Сохранившиеся экземпляры
- Головной отраслевой музей истории гражданской авиации (г. Ульяновск)
- Таганрогский музей авиационной техники
- Национальный музей ВВС США — МиГ-25РБ, ранее принадлежавший ВВС Ирака. Самолёт был обнаружен американскими военнослужащими в 2003 году; он был закопан в песок, и у него отсутствовали обе консоли крыла. По состоянию на 2010 год самолёт находится на реставрации.
- В городе Дубна. Памятник установлен на пересечении улиц Центральной и Октябрьской.
- Центральный Музей Военно-Воздушных Сил, пос. Монино, Щелковский район Московской области, МиГ-25РБ, лётчик-испытатель А. В. Федотов
- В городе Югорске (ХМАО)ул. Железнодорожная
- В городе Когалым (ХМАО)
- В городе Елец (Липецкая обл.), на въезде в город со стороны Москвы.
- Минский музей авиационной техники центрального аэроклуба ДОСААФ
- Пермский музей авиации Павлова Михаила Анатольевича, на Шоссе Космонавтов 262
- Государственный музей авиации (Киев) — МиГ-25РБ
- Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины — МиГ-25РБС
- Екатеринбург, штаб ПВО УрВО, музей — МиГ-25 борт 46 (красный). Нес боевую службу в авиагарнизоне Сокол, рядом — Большое Савино (аэропорт) г. Пермь. На нем летал Заслуженный военный летчик п-к Пастухов Г. П., командир 764 ИАП. 7 ноября 2012 года Соколу исполнилось 60 лет.
- В поселке Верхнеподпольный Ростовской области.
Foxbats in Desert Storm
The Iraqi Air Force was particularly noted for having tried to protect its Foxbats from the invading Americans during Desert Storm by burying them in the Arabian Desert sand. U.S. forces found one of them, minus its wings, and it is now under restoration at the National Museum of the United States Air Force in Dayton, Ohio. It is the only Foxbat in the United States. (The museum is looking for a set of wings, if you happen to have any.)
India also bought six MiG-25RBK reconnaissance versions, plus two trainers, for surveillance of its mountainous borders with Pakistan and China. Flying high and fast, the Indian Foxbats were still only 30,000 feet above the highest Himalayan ground, so their photo intel was particularly crisp, revealing details of Chinese and Pakistani trenches, redoubts and other defensive structures. The excellent aviation blog Hush-Kit published an interview with Indian Air Marshal Sumit Mukerji, who had commanded a Foxbat reconnaissance unit. His words reveal some of the MiG-25’s strengths and weaknesses.
“A 20-ton aircraft that carries 20 tons of fuel, flies in the stratosphere and cruises at Mach 2.5 in minimum after-burner with ease … it was an awesome airplane,” Mukerji said. He explained that the remarkably accurate first-generation inertial navigation system automated much of the Foxbat’s operation. “The MiG-25 would execute the complete mission, photography included, and return to base, descending to a height of 50 meters, when the pilot needed to take control and flare for the landing. All the pilot was required to do through the entire mission was manipulate the throttles.
“Sure, you can call it an archaic, unsophisticated machine, but there was no ‘sophisticated’ aircraft to match its performance or shoot it down,” said Mukerji, who had apparently never met an F-15. “With a navigation accuracy of a maximum of 10 kilometers off track over a 1,000-kilometer run, with a lateral photo swath of 90 kilometers … targets were never missed.”
Twenty tons of fuel, however, was barely adequate. “We operated on the fringe …. We always returned for landing with 200 to 400 kg of fuel remaining, 200 to 250 kg was required to execute one circuit and landing. The runway had to be kept clear — no other flying permitted for fear of runway blockage — once the MiG commenced its descent.
“The Foxbat was a bullock cart, we would joke. She was heavy but responsive. There was a lot of inertia, requiring anticipation . The aircraft would wallow on approach, if pilot anticipation and control inputs were not timely. The greatest joy was to be able to throw a fighter around in the sky with abandon, which you missed when you flew the MiG-25. We missed the G .”
Конструкция перехватчика
Аэродинамическая схема МиГ-25 – это моноплан с высоко расположенным крылом и разнесённым двухкилевым хвостовым оперением со стабилизатором. Крыло с тонким профилем хорошо работает на скоростных режимах, цельноповортный дифференциально отклоняемый стабилизатор компенсирует недостаточную эффективность элеронов, а двухкилевая схема создаёт высокую путевую устойчивость и управляемость.
Силовая установка представлена двумя двигателями Р15Б-300, они установлены под углом 130 к друг другу и разделены противопожарной перегородкой. Воздушный поток направляется к двигателям по двум воздухозаборникам, расположенными сбоку по обе стороны фюзеляжа.
МиГ-25
Стоит отметить оригинальную конструкцию воздухозаборника, на больших скоростях воздушный поток сильно нагревается и на МиГ-25 его охлаждают смесью воды и метанола, которая поступает через перфорированные трубки от внешнего трубопровода проходящего сверху воздушного тоннеля.
Три опоры шасси с амортизаторами рычажного типа, носовая стойка двухколёсная, управляемая пилотом, основные опоры имеют по одному колесу, оборудованному автоматом юза. Торможение и управление колёс осуществляется от гидросистемы.
МиГ-25 кабина пилота
Кабину пилота сверху защищает фонарь, состоящий из козырька и откидной части. Козырёк из органического стекла, способный выдержать большую температуру имеет толщину 20 мм, откидная часть – 12 мм. Именно ограничения по скорости не более 3000 км/час были рассчитаны, исходя из прочности материала козырька.
Приборная доска кабины изумрудного цвета, по середине, перед креслом пилота расположена ручка управления, с левой стороны на боковой панели рычаги управления двигателями. Катапультное кресло КМ-1М позволяет покидать машину на скорости не менее 130 км/ч на взлётно-посадочных режимах и на высоте до 20 тыс.м. на скорости не более 1200 км/ч. Кабина пилота герметичная, обеспечивает жизнедеятельность на всех высотах, а при разгерметизации до 11 тысяч метров.
Миг 25
Бортовое оборудование перехватчика состояло из РЛС РП-25, которую после предательства Беленко заменили на РЛС «Сапфир-25». Из всех систем бортового оборудования можно выделить, как наиболее важные, систему автоматического управления САУ-155П1 и систему « Полёт-1И», позволяющую решать задачи навигации, захода на посадку и автоматического управления полётом.
Разработка
В конце 1950-х годов в СССР была развёрнута разработка военного самолёта, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика B-58 и его модернизированных последователей, а также перспективного XB-70 «Валькирия» и разведчика SR-71, которые в перспективе были способны развивать трёхкратную скорость звука. ОКБ А. Микояна был сделан заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трёхкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.
Приказ по ОКБ о начале работ по теме Е-155 от 10 марта 1961 года. Опытная машина Е-155Р-1 была готова к декабрю 1963 года. Заводские испытания начались с 6 марта 1964 года.
В процессе испытаний и доводок было установлено несколько мировых авиационных рекордов. В документах ФАИ рекордная машина проходила под шифром Е-266 с двигателями Р-266. Даже после завершения испытаний и начала серийной постройки в 1969 году опытные экземпляры машины продолжали эксплуатироваться, в том числе и для достижения новых рекордов.
3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза. Замечание С.А.Микояна: Звания Героя Советского Союза были удостоены ведущие летчики по теме Вадим Иванович Петров, Александр Саввич Бежевец,а также С.А.Микоян. Летчик-испытатель Норайр Вагинакович Казарян награжден орденом Ленина.
В 1977 году летчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37 650 м, а всего на самолете этого типа установлены 29 мировых рекордов.
Покоритель рекордов
МиГ-25 встал на крыло в 1964 году. Первый полёт опытного образца (вариант разведчика) лётчик-испытатель Александр Федотов выполнил 6 марта, а уже в сентябре поднял в воздух опытный истребитель-перехватчик. Впервые показанный в 1967 году на авиационном празднике в Москве истребитель Миг-25 произвёл на западных специалистов шокирующее впечатление, а его полёт стал поводом для специальных слушаний в Конгрессе США: американские законодатели были встревожены резким качественным прорывом советской авиации и приняли решение активизировать разработку истребителей F-14 и F-15.
wikimedia.org
Советский истребитель МиГ-25 обладал титулом самого скоростного боевого самолёта в мире.
Результат недосягаем и для самолётов начала XXI века. Советский истребитель МиГ-25 получил титул самого скоростного в мире боевого самолёта, выполняющего задачу с применением вооружения – первым в мире из серийных истребителей достиг рубежа скорости 3 000 км/час.
К разработке нового истребителя-перехватчика Миг-25 приступили в конце 1950-х, когда перед ПВО страны была поставлена задача обеспечить защиту от высотных скоростных бомбардировщиков, которые разрабатывались в США и Великобритании – 3-маховых XВ-70 «Валькирия», В-58 «Хастлер», «Виктор», «Вулкан». В СССР к тому времени имелись эффективные зенитные ракетные комплексы, поражавшие цели на большой высоте, однако они обладали относительно небольшой дальностью действия – до 40 км. Всю территорию страны охватить ими было невозможно, необходим был высотный истребитель-перехватчик с радиусом сверхзвукового полёта более 500 километров, мощной бортовой радиолокационной станцией и дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух».
Задача была возложена на ОКБ Артёма Микояна и Нижегородское авиационное объединение. И к концу 1960-х годов был разработан многоцелевой высотный истребитель с практическим потолком 20 700 – 23 000 метров и дальностью полёта на сверхзвуке с М=2,35 в 1 250 километров. По меркам своего времени конструкция МиГ-25 (выпускался в двух вариантах – истребитель-перехватчик и разведчик-бомбардировщик) считалась выдающейся, поскольку позволяла летать на скоростях, троекратно превышающих скорость звука.
Интереснейший факт. В 1970 году несколько МиГ-25 были направлены для испытания в Египет, воевавший в то время с Израилем. По заданию разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ на высоте 20 000 метров буквально стрелой промчался над израильскими позициями, выполнив безукоризненно оперативную фотосъёмку. Никто даже не успел среагировать. В результате западные специалисты сделали вывод, что МиГ-25 можно сбить только на взлёте и посадке, пока он набирает скорость. В полёте догнать его уже невозможно.
the-blueprints.com
Миг-25 был разработан в ОКБ Артёма Микояна.
В 1972 году, после появления в США истребителей 4-го поколения и разработки нового стратегического бомбардировщика Рокуэл В-1А, МиГ-25 модернизируется. Самолёт оснастили более мощными двигателями Р-15БФ-2-300 с максимальной форсажной тягой, увеличенной до 13 500 кгс. В результате истребителю с полным ракетным вооружением становится по силам скорость, соответствующая М=3 (против М=2,83 у исходного перехватчика). Миг-25 «примеряют» мощную БРЛС «Сапфир-25» и автоматическую систему управления огнём, которая, получая радиотелеметрические команды с наземных станций наведения, без участия пилота могла выводить самолёт на цель.
Экспериментальный самолёт Е-266М, созданный на базе МиГ-25, всего за два года показал ряд выдающихся авиационных достижений. А с абсолютным рекордом высоты (37 650 м), установленным лётчиком Александром Федотовым 31 августа 1977 года на Е-266М, мир буквально шагнул в XXI век. При этом динамический потолок «двадцать пятого» приблизился к 38 000 м. Всего же на Миг-25 было установлено 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе – три абсолютных.
wikimedia.org
На Миг-25 было установлено 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъёмности.
Unobtainium
The Soviets were short on titanium technology, however, and titanium is a key ingredient of high-speed flight. The heat generated by skin friction at supersonic speeds softens and weakens aluminum, making titanium the best answer for flying extremely fast. But titanium is expensive and difficult to machine and shape. In the 1960s, the Russians lacked the cutting tools and the experience to work with the exotic metal.
Instead of titanium, the Soviets turned to stainless steel, even though steel weighs three times as much as the correspondingly strong aluminum. Fueled but without any ordnance, a steel MiG-25 weighed 64,000 pounds. A composites-and-titanium Lockheed-Martin F-35A, the Air Force’s heaviest fighter, grosses just under 50,000 pounds.
The MiG-31BM interceptor was a redesign meant to remedy the MiG-25’s shortcomings. Here one takes off on a training flight from Tsentralnaya Uglovaya airfield in Primorye Territory, Russia, in October 2018 (ITAR-Tass News Agency/Alamy).
Aft of the cockpit, the Foxbat’s entire fuselage consisted of a single welded-steel fuel tank. (In the MiG-25R reconnaissance version, fuel was also carried inside the two big vertical tails.) Soviet aerospace workers had little experience with steel and hand-welding, though, and the Foxbat revealed that. Workmanship was crude enough that some Western observers thought they saw rough repair patches when they were actually looking at factory-fresh skinning. “Those repairs looked like a country tinker had gone to work patching up a pot,” said one British engineer, but they weren’t “repairs” at all.
The SR-71’s strength was that it could expose much of the strategic deception the Soviets had spent decades creating, to keep the West thinking they were more powerful than the facts warranted. They wanted to keep the Blackbird from revealing there was no Soviet Wizard behind the Iron Curtain. They were also worried about the potential of Strategic Air Command’s supreme Cold War bombers — the Convair B-58 Hustler and the under-development North American B-70 Valkyrie — and the MiG-25 had been created specifically to target them at altitude. Launch, climb, shoot, come home. Virtually all of it, including missile launch, was under ground control, as was the USSR’s wont. Soviet pilots were paid to take off and take orders.
But almost as soon as the Foxbat went operational, the U.S. revised its battle plan. A new generation of surface-to-air missiles made unbidden entry into Soviet airspace a fool’s errand. Any bomber heading toward Moscow high, wide and handsome was dead meat. SAC decided it needed to arrive low, fast and stealthy. It retired the B-58 Hustler and canceled the B-70.
The MiG-25RB was the reconnaissance version of the MiG-25 fighter.
The big jet actually performed better as a reconnaissance platform than as an interceptor (United Aircraft Corporation Archives).
Боевое применение
Египет
В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом.
Сирия
По заявлениям Израиля, ВВС Сирии в 1981—1982 потеряли три МиГ-25. Первые два были сбиты в 1981 году. 31 августа 1982 Израиль заявил, что расчёт ЗРК «Хок» сбил сирийский МиГ-25РБ, но Сирия до конца 1982 года не обладала полётпригодными разведчиками МиГ-25РБ; есть информация о потере в этот день двухместного МиГ-25 (возможно, МиГ-25У).
Ирак
Наиболее интенсивно МиГ-25 использовался в составе ВВС Ирака. Во время ирано-иракской войны (1980—1988) самолёты этого типа активно применялись для воздушной разведки, а также как истребители-бомбардировщики. Иракцы получили первые МиГи в 1979 году и к началу войны в иракских ВВС ещё не было достаточного числа подготовленных лётчиков. Активное применение МиГ-25 началось только в 1982 году и поначалу сопровождалось ощутимыми потерями — до конца года три или четыре МиГа были сбиты иранскими перехватчиками F-14 «Томкэт». В дальнейшем МиГ-25 продолжали нести потери, однако и сами сбили несколько иранских самолётов и вертолётов. В июле 1986 года в кабине МиГ-25 погиб иракский ас — Моххамед Райян. По возвращении с задания его самолёт подстерегла пара F-5 и сбила пушечным огнем. Информации о боевом использовании и воздушных победах МиГ-25 очень мало. Подробности известны всего лишь нескольких побед(4 F-4 и 2 C-130), при этом общее количество остаётся неизвестным. В 1985-86 годах большинство иракских МиГ-25РБ и — ПД были модернизированы до стандарта — РБТ и — ПДС. Кроме того, взамен потерянных были получены и новые самолеты. В 1986 году в боевых условиях прошли испытания новые МиГ-25БМ. Советские инструкторы отрабатывали на них применение новейших ракет Х-58У и Х-13П.
Сирия во время войны подерживала иранскую сторону. Боевых дейтствий против Ирака армия Сирии не вела, но производила воздушную разведку. Несколько разведчиков были сбиты ПВО и ВВС Ирака. 2 октября 1986 года иракский МиГ-25 сбил сирийский МиГ-21Р.
Иракские МиГ-25 использовались в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Два МиГ-25 были сбиты американскими F-15 во время войны, ещё один — через некоторое время после её окончания. На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны (его пилот Майкл Спичер долгое время числился пропавшим без вести). Также, по заявлениям иракцев, 29 июня 1991 года «двадцатьпятый» сбил истребитель F-15 ВВС США (не подтверждено другой стороной). В 2002 году иракский МиГ-25 сбил ракетой американский беспилотный самолёт-разведчик.
В 2000 году отмечены пролеты разведывательных МиГ-25 над Иорданией — F-16 местных ВВС ничего не смогли сделать. Такие же полеты совершались и над Саудовской Аравией — так в начале 2003 года американские F-15 смогли отогнать МиГ-25, вторгнувшийся на территорию Саудовской Аравии на 60 километров.
Ливия
Ливия использовала МиГ-25 во время Чадско-Ливийского конфликта. 14 апреля 1986 года, по утверждению ливийской стороны, МиГ-25 сбил американский палубный истребитель F-14, хотя в реальности МиГ всего лишь перехватил американский самолёт. 19 августа 1986, ливийцы опять заявили, что их МиГ-25 сбил F-14, и снова это был всего лишь перехват.
Индия
В 1981 году в Индию были поставлены 6 разведчиков МиГ-25РБ и 2 учебных разведчика МиГ-25РУ. В конце мая 1997 года, индийский МиГ-25 пролетел над центром столицы Пакистана — Исламабадом, перепугав его жителей. Поднявшиеся на перехват истребители F-16, ничего не смогли сделать с нарушителем. Индийские МиГ-25 широко использовались для проведения разведки во время Каргильской войны в 1999 году и во время операции«Пакарам». В 2006 году Индия сняла сняла с вооружения оставшиеся МиГ-25.
СССР и постсоветское пространство
В 1970-е годы советские разведчики МиГ-25 выполняли разведывательные полёты над Ираном. В 1976 году один МиГ-25Р был сбит иранским F-4 «Фантом» с использованием ракеты AIM-7E. МиГ-25 применялись во время армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе. Известен случай сбития азербайджанского МиГ-25 ракетой ПЗРК «Стрела».
Асы МиГ-25 | |||
Пилот | Страна | Количество побед | Комментарии |
Моххамед Райян | Ирак | 10 | 2 F-4, 1 RF-4, 1 Gulfstream III и в том числе 2 F-5 на МиГ-21 подтверждены |
Toothless Weapons
The interceptor version’s only armament was four massive AA-6 missiles, the radar-guided versions more than 20 feet long, a foot in diameter and weighing just over half a ton, including the huge 220-pound warhead. The AA-6, code-named Acrid by the West, was the largest air-to-air missile ever produced, and it was designed specifically to shoot down B-70 bombers, airplanes that existed as only two prototypes before being canceled. The AA-6 came in two versions, one guided by the launching airplane’s own radar and the other homing in on its target’s infrared heat signature. Foxbats carried a mix of both kinds and a kill shot was intended to be a salvo of two AA-6s; first a heat-seeking missile and then the radar-guided version, to avoid the possibility of the heat-seeker homing on the radar missile’s exhaust.
The Acrid had a limited range of between 30 and 50 miles, and its speed coasted down to Mach 2.2 after the solid-fuel rocket motor burned out. It had virtually no chance of catching an SR-71 from behind and a beak-to-beak attack would have meant that, with a closing speed of Mach 6, an AA-6’s guidance system had no time to lock onto a Blackbird from beyond a maximum of just 50 miles out. (No Soviet aircraft ever fired an AA-6 in combat, but an Iraqi MiG-25 downed Lt. Cdr. Scott Speicher’s F/A-18 with an Acrid during the first night of the 1991 Persian Gulf war.)
The U.S. set out to develop a new generation of air-to-air missiles specifically to counter the MiG-25. They were radar-guided Mach 3.5 rockets with a range of more than 90 miles, to be called AIM-97 Seekbats, but the program was discontinued in 1976 when Viktor Belenko revealed the Foxbat to be a paper tiger.
Интересные факты
С этим самолетом МиГ-25 связаны несколько интересных фактов:
- До того, как МиГ-25 начал применяться в Советском Союзе СССР, лидером по авиастроению – были американцы. После появления МиГ-25 на вооружении, они отдали лидерство Советскому Союзу, а американские самолеты-истребители прекратили подходить к границам СССР;
- Разработка МиГ-25 – стала новым шагом не только в Советском авиастроении, но и в мировом. Конструкцию истребителя, которая позволяет сохранить маневренность, увеличивая скорость, тогда еще никто не пробовал. В итоге, удалось разработать самолет, отличающийся своей маневренностью и большой скоростью;
- На разработку самолета Миг-25, ушло очень много времени — порядка 10 лет. Связано это с тем, что истребитель с такой сложной конструкцией ранее никто не создавал. Поэтому, во время разработки то и дело появлялись различные нестыковки и технические проблемы. Доходило до того, что проект пришлось несколько раз переделывать.
- Появление МиГ-25, в некотором роде заставило конструкторов из США, начать разработку новых истребителей F-14, F-15. Однако, по техническим характеристикам, данные самолеты, так и не превзошли характеристики советских машин;
- Чертежи МиГ-25 хранились в особом секрете. Это еще больше подогревало интерес конструкторских бюро из других стран (в основном Западных).
Выпуск МиГ-25 на долгое время вывел СССР в лидеры авиастроения. Советский самолет применялся в разных странах, включая бывший СССР. Вскоре США попытались «ответить» своими истребителями F-14 и F-15, однако, по техническим характеристикам, данные самолеты, так и не превзошли характеристики советских машин.
Evolving Into The Foxhound
via Flying Tigers
It had transpired then that the American’s and the West didn’t really need to fear the Mig-25. Even when used against the SR-71 Blackbird, the Mig-25s were not quite able to keep up with the American spy plane. However, Mikoyan-Gurevich would improve the Foxbat and create the Mig-31 Foxhound and would be a more state-of-the-art machine that would become one of the world’s most formidable interceptors. But that’s another story. The Mig-25 would eventually be exported to air arms such as Iraq and India, and the reconnaissance version of the Mig-25 would remarkably serve with the Russian Air Force until December 2013.
Sources: YouTube, Prokimal, House of History, Cavok, Flying Tigers, Yahoo
Итоги
Гораздо лучше Миг-25 выступал в качестве разведывательных самолетов, благодаря которым они долгое время работали.
Прямым преемником этих машин был МиГ-31, который все еще находится в эксплуатации в российской авиации. Эта машина, несмотря на некоторое сходство, не была предназначена для выполнения одних и тех же задач. Прежде всего, он был разработан для работы на более низких высотах, чем МиГ-25. Также признано, что МиГ-31 является более преемником Ту-128, чем МиГ-а-25.
Первый экземпляр в модификации высотный разведчик. Е-155Р-1. Первый полет 6 марта 1964 года.
Третий экземпляр в модификации высотный разведчик. Е-155Р-3.
Серийный Миг-25Р в полете.