Поиск

Танк Израиля Меркава 5: описание, модификации и характеристики

Другие характеристики и системы

Масса модели «Меркава-4» составляет 65 тонн. Габариты машины в длину, ширину и высоту соответственно равняются 7970х3720х2660 мм. В состав экипажа входит четыре человека. Танк способен развивать скорость в 65 км/ч, а полного бака хватит ему примерно на 500 километров пути.

Чтобы не допустить поражения командира экипажа во время проведения боевых действий, разработчики предусмотрели внутри специальную башенку для него. На корпусе установлены четыре видеокамеры, которые выводят изображение на экран водителя, тем самым помогая ему в управлении. Отличная видимость при этом обеспечивается как в светлое, так и в тёмное время суток. Танк «Меркава-4», помимо всего прочего, оборудован системой автоматического пожаротушения. На башне установлены цепи с шарами, которые служат защитой для нижней её части от гранат РПГ. Для того чтобы облегчить водителю процесс маневрирования в узких местах, на корпус монтируются габаритные штыри.

Завершение

Модели из серии «Меркава» превосходно зарекомендовали себя во время боевой операции Израиля в Ливане. Тогда безвозвратно потеряно было всего пять танков, а практически все поврежденные машины после ремонта вернулись в строй. Это является лишним доказательством их высокой эффективности. Последнее поколение модели способно отлично справляться с ракетной угрозой

В завершение нельзя не акцентировать внимание на том, что здесь воплощена концепция круглосуточного использования танка, для чего предусмотрено место для размещения двух экипажей, один из которых может отдыхать, в то время, пока другой работает

История создания

Разработка танка «Меркава» началась в 1970 году после того, как англичане отказались продать израильтянам «Чифтен Mk 1». Подобный демарш оказался полной неожиданностью для руководства страны, было принято решение о создании собственной боевой машины.

Руководил разработчиками не инженер, а профессиональный танкист Исраэль Таль, который прошел всю Вторую мировую войну, стоял у истоков создания ЦАХАЛа и принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Для мирового танкостроения это довольно необычная ситуация. Таля считают отцом-основателем израильских бронетанковых войск.

Проведя анализ Шестидневной войны и Синайской кампании, Таль пришел к выводу, что все существующие на тот момент основные боевые танки (ОБТ) не слишком подходят для израильской армии. Нужна была новая машина, характеристики которой наиболее бы соответствовали характеру театра военных действий и израильской оборонной доктрине.

При создании нового танка основной упор делался на его огневую мощь, маневренность и, главное, на защищенность экипажа. Даже после поражения машины танкисты должны были остаться в живых

Еще одной важной особенностью Израиля, которая во многом обусловила облик и характеристики «Меркавы», является компактность этой страны. Дело в том, что габариты и массу танков в наибольшей степени задают стандарты железнодорожных перевозок

Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы. Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» — один из самых тяжелых танков.

«Меркава» не подходит для использования в условиях морозов, тропической влажности или российского бездорожья. Но она прекрасно приспособлена для гор и пустынь Ближнего Востока. Подобная узкая специализация практически свела на нет экспортный потенциал танка, но ведь израильтяне и создавали его для защиты своей страны.

Тактика действий израильских бронетанковых войск предполагает стрельбу с хорошо подготовленных позиций на склонах высот. При подобном использовании весьма уязвимой является башня танка, поэтому разработчики постарались уменьшить ее фронтальную проекцию, а большую часть боевого отделения разместить в корпусе.

Первый макет «Меркавы» был готов уже в 1971 году. В начале 1979 года первые серийные машины «Меркава Mk.1» поступили на вооружение. Было произведено 250 единиц этой модификации. С тех пор было создано четыре поколения боевой машины и в каждой из них конструкторы реализовывали революционные для современного танкостроения идеи.

Создатель модели

«Меркава-4», как и три его предшествующих модификации, появился на свет благодаря легендарному израильскому генералу-танкисту Исраэлю Талю. За всю свою карьеру он воевал в составе разных частей и возглавлял офицерские курсы. Анализируя сражения во времена Шестидневной войны и Синайской кампании, в которых он принимал непосредственное участие, он понял, что ни один находящийся на вооружении его страны танк не соответствует требованиям танковой израильской доктрины. В связи с этим Таль пришёл к выводу о необходимости строительства принципиально новой боевой машины. Главное требование к ней заключалось в полном соответствии пожеланиям и военному опыту израильских танкистов, а также театру военных действий. Как результат, позже ему удалось воплотить в реальность свой замысел. Кроме этого, он стал основателем ЦАХАЛа – бронетанковых войск, которые под руководством этого человека добивались самых значимых побед во всех войнах, в которых принимал участие Израиль. Не удивительно, что портрет генерала Таля вывешен в Центре американских танковых войск (зал Великих танковых полководцев) в Форт-Ноксе (США).

Израильский танк «Меркава» против Т-90

Ну а сейчас мы перейдем непосредственно к сравнению двух боевых машин. Сразу хотелось бы отметить, что более продаваемым является именно Т-90. Это обусловлено его относительно невысокой стоимостью по сравнению с «Мк-4». Что самое интересное – за последние годы в локальных конфликтах в реальных боевых условиях, по сути, принимали участие только Т-90С и «Меркава»

Мы не берем во внимание единичные бои, а также тренировочные испытания

Но если израильская боевая машина участвовала в столкновениях на Ближнем Востоке, поддерживая пехоту и увозя с поле боя раненых солдат, то Т-90 – танк прорыва. Несмотря на то, что защита «Мк-4» современная и мощная, она пробивается выстрелом из обычного ПТРК «Корнет», «Конкурс» и т. п. Это было доказано во время ливанского конфликта, где в одном бою было потеряно порядка 11 танков «Мк-4».

«Меркава» Mk.3. На чертеже:

1— теплоизоляционный кожух ствола пушки; 2— эжектор; 3 — датчик системы оповещения о лазерном обнаружении; 4 — метеодатчик; 5 — противокумулятивные цепи с шарами; 6 — направляющее колесо; 7 — бортовой экран; 8 — опорный каток; 9 — крышка люка МТО; 10 — ведущее колесо; 11 — 120-мм пушка; 12 — зенитный 7,62-мм пулемёт командира; 13 — прибор наблюдения командира; 14 — командирская башенка; 15 — кормовая корзина; 16— предохранительная корзина; 17 — крышка люка заряжающего; 18 — зенитный 7,62-мм пулемёт заряжающего; 19 — передний накладной модуль башни; 20 — прибор наблюдения механика-водителя; 21 — патронная коробка пулемёта заряжающего; 22 — патронная коробка пулемёта командира; 23 — задний грязевой щиток; 24 — гусеничная лента; 25 — дверь заднего кормового люка; 26 — нижний кормовой лист; 27 — задний левый габаритный фонарь; 28 — нижний лобовой лист корпуса; 29 — передний грязевой щиток; 30 — правые бортовые фары

Тактико-технические характеристики танка Меркава 4M

Экипаж, чел: 4Годы эксплуатации: с 1974Количество выпущенных, шт.: 1970 (всех модификаций)

Вес Меркава-4

– 70 тонн

Размеры Меркава-4

– Длина корпуса, мм: 7450- Длина с пушкой вперёд, мм: 9040- Ширина корпуса, мм: 3720- Высота, мм: 2660- Клиренс, мм: 530 (с дополнительным бронированием днища — 430)

Броня Меркава-4

– Тип брони: стальная литая, разнесённая модульная четвёртого поколения, противоснарядно-противокумулятивная- Активная защита: «Трофи»- Динамическая защита: нет

Вооружение Меркава-4

– Калибр и марка пушки: 120-мм MG253- Тип пушки: гладкоствольная пушка — пусковая установка ПТУР «Лахат»- Длина ствола, калибров: 50,92- Боекомплект пушки: 48- Прицелы: наводчика дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели, командира панорамный дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели; есть резервные оптические и ИК-прицелы- Пулемёты: 2 × 7,62-мм FN MAG, на некоторых также 1 × 12,7-мм M2HB- Другое вооружение: 60-мм миномёт

Двигатель Меркава-4

– Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный водяного охлаждения с турбонаддувом- Мощность двигателя, л. с: 1500

Скорость Меркава-4

– Скорость по шоссе, км/ч: ~60- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40

– Запас хода по шоссе, км: 500- Удельная мощность, л. с./т: 21,4- Тип подвески: индивидуальная на вертикальных пружинах- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,12

– Преодолеваемый подъём, град: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 1,2- Преодолеваемый ров, м: 3,0- Преодолеваемый брод, м: 1,4

Модификации танка

«Меркава Mk.1» принимала участие в Ливанской войне 1982 года, израильские конструкторы после ее окончания создали модификацию «Меркава Mk.2». В ней был учтен опыт первого боевого использования танка. Изменения коснулись защищенности машины, ее проходимости и усиления огневой мощи.

Бронирование башни было усилено с помощью дополнительных экранов с комбинированной броней, аналогично была улучшена защита бортов. Миномет перенесли внутрь башни, теперь огонь можно было вести, не покидая машину. На башню были смонтированы корзины для различного имущества, которые являлись дополнительной защитой. Для защиты от кумулятивных боеприпасов на башню подвесили шарики на цепях.

Танк получил более совершенный баллистический вычислитель и дальномер, чуть позже на него установили тепловизор.

Масса «Меркавы Mk.2» увеличилась до 65 тонн.

«Меркава Mk.3». У этой модификации борта и башню получили дополнительную броневую защиту, на танк было установлено более мощное 120-мм гладкоствольное орудие MG251. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов. На «Меркаве Mk.3» были установлены датчики лазерного излучения, что предупреждали экипаж об опасности обстрела управляемыми ракетами. Данная модификация получила СУО «Матадор-3».Масса «Меркавы Mk.3» составила 65 тонн.

«Меркава Mk.4». Был принят на вооружение в 2004 году. Его оснастили новым дизельным двигателем GD883 General Dynamics (США) с мощностью 1500 л. с. и трансмиссией Renk RK 325 (Германия) с пятью скоростями.

Значительно изменилась форма башни из-за новой конфигурации броневых модулей, а орудие получило маску. Также было усилено основное бронирование, заряжающий лишился люка, а люк командира стал настолько массивен, что открывается механически. Был улучшен обзор для механика-водителя, он получил видеокамеру заднего вида. Более надежной стала противоминная защита днища.

Командир танка получил новый панорамный прицел с тепловизором, прицел наводчика установлен на крыше. Танк оснастили новой БИУС «Цаяд».

На «Меркаву Mk.4» установили новое орудие MG253, что выдерживает более высокое давление пороховых газов. В нише башни появился автомат заряжания, в котором размещается 10 снарядов. Остальной боезапас расположен в корме танка.

КАЗ «Трофи» — это первая подобная система, которая прошла испытания в условиях реальных боевых действий.

Во время последней боевой операции ЦАХАЛа в Ливане боевики «Хезболлы» выпустили по танкам «Меркава Mk.4» более 1 тыс. ПТУР российского производства. Повреждения получили всего 22 машины (в основном старых модификаций), было потеряно 5 танков. То есть, эффективность современных российских ПТРК против «Меркавы» составила всего лишь 0,5%. Сейчас разрабатывается еще более совершенная КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»).

Стоимость одного танка «Меркаву Mk.4» составляет 3,7 млн долларов. КАЗ «Трофи» добавляет к этой сумме примерно 10%.

Модификации танка Merkava

«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.

«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.

«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.

«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.

«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.

Танк «Меркава» Mk 3

«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.

«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883  (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день. При этом, учитывая габариты машины, её защищенность, хотя и остается чрезвычайно высокой, уступает почти на четверть более легким российским танкам типа Т-90.

Танки «Меркава» в бою

В Ливанской войне 1982 г. с израильской стороны из имевшихся в АОИ 4000 танков участвовало, по разным данным, от 500 до 1000 машин. Это были состоявшие тогда на вооружении М60А1 «Паттон», «Центурион» и «Меркава» Мк.1; последних – около 200 единиц.

Мк.1, по мнению зарубежных специалистов, хорошо зарекомендовал себя в боях. Они не загорались, несмотря на пробитые снарядами сирийских Т-72 башни и корпуса. Сказывались успешное срабатывание системы автоматического пожаротушения, рациональная защита боезапаса в задней части боевого отделения. Однако в этой войне выведено из строя около 50 «меркав» и, в основном, от огня 125-мм пушек Т-72. Многие из них были впоследствии восстановлены и лишь семь – оказались потеряны безвозвратно. Погибли только девять членов экипажей.

Тем не менее, военное командование Израиля посчитало, что Мк.1 имеют недостаточное бронирование, поскольку их можно было вывести из строя прямыми попаданиями даже в лобовую часть корпуса и башню. Тогда же приступили к разработке танка «Меркава» Мк.2 с более мощной бронезащитой.

Осенью 1997 г. «меркавы» использовались в боевых действиях против вооружённых формирований организации «Хезболлах» в Южном Ливане. С помощью противотанковых управляемых ракет 9К111 «Фагот» (по другим данным – «Корнет-Э» ) российского производства арабам удалось подбить три танка «Меркава» Мк.З.

Танки Мк.2, Мк.З, Мк.4 участвовали также во Второй Ливанской войне 2006г. Из 400 таких машин ходе боёв подбили 52. Из них 50 – управляемыми ракетами и гранатами РПГ, причём на двадцати двух – насквозь пробита броня, в том числе на шести Mk.4. Две машины подорвались на фугасах. Всего повреждены восемнадцать Mk.4.

Безвозвратно потерянными оказались по одной Мк.2 и Мк.4; ещё две Мк.2 и одна Мк.З полностью сгорели при попадании ракет. Погибли 23 танкиста.

Большая часть «меркав» были быстро восстановлены и после ремонта вновь вступили в строй. По информационным данным на 2007г., в танковых частях АОИ состояли на вооружении 711 – М60А1/3, 100 – Т-55, около 100 – Т-62, 111 -МАГАХ-7, 561 – «Патон III» и 1681 «Меркава».

Особенности

Танк Merkava Mk. 4 был создан специально для ведения боевых действий в Юго-Западной Азии. Во многом именно это предопределило конструкцию данной боевой машины. Так, основная задача Merkava — подавление и уничтожение боевых единиц противника — продиктована танков современности, превосходя по ряду важнейших боевых характеристик таких именитых конкурентов, как БМ Abrams, Leopard и Т-90. Особенности Танк Merkava Mk. 4 был создан специально для ведения боевых действий в Юго-Западной Азии. Во многом именно это предопределило конструкцию данной боевой машины. Так, основная задача Merkava — подавление и уничтожение боевых единиц противника — продиктована тем, что для данного театра военных действий свойственно применение больших соединений танков и прочей тяжелой бронетехники.

В то же время, учитывая особенности грунта и местных природно-климатических условий, израильские разработчики могли позволить себе пренебречь массогабаритными характеристиками своей машины в пользу высокого уровня ее бронезащищенности. В итоге на сегодня Merkava Mk. 4 является одним из самых защищенных, но в то же время и самым тяжелым основным боевым танком.

В целом израильским конструкторам удалось создать танк, которому нет равных в Передней Азии, но его применение на других театрах военных действий, например на Японских островах, повлечет за собой ряд существенных проблем, что неминуемо скажется на его эффективности.

Однако особенным танк Merkava Mk. 4 делает не возможность эффективного уничтожения бронированной техники противника или большой вес, а способность обеспечить максимальную степень безопасности собственному экипажу — наиболее ценному ресурсу бронетанковых войск любой страны. В связи с этим Merkava Mk. 4 является одним из самых необычных основных боевых танков современности, который имеет ряд принципиальных конструктивных отличий от прочих современных БМ, выполненных по классической компоновке.

История создания танка Merkava

Израильский основной боевой танк Merkava («Колесница») разрабатывался научно-исследовательским центром при государственном объединении «Израэл Индастри Милитари» вместе с США в 1970 — 1978 годах, в рамках концепции обеспечения максимальной живучести машины и защиты экипажа. В основу конструкции танка Merkava положено стремление обеспечить максимальную живучесть и защиту экипажа. Для усиления защиты экипажа двигатель с трансмиссией расположены в носовой части корпуса и служат, таким образом, дополнительной преградой для снаряда в случае пробития им лобовой брони. Кроме того, для обеспечения дополнительной защиты, ещё одна броневая перегородка установлена позади двигателя.

Израильский основной боевой танк Merkava Mk 1

По этой причине, а также от того, что в задней части «Меркавы» размещено небольшое отделение (с дверями в кормовой части) достаточное для перевозки нескольких раненых, десантников или значительного числа дополнительных снарядов, вес и габариты танка весьма значительны. В определенной степени, «Меркава» это даже не танк, а хорошо защищенная подвижная огневая точка. Сходство это особенно усиливается, если учитывать, что пружинная подвеска танка не позволяет максимально эффективно использовать орудие танка при стрельбе с ходу. Таким образом, «Меркава» с одной стороны это машина боле универсальная, чем «обычный» танк, но зато и более ориентированная на использование в обороне.

Первый образец поступил на испытания в 1974 году, но первые четыре серийные машины вышли на армейские испытания только 26 апреля 1979 года, а официальное принятие на вооружение состоялось 29 октября 1979 года. В том же 1979 года на заводе в г. Тель-а-Шумер было развернуто серийное производство.

Внутреннее устройство «Меркава» — хорошо заметно десантное отделение в кормовой части танка

[править] Боевое применение

Ливанская война 1982 года

«Боевое крещение» танки получили во время Ливанской войны в 1982 году. Всего Израиль в ту войну задействовал около 1000 танков, из них 200 танков «Меркава Mk.1» в 6 батальонах. 2 батальона «Меркава Mk.1» в составе 252-й дивизии воевали на восточном направлении против сирийцев, остальные батальоны в составе 91-й и 36-й дивизии воевали на западном и центральном направлениях против ООП. По мнению зарубежных экспертов, боевые машины показали высокую эффективность, особенно в плане обеспечения защиты экипажей. Существует неоднозначность мнений относительно боёв между «Меркавами» и сирийскими Т-72. Израильские источники сообщают об уничтожении около десятка Т-72, в то время как советские и некоторые российские утверждают, что было уничтожено значительное количество «Меркав» без единой потери со стороны Т-72. Существует также версия, что танки этих типов вообще не встречались в бою в ходе этой войны.

Вторая ливанская война 2006 года

Танки «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3», «Меркава Mk.4» также участвовали во Второй ливанской войне в 2006 году. Танки использовались главным образом как средство поддержки пехоты и для эвакуации раненых с поля боя. В первый же день боевых действий (12 июля) один танк «Меркава Mk.2» был уничтожен при подрыве на мощном взрывном устройстве на территории Ливана в ходе преследования боевиков Хезболлы, похитивших израильских солдат.

Наибольшие потери Израиль понёс 12 августа, в ходе наступления 401-й бригады, оснащённой танками «Меркава Mk.4», через речку Салуки в направлении деревни Рандурия. Также в ходе данного манёвра был зарегистрирован первый подтверждённый случай применения ПТРК «Корнет». Из 24 участвовавших в наступлении танков были подбиты противотанковыми ракетами 11, восемь членов экипажей танков погибли.

Всего в конфликте было задействовано до 400 танков «Меркава» различных моделей. Всего было повреждено 46 танков. В 24 случаях была пробита броня. В 3 из этих случаев сдетонировал боекомплект. Ни один танк не загорелся. Пять танков признано неремонтопригодными: два, подорванных на фугасах, и три, поражённых ПТУР (по одному «Меркава-2», «Меркава-3» и «Меркава-4»). По разным данным за весь конфликт было выпущено около 1000 ПТУР и гранат РПГ.

Другие оценки

По сообщению принадлежащей Хезболле радиостанции «Ан-Нур», израильские данные о потерях были сильно занижены. Агентство РИАН под одноимённым заголовком также привело сообщение «Ан-Нур», согласно которому «распространенный в дипломатических представительствах[неопределённость] в Ливане американский доклад утверждает, что официально объявленные Израилем данные о потерях в Ливане очень сильно занижены», и Израиль на самом деле потерял 164 танка «Меркава». Кроме того, в докладе якобы утверждалось, что «американские военные летчики принимали участие в бомбардировках южных пригородов Бейрута и других районов страны, управляя стоящими на вооружении у израильских ВВС самолетами типа Ф-16 производства США».

Заключение

Можно заметить, что подход у русских и израильских конструкторов существенно отличается. Кто-то ставит на динамическую защиту, а кто-то – на пассивную. Одни защищают свой экипаж, помещая его в специальные капсулы, другие – нет. Но винить в том или ином решении разработчиков особого смысла нет, так как все введения целесообразны. Так, лобовая броня Т-90 может выдерживать огромное количество попаданий, в то время как выстрел в корму практически гарантировано приводит к пожару и гибели. А вот круговая активная броня «Меркавы» защищает его со всех сторон, но любая серьезная мина с зарядом тротила в 200 кг и более приводит к смерти экипажа. Это же касается и попаданий осколочно-фугасных снарядов в крышу боевой машины. Но все эти недостатки разработчики стараются устранять, тем самым увеличивая живучесть машин в реальных боевых условиях. На этом можно закончить разговор на данную тему.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий