Как найти цель
Между тем самый важный вопрос в истории «Буревестника» — это как ракета сможет следить за своим маршрутом во время многочасового, а возможно, и многодневного полета?
Ошибочно считается, что современные КР типа Х-555, Х-101 «Калибр-НК», Tomahawk летят по показаниям GPS/ГЛОНАСС. На самом деле спутниковые системы навигации только увеличивают точность попадания ракет. А также служат резервными навигационными системами. Без показания GPS/ГЛОНАСС крылатые ракеты вполне спокойно долетят до заданных целей и поразят их.
В современных КР используется коррекция по экстремальным точкам местности. В память изделия заложены изображения объектов местности на маршруте полета. К примеру, горы, холмы, изгибы рек и т.д.
В определенное время ракета совершает «подскок» на высоту в несколько сотен метров и «осматривает» местность. Затем навигационная система сравнивает «увиденное» с заложенным эталоном. Это позволяет понять, насколько изделие отклонилось от маршрута и как его скорректировать.
С большой долей вероятности «Буревестник» будет также использовать коррекцию по экстремальным точкам местности. Современные технологии позволяют разместить на борту КР компактные бортовые компьютеры и системы хранения информации. Поэтому заложить в память «Буревестника» информацию о целых регионах земного шара не так уж тяжело.
Буревестник
Фото: mil.ru
Но у системы коррекции по экстремальным точкам есть свои недостатки. В частности, это полеты над водой. Ведь там нет холмов, гор и мостов
При планировании пуска КР над морской акваторией важно попасть в так называемое «первое окно». То есть ракета должна выполнить первый подскок для коррекции своего маршрута уже над землей. В то же время на представленной Владимиром Путиным схеме видно, что «Буревестник» большую часть своего полета будет выполнять над океанами
Как в этом случае будет осуществляться коррекция маршрута? Вряд ли это будут данные от GPS/ГЛОНАСС
В то же время на представленной Владимиром Путиным схеме видно, что «Буревестник» большую часть своего полета будет выполнять над океанами. Как в этом случае будет осуществляться коррекция маршрута? Вряд ли это будут данные от GPS/ГЛОНАСС.
Проблемы с «доводкой» навигационных систем и систем управления — одни из самых сложных в проектировании крылатых ракет. Достаточно вспомнить пример уникальной сверхзвуковой ракеты «Метеорит». Работы по которой велись в конце 1980-х годов. Даже для нынешнего времени это изделие весьма сложное и создано с использованием уникальных технологий.
Уже на этапе испытаний разработчики довели до штатной работы практически все системы ракеты и успешно запускали ее с самолетов-носителей и подводной лодки. Работал даже уникальный плазменный экран, который скрывал воздухозаборник ракеты от радаров противника. Но проблемой до самого конца работ так и осталась именно связка систем навигации и управления.
Оценки и критика
«Известия» высказали предположение, что в конструкции крылатой ракеты «Буревестник» использован прямоточный воздушно-реактивный двигатель, особенностью которого, в отличие от более традиционных двигательных установок ядерного оружия, будет «радиоактивный выхлоп» в течение всего времени работы. Такого же мнения придерживаются и в The National Interest. Stratfor же предполагает, что двигатель не прямоточный, а турбореактивный.
В феврале 2019 года Business Insider, комментируя 13-е по счёту испытания, заявил что «ракета до сих пор не функционирует должным образом». Со ссылкой на разведку США сообщается лишь об одном успешном испытании за всё время.
National Interest в августе 2019 года заявил, что результаты испытаний свидетельствуют о том, что программа «Буревестник» далека от совершенства и решения сложной задачи по её реализации. Даже при условии её успешной реализации развёртывание такой системы будет дорогим, небезопасным и иметь политические последствия.
В августе 2019 года Foreign Policy привёл мнение военных экспертов Майкла Кофмана (директора программ по изучению России в американском Центре военно-морского анализа (CNA)) и Яна Уильямса (заместителя директора проекта противоракетной обороны в Центре стратегических и международных исследований), которые скептично отнеслись к тому, что Россия имеет технические и финансовые возможности для успешного завершения проекта. Так Ян Уильямс заявил: «Может быть, они бросают спагетти на стену и смотрят, что прилипло, а что — нет, но я не думаю, что всё может прилипнуть».
В июле 2020 года спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли назвал ракету «системой судного дня» и «летающим Чернобылем».
В сентябре 2020 года глава военной разведки Великобритании, генерал-лейтенант Джим Хокенхалл сообщил о возможности ракеты практически бесконечно пребывать в состоянии ожидания в воздухе и наносить удары с неожиданных направлений по целям.
Второе дыхание
Казалось, в истории перехватчиков МиГ-31Д поставлена точка. Однако 11 августа 2009 года Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Николаевич Зелин внезапно заявил, что противоспутниковая система на основе воздушного старта «реанимируется для решения тех же задач».
А в сентябре 2018 года интернет наводнили фото самолета МиГ-31 с габаритно-весовым макетом большой ракеты на подвеске. Многие эксперты сразу стали писать, что это не что иное, как противоспутниковое оружие.
Вскоре оказалось, что в рамках проекта «Буревестник» действительно разрабатывается комплекс 14К168 для поражения спутников на низких орбитах. В состав комплекса входят самолёт-носитель МиГ-31БМ («изделие 08»), ракета 14А045 («изделие 293») и аппарат-перехватчик «Буревестник-М». Есть сведения, что испытания перехватчиков ведутся отдельно от самолёта-носителя — как минимум четыре из них были запущены на орбиту с декабря 2013 года обычными ракетами под наименованиями спутников серии «Космос».
В условиях разгорающейся новой холодной войны самолёт с ракетой, способной поражать спутники на околоземной орбите, может стать хорошим аргументом в споре с противником. Выходит, прав был Микоян, когда сделал ставку на свои МиГи?
Во время испытаний наблюдалось загадочное явление: на высотах 8-14 км и на скоростях в 1,4-1,8 Маха к самолёту устремлялись синие светящиеся сферы размером 5-8 мм: они ударялись в лобовое стекло, словно капли, и растекались по фонарю. Явление повторялось раз за разом, что озадачило специалистов. Что это был за феномен, осталось загадкой.
Разработка
Решение о начале разработки «Буревестника» было принято в декабре 2001 года, после выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.
По мнению проф. Марка Галеотти, это старая разработка советских времён, «снятая с полки и получившая новое финансирование».
По информации газеты «Коммерсантъ», изготовителем крылатой ракеты является екатеринбургское ОКБ «Новатор» с привлечением специалистов Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики в Сарове.
Внешние видеофайлы |
---|
Место старта ракеты на американском спутниковом снимке согласно изданию The Diplomat.
По информации газеты «Аргументы и факты» «Буревестник» будет принят на вооружение не ранее 2027 года. Его боевой потенциал не учитывается в продлённом до 5 февраля 2026 года российско-американском Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-III).
РАКЕТЫ С ЯДЕРНЫМ СЕРДЦЕМ
Как видим, у “Бури” и “Навахо” были одинаковые проблемы – невозможность получить проектную дальность полета с помощью прямоточного двигателя и конкуренция МБР.
Поэтому в 1956 году в США решили создать межконтинентальную крылатую ракету “Плутон” с ядерной энергетической установкой.
Источником энергии ядерных прямоточных двигателей является не химическая реакция горения топлива, а тепло, вырабатываемое ядерным реактором в камере нагрева рабочего тела. Воздух из входного устройства в таком ПВРД проходит через активную зону реактора, охлаждая его, нагревается сам до рабочей температуры (около 3000 градусов по Кельвину), а затем истекает из сопла со скоростью, сравнимой со скоростями истечения для самых совершенных химических ЖРД.
В рамках новой программы в США в 1964 году были проведены стендовые огневые испытания ядерного прямоточного двигателя Tory-IIC (режим полной мощности 513 МВт в течение пяти минут с тягой 156 кН).
Естественно, что газы, вылетавшие из сопла прямоточного двигателя, имели высочайший уровень радиоактивности. Один из создателей проекта предложил превратить этот явный в мирное время недостаток в преимущество в случае войны: ракета должна была продолжать летать над СССР после сброса боевой части до саморазрушения или остановки двигателя.
К 1965 году все работы по “Плутону” были прекращены. Летные испытания не проводились. Не был даже построен планер ракеты. Вместо него ограничились макетами носовой части, а также воздухозаборника и средней части корпуса.
“Плутон”, “Навахо”, “Снарк”, “Буря” и “Буран” не выдержали конкуренции с МБР. В 1960–1970-х годах ни одна из сверхдержав не располагала ПРО для перехвата хотя бы десятой части МБР противника. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и межконтинентальные крылатые ракеты вновь оказались востребованными.
Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.
Проблемы навигации, управления и наведения
Не менее сложные вопросы необходимо решить при создании системы управления полетом. По моему скромному мнению это возможно только с использованием элементов «искусственного интеллекта». При полете над океаном отсутствуют наземные ориентиры. Поэтому там навигация выполняется с помощью ГЛОНАС. Систему GPS мы исключаем: в условиях войны она для нас будет недоступна. При потере сигналов ГЛОНАС, например, от воздействия противника, навигация должна выполняться на основе автономной астроинерциальной системы. Возможно, она разработана на основе астроинерциальной системы Л-14МС, установленной на бомбардировщике Ту-160.
При выходе на континент возможна корректировка навигационной системы по наземным ориентирам. Далее, полет происходит с использованием системы отслеживания рельефа местности. Принцип действия системы состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательных ИСЗ, составляются трехмерные карты полета крылатых ракет к различным объектам. Информация о выбранном маршруте закладывается в память бортового компьютера. Вдоль маршрута выбирается несколько районов коррекции. Для этих районов составляется особенно подробная 3D-модель подстилающей местности.
В районах коррекции крылатая ракета с помощью бортового радиовысотомера отслеживает рельеф местности и сравнивает эти данные с параметрами, заложенными в бортовой компьютер. Затем автоматически определяется место ракеты, величина отклонения от проложенного маршрута и способ исправления имеющихся ошибок. Далее ракета летит в режиме радиомолчания к следующему району коррекции, где процедура повторяется. И так до поражения цели. Система ГЛОНАС в данном случае выполняет вспомогательную роль — обеспечивает крылатой ракете полет на малых высотах, применяясь к рельефу местности. Это повышает скрытность, затрудняет обнаружение ракеты противником и увеличивает точность попадания в цель. Понятно, что в память компьютера может быть заложено несколько маршрутов и несколько потенциальных целей. Выбор цели выполняется по команде с земли.
В условиях многосуточного полета (допустим, что Буревестник может летать неделю) возникает еще одна проблема – в полете ракета может попасть в шторм. Понятно, что зону урагана лучше обойти. Есть ли на борту Буревестника аппаратура для обнаружения опасных явлений погоды? Время покажет. В мультипликации МО, показанной при выступлении В.В. Путина, было показано, как ракета обходит зоны ПВО противника.
Буревестник – крылатая ракета с ядерной энергоустановкой
Поэтому говорить о невозможности для России создать крылатую ракету с ядерной энергоустоновкой Буревестник совершенно неуместно. Главной проблемой, как было сказано выше, были большие габариты, которые не были принципиальны для огромного воздушно-космического самолета, но оказывались критичны для ракеты, размерами сопоставимой с современным «Калибром» или X-101.
В президентской речи были упомянуты материалы, используемые в гиперзвуковом крылатом блоке Авангард, имеющие жаростойкость в 2000 градусов по Цельсию. При такой температуре аппарат будет выглядеть как раскаленный метеорит. Это бесспорно революция в материаловедении, которая, очевидно, и позволила создать один из самых сложных компонентов ядерного ракетного двигателя для крылатой ракеты – эффективный теплообменник малых размеров.
В условиях земной атмосферы такой ракете совсем не обязательно иметь при себе запас рабочего тела, поскольку им может являться воздух. Осуществляя забор воздуха и направляя его в теплообменник, можно получить реактивную струю необходимых параметров. Возможен вариант ядерного реактора в качестве электростанции, которая обеспечивает энергией работу электродвигателей с турбинами. Какой именно использовался принцип, конкретно не оглашалось, однако в любом случае использование крылатой ракеты с ядерным двигателем позволяет получить невероятную дальность. Такой системе можно летать по Земле много дней подряд, преодолевая тысячи километров, а энергия в реакторе не иссякнет. В июле 2018 года были проведены успешные испытания крылатой ракеты Буревестник – характеристики, которые были заявлены ранее, соответствуют расчетным.
Не только самолёты
К решению этой проблемы подключилось огромное количество различных КБ, среди которых было и опытно-конструкторское бюро завода №155 (ОКБ-155), под руководством Артёма Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича. К тому времени у них уже был довольно большой опыт в производстве различных видов реактивных самолётов, от истребителя-перехватчика И-270 (Ж-1), созданного на базе немецкого ракетоплана Me-263V1, до прославленного турбореактивного МиГ-15.
На дворе была вторая половина 1950-х годов, страной правил Никита Сергеевич Хрущёв, провозгласивший, что будущее за ракетной техникой. Увлечение генсека ракетами было настолько велико, что ВВС страны попали под сокращение, целые дивизии вместо самолётов начали осваивать баллистические ракеты. В это время в ОКБ-155 под влиянием момента начали проводить исследования по программе «Система борьбы с искусственными спутниками Земли военного назначения».
Испытания ракеты Буревестник
Неудачные испытания ракеты 9М730 «Буревестник» (SSC-X-9 Skyfall) имели место в период с 2017 по 2018 год – согласно данным американских разведывательных служб, речь идет о четырех неудачных запусках, в одном из которых ядерная силовая установка отказала, в результате чего ракета упала в Баренцево море. Российская стороны категорически опровергла падение ракеты «Буревестник» с ядерным двигателем в Баренцевом море.
29 января 2019 года стало известно об успешном испытании крылатой ракеты 9М730 «Буревестник» (SSC-X-9 Skyfall), которую предполагается принять на вооружение уже в 2020-2021 годах. Это было заявлено американскими СМИ. Тем не менее, в середине февраля источник в ракетостороительной отрасли подчеркнул, что испытания ракеты с энергетической ядерной установкой «Буревестник» действительно были проведены в конце января 2019 года.
Возвращение МиГа
Однако параллельно с разработкой космического самолёта шли работы и в другом направлении, а именно — возможности запуска противоспутниковых ракет с обычного высотного истребителя-перехватчика. В результате к 1983 году родился эскиз самолета МиГ-31Д — глубокой модернизации серийного перехватчика МиГ-31.
Уже в 1985 году конструкционные чертежи были переданы на завод, для создания опытных экземпляров.
Самолёт-прототип создавался на базе серийной машины с использованием отдельных технических решений, реализованных на модернизированном МиГе-31М. Главным оружием была десятиметровая ракета 79М6, располагавшаяся на центральном выдвигающемся подфюзеляжном пилоне. В результате под эту ракету пришлось полностью переделать систему управления вооружением и бортовой пилотажно-навигационный комплекс.
Постройка первого опытного самолёта завершилась к концу 1986 года, а 17 января 1987 года он поднялся в небо. Вскоре была готова и вторая машина, взлетевшая 28 апреля 1988 года под управлением Анатолия Николаевича Квочура. Испытания продолжались вплоть до середины 1990-х годов. За это время было произведено более ста пусков по мишеням. Отдельные горячие головы даже предлагали сбить какой-нибудь американский спутник, но руководство страны с опаской отнеслось к этой затее. Однако вскоре грянул кризис, и работы практически полностью прекратились.
Конструкция
По заявлениям президента России Владимира Путина и материалам Министерства обороны России известно, что по габаритам корпуса ракета сопоставима с крылатой ракетой Х-101 и оснащена малогабаритной ядерной энергоустановкой. Заявленная дальность полёта в десятки раз превышает дальность полёта Х-101. На кадрах официальных презентаций ракета стартует с наклонной пусковой установки с помощью ускорителей.
По заявлению эксперта «Военно-промышленного курьера» Павла Иванова: «…по габаритам новейшая ракета в полтора-два раза больше „сто первой“. В отличие от последней, крылья у „Буревестника“ размещены не внизу, а сверху фюзеляжа. Также на видео можно рассмотреть характерные выступы. Скорее всего, именно там происходит нагревание воздуха ядерным реактором… Масса „Буревестника“ в несколько раз, а вероятно, и на порядок больше, чем у Х-101».
По данным «Независимой газеты», стартовый двигатель ракеты — твердотопливный, маршевый двигатель — ядерный воздушно-реактивный. Габариты: длина на старте — 12 м, в полёте — 9 м, корпус в фронтальной проекции имеет форму эллипса 1×1,5 м.
Ядерная силовая установка
3 марта 2018 года агентство ТАСС со ссылкой на военно-дипломатический источник сообщило о завершении испытаний малогабаритной ядерной энергетической установки, которая может использоваться при производстве крылатых ракет и подводных аппаратов.
Джефф Терри, профессор физики Технологического института Иллинойса, используя аналогии с крылатой ракетой «Томагавк», оценил полезную (нетепловую) мощность двигателя «Буревестника» приблизительно в 766 кВт. Из этого он делает вывод, что это вполне вписывается в потенциальный диапазон мощностей компактного ядерного реактора современного поколения.
В «Буревестнике» используется прямоточная газовая турбина открытого типа, в отличие от «Посейдона», где на том же реакторе применена газовая турбина закрытого типа, где отработанный и охлаждённый газ возвращается обратно в реактор.
Тактико-технические характеристики
По данным ТАСС, ракета комплекса является дозвуковой.
Траектория полёта крылатой ракеты с учётом чрезвычайно продолжительного времени маневрирования, по мнению разработчиков, обеспечивает возможность преодоления рубежей ПВО и ПРО.
Истребитель с космическим оружием
В качестве носителя противоспутниковых ракет Микоян предложил использовать не знаменитую королёвскую «семёрку» — ракету-носитель Р-7, а один из истребителей своего КБ. К тому времени уже стало известно, что американцы провели испытание ракеты Bold Orion, которая была запущена с бомбардировщика В-47В Stratojet и едва не попала в спутник-мишень на орбите 251 км. Промах составил примерно 7 км, что для первых испытаний было неплохим результатом.
Уже к середине 1961 года в ОКБ-155 были готовы три варианта аэробаллистической ракеты большой дальности, способной поражать цели за пределами атмосферы. Носителем этих ракет должен был стать истребитель-перехватчик с индексом Е-155 (будущийМиГ-25). Все исследования проводили в обстановке строгой секретности. Причём скрывали не столько от коварных зарубежных шпионов, сколько от руководства отрасли и, страны, потому что никто не был уверен в том, что проблема вообще решаема. Поэтому о ходе испытаний знал только Микоян.
И только к середине 1962 года, когда был сделан вывод, что с самолёта типаМиГ-25 можно вывести полезный груз в заданную область околоземного пространства и в нужный момент времени (то есть запустить ракету и поразить вражеский спутник), результаты исследования были доведены до высшего руководства страны. А 17 июля 1962 года новый способ космического запуска был защищён авторским свидетельством №26293.
“СНАРК” И “НАВАХО”
По той же схеме создавались крылатые ракеты большой дальности и в США. Разница лишь в том, что в СССР пропустили этап создания дозвуковой крылатой ракеты с обычным воздушно-реактивным двигателем и сразу перешли к прямоточным двигателям.
Межконтинентальная дозвуковая крылатая ракета с турбореактивным двигателем SM-62 “Снарк” начала разрабатываться в 1947 году фирмой Northrop. Внешне ракета была похожа на реактивный истребитель со стреловидным крылом с углом стреловидности 45 градусов.
Старт ракеты происходил с пусковой установки, имевшей небольшой угол наклона к горизонту. Для взлета использовались два пороховых ускорителя, работавшие в течение 4 секунд. В хвостовой части ракеты размещался маршевый турбореактивный двигатель J-57 фирмы Pratt & Whitney, обеспечивавший дозвуковую скорость полета.
Я называю ракету “Снарком”, но первоначально, в 1947–1951 годах, ее именовали SSM-A-3, с 1951 по 1955 год – В-62, а далее – SM-62.
Обратим внимание на бомбардировочный индекс В-62: в те времена ракеты называли “беспилотным бомбардировщиком”. Кстати, в СССР до 30 октября 1959 года крылатые ракеты именовались самолетами-снарядами. По проекту “Снарк” должен был лететь на высоте до 15,3 км и на дальность до 10,2 тыс
км. Ядерная боевая часть W39 имела мощность 3,3 Мт
По проекту “Снарк” должен был лететь на высоте до 15,3 км и на дальность до 10,2 тыс. км. Ядерная боевая часть W39 имела мощность 3,3 Мт.
“Снарк” летал почти с той же скоростью, что и современный ему стратегический бомбардировщик В-52. При необходимости он мог совершить до восьми поворотов (противозенитных маневров), но все их надо было заложить в систему бортового управления до старта. При необходимости SM-62 можно было вернуть и даже посадить на брюхо на идеально ровной взлетно-посадочной полосе (ВПП). Но в отличие от В-52 ракета не могла маневрировать, ставить активные и пассивные помехи радиолокаторам ПВО и использовать кормовую артиллерийскую установку. Зато цена “Снарка” была в 20 раз меньше цены В-52.
При полете с автопилотом на полную дальность круговое вероятное отклонение (КВО) “Снарка” составляло около 20 км, что было неприемлемо даже при наличии термоядерного заряда. Поэтому, как и советские ракеты, “Снарк” был оснащен системой астрокоррекции, которая теоретически должна была обеспечивать КВО 2,4 км. Однако на испытаниях лучшее КВО составило 7,5 км.
Летные испытания “Снарка” велись с 1951 по 1961 год. А в январе 1958 года 702-е авиационное крыло, имевшее на вооружении 36 ракет “Снарк”, было введено в состав ВВС США. Фактически же на боевом дежурстве “Снарк” состоял первые восемь месяцев 1961 года.
В июне 1961 года президент Кеннеди приказал снять с вооружения SM-62, назвав комплекс “анахронизмом”.
Параллельно со “Снарком” создавалась и крылатая ракета с ПВРД, который на высоте 18–25 км мог развивать скорость, в три раза превышающую звуковую. Но прямоточный двигатель мог работать только при большой скорости полета, поэтому крылатой ракете нужна была разгонная ступень. Таким образом, крылатая ракета с ПВРД представляет баллистическую ракету с жидкостно-реактивным двигателем в качестве первой ступени и крылатую ракету в качестве второй ступени. К такой схеме стратегической крылатой ракеты почти одновременно пришли конструкторы США и СССР.
В 1947 году фирма North American Aviation (впоследствии Rockwell International, а затем – в составе Boeing) начала разработку двухступенчатой крылатой ракеты “Навахо”. Первая, разгонная ступень ее имела ЖРД на базе двигателя ракеты “Фау-2”, который работал на жидком кислороде и этиловом спирте и развивал тягу в 34 тонны. Вторая ступень имела ПВРД, развивавший маршевую скорость порядка 1300 км/ч. Дальность полета крылатой ракеты должна была составлять 805 км.
Впоследствии проект “Навахо” был пересмотрен, и фирма Rocketdyne в 1955 году начала разработку нового ускорителя с ЖРД на керосине и жидком кислороде тягой 61,3 т.
Запуск ракеты “Навахо” (SM-64А) производился вертикально со специальной пусковой установки (ПУ) на мысе Канаверал в штате Флорида. Внешне ПУ была очень похожа на ПУ баллистических ракет средней и большой дальности.
Первый пуск “Навахо” состоялся 6 ноября 1956 года, а последний, 10-й, – 28 ноября 1958 года. Достигнута максимальная дальность 1999 км.
Решением Министерства обороны США от 11 июля 1957 года разработка проекта “Навахо” была приостановлена, однако программа летных испытаний продолжена для получения “необходимых данных о характеристиках крылатых аппаратов при полете на больших скоростях”.
Работа начинается
Работа по созданию космического истребителя закипела. Масла в огонь подлила информация о работе американцев над ракетопланом Х-15, имевшим схожие задачи. В результате Артём Микоян возглавил работы по теме «Спираль», целью которой было создание космического корабля с воздушным стартом, то есть такого летательного аппарата, который мог бы стартовать с подвески самолёта-носителя, а затем, разогнавшись, выходил бы на околоземную орбиту.
Спустя несколько лет эти работы воплотились в виде моделей космопланов Бор-2 и Бор-3, а также практических полётов Эпоса (экспериментального пилотируемого орбитального самолёта). К сожалению, во второй половине 1970-х годов большая часть ресурсов и людей было переброшено на создание космического корабля «Буран». Работы по созданию ракетопланов практически прекратились.