Ссылки и источники информации
Корабли проекта 21631 на страже морских рубежей — МРК Буян М
- https://ria.ru/20160314/1389589685.html
- https://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2018/0723/152524776/print.shtml
- https://army-news.ru/2011/03/korabl-buyan-21631/
- https://topwar.ru/101672-malyy-raketnyy-korabl-uglich.html
- https://baltnews.lt/vilnius_news/20190709/1019284818/Russia-korabli-izmenenie-buyan.html
- https://newsland.com/community/5234/content/malyi-raketnyi-korabl-ingushetiia-proekta-21631-otveden-na-chernoe-more/6852928
- https://flotprom.ru/2016/Оборонка184/
- Buyan Class Corvettes (Project 21630/21631)
- https://bastion-karpenko.narod.ru/21631.html
- https://flot.com/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=53875
- https://e-news.su/mnenie-i-analitika/309802-kakoy-flot-stroit-rossiya-i-dlya-chego.html
- https://iz.ru/959503/2019-12-28/osnashchennyi-kalibrami-korabl-ingushetiia-priniali-v-sostav-chernomorskogo-flota
- https://tass.ru/armiya-i-opk/5979716
- https://lenta.ru/news/2015/10/07/3m14/
- https://www.kommersant.ru/doc/2826759
- https://www.burevestnik.com/products/a190.html
- https://pvo.guns.ru/naval/roy.htm
- https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m14e/3m14e.shtml
- https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m54e1/3m54e1.shtml
- https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1871/77237/
- https://roe.ru/catalog/voenno-morskoy-flot/korabelnye-radioelektronnye-sistemy/pozitiv-me1-2/
- https://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2013/0225/154010177/detail.shtml
Корабли проекта
Наименование | Изготовитель | Заложен | В строю | Флот | Состояние | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Град Свияжск | 652 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 631 | 27.08.2010 | 09.03.2013 | 27.07.2014 | КФл | В строю | |
Углич | 653 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 632 | 22.07.2011 | 10.04.2013 | 27.07.2014 | КФл | В строю | |
Великий Устюг | 651 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 633 | 27.08.2011 | 21.05.2014 | 19.12.2014 | КФл | В строю | |
Зелёный Дол | 562 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 634 | 29.08.2012 | 02.04.2015 | 12.12.2015 | БФ | В строю | до 2016 годав составе ЧФ |
Серпухов | 563 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 635 | 25.01.2013 | 03.04.2015 | 12.12.2015 | БФ | В строю | |
Вышний Волочёк | 609 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 636 | 29.08.2013 | 18.05.2016 | 01.06.2018 | ЧФ | В строю | |
Орехово-Зуево | 626 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 637 | 29.05.2014 | 17.06.2018 | 10.12.2018 | ЧФ | В строю | |
Ингушетия | 630 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 638 | 29.08.2014 | 11.06.2019 | 28.12.2019 | ЧФ | В строю | |
Грайворон | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 639 | 10.04.2015 | 2020 | 12.2020 | ЧФ | Строится | ||
Град | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 640 | 24.04.2017 | 2020 | 12.2021 | Строится | |||
Наро-Фоминск | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 641 | 23.02.2018 | 2021 | 12.2022 | Строится | |||
Ставрополь | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 642 | 12.07.2018 | 2022 | 12.2023 | Строится |
Боевые корабли флотов разных стран
Принятая международным сообществом система классификации кораблей оказалась не подходящей для некоторых флотов. Так, японская система деления кораблей может вызвать как минимум множество вопросов у несведущего человека. Япония, имея серьезный флот, один из лучших в Азии, между тем шла долгим путем модернизации строящихся кораблей.
В итоге, один и тот же класс боевых кораблей, может существенно различаться по своим характеристикам в зависимости от года выпуска. Так, одни и те же эсминцы, находящиеся на вооружении, могут соответствовать всем современным требованиям, если построены недавно, а могут соответствовать фрегатам или корветам других флотов.
Несмотря на свое название, это, по сути, легкие авианосцы, оборудованные самой современной электроникой. В этот класс входят два типа судов, «Хьюга», представленное парой кораблей, и «Сиранэ», также пара кораблей. Интересно, что последние два судна были введены в состав флота еще в 1980-е годы.
Вторая категория состоит из эсминцев УРО (управляемое ракетное оружие). Здесь так же есть суда разных типов. Самые современные, типа «Атаго», представленный двумя кораблями. Тип «Конго» состоит из четырех кораблей, строившихся в 1990-е годы. Тип «Хатаказе», созданный во второй половине 1980-х, насчитывающий пару кораблей, сейчас используемых как учебные суда.
Еще одна категория,третья, вновь эсминцы, но уже более похожие на собратьев остальных флотов. Сюда входят множество типов, разбитых в зависимости от времени постройки. Четвертая категория, подводные суда представлены 17 дизельными подводными лодками. В пятую входят десантные и вспомогательные корабли, а также ледоколы.
Своя классификация на флоте США. Суда разделяются по своему назначению. Для их отличия введена буквенная система шифровки. Так, к примеру, буквы «ВВ» означают BigBattleship, соответствующий классу линейных кораблей на иных флотах.
Так происходило несколько раз после серьезного реформирования флота на протяжении ХХ века. Общими для всех судов являются буквы «USS», означающие в переводе «корабль Соединенных Штатов».
В число самых крупных разновидностей судов, обозначаемых, как правило, вариациями с буквами «CV», входят авианосцы. Они различаются по размерам и по типу авиации, самолеты или вертолеты, но объединены в один класс.
Остальные надводные корабли имеют оригинальное буквенное обозначение, как то «C» – крейсера, «D» – эскадренные миноносцы, «F» – фрегат. В разные годы под шифрами встречались и сторожевики, и мониторы, но с течением времени они были убраны их состава ВМФ США.
Подводный флот носит обязательную букву «S», так же имеющую множество дополнительных значений в зависимости от типа вооружения или силовой установки. Буква «Р» означает катера, также различающиеся по размерам и типам находящегося на них оружия.
Сюда же можно поместить американские боевые корабли береговой охраны, формально являющиеся отдельным подразделением. Буква «L» означает принадлежность судна к десантному флоту. Он различается на огромные десантные корабли, перевозящие солдат с одного континента на другой, и десантные катера, высаживающие пехоту и технику непосредственно на сушу. Последние имеют черту амфибий.
Разработке этих катеров уделялось большое внимание еще в период Второй мировой войны, когда морские пехотинцы высаживались и дрались на островах Тихого океана и в знаменитой зоне высадки в Нормандии. Буква «А» обозначала все вспомогательные суда
Несмотря на былую славу владычицы морей, британский флот утратил всю свою былую мощь. Однако авторитет английских моряков по-прежнему остается на высоте. Классификацию кораблей британских ВМФ провести достаточно сложно.
Конечно, среди них такие же авианосцы, эсминцы, корветы и лодки, но различаются они по номеру вымпела.
Каждая флотилия имела свой особый вымпел, и кораблю в составе этой флотилии присваивался номер, а затем и буква, обозначающая класс корабля. Интересно, что в нумерологии совсем нет цифры «13», считающейся среди моряков несчастливой.
История военно-морского флота насчитывает не одну сотню лет. Поскольку моряки, крайне суеверные люди, и хранят традиции, в том числе и связанные с «родным домом» – кораблем, в названиях судов, да и в их классификации можно найти множество старых терминов и обозначений, которые не делают флот менее эффективным.
История проектирования
Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ Минобороны России. Данный корабль был спроектирован Зеленодольским проектно-конструкторским бюро с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги. Среди требований тактико-технического задания была заданная дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.
малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» фотографии и вооружение:
головной малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630
после спуска на воду
100 мм универсальная артиллерийская установка А-190
антенный пост РЛС управления огнем 5П-10-03 «Ласка»
мачта с РЛС
пусковые установки выстреливаемых помех комплекса ПК-10
АК-306 и ЗРК «Гибка» в кормовой части корабля
турельная установка 3М-47 «Гибка» с четырьмя зенитными ракетами «Игла»
30-мм установка АК-306
Пожалуй, самым оригинальным в этом современном корабле является архитектурный облик, который создавался в соответствии с требованиями малой заметности.
Пропульсивная установка боевого корабля состоит из двух водометных движителей большой мощности, которые до сих пор не применялись на военных кораблях Российской Федерации. Поставку обеспечила ФГУП МП «Звездочка» города Северодвинск.
Так как основным назначением артиллерийского корабля является борьба с береговыми укреплениями неприятеля, этому соответствует состав его ударного вооружения:
– облегченная универсальная 100 мм артиллерийская установка «А-190» с системой управления 5П-10-03 «Ласка»;
– сорокоствольная 122 мм ракетная система залпового огня «Град-М».
Управление огнём артиллерии осуществляется при помощи радиолокационной станции типа «Вымпел».
Оборону корабля от воздушного противника обеспечивают два 30 мм шестиствольных автомата «АК-306» расположенных по обоим бортам и управляются с помощью визирной колонки; кормовая турельная пусковая установка типа 3М-47 «Гибка», обеспечивающая автоматическое наведение и пуск четырёх сухопутных переносных зенитно-ракетных комплекса типа «Игла» или «Игла-1М» в стандартных контейнерах ПЗРК «Игла». Управление пусковой установкой производится дистанционно.
Для защиты двухсотмильной экономической зоны государства и для нанесения атаки по точечным береговым, морским и воздушным объектам на вооружении боевого корабля состоят две тумбовые установки пулеметов КПВ с калибром 14,5 мм, а также три тумбовые установки пулеметов калибром 7,62 мм. Для обнаружения и ликвидации подводных диверсионных групп на борту артиллерийского корабля применяется гидроакустическая станция и 30 мм автоматический гранатомет.
В дополнение на корабле установлен комплекс постановки пассивных помех ПК-10 два комплекта. Современный навигационный комплекс и средства гидрометеорологического обеспечения позволяют артиллерийскому кораблю выполнять поставленные боевые задачи и обеспечивать навигационную безопасность мореплавания. Средства связи на борту МАК обеспечивают связью командира корабля с береговыми и корабельными командными пунктами и взаимодействующими силами, воздушными объектами, в том числе и в сетях ГМССБ.
Для пополнения состава Каспийской флотилии ВМФ Российской Федерации организовано серийное строительство малого артиллерийского корабля нового поколения проекта 21630 «Буян». Количество серии составит пять боевых кораблей, которые будут построены до 2010 года.
Стоимость головного корабля составила 372 миллиона рублей, а создание последующих 5 кораблей – не более 250 миллионов рублей каждый.
МАК «Астрахань» уже несет боевую службу в составе Каспийской флотилии ВМФ РФ. Вторым по счету и первый серийным кораблем проекта 21630 шифр «Буян» стал МАК получивший наименование «Каспийск». 24 марта 2006 года на эллинге судостроительной фирмы «Алмаз» состоялась закладка третьего артиллерийского корабля «Махачкала». Военные корабли вошли в состав флота в 2007 и 2008 году соответственно.
История создания машины
По своей компоновочной схеме модель принадлежит к классу одномоторных расчалочных машин типа биплан. Основное отличие от своей базовой машины – наличие кабины наблюдателя в килевой части. Здесь располагается рабочее место метеоролога, не входящего в состав экипажа.
Корни АН 6 уходят в довоенное прошлое. Прототипом модели послужил проект СХ-1, разработанный в 1936 году, но так и не пошедший в серию. Это связано с невысокими скоростными характеристиками. Тихоходные машины были не очень востребованы в предвоенное время.
Только в 1945 году возникла идея об успешном использовании моделей с двухуровневым крылом. С учетом использования отдельных экземпляров машин, история конструкций самолетов в СССР еще никогда не была такой длинной для отдельно взятой модели.
Работы по конструированию АН 6 началась в марте 1948 года с пробного полета донорской машины в стандартной комплектации.
Первым летчиком предсерийного образца называют В.А. Диденко, он 21 марта 1948 года совершил полет на зондировщике атмосферы (ЗА) с новым двигателем АШ-62ИР и винтом АВ-911-21К.
Но задача не была выполнена, самолет поднялся только на высоту 5 км. Не хватало мощности двигателя, установленный мотор выдавал мощность 850 л. с. С учетом аварийной посадки в одном из последующих полетов в том же году, требовал доработки и привод управления двигателем.
Задание на создание высотного самолета получил ОКБ-153.
Боевое применение
7 октября 2015 года, в ходе военной операции России в Сирии, три МРК проекта 21631 («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг») и РК проекта 11661К «Дагестан» из акватории Каспийского моря обстреляли позиции террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ) в Сирии. Было произведено 26 пусков крылатых ракет морского базирования 3М14 «Калибр» по 11 наземным целям, находящимся на удалении около 1500 км.
20 октября 2015 года Каспийская флотилия нанесла второй удар по объектам ИГИЛ; в операции участвовали те же корабли, что и 7 октября. Четыре корабля выпустили 18 крылатых ракет «Калибр-НК» с фугасной боевой частью, поражены 7 целей.
19 августа 2016 года из района огневых позиций в восточной части Средиземного моря малыми ракетными кораблями Черноморского флота «Зеленый Дол» и «Серпухов» в ходе боевого маневрирования выполнено три пуска крылатых ракет морского базирования «Калибр» по целям террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» на территории Сирии.
Конструкция
Общий вид корабля
Общие характеристики
Полное водоизмещение – 949 тонн.
Длина – 74,1 м, ширина – 11 м, высота над ватерлинией – 6,57 м, осадка – 2,6 м.
Имеется частичное бронирование (орудийных башен, ходовой рубки и иллюминаторов).
Силовая установка
Четыре дизельных двигателя и два водомётных движителя. Мощность каждого из двигателей составляет 4350 л.с., или 3,2 МВт.
Первоначально проектом предусматривалась установка шестнадцатицилиндровых двигателей MTU 16V4000M90 компании MTU Friedrichshafen (Германия), однако из-за введения санкций против России поставка этих двигателей была отменена. Поэтому их заменили на четырёхтактные дизели с аккумуляторной топливной системой и турбонаддувом CHD622V20STC компании HND (КНР).
В дальнейшем, в соответствии с программой импортозамещения, на корабли планируется ставить аналогичные двигатели отечественного производства, изготовленные Коломенским заводом и Санкт-Петербургским предприятием “Звезда”.
Экипаж
Общая численность – 52 человека (офицеров, мичманов и матросов). Однако, учитывая высокую степень автоматизации, считается, что для управления кораблём и его боевыми системами достаточно экипажа в 29-36 человек.
Строительство
В тендере на строительство кораблей проекта 21631 участвовало девять судостроительных предприятий, выиграл его Зеленодольский ССЗ 17 мая 2010 года, а уже 28 мая был подписан контракт на строительство пяти кораблей данной серии.
Всего планировалось построить 8—10 кораблей этого проекта для пополнения корабельного состава Каспийской флотилии и Черноморского флота России. В дальнейшем появилась информация, что серия будет состоять из 9 кораблей — 3 для Каспийской флотилии и 6 для Черноморского флота.
На церемонии закладки головного корабля «Град Свияжск» присутствовали премьер-министр Республики Татарстан И. Ш. Халиков, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал В. В. Куликов, заместитель Начальника департамента ВМФ ФГУП «Рособоронэкспорт» В. Ю. Комаров, главный наблюдающий от ВМФ проекта 21631 С. Н. Михеев и другие.
22 июля 2011 года на предстапельной площадке цеха № 18 «Зеленодольского судостроительного завода им. А. М. Горького» был заложен первый серийный корабль проекта 21631 «Углич» (заводской № 632) — второй в серии.
В 2014 году, в связи с введением санкций против России, немецкая компания MTU в конце года приостановила поставку двигателей, предусмотренных проектом. Тем не менее, по словам представителя Зеленодольского ССЗ, «замена дизелям уже найдена и строительство кораблей приостанавливаться не будет».
Двигатели для этих кораблей стали поставлять Китай, «Коломенский завод» и завод «Звезда» из Санкт-Петербурга.
Военно-морской флот России до 2019 года получит порядка 10 МРК проекта 21631 «Буян-М», вооруженных крылатыми ракетами «Калибр».
В сентябре 2016 года, в ходе международного военно-технического форума «Армия-2016», между МО РФ и Зеленодольским судостроительным заводом был подписан контракт на постройку трёх дополнительных МРК «Буян-М». При этом предполагается, что корабли, закладка которых планируется на 2017 год, оснастят новой РЛС с активной фазированной решеткой и зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-СМ», который, по мнению проектировщиков, должен обеспечить кораблям достаточный уровень защищенности.
Энергетическая установка и ходовые качества
Главная энергетическая установка была двухвальная с расположением главных двигателей
в одном моторном отделении. В качестве главных двигателей использовались дизели типа
«М-50Ф» (ресурс до переборки 600 ч.) мощностью 1200 л.с. каждый. Электроэнергетическая
система переменного тока с напряжением в 380 В включала в себя два
автоматизированных дизель-генератора типа «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт, расположенные в
генераторном отделении.
На АКА 1204 применялась система дистанционного управления дизельными установками «Орион».
Охлаждение двигателей предусматривалось забортной водой. Однако у АКА 1204 на р. Амударье была
оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров были сварены регистры из труб, проходя
через которые вода из двигателей охлаждалась.
Два пути
Для участия в военно-морском параде с Каспия в Санкт-Петербург будут переброшены один или два корабля. Принципиальное решение в Минобороны уже принято, однако точный состав и маршрут будут утверждены позднее, рассказали «Известиям» источники в оборонном ведомстве. Сейчас в составе Каспийской флотилии числятся три малых артиллерийских корабля такого типа — «Астрахань», «Волгодонск» и «Махачкала».
Малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Махачкала» Каспийской флотилии ВМФ РФ
Источник изображения: Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков
На Балтику они могут попасть двумя путями — как морским, так и речным. В первом случае им придется подняться вверх по Волге, преодолеть Волго-Донской канал и выйти в Азовское море. Дальше корабли ждет Черное море и путь вокруг Европы.
Второй маршрут проходит по внутренним водным артериям России. Чтобы попасть из Астрахани в Санкт-Петербург МАК предстоит совершить переход по Волге, Рыбинскому водохранилищу, Ладожском и Онежскому озерам.
Скорее всего, будет выбран внутренний маршрут — такой переход займет меньше времени, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Для участия в парадах выбирают корабли первой линии, — рассказал «Известиям» эксперт. — Их экипажи полностью обучены и готовы выполнить любую боевую задачу. Во время перехода матросы и офицеры не загорают, а в обязательном порядке участвуют в учениях. Например, отрабатывают действия при отражении атаки в дневное и ночное время. Изучают особенности навигации в новых районах.
Речь идёт об отработке логистики и транспортных возможностей при переброске кораблей в Балтийский регион, полагает вице-президент Академии геополитических проблем полковник Владимир Анохин.
— Некоторые шлюзы по пути следования обветшали. Надо проверить все возможные слабые места, подготовить необходимую базу и создать условия для быстрой переброски сил, — рассказал он «Известиям». — Это можно считать проведением манёвров в связи с хорошим поводом — участием в параде. Причём учения будут совместные — гражданские станут латать дыры, а военные учиться проводить корабли.
Малый ракетный корабль «Зеленый Дол» (на первом плане)
Источник изображения: Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо
По мнению эксперта, в первую очередь, флотоводцы должны быть способны перенаправлять силы с юга на северо-запад. На Каспии все спокойно, а вот на Балтике есть корабли НАТО, поэтому переброска может стать непростой, но актуальной задачей. В случае необходимости, у России появится возможность усилить группировку на данном направлении, заключил Владимир Анохин.
На Западе пристально следят за такими походами. В частности, в 2016 году много шума вызвало путешествие вокруг Европы двух кораблей проекта «Буян-М» «Серпухов» и «Зеленый Дол»: представители европейских СМИ не ожидали увидеть у своих берегов носителей крылатых ракет «Калибр».
Ждет ли нас новая Цусима
Российские программы военного судостроения буксуют, зато устраиваются дорогостоящие военно-морские шоу
Каждый декабрь подводятся итоги года. Не обходит стороной этот обычай и Министерство обороны. Однако на сей раз военное ведомство начало подводить итоги 7 ноября. Могло показаться, что открытое заседание коллегии МО РФ, на котором оценивались результаты пятилетки 2012-2017 годов, приурочили к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Но это ошибочное впечатление. На самом деле повод имелся другой. Пять лет назад – 6 ноября 2012 года – Сергей Кужугетович Шойгу возглавил оборонное ведомство страны.
Технические характеристики
Основные характеристики машины выделяются такими показателями:
- общая длина – 12,8 м;
- габаритная высота – 4,68 м;
- размах крыла верхнего яруса – 18,17 м;
- размах крыла нижнего яруса – 14,23 м;
- общая площадь крыла – 46,8 м2;
- масса машины: снаряженная – 3,64 т, максимальная на взлете – 5,25 т.
Технические характеристики поставленной модели на конвейер в Киеве имеют следующие значения:
- Предельная дальность полета – 1,61 тыс. км.
- Время достижения высоты: до 7000 м за 33 мин.
- Высотный потолок стабильного полета – до 10 км.
- Показатели максимальной скорости: у земли – 234 км/ч, на высоте около 7000 м – 285 км/ч.
Следует отметить, что в рабочем режиме выполнения работы скорость поддерживалась на уровне 185 км/ч. Посадочная скорость составляет не менее 80 км/ч. Управляется самолет экипажем из двух человек.
С учетом простоты конструкции, легкости в обслуживании настоящая модель еще долгие годы служила по своему назначению. На основе этого самолета были разработаны самолет Ан-3 – противоаэростатный и АИ-25, который имел уже турбореактивный двигатель и потолок в 20 км.
К сожалению, они не пошли в серию, но оказали огромное влияние на дальнейшее развитие авиастроения.
Конструкция и вооружение
Малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Буян» построен по технологии «стелс», что выразилось в наличии больших фальшбортов, низких надстроек с плоскими поверхностями. Двери, люки и трапы скрыли внутри надстроек, а количество иллюминаторов вообще свели к миниумуму.
Силовая установка – два 4-хтактных дизеля М507Д. Каждый из них представляет собой 2 звездообразных отсека, включающих по 56 цилиндров, соединённых главной передачей. Согласно одним источникам, каждый дизель развивает мощность в 8000 л.с, другие называют цифру в 10000 сил. Моторы приводят в действия 2 водомётных движителя – до этого подобное решение в советском и российском ВМФ не применялось.
Главный калибр «Буяна» – 100 мм универсальное орудие, размещённое в башне, также выполненной по технологии «стелс». Артустановка А190 ведёт огонь по наземным и морским целям осколочно-фугасными снарядами, а зенитную стрельбу – снарядами с радиовзрывателем.
Два зенитных автомата АК-306, вооружённые 30 мм шестиствольными пушками АО-18, являются модификацией известной артустановки АК-630, которую пришлось облегчить для возможности размещения на малых кораблях. В частности, блок стволов у пушки вращается не встроенным газовым двигателем, а внешним электроприводом.
«Ракетная артиллерия» на «современных канонерках» представлена морской модификацией РСЗО «Град», включающей в себя 40 направляющих для запуска 122 мм реактивных снарядов. Артиллерийским огнём управляет система «Ласка», включающая в себя радар для сопровождения цели, лазерный дальномер и тепловизор. В качестве системы общего обнаружения используется радар 5П-26М, для навигации используется станция МР-231.
Зенитное вооружение «Буяна» представлено не только артиллерией. На нём установлен автоматизированный комплекс «Гибка», укомплектованный модулями «Стрелец» для запуска зенитных ракет «Игла». Кроме этого, корабль оснащён системой активной защиты ПК-10, выставляющей тепловые ловушки и дипольные отражатели. Наконец, на МАКе имеются тумбовые установки для 14,5 мм пулемётов КПВ.
Военные корабли до ХХ века
В античное время основная масса кораблей, приспособленных для каботажного плавания, разделялись по количеству рядов весел. Наличие большого количества гребцов, требовавших большое количество пищи, не способствовало развитию дальнего мореплавания.
С появлением паруса началось развитие флота и укрупнение судов. Вместе с развитием навигационных приборов и технологий развивался флот, к XV веку позволивший совершать первые крупные плавания через океаны.
Богатство Нового Света подстегнуло европейских кораблестроителей, и уже в XVIвеке начинает развиваться и усложняться конструкция боевых кораблей. Чуть позднее флот начнет делиться на классы и ранги.В то время главным критерием считалось либо количество орудий, либо парусное вооружение судна.
Вторая классификация делила корабли в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных парусов. Различались трехмачтовые и двухмачтовые парусники, а также одномачтовые разновидности совсем небольших судов, использовавшихся, как правило, для перевозки почты.
Названия корабли могли носить любые, связанные с личными именами, религиозной или географической составляющей. Бывали случаи, когда за особые заслуги имя корабля оставляли на флоте, хотя сам корабль мог и не существовать. На русском флоте самым ярким примером стал бриг «Меркурий» и несколько кораблей «Память Меркурия».
С появлением механизмов и переходом от паруса к машине многие названия типов судов укоренились и остаются до нашего времени. Главным отличием любого корабля стали размеры, водоизмещение или тоннаж. История пароходов, хоть и не насчитывала так много веков, как парус, но ярко вписала страницы во флотскую летопись.
https://youtube.com/watch?v=WOUsO4CO5DQ
Развитие техники свело на нет целые группы, когда-то грозных кораблей, и перевела классы в иные ранги. Так, к примеру, ХХ век показал слабость линейных кораблей перед авианесущими группами.Вторая мировая война вообще внесла крупные правки в картину боевых кораблей в мире. И если 300 лет назад фрегат был крупным судном, то сейчас он сошел до ступени сторожевых кораблей.
История создания
В середине 1966 года Министерство Оборонной Промышленности, осознало тот факт, что первое поколение противотанковых ракет не вписываются, в первую очередь, в стандарты показателей поражающей дальности того времени. Расстояние огневого контакта в 2.5 км признали недостаточным. Но, как говориться, лучше синица в руках, чем журавль в небе, вышеупомянутые ракеты на вооружение приняты были.
9К111 Фагот
Среди конструкторских бюро был объявлен конкурс, по результатам которого должен был появиться противотанковый ракетный комплекс второго поколения. Военные начальники хотели получить образец изготовленный, по принципу «дешево и качественно», и заявили конкурсантам о технических требованиях, которые желали видеть в окончательном варианте образца.
При этом военные хотели, чтобы технологичность процесса не требовала крупных денежных вложений.
В то же время материалы и технологии, используемые конструкторами при изготовке оборонной промышленности, явно не могли позволить изготовить ракету заданных параметров. И чтобы претворить в жизнь желания руководства требовалось, по меньшей мере, привлечь усилия волшебников.
ПТРК “Конкурс”
О целесообразности требований военных по отношению к производственным технологиям взялся объяснять полководцам представитель тульского КБ Приборостроения в своей презентации анализа их техзадания на ракету. После этого требования снизились. Сверхзвуковую скорость заменили дозвуковой, за счет чего уменьшился вес и денежные вложения в процесс изготовления. Разработку комплекса доверили тульскому заводу Приборостроения.
В состав инженерной команды разработчиков входили ценители музыкальных инструментов, потому что свою проецируемую модель они изначально назвали «Гобой». За основу взяли систему «Фагот» уже разработанную к тому времени.
Нововведения оказались настолько успешными, что на заводе перестали считать проект глубокой модернизацией «Фагота» и спустя год, в 1970 году, модели дали новое имя «Конкурс», воспринимая ее как отдельно сконструированный образец.
Испытания новой «танковой угрозы» шли еще три с половиной года. Конструкторы год от года оттачивали комплекс до состояния идеала. Как результат, после успешной демонстрации ПТРК «Конкурс» военным представителям, в начале 1974 года был издан приказ Министра Обороны о принятии комплекса на вооружение.
Описание конструкции
Корпус
Стальной корпус АКА пр. 1204 был гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе движителей. Кроме того, был увеличен запас общей прочности корпуса (1,75) и он был разделен водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков.
Деление на отсеки:
1. — форпик (0—4 шпангоут); 2. — кубрик мичманов (4—9 шпангоут); 3. — носовой артотсек (9—12 шпангоут); 4. — кубрик команды (12—17 шпангоут); 5. — командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоут); 6. — кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоут); 7. — отсек управления ПУД (25—29 ½ шпангоут); 8. — генераторный отсек (29 ½—33 шпангоут); 9. — моторное отделение (33—41 шпангоут); 10. — кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоут); 11. — камбуз (44—48 шпангоут); 12. — ахтерпик (48 шпангоут — транец).
Бронирование
У АКА пр. 1204 были забронированы следующие участки: ходовая рубка
(стенки 10 мм, крыша 4 мм),
борта
(броневой пояс толщиной 8 мм от 26 до 46 шп.) и палуба в районе моторного отделения и
поста
управления двигателями
(4 мм), танковая башня от ПТ-76Б (лоб 16 мм, стенки 16 мм, крыша 16 мм), барбет башни,
где
размещался боезапас
(16 мм), ЗПУ 2М-6 (7+7 мм), барбет ЗПУ (16 мм) и переборка на 26 шп (4 мм).
Деление кораблей в советских и российских ВМФ
Согласно международному морскому праву, каждый корабль попадает в свой определенный класс. Этими правилами, во избежание путаницы, пользовались советские моряки, а так же их правопреемники,корабли ВМФ России.
Согласно этим документам, самые крупные корабли входят в ударную группу, и это:
- авианосцы, в зависимости от тоннажа могут быть большие, средние и малые, соответственно различается и сила корабельной авиации на них;
- крейсера, также разнящиеся по водоизмещению, имеющие более разносторонние задачи, от охраны конвоев и авианосцев до перехвата судов противника и обстрела береговой линии;
- подводные корабли, часто превосходящие надводные по размерам и вооружению, разделяются по своему размеру и типу используемой энергетической установки;
- эскадренные миноносцы, осуществляющие разведку и охранение группы судов, несущие основное вооружение в виде мин и торпед;
- торпедные катера, большие из которых предназначены для атак крупных кораблей в составе эскадр, малые же действуют в прибрежной зоне;
- сторожевые корабли, предназначенные для боевого охранения конвоев и акватории порта или иного объекта.
Есть и более мелкое разделение этих классов судов, однако в каждой стране они имеют свои особенности и характеристики.
Второй большой подкласс включает в себя вспомогательные суда. Их можно условно разделить на несколько групп:
- плавучие базы, необходимые для пополнения всем необходимым в зависимости от специализации базы для каждого класса судов;
- суда снабжения, в отличие от баз более мобильные и скороходные, хотя цели и задачи перед ними ставятся те же, что и выше;
- ремонтные средства, плавучие мастерские, необходимые для ремонта судов в открытом море;
- корабли аварийно-спасательного обеспечения, разработанные для помощи как подводным, так и надводным кораблям в случае возникновения внештатных ситуаций;
- исследовательские корабли, проверяющие новые технические системы;
- учебные корабли, служащие для получения и освоения навыков нахождения в море;
- специальные корабли, испытывающие оружейные системы и комплексы для космических кораблей.
Экипажи кораблей обеспечения решают множество задач по поддержанию боеспособности основного флота. В ВМФ СССР существовала и система различий кораблей по названиям. Так, на Северном флоте долгое время существовало подразделение советских сторожевиков, известное как «Дивизион плохой погоды».
Первым в серии стало судно «Ураган», и в честь него последующие корабли того же класса, водоизмещения и вооружения получали «ненастные» имена. К примеру, волны Баренцева моря бороздили в разное время «Буря», «Метель», «Пурга» и другие корабли с похожими названиями.
На самих кораблях много лет существует деление по БЧ, или боевым частям, каждая из которых обозначает часть корабля и его назначение.