Танк M1 Abrams: история создания, технические характеристики, вооружение

История создания танка M1A1 Abrams

В конце 60-х годов прошлого столетия ведущие страны НАТО активизировали работы по созданию новых образцов боевой техники. Основные усилия были направлены на разработку новых танков. Причина этого была очень проста: отставание США и их союзников от СССР в этой области становилось все больше. Особенно очевидным оно стало после появления новейшего советского танка Т-72.

На тот момент основным танком армии США был М60 «Паттон», облик и характеристики которого больше соответствовали эпохе Второй мировой войны. Основной машиной Бундесвера являлся «Леопард-1», который также значительно проигрывал новейшим советским танкам.

Еще в конце 60-х годов ФРГ и США пытались совместно создать основной танк МВТ-70. Такой подход был вполне оправдан, так как единый основной танк для ведущих стран НАТО серьезно упрощал бы вопросы снабжения и управления в случае ведения совместных боевых действий.

Но вскоре между военными ведомствами возникли существенные разногласия, и работы застопорились. Американцы хотели получить танк, подходящий для любого театра военных действий, Бундесвер, в первую очередь, интересовался Европой. Немцы, учитывая опыт Второй мировой войны, настаивали на мощной танковой пушке с большим калибром и высокой дальностью стрельбы. Были и другие, менее значительные разногласия. Совместный проект был закрыт, и каждая из сторон занялась разработкой собственного танка. Были построены несколько прототипов МВТ-70, но они оказались слишком дорогими и сложными.

Проблема отставания от СССР в танкостроении была настолько серьезной, что ей посвятили секретное слушание в конгрессе США. На нем было объявлено о форсировании работ по созданию нового американского танка.

К этому моменту США уже имели опыт разработки нового основного танка на смену устаревшим М60. Надо сказать, что опыт этот не был слишком удачным. Предыдущая программа Т95 закончилась провалом. Танк Т95 получился ничем не лучше своего предшественника.

На стадии разработки новый танк получил индекс XM-1. Американские военные не сразу смогли определиться с пушкой и силовой установкой для новой машины. Рассматривались варианты установки на ХМ-1 105-мм пушки M68, британской нарезной 110-мм и немецкой 120-мм гладкоствольной пушки. Первоначально было решено установить на танк орудие М68 с возможной заменой на 120-мм пушку. В качестве силовой установки нового танка рассматривались два варианта дизельных двигателей (воздушного и водного охлаждения) и газотурбинный двигатель.

В 1973 году заявки на участие в конкурсе подали две американские компании: General Motors и Chrysler. В середине того же года с ними были заключены контракты на создание прототипов нового танка.

Большое влияние на конструкцию и внешний облик новой машины оказала разработка англичанами технологии многослойной брони «Чобхэм». Она состояла из керамических, алюминиевых и стальных листов, скрепленных болтовыми соединениями, и значительно лучше противостояла кумулятивным и подкалиберным боеприпасам.

Повлиял на конструкцию танка и опыт арабо-израильской войны 1973 года. Он требовал увеличить боекомплект танкового орудия и дальность стрельбы, усилить защищенность и ремонтопригодность танка. Первоначально военные хотели установить на новый танк спаренную с орудием автоматическую пушку M242 Bushmaster, но затем отказались от этой идеи, установив 7,62-мм пулемет.

В мае 1976 года начались испытания прототипов новой машины. Они показали, что оба прототипа соответствуют заявленным требованиям, но компания Chrysler сумела предложить более интересную цену, поэтому она и стала победителем конкурса. До 1979 года шла доработка новой машины, танк получил наименование «Абрамс» в честь генерала армии США, который внес большую лепту в развитие американских бронетанковых сил.

В 1981 году «Абрамс» был официально принят на вооружение армии США.

3. Тактико-технические характеристики

ТТХ модификаций M1
M1M1IPM1A1M1A1HAM1A2M1A2SEP
Размеры
Боевая масса, т54,455,358,961,362,163,0
Масса пустого танка, т51,252,155,7
Длина, м7,92
Длина с пушкой, м9,779,83
Ширина, м3,663,65
Высота, м2,89
Бронирование
Тип комбинированной брони
Эквивалентная толщина лба корпуса, мм600650650
Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса(БПС), мм370450450450
Борта корпуса, мм57(25 до МТО)57(25 до МТО)57(25 до МТО)57(25 до МТО)57(25 до МТО)
Корма корпуса2020202020
Эквивалентная толщина лба башни, мм700800800
Эквивалент по стойкости лобовой брони башни(БПС), мм450500500580
Борта башни
Корма башни
Крыша, мм7070707070
Днище
Вооружение
Пушка105-мм M68A1120-мм M256
Прицельный комплекс наводчика
Прицельный комплекс командира
Система управления огнём
Пулемёты1 × 12,7-мм M2 HB
2 × 7,62-мм M240
Боекомплект, выстрелов / 12,7-мм / 7,62-мм патронов55 / 900 / 11 40040(из них 17 первой очереди, т.е могут быть использованы в бою) / 900 / 11 400
Подвижность
ДвигательГТД Avco Lycoming AGT-1500 1500 (1232) л.с.
Удельная мощность, л.с./т27,6 (22,6)27,1 (22,3)25,5 (20,9)
Максимальная скорость по шоссе, км/ч7267
Средняя скорость по просёлку, км/ч
Запас хода по шоссе, км440465
Запас хода по просёлку, км
Удельное давление на грунт, кг/см²0,930,951,01
Преодолеваемый ров, м2,74
Преодолеваемая стенка, м1,24
Преодолеваемый брод, м1,22 (2,29 с ОПВТ)

7. Оценка машины

7.1. Уязвимые места танка

По данным сайта btvt.narod.ru (не авторитетный источник, сайт ура-патриотической направленности), применение танка в Ираке выявило целый ряд его недостатков. Утверждается, что лобовая броня является довольно прочной, но боковая, верхняя и задняя уязвима для любого гранатометного огня. Со ссылкой на неназываемых зарубежных специалистов сайт сообщает, что реактивные гранаты ПГ-7В для РПГ-7 с вероятностью 55 % поражают «Абрамс» в борт башни и борт корпуса над катками; с вероятностью 70 % — в крышу башни (однако не указан угол обстрела). Также следует отметить,что для применения 12,7 мм пулемета, смонтированного на башне, следует открывать люк, при этом у стрелка ведущего огонь из пулемета в значительной степени открыта верхняя половина тела.

7.2. Потери

Согласно приведенным генерал-майором Т. Такером сведениям, по состоянию на февраль 2005 г. повреждения различных степеней тяжести получили 70% танкового парка из 1135 «Абрамсов», развернутых в Ираке; из них 80 машин оказались повреждены тяжело, и для капитального ремонта их потребовалось отвезти на завод-изготовитель; в свою очередь из них 17 было оценено как не подлежащие восстановлению. Таким образом, безвозвратные потери составили всего 5% от общего количества поврежденных танков.

По некоторым данным, через год, в феврале 2006 г., число уничтоженных в Ираке М1 всех модификаций увеличилось до 20. Следует заметить, что число отправленных на завод машин, включает в себя и танки, горевшие во время пожара в Кэмп Дохе, и танки, которые были затоплены из-за ошибок в вождении. Разумеется, в этом же числе и техника, поврежденная или уничтоженная дружественным огнем. Следует заметить, что танк показал очень высокую надежность защиты экипажа. К примеру, по причине возгорания или детонации боекомплекта за годы конфликтов в Ираке на погиб ни один танкист.

7.3. Цена

Средняя балансовая цена танка в модификации М1А2 составляет около 6 миллионов долларов США (данные на 1999 год).

В то же время, закупочная стоимость танка значительно ниже: так, вновь построенные M1A1 SA, поставляемые в ВС Ирака, были оплачены производителю из расчета 1,4 млн доллара за машину; для Австралии M1A1 AIM с более совершенной комплектацией, однако полученные из запасов армии США, обошлись в 1,18 млн за каждый танк.

Стоимость капитального ремонта с глубокой модернизацией по программе Abrams Integration Management, включающей установку АСУ FBCB2, новых тепловизионных камер, модернизацию брони и т. д., составляет 0,7-1 млн долларов. Стоимость наиболее комплексной модернизации до уровня M1A2 SEP, включающую замену боевого отделения целиком, в разные годы колебалась от 1,4 до 2,6 млн долларов.

2. Модификации

M1A2SEP в городе Талль-Афар. Ирак, февраль 2006

  • M1 (1980) — базовая модель. 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 снарядов.
  • IPM1 (1984) — усилено лобовое бронирование корпуса и башни (уровень M1A1), модернизирована подвеска и трансмиссия, введен электроспуск ЗПУ.
  • M1A1 (1985) — 120-мм гладкоствольная пушка, боекомплект 40 снарядов, новая коллективная система защиты от ОМП со встроенным кондиционером.
  • M1A1HA (1988) — усилено бронирование башни.
  • M1A1HC (1990) — доработки в соответствии с требованиями КМП, боекомплект увеличен до 42 артиллерийских выстрелов.
  • М1А1НА+ (1991) — аналогичен M1A1HC, но усилено бронирование лба башни.
  • М1А1D (2000) — боевая информационно-управляющая система FBCB2.
  • M1A1AIM — модернизация ранее построенных танков. Тепловизор второго поколения для наводчика, безопасный для глаз лазерный дальномер, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, система управления войсками FBCB2, телефон для связи с пехотой.
  • M1A2 (1992) — независимый тепловизионный панорамный прицел командира, новый прицел наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и безопасным для глаз дальномером, новая командирская башенка с 8 перископами (вместо 6), тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, боевая информационно-управляющая система IVIS. Усиленное бронирование. Боекомплект 42 выстрела к орудию.
  • M1A2SEP (2000) — в прицелы командира и наводчика введены тепловизионные камеры 2го поколения (технология SADA II), установлена система управления войсками FBCB2. Усилено бронирование. Введен кондиционер.
  • M1A2TUSK — установлен «Tank Urban Survival Kit» — «танковый городской комплект выживания» — дополнительные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, а также второй зенитный пулемет М-240 и телефон для связи с пехотой.

Боевое применение

«Абрамс» — это основной американский боевой танк. По этой причине машина была задействована во всех последних конфликтах, в которых США принимали участие.

Первой настоящей проверкой для «Абрамса» стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году. В боях участвовали как модификации M1A1, так и базовые машины М1. По официальным данным, в Ираке американцы потеряли 18 танков, другие исследователи называют иную цифру – 23 танка. Ни один из «Абрамсов» не был потерян в результате огня иракских танков. При этом базовые модели (М1) не вступали в схватки с танками противника, этим занимались более защищенные и вооруженные М1А1.

Боевые машины были подбиты из ручных противотанковых средств, стали жертвой «дружественного огня» или подорвались на фугасах.

Следующим серьезным конфликтом, в котором участвовали танки «Абрамс», стала вторая иракская кампания. В первые месяцы войны боевые машины активно участвовали в боях с регулярной армией Ирака, было описано несколько случаев столкновений с иракскими Т-72, из которых «Абрамсы» неизменно выходили победителями.

В первый период войны 530 американских боевых машин были отправлены в США для прохождения капитального ремонта. 17 танков были потеряны. Это данные за первые три года войны.

Описан случай, когда в «Абрамс» попали из РПГ более 15 раз, и он смог продолжить участие в боевых действиях.

В 2011 году в Афганистан была доставлена танковая рота морской пехоты. Однако применение танков в этой горной стране носило ограниченный характер из-за специфических условий местности. Две машины получили повреждения в результате подрыва на фугасах, но затем были восстановлены.

Войска Саудовской Аравии использовали танки «Абрамс» в Йемене. В боевых действиях было потеряно 14 боевых машин. Часть из них подорвалась на фугасах, некоторые были уничтожены противотанковыми управляемыми ракетами, еще часть попала под огонь тактических ракетных комплексов. Несколько машин было просто брошены экипажами.

Примечания

  1. По зенитной пулемётной установке
Источники
  1. http://www.gdls.com/pdf/M1A2_flyer.pdf – www.gdls.com/pdf/M1A2_flyer.pdf
  2. M-1 TUSK Tank Urban Survivability Kit – www.defense-update.com/products/t/tusk.htm (англ.)
  3. R. P. Hunnicutt. Abrams: A History of the American Main Battle Tank Vol.2. — Novato, CA: Presidio Press, 1990. — P. 303. — 320 p. — ISBN 0-89141-388-X
  4. R. P. Hunnicutt. Abrams: A History of the American Main Battle Tank Vol.2. — Novato, CA: Presidio Press, 1990. — P. 304. — 320 p. — ISBN 0-89141-388-X
  5. R. P. Hunnicutt. Abrams: A History of the American Main Battle Tank Vol.2. — Novato, CA: Presidio Press, 1990. — P. 306. — 320 p. — ISBN 0-89141-388-X
  6. [http://www.scribd.com/doc/36714742/The-health-hazards-of-depleted-uranium-munitions-c – www.scribd.com/doc/36714742/The-health-hazards-of-depleted-uranium-munitions-c The health hazards of depleted uranium munitions ANNEXE C Assessments of depleted uranium intakes from use of depleted uranium on the battlefield M R Bailey (NRPB), J Marriage (AWE), J Shaw (AWE) and C Walsh (NRPB)
  7. [http://www.scribd.com/doc/36714737/The-health-hazards-of-depleted-uranium-munitions-e – www.scribd.com/doc/36714737/The-health-hazards-of-depleted-uranium-munitions-e The health hazards of depleted uranium munitions ANNEXE C Assessments of depleted uranium intakes from use of depleted uranium on the battlefield M R Bailey (NRPB), J Marriage (AWE), J Shaw (AWE) and C Walsh (NRPB)
  8. The Military Balance 2009. — P. 377.
  9. 12 http://www.armstrade.org/files/db/categories2001_2008.pdf – www.armstrade.org/files/db/categories2001_2008.pdf
  10. The Military Balance 2010. — P. 248.
  11. В Ирак прибыла первая партия американских танков M1A1 Abrams. – www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20100807201854.shtml
  12. The Military Balance 2009. — P. 253.
  13. The Military Balance 2009. — P. 263.
  14. The Military Balance 2010. — P. 33.
  15. The Military Balance 2010. — P. 36.
  16. Анализ уязвимости танка М1А1/А2 в ходе применения в Ираке в 2003 году – btvt.narod.ru/spec/iraq/abrams_2003_demage.htm
  17. Making the best tank better. – www.armytimes.com/legacy/new/0-ARMYPAPER-693226.php By Sean D. Naylor. Army Times, Marth 14, 2005.
  18. Army Equipment after Iraq. – www.americanprogress.org/kf/equipment_shortage.pdfCenter for American Progress.
  19. 6,2 миллионов долларов – www.globalsecurity.org/military/library/budget/fy1999/dot-e/army/99m1a2.html
  20. General Dynamics Awarded $198 Million to Build 140 Iraqi Tanks. – www.gdls.com/classic/releases/2010_releases/ls-01-04-10.html GDLS Official Site.
  21. General Dynamics Delivers First Five Australian M1A1 Abrams Integrated Management Tanks. – www.gdls.com/classic/releases/2006_releases/ls-06-08.html GDLS Official Site.
  22. General Dynamics Awarded $34 Million for M1A1 Abrams Tank Upgrades – www.army-guide.com/eng/article/article.php?forumID=1128 Army Guide.
  23. General Dynamics Receives $108 Million For Abrams Tank Integrated Management Work – www.gdls.com/classic/releases/2006_releases/ls-08-11-06.html GDLS Official Site.
  24. M1A2 SEP Abrams, Modernization of the vehicle – www.army-guide.com/eng/product2936.html Army Guide.

Описание танка M1A1 Abrams

Основной боевой танк «Абрамс» имеет классическую компоновку, с отделением управления, расположенным впереди, боевым отделением – в средней части машины и силовым отсеком – в кормовой.

Экипаж танка — четыре человека: командир, заряжающий, наводчик и механик-водитель.

Корпус и башня танка – сварные, выполненные из многослойной брони по технологии «Чобхэм». Угол наклона лобовой брони корпуса и башни – значительный (82°), между корпусом и башней большой зазор.

В передней части танка по центру расположено место механика-водителя, а также механизмы управления танком и проборы. Справа и слева от него расположены топливные баки. Три остальных члена экипажа размещаются в боевом отделении.

В силовом отделении находятся двигатель и трансмиссия, объединенные в единый блок.

На поздних модификациях «Абрамсов» установлена гладкоствольная пушка М256 с калибром 120 мм. Танковые боеприпасы унитарные. В боекомплект входят бронебойные подкалиберные и кумулятивные снаряды, картечные и осколочно-фугасные боеприпасы с программируемым взрывателем.

С пушкой спарен пулемет М240, еще один подобный пулемет находится перед люком заряжающего, пулемет калибра 12,7 мм расположен на командирской башенке.

Боекомплект размещен в кормовой нише, отделенной от боевого отсека броневой перегородкой. В нише есть вышибные панели, при поражении этого отсека энергия взрыва уходит вверх.

Моторный отсек оснащен мощной системой пожаротушения.

«Абрамс» оснащен газотурбинным двигателем AVCO Lycoming AGT-1500 с мощностью 1500 л. с. Газотурбинный двигатель (ГТД) имеет весомые преимущества: у него больше удельная мощность, он довольно прост и надежен, имеет меньшую шумность и лучше работает при низких температурах. Но при этом ГТД потребляет больше топлива (чем дизель) и весьма требователен к качеству воздуха. Система очистки воздуха на «Абрамсе» имеет большие размеры, чем сам двигатель.

Трансмиссия – автоматическая, обеспечивает четыре скорости вперед и две назад.

Ходовая часть состоит из семи опорных и двух поддерживающих катков на каждую сторону. Подвеска – торсионная.

Система управления огнем, установленная на поздних модификациях «Абрамса», на сегодняшний день считается одной из лучших в мире. Все члены экипажа (кроме заряжающего) имеют тепловизионные прицельные приспособления или приборы наблюдения. На машине стоит совершенный лазерный дальномер и масса других датчиков, электронный баллистический вычислитель автоматически обрабатывает информацию от дальномера, учитывая огромное количество факторов.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий