Поиск

Михаил Ильич Кошкин — знаменитый конструктор и создатель легендарного танка Т-34

Танковая дуэль Т-34 и «Пантеры» – против советской бронемашины у немцев не было шансов!

Немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf.G с установленным на командирской башенке прибором ночного видения «Шпербер» (Sperber FG 1250)./Фото: topwar.ru

Средний танк немецкой армии «Пантера» имел длинноствольное орудие 75 калибра, хотя его масса близка к тяжёлым советским танкам КВ и ИС, а по габаритам эта машина превосходила большинство существующих танков: длина корпуса – 6870 мм, ширина – 3270 мм, высота – 2995 мм. Внешний вид этого монстра наводил ужас, когда солдатам впервые доводилось видеть его.

Но, как выяснилось, выйти победителем из боя против Т-34-85 шансов у него было немного. Ходовая часть «Пантеры» (как и тяжёлого танка «Тигр») была её слабым звеном – если она ломалась, надо было снимать почти полборта для её ремонта. А чтобы вытащить неисправную коробку передач, надо было демонтировать башню. Так что в этом случае в условиях боя починить танк не представлялось возможным. Диски опорных катков эти двух немецких танков располагались в шахматном порядке, частично перекрывая друг друга. Зимой грязь между ними замерзала, и танк не мог сдвинуться с места.

В первые же дни Курской битвы большая часть «Пантер» вышла из строя из-за технических неисправностей. Сказалась спешка при выпуске этих машин – часть из них даже не дошла до передовой из-за возгорания бензинового двигателя или перегрева трансмиссии. Тогда как советский танк было несложно отремонтировать даже в боевых условиях. А манёвренность и высокая проходимость скоростного советского Т-34-85 сводила на нет мощную броневую защиту «Пантер» и «Тигров».

Фирсов и Дик

После окончания вуза «молодой специалист», которому уже 36, работает в Ленинграде, и его способности начинают раскрываться. Он стремительно проходит путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. Кошкин участвовал в создании танка Т-29 и опытной модели среднего танка Т-111, за что был удостоен ордена Красной Звезды.

В декабре 1936 года Михаила Кошкина отправляют в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода № 183.

Афанасий Фирсов. Изображение: museum-t-34.ru / wikipedia.org / Общественное достояние

Назначение Кошкина на должность произошло при достаточно трагических обстоятельствах — прежний глава КБ Афанасий Фирсов и еще ряд конструкторов попали под дело о вредительстве после того, как выпускаемые заводом танки БТ-7 стали массово выходить из строя.

Фирсова, который до ареста успел передать дела Кошкину, расстреляют в 1937 году. Конспирологи впоследствии будут называть его настоящим «отцом» Т-34.

Под руководством Кошкина была проведена модернизация танка БТ-7, который был оснащен новым двигателем. А осенью 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдало Харьковскому заводу задание на разработку нового колесно-гусеничного танка.

На заводе в Харькове одновременно с Кошкиным работает конструктор Адольф Дик. По одной из версий, именно он разработал проект танка под названием А-20, который отвечал требованиям технического задания. Но проект был готов позже запланированных сроков, после чего Дик получил то же обвинение, что и Фирсов, и оказался в тюрьме. Но Дику повезло — в отличие от Фирсова, он избежал расстрела, много лет провел в ссылке, потом вернулся к работе конструктора. Адольф Яковлевич дожил до конца 1970-х.

Кстати

В судьбе Михаила Кошкина принимал участие знаменитый Сергей Киров (настоящая фамилия – Костриков). Кошкин поступил в Ленинградский машиностроительный институт по личной рекомендации Кирова. После гибели Кирова 1 декабря 1934 года в его честь назвали опытный 55-тонный двухбашенный танк – СМК (Сергей Миронович Киров). Такой танк был у Красной Армии всего один. В ходе Финской войны прорывал линию Маннергейма, где подорвался на мине. Долго стоял на нейтральной полосе. Затем шесть танков Т-28 его вытащили и отбуксировали к своим. Отремонтировать не смогли.

На танке СМК мечтала воевать дочь Кирова от первого брака – Евгения Кострикова. Не успела: война закончилась. Но уже во время Великой Отечественной войны Женя добилась назначения в гвардейский танковый полк. Сначала – фельдшером: участвовала в Сталинградской и Курской битвах, выносила раненых с поля боя на Прохоровке. При содействии маршала Ворошилова старший лейтенант Кострикова поступила в Казанское танковое училище. Хотя считалось, что женщина физически не в состоянии выжимать педаль сцепления на Т-34: для этого требовалось усилие в 25 кг. А осколочно-фугасный снаряд пушки Т-34 весил 9,5 кг. Тем не менее девушка справилась, с отличием окончив ускоренный курс. И с 1944 года воевала командиром танка Т-34. Войну закончила в Праге командиром танковой роты.

Всего за ВОВ танкистами смогли стать 20 женщин, из которых танковое училище окончили 3. На Т-34 – только Евгения Кострикова.

Победитель

Но эта жертва не будет напрасной, и его имя не забудут. Профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы», писал: «Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Маневренные советские Т-34 „охотились стаями“, как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким „Тиграм“. Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике».

10 апреля 1942 года конструктору Михаилу Кошкину посмертно была присуждена Сталинская премия за разработку танка Т-34.

Единомышленники конструктора продолжат совершенствовать танк, который пройдет все дороги войны и победителем войдет в Берлин.

Конструктор Кошкин сделал для этой победы все что мог.

Создание легенды и показательное выступление новой машины в Москве 17 марта 1940 года

М. И. Кошкин был назначен главным конструктором Танкового Бюро №183 на Харьковском паровозостроительном заводе в декабре 1936 года./Фото: s.057.ua

В конце зимы 1939 года результатом работы КБ становятся два опытных танка с гусеничным ходом. Их боевая масса, в отличие от предшествующих машин, стала больше на 10 тонн, а броня – толще на 20-25 мм – и всё это без ущерба для манёвренности и скорости. Сотрудниками КБ спроектирован дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил, что позволило повысить экономичность машины и уменьшить риск её возгорания в случае прямого попадания вражеского снаряда.

Едва завершилось изготовление новых танков, их потребовали предоставить на показ высшему руководству страны. Но машинам нужна обкатка, да и по нормам допуска к показу пробег должен быть от 2000 км. Тогда М.И. Кошкин принимает решение отправить бронемашины в Москву своим ходом. Этот шаг был очень рискованным. Технику никто не должен был увидеть, чтобы сохранить секретность разработок. Перемещаться предстояло по пересечённой местности по заснеженным просторам на новой, не опробованной в достаточной мере технике. Но вместе с тем это был шанс испытать машину.

Т-34 – гордость российских бронемашин, отличающаяся простой и в тоже время гениальной конструкцией./Фото: upload.wikimedia.org

5 марта 1940 года была сформирована колонна из двух закамуфлированных опытных образцов, машин сопровождения и тягачей. В суровых условиях было тяжело и технике, и людям, осуществлявшим её ремонт и обслуживание. Но 12 марта пробег благополучно завершился. Испытания в Кубинке показали – образцы имеют высокую стойкость.

Демонстрация машин высшему военному руководству на Ивановской площади Кремля тоже прошла успешно. Элегантная, быстрая и манёвренная машина понравилась даже главкому армии Сталину.

М. И. Кошкин был простужен во время перегона техники в Москву, однако обратный путь он предлагает преодолеть снова своим ходом. Это был уже апрель месяц, весенняя распутица сильно усложнила эту задачу. Один из танков попал в болото. Михаил Ильич, сильно промокший и промёрзший при попытках спасти технику, серьёзно заболел. 26 сентября 1940 года Михаил Иванович умер, так и не оправившись после болезни.

Конструкторская карьера

В 1929 году по личному требованию Кирова С. М. Михаил Ильич был направлен в Ленинградский политехнический институт, где обучался на кафедре «Автомобили и тракторы». Успешно окончив заведение в 1934 году, Кошкин поступает на работу в танковое конструкторское бюро Ленинградского завода им. С. М. Кирова. Здесь и берет начало история легендарного изобретения советского инженера-конструктора. На этом заводе под руководством Кошкина были созданы танки Т-29 и Т-46-5.

В Харьков Михаил Ильич Кошкин был направлен в 1936 г., он занял должность начальника КБ завода №183. Первым достижением нашего героя стала модернизация танка БТ-7, которая заключалась в установке двигателя В-2. Так появился первый в мире дизельный танк.

Первый полностью гусеничный танк был также разработан КБ, которым руководил Михаил Ильич Кошкин. Несмотря на скепсис многих авторитетных коллег, Кошкин смог доказать преимущество гусеничного хода над колесным и смешанным. Новый гусеничный танк назывался А-32. Он показал превосходную маневренность в бою в условиях пересеченной местности.

Модель А-32

Вернемся к Кошкину. Безусловно, он опирался и на работы Фирсова, и на работы Дика. Как, собственно, и на весь мировой опыт танкостроения. Однако у него было своё видение танка будущего.

Кошкин хотел создать скоростную машину, с высокой проходимостью, выдерживающую огонь артиллерии и обладающую значительной ударной мощью.

Наряду с колесно-гусеничной моделью А-20 конструктор разрабатывает гусеничную модель А-32. Вместе с Кошкиным работают его единомышленники, которые впоследствии продолжат его дело — Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев.

На Высшем военном Совете в Москве, где были представлены проекты и колесно-гусеничного А-20, и гусеничного А-32, военные откровенно не в восторге от «самодеятельности» конструкторов. Но в разгар полемики вмешался Сталин — пусть Харьковский завод построит и испытает обе модели. Идеи Кошкина получили право на жизнь.

Конструктор очень спешил. Он понимал, что большая война стоит на пороге. Первые образцы танков были готовы и поступили на испытания осенью 1939 года, когда Вторая мировая уже началась. Эксперты признали: и А-20, и А-32 лучше всех моделей, ранее выпускавшихся в СССР. Но окончательного решения принято не было.

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34. Изображение: wikimedia.org

Легендарная «Тридцатьчетвёрка» против «Тигра»

Немецкий танк имел превосходство перед Т-34 в броне, но это «Тридцатьчетвёрка» могла скомпенсировать своей большой манёвренностью и подвижностью./Фото: soldats.club

В начале войны наступление армии вермахта было успешным за счёт фактора внезапности и хорошо налаженной разведки. Советская армия не была готова к такому молниеносному нападению, а главная её проблема состояла в несогласованности действий её боевых частей. К тому же в ней плохо была организована разведка, ощущалась острая нехватка боеприпасов.

Руководство гитлеровской армии было уверено в превосходстве своей техники, эта уверенность сильно подкреплялась стремительным продвижением немецкой армии вглубь страны. Но их ожидал сюрприз – новый средний танк Т-34. Осуществить блицкриг, как в Европе, немцам не удалось во многом благодаря этой легендарной бронемашине. Сочетание таких её характеристик, как огневая мощь, надёжная бронезащита и хорошая подвижность стали залогом её боевого триумфа. Пушка с длинным стволом 76 калибра поражала противника за полтора километра. Броневые листы, расположенные не вертикально, а под наклоном, хорошо защищали корпус – снаряды противника часто не могли причинить машине большого вреда.

Военное руководство Германии всерьёз задумывается о создании танка нового образца. В ответ на Т-34 был создан тяжёлый танк Т-6 «Тигр». Его вес составлял 56 т, но управлять им было достаточно легко за счёт полуавтоматической коробки передач, руля и гидравлики. Детально обследовав захваченный «Тигр», советские военные приходят к выводу, что в своём обычном виде Т-34 не удастся противостоять этому страшному и мощному танку. Бронебойные снаряды отскакивали от их брони, а подкалиберных экипажу Т-34 выдавалось всего три. При этом поразить ими по-настоящему хорошо бронированного «зверя» можно было только с расстояния 500 метров, тогда как он своей 88-миллиметровой пушкой поражал Т-34 с расстояния в 1,5 км.

В декабре 1943 года на вооружение советской армии поступает модифицированная бронемашина – Т-34-85. В результате изменения формы башни в кабине помещались уже 5 человек, появился наводчик (раньше его функции входили в обязанности командира экипажа). Была установлена более мощная пушка калибром 85 мм.

Т-34 претерпел около 800 изменений, но все они были направлены больше на упрощение массового производства танка, а не на его радикальное изменение – такова была стратегическая линия военного руководства, во многом оправданная. Экипажу Т-34-85 было сложно противостоять мощной немецкой бронемашине, но при его умелых действиях обновлённый танк становился грозной силой, так как имел преимущество из-за своей манёвренности и высокой проходимости. Кроме того, советские танкисты быстро нащупали слабые места «Тигра» (борта, кормовая часть), где броня была намного тоньше.

Память

Почтовая марка к 100-летию со дня рождения Кошкина

25 рублей 2019 г.

Памятники
  • В Харькове, недалеко от проходной Завода имени Малышева, в мае 1985 года Михаилу Ильичу Кошкину был торжественно открыт памятник. Также в Харькове в честь Михаила Ильича названа улица.
  • Памятник танку «Т-34», а фактически М. И. Кошкину, установлен на трассе М-8 рядом с указателем поворота на родное село Кошкина Брынчаги в Ярославской области. В Переславль-Залесский в Ярославской области, названа улица в его честь.
  • Памятник М. И. Кошкину установлен в центре его родной деревни Брынчаги Ярославской области (дом в котором он родился и жил, сгорел во время большого пожара в 1938 году).
  • В Кирове (Вятке) на доме, где жил М. И. Кошкин (ул. Спасская, 31), установлена мемориальная доска.
  • Мемориальная доска установлена в Главном здании СПбПУ, где учился Михаил Ильич.
  • Мемориальная доска установлена на здании, где жил Михаил Ильич (г. Харьков, ул. Пушкинская, 54/2).

Книги

  • Вишняков В. А. Конструкторы. 1989.
  • Брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания (к 110-летию со дня рождения)», 2009 г.

Фильмы

  • «Главный конструктор», реж. В. Семаков, в роли Кошкина Борис Невзоров.
  • «Танки», реж. К. Дружинин, в роли Кошкина Андрей Мерзликин.

В филателии

В 1998 году к 100-летию со дня рождения М. И. Кошкина была выпущена российская почтовая марка с его портретом. На рисунке справа — установленный на постамент танк Т-34. На марке напечатан текст: «М. И. Кошкин. 1898—1940». Номинал марки — 1 рубль. Рисунок был выполнен Л. Зайцевым.

В нумизматике
2 декабря 2019 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвящённую М. И. Кошкину и танку Т-34 (в серии «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)»).

Харьков — Москва — Харьков

Образцы испытывали и в реальных условиях — во время советско-финской войны 1939–1940 годов. И вот здесь гусеничный вариант Кошкина явно вырвался вперёд.

С учётом замечаний танк доработали — нарастили броню до 45 мм, поставили 76-миллиметровую пушку.

Кузнецы победы: легендарный танк Т-34
Подробнее

Два опытных образца гусеничного танка были готовы в начале февраля 1940 года. Кошкин стремился как можно скорее запустить машину в серийное производство, но для этого, помимо других испытаний, танки должны пройти определённое количество километров.

На 17 марта 1940 года назначен показ машин, получивших официальное наименование Т-34, в Москве. Кошкин решает — его танки пойдут из Харькова в столицу своим ходом, набирая по пути нужный пробег.

Этот пробег стал легендой танкостроения. Михаил Кошкин серьезно простудился, а танк, тем более в зимнее время — не лучшее место для больного. Конструктор отмахивался от тех, кто пытался уговорить его отказаться от участия в пробеге.

17 марта 1940 года танки были представлены в Кремле. Восхищённый Сталин назвал Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Кошкин заслужил признание, его пригласили в Большой театр на спектакль, на котором присутствовали первые лица страны. Но болезнь усиливалась, кашель конструктора становился пугающим, и ему настоятельно рекомендовали заняться здоровьем.

Куда там… Танкам не хватало для серийного производства еще 3000 км пробега. Конструктор приказал — обратно в Харьков пойдем также своим ходом. 

Под Орлом один из танков съезжает в озеро, и конструктор помогает его вытаскивать, стоя в ледяной воде.

Примечания

Комментарии

Впервые в мире концепция быстроходного среднего танка с противоснарядной броневой защитой и мощным вооружением была реализована в 1934 году в опытном танке Т-29 (проект КБ Ленинградского завода). К концу 1936 года, было очевидно, что Т-29 в серию не пойдёт… Одна из причин — несоответствие проекта общим тенденциям развития конструкции танка на Ленинградском заводе. В то время заместитель начальника КБ Ленинградского опытного завода М. И. Кошкин, участвуя в разработке Т-29, определил основные направления улучшения проекта Т-29 и доложил о них непосредственно наркому тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Танки Т-29 и БТ-7 имели аналогичный колёсно-гусеничный движитель с опорными катками большого диаметра. Колёсно-гусеничный движитель танка Т-29 имел катки большого диаметра с независимой торсионной подвеской (в отличие от пружинной подвески танка БТ). Торсионные валы, изготовленные по технологии Ленинградского завода, в условиях движения танка Т-29 по пересечённой местности работали неудовлетворительно. Тем не менее конструктор М. И. Кошкин являлся сторонником применения на быстроходном среднем танке катков большого диаметра — основного элемента обеспечения быстроходности танка при условии последующей доработки торсионной подвески.

КБ-24 формировалось на добровольных началах, в него вошёл 21 человек из КБ-190 и КБ-35 завода, при приёме Кошкин беседовал с каждым лично, его заместителем стал Александр Морозов. Подбору работников М. И. Кошкин и А. А

Морозов уделили особое внимание, в целях создания творческих и товарищеских взаимоотношений в коллективе. Были назначены руководители групп по проектированию основных узлов будущей машины, и КБ сразу приступило к работе.

Ссылки на источники

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2009.  (недоступная ссылка)
  2. Учётная карточка члена ВКП(б) Кошкина М. И. Государственный архив социально-политической истории Кировской области, ф. 4112, оп. 18, д. 36-81-3883, кор. 7.
  3. , с. 186—187.
  4. , с. 178.
  5. «Неизвестный Т-34» И. Желтов, М. Павлов, И. Павлов, А. Сергеев, А. Солянкин, Экспринт 2001.ISBN 5-94038-013-1
  6. Кавалерчик Б. Ещё раз о Т-34. — Танковый удар. Советские танки в боях 1942—1943: Сборник. М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-699-22807-2.
  7. ↑ , с. 23.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 6 января 2016.
  9. Желтов И., Макаров А. А-34 рождение тридцатьчетвёрки. М.: Тактикал пресс, 2014.
  10. Кошкин Михаил Ильич — статья из Большой советской энциклопедии. 

Т-34: интересные факты

До принятия танка на вооружение РККА он обозначался А-34. Первый А-34 собрали в январе 1940 года. Литеру “А” не пытайтесь расшифровывать – это просто заводской индекс.

В начале 1941 года был создан Т-34М, избавленный от большинства недостатков Т-34. Но из-за войны все работы свернули.

В 1941 году Т-34 стоил 269 000 рублей, в 1942-м – 193 000, в 1945-м – 135 000. Трудоемкость изготовления за годы войны снизили в 2,4 раза.

Летом 1941 года КБ Грабина разработало для Т-34 57-мм орудие ЗиС-4. Танков с 57-мм орудием выпустили всего 30 штук. Дело в том, что бронебойные снаряды Т-34-57 обладали избыточной мощностью, а “Тигров” и “Пантер” тогда еще не было.

В мае 1943 года произвели 170 танков-истребителей Т-34-57 с 57-мм пушками ЗИС-4М. Скорость снаряда превышала 1000 м/с, с 500 метров он пробивал броню толщиной 106 мм.

После войны Т-34 производили в Польше и Чехословакии. Чехи ставили на танк пушки вплоть до калибра в 100 мм. Такой танк можно увидеть в музее города Латрун (Израиль).

Во время войны СССР передал один Т-34 американцам для ознакомления. Его (вместе с тяжелым танком КВ) в 1943 году судном из Мурманска доставили в США, где испытали на полигоне в Абердине. Американцам понравились дизель и пушка. Раскритиковали коробку передач, воздушный фильтр и закалку брони.

В 1945 году Уинстон Черчилль на вопрос о самом лучшем оружии ответил: ” Английская пушка, немецкий “Мессершмитт” и Т-34″.

3 июля 1950 года во время Корейской войны 4 реактивных истребителя-бомбардировщика ВВС США F-80C атаковали колонну автомашин и 4 танков Т-34 Северной Кореи. Американцы открыли огонь из 12,7-мм пулеметов и выпустили ракеты. Броня выдержала. Зато когда снаряд из танковой пушки разорвался перед самолетом, то он загорелся и упал на землю. Его пилот стал первым летчиком США, погибшим в той войне.

В Хорватии (война 1991-1995 годов) Т-34-85 обстреливали противотанковыми ракетами “Малютка”. Танк выдержал два попадания, не утратив боеспособности.

В 2006 году во время антиправительственных выступлений в Будапеште митингующие захватили танк-памятник Т-34-85, завели его и использовали в столкновениях с полицией.

 Игорь Елков,  Сергей Птичкин

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий