Комплекс БраМос – BrahMos, ракета СК310 – PJ-10

Противокорабельная ракета БраМос PJ-10 BrahMos

Противокорабельная ракета PJ-10 БраМос — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разработанная совместно ОАО «ВПК «НПО машиностроения» и Организацией оборонных исследований и разработок Министерства обороны Индии. Ракета может быть запущена с подводных лодок, кораблей, береговых установок, а также с самолетов.

12 февраля 1998 года создано совместное российско-индийское предприятие «БраМос». Предприятие получило название в честь рек Брахмапутры и Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название — БраМос.

12 июня 2001 года с береговой пусковой установки совершен Первый запуск ракеты.

4 марта 2009 года проведено успешное испытание на поражение мишени.

5 сентября 2010 года ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и показала пикирование на сверхзвуковой скорости.

11 марта 2020 года на индийском полигоне в Чандипуре был осуществлён успешный первый испытательный пуск ракеты BrahMos ER, Extended Range — увеличенная дальность. Дальность стрельбы была увеличена с 290 км до 450 км.

22 ноября 2020 года состоялся первый практический испытательный пуск ракеты BrahMos-A с истребителя Су-30МКИ ВВС Индии. Полет истребителя был осуществлен с аэродрома индийской государственной авиастроительной корпорации Hindustan Aeronautics Limited в Насике. Успешный пуск был произведен по морской мишени в Бенгальском заливе.

22 мая 2020 года авиационная ракета BrahMos-A, разрабатываемая российско-индийским совместным предприятием BrahMos Aerospace, в ходе испытательного пуска впервые поразила наземную цель. Ракета выпущена многоцелевым истребителем Су-30МКИ ВВС Индии по группе целей, расположенной на острове Кар-Никобар к юго-востоку от Индии. Она поразила цель с абсолютной точностью.

Основные характеристики ракеты БраМос

Дальность стрельбы: по комбинированной траектории 300 км на малой высоте 120 км Высота полета: 5-15000 м

Скорость полета: на большой высоте — 750 м/с (2700 км/ч) на малой высоте — М=2,2-2,8; 2,8-3,0 Система управления: инерциальная с РГСН

Стартовая масса ракеты: авиационного базирования — 2500 кг корабельного базирования — 3000 кг Тип маршевого двигателя: Прямоточный воздушно-реактивный двигатель Тяга: 4000 кгс Боевая часть: проникающая Масса БЧ: 200-450 кг Срок службы: до 10 лет

Модификации ракеты БраМос

БраМос-А — Ракета для запуска с воздушного носителя. Уменьшен стартовый двигатель, установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы и видоизмененный носовой обтекатель. Масса на 450 кг меньше комплекса Брамос корабельного базирования. Возможна установка на воздушные носители.

БраМос-2 — Гиперзвуковая ракета с запуском с наземного носителя.

Варианты ракеты БраМос

Корабельного базирования, для стрельбы по морским целям Корабельного базирования, для стрельбы по наземным целям Наземного базирования, для стрельбы по наземным целям Наземного базирования, для стрельбы по морским целям (испытания 10 декабря 2010 года) Воздушного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году) Воздушного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году) Подводного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году) Подводного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году) «БраМос» 2 наземного базирования (разработка завершена, 4 варианта были готовы для испытаний в феврале 2011 года)

Пуски ракеты БраМос

Пуски ракеты БраМос

12.06.2001 г. — 1-й пуск — Полигон Integrated Test Range, Чандипур-на-море стационарной пусковой установки. Вертикальный 28.04.2002 г. — 2-й пуск. 12.02.2003 г. — 3-й пуск. 29.10.2003 г. — 4-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea). 03.11.2004 г. — Бенгальский залив. С корабля. 21.12.2004 г. — Полигон Western Test Range (Раджастан). СПУ. 15.04.2005 г. — 10-й пуск 30.11.2005 г. 11:00am — 11-й пуск — Полигон ITR. С самоходной пусковой установки. 31.05.2006 г. — 12-й пуск — Полигон в пустыне Раджастан. СПУ. 05.03.2008 г. 10:30am — 15-й пуск — Эсминец INS Rajput. Андаманские и Никобарские острова 18.12.2008 г. — хх-й пуск — Корабль 29.03.2009 г. 11:15am — хх-й пуск — 3-й пуск БраМос Блок-2 — Полигон Покран, шт. Раджастан. СПУ. БраМос Блок-2 05.09.2010 г. 10:35am — 23-й пуск — Полигон ITR. СПУ 02.12.2010 г. 10:55pm — 24-й пуск — Полигон ITR. СПУ. БраМос Блок-3 29.07.2012 г. — 32-й пуск — Полигон ITR. Неудачный. 07.10.2012 г. — 33-й пуск — Фрегат INS Teg. Около побережья Гоа

Пуски

  • 12.06.2001 г. — 1-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea). Со стационарной пусковой установки. Вертикальный
  • 28.04.2002 г. — 2-й пуск.
  • 12.02.2003 г. — 3-й пуск.
  • 29.10.2003 г. — 4-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea).
  • 03.11.2004 г. хх: хх?m — ?-й пуск — Бенгальский залив. С корабля.
  • 21.12.2004 г. хх: хх?m — ?-й пуск — Полигон Western Test Range (Раджастан). СПУ.
  • 15.04.2005 г. хх: хх?m — 10-й пуск
  • 30.11.2005 г. 11:00am — 11-й пуск — Полигон ITR. С самоходной пусковой установки (СПУ).
  • 31.05.2006 г. хх: хх?m — 12-й пуск — Полигон в пустыне Раджастан. СПУ.
  • 05.03.2008 г. 10:30am — 15-й пуск — Эсминец INS Rajput. Андаманские и Никобарские острова
  • хх.хх.хххх г. хх: хх?m — 16-й пуск —
  • 18.12.2008 г. хх: хх?m — хх-й пуск — Корабль
  • 29.03.2009 г. 11:15am — хх-й пуск — 3-й пуск БраМос Блок-2 — Полигон Покран, шт. Раджастан. СПУ. БраМос Блок-2
  • 05.09.2010 г. 10:35am — 23-й пуск — Полигон ITR. СПУ
  • 02.12.2010 г. 10:55pm — 24-й пуск — Полигон ITR. СПУ. БраМос Блок-3
  • 29.07.2012 г. xx:xxxm — 32-й пуск — Полигон ITR. Неудачный.
  • 07.10.2012 г. хх:хххm — 33-й пуск — Фрегат INS Teg. Около побережья Гоа

Технические характеристики

крылатая ракетаINS Trikand

Высокая скорость BrahMos, вероятно, обеспечивает лучшую проникающую способность. характеристики, чем у более легких дозвуковых крылатых ракет, таких как Томагавк. Будучи вдвое тяжелее и почти в четыре раза быстрее, чем Томагавк, BrahMos имеет более чем в 32 раза большую кинетическую энергию в крейсерском режиме, чем ракета Томагавк, хотя он несет только 3/5 полезной нагрузки и лишь часть дальности проект, который говорит о том, что ракета была с другой тактической ролью. Его скорость 2,8 маха означает, что он не может быть перехвачен некоторыми существующими системами противоракетной обороны, а его точность делает его смертоносным для водных целей.

Хотя BrahMos в первую очередь был противокорабельной ракетой , BrahMos Block III также может поражать наземные цели. Он может запускаться как в вертикальном, так и в наклонном положении и способен прикрывать цели на горизонте 360 градусов. Ракета BrahMos имеет идентичную конфигурацию для наземных, морских и подводных платформ. Версия с воздушным запуском имеет меньший ускоритель и дополнительные хвостовые оперения для дополнительной устойчивости во время запуска. В настоящее время BrahMos сконфигурирован для использования в воздухе Су-30МКИ в качестве носителя. 5 сентября 2010 г. BrahMos установил рекорд по первому сверхзвуковому крутому погружению.

Дальнейшие разработки

Расширенный диапазон

В 2016 году Индия стала участником РКРТ. Индия и Россия в настоящее время планируют новое поколение ракет Brahmos с дальностью более 600 км и способностью поражать защищенные цели с высокой точностью. Модернизация также коснется всех ракет BrahMos.

BrahMos-II

Aero India

BrahMos-II – , которая сейчас находится в стадии разработки и По оценкам, имеет дальность 290 км. Как и BrahMos, дальность действия BrahMos II также ограничена 290 км в соответствии с MTCR. Имея скорость 7 Маха, она будет вдвое больше скорости нынешней ракеты BrahMos, и это будет самая быстрая гиперзвуковая ракета в мире. Разработка может занять 7–8 лет. Брахмос-НГ, похоже, заменил гиперзвуковой Брахмос-II в основном объекте совместного предприятия. Проект BrahMos-II в настоящее время продолжается только в России, как ожидается, будет готов к испытаниям в 2020 году.

BrahMos-NG

BrahMos-NG (Next Generation) – это мини-версия, основанная на существующем BrahMos, будет иметь такую ​​же дальность 290 км и скорость 3,5 Маха, но будет весить около 1,5 тонн, 5 метров в длину и 50 см в диаметре, что делает BrahMos -NG на 50 процентов легче и на три метра короче своего предшественника. Ожидается, что система будет введена в эксплуатацию в 2024 году. BrahMos-NG будет иметь меньшее RCS (радиолокационное сечение) по сравнению с его предшественником, что затрудняет обнаружение и поражение цели системы ПВО. BrahMos-NG будет иметь варианты с трубным запуском с суши, с воздухом, с кораблей и с подводных лодок. Ожидается, что первый испытательный полет состоится в 2022–2024 годах. Первоначально Брахмос-НГ назывался Брахмос-М. Кроме того, BrahMos-NG будет иметь радар AESA , а не радар с механическим сканированием, как на PJ-10.

Ракета будет вооружать Су-30МКИ, Микоян МиГ-29К, HAL Tejas и будущие разработки, такие как Dassault Rafale, Сухой Су-57, HAL FGFA, HAL MWF и, возможно, МиГ-35 Микояна. Спускаемый вариант с подводной лодки будет вести огонь с подводных лодок нового класса P75I. Модель нового варианта была установлена ​​20 февраля 2013 года на праздновании 15-летия компании BrahMos. Су-30МКИ будет нести по три ракеты, а другие боевые самолеты – по одной.

Ракета, скорее всего, будет готова в конце 2022 года.

Вариант БЛА

Первый Президент Индии, А. П. Дж. Абдул Калам попросил BrahMos Aerospace разработать усовершенствованную версию крылатой ракеты BrahMos, чтобы сохранить лидерство Индии в этой области. Он сформулировал, что требуется гиперзвуковая версия BrahMos, которая могла бы доставить полезную нагрузку и вернуться на базу.

Варианты

Надводный, Блок I
  • Корабельный, противокорабельный вариант (оперативный)
  • Корабельный, вариант для атаки с суши (оперативный)
  • Наземный вариант для атаки с суши (оперативный)
  • Противокорабельный вариант для запуска с суши (На вводе, испытан 10 декабря 2010 г.)
Модернизированные варианты для наземного запуска
  • Блок BrahMos II вариант для наземной атаки (оперативный)
  • BrahMos Block III, наземный вариант (вводится в эксплуатацию)
  • вариант противовоздушной обороны (испытания в марте 2012 г.) – ракета получила возможность атаковать самолеты носители, использующие сверхзвуковой вариант ракеты с вертикальным пикированием, способный преодолевать расстояние до 290 км.
Запуск с воздуха
  • Запуск с воздуха, противокорабельный вариант (в индукции)
  • Запуск с воздуха, наземный -версия атаки (На вводе)
Спуск с подводных лодок
  • Спуск с подводных лодок, противокорабельный вариант – впервые успешно испытан с подводного понтона 20 марта 2013 года.
  • Спуск с подводных лодок, вариант для атаки с суши (в разработке, завершение ожидается в 2011 году)

Примечания

  1. waronline.org – «Яхонтовая угроза» Архивная копия от 27 февраля 2012 на Wayback Machine
  2. armstass.su. Дата обращения: 31 октября 2006. Архивировано 10 марта 2007 года.
  3. ↑ Россия и Индия создадут гиперзвуковую ракету (рус.)
  4. Ракеты «БраМос» могут быть размещены на новом фрегате ВМФ России, rian.ru, 20.06.2008. Дата обращения: 29 сентября 2008. Архивировано 3 октября 2008 года.
  5. В Индии состоялось успешное испытание новой версии КР «Брамос» «блок-2» Архивная копия от 15 марта 2009 на Wayback Machine — arms-tass.su
  6. ↑ Российско-индийская ракета показала первое в истории сверхзвуковое пике Архивная копия от 6 сентября 2010 на Wayback Machine — lenta.ru
  7. Рособоронэкспорт, обзор прессы (недоступная ссылка)
  8. Индия оснастит российско-индийские истребители пятого поколения сверхзвуковой крылатой ракетой «БраМос» (рус.)
  9. ↑ Сверхзвуковую ракету «БраМос» впервые пустят из-под воды Архивная копия от 18 июня 2011 на Wayback Machine (рус.)
  10. BRAHMOS Extended Range (ER) missile successfully test-fired Архивная копия от 13 марта 2017 на Wayback Machine
  11. Индийские ВС сделали заказ «БраМос аэроспейс» на поставку сверхзвуковых крылатых ракет на сумму 4 млрд долларов. Дата обращения: 14 ноября 2011. Архивировано 12 октября 2011 года.
  12. ↑ Ракета PJ-10 «Brahmos». Дата обращения: 30 декабря 2010. Архивировано 11 мая 2011 года.
  13. Сенсацией авиасалона стала новая крылатая ракета — Российская газета. Дата обращения: 27 февраля 2019. Архивировано 28 февраля 2019 года.
  14. ПКР «Брамос» Архивная копия от 29 июня 2011 на Wayback Machine — warinform.ru
  15. Новая российско-индийская ракета BrahMos успешно прошла испытания Архивная копия от 23 мая 2019 на Wayback Machine // Вести.ру, 22 мая 2019
  16. BRAHMOS TEST FIRED. Пресс-релиз Минобороны Индии. 29.10.2003. Дата обращения: 6 октября 2010. Архивировано 9 января 2005 года.
  17. ↑ Year End Review 2004 — Ministry of Defence. Пресс-релиз Минобороны Индии. 31.12.2004. Дата обращения: 6 декабря 2010. Архивировано 14 марта 2006 года.
  18. One Year of UPA Government : Major Decisions and Initiatives — Defence. Пресс-релиз Минобороны Индии. 15.05.2005. Дата обращения: 6 декабря 2010. Архивировано 11 апреля 2009 года.
  19. Army version of BrahMos missile successfully testfired. Пресс-релиз Минобороны Индии. 30.11.2005
  20. Brahmos successfully test fired. Пресс-релиз Минобороны Индии. 31.05.2010
  21. Brahmos naval version tested successfully. Пресс-релиз Минобороны Индии. 05.03.2008. Дата обращения: 10 мая 2011. Архивировано 5 июня 2011 года.
  22. Supersonic Cruise Missile Test Successful. India Journal, США. 28.12.2008 (недоступная ссылка)
  23. BrahMos launch successful. The Hindu, Индия. 29.03.2009. Дата обращения: 10 мая 2011. Архивировано 3 июня 2009 года.
  24. Brahmos Block III Successfully Test Fired. Пресс-релиз Минобороны Индии. 02.12.2010. Дата обращения: 6 декабря 2010. Архивировано 6 декабря 2010 года.
  25. Очередной пуск ракеты «Брамос» оказался неудачным. Военно-промышленный курьер. 06.09.2012
  26. The Military Balance 2022,p.267

Этапы развития танкостроения

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения – нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до Первой мировой войны было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Российско-индийский прорыв

Совместное российско-индийское предприятие «БраМос» (BrahMos — аббревиатура по первым трём буквам названий рек Брахмапутра и Москва) было создано в 1998 году. Оно специализируется на изготовлении крылатых сверхзвуковых ракет, а также пусковых установок и систем управления ракет.

Разработки ракет «БраМос» в рамках совместного предприятия ведутся российским «НПО машиностроения» и Организацией оборонных исследований и разработок Индии DRDO. За основу была взята советская ракета малой дальности P-800 «Оникс».

  • Американский самолёт AWACS модели Boeing E-3

Серийное производство ракет «БраМос» (номенклатура PJ-10) началось в 2004 году. Вскоре ракета была принята на вооружение в Индии в наземном, воздушном и морском варианте. Она предназначена для поражения объектов и целей противника на сверхзвуковой скорости на расстоянии до 300 км. Ракета способна развивать скорость 2,5—2,8 Махов при начальной массе в три тонны и нести боезаряд массой до 300 кг.

Вариант воздушного базирования представляет собой 2,5-тонную сверхзвуковую крылатую ракету класса «воздух — земля» с дальностью действия около 300 км. В зависимости от высоты полёта скорость ракеты может варьироваться от 680 м/с до 750 м/с.

Первые модели «БраМос» класса «земля — земля» могли поражать цели на расстоянии до 300 км. Однако в марте 2017 года в Индии прошли успешные испытания, в ходе которых ракета преодолела расстояние 400 км. В апреле того же года был произведён первый запуск ракеты с корабля.

Также по теме


«Российская техника имеет огромное преимущество»: как развивается военное сотрудничество РФ и Индии

Россия начала производство зенитных ракетных комплексов С-400 для Индии, сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров….

В ноябре 2017 года Минобороны Индии сообщило о первых боевых стрельбах с применением ракеты «БраМос-А» воздушного базирования по морским целям в Бенгальском заливе. Пуск был произведён с борта российского истребителя Су-30МКИ, стоящего на вооружении индийских войск.

В декабре 2019 года индийские военные в один день провели успешные испытания сразу двух видов ракет «БраМос»» — наземной и воздушной. Ракета наземного базирования, запущенная с мобильной установки, поразила учебную цель в Бенгальском заливе на расстоянии в 290 км. Тогда же был произведён ещё один пуск с истребителя Су-30МКИ.

В феврале 2020 года глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил, что Россия и Индия планируют продавать ракеты «БраМос» третьим странам.

Кроме разработки новой модификации класса «воздух — воздух» для поражения самолётов AWACS, до 2028 года планируется создать гиперзвуковую ракету «БраМос» со скоростью в 6—7 Махов. Об этом в августе сообщил содиректор предприятия Александр Максичев.

«На сегодня вопрос создания гиперзвуковой ракеты «БраМос»» разделён на два этапа: первый — создание до 2024/25 годов ракеты со скоростью 4—5 Махов, второй — создание до 2026/27 годов ракеты со скоростью 6—7 Махов», — приводит его слова РИА Новости.

Максичев добавил, что специалисты предприятия уже испытали некоторые элементы и агрегаты ракеты, позволяющие развивать такие скорости.

В беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков отметил, что проект ракет «БраМос» превращается в многоплатформенную систему.

По мнению Леонкова, модифицировать ракеты «БраМос» до класса «воздух — воздух» — вполне выполнимая задача.

«Главное — обеспечить ракету системами управления, наведения и целеуказания. Если все эти вопросы индийская сторона решит, то она получит универсальную многоплатформенную ракету. Вопрос остаётся только в том, насколько изменятся технические характеристики ракеты, габаритные показатели, которые позволят размещать её на истребителях, например, Су-30МКИ. Этот истребитель сейчас является носителем противокорабельной ракеты «БраМос», — напомнил эксперт.

Основной боевой танк Т-72Б3 (объект 184-3)

ОБТ T-72 — самая старая модель из трех рассматриваемых
боевых танков России. Во времена расцвета в советские и российские ВС
планировалось поставить до 9 тыс. этих машин в разных версиях. Между тем,
определенную часть вывели из эксплуатации и утилизировали или перевели на
хранение. Можно предположить, что в настоящее время в использовании остаются
около 1900 машин. Для этого танка уже в 2010 г. приняли решение о большой
программе повышения боевых возможностей (KWS)
до версии Т-72Б3 (модель 2013 г). По причинам стоимости, переоснащение является
относительно ограниченным – возможно, модернизировано около 400 машин.

Танк Т-72Б3

Направления модернизации

На Т-72Б3 предприняты повышения характеристик во всех
классических областях (огневая мощь, мобильность, защита и управляемость).
Огневая мощь улучшена за счет установки самой современной версии 125 мм
гладкоствольной пушки (2 A46 M5). У этого орудия максимальное давление газа
поднялось с 5100 до 6500 бар.

Кроме того, в версии Т-72Б3 используется модифицированный
автомат заряжания, который позволяет подавать подкалиберный снаряд с
сердечником длиной 695 мм. В результате Т-72Б3 способен применять новые снаряды
3 БМ 59 («Свинец-1», вольфрамовый тяжелый металлический сердечник) и
3 БМ 60 («Свинец-2», сердечник из обедненного урана). Согласно
российским источникам, эти снаряды способны пробить от 600 мм до 2,0 м
однородной брони (RHA).

Из основного орудия Т-72Б3 также возможен пуск управляемой
ракеты с лазерным наведением 9М119М «Инвар» (принадлежащий системе
9К119 «Рефлекс») с дальностью до 5000 м.

Выстрел с управляемой ракетой 9М119М «Инвар»

Для увеличения дальности стрельбы Т-72Б3 получил новую систему
управления огнем (СУО), компоненты которой в основном идентичны СУО
«КАЛИНА» ОБТ  Т-14. К ним
относятся новый цифровой вычислитель и автомат сопровождения цели. Ключевым
элементом новой СУО является новый прицел «Сосна-У» от белорусской
компании «Пеленг». В прицеле установлен тепловизор CATHERINE-FC производства
французской компании Thales.

Зенитный 12,7 мм пулемет командира может обслуживаться
изнутри башни. Машина также оборудована российской системой позиционирования
«ГЛОНАСС».

Первые экземпляры ОБТ T-72Б3 получили новую гусеницу со
сменными траками. Вместе с тем, согласно имеющейся до сих пор информации,
машины остались оборудованы предыдущим двигателем В-84-1 (617 кВт / 838 л.с.).
Предположительно, по причинам стоимости модели T-72Б3 2013г. получили еще
старую систему реактивной брони «Контакт 5». В системе электронно-оптической
активной защиты «Штора-1» отказались от двух ИК источников помех
слева и справа от основного орудия. Причины до сих пор неясны.

Версия Т-72Б3М

Примерно через три года после начала программы модернизации финансовая
ситуация, по-видимому, улучшилась. По этой причине в 2016 г. была поставлена
переработанная версия под обозначением Т-72Б3М (модель 2016 г.), или Т-72Б4. Первые
машины поступили в 2018 г.

Боевой танк Т-72Б3М/Б4

Данная модель получила очередной раз доработанную пушку
2A46M 5-01 и улучшенную бортовую электронику. Вероятно, теперь командир должен был
бы получить мощный перископ круглого обзора. Однако, из-за нехватки места этот
прибор не удалось установить перед командирским люком. Поэтому в этой версии
смотровая головка панорамного перископа смонтирована на крыше башни, между
командирским и люком наводчика. Такое решение значительно увеличивает силуэт
машины и представляется менее удачным.

С точки зрения подвижности на этой версии установлен двигатель
W 92 S2F (830 кВт / 1128 л.с.) и автоматическая коробка передач  АПП-172. При этом, речь идет о тех же
компонентах привода, что и у танка Т-72МС (экспортная версия). Аналогично
частично использован более мощный комплекс динамической защиты
«Реликт». Согласно российским источникам, этот комплекс снижает показатель
бронепробиваемости  кумулятивного заряда
примерно на 600 мм (RHA). В
результате улучшения защищенности боевой вес танка Т-72Б3М увеличился до 46,5
т.

В итоге версия Т-72Б3M/Б4 демонстрирует значительное увеличение боевой мощи. По слухам,
программа повышения боевой ценности охватит несколько тысяч боевых машин. В
результате в ближайшие 10-15 лет сухопутные войска России получат в свое
распоряжение очень мощное базовое оснащение в лице мощных боевых танков.

Тем не менее, сохранение старой сборки указывает и на
ограничения: намеренно высокая плотность монтажа боевых танков России и
небольшие объемы корпуса и башни сдерживают возможности комплексной
модернизации.

«Перспективная работа»

Помимо продвижения подводной модификации «БраМос», ещё одним направлением деятельности предприятия, по словам Патхака, является разработка ракеты нового поколения. Он прогнозирует, что проект будет завершён в ближайшие три-четыре года.

«Сейчас мы работаем над «БраМос-NG». Это New Generation, новое поколение. Ожидаем, что через три-четыре года выйдем на рынок с этой ракетой. Её можно будет установить на те же платформы, что и сегодня», — рассказал Патхак.

  • «БраМос» на тяжёлом истребителе Су-30МКИ

Представитель BrahMos Aerospace отметил, что основной акцент в разработке нового поколения «БраМос» сделан на уменьшении массогабаритных характеристик. Более компактные размеры позволят увеличить боекомплект на носителях.

Ключевым условием для экспорта новой ракеты, помимо взаимного согласия Москвы и Нью-Дели, станет её установка на Tejas и российские самолёты, включая Су-57, подчеркнул представитель BrahMos Aerospace.

Также по теме

Война дронов: чем уникальна новейшая российская система обнаружения и борьбы с БПЛА

Российские специалисты продолжают совершенствовать элементы комплекса обеспечения безопасности и нейтрализации беспилотников ROSC-1….

По словам Патхака, масса ракеты нового поколения должна составить около 1,5 тыс. кг. Сегодняшние модификации «БраМос», как следует из буклета BrahMos Aerospace, весят намного больше. Так, масса наземного и морского вариантов российско-индийского боеприпаса составляет порядка 3 тыс. кг, авиационного — 2550 кг. Скорость ракеты также будет выше — 3—5 Махов против нынешних 2,5—2,8 Махов.

«Работа над «БраМос-NG» и производство ракет строго распределяются. Но при этом всё устроено так, что мы можем дополнять друг друга. У нас крупное СП. Например, в Индии расположено 205 производственных объектов», — сообщил собеседник RT.

Ранее в интервью РИА Новости содиректор компании BrahMos Aerospace с российской стороны Александр Максичев заявил, что максимальная дальность новой ракеты достигнет 500 км. Сейчас этот показатель составляет 400 км.

Как отмечают эксперты, «БраМос» в современном виде представляет собой необычайно мощный ударный комплекс. Масса боеголовки ракеты составляет 200—300 кг. Попадания одного российско-индийского боеприпаса достаточно для уничтожения крупной наземной или морской цели.

«Один «БраМос» может потопить практически любой современный корабль, а три-четыре ракеты — авианосец. Но ракета габаритная, тяжёлая, её не всегда удобно размещать на малотоннажных кораблях. Для авиации также было бы предпочтительнее использовать уменьшенную ракету», — пояснил Корнев.

В комментарии RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин предположил, что сокращение массогабаритных характеристик «БраМос» будет происходить за счёт уменьшения размеров силовых агрегатов, различных узлов, установки более совершенной бортовой электронной аппаратуры.

Дмитрий Корнев также разделяет подобную точку зрения. По его словам, сокращение массогабаритных характеристик вряд ли повлияет на ударную мощь «БраМос» нового поколения. К тому же, как говорит эксперт, с увеличением скорости «будет некоторый прирост кинетической энергии при попадании в цель».

«В принципе, «БраМос» постоянно модернизируется. Например, регулярно улучшаются системы управления и наведения. Ракета способна поражать цель в полностью автоматическом режиме, а при групповом пуске ракеты самостоятельно «договариваются» между собой. Если требуется, то они могут выйти на одну главную цель с разных направлений», — отметил Корнев.

Важным достоинством «БраМос», помимо эффективной системы целераспределения, собеседник RT назвал высокий уровень защиты от поражения средствами ПВО.

«Значительную часть пути «БраМос» летит низко и на сверхзвуковой скорости. Такой объект сложно обнаружить, взять на сопровождение и перехватить. Средства зенитного ракетного комплекса, скорее всего, не будут поспевать за такой ракетой. Логично предположить, что новый «БраМос» с 3—5 Махами скорости будет практически неуязвим для систем ПВО», — резюмировал Корнев.

Прекращение стрельбы

109. Прекращение стрельбы может быть временным и полным.

Для временного прекращения стрельбы подается команда «Стой» или «Прекратить огонь». По этой команде снайпер должен прекратить нажим на спусковой крючок, поставить винтовку на предохранитель и, если нужно, сменить магазин.

Для смены магазина надо отделить магазин от винтовки и присоединить снаряженный магазин. Если в магазине были израсходованы все патроны, то после присоединения снаряженного магазина к винтовке надо отвести затворную раму за рукоятку перезаряжания назад, отпустить ее и поставить винтовку на предохранитель.

Для полного прекращения стрельбы после команды «Стой» или «Прекратить огонь» подается команда «Разряжай». По этой команде снайпер должен установить верхний и нижний маховички на 0 (хомутик прицела подать назад до отказа и установить прицел на П), разрядить винтовку и далее действовать соответственно обстановке.

При стрельбе из положения лежа, удерживая винтовку правой рукой за ствольные накладки, опустить приклад на землю, а дульную часть положить на предплечье левой руки.

При стрельбе из окопа винтовка после разряжания может быть положена на бруствер окопа рукояткой перезаряжания вниз (оптическим прицелом кверху).

Если не предвидится немедленное открытие огня, поставить бленду на место, надеть колпачок на объектив и чехол на прицел или отделить оптический прицел от винтовки и положить в сумку.

110. Для разряжания винтовки надо:

– отделить магазин;

– снять винтовку с предохранителя;

– медленно отвести затворную раму за рукоятку перезаряжания назад, извлечь патрон из патронника и отпустить затворную раму;

– нажать на спусковой крючок (спустить курок с боевого взвода),

– поставить винтовку на предохранитель, взять винтовку на ремень, если стрельба велась из положения стоя, или положить на землю, если стрельба велась из положения лежа или с колена;

– вынуть патроны из магазина и присоединить его к винтовке;

– подобрать патрон, извлеченный из патронника.

Для того чтобы вынуть патроны из магазина, надо взять магазин в левую руку патронами кверху и пулями от себя, правой рукой при помощи гильзы (патрона), сдвигая патроны по одному от себя, вытолкнуть их из магазина (рис. 59).

Рис. 59. Выталкивание патронов из магазина

111. Для того встать после стрельбы положения лежа, надо подтянуть обе руки на уровень груди, удерживая винтовку правой рукой за ствольные накладки, одновременно свести ноги вместе (рис. 60,я), резко выпрямляя руки, поднять грудь от земли и вынести правую (левую) ногу вперед (рис. 60, б), быстро встать и, если надо, начать движение.

112. После разряжания, если нужно, командир подает команду «Оружие – к осмотру».

По этой команде надо:

– в положении лежа: отделить магазин и положить его возле винтовки подавателем к себе, снять винтовку с предохранителя, отвести затворную раму назад и повернуть винтовку несколько влево; после осмотра командиром патронника и магазина отпустить затворную раму вперед, спустить курок с боевого взвода (нажать на спусковой крючок), поставить винтовку на предохранитель, присоединить магазин к винтовке и принять положение, указанное в ст. 109;

Рис. 60. Выполнение команды «Встать»

а – положение снайпера перед вставанием; б – положение снайпера при вставании

– в положении стоя с винтовкой «на ремень»: принять положение для стрельбы стоя; удерживая винтовку левой рукой снизу за ствольные накладки, правой рукой отделить магазин и переложить его в левую руку подавателем кверху, выпуклой стороной от себя, пальцами левой руки прижать магазин к ствольной накладке; снять винтовку с предохранителя и отвести затворную раму назад (рис. 61).

Рис. 61. Снайперская винтовка, подготовленная к осмотру в положении стоя

После осмотра командиром патронника и магазина отпустить затворную раму вперед, спустить курок с боевого взвода (нажать на спусковой крючок), поставить винтовку на предохранитель, присоединить магазин и взять винтовку в положение «на ремень».

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий