Примечания
- Piranha III на сайте army-guide – www.army-guide.com/rus/article/article.php?forumID=176&printmode=1
- http://army-guide.com/rus/product855.html – army-guide.com/rus/product855.html http://army-guide.com/rus/product2577.html – army-guide.com/rus/product2577.html
- Армия США заказала «Страйкеров» на 1,2 миллиарда долларов – lenta.ru/news/2008/08/07/stryker/. Lenta.ru (7 августа 2008).
- Бронетранспортер «Страйкер» стал проклятием для американцев в Ираке – lenta.ru/news/2005/03/31/vehicle/. Lenta.ru (31 марта 2005).
- Бригады «СТРАЙКЕР» и реальности боевых действий – sa100.ru/armor/Stryker/Stryker2.php
- США отказались от мобильной артиллерийской установки M1128 – lenta.ru/news/2008/02/15/striker/. Lenta.ru (15 февраля 2008).
- Soldiers Defend Faulted Strykers (washingtonpost.com) – www.washingtonpost.com/wp-dyn/articles/A22009-2005Apr2.html
- The Military Balance 2010. — P. 33
Видео, посвященное M1128 – www.youtube.com/watch?v=41CpIA1Jytk&feature=PlayList&p=36FD01AA51B761D8&playnext_from=PL&playnext=1&index=45|
Примечания[ | ]
- Piranha III на сайте army-guide
- https://army-guide.com/rus/product855.html https://army-guide.com/rus/product2577.html
- Армия США заказала «Страйкеров» на 1,2 миллиарда долларов (неопр.) . Lenta.ru (7 августа 2008). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 26 марта 2012 года.
- The Military Balance 2020,p.53
- «…and after returning its crew home from one last mission, it was retired and sent to Balad…». [www.army.mil/article/9708/general-lee-rides-again/ General Lee rides again]. См. также потери американской армии в Ираке в день подрыва, 15 апреля 2007 (1 погибший от огня стрелкового оружия), Operation Iraqi Freedom, Nationality: US
- «General Lee arrived in Aniston, Ala., on May 17, 2007, and on May 21, 2008, it was inventoried and handed off to Soldiers in 2nd Squad, A Company, 52nd Infantry Regiment, 5th Brigade, 2nd Infantry Division». [www.army.mil/article/9708/general-lee-rides-again/ General Lee rides again]
- Army of Dude: Three Sixty Five
- Stryker Losses Raise Questions. Associated Press. May 14, 2007
- Army Needs More Money to Refit Strykers. Richard Sisk. DoDBUZZ. October 9, 2014
- Soldiers Defend Faulted Strykers (washingtonpost.com)
- Stryker: Bulky Fighting Vehicle is Winning Over Once-Skeptical Soldiers (англ.). Архивировано 5 января 2013 года.
- M1126 Strykers in Combat: Experiences & Lessons (англ.). Архивировано 5 января 2013 года.
- Имеются в виду все машины бригады, вверенной полковнику Брауну
- Бронетранспортер «Страйкер» стал проклятием для американцев в Ираке (неопр.) . Lenta.ru (31 марта 2005). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 26 марта 2012 года.
- Бригады «СТРАЙКЕР» и реальности боевых действий
- The Wheeled Cannon That Everyone Hates (недоступная ссылка)
- Stryker Mobile Gun System (MGS)
- США отказались от мобильной артиллерийской установки M1128 (неопр.) . Lenta.ru (15 февраля 2008). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 26 марта 2012 года.
- ↑ 1234567891011 The Military Balance 2020,p.40
- BTR-3E1 Armored Personnel Carrier
- БТР-4 с боевым модулем «Парус» на выставке Кадекс-2012
- ООО «Военно-промышленная компания»: Премьера новых бронетранспортеров
- БТР-82. Арзамас не подведет
- Armoured Personnel Carrier
- VBCI
- Patria AMV
- LAV III
- PANDUR II 8×8
- Stryker Armoured Combat Vehicle Family, United States of America
- VBM Freccia
- Lazar 2 8×8 MRAV
- https://www.military-today.com/apc/lazar_2.htm
- PARS 8×8
- TERREX 8×8 Armoured Personnel Carrier
- Type 96
- Type 07
- CM-32 Yunpao
Финляндия
В начале нового столетия ряды ведущих на рынке разработчиков и производителей колесной бронетехники пополнила Финляндия. В 2001 г. местной компанией Patria была завершена разработка многофункциональной бронированной модульной машины AMV с колесной формулой 8х8. С началом серийного производства в 2004 г. первые машины были направлены в Польшу. AMV прошла жесткие полевые испытания в ряде арабских, азиатских и
южноамериканских стран и показала отличные результаты.
Сейчас в различных вариантах колесные бронированные машины Patria AMV состоят на вооружении армий Польши, Финляндии, ЮАР и Хорватии. AMV полностью соответствует стандартам НАТО, имеет эффективную защиту, высокую подвижность, модульную конструкцию. Эта машина проверена участием в боевых операциях.
AMV – одна из немногих колесных машин в мире, которые могут нести на себе тяжелое вооружение, например башни со 105-миллиметровыми пушками или со 120-миллиметровыми минометами, не теряя при этом своих свойств подвижности.
Примечания
- . Дата обращения: 12 июля 2011.
- . Lenta.ru (7 августа 2008). Дата обращения: 14 августа 2010.
- The Military Balance 2016,p.53
- . Дата обращения: 11 сентября 2020.
- . web.archive.org (30 июля 2012). Дата обращения: 21 января 2023.
- . web.archive.org (16 мая 2008). Дата обращения: 21 января 2023.
- (англ.).
- . web.archive.org (16 мая 2008). Дата обращения: 22 января 2023.
- . Дата обращения: 3 апреля 2015.
- . Дата обращения: 30 марта 2017.
- . Дата обращения: 29 сентября 2017.
- (англ.).
- (англ.).
- Имеются в виду все машины бригады, вверенной полковнику Брауну
- . Lenta.ru (31 марта 2005). Дата обращения: 14 августа 2010.
- . Дата обращения: 25 мая 2016.
- . Дата обращения: 25 мая 2016.
- . Lenta.ru (15 февраля 2008). Дата обращения: 14 августа 2010.
- ↑ The Military Balance 2019, p.49
- (англ.). www.army.mil. Дата обращения: 22 января 2023.
- . www.eurointegration.com.ua. Дата обращения: 20 января 2023.
История создания
БТР-80 был разработан в начале 80-х годов на базе бронетранспортёра БТР-70, с учетом всех недостатков, которые были выявлены в тяжелых условиях Афганистана. Серийное производство машины началось в 1984 году. БТР-80 – одна из наиболее известных и заслуженных советских бронемашин, также ее можно назвать одной из наиболее удачных. БТР-80 имел хорошие технические характеристики, достойный уровень броневой защиты, обладал хорошей маневренностью и приличной огневой мощью.
БТР-80 активно использовался в Афганской войне, позже эта боевая машина участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве. Бронетранспортер активно экспортировался, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира.
Однако с момента принятия бронетранспортера на вооружение прошло уже более тридцати лет, за это время требования к машинам подобного класса несколько изменились. Современные бронетранспортеры отличаются высокой огневой мощью, продуманной эргономикой, существенно вырос уровень их защищенности
Особенное внимание уделяется защите бронетранспортеров от мин и фугасов
Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что у руководства российских вооруженных сил появились планы по глубокой модернизации БТР-80, машины, которая уже давно стала одной из основных «рабочих лошадок» сухопутных войск РФ.
Решение о начале работ по модернизации было принято в 2008 году, исполнителями работ были выбраны компания «Военно-инженерный центр» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».
В начале 2009 года начались проектные работы, в июле того же года проект новой машины был утвержден на научно-проектном совете, и изготовитель приступил к производству нового бронетранспортера, который получил наименование БТР-82.
Зимой 2010 года машина прошла государственные испытания, после чего БТР-82 был принят на вооружение. В 2011 году она начала поступать в строевые части Южного военного округа. В 2010 года БТР-82А был принят на вооружение ВС Казахстана, поставки машин в эту страну начались в 2012 году.
Первый взгляд
У М1126 Stryker сразу два родоначальника. Первый — корпус морской пехоты США. Именно они больше десяти лет эксплуатировали удачный восьмиколесный броневик LAV (от англ. Light Armored Vehicle — легкая бронированная машина) семейства MOWAG по прозвищу «Пиранья». Военных впечатлила неплохая проходимость и вооружение. А второй «крестник» поневоле — это наш БТР-80! Именно боевой опыт «восьмидесятки» в горах Афгана и Чечни окончательно убедил конструкторов создать именно такой Stryker, каким мы знаем его сегодня.
БТР-82А внешне очень похож на своего предшественника БТР-80. Поставь их рядом, отличий, кроме башни, и не найти. Действительно, от «восьмидесятки» к БТР-82А корпус перешел целиком. Но и только. Дальше — уже совсем другая машина. Она потяжелела на 400 килограммов, получила оружие повесомее.
Однако при ближайшем рассмотрении наши БТР немного выбиваются из этой концепции. Тот же «Страйкер» поставляется в крупные подразделения в качестве усиления. Например, в хорошо знакомый по натовским учениям в Польше и Прибалтике 2-й кавалерийский полк США. До этого американские «кавалеристы» имели лишь небронированные «Хаммеры». Теперь Stryker и броней прикроет, и разнокалиберным огнем поддержит. Особая миссия машины — возможность «работать» в условиях плотной городской застройки.
С БТР-82А та же история. Концепция мотопехоты — просто подогнать бойцов к бою и слегка поддержать пулеметным огнем уже не отвечает времени. Теперь нужна машина посолидней: и с броней, и с проходимостью, и с вооружением. Так и родилась, точнее, перевоплотилась «рабочая лошадка» мотопехоты БТР-80 в современную бронемашину БТР-82А.
Еще один факт, который необходимо учесть при сравнении БТР-82А и М1126 Stryker. Российский бронетранспортер родом из советского ВПК. «Страйкер» — ребенок нового тысячелетия. М1126 Stryker — это полноценная боевая платформа. На нее можно смонтировать радиоразведывательный и медицинский комплексы, мощное артиллерийское вооружение. Правда, чаще всего бронекорпус «Страйкера» «затачивают» под перевозчика мотопехоты.
Выводы
1. На мировом рынке БКМ доминируют машины с колесной формулой 8х8, закупки которых в последнее время на мировом рынке значительно выросли. БКМ 8х8 обладают лучшими ходовыми характеристиками по пересеченной местности,
большими полезным внутренним объемом и грузоподъемностью. Кроме того, на них могут монтироваться более тяжелые системы вооружения.
Без сомнения, самыми продаваемыми машинами последних лет с колесной формулой 8х8 остаются российский БТР-80 (в различных модификациях) и Piranha производства швейцарской компании Mowag (Piranha также производятся по лицензии в Чили и Великобритании, компанией BAE Systems Land Systems, а также в Канаде и США). Общее число заказанных таких машин составило более полутора десятка тысяч единиц.
Некоторые страны, например Бельгия и Канада, переходят к использованию только колесных машин 8х8. При этом интерес к машинам 6х6 не пропадает, например Grizzly (Германия, Италия), модернизированная транспортная машина Fuchs (Германия). Французская компания Nexter (бывшая Giat Industries) и немецкая Krauss-Maffei Wegmann (KMW), недавно сообщили о совместном создании нового 20-тонного бронетранспортера с колесной формулой 6х6.
2. Основные направления работ по совершенствованию (развитию) боевых свойств БКМ:
- обеспечение высокого уровня защиты не только от стрелкового оружия, но также от противотанковых мин и самодельных взрывных устройств, а также РПГ. Для этого используется навесная динамическая защита. Например, американские вооруженные силы стали использовать навесную ДЗ для обеспечения защиты от РПГ бронетранспортеров Stryker 8×8, которые используются в Ираке. В то же время работы проводятся при ограничении массы машин до уровня, обеспечивающего авиатранспортабельность, а амфибийные свойства БКМ сегодня не считаются такими уж важными;
- обеспечение подвижности. Возросли требования к устанавливаемым в новых БКМ дизельным двигателям, для облегчения работы водителя широко применяются автоматические трансмиссии, рулевое управление с усилителем является стандартом. Наметилась тенденция к установке гидропневматической подвески, которая обеспечивает экипажу лучшую комфортность при движении по пересеченной местности и плавность хода для ведения стрельбы. Кроме того, на части машин имеется возможность регулировать клиренс в зависимости от дорожных условий и при транспортировке авиатранспортом.
- обеспечение высоких огневых возможностей устанавливаемых комплексов вооружения. Наблюдается межгосударственная унификация, когда шасси БКМ (боевую платформу) разрабатывает одно государство, а монтируемое на нем вооружение – другое. До недавнего времени БКМ вооружались тяжелыми пулеметами либо малокалиберными пушками. В настоящее время, имея новые задачи, устанавливается более мощное вооружение для поражения целей, которые уничтожались более тяжелыми машинами с мощным вооружением. Однако существует определенное ограничение, связанное как с ограничением массы машин для обеспечения авиатранспортабельности, так и с эмпирическим соотношением между массой машины и импульсом отдачи оружия при стрельбе, которое не должно превышать 900 Нс (ньютон-секунда) на метрическую тонну.
- установка спутниковых навигационных систем, систем кондиционирования воздуха, систем защиты от ОМП, пожаротушения и теленаблюдения в базовой комплектации. Радикальное увеличение потребителей бортовой сети привело к увеличению требований к электрогенераторам, применению автономных энергоустановок для обеспечения функционирования энергопотребителей при неработающем двигателе.
Стоит заметить, что в свете изложенных современных требований к БКМ XXI века, российские БКМ по-прежнему если не превосходят самые передовые разработки Запада, то, во всяком случае, не уступают им.
Опубликовано: Каталог “Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу “Системы безопасности”-2012Посещений: 23150
Автор | |||
В рубрику “Бронеавтомобили” | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций