Служба
Осенью 1989 года на крейсер в первый раз сел один самолет и в тот же день совершил вылет другой. В августе следующего года на крейсере начались госиспытания, в ходе которых он прошел 16200 миль, и с него было совершено 454 полета самолетов.
В январе 1991 года крейсер был принят в состав Северного флота. В декабре он перешел по периметру Европы для прибытия на место базирования в Мурманскую область. В 1992-1994 гг. продолжались разнообразные испытания судна, а также его авиагрупп и вооружения. Также раз в три-четыре месяца корабль выходил в море и участвовал в учениях.
В конце 1995 года он отправился на боевую службу в Средиземное море, встав у берегов Туниса через две недели после выхода из порта, где стоял 10 дней. Там состоялся обмен визитами с флотом США. 2 марта крейсер принял участие в учениях ПВО многоцелевой авиагруппой, где Су-33 отработал перехваты крылатых ракет и самолетов. В конце похода корабль участвовал в командно-штабных учениях СФ. В марте 1996 года крейсер прибыл к месту базирования. Всего за время похода он обнаружил две иностранных подлодки, перехватил 12 воздушных целей, провел стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением. Но за это время возникало множество проблем с главной энергетической установкой.
Поэтому в течение следующих двух лет он ремонтировался. Затем принимал участие в учениях и проходил боевую подготовку. В 2000 году он участвовал в спасательной операции, связанной с аварией подлодки К-141 «Курск».
До 2004 года крейсер планово ремонтировался. После в составе девяти кораблей он принял участие в походе в Северную Атлантику, в его рамках был испытан Су-27КУБ. В 2005-2007 гг. проходил боевую службу. В 2007 году был совершен поход на боевую службу в Средиземное море, окончившийся через два месяца. Благодаря этому ВМФ РФ возобновил присутствие в Мировом океане.
В конце 2008 года в ходе ремонта были обновлены системы кондиционирования воздуха, главная энергоустановка, механизмы для подъема самолетов на летную палубу, отремонтировано котельное оборудование. Также были восстановлены отдельные блоки систем вооружения, и произошла замена кабельных трасс. Через три года, крейсер с группой кораблей СФ взял курс на Сирию.
Корабли обеспечения
Военные-морские базы и порты, находящиеся на берегу при нынешних средствах поражения не способны быть устойчивой системой базирования флота. Более приспособленной к современным условиям можно считать систему подвижного базирования. В следствии с новой структурой военно-морских сил возникли корабли обеспечения, использующиеся для материально-технического обеспечения флота.
Основной задачей таких кораблей является обеспечение ударно-боевых судов, находящихся в открытом море, необходимыми средствами и оборудованием. К таким кораблям можно относить:
- плавучие базы, направлены на обеспечение кораблей оружием и боеприпасами, запасными частями, горючим, водой, электроэнергией и прочим. Существует базы, занимающиеся обслуживанием:
- подводных лодок
- эскадренных миноносцев
- противоминных кораблей
- торпедных катеров
- ремонтные средства, предназначены для ремонта систем корабля. Таких как вооружение, приборы управления стрельбой, двигателя, механизмы и элементы корпуса. Состоят из плавучих мастерских и плавучих доков;
- суда снабжения, занимаются сопровождением боевых кораблей и снабжением их необходимыми ресурсами. Корабли снабжения можно разделить на универсальные корабли снабжения, эскадренные танкеры снабжения, эскадренные сухогрузные корабли снабжения и специализированные корабли снабжения;
- исследовательские корабли и аппараты, занимаются отработкой и испытанием новых корабельных техник и систем вооружения
- корабли аварийно-спасательного обеспечения, можно разделить на спасательные корабли подводных лодок, надводные спасательные корабли, противопожарные суда и судоподъемные средства;
- специальные корабли, испытывающие оружия обеспечения космических систем. Представляют собой мишени учебно-тренировочных стрельб по передвигающейся цели. Мишень может быть буксируемой и самоходной, управляемой по радио. Для последней также требуется корабль-водитель.;
- учебные корабли, служат для тренировок личного состава судов и учебных отрядов.
Также обеспечением военно-морских баз и кораблей флота занимаются базовые плавучие средства ВМС, каждая из них выполняет определённую функцию: транспортировка ресурсов, снабжение кораблей топливом и водой, прокалывание льдов для передвижения судов и другие. К ним относятся ледоколы, буксиры, самоходные и несамоходные баржи, танкеры, водолеи и прочие виды плавучих установок.
История службы авианосца
Корабль поступил на службу Северного флота в январе 1991 года. Авианосец Адмирал Кузнецов является флагманом Северного флота российского ВМФ. В ноябре 1991 года вокруг крейсера разгорелся конфликт. Власти Украины заявили, что корабль принадлежит им, так как был выпущен Николаевским заводом, и постановили, что крейсер должен оставаться на севастопольском рейде. Однако командир корабля не согласился с этим решением, так как на тот момент еще не было провозглашено о формировании независимого государства Украина, поэтому повел корабль через Босфор. При этом значительная часть команды судна и летнего состава были высажены на берег (100-й полк). В этот период корабль совершил первый переход вокруг европы.
Интересно, что корабль в результате получил русский флот, а высаженный на берег летный состав 100-го полка в результате был расформирован, так как в Украине не осталось авианесущих крейсеров.
В период с 1992 по 1994 годы происходили многочисленные испытания авианосца. В 1996 году встал на ремонт, который длился два года.
С 2001 года авианосец стоял на плановом ремонте до 2004 года. Из-за недостатка финансирования, процесс продвигался очень медленно. После ремонта принял участие в испытания техники в Северной Атлантике.
В 2007-2008 году возглавлял поход боевых кораблей в Атлантике и Средиземном море. С 2008 года снова встал на ремонт на полгода.
В 2016 году снова сформирован 100-й полк (крымский).
В 2011 году участвовал в операциях на берегу Сирии, с 2015 года стоит на ремонте. Плановые ремонтные работы и модернизация корабля должны завершится в 2020 году.
История проекта
В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения. Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступали за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz. Оппоненты (среди них – главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году. Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь – атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.
Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота. Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс. т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 “Орел”). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена.
Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки “обычной” авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки. Проект 11435 был разработан в начале 1980-х гг. в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне – Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева. В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт – вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.
Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение – ракеты П-700 “Гранит”. В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как “тяжелый авианесущий крейсер” (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).
Первоначально предполагалось назвать головной корабль “Советский Союз” (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны). В 1982 году авианосец получил название “Рига” (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 году переименован в “Леонид Брежнев” (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году, в начале перестройки и осуждения “эпохи застоя” ТАКР сменил имя на “Тбилиси”. С октября 1990 года – “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” – в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годах.
Знакомьтесь: Ростислав Алексеев, отец российских экранопланов
Ростислав Алексеев
Во всем мире Алексеев известен как человек, создавший коммерчески успешную линейку кораблей на подводных крыльях — судов, оснащенных специальными гидродинамическими элементами для улучшения ходовых качеств.
«Крылья» буквально приподнимают корабль над водой, снижая сопротивление воды. В результате он при тех же топливных затратах может двигаться намного быстрее.
Хотя ими занималось множество конструкторов по всему миру, и даже выпускались серийные варианты, именно Алексеев привел своими теоретическими и экспериментальными изысканиями к массовому распространению.
Катера и малые суда на подводных крыльях, разработанные в КБ Алексеева, поставлялись в десятки стран бывшего Варшавского договора, Западную Европу, Юго-Восточную Азию.
Одна из поздних модификаций теплохода на подводных крыльях “Ракета”
Полученные разработки в области глиссирования, привели Алексеева к созданию принципиально нового типа движения.
Самого перспективного и удивительного для стороннего наблюдателя.
Можно смело заявлять, что основной вклад в развитие экранопланов внес именно Ростислав Алексеев.
Речной теплоход “Восход”
Его усилиями в 1952 году была образована Научно-исследовательская опытовая гидродинамическая лаборатория, которая впоследствии выросла в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ Алексеева).
Результатом её работы стала масштабная линейка пассажирских кораблей на подводных крыльях для речной эксплуатации.
«Ракеты», «Кометы» и «Метеоры» произвели настоящий фурор: 50-60 километров в час, да ещё в движении максимально прямыми путями между городами, были недостижимы для других видов нелетающего транспорта.
Многие из них все ещё бороздят внутренние водоёмы России, а в ближайшее время ожидается возврат поздних модификаций судов в производство. Но в шестидесятые годы прошлого века на них никто не собирался останавливаться.
По всей видимости, талант, научно-производственный опыт и природное чутье не позволили Алексееву остановиться на достигнутом и заставили разрабатывать теорию глиссирования дальше.
Ранний прототип экраноплана СМ-2
Это привело его к первым работам над будущими экранопланами, которая сначала проходила в лабораториях КБ Алексеева и Института гидродинамики в инициативном порядке.
Результаты оказались настолько ошеломительны, что для изучения экранного эффекта в СССР появился «личный» полигон ИС-2 для работ конструктора, расположенный в Горьковской (ныне Нижегородская) области.
И с 1960 года ЦКБ ведет разработку проектов экранопланов. В общей сложности разработано порядка 40 проектов этих кораблей, построено более 30 единиц различного назначения.
Советская классификация[3][править]
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Крейсера Тяжелые крейсера Тяжелые авианесущие крейсера
- Тяжелые атомные ракетные крейсера
Легкие крейсера
Крейсера-вертолетоносцы
Ракетные крейсера
Противолодочные крейсера
Эсминцы
- Лидеры
Большие эсминцы
Противолодочные корабли
- Большие противолодочные корабли
Малые противолодочные корабли
Охотники Большие охотники
Малые охотники
Морские охотники
Ракетные корабли
- Большие ракетные корабли
Малые ракетные корабли Малые ракетные корабли на подводных крыльях
Ракетные корабли на воздушной подушке
Артиллерийские корабли
Сторожевые корабли
Мониторы
- Морские мониторы
Речные мониторы Большие мониторы
Средние мониторы
Малые мониторы
Озёрные мониторы
Шхерные мониторы
Канонерские лодки
- Мореходные канонерские лодки
Речные канонерские лодки Бронированные башенные корабли
Речные канонерские лодки ПВО
Малые канонерские лодки
Плавучие батареи
Минно-тральные корабли
- Минные заградители
Тральщики Эскадренные тральщики
Базовые тральщики
Рейдовые тральщики
Десантные корабли
- Большие десантные корабли
Средние десантные корабли
Малые десантные корабли Малые десантные корабли на воздушной подушке
Корабли огневой поддержки десанта
Десантные катера Десантные катера на воздушной подушке
Десантные боты
Боевые катера
- Торпедные катера Торпедные катера на подводных крыльях
- Ракетные катера Ракетные катера на подводных крыльях
Сторожевые катера
Патрульные катера
Катера-дымозавесчики
Катера ПВО
Бронекатера Большие бронекатера
Малые бронекатера
Морские бронекатера
Речные бронекатера
Озёрные бронекатера
Шхерные бронекатера
Бронекатера ПВО
Вспомогательные суда
- Гидрографические суда
Океанографические суда
Опытовые суда
Суда снабжения Танкеры снабжения
Ледокольные суда снабжения
Суда атомного технологического обслуживания
Ледоколы
- Линейные ледоколы
Портовые ледоколы
Спасательные суда
- Буксиры-спасатели
Судоподъемные суда
Суда-носители глубоководных спасательных аппаратов
Суда-мишени
Торпедоловы
Водоумягчительные суда
Килекторные суда
Суда контроля физических полей
Суда измерительного комплекса
Суда размагничивания
Суда энергетического обеспечения
Водолазные боты
Плавбазы
Плавмастерские
Плавказармы
Плавучие электростанции
Плавучие отопительные станции
Плавучие покрасочные станции
Блокшивы
Дноуглубительные суда
Плавкраны
Плавучие доки
- Большие плавучие доки
Средние плавучие доки
Малые плавучие доки
Транспортные плавучие доки
Баржи
- Морские баржи Морские артиллерийские баржи
Морские ракетные баржи
Морские минно-торпедные баржи
Морские сухогрузные баржи
Морские рефрижераторные баржи
Морские водоналивные баржи
Морские нефтеналивные баржи
Морские судоподъемные баржи
Рейдовые баржи
- Рейдовые артиллерийско-минно-торпедные баржи
Рейдовые сухогрузные баржи
Рейдовые нефтеналивные баржи
Рейдовые мусороотвозные баржи
Рейдовые грунтоотвозные баржи
Катера
- Cанитарные катера
Водолазные катера
Противопожарные катера
Разъездные катера
Экологические катера
Гидрографические катера
Катера-заправщики
Подводные лодки
- Дизельные подводные лодки Дизельные подводные лодки с баллистическими ракетами
Дизельные подводные лодки с крылатыми ракетами
Атомные подводные лодки
- Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами
Атомные ракетные подводные крейсера Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами
Опытные атомные подводные лодки
После войны
Основной задачей мирного времени было восстановление флота. Проекты судостроения (в том числе авианосцев) и развития военно-морских сил были представлены Сталину лично наркомом. Н. Г. Кузнецов, адмирал, прославившийся в военные годы, настаивал на своих планах и требованиях, которые часто расходились с мнением вождя. Из-за этих разногласий и уверенности в своей правоте в 1948 году Кузнецов был разжалован до звания контр-адмирала и чуть не сел на скамью подсудимых. Полгода он провел без службы, перенес инфаркт, но смог приступить к работе в качестве заместителя главкома ВМФ Дальнего Востока. Именно там он получил очередное звание вице-адмирал во второй раз. В 1951 году по личному распоряжению Сталина он возвращается в Москву и полностью реабилитируется. Очередное звание адмирал Н. Кузнецов получает в 1953 году, он активно включается в работу и добивается пересмотра программы судостроительства.
Взгляд за горизонт
После 2031 года в соответствии с ПВК-2050 на российских верфях должны быть заложены некие принципиально новые безэкипажные или частично управляемые экипажами морские платформы, которые придут на смену кораблям 4-го и 3-го рангов. Однако их трудно будет назвать традиционными терминами «корабль» или «подводная лодка». Предощущение появления таких платформ связано со строительством автономных необитаемых подводных аппаратов «Посейдон» и «Клавесин».
hisutton.com
Атомная суперторпеда «Посейдон» и необитаемый подводный аппарат «Клавесин» (внизу жёлтый).
Их конструктивным отличием станет модульность набора оружия, которое можно будет менять, как набор деталей в конструкторе LEGO — под поставленные задачи и районы боевых действий.
Само оружие тоже должно претерпеть сильные изменения в сторону увеличения поражающей способности, основанной на новых физических принципах
Важное место в системе вооружения будут занимать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и противодействия, которые из средств защиты превратятся в средство нападения
Система управления роботизированными боевыми платформами получит искусственный интеллект, способный самостоятельно решать сложные тактические задачи на основе данных, получаемых от различных сенсоров, размещенных в космическом, воздушном и морском пространствах.
Как ни фантастично это сегодня звучит, но боевые платформы для сетецентрических операций — уже ближайшее будущее российского флота, чего не скажешь о шансе начать строительство российских авианосцев. Нет, они, конечно, появятся в составе флота, по крайней мере, включены отдельной строкой в ПВК-2050. Однако каждый новый главком ВМФ, похоже, вздыхает с облегчением, когда тяжелый груз создания авианосцев перекладывается на погоны следующего флотоводца.
wikipedia.org
Макет тяжёлого авианосца проекта 23000 на выставке «Армия 2015».
Сложность проблемы заключается в ее комплексном характере.
Первая проблема — место строительства. Нужных верфей в России нет. Потребуется переоборудовать существующие эллинги под строительство двух авианосцев — строить один технологически не имеет смысла.
Второе. Без кораблей боевого обеспечения, входящих в авианосную ударную группу (АУГ), авианосец будет так же беззащитен, как «Москва» на якорной стоянке у острова Змеиный. Следовательно, для эскорта каждого авианосца потребуется построить два-три крейсера, столько же эсминцев и фрегатов. Пока из этой триады строятся только фрегаты.
Третье. Необходимы два полка корабельной авиации, включающей пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, и специальная подготовка летчиков-операторов. Пока на Северном флоте, например, готовят только операторов беспилотников.
Четвертое. Нужно развернуть строительство судов снабжения для обеспечения полной автономности АУГ в Мировом океане.
И наконец, в-пятых — строительство инфраструктуры базирования. Для понимания проблемы: за 31 год эксплуатации на Северном флоте единственный российский авианесущей крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» так и не получил своего причала.
Все эти проблемы, видимо, решено отработать в процессе будущей эксплуатации УДК проекта 23900, для которых тоже понадобятся и корабли эскорта, и инфраструктура базирования. Следовательно, строительство авианосцев откладывается еще как минимум на 18 лет — до 2040 года. До этого времени, возможно, состоится закладка опытового корабля 1 ранга, такого, как атомный эсминец проекта 23560 «Лидер».
militaryrussia.ru
Макет перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер».
Уверен, лейтенанты, которые будут служить на нем, в этом году пойдут пока только в первый класс общеобразовательной школы.
«Плавники» (2000): экстренно выпущенный сборник эрзацев и черновиков из прошлой (менее алчной) жизни
Венец творений под ключ на пороге миллениума: сначала стихотворный перевод по заказу Николая Баскова и агитка для блока «Отечество» Лужкова — Примакова, год спустя — «Плавники», собранные за две недели на отвали. Дельфин не скрывал, что записал диск по требованию лейбла, с которым решил расстаться, и потому не слишком усердствовал.
Поклонников-староверов очевидная сырость материала не устроила: вторичные треки из домашней студии хорошо звучат на балконе, но никак не в радиоэфире. Однако рекурсивная «Радиоволна» ставила резонеров на место, демонстрируя всё в том же эфире, как «через стены и даль донести печаль».
Авианосец «Адмирал Кузнецов» – видео
https://youtube.com/watch?v=4Ji-SwKPk8I
Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.
Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.
Авианосец “Адмирал Кузнецов” является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.
Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.
11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.
4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Баллистическая ракета Р-29РМУ2 «Синева» (СССР)
БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ – РСМ-54) – жидкостная трехступенчатая баллистическая ракета, предназначенная для размещения на подводных лодках проекта 667БДРМ. Работы по разработке новой модификации ракет Р-29РМ начались в 1999 году. Новая модификация получила обозначение Р-29РМУ2 и шифр «Синева». Были несколько изменены размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлены новые комплекс преодоления системы противоракетной обороны и система спутниковой навигации. Также для новой модификации разработаны боевые блоки среднего класса мощности в рамках опытно-конструкторских работ «Станция-2».
Головная часть может оснащаться четырьмя высокоскоростными малоразмерными боевыми блоками средней мощности, выполненными из углеродного волокна методом намотки ткани объемного плетения, с острым углерод-углеродным наконечником. Подобное плетение исключает обнуление угловой скорости при полете в атмосфере. Скорость полета блока в атмосфере сверхзвуковая и намного выше блоков предыдущего поколения. Летные испытания ракеты были завершены в 2004 году, 9 июля 2007 года комплекс с ракетой Р-29РМУ2 был принят на вооружение.11 октября 2008 года в рамках учений «Стабильность-2008» в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки К-114 из подводного положения был произведен запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полета в 11 547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. Вечером 6 августа 2010 года с борта атомной подводной лодки К-114 был проведен успешный запуск двух ракет Р-29РМУ2 «Синева» из акватории Баренцева моря по полигону «Кура» на Камчатке. Ракеты были запущены в залпе. Российский флот выполнил такую задачу после длительного перерыва, а залповый запуск Р-29РМУ2 «Синева» был выполнен впервые.
Государственным ракетным центром им. В. П. Макеева предлагалась дальнейшая модификация ракеты Р-29РМУ2 – Р-29РМУ3, как альтернатива ракете «Булава». С целью минимизации изменения проекта подводной лодки для Р-29РМУ3 предлагается «сухой» способ старта. Для уменьшения длины ракеты предлагалось увеличить диаметры 1-й и 2-й ступеней. Масса ракеты должна была составить 41 тонну. В качестве оснащения предлагалось 8 боевых блоков малого класса мощности со средствами преодоления противоракетной обороны или 4 новых боевых блока среднего класса.
БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» – модификация баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева». Разработана ОАО «ГРЦ им. Макеева» и изготавливается в ОАО «Красноярский машиностроительный завод». Отличие от прототипа состоит лишь в новых возможностях преодоления системы противоракетной обороны и возможностью комбинировать боевую нагрузку. Летные испытания ракеты были проведены в 2011 году (2 пуска) и признаны успешными. В январе 2014 года ракета Р-29РМУ2.1 была принята на вооружение. Носителями ракеты являются подводные лодки проектов 667БДРМ и 667БДР.
Технические характеристики Р-29РМУ2 «Синева»Длина, м – 14,8Диаметр, м – 1,9Стартовая масса, т – 40,3Масса боевой части, т – До 2,8Максимальная дальность, км – 8300-11 500Круговое вероятное отклонение, км – 0,3Тип головной части – РТЧ ИНКоличество боевых блоков – 4 или 8Мощность головной части, Мт – 0,2 или #ввссссрроссииснг
Преимущества и недостатки экранопланов
Проект базы морских экранопланов
Уже на стадии изучения эффекта и эскизных проектов стало ясно, что переход от подводных к воздушным крыльям позволит достичь кораблям авиационных скоростей.
Реактивные экранопланы с поддувом реактивных струй двигателей под крыло показывают расчетную (и практическую, как оказалось позже) мореходность на взлете и посадке до 5 баллов.
В том случае, если тяги достаточно для горизонтального полёта вне зоны экранного эффекта в условиях работы классической аэродинамики мореходность становится практически не ограниченной.
Проект тяжелого авианесущего экраноплана
Это, в свою очередь, обеспечивает предельную транспортную безопасность. Да что там: у экраноплана аэродром всегда снизу — сядет даже при отказе всех двигателей.
Возможность быстрого маневрирования и подъема позволяет безопасно расходиться с судами и другими препятствиями.
Экраноплан в отличие от самолета не предполагает изменения давления, связанного с изменением высоты, а также «воздушных ям» и «болтанки».
Так что за ними будущее.