами для отделения мин от якорей, и неконтактными — для взрыва донных магнитных, акустических и других мин. Для постановки и уборки тралов эти военные корабли на корме имеют специальные лебедки и краны. Вооружены большие тральщики одной или двумя универсальными пушками калибра от 45 до 100 мм, а малые — одним или двумя пулеметами.
В современных условиях значение минного оружия не уменьшилось, поэтому во всех морских державах развитию сил и средств борьбы с минами уделяется большое внимание, а значит, у минных заградителей и тральщиков есть будущее
Проектирование и постройка[ | ]
В 1889 лейтенант В. А. Степанов предложил конструкцию минного заградителя, обеспечивающую постановку до 10 мин в минуту. Для этого использовался особый кормовой минный кран (Т-образный направляющий рельс, подвешенный над низко расположенной, закрытой минной палубой). В 1895 упрощённая система Степанова, без парового привода брашпилей, была использована в проекте будущих «Амура» и «Енисея». Отказ от механизации увеличил команду на 70 человек, для их размещения конструкторы увеличили полубак и устроили полуют, что ухудшило ходовые свойства кораблей. В. А. Степанов впоследствии стал командиром «Енисея» и погиб вместе с ним 29 января 1904 года в заливе Талиенван.
«Амур» и однотипный «Енисей» были заложены по программе 1898 года и в период службы классифицировались как транспорты (неофициально именовались минными транспортами). «Амур» спустили на воду в том же году, но из-за серии переделок вступил в строй только в 1901.
Минные заградители | Румыния
Минный заградитель «Amiral Murgescu» (Дон)
Корабль был построен на верфи «Santieri Galati» и принят в строй в 1941 г. В 1944 г. был захвачен СССР и служил под обозначением «Дон». Списан в 1988 г. ТТХ корабля: водоизмещение полное – 812 т.; длина – 77 м, ширина – 9,1 м; осадка – 2,5 м; скорость – 16 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,1 тыс. л.с.; дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 78 человек. Вооружение: 2х1– 102-мм орудия; 2х1 – 37-мм и 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 2х1 – 13,2-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 135 мин.
Минный заградитель «Dacia» (Десна)
Грузопассажирский корабль построен на французской верфи «A C de la Loire» в 1907 г. В 1916 г. был мобилизован, в 1941 г. преобразован в минный заградитель. В 1944 г. захвачен СССР, где служил в качестве учебного корабля под обозначением «Десна». В 1961 г. списан. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 3,4 тыс. т, полное – 4,5 т.; длина – 109 м, ширина – 12,8 м; осадка – 8,4 м; скорость – 18 узл.; энергетические установки – 2 паровые машины; мощность – 6,5 тыс. л.с. Вооружение: 3х1 – 105-мм орудия; 4х1 – 20-мм зенитных автомата; 200 мин.
Минный заградитель «Regele Carol I»
Пассажирский корабль был построен на британской верфи «Fairfield» в 1898 г. В 1916 г. был преобразован во вспомогательный крейсер, а в 1941 г. в минный заградитель. Погиб в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,4 тыс. т, полное – 3,6 т.; длина – 106,7 м, ширина – 12,8 м; осадка – 5,6 м; скорость – 18 узл.; энергетические установки – 2 паровые машины; мощность – 6,5 тыс. л.с.; экипаж – 160 человек. Вооружение: 2х1– 105-мм орудия; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 200 мин.
Минный заградитель «Romania»
Грузопассажирский корабль построен на французской верфи «A C de la Loire» в 1905 г. В 1941 г. был мобилизован и преобразован в минный заградитель. В 1942-1943 гг. использовался в качестве плавбазы германских торпедных катеров. Погиб в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 3,7 тыс. т, полное – 4,5 тыс. т.; длина – 109 м, ширина – 12,8 м; осадка – 5,5 м; скорость – 18 узл.; энергетические установки – 2 паровые машины; мощность – 6,5 тыс. л.с. Вооружение: 3х1– 105-мм орудия; 4х1 – 20-мм зенитных автомата; 80 мин.
Минный заградитель «Aurora» (Basilisk)
Минный заградитель «Basilisk» был построен на австро-Венгерской верфи «Lussinpiccolo» в 1903 г. В 1919 г. он был передан Франции и переименован в «Aurora». В 1922 г. корабль получила Румыния, а в 1929 г. он был разоружен. В 1939 г. судно было мобилизовано. Погиб корабль в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 273 т., полное – 314 т.; длина – 46 м, ширина – 8 м; осадка – 1,5 м; скорость – 11 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 550 л.с.; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1х2 – 13.2-мм пулемета; 40 мин. Поделиться в:
definition – Буг (минный транспорт, 1891)
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Буг (минный транспорт, 1891)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
«Буг» | |
---|---|
Основная информация | |
Тип | минный транспорт |
Государство флага | Россия |
Порт приписки | Севастополь |
Верфь | «Zindhozmen» (Гётеборг, Швеция) |
Строительство начато | январь 1891 |
Спущен на воду | 2 сентября |
Введён в эксплуатацию | 8 декабря |
Современный статус | Затонул 12 ноября , поднят и в сдан для разборки на металл |
Параметры | |
Тоннаж | 1380 т |
Длина | 62,2 м |
Ширина | 10,4 м |
Осадка | 4,6 м |
Технические данные | |
Силовая установка | 2 ВТР, 4 огнетрубных котла |
Винты | 2 |
Мощность | 1400 л. с. (контракт.) |
Скорость | 14,2 узла |
Автономность плавания | 680/2150 миль (14,2/8 узлов) |
Экипаж | 10 офицеров, 3 кондуктора, 213 нижних чинов |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 х 47-ммПосле 1915:2 х 75/50-мм; 4 х 47-мм; 2 х 7,62-ммПосле 1919:3 х 75/50-мм |
Торпедно-минное вооружение | 425 мин загражденияC 1912:350 мин заграждения |
«Буг» — минный транспорт Российского Императорского флота. Головной в серии из двух кораблей.
История службы
30 мая 1891 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в январе 1891 года заложен на судоверфи фирмы «Zindhozmen» в Гётеборге (Швеция), спущен на воду 2 сентября 1891 года, вступил в строй 8 декабря 1892 года. Переоборудование корабля для постановки минных заграждений было проведено в Севастополе.
Входил в состав Практической эскадры Черного моря, причем на корабле испытывались приспособления для постановки мин различных систем. Предпочтение отдали автоматической подаче по системе лейтенанта В. А. Степанова.
В 1905 году «Буг» принял участие в восстании под руководством П.П.Шмидта. Днем 15 ноября «Буг» первым после крейсера «Очаков» поднял красный флаг. На борту минного транспорта в момент восстания находилось более 300 мин, и, по мнению некоторых историков, П.П.Шмидт шантажировал правительственные войска возможностью взрыва в Севастополе, который мог иметь необратимые последствия. Однако, команда «Буга» затопила свой корабль Южной бухте.
В мае 1907 года минный заградитель был поднят и 1907 года по 1909 год проходил восстановительный ремонт в Севастопольском порту. После ремонта «Буг» стал числится транспортом для обслуживания маяков, являясь в то же время гидрографическим судном.
В период Первой мировой войны входил в состав дивизиона сетевых заградителей. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской власти, 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками, в ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года вошёл в состав Морских сил Юга России с переоборудованием во вспомогательный крейсер. 12 ноября 1920 года в штормовую погоду затонул в районе Ак-Мечети, выскочив на камни. 4 июля 1924 года снят с камней и сдан на слом.
В 2005 году было поднято со дна моря 75-мм орудие, принадлежащее «Бугу». Сейчас это орудие находится в Музее Морской славы в Балаклаве.
Литература
- Развитие минного оружия в русском флоте. Документы. — М.: Военмориздат ВММ СССР, 1951. — 380 с. / Под редакцией подполковника А. А. Самарова и майора Ф. А. Петрова. // Главное архивное управление МВД СССР. Центральный Государственный архив Военно-Морского Флота СССР. Исторический отдел Военно-Морского министерства СССР.
- Мельников Р. М. Крейсер „Очаков”. — Л. Судостроение, 1986. — 256 с., ил.
- Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг… — Харвест, 2000. — ISBN 9854338886
- Флот в Белой борьбе.. — Центрполиграф, 2002. — 674 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9524-0028-0
- Гражданская война в России: Черноморский флот.. — ACT, 2002. — 544 с. — ISBN 5–17–012874–5
Ссылки
Минные транспорты российского императорского флота
«Алеут» | Тип «Буг»: «Буг» • «Дунай» | «Волга» | Тип «Амур» (1-я серия): «Амур» • «Енисей» | Тип «Амур» (2-я серия): «Амур» • «Енисей» | «Мина» | «Воин» | «Заградитель»
Литература
- Развитие минного оружия в русском флоте. Документы. — М.: Военмориздат ВММ СССР, 1951. — 380 с. / Под редакцией подполковника А. А. Самарова и майора Ф. А. Петрова. // Главное архивное управление МВД СССР. Центральный Государственный архив Военно-Морского Флота СССР. Исторический отдел Военно-Морского министерства СССР.
- Мельников Р. М. Крейсер „Очаков”. — Л. Судостроение, 1986. — 256 с., ил.
- Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг… — Харвест, 2000. — ISBN 9854338886
- Флот в Белой борьбе.. — Центрполиграф, 2002. — 674 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9524-0028-0
- Гражданская война в России: Черноморский флот.. — ACT, 2002. — 544 с. — ISBN 5–17–012874–5
История создания
Предпосылки к созданию
Получив успешный опыт применения минного оружия в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг., флотское руководство задумалось о возможных вариантах его тактического применения. Традиционный вариант стационарных заграждений, прикрывающих базы флота, требовал предварительных промеров глубин в местах установки, да и сам ход постановки был довольно длительным. Поэтому, чтобы иметь возможность оперативно ставить минные заграждения вблизи неприятельских баз, в местах их развёртывания и маневрирования, требовались новые технические решения. Они и появились – в 1882 году Н.Н. Азаров изобрёл “штерто-грузовой” метод постановки якорных мин, а в 1889 г. лейтенант В.А. Степанов разработал проект для автоматической постановки минных заграждений – на 10-ти узловом ходу, используя привод от гребного вала, по специальному рельсу перемещалась замкнутая цепочка специальных тележек, транспортируя мины к кормовому срезу, где они и сбрасывались в воду с наклонных консолей с равными промежутками.
Проектирование
После попытки Морского технического комитета удешевить проект, использовав имевшиеся в запасе паровые машины и котлы, снятые с парохода «Опыт», командование Черноморского флота сформулировало свои требования, применительно к условиям Чёрного моря. Так, осадка не должна была превышать 4.6 метра, скорость при полной загрузке не менее 13 узлов, двухвальная силовая установка. Маневренность должна была соответствовать применению в составе эскадры. На их основании 20 февраля 1890г. составил новое техническое задание, которое в марте было разослано пяти заводам Норвегии, Дании и Швеции. В мае 1890 г. проекты поступили на рассмотрение, лучшим был признан проект шведского акционерного общества Мотала. После исправления выставленных замечаний, 29 сентября был подписан контракт на постройку в Гетеборге на Линдгольменской верфи двух минных транспортов. Первый предполагалось построить в течении 12 месяцев, второй – 15 месяцев.