Принцип работы

Перед выстрелом торпеды с помощью прибора управления торпедной стрельбой (ПУТС) устанавливались направление, глубина хода и дистанция до цели. Во время хода торпеды в трубе торпедного аппарата происходил пневматический запуск и раскрутка гироскопического прибора, а также впрыск электролита в аккумуляторы из единой встроенной ампулы. Это обеспечивалось для взрывобезопасности на подводной лодке, так как электролит в батарее с течением времени приводил к процессу окисления с выделением взрывоопасных газов. После выхода торпеды из торпедного аппарата и запуска электродвигателя постоянного тока торпеда развивала скорость в зависимости от предустановленной дистанции и устремлялась в направлении цели. Если торпеда по какой-либо причине начинала уклоняться от заданного направления, то гироскоп подавал управляющий сигнал на электро-гидравлическую рулевую машинку, которая производила перекладку вертикальных рулей направляя торпеду по заданному курсу. Если торпеда начинала уклоняться от заданной глубины, то изменившееся давление наружной воды действуя на автомат глубины с блоками стабилизации глубины и вертикального маневрирования передавала соответствующие усилия на рулевую машинку для перекладки горизонтальных рулей, возвращая торпеду на заданную глубину хода. При выходе торпеды в зону действия аппаратуры самонаведения, её активно-пассивная гидроакустическая система производила захват и сопровождение корабля-цели, обеспечивая выход торпеды в район винтов с дальнейшим пересечением района миделя корабля-цели. Как только торпеда входила в зону действия неконтактного взрывателя, происходило замыкание цепи запала и воспламенение взрывчатого вещества и подрыв заряда БЧ на расстоянии 4-5 метров от днища цели.

Конструкция

Торпеда МГТ-1 выполнялась из алюминиево-магниевых сплавов и имела сигарообразную форму разделённую на 4 основных отсека:

  1. Боевое зарядное отделение;
  2. Аккумуляторное отделение;
  3. Кормовая часть;
  4. Хвостовая часть.

В боевом зарядном отделении находились акустическая система самонаведения торпеды, неконтактный магнитный взрыватель, запальные приспособления и взрывчатое вещество.

В аккумуляторном отделении помещались одноразовые серебряно-цинковые батареи (518-1У).

В кормовой части имелась силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды.

В хвостовой части располагались гребные винты и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.

Устройство торпед

Электрическая торпеда 1 — боевое зарядное отделение; 2 — инерционные взрыватели; 3 – аккумуляторная батарея; 4 — электродвигатель; 5 – хвостовая часть.

носовойаккумуляторырулевыми

Классификация

Типы торпед Кригсмарине

  • по назначению: противокорабельные; противолодочные; универсальные, используемые против подводных лодок и надводных кораблей.
  • по типу носителя: корабельные; лодочные; авиационные; универсальные; специальные (боевые части противолодочных ракет и самодвижущихся мин).
  • по типу заряда: учебные, без взрывчатого вещества; с зарядом обычного взрывчатого вещества; с ядерным боеприпасом;
  • по типу взрывателя: контактные; неконтактные; дистанционные; комбинированные.
  • по калибру: малого калибра, до 400 мм; среднего калибра, от 400 до 533 мм включительно; большого калибра, свыше 533 мм.
  • по типу движителя: винтовые; реактивные; с внешним движителем.
  • по типу двигателя: газовые; парогазовые; электрические; реактивные.
  • по типу управления: неуправляемые; автономно управляемые прямоидущие; автономно управляемые маневрирующие; с дистанционным управлением; с ручным непосредственным управлением; с комбинированным управлением.
  • по типу самонаведения: с активным самонаведением; с пассивным самонаведением; с комбинированным самонаведением.
  • по принципу самонаведения: с магнитным наведением; с электромагнитным наведением; с акустическим наведением; с тепловым наведением; с гидродинамическим наведением; с гидрооптическим наведением; комбинированные.

Гордость и предубеждение

ВМС США гордятся Mark 48 и утверждают, что это самая быстрая, самая бесшумная и самая смертоносная торпеда в мире. Однако с каждым из пунктов этого утверждения можно поспорить. Касательно скорости, ничто не сравнится с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал». Это продукция ещё советского ОПК.

На первый взгляд, характеристики не такие уж и выдающиеся. Кроме скорости. Она просто феноменальная! Всё дело в том, что «Шквал» движется в кавитационной полости, воздушном пузыре, что резко снижает сопротивление среды. Изначально торпеду вооружали ядерной боеголовкой в 150 кТ, впоследствии создан вариант с фугасной боевой частью весом 210 кг.

commons.wikimedia.org/One_half_3544
Ничто не сравнится по скорости с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал».

При этом «Шквал» (как и всякая иная система вооружения) имеет свои недостатки. В частности, движение торпеды сопровождается большим количеством шума. Следовательно, гидроакустики корабля-цели уверенно зафиксируют начало атаки. Другое дело, что на таких скоростях увернуться от торпеды практически невозможно. Другие недостатки «Шквала» – малый радиус действия и примитивная система наведения, – также компенсируются невероятной скоростью.

В некотором смысле это подобно выстрелу в упор – попадёшь и без оптического прицела, всё равно противник не успеет сманеврировать. Но и атакующий поставлен в сложное положение – дистанция до цели слишком мала, риски обнаружения и последующего уничтожения, к примеру, другими кораблями ударной группы растут в геометрической прогрессии. В общем, эксперты говорят, что «Шквал» – это последний аргумент в морском бою.

Если же вы задумали действовать бесшумно, сохранив дистанцию между собой и противником, рекомендую российскую торпеду «Футляр» – новейшее достижение отечественного ОПК.

vitalykuzmin.net
Российская торпеда «Футляр» – новейшее достижение отечественного ОПК.

Особенность в том, что вращение вала происходит за счёт качающейся шайбы, на которую поочерёдно давят шатуны поршней, а сами поршни расположены параллельно валу. Такая конструкция делает двигатель чрезвычайно компактным, относительно простым и в то же самое время мощным. По некоторым данным в конструкции торпеды предусмотрены двухплоскостные рули, которые выдвигаются за калибр после того, как снаряд выходит из торпедного аппарата. Это позволяет снизить шумность, одновременно повысив эффективность управления.

Точные характеристики торпеды «Футляр», само собой, засекречены. Эксперты пользуются информацией, находящейся в открытом доступе. Но даже по обнародованным данным можно утверждать, что это оружие превосходит самый современный вариант торпеды Mk-48 mod. 7 Spiral.

Торпеды электрические

Германия

Торпеда DM2A4 Seehecht

DM2A4 Seehecht – торпеда калибром 533 мм. Принята на вооружение в 2004-м году. Двигатель – электрический питаемый аккумуляторными батареями на основе оксида серебра-цинка. Дальность действия – 48 км на 52 узлах, 90 км – на 25 узлах. Первая торпеда, управляемая по волоконно-оптическому кабелю. Оболочка головки самонаведения представляет собой гидродинамически оптимизированную параболическую форму, которая направлена на снижение шума и кавитации торпеды до абсолютного минимума. Конформная матрица датчиков головки самонаведения позволяет определять углы обнаружения + / – 100° по горизонтали и +/– 24° по вертикали, что обеспечивает более высокие углы захвата по сравнению с традиционными плоскими матрицами. В качестве системы наведения используется активный гидролокатор.

В 2012 году экспортный вариант торпеды «DM2A4 Seehecht» – «SeaHake mod 4 ER» побил все рекорды по дальности хода и достиг более 140 километров. Это стало возможным благодаря добавлению дополнительных модулей с аккумуляторными батареями, что привело к увеличению длины торпеды с 7 до 8,4 м.

Италия

Торпеда WASS Black Shark

533-мм торпеда WASS Black Shark. Принята на вооружение в 2004 году. В качестве источника энергии в торпеде «Черная акула» используются батареи на основе алюминия и оксида серебра. Они подают электроэнергию как на ходовой двигатель, так и на аппаратуру наведения. Дальность хода составляет 43 км на 34 узлах и 70 км – на 20-ти.

Поиск цели и наведение на нее осуществляется при помощи аппаратуры управления, способной работать автоматически и по командам оператора. Акустическая система наведения ASTRA (Advanced Sonar Transmitting and Receiving Architecture, «Улучшенная архитектура сонара с передачей и приемом») может работать в активном и пассивном режимах. В пассивном режиме автоматика торпеды следит за окружающим пространством и производит поиск целей по производимому ими шуму. Заявлена возможность точного определения шума цели и устойчивость к помехам.

В активном режиме система наведения излучает акустический сигнал, по отражению которого определяется расстояние до различных объектов, в том числе цели. Как и в случае с пассивным каналом, приняты меры, направленные на фильтрацию помех, эха и т. д.

Для повышения боевых характеристик и вероятности поражения сложных целей торпеда «Черная акула» имеет командную систему управления по оптоволоконному кабелю. При необходимости оператор комплекса может взять управление на себя и скорректировать траекторию движения торпеды. Благодаря этому торпеда может быть не только наведена на цель с большей точностью, но и перенацелена после запуска на иной объект противника.

Франция

Торпеда F-21 калибра 533 мм. Принята на вооружение в 2018 году. Источник энергии – аккумуляторные батареи на основе AgO-Al. Максимальная дальность – более 50 км. Максимальная скорость – 50 узлов. Максимальная глубина – 600 м. Система наведения – активно-пассивная с телеуправлением.

Немного истории

Согласно отечественной историографии, проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако он был признан преждевременным и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны.

Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки. Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна. Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Разработкой этого проекта занималась НИИ №24 (ГНПП «Регион»). Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет.

В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом . Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС.

В России был произведен экспортный вариант – «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.

Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Еще нужно сказать, что мнения об этой торпеде (вернее, об эффективности ее применения) весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях.

Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее немыслимая скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов. Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Изюминкой «Шквала» является его двигатель: если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то «Шквал» в качестве силовой установки использует реактивный двигатель. Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации, во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед. Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки. Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года
ТипГод разработкиКалибр, ммДлина, мПолная масса, кгМасса ВВ, кгДальность хода, мСкорость хода, узловТип двигателяПрименяемость
Александровского24-дюймовая18686105,8210007626-81-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала
Александровского22-дюймовая18685607,34100010-121-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала
Александровского24-дюймовая мод.18756106,1182-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала
Whitehead обр. 1876 г.18763815,7335026400202-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1880 г.18803814,5632433400202-цилиндровыйвоздушныйминные катера
Whitehead обр. 1882 г.18823553,3519740550212-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1886 г.18863815,5239140600242-цилиндровыйвоздушныйброненосцы
Whitehead обр. 1889 г.тип «В»18893815,5239580600222-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1889 г.тип «О»18893815,5242080600252-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1894 г.тип «С»18943815,5245580600273-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1897 г.тип «С»18943815,24266440090030253-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л»18943815,184306440090030253-цилиндровыйвоздушныйкрейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1904 г.19044505,1364870800200033253-цилиндровыйвоздушныйкрейсера, миноносцы
Schwartzkopff В/5019044503,5539050800243-цилиндровыйвоздушныйподводные лодки, крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1907 г.19074505,264190600100020004034273-цилиндровыйвоздушныйподводные лодки
Whitehead обр. 1908 г.19084505,2650951000200030003834284-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л»19104505,26651001000200030004000383429254-цилиндровыйвоздушный
45-1219124505,588101002000500060004330282-цилиндровыйвоздушныйнадводные корабли
45-1519154505,26651002000500060004330284-цилиндровыйвоздушныйподводные лодки
53-1719175337,017002653000323-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала

Характеристики[ | код]

В качестве силовой установки в торпеде применялась поршневая двухцилиндровая машина с парогазо-генератором. Торпеды 53-38 имели следующие характеристики.

  • Длина — 7200 мм
  • Диаметр корпуса — 533 мм
  • Масса — 1615 кг
  • Скорость — имелись 3 скоростных режима — 30,5, 34,5 и 44,5 узлов мощность двигателя 112, 160 и 318 л.с. соответственно.
  • Дальность хода — 10 000 м на 30,5 узлах, 8000 м на 34,5 узлах, 4000 м на 44,5 узлах
  • Вес боевого зарядного отделения — 300 кг тротила
  • Тип взрывателя — контактный

У торпеды был существенный недостаток: травление донышек воздушных резервуаров. Эта проблема была решена за несколько лет научно-экспериментальной работы. Для подводных лодок (стрельба на 4000 м) проблему быстро решили понижением давления воздушного резервуара с 190 атм. до 160 атм. без уменьшения скорости.

53-38У | код

В 1939 году группа конструкторов под руководством А. П. Белякова за счёт удлинения боевых зарядных отделений увеличила вес ВВ в торпедах на 80—100 кг. Эксперименты показали, что торпеды 45-36Н и 53-38 с удлинёнными БЗО практически не теряют своих ходовых качеств. В конце 1939 г. модернизированные образцы были приняты на вооружение. Называться они стали 45-36НУ и 53-38У. 53-38У впоследствии была оснащена неконтактным взрывателем.

  • Длина — 7450 мм
  • Диаметр корпуса — 533 мм
  • Масса — 1725 кг
  • Вес боевого зарядного отделения — 400 кг тротила

53-39 | код

К разработке скоростной торпеды на базе торпеды образца 53-38У приступили в 1939 году. В результате ряда технических усовершенствований и длительных испытаний в июле 1941 года эта торпеда была принята на вооружение и в течение войны осваивалась флотом. В 1941 г. на государственных испытаниях для торпеды 53-39 удалось получить скорость хода 51 узел. Торпеда была 3-режимная (позднее — 2-режимная), универсальная, предназначавшаяся для использования в 53 см торпедных аппаратах. Увеличение скорости хода этой торпеды при сохранении дальности было достигнуто за счёт увеличения количества энергетических ресурсов (воздуха и керосина), уменьшения массы ВВ при увеличении мощности и модернизации двигателя. За создание торпеды 53-39 авторскому коллективу — инженерам Д. А. Кокрякову, В. Л. Орлову, Д. Н. Островскому и др. — была присуждена Сталинская премия. Единственным недостатком по сравнению с 53-38У была меньшая по массе боеголовка, но его компенсировали перейдя на более мощное взрывчатое вещество.

  • Длина — 7488 мм
  • Диаметр корпуса — 533 мм
  • Масса — 1780 кг
  • Скорость — имелись 3 скоростных режима — 34, 39 и 51 узел
  • Дальность хода — 10 000 м на 34 узлах, 8000 м на 39 узлах, 4000 м на 51 узле
  • Вес боевого зарядного отделения — 317 кг ТГА-16 (представляет собой плавленую механическую смесь, содержащую 60 % тротила, 24 % гексогена, 13 % алюминиевого порошка, 3 % алюминиевой пудры)
  • Тип взрывателя — контактный

Классификация[ | ]

Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам: По назначению

  • Противокорабельные (первоначально все торпеды);
  • Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
  • Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);

Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток. По принадлежности к носителям

  • Для надводных кораблей;
  • Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
  • Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
  • Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
  • Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах;

По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)

  • На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
  • Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
  • Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
  • Электрические;
  • Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).

По способу наведения

  • Неуправляемые — первые образцы;
  • Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
  • Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
  • Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
  • Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
  • Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).

Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США) По типу применяемого заряда

  • С зарядом обычного взрывчатого вещества;
  • С ядерными боеприпасом;

По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)

  • С контактным взрывателем;
  • С неконтактным взрывателем;
  • С комбинированным взрывателем;
  • С дистанционным взрывателем.

По габаритам

  • Малогабаритные (калибр до 400-мм);
  • Среднегабаритные (калибр до 550-мм);
  • Крупногабаритные (калибр более 600-мм).

По режимам хода

  • Однорежимные;
  • Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении);

По типу траектории

  • Прямоидущие;
  • Маневрирующие;

По следности

  • Следные;
  • Бесследные;

Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).

«Посейдон» – «бог» морей и океанов

Мы развенчали утверждение американцев о том, что их торпеда Mk 48 является самой быстрой и самой бесшумной. Рассмотрим следующее утверждение – что она самая смертоносная.

РИА Новости
Подводный беспилотный аппарат «Посейдон».

Главным преимуществом этого «ужаса из глубин» является практически стопроцентная неуязвимость от средств противодействия противника. Уникальные возможности аппарата позволят ВМФ бороться с авианосными и корабельными ударными группами вероятного противника на любых направлениях океанского театра военных действий, поражать объекты береговой инфраструктуры на межконтинентальной дальности, подчёркивают эксперты Министерства обороны России.

Само собой, подлинные ТТХ «Посейдона» в открытом доступе не встретишь.

Эксперты называют «Посейдон» революционным изобретением военной мысли, способным нанести катастрофический ущерб оппоненту

Мы же обращаем внимание на то, что «Посейдон» – оружие, в первую очередь, оборонительное

Россия готова защитить себя во всех средах – в космосе, на земле, в воздухе и под водой. Но нападать ни на кого не собирается. Это главное, что нужно знать западным экспертам, изучающим различные аспекты российской военной мощи.

Торпеды, мины, автономные аппараты

Одну из крупнейших экспозиций в Северную столицу привезло АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). Компания продемонстрировала свои новейшие изделия: экспортный вариант малогабаритного противолодочного комплекса «Пакет», морскую шельфовую мину с глубиной постановки от 60 до 600 м и донные мины МДМ-2 и МДМ-3.

Из ракетного вооружения КТРВ показала авиационную крылатую ракету повышенной дальности Х-59МК, способную уничтожать надводные цели на расстоянии до 285 км, и полутонную противолодочную ракету воздушного базирования АПР-3М с фугасной боевой частью.

Внимание публики привлекли изделия входящего в КТРВ петербургского АО «НИИ мортеплотехники». Предприятие представило универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду (УГСТ), которая по показателю «эффективность — стоимость» превосходит зарубежные аналоги

Калибр торпеды составляет 53 см, длина — 7,2 м, масса — не более 2,2 тонны, максимальная дальность хода — 50 км, скорость — 40—50 узлов (74,08—92,6 км/ч), глубина стрельбы с подлодки — 400 м.

  • Образцы торпедного вооружения КТРВ на МВМС-2021
  • RT

Разработчик отмечает, что УГСТ с высокой эффективностью поражает подводные лодки и корабли противника благодаря возможности телеуправления, наличию оптимальных алгоритмов поиска и наведения, мощному боезаряду, а также усиленной защите от средств гидроакустического противодействия.

Помимо этого боеприпаса, НИИ мортеплотехники презентовал малогабаритную тепловую торпеду (МТТ), которая может применяться авиацией. По совокупности характеристик данное изделие не уступает лучшим мировым аналогам.

Калибр МТТ — 32,4 см, длина — 3,2 м, масса — не более 390 кг, дальность хода — до 20 км, скорость — 30—50 узлов (55,6—92,6 км/ч), глубина хода — до 600 м.

Также по теме

«Держать порох сухим»: как Россия укрепляет оборонный потенциал на Дальнем Востоке

На Курильских островах и Сахалине стартовали совместные учения частей Восточного военного округа и Тихоокеанского флота. В ходе…

Из беспилотников на стенде КТРВ представлены самоходный подводный аппарат, входящий в состав российской интегрированной системы поиска и уничтожения мин «Александрит-ИСПУМ», малогабаритный разведывательный подводный робот МПА и надводная автономная платформа «КиберБоат-330» разработки АО «Концерн «Гранит-Электрон».

«В большей степени «КиберБоат-330» подходит для мониторинга глубин на мелководье. На ней установлена система технического зрения, которая позволяет распознавать объекты, фиксировать их в своей памяти либо передавать на пульт оператора, который может находиться на берегу или на корабле. Также «КиберБоат» может действовать и автономно», — рассказал RT специалист концерна Егор Чугунов.

Снаряжённую массу беспилотного надводного аппарата разработчик оценивает в 390 кг, водоизмещение — в 550 кг, полезную нагрузку — в 30—160 кг, радиус сканирования — в 10 км, максимальную скорость — в 60 узлов (111 км/ч).

Как считают в компании, «КиберБоат-330» получился «практически непотопляемой машиной». Это качество обеспечено размещением внутри корпуса вспененного высокомолекулярного полиэтилена. Материал сохраняет платформу на плаву при пробитии бронированного днища и сильной деформации внешней конструкции, которая в зависимости от желания заказчика изготавливается из алюминия или карбона.

«Наша платформа будет полезна для выявления различных нарушений. Например, она может фиксировать утечку нефтепродуктов и ядовитых веществ. Дальность связи платформы с оператором зависит от множества факторов. Но аппаратом можно управлять через спутниковый канал, то есть почти из любой точки мира», — пояснил Чугунов.

  • Беспилотник «Кибербоат-330» на МВМС-2021
  • RT

«КиберБоат-330» способен продолжать работу при ветре до восьми баллов и волнении до четырёх баллов. Главным образом беспилотник предназначен для мониторинга прибрежного пространства и речной акватории. В случае необходимости на него устанавливается оборудование для поиска мин определённого класса.

Благодаря гибридной силовой установке запас хода платформы достигает 140 часов, а дальность плавания может превышать 500 морских миль (926 км). Чугунов утверждает, что КПД двигателей изделия «близок к 100%». Машина уже запущена в серийное производство.

Глубинный геликсный манометр

Глубинные геликсные манометры с местной регистрацией МГИ-1 ( рис. 45, б) предназначены для измерения и записи давления в призабойной зоне и в трубах при испытании объектов с помощью испытателей пластов.

Глубинный геликсный манометр МГТ-1 ( рис. 10.5) предназначен для контроля давления на забое паро – или водонагнетательных скважин с температурой закачиваемого агента до 350 С.

Глубинный геликсный манометр МГТ-1 ( рис. 80) предназначен для контроля давления на забое скважин, в которые закачивается горячая вода или нагнетается влажный пар при температуре до 350 С.

Геликсный манометр типа М ГН-2.| Геликсный манометр типа М ГТ-1.

Глубинный геликсный манометр МГТ-1 ( рис. 10.4) предназначен для контроля давления на забое скважин, в которые закачивается горячая вода или нагнетается влажный пар при температуре до 350 С.

На базе глубинных геликсных манометров типа МГН-2 и МГИ-1М разработан ряд унифицированных скважинных манометров типа МСУ с пределами измерения давления, равными 100 – 200 МПа, работоспособными при температуре до 250 – 400 С.

Диаграмма записи давления глубинным геликсным манометром показана на рис. 17.3. Линия 00 прочерчивается пером при перемещении каретки вручную до спуска прибора в скважину и соответствует нулевому избыточному ( атмосферному) давлению. Она называется нулевой линией. Линия ab записана глубинным манометром, помещенным в лубрикатор, до начала спуска в скважину, когда буферная задвижка открыта и прибор находится под действием буферного давления.

Принципиальная схема геликсного манометра.

На рис. 127 приведена принципиальная схема глубинного геликсного манометра с местной регистрацией. Перо чертит на бланке, вставленном в барабан 5, линию, длина которой пропорциональна измеренному давлению.

Глубинный манометр МГГ-63 / 250.

Одной из самых распространенных причин неудачных измерений глубинными геликсными манометрами является остановка часов во время работы манометра.

Для измерения давлений на забое и в стволе скважин используют глубинные геликсные манометры МГГ-2У, поршневые МГП-3 ( 7 8) и дифференциальные ДГМ-4. Манометры спускают в скважину на стальной проволоке диаметром 1 6 – 2 мм через специальный прибор, герметизирующий устье скважины во время спуска, называемый лубрикатором. Глубинные приборы спускают в скважины и извлекают из них с помощью лебедки, смонтированной на автомашинах. Погрешность измерения составляет 0 2 – 0 5 % от максимального значения шкалы.

Запись изменения температуры осуществляется таким же образом, как запись давления у глубинного геликсного манометра.

Данные о давлениях на соответствующих глубинах были получены параллельно с замером плотности с помощью глубинного геликсного манометра, соединенного с гамма-плотномером.

Исследовательские работы могут проводиться при помощи комплексной глубинной системы дебитомер-манометр ДМГ-400-200, в которой использованы глубинный геликсный манометр стационарного типа ГУКД ( пределы измерения 0 – 200 кгс / см2, максимальная температура среды 80 С) и дебитомер, работающий на принципе регистрации тепловых меток, с пределами измерения 20 – 400 м3 / сут.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий