Легкий танк Т-70 — боевая бронированная машина Курской дуги

ТТХ Т-70

Бронирование

  • Тип брони  — гомогенная катаная высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) — 35/61° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 45/-30° мм/град и 15/-81° мм/град у Т-70М;
  • Борт корпуса — 15/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 15/76° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 25/−44° мм/град;
  • Днище – 10 мм и 6 мм у Т-70М;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Маска орудия — 50 + 15 мм/град;
  • Борт башни — 35/23 мм/град;
  • Крыша башни – 10 мм и 15 мм у Т-70М.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки  — 45-мм 20-К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки — 90 (70 у Т-70М)
  • Углы ВН: −6…+20°;
  • Углы ГН — 360°;
  • Прицелы  — ТМФП или ТОП, механический;
  • Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателей  — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные;
  • Мощность двигателя — 2 × 70 л.с;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 410-450;
  • Запас хода по пересечённой местности – 360 км (250 км у Т-70М);
  • Удельная мощность — 15,2 л.с./т (14,2 л.с./т у Т-70М);
  • Тип подвески — торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт — 0,7 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 34°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,7 м;
  • Преодолеваемый ров — 1,7 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,0 м.

История создания Т-70

Когда Т-60 принимали на вооружение, все понимали, что он является лишь временной мерой – его броня была слишком тонкой для противостояния танкам врага. Сначала были попытки модифицировать Т-60, установив на него новую башню, но этот экспериментальный танк Т-45 не был запущен в производство из-за недостаточной мощности двигателя.

Новый танк, который получил название ГАЗ-70, завершили проектировать в конце 1941 года. Его сборка шла очень медленно, и первый опытный образец закончили в феврале 1942 года. Сначала танк не вызвал особого восторга – по бронезащите новый танк ненамного превосходил Т-60, а его боевая мощь сводилась к минимуму из-за того, что один человек должен был совмещать функции заряжающего, наводчика и командира. Вскоре недостатки были устранены, и Т-70 по бронированию лобовой части сравнился с Т-34-76, что было серьезным достижением. В результате было решено запустить танк в серийное производство.

Клим скоростной

Тяжелый КВ-1 (“Клим Ворошилов-1”) до появления “Пантер” и “Тигров” был самым мощным танком в мире. Немцы называли его Gespenst – “Призрак”.

Но из войск поступали рапорты о его недостаточной подвижности, были нарекания на коробки передач и прицелы.

Путин посетит командный пункт Рокоссовского

Ситуация с дефектом КПП приобрела такие масштабы, что весной 1942 года на Крымский фронт послали разбираться начальника со страшной репутацией: армейского комиссара 1-го ранга Льва Мехлиса. В войска выехал также Жозеф Котин, один из отцов КВ.

Но главная проблема – двигатель. Попытки форсировать имеющийся – с 600 до 650 л.с. – были неуспешны, двигатель перегревался. А заменить на новый в условиях войны возможности не было.

Генералы смотрели на ситуацию со “своей колокольни”. И докладывали Сталину, что КВ разрушает мосты и разбивает дороги. А главное – пушка на тяжелом “Климе” и на среднем Т-34 одна и та же.

Меры были приняты. Конструкторы снизили вес до 42,5 тонны. Танк КВ-1С испытали как у нас, так и в США. Были замечания (идеальных танков не бывает), но в целом результаты были позитивные. Оружие оставили прежним: 76,2-мм пушка ЗиС-5. Улучшилась маневренность, возросла скорость: с реальных 28 км/ч (по паспорту 34 км/ч) до 43 км/ч. Собственно, “С” в названии и говорит о скоростных качествах нового танка. Но толщиной брони пришлось несколько пожертвовать.

Его запустили в производство в августе 1942-го. Танки КВ-1С отличились под Сталинградом, отлично себя показали в Курской операции. Но хороший танк оказался в сложной нише. Он имел равное вооружение с Т-34, превосходил последнего броней, но уступал в подвижности. И был сложнее и дороже в производстве. И когда на Т-34 поставили мощную 85-мм пушку, руководство сочло, что преимущества тяжелого танка перед средним утрачены.

КВ-1 знающие люди расшифровывали: Котин – Ворошилову

Ну и личные факторы, куда ж без них. Сталин несколько недолюбливал этот танк. В историю вошла его фраза: “Т-34 по глубокому снежному покрову ходит хорошо, как ласточка летает, а КВ – плохо”. Вообще-то это относилось к танку КВ без литеры “С”. Но объективно и тяжелый КВ-1С не был ласточкой на фоне среднего Т-34.

Кстати, имя танка знающие люди расшифровывали: Котин – Ворошилову. Жозеф Котин был женат на дочке легендарного маршала. Но даже такие имена не изменили судьбу незаурядной машины. В сентябре 1943-го КВ-1С сняли с производства (произведя 1200 машин) в пользу ИС-1.

Глазам не верьте

Германский “Тигр” – мощный танк. Но ряд “исследователей” и режиссеров сегодня мифологизируют его боевые качества. Например, перехваливают пушку “Тигра”, разрушавшую броню “любого танка” с 2 км. Утверждают, что прицелы-телескопы Цейса позволяли “Тигру” поражать цель с первого выстрела.

Снаряд 88-мм орудия фирмы “Крупп” на 2000 метров пробивал до 80 мм брони – это правда. Но на полный оборот башни “Тигра” уходило 60 секунд, а танки противника не стояли на месте.

А о “поражении с первого выстрела” – что называется, из первых рук. Из мемуаров участника Прохоровского сражения обершарфюрера СС Й. Холля, командира танка VI Tiger 102-го батальона SS “Das Reich”. Холль пишет: “11-12 июля 1943 года. Я одержал первую победу. Ладно, это был всего лишь тягач, буксировавший артиллерийское орудие, но все равно – уничтоженная цель. Мой наводчик, Карл, выпустил по нему около 30 снарядов…”

Браво, Карл: 30 снарядов по тихоходному тягачу из суперпушки? С таким отменным прицелом.

Чудо-пушка, чудо-прицел, чудо-наводчик…

Легендарные орудия Великой Отечественной МЛ-20 громят боевиков в Сирии

И еще. Все чаще в фильмах о ВОВ танки ведут огонь с хода. Режиссерская находка, смотрится впечатляюще. В принципе, так выстрелить из танковой пушки можно. При условии, что не стоит задача куда-то попасть.

Но вообще-то танкисты стреляют по конкретным целям.

Эффективные стабилизаторы пушки массово на танках стали устанавливать лишь начиная с 1950-х годов. Во время войны стабилизатор стоял только на американском “Шермане”. Из США мы получали по ленд-лизу 4060 таких танков. Немецкие инженеры пытались создать стабилизатор для “Королевского тигра”, но не успели. Война закончилась.

Т-34 – танк-символ и танк-легенда. Имел прекрасную комбинацию брони под наклоном, эффективной пушки и высокой скорости. 70% наших танков в Курской битве – это Т-34.

Кстати

Начало карьеры Кожедуба было сложным. В первом воздушном бою его Ла-5 подбил “Мессершмитт”, а затем попал еще и под огонь своих зениток. Летчика хотели списать в авианаводчики. Но он все-таки остался на летной работе, а в Курской битве раскрылся его удивительный талант. За войну провел 120 боев, сбив 64 самолета. Трижды Герой Советского Союза, один из лучших советских асов и самый результативный истребитель антигитлеровской коалиции.

Минобороны рассекретило документы о подвигах советских летчиков

У самолета, построенного на деньги колхозника-пчеловода Конева, интересная судьба. Василий Конев просил назвать самолет в честь своего погибшего племянника – Героя Советского Союза летчика Георгия Конева. Просьбу удовлетворили. На “коневском” Ла-5ФН Кожедуб сбил 8 самолетов. Затем на этой машине летал и одержал 12 побед ас Павел Брызгалов, впоследствии – также Герой Советского Союза.

Опыт боевоего применения.

Свой первый бой Т-70 приняли впервые летние месяцы сорок второго ходе обороны Юго-Западного фронта. Например, 4 тк. 21-й армии в конце июля – начала июля месяца, за 11 дней в ходе боев потерял все танки Т-70 из имевшихся ранее 30.

Примерно в это время достаточно подробные данные о Т-70 получили и немцы, впрочем, было бы странным обратное. За новинками танкостроения противника стороны следили весьма пристально.

Применение танков в ходе летней компании сложно назвать удачным. Машина обладала недостаточной бронезащитой чтобы противостоять артиллерийскому огню противника и одновременно имела недостаточно мощное орудие чтобы бороться с их танками. 45-мм снаряд все же обладал недостаточно хорошим осколочным действием для поддержки пехоты – подавления проявившихся огневых точек и ПТО.

Сохранялась проблема перегруженности командира функциональными обязанностями, дефекты конструкции не позволяли вести точную стрельбу из орудия. Это не было секретом для Ставки, командиры таковых соединений докладывали о текущем положении дел.

Да, воевать хорошо подготовленный экипаж на Т-70, безусловно, мог, мы знаем тому примеры, но вполне очевидно, что воюя Т-34, эти люди могли бы добиться, куда больших успехов. Выпуск этих танков был продиктован не столько их боевыми качествами, а сложной ситуацией в стане.

Пик карьеры Т-70 пришелся на Курскую дугу, в ходе которой окончательно стало ясно, что его боевые возможности не соответствуют требованиям боя, а его эффективность на открытом пространстве практически нулевая.

Более низкие, по сравнению потери Т-70 объясняются, прежде всего, тем, что их ставили во второй эшелон боевых порядков и только отчасти его скромные габариты.

На 4.07., танки Т-70 составили около 22% машин Центрального фронта или 369 штук.

Потери 2-й ТА  в период с 5-15 июля.
 Т-34Т-70Т-60
Имелось на начало30512517
Сгорели8549 
Подбиты9244 
Подовались на минах11 

 Хотя опыт, полученный в ходе боев на Курской Дуге, свидетельствовал о том, что к современному бою Т-70 не годятся и это мнение разделял такой опытный командир как Ротмистров (см. письмо к Жукову), были и сторонники Т-70. В честности г-лейтенант тв. Богданов. Согласно его взгляду танки Т-70 больше подходили к задаче преследования противника, были менее шумными, обладали лучшей проходимостью и прекращение их производства было ошибкой.

Потери 29 ТК 5-й ТА, Прохоровское сражение.
 Т-34Т-70САУ
Участвовало в атаке 12 июля.1227020
Потери.953516
Безвозвратно потеряны.752814

Тут трудно что-то сказать, здесь скорей проявляли себя дефекты конструкции и производственные недостатки Т-34, на фото которых в каких-то узких нишах Т-70 и казался более выигрышным, но недостатки конструкции и дефекты можно и нужно исправлять, а программа производства СУ-70 вдобавок к Т-34 сулила больше выгод.

В количестве пятидесяти трех штук Т-70 имелись в Войске Польском, еще десять в Чехословацком корпусе.

Вермахт также не отказался от использования трофейных Т-70 и 70М, хоть и в небольших количествах (40-50 машин по разным оценкам). Чаще в пехоте и полиции, причем в последних они эксплуатировались до начала сорок пятого.

Гораздо большее количество решало извечную проблему отсутствия бронированных средств тяги в артиллерии – со снятой башней они буксировали пушки 5 cm Pak 38 и 7,5 cm Pak 40.

SocButtons v1.5

Устройство силовой установки

В силовой установке ГАЗ-203 конструкторами были использованы два четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-202. Их суммарная мощность составляла 140 л. с. В данных движках соединение между собой коленчатых валов осуществлялось при помощи муфты, содержащей упругие втулки. Чтобы предотвратить поперечные колебания силовой установки, конструкторы соединили между собой картер в переднем двигателе и тягу правого борта. Процесс зажигания осуществлялся при помощи батарейной системы. Каждый двигатель был оснащен смазочными и топливными системами. В Т-70 предусмотрено наличие двух бензобаков. Их общая емкость составляла 440 литров. Место их расположения – левая часть в кормовом отделении. Для этой цели танк оснащался специальным, изолированным при помощи броневых перегородок, отсеком.

Последний год производства.

Необходимо заметить, что первые Т-70М обнаружили множество проблем, сопряженных с отсутствием взаимозаменяемости ходовой Т-70М и Т-70, что весма осложняло ремонт техники в войсках и нормальную ее эксплуатацию.Обстановка столь накалилась, что в адрес НКТП пришло указание Сталина в срочно разобраться с проблемой, когда в армию поступают два вида одного танка различные между собой по конструкции.

Для исправления ситуации тех.управлением НКТП было принято следующее решение – ввиду невозможности доработать танки Т-70 до Т-70М непосредственно в войсках:учитывая планы по организации производства Т-70М, танки Т-70 и Т-60 из боевых подразделениях изымать и использовать для обучения до полного износа;производство Т-70 прекратить. 

Невзирая на принятое решение, Т-70 все еще оставалась в войсках вплоть до зимы 1943-1944гг., поэтому проблему таким образом преодолеть не удалось. Впрочем, это была не единственная проблема. При совместном использовании танки Т-70М застревали и вязли там, где проходили более легкие Т-70. Подвижность и удельное давление на грунт модифицированной версии было меньше и хуже, чем у своего предшественника, хотя они были более надежными и менее склонными к поломкам.

В конце декабря месяца 1942 г. постановлением ГКО заводу № 38 предписывалось свернуть производство Т-70М и целикомперейти на производство СУ-76. ГАЗ стал последним предприятием выпускающим легкие танки. Но если выпуск легких танков в первой половине сорок третьего протекал по плану, то во второй половине производство в значительной мере было затруднено восстановительными работами после налетов немецкой авиации 5-14 июля.  

ТТХ танка Т-70 .

Производство  танка Т-70.
1942 г.
Завод изготовитель.010203040406070809101112Всего.
ГАЗ, г.Горький   502603504505005555005205103495
№38, г.Киров   5511471531932262352002001378
№37, Свердловск      10     10
Всего   533114676136937817355207104883
1943 г.
ГАЗ, г.Горький3004005005003251282603603652091 3348
Итого. 300400500553326595873105311469445217108231

Ущерб был весьма существенен, завод только оборудования потерял более половины. Полностью был прекращен выпуск броневиков БА-64 и грузовых автомобилей. Танковое производство, несмотря на трудности, продолжалось. В августе выпуск танков превысил майский. Но в конце августа, решением правительства завод полностью переводился на выпуск СУ-76М, для чего производство Т-70М следовало прекратить. На протяжении следующих двух месяцев и вплоть до первых чисел декабря завод сдал последние шестьсот танков Т-70М из имевшегося задела.

SocButtons v1.5

Танки с неба

Тяжелый истребитель FW-190 (“фокке-вульф-190”) наши летчики окрестили “фоккером”, или “фокой”, и считали сильным противником. Отмечая, что бить “фоку” все-таки возможно.

Немецкие авиаконструкторы Генрих Фокке и Георг Вульф не имели отношения к созданию “фокке-вульф-190”. Они в 1920-х основали фирму, названную в честь самих себя. Георг Вульф разбился в 1927 году во время испытания самолета. Генрих Фокке ушел из руководства фирмы, переключившись на создание вертолетов. FW-190 для Гитлера создал конструктор по имени Курт Танк.

Наши ветераны в мемуарах недобрым словом поминают фашистские “рамы” – “глаза” вермахта – самолет-разведчик FW-189. Сконструировал и лично испытывал его все тот же Курт Танк. Производство FW-189 наладили на заводах в немецком Бремене, Праге и во французском Бордо. В 1942 году чехи и французы произвели “рам” для люфтваффе в четыре раза больше, чем немцы. Причем французские “рамы” по техническому совершенству превосходили даже германские. Так что в Курской битве в нашем небе висели “рамы”, собранные мозолистыми руками французских и чешских рабочих.

Но история обожает парадоксы. Против “фоккеров” над Орлом и Белгородом сражались в том числе французы из “Нормандии – Неман” на Як-3. Позже к ним присоединились чехи из 1-й смешанной чехословацкой дивизии ВВС СССР, летавшие на Ла-5ФН.

…Что касается FW-190, то на Восточном фронте в начале войны их применяли эпизодически (под Ленинградом и в районе озера Ильмень). Пытались использовать под Ржевом, но моторы “фок” перегревались, в бой такие послать не рискнули. С эскадрами, вооруженными FW-190, наши ВВС столкнулись уже в ходе Курской битвы.

Это были уже “доведенные до ума” самолеты, избавленные от проблем с двигателями. Достойным соперником им стал наш великолепный Ла-5ФН (“форсированная модель с непосредственным впрыском топлива”). “Лавочкин” был вооружен двумя 20-мм пушками ШВАК. “Фоккер” нес два пулемета, от 2 до 4 20-мм пушек.

Ла-5ФН по каким-то характеристикам уступал “фоккеру”, в чем-то его превосходил. В конечном итоге все зависело от летчика.

Родина: Настоящий Маресьев

20 июля 1943 года старший лейтенант Алексей Маресьев на Ла-5 сбил два FW-190. У “Лавочкина” тяжелый руль поворота. Для понимания: ноги пилота – на педалях, которые управляют рулем поворота на киле. А Маресьев в 1942-м потерял ноги: их ампутировали в области голени. Летал на протезах. Но как летал!

24 августа 1943 года Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В ходе операции “Цитадель” немцы использовали сотни FW-190. Немногие уцелели. Германские эскадрильи вновь перевооружали на более дешевые “Мессершмитты”. Заводы “Фокке-Вульф” не успевали восполнять потери.

Курт Танк совершенствовал свои истребители, предложил версию реактивного истребителя… Но небо уже принадлежало нашим асам. У Германии закончились опытные летчики. Их кости лежали среди обломков “фоккеров” и “мессеров” на нашей земле.

Гримаса истории: самолеты конструкции Курта Танка проиграли советским истребителям еще раз, уже после войны. В начале 1960-х он создал истребитель-бомбардировщик “Марут” (“Дух бури”) для ВВС Индии. Самолет был неплох, успешно воевал с Пакистаном. На его базе Танк начал создавать сверхзвуковой истребитель. Но Индия резко свернула проекты в пользу советских МИГов. Курт Танк консультировал разные проекты, включая “Торнадо”, получал награды от правительства. Но самолетов больше не создавал. По какой-то иронии судьбы соперничество с нашими конструкторами для него заканчивалось плохо.

Судьба наверное.

«Немцы разбили русских в соотношении 1 к 6»

Современная немецкая историография считает, что 12 июля 1943 года во встречном сражении под Прохоровкой с убедительным перевесом победил Вермахт. У фашистов было подбито или сожжено 71 машина, а у советских войск – 256 танков. Впрочем, в интернете гуляют и другие соотношения потерь 1:5 и даже 1:6. Во многом, это связано с методикой подсчета, которую с пропагандистским пристрастием вели немцы по приказу Министерства пропаганды Геббельса. Им было предписано не учитывать бронетехнику дивизии «Лейбштандарт Адольф Гитлер», которая была эвакуирована с поля боя и, по мнению механиков Панцерваффе, подлежала восстановлению. В частности 2 танка T-VI были отправлены в дорогостоящий ремонт и неизвестно, вернулись ли они в строй. Однако теперь эти цифры, как факты высокой эффективности армии Адольфа Гитлера, вновь вытащены на свет.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Т-70
В сети Интернет
  • Т-70 // Википедия
  • Самый массовый из легких // Военно-исторический портал Warspot
  • Т-70: подросший малыш // Военно-исторический портал Warspot

Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Средние танки III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
САУ II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261

Лёгкие танки

Техника СССР I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Техника Германии I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Техника США I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6  • II T2 Light Tank  • II T7 Combat Car  • III M22 Locust  • III M3 Stuart • III MTLS-1G14  • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92  • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan
Техника Франции I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua  • II AMR 35  • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57  • VII AMX 13 57 GF  • VIII Panhard EBR 75 (FL 10)  • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90  • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105
Техника Великобритании I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC  • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac  • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore
Техника Китая I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64  • VII Type 62  • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D  • IX WZ-132A • X WZ-132-1
Техника Японии I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke  • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho
Техника Чехословакии I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38
Техника Польши I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm  • II 7TP • III 10TP • IV 14TP
Техника Швеции I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60  • III Strv m/40L
Техника Италии I Fiat 3000 • II L6/40

Этап создания.

В начале осени сорок первого Н. Астров отправил в ГАБТУ первоначальные расчеты относительно выпуска на основе Т-60, танка улучшенного бронирования, с более мощной пушкой. Двигательная установка танка должна была состоять из двух соединенных последовательно моторов.

Идея заинтересовала военных, и 15.09.1941 г. Астров поставил свою подпись под проектом спаренного моторного агрегата. В конце октября появился пилотный образец двигателя ГАЗ-203 развивавшего максимальную мощность 135 л.с.

Новый моторный агрегат вопреки возросшим габаритам и весу, получилось плотно вписать рядом с правым бортом. Хотя для компенсации увеличившейся длинны и перегруженности ходовой вследствие возросшего до девяти тонн веса, в ходовую увеличили на один каток. Помимо этого пришлось усилить торсионную подвеску задних и передних катков.  Сварной бронекорпус и литая башня по проекту Дедкова были закончены только к концу календарного года. Одновременно с литой башней был разработан проект сварной башни граненной, сужающейся к верху формы из бронелиста 30-35 мм. 

К окончательной сборке танка Т-70 (зав.индекс ГАЗ-70) приступили в начале января 1942 г. Сборка танка шла трудно, сроки сдачи машины заводом сорваны, невзирая на надзор за ходом работ со стороны высшего руководства.  Сборку танка удалось завершить в середине февраля месяца текущего года. По завершении чего машина отправлена демонстрации в столицу. Бронирование опытной машины не отличалось от такового Т-60. С виду он был сильно похож на своего предшественника, однако более пропорциональной формы.

20.02.42 г. танк отправили на испытания, которые завершились вполне удовлетворительно, хотя и не без поломок. Спустя два дня танк был представлен для ознакомления в ГАБТУ. Машина в целом благоприятного впечатления не произвела. Главными недостатками комиссия посчитала:

  • слабое бронирование, на уровне Т-60;
  • неудобство работы с оружием;
  • один человек в башне;
  • плохая проходимость танка Т-70 по глубокому снегу.

Машина вышла значительно дороже прежней, но по своим боевым характеристикам его практически не превосходила.Так что Астрову пришлось внести в конструкцию серьезные изменения. Реализую запас мощности двигательной установки, Астров несколько увеличил размеры башни и усилил бронирование лба корпуса до 35-45 мм, а так же уширил траки. После прохождения танком испытаний, ему присвоили армейский индекс Т-70 и распоряжением ГКО приняли на вооружение, c условием устранения выявленных недостатков.

Модификации

Т-70 выпускали в двух модификациях, которые отличались устройством ходовой части:

  • Т-70, танк массой 9,2 тонны и боекомплектом в 90 выстрелов, исходный вариант  танка поддержки пехоты;
  • Т-70М с уширенными гусеницами и опорными катками и усиленными торсионами подвески. Имеет массу 9,8 тонн и сокращенный боекомплект в 70 выстрелов.

Доработка Т-70 до Т-70М была невозможна из-за несовместимых узлов конструкции.

Опытные танки

Т-70 стал базой для многих опытно-конструкторских работ, на которых исследовали усиление вооружения танка и улучшение эргономики.

  • Т-70 с пушкой Ш-37. Имела неудовлетворительную эргономику боевого отделения, несмотря на расширенную башню и отсутствие пулемета;
  • Т-70 с более мощной пушкой ВТ-42 калибра 45-мм. Танк успешно выдержал испытания, но к тому времени Т-70 сняли с производства и пушку ВТ-42 было решено установить на новый Т-80;
  • Т-70 с дополнительным местом в башне для заряжающего. Работы над этой опытной моделью в результате привели к созданию танка Т-80, а Т-70 двухместной башней так и не оснастили;
  • Т-70-3, зенитный танк. Имел переделанную башню с двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК. Вместе с зенитным Т-90 участвовал в испытаниях, которые не прошел из-за неуравновешенной оружейной установки;
  • Т-90 – зенитный танк на базе Т-70М с пулеметами ДШК. Прошел сравнительные испытания с Т-70-3, но имел ряд недостатков. Их требовалось устранить, но сделать это не успели – требования к ТТХ подобных машин сменились, и работы над Т-90 закрыли.

Применение

Т-70 активно применялся в составе многих подразделений и частей Красной армии вместе с другими танками, чаще всего с Т-34. Боевое крещение эти танки получили летом 1942 года, в боях на Юго-Западном направлении, причем именно тогда была выявлена их уязвимость.

Однако были у Т-70 и достоинства – например, они идеально подходили для преследования отступающих врагов, а в 1943 году эта задача стала очень актуальной. Кроме того, Т-70 имел надежную ходовую часть и силовую установку, что позволяло совершать марши на большие расстояния, чем мог Т-34. Плюсом была и относительная бесшумность машины.

Лучше всего Т-70 показали себя в Курской битве. Несмотря на то, что «семидесятки» поражались достаточно легко,  у них был намного ниже процент безвозвратных потерь по сравнению с лучше бронированными Т-34.

На эффективность Т-70 очень большое влияние оказывало знание экипажем особенностей танка – в действительно умелых руках он становился грозной силой. Например, в июле 1943 года в ходе боев за деревню Покровка один Т-70 смог подбить одну Пантеру и три средних немецких танка. А в августе 1943 года произошел еще один уникальный случай. Т-70 сумел догнать отступавший вражеский танк и встать в мертвую зону, в то время как командир экипажа запрыгнул на броню вражеского танка и забросил гранату в открытый люк. Так советские войска получили практически целый немецкий танк, который затем использовали в боях.

В 1944 году один Т-70 смог подбить целых две Пантеры, что стало настоящим достижением.

Эксплуатация Т-70 реально завершилась сразу после войны, хотя в январе 1946 года на вооружении Красной армии еще стояло 1502 Т-70.

Память о танке

Т-70 в обеих модификациях представлен во множестве музеев всего мира – в России, в странах бывшего СССР и даже в танковом музее в Пароле в Финляндии. Также Т-70 в виде памятников установлен во многих городах России, а также в Украине и в Белоруссии.

В культуре

В игре World of Tanks Т-70 представлен в виде легкого советского танка третьего уровня.

comments powered by HyperComments

Штат подразделений Т-70.

По штату бригада должна была состоять из следующих подразделений:

  • смешанного танкового батальона (десять Т-34 и двадцать один Т-70);
  • батальона средних танков;
  • мотострелкового батальона;
  • батарея ПТО

Итого пятьдесят три Т-34 и двадцать один Т-70.

Данный штат распространялся как на бригады танковых корпусов, так и отб. Но после его принятия, продолжали существовать бригады построенные по иным штатам. D сентябре месяце текущего года принят штат танкового полка № 010/292.

Полк должен был состоять:

  • рота легких танков – шестнадцать Т-70;
  • две роты средних – по десять Т-34;

Итого в полку шестнадцать танков Т-70 и двадцать три Т-34.

Также как и бригада, танковый полк данного штата мог быть как отдельным полком, так и отдельные бригады.

В сентябре 1942 г., танки Т-70 пошли на комплектование формируемых бронебатальонов по штату 010/270 :

  • две роты бронеавтомобилей;
  • рота легких танков.

Итого, танков т-70 семь штук и БА-64 – двадцать две штуки. Изначально батальоны предполагалось использовать в составе резерва Ставки, но впоследствии их стали придавать танковым и мехкорпусам, для целей ведения разведки.

В ноябре месяце сорок третьего года штат танковой бригады, за небольшим исключением, окончательно определился и оставляя неизменным вплоть до прекращения боевых действий Второй мировой войны. Этот штат известен под номером 010/500. В контексте истории о Т-70 он нам интересен тем, что наличия легких танков он вовсе не предусматривал.

На него должны были переводить бригады по мере убыли из них Т-70, производство которых прекратили. Аналогично танковые полки штат 010/500, имевших роту легких танков, переводились на новый штат с марта сорок четвертого года.

Формально весной сорок четвертого танковые войска должны были полностью лишиться Т-70, однако в некоторых бригадах они провоевали до окончания войны. Помимо этого, эти танки служили в качестве командирских машин в бригадах СУ-76М.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий