Поиск

Основной американский средний танк М4 «Шерман»

М4 «Шерман»

Выпуск данной модели был налажен в 1942 г. На то время в армии Соединенных Штатов М4 использовался в качестве основного танка. В 1943 г. несколько партий изготавливались на экспорт в Англию и Советский Союз. В отличие от М3, корпус «Шермана» имел другую конфигурацию. Также в М4 была применена новая компоновка вооружения. Силовая передача осталась прежней.

С целью повысить боевые качества нового танка американскими конструкторами с 1942 по 1943 год создавались все новые и новые модификации М4. Всего на базе «Шермана» спроектировали 7 моделей бронетехники. Из них на вооружении США состояло только 4: кроме базового варианта, американской армией использовались М4А1, М4А3 и М4А4. В производстве каждой модификации применялась своя технология. Лобовые детали в корпусе в количестве трех штук были литыми. Для их изготовления применяли литье. Их соединение друг с другом выполнялось посредством болтов или технологии сваривания.

В качестве вооружения использовалась 105-миллиметровая гаубица и две пушки калибром 75 и 76,2 мм. В М4А3Е2 использовалась усиленная броневая защита (15,2 см). В годы Второй мировой выпустили свыше 48 тыс. М4 «Шерман» различных модификаций.

Модификации

«Шерман» имел большое количество модификаций, причем особенностью этой машины было то, что различные варианты танка появлялись не в результате модернизации, а просто имели значительные технологические отличия и выпускались параллельно. Часто они были связаны с особенностями предприятий, на которых боевые машины были сделаны. Так, например, модификация М4А1 формально считается второй, но она была запущена в производство на несколько месяцев раньше, чем М4.

Основными отличиями различных модификаций танка «Шерман» являются способ изготовления корпуса и разный тип силовой установки. При этом разные типы боевой машины периодически подвергались различным усовершенствованиям, но это происходило примерно в одно и то же время. При этом модернизированный танк получал дополнительные буквы в обозначения: W, (76) и HVSS. Заводские обозначения отличались, в их состав входила буква Е и цифра. Например, танк M4A3E8 Sherman.

Вот основные модификации боевой машины:

  • M4. Одна из первых модификаций танка, ее выпуск начался с середины 1942 года и продолжался до января 1944 года. Машина имела сварной корпус и карбюраторный двигатель Continental R-975. Общее количество танков этой модификации – 8389 штук, 6748 из которых были вооружены M3, а еще 1641 – 105-мм гаубицей.
  • M4A1. Самая первая модификация, которая пошла в серийное производство. Этот танк имел литой корпус и двигатель Continental R-975, он почти полностью соответствует прототипу T6. Производство данной боевой машины продолжалось с начала 1942 года по конец 1943 года. Общее количество изготовленных машин – 9677 штук, 6281 из которых были вооружены пушкой M3, а 3396 танков получили новое орудие M1. Первоначально М4А1 имели орудие M2 и два курсовых пулемёта.
  • M4A2. Модификация со сварным корпусом, оснащенная силовой установкой, состоящей из двух дизельных двигателей General Motors 6046. Ее выпуск продолжался с апреля 1942 года по май 1945 года. Общее количество изготовленных машин этой модификации составляет 11 283 штук, из них 8053 были вооружены пушкой M3, 3230 машин получили орудие M1.
  • M4A3. Модификация со сварным корпусом и бензиновым двигателем Ford GAA. Танк выпускался с июня 1942 года по март 1945 года. Общее количество: 11 424 единиц, 5015 из которых имели орудие M3, 3039 штук (M4A3(105)) были вооружены 105-мм гаубицей, а 3370 штук (M4A3(76)W) орудием M1.
  • M4A4. Модификация, которая имела сварной удлиненный корпус и силовую установку, состоящую из пяти автомобильных двигателей. Всего было выпущено 7499 боевых машин этой модификации. Все они имели на вооружении орудие M3 и отличались несколько другой формой башни, в кормовой нише была расположена радиостанция, а на левой стороне башни был люк для стрельбы из личного оружия.
  • M4A5. Данное обозначение изначально было зарезервировано для канадского танка Ram, но оно так ему и не было присвоено. Эта машина любопытна тем, что, по сути, является значительно модернизированной версией танка М3. Боевая машины имела на вооружении английскую 6-фунтовую пушку, у нее была литая башня и литой корпус с боковой дверью, ходовая часть практически аналогичная M3. Всего было выпущено 1948 машин. М4А5 не участвовал в боевых действиях из-за слишком слабой пушки, но на его основе было сделано несколько бронемашин.
  • M4A6. Модификация со сварным корпусом, аналогичным по форме и размерам M4A4, но с литой лобовой частью. Силовая установка состояла из дизельного двигателя Caterpillar D200A. Всего было выпущено 75 танков этой модели.
  • Grizzly Bear. Это модификация танка М4А1, которая серийно выпускалась в Канаде, машины имели небольшие отличия в ходовой части. Было выпущено 188 танков этой модели.

Кроме модификаций, существовали и специальные танки, созданные на базе этой боевой машины. Например, Sherman Firefly — танки модификаций M4A1 и M4A4, вооруженные английским 17-фунтовым (76,2 мм) противотанковым орудием, или Sherman Jumbo – штурмовой танк, с усиленным бронированием и 75-мм пушкой М3.

М3 «Стюарт»

Представляет собой американский легкий танк, созданный в 1940 г. Базой для него послужили «кавалерийский» М1 и легкий М2А4. Местом для силового отделения стала задняя часть корпуса, средняя – для боевого и управленческого отделений, носовая – для трансмиссии и ведущих колес. Ходовая часть представлена четырьмя малыми попарно сблокированными опорными катками и подрессоренными направляющими колесами. Для изготовления корпуса и башни использовалась катанная листовая броня. Сборка осуществлялась путем сваривания с применением специальных заклепок. Танк вооружили 37-миллиметровой пушкой, которая работала в паре с пулеметом калибра 7,62 мм.

Кроме того, в данном танке использовались три 7,62-миллиметровых пулемета, местом для установки которых стала носовая часть бронетехники. Два пулемета были расположены у бортовых отсеков, один – возле водителя. Для управления стрельбой из основного танкового орудия и спаренного с ним пулемета М3 «Стюарт» оборудовали телескопическим прицелом и механическими устройствами для наведения оружия на цель.

Данный американский танк являлся базовым. На его основе были спроектированы М3А1 и М3А3. Новые модификации были с круглыми башнями, командирская башенка отсутствовала. В устройстве этих танков имелись специальные системы, задача которых – стабилизировать пушку по вертикали. М3А3 выпускался с 1942 года. В отличие от аналога, три носовые пулемета разработчики решили убрать. Однако позже один оставили в распоряжении водителя танка. Сборка бронетехники осуществлялась исключительно методом сваривания. Данные американские танки Второй мировой войны использовались разведывательными подразделениями. В 1943 г. на смену М3 пришел танк М5. Численность выпущенных американских танков серии М3 «Стюарт» составила 13,5 тыс. единиц.

Abrams

Конструкторские работы по созданию американского танка «Абрамс» были начаты в 1971 г. С целью минимизировать технологический риск разработчиками было принято решение в ходе проектирования использовать классическую схему. Производством занялись сотрудники компании «Крайслер». В 1981 г. был готова первая опытная модель, которая значилась как М1. После успешных тестирований поступила на вооружение США. Также М1 используется египетской и австралийской морской пехотой. Американский танк «Абрамс» назван в честь генерала армии Крейтона Абрамса. М1 послужил базой для создания линейки модификаций с различными боевой массой и другими тактико-техническими характеристиками.

М1 весит 55 т. Боевая масса М1А1 составляет 57,15 т, а М1А1 – 62,5 т. В базовом «Абрамсе» толщина корпусной брони – 55 см, в модификациях она увеличена до 65 см. В производстве тяжелых танков данной серии разработчики используют противоснарядную, катанную комбинированную и стальную броню. Для единичных экземпляров М1А1 в целях эксперимента применили активную защиту AN/VLQ-6 MCD. Стрельба из М1 осуществляется из нарезной 105-миллиметровой пушки М68А1. Экипажи модифицированных «Абрамсов» поражают цели при помощи гладкоствольных пушек М256 калибра 120 мм. Танки оборудованы дополнительным вооружением – одним 12,7-миллиметровым пулеметом М2 НВ и двумя зенитными М240 калибра 7,62 мм.

Функцию силового агрегата выполняет мотор Avco Lycoming AGT. Двигатель обладает мощностью 1500 лошадиных сил. Ходовая часть с индивидуальной торсионной подвеской. Показатель запаса хода в базовой модели и М1А1 составляет 440 км. В М1А2 данный параметр увеличен до 465. Как утверждают специалисты, сегодня «Абрамс» является самым лучшим тяжелым танком. С надежным и мощным двигателем М1 очень подвижен и может дать фору легким танкам. Используемые снаряды М829А3 обладают самой высокой бронепробиваемостью.

Несмотря на наличие достоинств, М1 имеет и недостатки. Минус «Абрамса» заключается в том, что он усилен только фальшбортом, для изготовления которого используется мягкая сталь и наполнитель. В связи с этим фактом американский М1 становится легко уязвимым для противника. Кроме того, для «Абрамсов» не характерно наличие управляемого вооружения. Оружейными конструкторами США недостатки М1 тщательно прорабатываются с учетом имеющегося опыта боевых действий.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на M4 Sherman
В сети Интернет
  • Шерман // Википедия
  • Средний танк М4 «Шерман» (M4 Sherman) // Броне-сайт
  • Британские танки «Шерман» стоят на «Адском шоссе» // Военный альбом

Техника США

Лёгкие танки I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6  • II T2 Light Tank  • II T7 Combat Car  • III M22 Locust  • III M3 Stuart • III MTLS-1G14  • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92  • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan
Средние танки II T2 Medium Tank • III M2 Medium Tank • IV T6 Medium • IV M3 Lee • V M4 Improved  • V M4A2E4 Sherman  • V M4A1 Sherman • V Ram II  • VI M4A3E8 Fury  • VI M4A3E8 Thunderbolt VII  • VI M4A3E8 Sherman • VI M4A3E2 Sherman Jumbo • VII T26E3 Eagle 7  • VII T20 • VII T23E3  • VIII T25 Pilot Number 1  • VIII TL-1 LPC  • VIII M46 Patton KR  • VIII M26 Pershing • VIII T26E4 SuperPershing  • VIII T69 • VIII T95E2  • IX M46 Patton • X M48A5 Patton • X M60  • X T95E6 
Тяжёлые танки V T14  • V T1 Heavy Tank • VI M6 • VII King Tiger (захваченный)  • VII T29 • VIII Chrysler K  • VIII Chrysler K GF  • VIII T26E5  • VIII T26E5 Patriot  • VIII M54 Renegade  • VIII M6A2E1  • VIII T32 • VIII T34  • VIII T34 B  • IX AE Phase I  • IX M103 • IX T54E1 • X T110E5 • X T57 Heavy Tank
ПТ-САУ II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78  • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion  • VII T28 Concept  • VII Super Hellcat  • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5  • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4
САУ II T1 HMC • III T18 HMC • III M7 Priest • IV T82 HMC • IV M37 • V M41 HMC • VI M44 • VII M12 • VIII M40/M43 • IX M53/M55 • X T92 HMC

Средние танки

Техника СССР III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Техника Германии III Großtraktor – Krupp  • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f)  • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K  • V Turán III prototípus  • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat.  • V Pz.Kpfw. V/IV  • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25  • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm  • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10  • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71  • VIII Schwarzpanzer 58  • VIII Panzer 58 Mutz  • VIII M48A2 Räumpanzer  • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A  • IX Kampfpanzer 50 t  • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1
Техника США II T2 Medium Tank • III M2 Medium Tank • IV T6 Medium • IV M3 Lee • V M4 Improved  • V M4A2E4 Sherman  • V M4A1 Sherman • V Ram II  • VI M4A3E8 Fury  • VI M4A3E8 Thunderbolt VII  • VI M4A3E8 Sherman • VI M4A3E2 Sherman Jumbo • VII T26E3 Eagle 7  • VII T20 • VII T23E3  • VIII T25 Pilot Number 1  • VIII TL-1 LPC  • VIII M46 Patton KR  • VIII M26 Pershing • VIII T26E4 SuperPershing  • VIII T69 • VIII T95E2  • IX M46 Patton • X M48A5 Patton • X M60  • X T95E6 
Техника Франции III D2 • III Somua S35 • IV SARL 42 • V Renault G1 • VI Bretagne Panther  • VIII Bat.-Châtillon Bourrasque  • VIII Lorraine 40 t  • VIII AMX Chasseur de chars  • VIII M4A1 Revalorisé  • IX AMX 30 1er prototype • IX Char Futur 4  • IX Bat.-Châtillon 25 t AP • X Bat.-Châtillon 25 t • X AMX 30 B
Техника Великобритании I Vickers Medium Mk. I • II Vickers Medium Mk. II • III Vickers Medium Mk. III • IV Matilda • IV Grant • IV AC 1 Sentinel  • V Cavalier • V Sherman III • V Matilda Black Prince  • VI Sherman Firefly • VI Cromwell • VI AC 4 Experimental  • VI Cromwell B  • VI Sherman VC Firefly  • VII Comet • VIII Centurion Mk. I • VIII FV4202  • VIII Chieftain/T95  • VIII Centurion Mk. 5/1 RAAC  • VIII Chimera  • IX Centurion Mk. 7/1 • X Centurion Action X
Техника Китая V Type T-34 • VI Type 58 • VII T-34-1 • VIII Type 59  • VIII T-34-2 • VIII T-34-3  • VIII 59-Patton  • VIII Type 59 G  • IX WZ-120 • XX 121B 
Техника Японии II Chi-Ni • II Type 89 I-Go/Chi-Ro • IV Type 1 Chi-He • V Type 3 Chi-Nu • V Type 3 Chi-Nu Kai  • VI Type 4 Chi-To • VII Type 5 Chi-Ri • VIII STA-1 • VIII STA-2  • IX Type 61 • X STB-1
Техника Чехословакии IV ST vz. 39 • V Škoda T 24 • VI Škoda T 40  • VI Škoda T 25 • VII Konštrukta T-34/100 • VIII TVP VTU Koncept • VIII Škoda T 27  • IX Škoda T 50 • X TVP T 50/51
Техника Швеции IV Lago • V Strv m/42 • VI Strv m/42-57 Alt A.2  • VI Strv 74 • VII Leo • VIII Strv 81  • VIII Primo Victoria  • VIII Lansen C  • VIII UDES 14 Alt 5 • IX UDES 16 • X UDES 15/16
Техника Польша V 25TP KSUST II • VI Pudel  • VI 40TP Habicha • VI T-34-85 Rudy 
Техника Италии II M14/41 • III M15/42 • IV P26/40 • V P.43 • VI P.43 bis • VII P.43 ter • VIII Progetto M35 mod. 46  • VIII P.44 Pantera • IX Prototipo Standard B • X Progetto M40 mod. 65

«Усилить лоб!»

В момент своего появления Medium Tank M4 стал одним из лучших в мире средних танков. По удельной мощности он превосходил Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV 1942 года выпуска, имел рациональный угол наклона верхнего лобового листа корпуса, благодаря чему был защищён от поражения на средних дистанциях даже от пушек калибра 50 мм. Машина имела хорошую обзорность и мощное 75-мм орудие M3, которое, как выяснилось, оказалось способным поражать в борт на дистанции в несколько сот метров немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Машина имела и недостатки — не самую лучшую броню (согласно исследованиям, проведённым в СССР, она была хуже, чем советская броня), имелись претензии к излишним габаритам и прицельным приспособлениям.

Одним из первых опытов по усилению защиты кожуха трансмиссионного блока стала переделка опытного Medium Tank T6

В ходе серийного производства Medium Tank M4 часть его недостатков удалось устранить. Вместе с тем из-за роста калибра немецкой танковой и противотанковой артиллерии лобовая броня Medium Tank M4 не соответствовала современным реалиям уже к началу 1943 года. В ходе модернизации корпуса, проведённой во второй половине 1943 года, толщину верхнего лобового листа увеличили до 64 мм, но при этом снизился и угол наклона. Толщина бортов выросла до 38 мм. Дальнейший рост защиты был лишён смысла, поскольку возрастала нагрузка на шасси, причём неравномерно — это грозило увеличением нагрузки на передние опорные катки и резким снижением их ресурса.

Работы по экранировке кожуха трансмиссионного блока, июль 1943 года

Вместе с тем определённые работы по усилению броневой защиты Medium Tank M4 всё же велись. Одним из наиболее уязвимых элементов танка являлся кожух трансмиссионного блока

Поражение блока было очень частым явлением, и именно этому элементу корпуса уделялось наиболее пристальное внимание. Отрабатывались самые разные типы увеличения стойкости кожуха, вплоть до создания сварной конструкции

Правда, в каждом случае появлялась проблема под названием «низкая технологичность». Помимо улучшения защиты, требовалось ещё и сохранить простоту производства на необходимом уровне.

Модернизированный корпус. Также можно видеть трансмиссионный кожух изменённой конструкции, получивший угол наклона, аналогичный верхней лобовой плите корпуса

Первым шагом к улучшению конструкции стало изготовление единой детали кожуха (изначально она состояла из трёх деталей). В мае 1943 года Абердинский полигон разработал несколько типов экранов для трансмиссионных кожухов — эти конструкции также не пошли в работу. Решение вопроса нашлось в ходе уже упомянутой модернизации корпуса. Была создана новая конструкция кожуха, у которой максимально сохранялся угол наклона, как у верхней лобовой детали. Одновременно кожух сделали переменной толщины — от 51 до 108 мм. В результате стойкость заметно выросла, хотя и не могла полностью защитить от бронебойных снарядов калибра 75 мм. В любом случае проблема решилась хотя бы отчасти.

Макет усиления лобовой части корпуса и башни Medium Tank M4, февраль 1944 года

Ещё одним интересным решением стала разработка комплекта навесной брони, датированная февралём 1944 года. Предполагалось, что в заводских условиях изготовлялись специальные «насадки» на лоб корпуса и башни, существенно повышавшие защиту. 24 февраля компания Chrysler подготовила деревянный макет защиты, которая прикрывала лоб корпуса, лоб и отчасти борта башни, а также орудийную установку. Программу создания дополнительной брони отменили столь же стремительно, как и запустили в работу. Причины отмены стоит искать в том, что наверху начали подозревать о цене такой экранировки. Лишняя масса в носовой части отнюдь не увеличивала ресурс ходовой части. Впрочем, менее чем через год очень похожие комплекты, но уже кустарного производства, повсеместно появились на фронте. Жить хотелось всем, и командиры часто закрывали глаза на импровизированную броню (а чаще даже являлись инициаторами её установки). Нередко она весила едва ли не больше, чем разработка Chrysler. Самое интересное, что катализатором подобных переделок стала вполне серийная машина с усилением брони.

Описание конструкции

Танк «Шерман» выполнен по схеме, более характерной для немецкого танкостроения тех лет: его трансмиссия и отделение управления размещены в передней части корпуса, а моторное отсек – в задней. Между ними расположено боевое отделение с башней кругового вращения, которая находится по центру корпуса. В состав экипажа входило пять человек.

Внутри танк был покрыт подбоем из пенорезины, который защищал экипаж от осколков.

Подобная компоновка повышала высоту боевой машины: конструкторам пришлось размещать в корпусе карданный вал, который шел от двигателя к коробке передач. Увеличивало высоту танка и вертикальное расположение двигателя.

Разные модификации танка мало отличались по своей конструкции, поэтому ниже приводится описание модели М4А2 с дизельным двигателем, которая наиболее массово поставлялась в СССР по ленд-лизу.

В передней части корпуса располагалось отделение управления, в котором размещались рабочие места механика-водителя и его помощника, контрольные приборы и рычаги управления, элементы трансмиссии и курсовой пулемет с боекомплектом.

За ним находилось боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагались места командира машины, наводчика и заряжающего, боекомплект орудия, огнетушители и аккумуляторы. В башне было размещено орудие, прицельные приспособления и приборы наблюдения, подъемный механизм пушки, спаренный пулемет и радиостанция. Также в боевом отделении находился механизм поворота башни.

В задней части танка располагалось моторное отделение, которое было отделено от боевого специальной перегородкой.

Корпус танка модификации М4А2 был выполнен из катаных броневых плит, которые соединялись с помощью сварки. Лобовая часть машины представляла собой одну массивную литую деталь, которая была расположена под углом 56° и имела толщину 51 мм. Толщина бортов корпуса составляла 38 мм. Справа в нижней части листа находилась шаровая пулеметная установка. В днище корпуса имелся люк, который использовался для эвакуации экипажа под огнем противника. Над отделением управления находились два посадочных люка со встроенными приборами наблюдения.

«Шерман» имел литую башню с небольшой кормовой нишей, толщина ее лобовой брони составляла 76 мм, борта и корма имели броню в 51 мм, а маска орудия имела бронирование в 89 мм. На крыше башни располагался двустворчатый командирский люк, который использовался для эвакуации всех членов экипажа, находящихся в боевом отделении. На более поздних сериях машины к нему был добавлен еще один люк для заряжающего.

Первоначально основной боезапас танка находился в надгусеничных полках, которые снаружи имели дополнительное бронирование. Однако практика показала, что такое расположение приводило к детонации боекомплекта, поэтому на машинах поздних серий его перенесли на пол боевого отделения, и была использована так называемая мокрая боеукладка: снаряды заливались водой с добавлением этиленгликоля.

Первоначально на танк модификации М4А2 устанавливалась 75-мм пушка М3, а с 1943 года – 76-мм орудие М1А1. С пушкой был спарен пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет был смонтирован на крыше башни.

Прицельные приспособления танка состояли из телескопического прицела М55 и перископического прибора М38. Пушка «Шермана» была стабилизирована в вертикальной плоскости.

Силовая установка М4А2 состояла из двух дизелей GM 6046 с шестью цилиндрами каждый. Общая мощность составляла 375 л. с. Емкость топливных баков танка составляла 590 литров.

«Шерман» оснащался 5-скоростной коробкой передач механического типа, крутящийся момент от двигателя передавался на нее с помощью карданного вала.

Ходовая часть танка состояла из шести одинарных опорных катков на каждый из бортов, они были объединены попарно в три тележки, каждая из которых была подвешена на двух пружинах. Кроме того, на каждом борту было по три поддерживающих катка, ведущее переднее колесо и направляющие колеса. В середине 1942 года ходовая часть танков была несколько модернизирована.

На «Шерманах» устанавливались мощные радиостанции.

«Шерман» vs Т-34

Много споров вызывает вопрос, какой из танков был лучше Т-34 или «Шерман». Эти танки неоднократно сталкивались в бою, но уже после Второй мировой войны. Во время Корейской войны основным противником «Шермана» стали советские Т-34-85, которыми управляли корейские и китайские танкисты. Чаще всего противостояния советских и американских танков заканчивались в пользу последних.

Т-34 и «Шерман» были машинами одного класса: они не уступали друг другу в бронировании, американская 76-мм пушка за счет баллистики и боеприпасов лучшего качества как минимум не была хуже советской 85-мм ЗИС-С-53, схожей была и подвижность этих танков. Однако «Шерман» имел преимущество за счет большего удобства работы экипажа, точности стрельбы и скорострельности орудия. Более высоким качеством отличались и прицельные приспособления «американца».

Учитывая состояние танковое промышленности США в начале войны и практически полное отсутствие опыта в этой сфере, следует признать, что создание «Шермана» в столь короткие сроки – это огромное достижение американцев.

Основной американский средний танк М4 «Шерман»

История создания

Армия США подошла к началу Второй мировой войны, не имея не только танковых войск, но и даже нормального среднего танка в серийном производстве. Обладая серьёзной автомобильной промышленностью и развитым тракторостроением, американские генералы не считали танки чем-то заслуживающим серьезного внимания. Считалось, что вражеские машины будут уничтожаться огнем артиллерии и самоходных установок.

Хотя, серьезные работы в области танкостроения в США проводились: танки американского конструктора Кристи стали образцом для создания английского Крузейдера и советских БТ.

История танка «Шерман» начинается в 1939 году. Американские военные были ошарашены эпичными танковыми сражениями, происходившими в Европе, а также той эффективностью, с которой вермахт использовал танковые войска в своих кампаниях. В это же время армия США обладала несколькими сотнями танков, которые по своим характеристикам, не шли ни в какое сравнение с европейскими аналогами.

Единственным серийным американским танком был М2, вооруженный 37-мм пушкой и восемью пулеметами. Его планировали запустить в крупносерийное производство в 1940 году, но в последний момент приказ был отменен. По сравнению с характеристиками немецких танков, 37-мм пушка выглядела абсолютно жалко и бесперспективно. А установить более мощное 75-мм орудие в существующую башню было невозможно. Тогда-то и родилась идея создать многобашенный танк с 75-мм пушкой в бортовом спонсоне.

Так появился танк М3 «Ли». Однако он также перестал удовлетворять американских военных уже на этапе разработки. М3 «Ли» все-таки был запущен в серийное производство (выпущено более 6 тыс. шт.) и принят на вооружение. Этот «уродец» даже поставлялся в СССР по ленд-лизу и получил у советских солдат заслуженное прозвище «братская могила» (экипаж состоял из семи человек).

Параллельно с работами над М3 началась разработка еще одного танка, который предполагалось вооружить одной 75-мм пушкой, размещенной в башне кругового вращения. В его конструкции планировалось использовать шасси танка М3, его ходовую часть, подвеску, трансмиссию и двигатель, то есть, практически всю нижнюю часть боевой машины. Прототип будущего «Шермана» был готов 2 сентября 1941 года и получил обозначение Т6. Он имел бортовые двери и командирскую башенку, которые были устранены после показа прототипа военному руководству. Были и другие мелкие замечания, после доработки танк был принят на вооружение.

Серийное производство было развернуто в феврале 1942 года. Модификация танка со сварным корпусом получила обозначение М4, а с литым – М4А1.

Изначально танк планировали оснастить новым 76-мм орудием М3, но из-за его неготовности на «Шерман» было установлено старая 75-мм пушка от танка М3 «Ли».

Стоимость одного танка М4 составляла 45-50 тыс. долларов, что было процентов на десять меньше, чем у М3 «Ли».

Прототип танка Т6 был изготовлен на Абердинском испытательном полигоне силами военнослужащих и технического персонала. К серийному производству машины были привлечены десятки частных подрядчиков. Обычно один завод занимался изготовлением того или иного элемента: части ходовой, двигателя или вооружения.

Танк 34Т

Данная модель представляет собой модернизированный Т30. Разработан в 1945 г. В апреле по указанию американских военных конструкторы оборудовали один прототип Т28 пушкой Т50 калибра 120 мм. Модель некоторое время значилась как танк 34. Американские танки, а именно Т30, в 1945 г. комплектовались пушками Т53. Данное указание издал Артиллерийский департамент Соединенных Штатов. Основанием для этого решения стало то, что при стрельбе из такого орудия бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 1100 м/с, подкалиберный – 1300 м/с. В течение одной минуты американский танк Т34 мог произвести 4 выстрела.

Как утверждают эксперты, новая техника обладала неплохой бронепробиваемостью. Используя бронебойный снаряд, американские танкисты с расстояния 900 м могли уничтожить цель, облаченную в гомогенную броню толщиной 19,8 см. От выпущенного с Т34 подкалиберного снаряда не защищала 38,1-сантиметровая гомогенная броня. На те времена это, по мнению специалистов, очень хороший показатель. Башня в Т34 имела аналогичное бронирование, как в Т29 и Т30.

Ввиду того что в Т-34 существенно увеличилась масса вооружения (2700 кг.), в задней части башни американские разработчики установили специальный противовес. Изначально планировали оборудовать танк двигателем Ford GAC. Однако в ходе проектирования появилась новая модель мотора – AV-1790 Continental с мощностью 810 л. с. Этим силовым агрегатом и оснастили Т34.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий