КС-1 Комета – AS-1 KENNEL

Development

Development was begun in 1947 along with a related ground-launched missile, the SSC-2B “Samlet” (S-2 Sopka), both missiles using aerodynamics derived from the Mikoyan-Gurevich MiG-15 fighter aircraft, and developed under the anti-ship missile codename “Komet”.

The KS-1 was designed for use against surface ships. It resembled a scaled-down MiG-15 with the cockpit and undercarriage deleted. Its main fuselage was cigar-shaped with swept wings and an aircraft type tail. It was propelled by a Klimov RD-500K turbojet engine, reverse-engineered from the Rolls-Royce Derwent engine. Guidance was provided by an inertial navigation system (INS) in the midcourse phase, and by a semi-active radar in the terminal phase which directed the missile to its target. A 600 kg high explosive (HE) armour-piercing warhead was carried.

The AS-1 is believed to have entered service in 1955, initially being deployed on the Tu-4 and later on the Tu-16KS ‘Badger-B’]] strategic bomber, on two under-wing pylons. The missile was also exported to Egypt and Indonesia.

Sources indicate that most of the AS-1 “Kennel” missiles were replaced by the AS-5 ‘Kelt’ (KSR-2/Kh-11), which was first deployed in 1966. The last KS-1s were removed from service in 1969.

История создания

8 сентября 1947 году вышло Постановление Совета Министров СССР № 3140-1028 о проведении НИОКР, в ходе которых предполагалось создать противокорабельные самолёты-снаряды с дальностью стрельбы 100 км.

В качестве носителя этого оружия предполагалось использовать бомбардировщик Ту-4. Специально для работы над управляемыми ракетами было создано Специальное бюро № 1 (СБ-1, с 1950 года — КБ-1), директором которого был назначен П. Н. Куксенко, а главным инженером — Серго Берия. Проектирование планера было поручено ОКБ-155, которым руководил А. И. Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М. И. Гуревич.

Эскизный проект начат по постановлению правительства от 25 марта 1949 года. В ходе создания ракеты для отработки систем широко использовались самолёты-дублёры на базе серийных истребителей МиГ-9, МиГ-15 и МиГ-17. С истребителей снималось вооружение, устанавливалась система наведения для КС-1 и другая аппаратура. Управляемые лётчиками-испытателями, они имитировали полёт ракеты после сброса с самолёта-носителя. Поэтому неудивительно, что, когда 3 ноября 1949 года ОКБ-155 предъявило новый эскизный проект самолёта-снаряда, он был очень похож на уменьшенную копию МиГ-15. Основным отличием самолёта-снаряда от истребителя было крыло малой площади с очень большим для того времени углом стреловидности — 57,5°.

На первом этапе полёта бортовая система управления ракеты удерживала её внутри луча станции наведения (с учётом показаний барометрического высотомера). Обычно высота полёта составляла 400 м над поверхностью воды, а скорость 1060—1200 км/ч. При подлёте к цели на расстояние 10—20 км бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отражённый от цели луч станции наведения К-1, после чего управление «Кометы» переходило в режим самонаведения.

Первый полёт пилотируемого прототипа «К» был выполнен 4 января 1951 года (лётчик-испытатель — Амет-хан Султан). Первый сброс прототипа из-под носителя Ту-4К состоялся в мае 1951 года. Всего для отработки ракеты было изготовлено четыре экземпляра прототипа: К-1, К-2, К-3 и К-4. После проведения 150 пилотируемых полётов в мае 1952 года на базе 71 полигона были начаты беспилотные пуски. КС-1 запускался с борта Ту-4К. 21 ноября 1952 года был проведён последний испытательный пуск на морском полигоне в районе Феодосии. В качестве мишени был использован крейсер «Красный Кавказ», который после попадания в него «Кометы» переломился пополам и затонул.

В 1953 году «Комета» была официально принята на вооружение, хотя в серию запущена годом ранее.

С августа 1954 года проводились испытания ракеты в комплексе с Ту-16КС в качестве носителя. В 1955 году этот комплекс был принят на вооружение. В 1956—1957 годах были проведены мероприятия по улучшению характеристик ракеты.

В первой половине 1960-х годов была начата замена в эксплуатации КС-1 на более совершенные типы ракет КСР-2 и КСР-11 с соответствующей доработкой ракетоносцев Ту-16КС до модификаций Ту-16К-11-16 и Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2). Последняя КС-1 была выведена из эксплуатации в 1969 году.

definition – КС-1 Комета

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

КС-1 Комета

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Технические характеристики КР
КС-1 “Комета”
Файл:P2280218.JPG
Система наведения
Двигатель ТРД РД-500К
Длина8,29 м
Диаметр корпуса1,20 м
Размах крыльев4,77 м
Стартовая масса2760 кг
Скорость полёта0,9 М
Максимальная дальность пуска90 км
КВО
Боевая часть600 кг
Масса боевой части600 кг

КС-1 (по классификации НАТО — AS-1 «Kennel») — первая советская противокорабельная авиационная крылатая ракета.

История создания

8 сентября 1947 году вышло Постановление Совета Министров СССР № 3140-1028, согласно которому предполагалось создать противокорабельные самолеты-снаряды с дальностью стрельбы 100 км. В качестве носителя этого оружия предполагалось использовать бомбардировщик Ту-4. Специально для работы над управляемыми ракетами было создано Специальное бюро № 1 (СБ-1), директором СБ-1 (позже КБ-1) был назначен П.Н. Куксеенко, а главным инженером — Серго Берия. Проектирование планера было поручено ОКБ-155, которым руководил А.И. Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М. И. Гуревич.

В ходе создания ракеты, для отработки систем широко использовались самолёты дублёры на базе серийных истребителей МиГ-9, МиГ-15 и МиГ-17. С истребителей снималось вооружение, устанавливалась система наведения для КС-1 и другая аппаратура, после чего, летчики-испытатели имитировали полёт ракеты после сброса с самолёта носителя. Ввиду этого, неудивительно, что когда 3 ноября 1949 г. ОКБ-155 предъявило новый эскизный проект самолета-снаряда, ог был очень похож на уменьшенную копию истребителя МиГ-15. Основным отличием самолета-снаряда от истребителя было крыло малой площади с очень большим для того времени углом стреловидности – 57,5°.

На первом этапе полета бортовая система управления ракеты удерживала ее внутри луча (с учетом показаний барометрического высотомера). Обычно высота полета составляла 400 м над поверхностью воды, а скорость 1060-1200 км/ч. При подлете к цели на расстояние 10-20 км бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отраженный от цели луч станции наведения К-1, после чего управление Кометы переходило в режим самонаведения.

После проведения 150 пилотируемых полетов в мае 1952 года, были начаты беспилотные пуски. В ходе последних пусков, в качестве мишени был использован крейсер Красный Кавказ. 21 ноября 1952 года, после попадания в него крылатой ракеты КС-1, крейсер переломился пополам и затонул.

Эксплуатация

Комета официально была принята на вооружение в 1953 году, хотя в серию запущена годом ранее. В ходе войны в Корее на заседаниии Политбюро ЦК партии рассматривался вопрос о применении первых 50 серийных ракет по американским авианосным соединениям у берегов Кореи, для чего предполагалось использовать 2 полка Ту-4. Технически это было выполнимо, но предложение было отклонено, поскольку существовал риск перерастания локальной войны в мировую.

Первоначально два снаряда КС-1 подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4К, оснащенного бортовой РЛС К-1М “Кобальт-M”. Однако Ту-4 уже устаревал, а в серию пошел реактивный бомбардировщик Ту-16, на базе которого был создан ракетоносец Ту-16КС, с комплексом управления и РЛС “Кобальт-M” взятыми с самолета Ту-4К.

В июне 1957 года первые ракетоносцы стали поступать в авиацию Черноморского флота. С 1958 года на вооружение стали поступать ракеты КС-1 с дальностью до 130 км, а с 1961 года – с более помехоустойчивой бортовой РЛС.

К концу 60-х, Кометы были полностью вытеснены более совершенными образцами ПКР.

Широкоград А.Б.. История авиационного вооружения — Минск: “Харвест”, 1999. — С.297-302. — ISBN 985-433-695-6.

Литература

  • Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
  • Марковский В., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — М.: Экспринт, 2006. — 50 с. — (Авиационный фонд). — ISBN 5-94038-085-9.
  • Ангельский Р. Сверхзвуковая «Копчушка». Противокорабельная ракета К-10 // Крылья Родины. — М., 1997. — Вып. 802, № 12. — С. 24—26. — ISSN 0130-2701.
  • Казьмин В. «Комета» почти не видна // Крылья Родины. — М., 1991. — № 6. — С. 22—23. — ISSN 0130-2701.
  • Казьмин В. «Комета» почти не видна // Крылья Родины. — М., 1991. — № 7. — С. 17—18. — ISSN 0130-2701.
  • Казьмин В. «Комета» почти не видна // Крылья Родины. — М., 1991. — № 8. — С. 18—19. — ISSN 0130-2701.
  • Якубович Н. …А «Комета» взошла в зенит // Крылья Родины. — М., 1995. — № 10. — С. 8—9. — ISSN 0130-2701.

«Полная унификация»

В середине 1953 года серийное производство «Кометы» развернулось в подмосковной Дубне и смоленском заводе №475. Носителями противокорабельных ракет стали несколько десятков Ту-4 в модификации «КС». Их переоборудованием занимался Казанский авиазавод №22.

С появлением нового стратегического бомбардировщика Ту-16 советская промышленность начала передавать военно-морскому флоту образцы этого самолёта под применение «Комет». К концу 1950-х годов в составе ВМФ насчитывалось около 90 Ту-16КС.

  • Образец крылатой ракеты КС-1

К этому моменту противокорабельная ракета подверглась модернизации, которая улучшила ряд характеристик. Дальность поражения «Кометой» увеличилась до 130 км, а высота пуска — до 7—10 км. Также КС-1 получила более точный радиовысотомер, а с развитием средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на ракетах устанавливалась помехоустойчивая аппаратура.

Советские военные освоили тактику группового применения ракет, при которой совершался массовый залп с разных направлений. Таким образом морские силы противника оказывались под массированным ударом советской авиации.

По словам эксперта, создание КС-1 стало большим технологическим достижением советской оборонной промышленности. Впоследствии на основе «Кометы» были разработаны береговой ракетный комплекс «Стрела» и ударное оружие для крейсеров проекта 67. Все эти средства поражения требовались СССР для сдерживания надводных сил стран — членов НАТО. 

Также по теме


«Проект такого масштаба реализуется впервые»: чем уникальны модернизированные противолодочные корабли ВМФ

Впервые после модернизации фрегат проекта 1155 «Маршал Шапошников» провёл стрельбы из нового оружия, сообщает Минобороны РФ. На…

Эксперты называют «Комету» высокоэффективным оружием послевоенного периода. С современной точки зрения к недостаткам КС-1, помимо слабой точности, специалисты отнесли недостаточную манёвренность и дальность, тяжёлую массу, большую высоту крейсерского полёта и необходимость сопровождения боеприпаса по радиолучу.

Однако, как подчеркнул Юрий Кнутов, в дальнейшем отечественные предприятия значительно улучшили характеристики противокорабельных ракет. Так, важнейшим достижением позднесоветской оборонной промышленности эксперт назвал ракету Х-35 — универсальный боеприпас для авиации, наземных и корабельных комплексов.

Работы над совершенствованием ракеты продолжились после распада СССР. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году и по-прежнему эксплуатируется в войсках. Максимальная дальность боеприпаса составляет 260—280 км, масса авиационной версии — 550—650 кг.

Большую часть пути Х-35 летит на высоте 4—15 м, что затрудняет её обнаружение. Ракета оснащена активно-пассивной радиолокационной головкой самонаведения и может применяться практически в любых метеоусловиях. Боеприпас самостоятельно движется к объекту поражения, осуществляя необходимые манёвры.

Ещё одной современной универсальной противокорабельной ракетой ВС РФ является сверхзвуковой боеприпас «Оникс», способный уничтожать вражеские корабли на дистанции до 300 км «в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия».

«Её (ракету «Оникс». — RT) отличает полная автономность боевого применения, высокая сверхзвуковая скорость на всех участках полёта, возможность выбора различных траекторий (низковысотной и комбинированной), а также полная унификация для широкого ряда морских, авиационных и наземных носителей», — говорится на сайте разработчика — «НПО машиностроения» (Реутов).

Однако вершиной достижений отечественной оборонки эксперты считают гиперзвуковую баллистическую ракету «Кинжал», носителем которой является истребитель-перехватчик МиГ-31. Она способна уничтожать разные типы целей, включая крупные корабли.

Дальность ракеты составляет 2 тыс. км, что позволяет самолёту не входить перед пуском в зону действия вражеских систем ПВО. В процессе полёта «Кинжал» может разгоняться до 10 Махов.

Ещё одним гиперзвуковым оружием, которое способно поражать военно-морские платформы, является крылатая ракета «Циркон», однако на текущий момент она применяется только с кораблей ВМФ.

Модификации

КСС

Ракета КСС из экспозиции музея Черноморского флота в Севастополе

КСС (сокр. от «Комета — самолёт-снаряд») — противокорабельный ракетный комплекс, которым предполагалось оснастить крейсера проекта 67. Ракета аналогична береговому комплексу С-2 «Сопка», но с меньшей дальностью стрельбы — 40 км. На вооружение не принимался, комплексом был оснащён только экспериментальный крейсер «Адмирал Нахимов», перестроенный по проекту 67-ЭП. Работы по крейсерам проекта 67 прекращены постановлением Совета Министров СССР от 4 июля 1957 года, «Адмирал Нахимов» разоружён 28 июля 1960 года. Основные причины: «слабость» ракеты для крейсеров водоизмещением 18 000 тонн и негативное отношение Хрущёва Н. С. к тяжёлым кораблям.

«Стрела»

«Стрела» — комплекс наземного стационарного базирования с крылатой ракетой, созданной на базе «Кометы» путём установки на неё твердотопливного реактивного ускорителя СПРД-15. Разработка комплекса с ПУ в стационарных защищённых укрытиях была начата в 1954 году. Ввиду идентичности ракет, в 1960-х годах «Стрелу» зачастую называли стационарным комплексом «Сопка».

С-2 «Сопка»

С-2 «Сопка» на ПУ в военно-историческом музее Дрездена

С-2 «Сопка» (индекс ГРАУ: 4К87, код НАТО: SSC-2B «Samlet») — подвижный береговой противокорабельный ракетный комплекс наземного базирования с крылатой ракетой, созданной на базе «Кометы» путём установки на неё твердотопливного реактивного ускорителя СПРД-15. Разработка велась по постановлению СМ СССР № 2004—1073 от 1 декабря 1955 года. На вооружение принят приказом главнокомандующего ВМФ СССР от 19 декабря 1958 года. В августе 1962 года в рамках операции «Анадырь» на Кубу был доставлен отдельный береговой ракетный полк ЧФ, всего 4 дивизиона по 2 пусковых установки (ПУ) и 8—10 ракет в каждом дивизионе. В 1973 году применялся в ходе четвёртой арабо-израильской войны.

ФКР-1

ФКР-1 на направляющей в Гаванской военной экспозиции, посвящённой Кубинскому кризису.

ФКР-1 (сокр. от «фронтовая крылатая ракета», также «изделие КС-7») — крылатая ракета наземного базирования, созданная ОКБ-155 на базе ракеты комплекса С-2 «Сопка» и предназначенная для нанесения ударов (в том числе ядерных) по наземным целям в тактической глубине на дистанциях до 125 км. КВО составляло 500 метров. Разработка задана постановлением Совета Министров СССР № 864—372 от 11 мая 1954 года. Принята на вооружение ВВС постановлением СМ № 320—154 от 3 марта 1957 года. На вооружении одного полка ВВС находилось 20 ракет ФКР-1. Во время Карибского кризиса осенью 1962 года на Кубу были доставлены два полка ФКР-1 по 8 ПУ в каждом и 80 боевых частей в ядерном снаряжении для ракет. Снята с вооружения в конце 1960-х годов.

Разработка

Разработка началась в 1947 году вместе с соответствующей ракетой наземного базирования, SSC-2B “Samlet” (S-2 Sopka), обе ракеты с аэродинамическими характеристиками заимствованы у истребителя МиГ-15 Микояна-Гуревича и разработаны в рамках противокорабельной техники. Ракета кодовое название «Комет».

КС-1 был разработан для использования против надводных кораблей. Он напоминал уменьшенный в масштабе МиГ-15 со снятыми кабиной и шасси. Его основной фюзеляж имел сигарообразную форму со стреловидными крыльями и хвостовым оперением авиационного типа. Он был оснащен турбореактивным двигателем Климова РД-500К , реконструированным с Rolls-Royce Derwent . Направление осуществлялось с помощью инерциальной навигационной системы (INS) на промежуточном этапе и с помощью полуактивного радара на конечной фазе, который направлял ракету на цель. На борту находилась 600-килограммовая фугасная бронебойная боевая часть.

Считается, что AS-1 был принят на вооружение в 1955 году и первоначально был установлен на стратегическом бомбардировщике Ту-4, а затем на стратегическом бомбардировщике Ту-16КС «Барсук-Б» на двух подкрыльевых пилонах. Ракета также экспортировалась в Египет и Индонезию .

Источники указывают, что большая часть ракет АС-1 «Питомник» была заменена на АС-5 «Кельт» (КСР-2 / Х-11), которая впервые была развернута в 1966 году. Последние КС-1 были сняты с вооружения в 1969 г.

Land Based Variants

Sopka

Sopka land-based launcher variant

The S-2 Sopka coastal defense system (Russian GRAU code 4K87) (Nato code: SSC-2b Samlet) was a conventionally armed variant which attached a SPRD-15 jet assisted rocket to launch the missile from fixed launchers. After attaining sufficient velocity, the AS-1 turbojet would carry the missile to the target. The system was designed for land based attacks on sea targets and widely deployed in eastern block countries such as Poland and eastern Germany during the cold war. One Sopka regiment was stationed in Cuba as part of Operation Anadyr. The Samlet was deployed to Alexandria and fired at Israeli ships during the Yom Kippur War. The Samlets saw long service despite their obsolescence and were finally retired from the Soviet arsenal in 1980.

FKR-1

Rear view of an FKR-1 with SPRD-15 rocket engine

The Frontline Combat Rocket (Russian: фронтовая крылатая ракета, Soviet pact nickname: Meteor) (Nato code: SSC-2a Salish) was a nuclear capable mobile launching system designed for ground combat. With a 12 kiloton warhead and 180km range it entered the equipment of Soviet and DDR forces in 1957.

It carried nuclear warheads with yields from 5 to 14 kilotons.[citation needed] Like the Sopka, cruising speed was achieved with a strap on SPRD-15 rocket, but the FKR system allowed launch directly from the transporter, and the missile was modified to accept tactical nuclear warheads. Its range was 150 kilometers. Unknown to the US military during the Cuban missile crisis, two FKR regiments (the 561st and 584th) armed with 80 fourteen kiloton warheads were positioned in Cuba — one to attack the American base at Guantanamo with the second positioned near Havana to destroy any units attempting landings. Although some authorities dispute whether local commanders had authority to use these theater nuclear weapons, the weapons were present and it is argued that if pressured, Soviet soldiers might have used them

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий