Поиск

Катар — оружие индийских воинов

Декоративная отделка катаров

В связи с кастовым строем, в Индии оружием владела лишь группа воинских каст и знати, поэтому большинство индийского оружия богато отделано драгоценными металлами, резьбой по кости и украшено камнями. Мастера в Индии умели делать насечку золотом или серебром. Знали технологию чеканки и эмалировки. Существовал обычай дарить богато отделанное оружие правителям или богатым землевладельцам.

Для украшения катаров чаще всего использовали технику «кофтгари» — насечки золотом. Её проводили следующим способом:

  1. Острой иглой наносился рисунок из глубоких царапин;
  2. В царапины укладывается золотая проволока;
  3. Проволока вколачивается молотком;
  4. Поверхность нагревается и снова вколачивается;
  5. Проводится полировка.

Техника боя

Классический катар использовался как оружие для левой руки в сочетании с саблей. На дистанции катаром ставили блоки и парирования, при сближении наносили короткий смертельный удар. Сикхи использовали катар как основное оружие, в паре с небольшим щитом. Воины сикхи любили катар именно за его способность убить с одного удара. Их кодекс запрещал убивать без необходимости (тем более причиняя жертве страдания).

На юге Индии катар использовали как оружие для густых зарослей и тесных помещений. Катар носили слева на поясе, перед саблей.

Техника работы катаром сохранилась до сих пор в штате Керал. В ней используются колющие удары по различным траекториям. При уколе клинок катара поворачивается плоскостью к земле. Это помогает ему входить между рёбрами, а при ударах в шейную область поражает множество кровеносных артерий. Рубящая техника слабо развита, хотя многие мастера её используют. Удары в этом случае аналогичны технике карате «рука-меч», и выполняются с вложением корпуса в удар. Также существует техника ударов на возврате оружия, обоюдоострая заточка позволяет их проводить без разворота клинка.

Знамя княжества Мевар также украшено катаром, что символизирует борьбу за независимость.

Благодаря любви индийцев к своим традициям, найти катары можно по всей Индии, а желающий освоить технику боя катаром может научиться у местных мастеров, передающих своё искусство на протяжении многих веков.

Уруми

Если пата больше интересна своеобразным строением чаши-рукояти, то индийский пояс-меч уруми выделяется среди холодного оружия невероятной гибкостью своего клинка. Пожалуй, это один из самых оригинальных по конструкции мечей в истории человечества.

Лезвие уруми — гибкая вытянутая полоса стали, остро отточенная с обеих сторон. Ширина клинка пояса-меча составляла около 2-3 сантиметров, а длина, судя по некоторым источникам, могла достигать 5-6 метров. Причем владелец этого оружия вполне мог спрятать столь внушительный клинок под обыкновенной одеждой, подпоясавшись уруми на манер обычного ремня. Для сворачивания в лезвии меча, ближе к кончику, проделывалось обыкновенное отверстие, замыкающееся на эфесе рукоятки.

Воин с несколькими уруми в руках

Существовало множество вариаций экзотичного индийского меча. Кроме различной длины, которая зависела от роста и мастерства владельца оружия, некоторые экземпляры уруми оснащались многочисленными лезвиями. В нескольких гибких клинках на одной рукояти, несомненно, был свой резон — множественные порезы при попадании по врагу вызывали обильное кровотечение.

Разумеется, пояс-меч имел как свои достоинства, так и недостатки. Несомненным преимуществом уруми была возможность скрытного ношения, а также стремительные и непредсказуемые по направлению атаки. С другой стороны, гибкий меч мог наносить лишь резаные раны незащищенному доспехами противнику, и для верного уничтожения врага требовалось точно попасть по уязвимым участкам тела.

Демонстрация искусством владения уруми

Чтобы уверенно владеть поясом-мечом требовалось многолетнее оттачивание мастерства: стремительные как змеи лезвия не прощали ошибок и могли серьезно покалечить самого владельца оружия.

Пата

Узкое, достигающее метровой длины, лезвие этого клинка жестко закреплено в металлической чаше-панцире. прикрывающей руку от кисти до локтя. Таким образом, этот меч представляет собой продолжение конечности, внешним видом напоминая механический протез.

Пата

Вероятнее всего, конструкция паты стала дальнейшим развитием индийского кинжала катара, лезвие которого крепилось к раме с двумя поперечными рукоятями-перекладинами. Возможно, удлиненные локтевые упоры этого клинка видоизменились, получили дополнительные пластины защиты, превратившись в подобие латной рукавицы.

Пата с обратной стороны

Впрочем, оба вида оружия достигли наибольшего распространения примерно в одно время, в XVI-XVII веках, и, скорее всего, были сконструированы практически одновременно.

Из-за узкого удлиненного лезвия пата выглядит как колющий клинок, однако это совсем не так. Жесткая конструкция и крепление оружия к локтевому суставу руки полностью сковывает движения кисти, что делает выпады вперед очень неудобными. Обоюдоострый клинок паты в первую очередь предназначен для нанесения размашистых рубяще-режущих ударов.

Техника владения этим оружием лучше всего раскрывалась при использовании сразу двух клинков в обеих руках. Воин, мастерски управляющийся с патами, превращался во вращающийся смерч, мгновенно нанося противнику многочисленные резаные раны.

Пата XVIII века

Стоит отметить, что кроме функционального предназначения, защитная чаша-рукавица клинка очень часто использовалась оружейными мастерами как декоративный элемент и выполнялась в виде головы какого-либо свирепого животного. Этот факт, несомненно, придает дополнительную культурную ценность диковинному оружию.

Нестандартные катары

Существовала очень интересная модель катара «джамадхар селикани» или катар с тремя клинками. В сложенном состоянии он представляет собой классический однолезвийный катар. При нажатии на поперечины задействуется механизм, открывающий клинок наподобие бутона цветка. Две половинки расходятся в разные стороны как ножницы, а посередине открывается третий клинок.

В литературе часто высказывается мнение, которое характеризует такой катар как оружие смерти, что лезвия раскрывали внутри тела противника, разрезая его внутренние органы. Сложно представить себе пружины такой силы, которые могли бы заставить катар раскрыться внутри тела человека. Да и сам удар должен быть нанесён на всю длину лезвия, а это будет точно смертельная рана.

Более правдоподобной версией выглядит теория использования раскрывающегося катара для захвата и удерживания клинка противника, чтобы нанести ему удар основным оружием в правой руке. Вряд ли можно было вырвать или сломать клинок сабли или меча использую такой катар, но задержать его на пару секунд вполне реально. В смертельном поединке пара секунд может дать возможность самому нанести смертельный удар и выйти из боя победителем. Многочисленные находки трёхлезвийных катаров свидетельствуют об их популярности (неэффективное оружие просто не могло долго существовать, так как его создатель погибал в первых же боях).

В 15 веке на юге Индии появились катары новой конструкции – имеющие специальный защитный щиток, наподобие защиты рапиры. Со свойственной индусам любовью всё украшать щитки часто были сделаны в форме головы кобры с раздутым капюшоном. Назывались они не менее красиво, чем выглядели – «приносящие смерть». Такие катары использовались в бою как оружие для основной руки. Создание защитной гарды послужило толчком к эволюции катара. В результате было изобретено ещё одно специфическое оружие «пата».

Виды катаров и их основные элементы

Катары были различных форм, с разной длиной лезвия, и состоял из следующих элементов:

  • Главной частью катара был клинок длиной от 10 до 100 сантиметров. Форма клинка классического катара напоминала равнобедренный треугольник. Иногда встречались клинки с волнистым лезвием, которые наносили незаживающие раны. Впрочем ромбовидное сечение клинка в сочетании с шириной лезвия делало любую глубокую рану смертельной. Иногда встречались катары с двумя или тремя лезвиями;От начала клинка отходят две железные пластины, которые защищают предплечья и запястья. При достаточном мастерстве ими можно было ставить блоки для защиты от ударов саблей или мечом. Естественно, что о жёстком парировании не может быть и речи, имеется ввиду блокировка скользящих ударов, когда защита подставляется под определённым углом;На определённом расстоянии от клинка защитные пластины скрепляются между собой двумя поперечными рукоятками. Иногда поперечина могла быть и одна, но это не всегда обеспечивало нужную жёсткость конструкции.

С развитием огнестрельного оружия катары знатных людей стали комбинировать с двумя пистолетами. Данная конструкция была весьма травмоопасной для своего владельца, а точность выстрела оставляла желать лучшего.

Известны случаи, когда перед боем катар крепили к руке верёвками или специальными ремнями. Привязанный к руке катар не терялся ни при каких обстоятельствах. Хотя для древних индусов привязывание оружия к руке имело несколько иной смысл и означало готовность принять смерть в бою или биться до полной победы.

Существовали специальные военные образцы катаров, которые отличались более ромбовидным сечением и толщиной клинка. Предназначались они для пробивания вражеских доспехов. Для того, чтобы укрепить острие при ударе по металлу, бронебойные катары имели утолщение клинка возле острия.

Как видно из особенности строения, катар не предназначался для нанесения режущих ударов. Желая исправить этот недостаток, мастера оружейники создавали специальные образцы катаров с изогнутым лезвием, хотя это больше гражданские варианты, предназначенные для нанесения нелетальных ран. Колющие свойства при этом практически терялись.

Клинок для самых ловких воинов

Что такое катар? Оружие, которое требовало особой физической подготовки, быстрой реакции и ловкости предназначалось в первую очередь для попадания в голову и верхнюю часть тела. Боковые ручки могли быть использованы для блокировки или реже для обороноспособности. Обладатель такого оружия должен был быть достаточно ловким и шустрым, чтобы увернуться от атак противника и быстро нанести удары. Большим преимуществом был лёгкий вес и относительно небольшой размер.

Индийский кинжал катар использовался в тесном рукопашном бою. Для индийских боевых искусств в целом были характерны скорость, ловкость и акробатические манёвры. Ещё в XVI веке там изучался хотя бы один стиль боя, что подразумевал использование пары смертоносных клинков: по одному в каждой руке. Владение катаром подразумевает улучшенную акробатическую сноровку, чем любым другим холодным арсеналом, например, ножом или стандартным кинжалом. Удары наносятся как будто кулаками, а не оружием, что является более естественным для защиты и атаки. Если клинок состоит из нескольких лезвий, то с его помощью можно довольно легко поймать любое более традиционное оружие, например, меч, и отвести его от себя. В узком проходе обладатель катара будет иметь большее преимущество.

Особенности конструкции катара

Первые образцы катаров были выполнены в виде цельных конструкций клинка и рукояти. Скорее всего, такие модели были военными. На гражданских, украшенных золотом и рисунками образцах обычно встречается конструкция на заклёпках. Это понятно, ведь военным моделям не нужны различные излишества, это простые и надёжные орудия для убийства. Гражданские же модели наоборот, больше подчёркивали статус владельца, чем служили в качестве оружия.

Несмотря на высочайшее качество булата, используемого для производства катаров, клинки дополнительно усиливались при ковке специальными рёбрами жёсткости. Желобки на клинках позволяли снизить вес оружия, расширить клинок за счёт экономии материала и провести различную закалку на отдельных местах лезвия. Красивые булатные узоры на клинке появлялись в результате травления и полировки поверхности клинка.

Встречались булатные клинки, на острие которых были наварены наконечники из другой стали. Скорее всего, это результат боевых поломок и последующего ремонта оружия.

Конструкция и разновидности

Клинок обычно обоюдоострый, прямой, широкий или узкий, треугольной или клиновидной формы, часто с усиленным боевым концом. Может быть также двойным (джамадхар дуликанех) или тройным (джамадхар сехликанех), стреловидным, искривлённым (даже пламевидным). Длина клинка варьируется в широких пределах, от 8 сантиметров до метра (такие катары относятся уже к мечам. Такие катары-мечи, имевшие прикрывающий кисть эфес, назывались бара джамдаду или бэраджамдэда, то есть «приносящий смерть»). Количество клинков, а также их взаимное расположение тоже варьируется. Эфес всегда металлический, рамочной конструкции (в виде буквы «Н»), с поперечно расположенной рукоятью и боковыми защитными пластинами-хвостовиками. Некоторые катары имеют волнообразную режущую кромку наподобие европейского фламберга или малайского криса. Бывают также катары, режущая кромка которых состоит из совокупности заточенных полукруглых выемок, поразительно напоминая серрейторную заточку современных ножей. Существует и механическая модификация: при сжатии рукояти откидываются два, или даже четыре, дополнительных боковых клинка (подобную конструкцию имели некоторые европейские даги). Бывают даже катары-пистолеты.[источник не указан 2599 дней]

Уникальное оружие

С того времени, когда человек начал охотиться на животных, он начал разработку различных видов оружия. Первоначально для убийства и защиты использовались заострённые камни и палки. С открытием металла начали изготавливать различные виды холодного арсенала: мечи, ножи, лук и стрелы. Такое оружие, как катар, использовалось не только для убийства и самообороны, но и имело большое религиозное и историческое значение. Арсенал также считался символом статуса и воинского достоинства раджпутов, сикхов и моголов. Помимо того, что он использовался для самообороны, катар также применяли для демонстрации богатства и высокого положения.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий