Изменение планов
Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 22 мая 1974 года, ввиду необходимости в скорейшем усилении ПВО танковыми дивизиями с наращиванием полков «Куб», которые входят в эти дивизии, предписано создать комплекс “Бук” в два этапа. В первую очередь необходимо было быстрыми темпами разработать управляемую зенитную ракету и огневую самоходную установку комплекса, которая могла бы запускать ракеты 9М38, а также 3М9М3 уже существующего комплекса «Куб-М3». Потом уже на этой базе должны были создать “Бук” — ракетный комплекс нового поколения. И в сентябре 1974 года обеспечить его участие в совместных испытаниях. Но, независимо от этого, ранее назначенные сроки должны были полностью соблюдаться.
«Способствуют укреплению потенциала»
По мнению экспертов, с появлением ракеты «Стрела 9М333» серьёзно возрастёт боевой потенциал комплекса «Стрела-10МН». Кроме того, эта система ПВО превзойдёт по возможностям мобильную зенитную установку «Гибка-С», которая монтируется на бронемашины «Тигр-М».
Это средство противовоздушной обороны также предназначено для эксплуатации в частях Сухопутных войск РФ и ВДВ с целью прикрытия наземных группировок. Ракеты в нём наводятся по лазерному лучу.
По мнению экспертов, главная специализация установки «Гибка-С» — борьба с беспилотниками, тогда как «Стрела-10МН» представляет собой универсальное оружие.
В комментарии RT главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко подчеркнул, что «Стрела-10МН» повысит эффективность и точность огня. Он отметил, что модернизация арсенала ПВО — это часть политики Минобороны по увеличению доли современных образцов в российской армии.
Состав комплекса
Пуск ракеты УЗРК «Шторм» с БПК проекта 1134А
На всех вооружённых УЗРК «Шторм» кораблях устанавливалось по два комплекса, чаще всего размещённых по носу и корме. В состав каждого зенитного комплекса «Шторм» входила система управления «Гром», боекомплект из 24, 36 или 48 твёрдотопливных ракет В-611, стабилизированная двухбалочная поворотная пусковая установка с устройствами хранения, подачи и заряжания ракет, а также система дистанционного управления, аппаратура регламентного контроля «Гранка», комплект гидравлики А-82 и система групповой стабилизации «Надир».
Каждый пост СУ «Гром» имел два помехозащищённых радиолокационных канала самонаведения по одной цели, использующих моноимпульсный метод пеленгации. Поворотный антенный пост нёс пять антенн: нижние параболические решетчатые антенны в передней части служили для сопровождения цели, две верхние — для сопровождения ЗУР, а между ними находилась рупорная антенна передачи команд. Цель, принятая по линиям целеуказания, непрерывно сопровождается двухканальной системой управления по отраженным от цели сигналам. По данным сопровождения вырабатываются углы наведения ПУ и координаты упреждённой точки встречи ракеты с целью. После пуска на борт каждой ракеты по линии передач команд передаются импульсы запроса, на которые ответчик бортовой аппаратуры ракет даёт ответные сигналы. По этим сигналам идёт непрерывное сопровождение ракеты и выработка команд наведения двух ракет на одну цель. При необходимости система управления позволяла стрелять ракетой не только по воздушным, но и по надводным целям, а достаточно большая масса и мощная БЧ ракеты при попадании гарантировали существенные повреждения любому небольшому кораблю вплоть до фрегата. На кораблях, вооружённых противолодочным комплексом «Метель», система управления ЗРК «Шторм» использовалась также для управления в полёте ракето-торпедами комплекса «Метель».
Носовая ПУ ЗРК «Шторм-М» на БПК «Керчь», сентябрь 2014 года. На заднем плане – АП системы управления «Гром-М»
Разработанная в КБ «Факел» зенитная управляемая ракета В-611 (другое обозначение 4К60) комплекса «Шторм» была одноступенчатой, твёрдотопливной. При стартовой массе в 1844 кг ракета несла осколочно-фугасную боевую часть массой 120 кг. оснащалась неконтактным взрывателем, срабатывающим при сближении с целью; допускался промах по воздушной цели до 40 м, при подрыве на такой дальности цель всё равно гарантированно поражалась. Аэродинамическая схема ракеты — нормальная, с расположением хвостового оперения позади Х-образного крыла. Максимальная скорость ракеты — 3М (около 1200 м/с), дальность по горизонту — от 4 до 22 км, досягаемость по высоте — от 50 до 15000 м. ЗУР хранились в погребах боезапаса в полностью боеготовом состоянии, что сокращало время на подготовку к стрельбе. С каждой пусковой установки можно было стрелять одной или сразу парой ракет, потом перезаряжая установку; на подготовку первого пуска требовалось 3 минуты 40 секунд, а интервал между пусками каждой очередной пары составлял 40 с.
В первоначальном варианте, сконструированном для крейсеров, ракеты хранились в двухъярусном погребе, на каждом ярусе было по четыре шестизарядных барабана — всего, таким образом, боекомплект одного ЗРК составлял 48 ракет. Для этого варианта была разработана поворотная стабилизированная двухбалочная пусковая установка типа Б-189. Специальные механизмы подавали очередную пару ракет из барабана на линию заряжания при вертикальном положении направляющих, потом ПУ разворачивалась и была готова к стрельбе. Для БПК проекта 1134А предназначался вариант одноярусного хранения ракет — 4 шестизарядных барабана, всего 24 ракеты на каждый комплекс. Пусковая установка этого варианта носила обозначение Б-187А. На БПК проекта 1134Б применили конвейерную систему подачи и хранения боезапаса, что позволило разместить в сопоставимом объёме уже не 24, а 36 ракет; в перегрузку возможно было взять до 40 ракет на каждый ЗРК. С устройством хранения конвейерного типа применялась пусковая установка модели Б-192.
История создания
Изначально велась полемика о разработке только проекта 9К37, однако с течением времени военными инженерами были предложены более мощные модификации. Их целью было поражение до 24 объектов одновременно. Проекту «Бук М2» (фото комплекса можно увидеть в этой статье) был дан старт. За первый год разработок русским конструкторам удалось добиться удивительных результатов. Некогда неуязвимые самолеты F-15 стали для 9К317 простой мишенью даже на расстоянии в 40 км. Дальность поражения крылатых ракет повысилась до 26 км. Одним из главных преимуществ комплекса было время его развертывания и обстрела. Первый показатель составил всего 5 минут, а темп огня — 4 секунды по 1 снаряду со скоростью до 1100 м/с. Такой комплекс сразу был принят на вооружение Советского Союза. Тем не менее, с начала 1990-х широкое производство было остановлено из-за тяжелой экономической ситуации в стране после развала СССР. В 2008 году ЗРК вступил в ряды российских ПВО.
Прикрыть важнейшие объекты
«Триумф» является объектовой системой ПВО. С-400 предназначен для частичной замены в войсках семейства многоканальных ЗРК С-300ПМ. В то же время уникальный комплекс нередко пополняет состав уже существующих соединений ПВО.
По информации Минобороны, С-400 предназначен для защиты важнейших стратегических объектов от массированного воздушного удара противника. Комплекс способен уничтожать все аэродинамические цели, летящие со скоростью до 4,8 км/с.
Также по теме
«Триумф» дедолларизации: почему контракт на поставку С-400 Индии заключён в рублях
Россия и Индия подписали контракт на поставку зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф» в рублях, сообщил вице-премьер РФ…
Возможности С-400 позволяют поражать все известные средства авиации (беспилотники, истребители пятого поколения с технологией «стелс», самолёты-разведчики), современные оперативно-тактические ракеты, включая знаменитые американские «Томагавки».
В СМИ можно встретить утверждение, что С-400 способен перехватывать боевые блоки баллистических ракет на дальности до 60 км, однако Корнев отметил, что речь не идёт о межконтинентальных баллистических ракетах (МБР). По его словам, «Триумфу» не под силу поражать маневрирующие боевые блоки, летящие на финальном участке с гиперзвуковой скоростью. В этом заключается единственный недостаток российской системы.
Радиолокационные средства «Триумфа» в зависимости от метеоусловий могут обнаруживать цели на дальности до 600 км. Дальность поражения летающих аппаратов и ракет противника составляет от 1 км до 200—250 км.
В октябре агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщило о принятии на вооружение двухступенчатой твердотопливной сверхдальней ракеты 40Н6 разработки МКБ «Факел» (Химки). В составе С-400 она способна сбивать цели на дальности до 380—400 км.
Главная особенность ракеты заключается в наличии радиолокационной головки самонаведения (ГСН). Она способна находить и преследовать цель независимо от наземных средств, которые зачастую не могут подсвечивать объект поражения на дальности свыше 200 км.
Подготовка С-400 к испытаниям
«Скорее всего, 40Н6Е — это телеуправляемая ракета с инерциальной системой управления. Через ГСН она может вести обмен информацией с расчётом комплекса, а он может корректировать её курс. Но за пределами видимости наземных локаторов она переходит в активный режим, выбирая «жертву» без команды», — отметил Корнев.
Эксперт предполагает, что появление 40Н6Е в арсенале полков С-400 позволит поражать «гиперзвуковые атмосферные цели», то есть боеголовки МБР, что заметно повысит боевые возможности российской системы ПВО/ПРО.
Модификации
ПУ типа Б-189 УЗРК «Шторм» на ПКР проекта 1123
УЗРК М-11 «Шторм» в своей первоначальной версии был официально принят на вооружение в 1969 году.
В 1972 году на вооружение поступил модернизированный комплекс «Шторм-М», позволявший поражать цели на меньшей высоте и, при необходимости, стрелять вдогон. Была увеличена вероятность поражения маневрирующих целей, дальность стрельбы возросла до 35 км м и досягаемость по высоте до 25000 м, а интервал между пусками каждой пары ракет сократился до 30 с.
В 1980 — 1986 годах ЗРК вновь модернизировали, придав возможность стрельбы по низколетящим ПКР; новая версия комплекса получила обозначение «Шторм-Н». Версия ракеты для этой модификации получила обозначение В-611М (иначе обозначалась как 4К65).
Помимо модификаций, отличалось и исполнение комплекса на разных типах кораблей по способу хранения и подачи ракет: на крейсерах применялись двухъярусные барабанные устройства, на БПК проекта 1134А одноярусные барабанные, а на БПК проекта 1134Б — одноярусные конвейерные.
«Превосходный образец»
Испытания ЗРК проходили в 1955—1957 годах. С 1958 года в советскую армию стали массово поступать СА-75 «Двина» и их модернизированные версии С-75М «Десна». Комплексы могли перехватывать цели на высоте до 27 км и на дальности до 29 и 34 км. В 1961 году было запущено производство С-75М2 «Волхов» с максимальной дальностью действия до 56 км.
Новый советский ЗРК оказался намного эффективнее и дешевле, чем его предшественник (С-25). На развёртывание комплекса уходило около шести часов, интервал между пусками ракет не превышал шесть секунд. На одну цель отводилось три ракеты. В отсутствие помех радиоэлектронному оборудованию вероятность поражения составляла 60—80%, в условиях сильных помех — 50—60%.
Для поражения целей применялась двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) массой около 2 т. Первая ступень — стартовая — оснащалась твердотопливными ускорителями, вторая — маршевая — жидкостными. Ракета неоднократно совершенствовалась по дальности, манёвренности и мощи.
«С-75 для своего времени — это превосходный образец инженерной мысли. Комплекс оказался достаточно мобильным, неприхотливым и недорогим в эксплуатации. Эти качества предопределили его невероятную популярность в СССР и в государствах — союзниках Москвы», — отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
Боевое крещение С-75 состоялось 7 октября 1959 года в Китае, с которым на тот момент Советский Союз поддерживал тёплые отношения. Тремя ракетами комплекса на высоте свыше 20 км был сбит дальний самолёт-разведчик RB-57D ВВС Тайваня. Его обломки разлетелись в радиусе 5—6 км. О точности попадания красноречиво свидетельствует 2471 сквозная пробоина, обнаруженная на фрагменте крыла уничтоженного самолёта площадью всего лишь 3 кв. м.
Утром 1 мая 1960 года состоялся боевой дебют С-75 в СССР. В небе над Свердловском (Екатеринбургом) советские зенитчики поразили Lockheed U-2, которым управлял американский лётчик Фрэнсис Гэри Пауэрс. По заданию ЦРУ он должен был сфотографировать ракетный полигон в районе Сары-Шаган, космодром Байконур и объекты ядерной энергетики в Свердловской области.
Достоверной картины того, что произошло 1 мая 1960 года над Свердловском, по-прежнему нет. Большинство экспертов сходятся во мнении, что U-2 поразила первая ракета, выпущенная 5-м зенитным ракетным дивизионом под командованием подполковника Новикова (37-я бригада). Взрыв боевой части повредил двигатель и хвостовую часть машины. U-2 начал разваливаться, но Пауэрс успел катапультироваться и после приземления был схвачен.
Однако примерно в это же время по самолёту открыли огонь ещё три дивизиона 57-й бригады, которыми командовали майор Воронов, капитан Шелудько и майор Шугаев.
Как полагает Дмитрий Корнев, с большой долей вероятности ракеты дивизионов Воронова и Шелудько были выпущены по крупным обломкам американской машины, а дивизион Шугаева по роковой случайности сбил советский истребитель МиГ-19 лейтенанта Сафронова, который был ранее поднят по тревоге на перехват U-2.
«В то утро было выпущено восемь ракет, хотя U-2 сбила первая. Неразбериха в небе над Свердловском была вызвана нехваткой опыта у зенитчиков и отсутствием координации с истребительной авиацией. После происшествия были сделаны соответствующие выводы. Больше таких ошибок наши военные себе не позволяли. Сложно искать здесь чью-то вину. В конце концов, боевая задача дивизиона С-75 была выполнена. Он сбил самолёт Пауэрса», — подчеркнул Корнев.
По словам эксперта, чтобы исключить повторение дружественного огня, в советской армии была введена система опознавания самолётов «свой-чужой», решены все насущные вопросы взаимодействия войск ПВО и ВВС. Также на вооружение зенитчиков начали поступать автоматизированные системы управления (АСУ) противовоздушным боем типа «Вектор».
Инцидент с Пауэрсом привёл к значительному сокращению количества разведывательных полётов самолётов НАТО. В последующие годы расчёты С-75 перехватили ещё пять U-2, но уже не над СССР. Один самолёт был сбит в небе над Кубой (1962) и четыре машины — над Китаем (1962—1965).
Состав ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).
В состав зенитного ракетного комплекса С-75 входят:
- Станция наведения ракет СНР-75 (антенный пост, кабина боевого управления «У», аппаратная кабина «А», радиодальномер РД-75 «Амазонка», средства обеспечения и буксировки). 1 шт.
- Пусковые установки (СМ-63, СМ-90) — 6 шт.
- Транспортно-заряжающие машины ПР-11 — 6 шт.
В случае, когда зенитный ракетный дивизион С-75 выполняет задачи в качестве отдельного, ему могут быть приданы радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомер ПРВ-13 из состава радиотехнического дивизиона зенитной ракетной бригады.
Транспортеры ракет ЗРК С-75
Применение и возможности
Современные 9К317 способны производить интенсивные удары по беспилотным высокоскоростным боеголовкам сразу с нескольких направлений. Комплекс отвечает таким важным критериям, как мобильность, многофункциональность, огневая производительность, мгновенная реакция, вариативность атаки, автономность систем обнаружения и обороны. Чаще всего ЗРК используется для защиты особо значимых объектов и мест локации войск. 9К317 способен решать широкий круг задач. Это делает его незаменимым при разведке или атаке врага с воздуха даже на предельно малых высотах. В задачи ЗРК входит удержание вражеских целей на максимальной дистанции до охраняемых объектов, исключение помех, анализ риска, построение алгоритма возможной атаки и т.д.
Комплекс «Клинок» (SA-N-9)
Комплекс «Клинок», ракета 9м330 или 9м331 — SA-N-9
Комплекс «Кинжал», ракета 9м330-2
Корабельный ЗРК. Ракета используется та же что и в сухопутном ЗРК «Тор». Комплекс разработан в ГНПО «Альтаир», КБ машиностроительного завода N293 (г.Химки) под руководством С.А.Фадеева. Ракета разработана в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина (ныне — МКБ «Факел»). НИОКР — с 1975 г. Принят на вооружение в 1986 г. Комплекс имеет модульную конструкцию и может устанавливаться на кораблях водоизмещением 800 тонн и более. Название «Кинжал» впервые упомянуто в 1995 г. — ЗРК на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» (12 ПУ по 8 ЗУР, боезапас 192 ракеты).
Пуск ракеты и антенный пост РЛС ЗРК «Клинок» (Военный парад)
Благодаря его трудам теперь можно скачать весь контент:
Файлы собрал в 8 архивов по 1Гбайту и разместил на Яндекс.диске для тех, кто хочет ускорить и упростить процесс скачивания с вашего сайта. Файлов получилось скачать 678 шт., и общим размером 7,4 ГБайта. 1).historykpvo.part1.rar http://yadi.sk/d/qmMfWbQ_2Rxko 2).historykpvo.part2.rar http://yadi.sk/d/ExylDYuZ2Rzsc 3).historykpvo.part3.rar http://yadi.sk/d/miUxIz6O2Rzw2 4).historykpvo.part4.rar http://yadi.sk/d/AcXU9QWk2S0Er 5).historykpvo.part5.rar http://yadi.sk/d/2n5xyPOk2S0Gr 6).historykpvo.part6.rar http://yadi.sk/d/K-VMkk9W2S1jc 7).historykpvo.part7.rar http://yadi.sk/d/WBs3d-Yd2S1kC 8).historykpvo.part8.rar http://yadi.sk/d/v2kTr83Q2S1ku Все материалы теперь будут доступны и в пиринговой сети Direct Connect как одним файлом, так и каждым файлом по отдельности. Файлы можно найти на крупнейших хабах российского сегмента Direct Connect или через ник – SpaceLib, или через поиск файла – архива данного сайта, который содержит текстовый ключ “historykpvo”. Т.е. подсоединяетесь например к хабу Озерки, запускаете поиск с ключом “historykpvo”, находите файл-архив сайта размером 7,4 ГБайт и качаете. В шаре в папке “хабПВО” можно скачать каждый файл по отдельности. Но это запасной вариант, кому нужны файлы сайта целиком, лучше качать 8 файлов с Яндекс-Диска. Добавление:
|
История
В соответствии с постановлением СМ СССР от 13 августа 1955 года «О защите кораблей ВМФ от авиации» создавались четыре ракетных комплекса:
- М-1 — ближнего действия (до 15 км);
- М-2 — средней дальности (до 30 км);
- М-3 — большой дальности (до 60 км);
- М-4 — ЗРК для собственной самообороны (до 5 км).
Разработку проекта 70 по переоборудованию легкого крейсера проекта 68-бис в корабль ПВО оснащённый ЗРК средней дальности вело ЦКБ-16 (главный конструктор К. И. Трошков).
Планировалось заменить на корабле все четыре орудийные башни МК-5бис главного калибра (152-мм) четырьмя спаренными пусковыми установками СМ-64 комплекса М-2 «Волхов-М», являвшегося модификацией сухопутного ЗРК С-75 разработанного ОКБ-2 МАП. В боекомплект устанавливаемого комплекса входили 44 ЗУР В-753 (модификация ЗУР В-750).
Проект доработки ЗРК С-75 по заданию УРАВ ВМФ выполняли НИИ-1 и НИИ-49 (главные конструкторы С. Т. Зайцев, П. Д. Грушин и А. С. Гринштейн). Разработка пусковой установки СМ-64 велась ЦКБ-34 (главный конструктор Е. Г. Рудяк), по приказу МОП от 7 октября 1956 года.
Ввиду того, что маршевая ступень ЗУР В-753 была жидкостной, проектировалось раздельное хранение компонентов ракетного топлива на корабле. Планировалось реализовать автоматическую заправку ракет непосредственно на ПУ, а как резервный вариант — в погребе, перед подачей ЗУР на ПУ. Если ракета не была использована, был необходим слив окислителя и горючего.
Для ведения экспериментальной отработки ЗРК на заводе № 497 («Севморзавод») в г. Севастополе в период с 15 октября 1957 по 24 декабря 1958 года был модернизирован и перестроен по проекту 70-Э крейсер «Дзержинский» проекта 68-бис. В процессе переоборудования на крейсере вместо одной из 152-мм орудийных башен был смонтирован один экспериментальный ЗРК М-2 в составе:
- стабилизированная ПУ с устройствами подачи и заряжания СМ-64,
- погреб на 10 ЗУР В-753 (заводской индекс — 13ДМ),
- система управления типа «Корвет»,
- РЛС «Кактус»
- РЛС «Разлив».
Однако объемов имевшихся артиллерийских погребов снятой орудийной башни для размещения 10 крупногабаритных ракет оказалось недостаточно. Потребовалось увеличить размеры погреба, для чего была сооружена надстройка высотой 3,3 м и прорезаны три палубы.
В ходе испытаний ЗРК М-2 «Волхов-М» был достаточно эффективен — первой же ракетой с «Дзержинского» была сбита летевшая на высоте 10 км мишень на базе Ил-28. Однако этот ЗРК обладал рядом крупных недостатков, серьёзно ухудшавших эксплуатационные и боевые характеристики:
- малый боезапас ракет на крейсере, как следствие больших габаритов ракеты В-753 (длина 10,4 м, размах стабилизаторов 2,6 м),
- повышенная пожаро- и взрывоопасность, из-за применения в ракете жидкостной маршевой ступени, необходимости длительного хранения ракеты в погребе при постоянной заправке горючим и использовании резервной ручной системы заправки ракет в погребе перед подачей их на пусковую установку (автоматическая заправка ЗУР компонентами ракетного топлива на стартовой установке не была реализована)
- низкая огневая производительность
Всё это привело к тому, что постановлением СМ СССР от 10 августа 1957 года, работы по крейсеру проекта 70 были прекращены, за исключением экспериментального крейсера «Дзержинский» проекта 70-Э.
3 августа 1961 года «Дзержинский» переклассифицировали в учебный крейсер. В период 5-24 октября 1973 года участвовал в военных действиях по оказанию помощи вооруженным силам Египта, о применении в этот период ЗРК М-2 данные отсутствуют.
В 1982 году на «Дзержинском» проведена последняя проверка ЗУР — на всех ракетах имелись течи, они были небоеспособны. 12 октября 1988 года единственный крейсер вооружённый ЗРК М-2 «Волхов-М» был разоружен и исключен из состава ВМФ.
Моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головки самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М
АРГСН 9Б-1103М предназначена для установки на ракеты «воздух-воздух» и «поверхность-воздух». Режимы работы 9Б-1103М полностью автономен — она работает по начальным данным целеуказания без радиолокационной поддержки (режим «пустил-забыл»). В ней предусмотрен режим перепрограммирования, когда пользователь в зависимости от условий применения АРГСН может вводить новую программу для бортового компьютера. В АРГСН входят управляемый координатор с антенной; передатчик; приемный канал; перепрограммируемая бортовая вычислительная система, состоящая из управляющего компьютера и процессора сигналов.
АРГСН 9Б-1103М обеспечивает:
- поиск, захват и сопровождение движущихся целей по предварительному целеуказанию РЛС воздушных носителей или зенитных комплексов,
- измерение угловых координат, угловых скоростей целей и скорости сближения ракета-цель,
- формирование и передачу по цифровой линии связи сигналов для систем управления ракеты.
Состав:
- Координатор
- Передатчик
- Моноимпульсный пеленгационный приемный канал
- Цифровая вычислительная система в составе управляющей машины и сигнального процессора.
Тактико-технические характеристики АРГСН 9Б-1103М
- Дальность захвата целей с ЭПР 5 м2, км — 25
- Дальность действия канала радиокоррекции (с СУВ самолета типа МИГ-29), км — до 50
- Диаметр корпуса, мм — 200
- Длина (без обтекателя), мм — 600
- Вес (без обтекателя), кг — не более 14,5
- Время готовности после предварительного включения в течение 2 мин., c — не более 1.5
Комплекс М-2 «Волхов-М» (SA-N-2 GUIDELINE)
Комплекс М-2 «Волхов-М», ракета В-753 — SA-N-2 GUIDELINE
Комплекс М-2бис, ракета В-755
Морское исполнение сухопутного ЗРК С-75 (SA-2). Доработку комплекса С-75 под ВМФ осуществляли НИИ-1 совместно с НИИ-49. НИОКР начаты в 1956 г. для вооружения крейсеров пр.70. Позже ЗРК планировалось использовать на разных проектов крейсеров (не реализовано). Установка первого ЗРК (и единственного) на корабль осуществлялась в ходе реконструкция крейсера «Дзержинский пр.68бис в пр.70Э на заводе «Севморзавод» в Севастополе с 15 октября 1957 г. по 24 декабря 1958 г. Пуски ракет начались в феврале 1958 г. Первый пуск ракет оказался удачным — сбит беспилотный самолет-мишень Ил-28 на высоте 10000 м. ЗРК прошел испытания и принят на вооружение крейсера пр.70Э (24 декабря 1958 г. или 1961 г. ??). По умолчанию данные ракет В-753.
Общий вид ПУ ЗРК М-2 (реконструкция)
9А39 – пуско-заряжающая установка
Эта ПЗУ была установлена на шасси ГМ-577. Ее предназначение – хранение и транспортировка управляемых зенитных ракет — восьми штук, четыре из которых находились на неподвижных ложементах, четыре – на пусковом устройстве. Также она предназначалась для пуска четырех управляемых ракет, дальнейшей самозагрузки ими с ложементов, последующего самозаряжения уже восемью ракетами с машины транспортного обеспечения. Таким образом, “Бук” — ракетный комплекс, который объединил в одном ПЗУ функции самоходной ПУ более раннего комплекса «Куб» и ТЗМ.
Она включала в себя: пусковое устройство со следящим силовым приводом, ложементы, кран, вычислительную цифровую машину, аппаратуру телекодовой связи, навигации, привязки по топографии, агрегаты энергообеспечения и электропитания. Масса установки – 35,5 тонн, включая расчет из трех человек, габариты: ширина – 3,316 метров, длина – 9,96 метров, а также высота – 3,8 метра.