Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) – немецкий танк

МОДИФИКАЦИИ

Компоновка танка “Леопард-2А5” фактически идентична компоновке танка “Леопард-2” предыдущих модификаций.

В марте 2001 года фирма Krauss-Maffei Wegmann передала германским СВ первый модернизированный основ-ной боевой танк “Леопард-2А6”, вооруженный новой 120-мм гладкоствольной пушкой L55 фирмы Rheimetall.

Танк Leopard 2A6M (Канада)

Германские СВ планируют сохранить 350 танков “Леопард-2А5″/”Леопард-2А6” (125 танков А5 и 225 танков А6, включая 70 танков в варианте “Леопард-2А6 М”, защищенном от мин) на вооружении до 2030 года). Будут также сделаны запасы из 50 башен танка “Леопард-2А4”.

Планируется, что они будут модернизированы для боевых действий на урбанизированной местности (МОИТ) и, при необходимости, устанавливаться на шасси танков “Леопард-2А5/6”.

MBT Leopard 2A6 и БМП Puma (2017 г.)

В ходе дальнейшей модернизации для экспортных нужд в 2000 г. разработан танк “Леопард-2А6ЕХ”, отличающийся установкой: вспомогательной силовой энергетической установки, кондиционера воздуха, улучшенной броневой защиты.

Описание конструкции

«Леопард» имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой и боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.

Бронирование выполнено из катаной и литой гомогенной металлической брони без использования иных материалов. Разнесённое бронирование башни модификаций A3, A4, AS1, C1.

Вооружение

Основным вооружением всех модификаций «Леопарда» является нарезная полуавтоматическая пушка L7A1 или L7A3 калибра 105 мм, производившаяся по британской лицензии. L7 имеет длину ствола в 52 калибра / 5460 мм, оборудуется эжектором для удаления пороховых газов после выстрела и снабжена быстросъёмным соединением трубы ствола с казённой частью. Орудие устанавливается в лобовой части башни на цапфах, в спаренной с пулемётом установке, допускающей её вертикальную наводку в пределах от −9° до +20° при помощи электрогидравлического привода. Боекомплект орудия составляет, в разных случаях, от 55 до 60 унитарных выстрелов, 42 из которых располагаются в левой части отделения управления, а остальные размещаются в укладках в боевом отделении. «Леопард» способен вести огонь стандартной номенклатурой 105-мм боеприпасов НАТО, включающим выстрелы с подкалиберными стабилизированными вращением бронебойными с отделяющимся поддоном, кумулятивными, осколочно-фугасными и фугасно-бронебойными снарядами.

Вспомогательное вооружение «Леопарда» состоит из двух 7,62-мм пулемётов MG-3A1, один из которых спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещается на турельной установке у люка командира. Общий боекомплект пулемётов составляет 5200 патронов. В некоторых вариантах зенитный пулемёт может заменяться 12,7-мм .

Средства наблюдения и связи

Основной прицел наводчика EMES-18 совмещён с лазерным дальномером. Тепловизионный канал обеспечивает ведение стрельбы из пушки ночью на дальностях до 2000 метров. Поле зрения прицела имеет независимую стабилизацию в двух плоскостях. В танке установлены автоматическая встроенная система выверки прицела и система контроля функционирования комплекса управления огнём. Кроме основного прицела наводчика имеется вспомогательный телескопический шарнирный прицел FERO-Z12. Прицелы наводчика и командира снабжены автоматически закрывающимися шторками, исключающими кратковременное ослепление при выстреле ночью. Электронный баллистический вычислитель вырабатывает поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. На танке установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения электрогидравлического типа. В качестве вспомогательного вооружения используются два 7,62-мм пулемёта (спаренный с пушкой и зенитный).

Двигатель и трансмиссия

МТО в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен многотопливный четырёхтактный десятицилиндровый дизель жидкостного охлаждения MB 838 СаМ-500. Масса блока — 4600 кг. Пуск двигателя производится электростартером; конструкция трансмиссии позволяет осуществлять пуск двигателя с буксира. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия 4НР-250 включает однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, планетарную коробку передач и механизм поворота дифференциального типа. Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы имеет автоматическое переключение. Для управления поворотом используется штурвал. Предусмотрена возможность дублированного управления движением от командира. Кроме того, разработано устройство для дистанционного управления движением танка по кабелю или радиоканалу (например, при преодолении водных преград по дну). Для контроля функционирования агрегатов и систем силового блока имеется встроенное диагностическое оборудование. Гусеничный движитель содержит по 7 опорных и по 4 поддерживающих катка на борт, направляющие колеса с механизмом натяжения, ведущие колеса, гусеницы с резино-металлическими шарнирами. В системе подрессоривания применена торсионная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами на 1, 2, 3, 6 и 7 узлах. Гусеница имеет обрезиненную беговую дорожку и съёмные резиновые подушки. Направляющие колеса взаимозаменяемы с опорными катками. Пробег до капитального ремонта установлен 10000 километров. В танке имеется ультракоротковолновая телефонная симплексная радиостанция SEM-90 с диапазоном рабочих частот 30—80 МГц.

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только крупнокалиберные пулеметы Браунинг, но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Применение в боевых условиях

Страны, имеющие на вооружении танк «Леопард-2», довольно редко участвовали в прямых боестолкновениях. Дороговизна и достаточная сложность электроники этой боевой машины практически исключили обладание ею различными вооружёнными формированиями «партизанского» типа, которые выступают одной из сторон в большинстве современных локальных конфликтов.

Тем не менее, основной боевой танк НАТО с началом периода «миротворческих миссий» Альянса стал непременным участником этих операций. Впервые это произошло в конце 1990 годов: танки Leopard 2А4 и 2A5 из состава Бундесвера действовали в составе международных сил по предотвращению конфликта в Косово и Македонии. Их служба на территории бывшей Югославии продолжалась до 2004 года.

Значительную часть времени кроме германских войск в составе контингента НАТО действовали и немногочисленные танковые подразделения армии Нидерландов, оснащённые теми же модификациями «Леопардов-2». В период пребывания на Балканах немецкие и голландские танки потерь не несли, поскольку острая фаза конфликта давно минула, а в распоряжении местных военных попросту не было серьёзного противотанкового вооружения.

Зато действовавшие совместно с американскими войсками канадские и датские подразделения оказались в эпи по расширению патрулируемой территории. Из их состава в 2007-2008 годах танки Leopard 2 модификаций А5 и A6, оснащённый комплексом дополнительной защиты, несколько раз подрывались на самодельных взрывных устройствах, заложенных террористами. Машины получали повреждения, однако потерь в их экипажах удалось избежать.

Конфликт на территории Сирии привёл к более серьёзным потерям для «Леопардов-2». На рубеже 2016-2017 годов в северные районы этой страны были введены достаточно крупные силы армии Турции, имевшие среди прочего вооружения танки Leopard 2A4. Турецкая операция имела целью разгром формирований так называемой Курдистанской народной армии. Эти формирования оказались неплохо вооружены, в том числе достаточно эффективными противотанковыми средствами в виде ПТУР.


Фото, опубликованное боевиками с места уничтожения турецкого танка «Леопард 2А4»

Наиболее ожесточённые столкновения произошли в районе города Эль-Баб. Турецкая сторона потеряла, согласно официальным данным, 5 «Леопардов». Курдская сторона заявила об уничтожении 10 турецких танков, в большинстве случаев — вместе с их экипажами. В подтверждённых случаях потерь «Леопардов-2» один танк был поражён из американского ПТРК TOW-2, два танка с экипажами были уничтожены советской противотанковой ракетой «Фагот», ещё два подорвались на самодельных взрывных устройствах.

Понесённые турецкой армией потери в Сирии отрицательно сказались на имидже танков «Леопард-2». Но поскольку в причинах потерь прежде всего сказалось отсутствие динамической защиты брони, которая применяется в более новых модификациях танков, выводы об «устаревании» немецкой боевой машины специалисты считают преждевременными.

Результаты моделирования

В 08:00 батальон Т-62, развернутый во фронт, начал движение к победной точке. В 08:19, когда уже было пройдено 2 км, наши танкисты заметили первые немецкие танки на удалении 2500-3000м. Первыми огонь открыли германские экипажи в 08:20 с дистанции 2500м и сразу поразили один Т-62 из 2-й танковой роты. Т-62 начали отвечать минутой спустя с дистанции 2400м, но поражений не добились.

08:20 Поражение первого Т-62

В 08:22 уже с дистанции 2000м оказался поражен Т-62 3-й танковой роты, ответным огнем была уничтожена одна немецкая машина.

В 08:23 дистанции уменьшились до 1700м и обе стороны стали добиваться большого числа попаданий.

В 08:26 танки сошлись на дистанцию 1000-1500м. К этому моменту было подбито 5 советских и 3 немецких машины.

08:26 Ближний бой

Германские танки первыми достигли победной точки. В этот момент стороны разделяло уже 500-1000м, а потери начали значительно расти. 2-я танковая рота один за одним потеряла 4 Т-62 и начала отступать в сторону оврага.

1-я и 3-й роты продвинулись вперед еще на 500м — боевые порядки противников перемешались. В 08:31 1-я рота попала под сильный фланговый огонь с минимальных дистанций и в течении минуты потеряла все свои танки.

08:31 Леопарды занимают победную точку

Бой с места продолжала только 3-я танковая рота, которая за несколько минут поразила 6 германских танков, потеряв 4 своих. 2 уцелевших танка 2-й роты укрылись в низине.

В 08:36 сражение завершилось. Непосредственно бой продолжался 16 минут. За это время из 31 Т-62 было уничтожено 9 штук и еще 14 подбито. Германская сторона из 33 Леопардов потеряла 11 машин уничтоженными и столько же подбитыми.

В целом сражение прошло на равных. Леопарды начали стрелять и попадать первыми, но затем тоже понесли ощутимые потери.

Результаты моделирования

Программа модернизации

В 2002 г. установлен новый силовой блок Euro Power Pack германской фирмы MTU мощностью 1500 л.с., как у танка Леклерк.

Он легче и компактнее штатного силового блока, обеспечивает дополнительное пространство внутри МТО; восстанавливает удельную мощность танка “Леопард-2” до первоначального уровня, так как с годами удельная мощность уменьшилась из-за установки дополнительной брони.Другие усовершенствования (устанавливаются по требованию заказчика) могут включать установку системы опознавания “свой-чужой”, усовершенствованные приборы СУО, комплект средств защиты и установку более мощного двигателя.

В июле 2004 года германские сухопутные войска получили первый из 15 танков “Леопард-2А6”, оснащенных новым комплектом защиты от мин фирмы Krauss-Maffei Wegmann.

Эти танки получили обозначение “Леопард-2А6М”. Германские сухопутные войска заказали всего 70 таких машин.

Новый комплект защиты от противотанковых мин добавляет около двух тонн к полной массе танка. Модернизации подвергались башня и шасси. По башне: установлены новая корзина башни и новые сидения заряжающего и наводчика. По шасси: установлена броневая плита под имеющимся полом, применены усиленные торсионы и специальная защитная крышка для них, сиденье водителя закреплено к верхнему броневому листу корпуса.

Усилена крышка десантного люка в днище танка, а также исключен нижний стеллаж 120-мм боеприпасов, расположенный справа от водителя танка около пола.

По контракту с управлением поставок вооружения Германии (BWB) фирма Rheinmetall разработала новую 140-мм гладкоствольную пушку, но в настоящее время установка ее не планируется.

Неизвестно также о планах поступления пушки в производство или на вооружение.

На базе танков “Леопард-2А4/2А5/2А6” производятся танки для выполнения операций по поддержанию мира. Они отличаются дополнительной броневой защитой ; защитой от мин; защитой от нанесения ударов сверху; полностью электрическими приводами башни; защищенными оптическими приборами; прожектором; дополнительной защитой антенны системы командования и управления системой вспомогательного оружия на крыше башни; камерами ближнего наблюдения; вспомогательной силовой энергетической установкой (APU); системой кондиционирования воздуха; бульдозерным отвалом; новыми сиденьями членов экипажа; гидравлическим устройством натяжения гусениц и новыми гусеницами.

Танк Leopard 2A4 Evolution

Требование по повышению уровня защиты танков для действий в городских условиях привели к разработке принципиально нового типа бронирования по технологии АМАР (перспективной модульной броневой защиты). По-сле удаления защитных фартуков гусениц исходная масса становится равной примерно 55 тонн; масса дополнительно оборудованного танка “Леопард-2А4″Evolution составляет около 5 т.

Мероприятия по повышению защиты ОБТ “Леопард-2А4″”Evolution”

Разработанная защита является защитой против воздействия широкого спектра противотанкового ручного оружия, тяжелых управляемых ракет в секторе бокового обстрела, самодельных взрывных устройств, “ударных ядер” (IED/EFP) всех калибров, комбинированной защитой от фугасного/осколочного действия, защитой от мин, IED/EFP в области днища танка. Кормовая часть оснащена улучшенной защитой в виде решетчатой брони от воздействия ручного противотанкового оружия. Дальнейшее повышение защиты достигается благодаря оснащению машины перспективной модульной защитой – системой активной защиты (АМАР-АDS). Этой системой активной защиты достигается круговая оборона (на 360˚) от тяжелых управляемых ракет и при обстреле боеприпасами кинетического действия.

Германские сухопутные войска завершили в 2007 г. начальные испытания новой системы понимания обстановки фирмы Rheinmetall Defence Electronics, получившей обо-значение AZEV (автоматического обнаружения и сопровождения цели). Система была установлена в башне основного боевого танка “Леопард-2А4”.

В 2005 году проведены успешные испытания по установке на “Леопард-2А4” 120-мм противотанковой ракеты с лазерной головкой самонаведения (LAHAT) и дальностью стрельбы до 6000 м.

По следу Тигра

Даже в заокеанских рейтингах Леопард-2 нередко опережает американский Абрамс М1А2. У военных экспертов, разумеется, есть основания выводить немецкую машину на первое место. Но к званию «лучший танк мира» надо относиться с долей здорового скепсиса. Взгляните на башню Леопарда-2, зенитный пулемет вам ничего не напоминает? Все правильно, это МG3A1 — прямой потомок, точнее адаптированный под современный патрон MG-42 времен Второй мировой войны. Понимаю, весьма удачная «машинка», но не для третьего же тысячелетия! Лишь совсем недавно на танках бундесвера пулемет-легенду стали заменять на современный Heckler & Koch MG5 или дистанционно управляемый модуль со «стволом» 12,7 мм.

Разница потенциалов

Т-14, несмотря на технологичность, тоже стал заметно тяжелее своих предшественников. Масса танка Т-72Б3 по-прежнему остаётся в пределах 46 тонн, в то время как Т-14 «Армата» прибавил в весе и его масса составляет 55 тонн. Правда, в отличие от немецких и французских танкостроителей, УВЗ решил проблему набора массы радикально. Кроме того, что дизельный многотопливный двигатель Т-14 можно запрограммировать на мощность от 1.500 до 1.950 лошадиных сил, сама машина весит на 15 тонн меньше, чем ближайшие конкуренты из Европы. 

Главное решение российских танкостроителей, похоже, окончательно одобрили и утвердили: никакого наращивания брони в угоду ходовым качествам, только сбалансированные решения. Комплекс активной защиты «Афганит» и динамическая защита «Малахит» в этом смысле стали ещё одним способом снизить массу боевой машины. Комбинированная защита «Малахит» позволила отказаться от катанной брони в пользу «пирога» – многослойной системы защиты, выполняемой не только из классических, но и, в том числе, из облегчённых материалов. 

Очевидно, что ставка была сделана не только на снижение веса, но и на функциональность. При этом разработчик систем защиты для танка «Армата» – Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения подошёл к решению вопроса комплексно. Чтобы не создавать вокруг машины дополнительные «слои» пассивной защиты, которая могла бы уберечь технику и экипаж от прямого попадания снаряда или управляемой ракеты, ВНИИТРАНСМАШ создал систему, которая позволяет проводить регистрацию импульсного и модулированного лазерного излучения, лазерных дальномеров и лазерных систем наведения ПТУР во всех диапазонах длины волны и создаёт помехи системам наведения и прицеливания в лазерных, ИК и радиолокационных диапазонах длины волны.

Немецкие и французские танкостроители, в свою очередь, демонстрируют другой подход. Про усиление бронирования у немецких танков уже известно, а вот французский метод повышения мобильности по-прежнему выглядит весьма странным. Единственная современная модификация танка Leclerc под индексом Azur предназначена для действий в городе. Сложно судить о том, какие шансы у танка Leclerc на выживание в танковых дуэлях, когда в городе единственные вспомогательные инструменты – несколько боковых экранов и десяток датчиков. 

На вооружении

год 425 Leopard-1А5 поставлено в 1998—2007 из состава ВС Германии

  • Турция — 170 «Леопард» 1А4, 227 «Леопард» 1А3 и 12 «Леопард» 1, по состоянию на 2020 год
  • Бразилия — 128 «Леопард» 1A1BE, 220 «Леопард» 1A5BR и более 9 Леопард 1, по состоянию на 2020 год. 87 Leopard-1А1 поставлены из состава ВС Бельгии в 1997-2001 годах 220 поставлены из состава ВС Германии в 1999-2012 годах.
  • Италия — одна из пяти исходных иностранных заказчиков танка; 177 «Леопард» 1, по состоянию на 2020 год
  • Чили — 159 «Леопард» 1, по состоянию на 2020 год
  • Дания — одна из пяти исходных иностранных заказчиков танка; 102 «Леопард» 1A5, по состоянию на 2010 год
  • Австралия — 90 «Леопард» 1A3 на хранении, по состоянию на 2009 год (решение о закупке данного танка для замены состоящих на вооружении с 1950 года «Центурионов» было принято на конкурсной основе, после сравнительных испытаний «Леопардов» и американских M60A1 летом 1972 года на Квинслендских тропических полигонах)
  • Нидерланды — одна из пяти исходных иностранных заказчиков танка; 84 «Леопард» 1, по состоянию на 2020 год
  • Канада — 61 «Леопард» 1C2 на хранении, по состоянию на 2016 год
  • Ливан — 40 «Леопард» 1, по состоянию на 2010 год. Из состава ВС Бельгии
  • Эквадор — 30 «Леопард» 1, по состоянию на 2010 год
  • Норвегия — одна из пяти исходных иностранных заказчиков танка; 15 «Леопард» 1, по состоянию на 2020 год
  • Польша — 10 «Леопард» 1, по состоянию на 2020 год
  • Бельгия — одна из пяти исходных иностранных заказчиков танка; 6 «Леопард» 1, по состоянию на 2020 год

Броня перспективного танка Т-14 “Армата”

Новая броневая сталь марки 44С-св-Ш будет использоваться на новом российском танке “Армата”. Сталь создана специалистами ОАО «НИИ стали».

Использование этой стали на перспективной платформе “Армата” позволит «снять» сотни килограммов веса с машины, где она также будет использована не только для броневых целей, но и в качестве конструкционного материала.

Новая сталь разрабатывалась по техническому заданию Уральского Конструкторского Бюро Транспортного Машиностроения, входящим в «НПК «Уралвагонзавод», который выступил в роли заказчика. Отработка и промышленное освоение легли на плечи одного из флагманов российской металлургии – Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь», который также входит в структуры «Уралвагонзавода»..

Хотя твердость стали не менее 54HRC, ее пластические характеристики остаются на уровне серийных сталей, имеющих твердость 45-48HRC. Именно это сочетание позволяет снизить на 15% толщину и, соответственно, вес бронеконструкций из новой стали без снижения защитных характеристик и живучести при низких температурах.

Сейчас стали 44С-св-Ш присвоена литера «О», она находится на этапе опытно промышленного освоения, на котором и разработчик, и заказчик, и производитель решают десятки технических технологических и организационных вопросов.

Передняя проекция имеет многослойную комбинированную бронезащиту. Броня всех машин семейства “Армата” многослойная, из стального листа и композитных материалов. Мелкозернистая структура стали 44С-св-Ш, оптимизированный процесс ее легирования и особая термообработка позволили обеспечить высокие защитные характеристики при уменьшенной толщине броневого листа.

Броня танка Армата выдерживает прямое попадание всех современных танковых снарядов, противотанковых управляемых ракет и гранатометов калибра 100-150 мм.

Боевое применение

Повоевать он тоже успел, пусть и совсем немного, в ноябре 2007 года в Афганистане. Несколько таких машин подорвались на самодельных взрывных устройствах, все экипажи остались в живых за исключением одного механика-водителя. После этих случаев на очередной модификации Леопард-2 появилась дополнительная защита днища корпуса.

Война в Сирии, в которой участвуют турецкие Леопард 2А4, стала настоящей проверкой для немецкой машины. Мало того, что в сети стали появляться многочисленные кадры полностью уничтоженных Лео, так ещё и любимый многими тезиз об удачном расположении боекомплекта оказался под сомнением.

В сети часто можно встретить мнение, что Т-72 и Т-90 имеют очень уязвимый боекомплект, который отправляет башню в воздух при повреждении. А вот западные танки подобному не подвержены, благодаря другому размещению снарядов и вышибным панелям. Однако, фотографии Леопардов без башни, ставят под сомнение эту теорию.

Разумеется, стоит учитывать тот факт, что Турция использует устаревшую модификацию А4, но более современные модификации в активных боевых действиях не отметились.

Основные цели и задания

Главной публично заявленной целью создания танков Leopard 2 было названо противодействие «советской танковой лавине», стремительного наступления которой ожидалось стратегами НАТО в случае гипотетической полномасштабной войны в Европе. При этом не исключалась возможность ограниченного применения ядерного оружия.

Соответственно, как и вся бронетехника времён «холодной войны», «Леопард-2» оснащался системой вентиляции, призванной обеспечить его устойчивость в зонах, загрязнённых оружием массового поражения. Производительность вентиляционной системы составляла 300 кубометров в час, продолжительность процесса очистки воздуха была рассчитана на 48 часов непрерывной работы.

Поскольку масштабного конфликта между НАТО и Советским Союзом так и не случилось, реальное применение современных танков Германии свелось к обычной службе и периодическим учениям. С началом 1990-х годов «советская угроза» отошла в прошлое, а основные немецкие танки были постепенно переориентированы на участие в «миротворческих миссиях» Североатлантического Альянса.

Поскольку большого числа машин эти задачи не требовали, значительная их часть была продана третьим странам. На долгие годы «Леопард-2» превратился в брендовый экспортный товар, ограничиваясь не особо значимыми модернизациями. Но произошедшее в последнее пятилетие обострение отношений НАТО с Россией вновь вернуло в повестку дня вопрос «обновления» немецких танков, хотя пока что всё ограничивается пропагандистскими заявлениями.

Достоинства и недостатки

С учетом времени начала разработки, более чем полувековой «срок жизни» танка «Леопард-2» не изменил характер оценок, в которых подчеркиваются несомненные достоинства этой боевой машины. Наиболее важными из них считаются:

  1. Предельная насыщенность самой современной электроникой. В этой сфере немецкий танк уступает только французскому «Леклерку», причем незначительно;
  2. Эффективное бронирование, позволяющее защититься от большинства современных боеприпасов;
  3. Мощное орудие, способное без проблем пробивать броню современных танков на расстояниях реального боя;
  4. Наличие противотанковых ракет, позволяющих увеличить дальность действия в боестолкновении с танками противника;
  5. Дистанционно управляемый зенитный пулемет MG3, установленный на крыше танка. Такая возможность значительно повышает сохранность жизни стрелка;
  6. Достаточно высокие динамические показатели, позволяющие танку двигаться на высоких скоростях по пересеченной местности;
  7. Высокая степень ремонтопригодности. Возможность экстренной замены двигателя в кратчайшие сроки и в условиях поля боя;
  8. Огромный потенциал для модернизации, который не считается исчерпанным вплоть до настоящего времени.

Как и в любой высокоэффективной технике, масса достоинств «Леопарда-2» имеет вынужденную оборотную сторону. Недостатками немецкого танка признаются:

  1. Большая масса, в новейших модификациях Leopard 2A7+ достигающая отметки в 70 тонн. Это негативно сказывается на его транспортабельности, маневренности и расходе топлива, а также создает сложность в случае вынужденной эвакуации машины;
  2. Объемная бортовая проекция при относительной слабости бронирования бортов танка, делающая его легко уязвимым для такого оружия, как РПГ-7;
  3. Увеличенная площадь крыши башни повышает его уязвимость от штурмовой авиации и вертолетов, от которых защиты в виде зенитного пулемета явно недостаточно.

История

В 1970 году немецкие инженеры решили заняться созданием чисто немецкого ОБТ, поскольку совместный с американцами проект МВТ-70 потерпел неудачу, а Леопард 1 уже устарел. Параллельно разрабатывалось две машины – Леопард-2К с традиционным вооружением и Леопард-2FK с противотанковыми ракетами. Дополнительно тестировали разные подвески, орудия, узлы ходовой части и системы управления огнем.

В 1971 проект утвердили, и в 1973 изготовили первые Leopard-2K. Одновременно с этим ФРГ и США заключили соглашение о стандартизации, унифицировавшее вооружение и многие другие системы. Именно поэтому почти сразу была разработана новая машина, с многослойным бронированием. В 1976 году она опережала американский ХМ1 по ремонтопригодности и запасу хода, но на сравнительных испытаниях стреляла намного менее точно.

В 1977 году было заказано серийное производство второго Леопарда, и в октябре 1979 первая машина была выпущена. Почти сразу она попала в датскую армию – М1 Абрамс для нее оказался слишком дорог. В 1983 танк стала покупать Швейцария, а потом и другие государства.


Леопард 2А0

В 1987 году производство танка Леопард 2 было завершено, но уже в 1988 была заказана его модификация, Леопард-2А4. Сейчас танк по-прежнему активно модернизируется и модифицируется, и его последняя модель, Леопард-2А7+ считается одним из лучших ОБТ во всем мире.

Многоуровневая защита танка Т-14 “Армата”

На «Армате» реализована четырехуровневая система защиты:

Системы первого уровня предназначены для того, чтобы противник не смог обнаружить машину на поле боя. Для реализации этой задачи используются GALS-технологии, связанные с защитой машины специальным покрытием. GALS покрытие создаёт эффект светоотражения, не позволяющий определить тип объекта в радиолокационном, инфракрасном и оптическом диапазонах.

Второй уровень защиты, активная защита – способность уничтожать снаряды и противотанковые ракеты, угрожающие машине. Система позволяет уничтожать подлетающие боеприпасы (ракеты) в случае, если противник обнаружил машину и выстрелил, к примеру, противотанковой ракетой или каким-то другим снарядом.

Третий уровень защиты предназначен для уничтожения снарядов в случае, если они преодолели два первых уровня, а четвертый — отвечает за живучесть танка и непосредственно экипажа.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий