Достигнутая цель жизни Михаила Кошкина

Война и танки

М. И. Кошкин скончался за девять месяцев до начала войны, ему так и не довелось засвидетельствовать триумф своей самой совершенной разработки.

К моменту начала войны Советский Союз располагал 1225 единицами Т-34. Танк хоть и находился в среднем классе, но был оснащен превосходной броней и мощным орудием, что позволяло ему вступать в противостояние с машинами тяжелого класса, такими как немецкие «Тигры» и «Пантеры». Последние были в разы дальнобойнее, но не могли пробить броню «тридцатьчетверки», а он, в свою очередь, хоть и с меньшего расстояния, но уверенно поражал вражескую технику. На тот моменту немцев на вооружении не было танка, который мог бы выдержать прямой удар Т-34.

И это было не единственным его преимуществом. Беспрецедентная маневренность позволяла вести бой в любых, даже самых сложных, условиях. Т-34 проходил там, где, по мнению противника, пройти просто невозможно.

Наша машина превосходила не только немецкие танки, она была лучшей в мире. Даже захватив уцелевшую в бою модель Т-34, немцы не смогли создать его копию, хоть многие идеи и были взяты на вооружение в дальнейших разработках. Можно сказать, что немецкие «Пантеры» и «Тигры» были созданы именно как ответ русскому Т-34.

Этот танк на поле боя вызывал ужас у танкистов врага и восторг у их конструкторов.Мюллер-Гиллебрандт, немецкий генерал-майор, даже говорил о развитии в рядах немецких войск «танкобоязни».

Некоторые элементы конструкции так и остались для них тайной за семью печатями, например, особый способ закалки стали для изготовления танков – сварка под флюсом, разработанная советским академиком Патоном Е. О.

До конца войны Т-34 не сдавал своих лидерских позиций на мировом рынке танкостроения. Технологические особенности и возможности серийного производства привели к тому, что он вошел в историю как самый массовый танк Великой Отечественной войны.

“Танки” и “Т-34”

О легендарной советской машине, прошедшей всю войну, существует масса историй. Они сохранились в архивах и воспоминаниях, получили воплощение в литературе и кинематографе.

В апреле 2018 года на экраны вышел фильм “Танки”. Его режиссером выступил Ким дружижин. Роль Кошкина исполнил Андрей Мерзликин. Кинолента предлагает зрителю альтернативную, далекую от реальных исторических фактов историю в приключенческом жанре о том, как Михаил Кошкин совершил тайный марш-бросок в Москву на опытных образцах Т-34. Биография конструктора танка Т-34 Кошкина М. И. трактуется в данном произведении кинематографического искусства весьма вольно. По сюжету фильма, его целью является получение разрешения на массовое производство танков нового типа. Тех самых «тридцатьчетверок», которые помогли одержать победу в Великой Отечественной войне.

Российскими критиками картина была принята довольно прохладно. Среди зрителей встречаются разноречивые отзывы, но большая часть из высказавшихся солидарна в том, что это кино развлекательного плана.

В декабре 2018 года нас ожидает премьера еще одного российского фильма о танке. Он называется, как и сама боевая машина, «Т-34». В основе сюжета – история курсанта Ивушкина, который попадает в плен к немцам. Герой планирует побег при помощи танка Т-34, захваченного фашистами. Ему удается собрать среди других военнопленных экипаж машины. Он бросает вызов немецким танкистам-ассам, среди которых сам Ягер. Главную мужскую роль в фильме исполняет Александр Петров.

Можно по-разному относиться к выходящим на широкие экраны фильмам о «танке победы», но их несомненным достоинством является то, что каждый зритель после просмотра будет знать, что главным конструктором победоносного танка Т-34 был Михаил Ильич Кошкин. Человек, который всегда улыбался, никогда не повышал голоса, был столь же неприхотлив в быту, сколь притязателен в работе. Человек, положивший жизнь на то, чтобы подарить своей Родине Т-34, значение которого для Советской армии переоценить невозможно.

Когда Вторая мировая война закончилась, У. Черчилль назвал советский «чудо-танк» Т-34 одним из трех решающих орудий отгремевшей войны.

Первая ласточка наших бронетанковых сил

Итак, уже в начале 1940 года в стране были готовы два опытных образца гусеничного танка Т-34. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства «тридцать четверки», а для этого опытные образцы должны пройти определенное количество километров.

Михаил Кошкин принимает решение – отправить Т-34 своим ходом по зимнему бездорожью из Харькова в Москву. Накануне выезда он сильно простудился, но и это его не остановило.

Многие военные были уверены, что танки Кошкина до столицы не доедут, и придется ему с позором везти их по железной дороге. Но 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву. Сам Сталин не скрывает своего восхищения и называет Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».


Т-34-76 152-го гвардейского танкового батальона 21-й гвардейской танковой бригады перед боями на Курской дуге

Однако этот пробег из Харькова до столицы – только половина пути до серийного производства. Опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. Несмотря на то, что сильный кашель Кошкина заметили даже в Кремле и настоятельно посоветовали подумать о здоровье, конструктор лично возглавляет колонну, идущую обратно в Харьков. Все требования для начала серийного производства танка Т-34 были выполнены.

«Тридцать четверка» не обладала какими-то особенными техническими характеристиками: пушка калибра 76 мм, вес около 26 тонн, броня толщиной 45 мм. Двигатель мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 36 км/ч по пересеченной местности. Но главным достоинством танка было удачное сочетание надежного оборудования и простоты в изготовлении и ремонте. «Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», – любил повторять Михаил Ильич.

Примечания

Комментарии

Впервые в мире концепция быстроходного среднего танка с противоснарядной броневой защитой и мощным вооружением была реализована в 1934 году в опытном танке Т-29 (проект КБ Ленинградского завода). К концу 1936 года, было очевидно, что Т-29 в серию не пойдёт… Одна из причин — несоответствие проекта общим тенденциям развития конструкции танка на Ленинградском заводе. В то время заместитель начальника КБ Ленинградского опытного завода М. И. Кошкин, участвуя в разработке Т-29, определил основные направления улучшения проекта Т-29 и доложил о них непосредственно наркому тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Танки Т-29 и БТ-7 имели аналогичный колёсно-гусеничный движитель с опорными катками большого диаметра. Колёсно-гусеничный движитель танка Т-29 имел катки большого диаметра с независимой торсионной подвеской (в отличие от пружинной подвески танка БТ). Торсионные валы, изготовленные по технологии Ленинградского завода, в условиях движения танка Т-29 по пересечённой местности работали неудовлетворительно. Тем не менее конструктор М. И. Кошкин являлся сторонником применения на быстроходном среднем танке катков большого диаметра — основного элемента обеспечения быстроходности танка при условии последующей доработки торсионной подвески.

КБ-24 формировалось на добровольных началах, в него вошёл 21 человек из КБ-190 и КБ-35 завода, при приёме Кошкин беседовал с каждым лично, его заместителем стал Александр Морозов. Подбору работников М. И. Кошкин и А. А

Морозов уделили особое внимание, в целях создания творческих и товарищеских взаимоотношений в коллективе. Были назначены руководители групп по проектированию основных узлов будущей машины, и КБ сразу приступило к работе.

Ссылки на источники

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2009.  (недоступная ссылка)
  2. Учётная карточка члена ВКП(б) Кошкина М. И. Государственный архив социально-политической истории Кировской области, ф. 4112, оп. 18, д. 36-81-3883, кор. 7.
  3. , с. 186—187.
  4. , с. 178.
  5. «Неизвестный Т-34» И. Желтов, М. Павлов, И. Павлов, А. Сергеев, А. Солянкин, Экспринт 2001.ISBN 5-94038-013-1
  6. Кавалерчик Б. Ещё раз о Т-34. — Танковый удар. Советские танки в боях 1942—1943: Сборник. М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-699-22807-2.
  7. ↑ , с. 23.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 6 января 2016.
  9. Желтов И., Макаров А. А-34 рождение тридцатьчетвёрки. М.: Тактикал пресс, 2014.
  10. Кошкин Михаил Ильич — статья из Большой советской энциклопедии. 

Смерть

К сожалению, кошмарные условия перегона танков из Харькова в столицу не прошли для Михаила Ильича бесследно. Кошкин сильно простудился. Ситуация усугубилась во время обратного перегона, когда один из танков упал в воду и он участвовал в извлечении машины. Болезнь обострилась, перейдя в пневмонию, которая и стала причиной смерти Михаила Кошкина.

Он не переставал работать, невзирая на острое течение болезни и госпитализацию. Вскоре пришлось удалить легкое, которое перестало функционировать, но это уже не могло спасти жизнь Михаилу Ильичу.

Кошкин скончался 26 сентября 1940 г. в санатории под Харьковом. Был похоронен на харьковском Первом городском кладбище.

Работа на Харьковском заводе. Создание Т-34

С декабря 1936 года М.Кошкина переводят в Харьковский паровозостроительный завод, где он занимает должность главного конструктора. Именно этот завод выпускал самые массовые танки Красной Армии – БТ-5 и БТ-7. Учитывая то, что в 1937 году НКВД начали массовые репрессии против конструкторов, должность М.Кошкина стала опасной. В случае любой ошибки или неудачи ему грозил расстрел. Однако такие условия способствовали проявлению лучших руководящих качеств М.Кошкина. Он смог заработать авторитет в новом коллективе, и не боялся продвигать свои новаторские идеи.

Именно в 1937 году Михаилу Ильичу поручили разработать танк нового поколения, который бы заменил скоростной БТ-7. Кошкин понимал необходимость придать танку гусеничный ход. В то время все танки были оборудованы колесно-гусеничным движителем. Вместе со своим конструкторским бюро Кошкин спроектировал два танка – А-34, и А-32. Они были первыми прототипами будущего Т-34. В них был использован и первый дизельный двигатель В-2.

Показ новой техники для руководства Кремля был назначен на март 1940 года. К этому времени завершилось создание двух прототипов Т-34, но они не имели достаточного количества пробега, чтобы быть допущенными к показу. Поэтому Михаил Кошкин принял рискованное решение перегнать танки с Харькова в Москву своим ходом. Это был уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях и проверить, были ли правильными технологические решения. Всю ответственность за пробег Кошкин взял лично на себя.

Показ новой разработки стал триумфом Кошкина. Новые танки были быстрыми и изящными, имели высокий уровень защиты. Сталин назвал их «первыми ласточками танковых войск». На обратном пути в Харьков конструктор усугубил простуду, на которую заболеем ещё по пути в Москву. В Харькове Михаил Кошкин долгое время провёл в больнице, но его состояние только ухудшалось. В санатории «Липки» под Харьковом Михаил Кошкин умер. Это произошло 26 сентября 1940 года.

Семья

Со своей будущей женой Михаил Кошкин познакомился во время работы в Вятке. Вера Николаевна Катаева была служащей Губпотребсоюза. Здесь же, в Вятке, рождается старшая дочь Елизавета. Семья Михаила Кошкина проживала на территории Трифонового монастыря. Об этом времени Лиза позже расскажет много любопытных подробностей. Например, как отец занимался организацией курсов ликбеза, где и сам учился, и других учил. Или о том, как он выдавал зарплату своим служащим: в день получки Михаил Ильич приглашал в свой кабинет жен и детей своих сотрудников, дети получали сладости, а женам выдавалась зарплата. Это делалось для того, чтобы работники не имели возможности пропить необходимые семье деньги.

Всего в браке детей у Михаила Ильича Кошкина было трое – это дочери Елизавета, Тамара и Татьяна. Старшая стала учителем географии, Тамара выбрала профессию геолога, а Татьяна преподавала в Харьковском университете.

Харьков — Москва — Харьков

Образцы испытывали и в реальных условиях — во время советско-финской войны 1939−1940 годов. И вот здесь гусеничный вариант Кошкина явно вырвался вперед.

С учетом замечаний танк доработали — нарастили броню до 45 мм, поставили 76-миллиметровую пушку.

Два опытных образца гусеничного танка были готовы в начале февраля 1940 года. Кошкин стремился как можно скорее запустить машину в серийное производство, но для этого, помимо других испытаний, танки должны пройти определенное количество километров.

На 17 марта 1940 года назначен показ машин, получивших официальное наименование Т-34, в Москве. Кошкин решает — его танки пойдут из Харькова в столицу своим ходом, набирая по пути нужный пробег.

Этот пробег стал легендой танкостроения. Михаил Кошкин серьезно простудился, а танк, тем более в зимнее время — не лучшее место для больного. Конструктор отмахивался от тех, кто пытался уговорить его отказаться от участия в пробеге.

17 марта 1940 года танки были представлены в Кремле. Восхищенный Сталин назвал Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Кошкин заслужил признание, его пригласили в Большой театр на спектакль, на котором присутствовали первые лица страны. Но болезнь усиливалась, кашель конструктора становился пугающим, и ему настоятельно рекомендовали заняться здоровьем.

Куда там… Танкам не хватало для серийного производства еще 3000 км пробега. Конструктор приказал — обратно в Харьков пойдем также своим ходом.

Под Орлом один из танков съезжает в озеро, и конструктор помогает его вытаскивать, стоя в ледяной воде.

Открытие бронзового бюста Михаила Кошкина в селе Брынчаги. 21 ноября 1998 года. Изображение: wikipedia.org / «Переславская неделя» / Ю. Н. Частов / CC-BY-SA 3.0

Рождение легенды

Использование дизельного мотора, а также пятиопорного гусеничного хода открывало новые возможности в усовершенствовании танков. Чтобы доказать это, в конце 1939 – начале 1940 Кошкин строит два опытных образца танка, которому был присвоен индекс А-34. По сравнению с предыдущими моделями данный танк обладал несколькими серьезными преимуществами, среди которых значительное поднятие боевой массы (на 10 тонн) и двойное увеличение толщины брони. А-34 стал прототипом для Т-34.

Во время работы над чертежами «тридцатьчетверки» Михаил Ильич отдавался этому процессу целиком, практически поселившись на заводе. В отношении работы он всегда был очень требователен к себе и окружающим, напорист, целеустремлен и принципиален. Именно эта способность трудиться до полного самозабвения делала его специалистом высшего класса.

Первые опытные образцы танка Т-34 Михаил Кошкин создал весной 1940 года. К марту было выпущено два экземпляра. Несмотря на то, что танки уже были на ходу, общий их пробег пока не позволял перейти к публичным испытаниям. На спидометре каждого танка, согласно нормативам, должны были быть показатели свыше 2000 км. А между тем уже 17 марта в Кремле должен был состояться показ новой техники.

Вся биография конструктора танка Т-34 Кошкина свидетельствует о том, что этот человек не боялся принимать сложные решения и никогда не бежал от ответственности. Сложившаяся острая ситуация с публичной демонстрацией для высших эшелонов власти не стала исключением. Михаил Ильич нашел единственный возможный, но крайне рискованный, выход – он решает перегнать танки в Москву своим ходом. Это одновременно позволяло и провести полевые испытания, и набрать необходимый пробег.

Ситуация осложнялась еще и тем, что на тот момент Т-34 был изделием засекреченным, открыто демонстрировать его было невозможно, а значит маршрут строился в обход дорог и населенных пунктов, чтобы не допустить разглашения гостайны. К тому же еще лежал снег. А в Москве в назначенный час ждал Сталин. Условия по-настоящему экстремальные.

Сейчас, вероятно, сложно представить, какая чудовищная ответственность лежала на Кошкине, не только как на конструкторе, но и как на человеке, принявшем решение совершить пробег. Без преувеличения, он рисковал не только свободой, но, возможно, и жизнью. В случае если бы что-то пошло не так, отвечать перед Сталиным пришлось бы именно ему.

В ночь на 6 марта колонна с двумя закамуфлированными танками двинулась в путь. За рычаги танков Т-34 Михаил Кошкин в пути часто садился сам. Все недостатки конструкции, которые проявлялись во множественных мелких поломках, устранялись в полевых условиях.

Спустя почти неделю, 12 марта, танки были в Москве, а 17-го состоялась триумфальная демонстрация в Кремле. Иосиф Виссарионович остался доволен.

Биография

Михаил Ильич Кошкин родился в Ярославской области, в селе под названием Брынчаги, 21 ноября 1898 г. Его семья была очень бедна, отец тяжело трудился на лесозаготовках, когда Михаилу исполнилось 7, отца не стало – он надорвался и умер. Вдова осталась с тремя маленькими детьми на руках. Михаил с братом по мере сил помогали матери, после школы занимаясь выпасом свиней, но этого все равно было мало. Окончив всего 3 класса церковно-приходской школы, десятилетний Михаил, подобно другому Михаилу – Ломоносову, отправляется пешком в Москву в надежде заработать для семьи деньги. В столице у него были родственники по материнской линии, к ним он и шел. Мать снабдила его запиской с адресом, но эта важная бумажка была утеряна Михаилом раньше, чем он дошел до пункта назначения. А случилось это потому, что в пути он наткнулся на драку: несколько взрослых мальчишек избивали одного мальчика помладше, пройти мимо герой нашей статьи не смог, он заступился за слабого. В пылу драки и пропала заветная записка. И неизвестно, как могла бы сложиться дальнейшая судьба Михаила, если бы не случайный прохожий. Им оказался рабочий Московской кондитерской фабрики. Он не только выходил нашего героя, но и помог устроиться на фабрику.

Работая на фабрике, юный Михаил зарекомендовал себя как способный и добросовестный работник. Спустя 8 лет он уже был мастером цеха, а ведь ему не было еще и 19 лет.

В начале революционного 1917 года Михаил был призван в армию. Он воевал на Западном фронте, был ранен и отправлен в Москву в госпиталь, откуда был демобилизован. Но уже в 1918 году он возвращается в армию добровольно, вступив в ряды железнодорожного отряда Красной Армии. Принимал участие в боевых действиях под Царицыном.

В 1919 году получает перевод на Северный фронт, где сражается в боях за Архангельск. По дороге в Польшу Михаил Ильич заболел тифом. После выздоровления возвращается в ряды армии, на этот раз он воюет на Южном фронте.

Когда Гражданская война закончилась, он был направлен на обучение в Коммунистический университет им. Я. В. Свердлова. По окончании университета в 1924 году направлен на кондитерский завод в Вятке. Здесь на посту директора он проявил себя как грамотный, чуткий и ответственный руководитель.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий