Комплекс С-125 – SA-3 GOA

Модификации ЗРК С-125

Для ПВО СССР

С-125 «Нева» — (1961) базовый комплекс, оснащался ракетами В-600П (5В24) с дальностью до 16 км.

С-125М «Нева-М» — (1970) развитие комплекса с ракетами В-601П (5В27) дальностью до 22 км.

С-125М1 «Нева-М1» — (1978) модернизированный вариант С-125М с улучшенной помехозащищённостью и оснащением ракетами В-601ПД (5В27Д) с возможностью стрельбы вдогон.

Для ВМФ СССР

М-1 «Волна» — (1962) аналог комплекса С-125 «Нева» корабельного базирования.

М-1М «Волна-М» — (1964) аналог комплекса С-125М «Нева-М» с оснащением с ракетами В-601П (5В27).

М-1П «Волна-П» — (1974—1976) модернизированный вариант с улучшением помехозащищённости, систем управления и добавлением телесистемы 9Ш33.

М-1Н «Волна-Н» — (после 1976) дальнейшая модернизация комплекса для борьбы с низколетящими ПКР, оснащался ракетами В-601М.

Экспортные

С-125 «Печора» — экспортный вариант комплекса С-125 «Нева».

С-125М «Печора-М» — экспортный вариант комплекса С-125М «Нева-М».

С-125 Печора-2М — самоходный вариант (поставлен в ряд стран).

ЗРК С-125-2Т «Печора-2Т»

История

ЗУР индекса 5В27Д ЗРК С-125М

Предпосылки создания

Первые зенитные ракетные системы С-25, С-75, «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», разработанные в СССР и США, успешно решали основную задачу, поставленную при их создании, — обеспечить поражение высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и сложных для осуществления перехвата истребительной авиацией. При этом в полигонных условиях была достигнута столь высокая эффективность применения нового оружия, что у заказчиков возникло вполне обоснованное стремление обеспечить возможность его применения во всем диапазоне скоростей и высот, на котором могла действовать авиация вероятного противника. Между тем минимальная высота зон поражения комплексов С-25 и С-75 составляла 3—5 км, что соответствовало тактико-техническим требованиям, сформированным в начале 1950-х годов. Результаты анализа возможного хода предстоящих военных операций указывали на то, что по мере насыщения обороны этими зенитными ракетными комплексами ударная авиация может перейти к действиям на малых высотах.

Разработка

В СССР работы над первым маловысотным ЗРК были начаты осенью 1955 года, когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию руководитель КБ-1 А. А. Расплетин поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для её решения лабораторию во главе с Ю. Н. Фигуровским.

Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 метров, дальности до 12 километров, и создавалась с учётом обеспечения мобильности всех её составляющих — зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.

Экспортные контракты[править]

В конце декабря 2008 года вступил в силу контракт на поставку российской стороной модернизированных комплексов ПВО “Печора-2М” в Египет, Сирию, Ливию, Мьянму, Вьетнам, Венесуэлу и Туркмению. Общая стоимость поставок — около $250 млн.

Объём международного рынка модернизированных ЗРК С-125 оценивается в 500 комплексов.

В 2019 году Украина подписала контракт на $30 млн с Турецкой стороной на поставку двух зенитно-ракетных комплексов типа С-125, после их модернизации в компании “Аэротехника-МЛ” до уровня С-125М1 “Печора-M1”, предположительно для использования в Ливии. Данные комплексы, помимо модернизации электронной начинки, должны были быть перемонтированы на автомобильные платформы семейства КрАЗ, вместо ранее использовавшихся ЗИЛ-131. Также возможно, что по данному контракту предполагалась поставка дополнительных комплексов этого типа для развёртывания вблизи авиабазы “Эль-Ватыя”, взамен ранее уничтоженных комплексов MIM-23 Hawk. В январе 2020 года, после смены руководства в ГК “Укроборонпром”, украинская сторона предложила переподписание контракта уже от лица компании “Техимпекс”, на балансе которой значились закупленные комплексы за $200 000 за штуку в 2016 году в Молдове, обозначенные как нерабочие. Турецкая сторона отказалась от подписания данного контракта. Предположительно в это время Турция рассчитывала получить российско-белорусские комплексы, модернизированные до уровня С-125-2ТМ “Печора-2ТМ”. Тем не менее 8 июля 2020 года стало известно, что украинская сторона продала Турции 6 батарей ЗРК С-125, предположительно модернизированных до уровня С-125-2Д “Печора-2Д”. В конце сентября первая партия данных комплексов была поставлена.

5. История

Разработка первых зенитных ракетных средств, способных бороться с маловысотными целями, была начата в США в июне 1954 года американской фирмой «Рейтеон» в рамках исследований системы оружия «Хок». Первый экспериментальный образец ракеты «Хок» был выпущен в 1956 году, а полномасштабные испытания системы развернулись в 1957 году. В процессе этих испытаний была продемонстрирована возможность уничтожения воздушных целей на высотах менее 30 м. В 1959 году. началось серийное производство этой системы, а в июне этого же года было сформировано первое войсковое подразделение, вооруженное ракетами «Хок».

В нашей стране начало работ над первым маловысотным ЗРК следует отнести к осени 1955 года, когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию руководитель КБ-1 А. А. Расплетин поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для ее решения лабораторию во главе с Ю. Н. Фигуровским.

Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 м на дальности до 12 км, и создавалась с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих — зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.

Классификация модификаций ЗРК типа С–75

Станция наведения ракет СНР–75В зенитного ракетного комплекса С–75М одного из египетских зенитных ракетных дивизионов. Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSEЭтапы модернизации ЗРК С–75МЭкраны индикаторов блока И32В (офицера наведения). ВМ, ГМ — горизонтальные и вертикальные метки. В перекрестии ГМ и ВМ — отметка от цели. На правом экране (дальность–азимут изображен растр РД–75 с отметкой от цели). В нижней части экрана изображены ИЖС — индикация ждущих стробов. Метки прибора пуска АПП–75В: rв — точка встречи, rдп — дальняя граница зоны на пассивном участке, rд — дальняя граница зоны поражения, rб — ближняя граница зоны поражения. Графика Юлии ГореловойI этап модернизации ЗРК С–75МцII этап модернизации — ЗРК С–75М2Экраны индикаторов блока И32В (офицера наведения). В передающих устройствах поднято высокое напряжение, переключатель «антенна–эквивалент» находится в положении «антенна», на экранах отображены отражения от местных предметов и водонасыщенных облаков, в перекрестии ВМ и ГМ — сигнал от цели. Графика Юлии ГореловойОбъем доработок станции наведения ракет РСН–75ВЭкраны индикаторов блока И32В (офицера наведения). Ведется обстрел цели тремя ракетами. Метки прибора пуска АПП–75В находятся в следующем положении: rв — точка встречи пересекла метку rд (дальняя граница зоны поражения), пущены три ракеты, первая ЗУР в очереди находится за 5 км от цели. Графика Юлии ГореловойIII этап модернизации — ЗРК С–75М3Аппаратура двухканального приема (шифрГШВ)Стартовая позиция египетского зенитного ракетного комплекса С–75. Пусковая установка СМ–90 с ракетой типа В–755. Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSEСредства радиозащиты комплекса от снарядов, самонаводящихся на источник радиоизлученияВыводы по этапам модернизации222ц

Боевое применение

Война на истощение

Обломок израильского истребителя «Фантом» в музее войск ПВО, сбитого советским ЗРК С-125 в 1970 году

После бомбардировок Израилем военных объектов[источник не указан 105 дней] на территории Египта весной 1970 года для защиты воздушного пространства была передислоцирована советская 18-я особая зенитно-ракетная дивизия.

В Египте в марте-июле 1970 года советскими дивизионами ЗРК С-125 в 17 стрельбах (расход 35 ракет) было сбито 9 израильских и 1 египетский самолёты.

Как указывал израильский ветеран Эмануэль Сакал, появление ЗРК С-125 поменяло ситуацию радикально. Министр обороны Израиля заявил, что ВВС были не в состоянии уничтожить зенитно-ракетные комплексы. В результате действий советских зенитчиков ВВС Израиля утратили превосходство в воздухе над западным берегом Суэцкого канала. Под прикрытием советских зенитчиков египтяне продвинулись вперёд на 20 километров, что позволило артиллерии под прикрытием зенитчиков обстреливать опорные пункты линии Бар Лева, а египетским зенитчикам атаковать израильские самолёты над Синаем.

Война Судного дня

По арабским данным ЗРК С-125 Египта во время Войны Судного дня с Израилем в октябре 1973 года в 61 стрельбе (расход 174 ракеты) был сбит 21 самолёт, ЗРК С-125 Сирии в 72 стрельбах (расход 131 ракета) — 33 самолёта.

По российским данным, всего арабскими С-125 было сбито 3 израильских самолёта.

Израиль же подтвердил что от огня С-125 потерял 6 самолётов.

Инцидент над Армянской ССР в 1976 году

24 августа 1976 года истребитель-разведчик RF-5A Freedom Fighter ВВС Турции в ходе проведения разведки пересёк армянскую территорию, следуя на высоте 7600 метров. Пусками расчёта советского ЗРК С-125 нарушитель был сбит, обломки сбитого истребителя рухнули на турецкой территории, там же и приземлился катапультировавшийся турецкий пилот старший лейтенант Сахир Бесерен.

Ирано-иракская война

Применялся Ираком против вторжений иранской авиации с середины 1980 года и последующей далее ирано-иракской войны. Первый самолёт (F-5E) был сбит 25 июня 1980 года, после нарушения иракской границы, пилот погиб.

Обломки американского истребителя F-16, сбитого иракским ЗРК С-125 в 1991 году

Война в Югославии

Применялся сербской стороной во время войны в Югославии 1999 года.

27 марта 1999 года, в 20:55, над Югославией югославский ЗРК С-125М «Печора» 3-й батареи 250-й ракетной бригады ВВС и войск ПВО Сербии под командованием полковника Золтана Дани двумя ракетами 5В27 впервые в мире сбил американский малозаметный самолёт F-117, в 32 км от Белграда и 13 км от пусковой установки.

2 мая 1999 года ЗРК С-125М сбил американский истребитель F-16CG (с/н 88-0550), пилот катапультировался.

В целом югославские С-125 сбили два самолёта НАТО, израсходовав 188 ракет. Кроме того, 120 зенитных ракет В-601П уничтожены авиацией НАТО на складах.

Гражданская война в Сирии

17 марта 2015 года сирийский С-125 сбил американский БПЛА MQ-1 Predator, вторгнувшийся в воздушное пространство Сирии.

14 апреля 2018 года Сирийские ПВО использовали комплексы С-125 для отражения ракетного удара США, Британии и Франции в 2018 году. Согласно официальным данным Министерства обороны России, всего США и их союзниками было применено 103 крылатые ракеты, из которых сирийскими средствами ПВО, успешно перехвачена 71 крылатая ракета. В отражении ракетного удара были задействованы средства ПВО С-125, С-200, «Бук», «Квадрат», «Оса», «Стрела-10» и «Панцирь-С1», при этом ЗРК С-125 было выпущено 13 ракет, поражено 5 целей. Согласно официальным данными Министерства обороны США, ни одна из атакующих ракет поражена не была, а большинство пусков зенитных ракет были произведены уже после того, как крылатые ракеты достигли цели.

На вооружении

Известно о портфеле заказов на Панцирь-С1 объёмом $2,5 миллиарда. Исходя из стоимости каждого ЗРПК, это означает общий заказ более 175 единиц.

  • Алжир — 12 комплексов Панцирь-С1Э и 250 ЗУР 9М331 поставлены в 2012 году, всего заказано 38 комплексов Панцирь-С1Э и 750 единиц 9М311 в 2006 году (Сумма контракта: более $500 млн.).
  • Бразилия — в феврале 2013 год подписано соглашение о намерении в будущем закупить несколько батарей «Панцирь-С1» (от 12 до 18 комплексов)
  • Иран — 10 комплексов Панцирь-С1Э, по состоянию на 2012 год
  • Марокко — заказано 50 комплексов Панцирь-С1Э.
  • Бразилия — намерена приобрести комплексы Панцирь-С1.
  • ОАЭ — 44 комплекса Панцирь-С1Э и 1000 единиц 9М311 поставлены из России в период с 2009 по 2011 годы (первоначально, первая поставка планировалась на 2003 год). Снабжение осуществляется в рамках контракта 2000 года, который предусматривает поставку 50 единиц 96К6 и 1000 ракет к ним. Сумма контракта составляет 800 млн.$ (включая частичное финансирование разработки).
  • Оман — до 12 комплексов Панцирь-С1Э, по состоянию на 2012 год
  • Россия — 28 комплексов на сентябрь 2013. (10 в 2010, 6+6 в 2012 году) (6 в 2013)
  • Сирия — 36 комплексов 96К6 и 700 единиц 9М311 поставлено из России в период с 2008 по 2011 годы. Снабжение осуществляется в рамках контракта 2006 года, который предусматривает поставку до 50 комплексов 96К6 и до 700 ракет к ним.

Конструкция Панцирь-С1

Локационная система

3 локатора:

– Радар раннего обнаружения и целеуказания типа ФАР (дм-диапазон), по азимуту 360 град, по вертикали согласно применяемому режиму.- Радары сопровождения и наведения: поле зрения (см-диапазон) — горизонталь 0–60° или 26–82° (2 режима). Миллиметровый диапазон совместно. По азимуту ± 45° и за счёт вращения круговой обзор.- Поле зрения пассивного оптического локатора в составе радаров сопровождения и наведения 1,8 × 2,7 град. Вертикаль — от −5 до +82 град с учётом движения радаром. Скорость наведения максимальная — не менее 100 град/с.

«Панцирь-С1» (в центре радар сопровождения целей) — две двуствольные зенитные пушки и 12 ракет земля-воздух, готовых к запуску

Система обнаружения, сопровождения и управления огнём

Система управления огнём комплекса «Панцирь-С1» включает РЛС (на основе ФАР) обнаружения и РЛС сопровождения. Эти радары сопровождают как цели, так и ракеты земля-воздух, запускаемые комплексом.

Радиолокационная станция 1РС1-1Е обнаружения целей дм-диапазона создана в ВНИИРТ. Для целей с эффективной площадью рассеяния 2 м² дальность обнаружения равна 32-36 км. Наибольшая дальность обнаружения 80 км.

Кроме радара, система управления огнём также содержит оптико-электронный комплекс с длинноволновым приёмником излучения (инфракрасный пеленгатор), а также осуществляет цифровую обработку сигналов и автоматическое сопровождение цели. Вся система может работать полностью автоматически.

РЛС 1РС2-Е «Шлем». Основа станции — двухдиапазонная РЛС (см+мм), обеспечивающая работу ЗРПК (в том числе и в движении) по широкому классу целей — самолётам, вертолётам (в том числе находящимся в режиме «висения»), дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам (ДПЛА), высокоточному оружию, подвижным наземным объектам. Локатор миллиметрового диапазона обеспечивает обнаружение и поражение целей с ЭПР 0,1 м² на дальности 20 км. Захват цели с ЭПР 2 м² обеспечивается всей РЛС на дальности 30 км. Наибольшая дальность 36 км.

ОЭС служит и для обнаружения целей и для их сопровождения и наведения ракет в оптическом и тепловом диапазоне частот. ОЭС сопровождает цель, используя ИК-диапазон 3-5 мкм, что обеспечивает всесуточное использование ракетного вооружения в оптическом режиме работы. Дальность автосопровождения (при дальности метеовидимости 10 км) составляет: самолёта F-16 — 17-26 км; ПРР HARM — 13-15 км. Только ОЭС служит для стрельбы по морским и наземным целям.

Два независимых средства наведения — радар и оптико-электронная система — позволяют осуществлять захват четырёх целей одновременно.

Время реакции комплекса 4-6 секунд. 1,5 секунды между пусками ракет как и захватами целей системой, это мировой рекорд. Сектор работы для ОЭС от −5° до +82° по вертикали, с учётом значительной физической высоты расположения прицельного комплекса ОЭС это расширяет поле для раннего обнаружения сверхмаловысотных, морских и наземных целей.

Для обеспечения помехозащищённости система связи меняет частоту 3500 скачков/с по псевдослучайному закону в широком диапазоне.

Ракета

Официальные данные разработчика: ракета высокоманёвренная, с малым временем разгонного участка, малым снижением скорости за счёт бикалиберной схемы (разгонный блок отстреливается и калибр ракеты резко уменьшается, что снижает потери на аэродинамическое сопротивление), миниатюрная электроника, взрыватель контактный и неконтактный.

Ракета 57Э6Е, экспортная 57Э6-Е (обе: высота 15, дальность 20, до 2006 г. до 18 км по дальности), и 9М335 (высота 8, дальность 12). С 2010 принят на вооружение вариант с 57Э6Е (высота поражения в 10 км была до этого года, однако нет точных данных в каком году). Минимальная высота цели для ракеты 15 м, радиус срабатывания неконтактного взрывателя 7-9 м. Для прежнего варианта обеспечивалась для цели типа самолёт тактической авиации, включая малозаметные, движущиеся с скоростью 500 м/с и идущие на высоте 10 км.

Ракета хранится без проверок 15 лет.

Ракета обеспечивает поражение целей с ЭПР 0,1-0,3 метра на дальности 20 км и эффективное поражение всех типов перспективных средств воздушного нападения, в первую очередь высокоточного оружия со скоростями полёта до 1000 м/с и минимальной эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 0,03 – 0,06 м², с вероятностью не менее 0,7 одной ракетой.

К 2017 будет завершена разработка Панцирь-СМ с возможностью эффективного поражения баллистических целей.

Экспортный потенциал

«Антей-4000» — это по сути подготовленная для продажи за рубеж система С-300В4. И эксперты не исключают, что на выставке «Армия-2020» уже могут быть заключены первые контракты. Об экспортном потенциале «Антея-4000» «Армейскому стандарту» рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов:

— На Форуме «Армия-2020» Концерн ВКО представил экспортный вариант зенитной ракетной системы большой дальности «Антей-4000». Данная система создана на базе серийно выпускаемой системы С-300В4, которая в этом году впервые участвовала на параде в честь Дня Победы в Москве.

Концерн последовательно продвигает на экспорт все свои современные разработки, включая системы большой дальности. «Антей-4000» имеет улучшенные тактико-технические характеристики, по сравнению с системой «Антей-2500».

Главная особенность — это возможность перехвата баллистических ракет с дальностью пуска до 4 тысяч километров. По сути, это оптимальный вариант системы нестратегической ПРО, в которой заинтересованы многие страны за рубежом.

Но «Антей-4000» еще и крайне эффективно борется с авиационными целями на больших дистанциях. Так что такого сочетания качеств в аналогах за рубежом не имеется.

С высокой вероятностью эта система может заинтересовать наших партнеров по линии военно-технического сотрудничества как в странах Ближнего Востока и Северной Африки, так в Юго-Восточной Азии.

В первую очередь, она будет привлекать за счет своих противоракетных возможностей. Стоит вспомнить, что зенитная ракетная система С-300В разработки Вениамина Павловича Ефремова в конце 1980-х годов обеспечила надежную комплексную защиту сухопутных войск от всех видов угроз, включая такие непростые цели, как баллистические ракеты «Першинг» и «Першинг-2».

Современная система «Антей-4000» не только унаследовала эти возможности, но и стала еще более эффективной благодаря современной электронной компонентной базе, новым материалам и техническим решениям.

Состав комплекса, его ТТХ и возможности

ЗРК «Оса» это не только пусковая установка с ракетами, это сложная боевая система, состоящая из нескольких элементов:

  1. Пусковая установка 4 ракет на многоцелевом шасси, на ней же установлена РЛС наведения, а также другое оборудование необходимое для наводки и стрельбы.
  2. Транспортёр боеприпасов, с оборудованием для перезарядки пусковых труб комплекса «Оса». На нем же укладка 8 дополнительных ракет для перезарядки.
  3. Средства технического контроля и обслуживания на самоходном шасси.

Любая погода не может помешать «Осе» опознать и двумя пусками ЗУР за несколько секунд уничтожить ЛА противника на любой высоте.

Аппаратуру на марше питает газотурбинный агрегат 9И120, на постоянной ОП — двигатель.

На трехосное шасси БАЗ-5937 установлен дизель. Водные преграды преодолевает с помощью водомета. Средства навигации обеспечивают топографическую привязку ОП и прокладку маршрута при перемещениях.

Габариты позволяют транспортировку Ж\Д платформами и военно-транспортным Ил-76.

На гусеничном самоходном шасси смонтированы:

  1. СОЦ, система служащая для обнаружения летательных аппаратов противника.
  2. ССЦ, РЛС сопровождения, её задача в контроле и сборе информации о цели противника для определения её направления и параметров движения.
  3. СРП, компьютер, задача которого обработка информации и определение параметров запуска боевой ракеты для уничтожения цели.
  4. ЗУР модели 9М33, они должны стартовав по указанной программе достичь и уничтожить цель в заданном квадрате.

Тактико — технические характеристики комплекса изложены в таблице:

9К33
КлассификацияЗенитный ракетный комплекс
Боевая масса18 т
Экипаж5 человек
История
Cтрана производительСССР
Годы производства 1970…1975 1970…1975 1980…19889К33 9К33М2 9К33М3
Годы эксплуатациис 1971
Количество выпущенныхболее 1200 шт.
Основные операторыСССР, РФ, Украина, Белоруссия
Размеры
Длина корпуса9140 мм
Ширина2750 мм
Высота4200 (с опущенным радаром)
Вооружение
Дальность стрельбы1,5 …10 км
Другое вооружение4 х ЗУР 9М33 (6 ЗУР на модификациях)
Подвижность
Тип двигателя5Д20Б-300Б
Мощность двигателя300 л.с.
Скорость по шоссе70 км\ч
Скорость35 по бездорожью 7…10 на плаву
Запас хода по шоссе500 км
Колёсная формула6х6
Тип подвескииндивидуальная, торсионная на поперечных рычагах
Преодолеваемый бродплавает

За успешное выполнение задания многих участников постройки новейшего ЗРК наградили Ленинской и Государственной премиями СССР.

Не представляют опасности

Опрошенные RT эксперты назвали «Печору» превосходным оружием времён холодной войны. Однако в современных условиях даже модернизированная версия С-125 не может обеспечить необходимый уровень боевой эффективности. Украинская «Печора» уязвима для комплексов радиоэлектронного подавления и почти всех современных средств огневого поражения.

Директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов полагает, что модернизированная версия «Печоры» способна доставить неприятности только самолётам предыдущего поколения. В разговоре с RT он отметил, что нынешние средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которыми вооружена российская армия, могут легко вывести из строя электронику украинского комплекса.

По его словам, кабина украинского С-125 внешне выглядит ультрасовременно. Например, пуск ракеты оператор осуществляет нажатием клавиши компьютерной мышки (на обновлённых российских ЗРК конструкторы сохранили кнопочный вариант пуска. — RT). Однако система управления комплексом осталась аналоговая (на более современных ЗРК используется цифровая). В связи с этим помехозащищённость перед РЭБ у «Печоры» крайне слабая.

«Украинский С-125 станет не только лёгкой жертвой РЭБ. Без труда он может быть уничтожен как с земли, так и с воздуха. Причина заключается в том, что на развёртывание комплекса уходит порядка 20 минут. Это непозволительно много для современной войны. Для сравнения: российские ЗРК приводятся в боевое состояние в пределах пяти минут», — отметил Кнутов.

Пуск ракеты украинского ЗРК С-125

Кроме того, собеседник RT сомневается, что украинские конструкторы смогли радикально улучшить тактико-технические характеристики ЗУР. По его мнению, увеличение дальности поражения целей, скорее всего, привело к ухудшению показателей точности.

«С-125 — эффективное оружие против малоподвижных целей. В зависимости от расстояния вероятность поражения таких целей двумя ракетами может достигать 96%, но на расстоянии в 40 км вряд ли будет превышать и 30%. Недооценивать «Печору» в любом случае нельзя, но её век как средства ПВО уже прошёл», — сказал Кнутов.

Описание

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 «Печора» разрабатывался как комплекс для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20—18000 метров, на дальностях 3,5-25 км.

При проектировании С-125 главной задачей была необходимость получения достаточной точности наведения ракет в условиях отражений от земной поверхности. Для этого используется сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для приёма эхо сигналов цели и сигналов ответчиков ракет, а для зондирования цели используется узкий луч, формируемый отдельной антенной, что обеспечивает использование «разностного» метода наведения ракет.

Ракета для ЗРС С-125, разработанная в МКБ «Факел», двухступенчатая, стартовый ускоритель и маршевый двигатель твердотопливные.

ЗРК С-125 «Печора» поступил на вооружение в 1961 году и обеспечивал обстрел одной цели, летящей со скоростью до 560 м/с, двумя ракетами, с вероятностью поражения цели до 0,98.

За время эксплуатации неоднократно проводилась модернизация аппаратуры ЗРК.

Пуск ракет

Старт ракеты осуществляется с пусковой установки (ПУ) 5П73, которая наводится по углу места и азимуту. Четырехбалочная перевозимая пусковая установка была спроектирована в Конструкторском бюро специального машиностроения под руководством Б.С. Коробова. Без ходовой части и газоотражателей она может транспортироваться автомобилем ЯАЗ-214.

При стрельбе по низколетящим целям минимальный стартовый угол ракеты составляет 9°. Чтобы избежать эрозии грунта, вокруг пусковой установки настилали многосекционное круговое резино-металлическое покрытие. ПУ заряжается последовательно, с помощью двух транспортно-заряжающих машин, построенных на базе автомобилей ЗиЛ-131 или Зил-157, обладающих повышенной проходимостью.

Электропитание станции осуществлялось с помощью передвижной дизель-электрической станции, смонтированной в кузове автомобильного прицепа. Станции разведки и целеуказания тип П-12НМ и П-15 комплектовались автономными источниками электроэнергии АД-10-Т230.

Государственная принадлежность летательных аппаратов определялась с помощью аппаратуры государственного опознавания «свой-чужой».

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий